Форма платы за использование земли

Использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В отношении участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

По завершении строительства и государственной регистрации, прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога.

В отношении участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации.

В отношении участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение налоговой базы и установленной правовыми актами (законами) представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения) доли налоговой ставки в размере, не превышающем 1/2 налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа; в случае установления двух авансовых платежей в размере, не превышающем 1/3 ставки.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Если по истечении 3 лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) не введен в эксплуатацию построенный на таком участке объект недвижимости, арендная плата за такой участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды.

Подсистема «Расчет земельных платежей»реализована в рамках проекта разработки и внедрения информационной системы «ИАС УГРТ г. Новокузнецк».

Подсистема «Расчет земельных платежей» позволяет регистрировать и формировать договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, и соглашений к договору аренды. А также осуществлять автоматический расчет и перерасчет величины арендной платы за ЗУ или долю в ЗУ с последующим ведением финансово-лицевого учета поступлений по арендной плате.

Алгоритм расчета арендной платы, принятый в подсистеме, разработан на основании положений Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 №47 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области». Постановление вступает в силу 01.01.2010 года. Расчеты по земельным платежам до указанной даты не фиксируются в данной подсистеме.

Функциональные возможности

  • Формирования и последующее ведение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
  • Осуществление расчета величины арендной платы за земельные участки с возможностью задания основных условий аренды, влияющих на размер арендной платы;
  • Формирование различного рода соглашений по договору аренды;
  • Формирование и печать документов по выполненным расчетам, подготовка проектов договоров аренды и соглашений по договору аренды;
  • Поиск данных, учет которых осуществляется при ведении подсистемы «Расчет земельных платежей», по группе условий к их атрибутам.

Подсистема «Расчет земельных платежей» позволяет генерировать с учетом сведений, размещенных в БД ИАС «Градоустройство», следующие формы выходных документов:

  • «Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности»;
  • «Соглашение о расторжении договора аренды земельного участка»;
  • «Расчет (протокол определения) величины арендной платы за земельный участок»;
  • «Соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка»;
  • «Соглашение о продлении договора аренды земельного участка»
  • «Соглашение о присоединении к договору аренды земельного участка»;
  • «Договор аренды земельного участка под временное сооружение»;
  • «Договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, находящегося в государственной собственности».

При внедрении системы возможно создание шаблонов дополнительных отчетных форм, представляющих информацию в различных разрезах.

Раздел I. Основные положения

Статья 9. Платежи за землю

1. Земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании, облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

2. За земельные участки, предоставленные государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается плата за пользование земельными участками.

Порядок исчисления и уплаты в доход бюджета платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

При предоставлении на территории Республики Казахстан земельного участка в аренду другим государствам размер платы за пользование земельными участками определяется международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

3. Продажа земельных участков из государственной собственности в частную на возмездной основе осуществляется единовременно либо в рассрочку по решению местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах его компетенции по предоставлению земельных участков, за исключением случаев, когда земельный участок предоставляется в собственность на безвозмездной основе:

1) гражданам Республики Казахстан — собственникам жилых помещений как идеальная доля в объектах кондоминиумов;

2) гражданам Республики Казахстан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства в соответствии с пунктом 2 статьи 50 настоящего Кодекса;

2-1) научным центрам с международным участием, определяемым в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

2-2) отечественным промышленным предприятиям, перечень которых и критерии отбора для включения в перечень определяются Правительством Республики Казахстан;

2-3) субъектам малого предпринимательства под объекты, переданные им в соответствии с подпунктом 5) части первой пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»;

3) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательными актами Республики Казахстан.

Плата за возмездное предоставление (продажу) права частной собственности на земельный участок (далее — плата за земельные участки) или права временного возмездного землепользования (аренды) (далее — плата за продажу права аренды) исчисляется на основе кадастровой (оценочной) стоимости, рассчитываемой по базовым ставкам платы за земельные участки с применением поправочных коэффициентов.

4. Средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность, зачисляются в Национальный фонд и используются в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

5. При изменении целевого назначения земельного участка, за исключением земельного участка, предоставленного с условием, установленным пунктом 6 статьи 44 настоящего Кодекса, для строительства объектов, предусмотренных генеральным планом населенного пункта, безвозмездно предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, под иные цели, по которым настоящим Кодексом предусмотрено платное предоставление земельных участков, собственник земельного участка обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения.

Местный исполнительный орган при изменении целевого назначения земельного участка в исключительном случае, предусмотренном в части первой настоящего пункта, согласовывает сумму кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, не подлежащую выплате в бюджет, с местным представительным органом по месту нахождения земельного участка.

При изменении целевого назначения, за исключением земель, изъятых для государственных нужд, земельного участка сельскохозяйственного назначения, а также сельскохозяйственного использования в пределах черты населенного пункта для использования его в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, собственник указанного земельного участка обязан выплатить в бюджет сумму, равную разнице между кадастровой (оценочной) стоимостью, предусмотренной законодательством Республики Казахстан для измененного целевого назначения, и ценой, по которой этот участок ранее был приобретен у государства.

6. Земельные участки и право землепользования в виде государственных натурных грантов предоставляются юридическому лицу Республики Казахстан, осуществляющему реализацию инвестиционного проекта, в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан об инвестициях.

Решение местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения о предоставлении земельного участка в качестве натурного гранта принимается в пределах его компетенции по предоставлению земельных участков на основании решения уполномоченного органа по инвестициям.

7. При продаже или сдаче в аренду собственником земельного участка, продаже негосударственным землепользователем принадлежащего ему права землепользования другим лицам, а также при сдаче им земельного участка в аренду вторичным землепользователям размер, сроки и форма платы за земельные участки определяются договорами купли-продажи или имущественного найма в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

8. Земельный участок может быть предоставлен в оплату уставного капитала (собственность) социально-предпринимательским корпорациям, имеющим статус национальной компании, по цене, исчисляемой по кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

При этом оформление земельного участка в собственность социально-предпринимательским корпорациям, имеющим статус национальной компании, осуществляется после государственной регистрации выпуска объявленных акций.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

34 (127) — 2009

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ПЛАТНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. В. дудник,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экологического и земельного права Кубанский социально-экономический институт

Статья посвящена изучению основ платности использования земли в Российской Федерации как элемента государственного экономического управления земельными ресурсами. В статье рассматривается динамика развития отношений по применению платы за использование земли в качестве элемента экономического управления в сфере использования и охраны земельных ресурсов Российской Федерации.

Ключевые слова: платность использования земли, государственное экономическое управление, земельные ресурсы.

Плата за землю является ключевым элементом экономического механизма государственного управления земельными ресурсами, для лучшего понимания его сущности целесообразно обратиться к историческим основам формирования данного правового института.

Основной предпосылкой возникновения платы за землю явилось появление сделок с земельными участками. Земля является особым объектом экономического оборота и правовых отношений в силу своих природных качеств, свойств, функций и роли в жизни общества. В процессе исторического развития претерпевали изменения системы, виды и формы землепользования, соответственно изменялось и правовое регулирование сделок с земельными участками .

Изначально земельные участки использовались людьми без обособления права на нее конкретных

пользователей, это была самая ранняя историческая форма обладания землей для производственных целей — землепользование, в дальнейшем, в процессе развития производительных сил, изменения экономических отношений, классового расслоения общества возникло землевладение как одна из форм частной собственности на землю.

Первые вещественные свидетельства о заключенных сделках с землей относятся приблизительно к 2000 г. до н. э. В ходе раскопок, происходивших в 1984 г. на месте шумерского города Ур, ученым удалось обнаружить прототипы первых договоров о предоставлении земли в пользование .

В римском частном праве существовали различные институты правового регулирования, оборота земель, в основном совпадающие с обычным делением договоров (купля-продажа, мена, аренда и пр.) и уже в то время ключевую роль играла цена земли (ее стоимость), устанавливаемая в зависимости от ее состояния, местонахождения, почвенных характеристик и др.

Л. Л. Кофанов отмечает условность продажи земельных участков, поскольку «община сохраняла верховную власть над собственностью». С расширением экспансии римлян вновь захваченные земли считались перешедшими в собственность или римского народа, или императора. Предоставление же их отдельным лицам приводило к различного рода владению, характеризующемуся вещными правами обладателей, но не правом собственности (отсюда,

видимо, и появился такой институт римского частного права, как эмфитевзис (постоянное пользование). Чаще всего такие участки считались как бы арендованными у государства, но не по договору, а в качестве полученных на основе особого вещного права. Одни лица (воины-ветераны, выслужившие чиновники и пр.) наделялись участками навсегда с правом наследования, другие — на период жизни. Достаточно было платить определенную плату, часто символическую. Более того, далеко не всегда проводилось различие между собственно наймом и узуфруктом (право пользования плодами и доходами), а также другими вещными правами .

В этот период истории в связи с отсутствием абсолютного права собственника на землю не существовало ясных критериев для разграничения отдельных сделок с земельными участками. Поэтому практически во всех случаях передача земельного участка именовалась продажей: «Одни на годы, другие на сто лет продаются манцепсам, т. е. арендаторам». Отличие покупки от форм найма заключалось не в характере владения, а исключительно в его сроках. В первом случае земля продавалась на 100 лет, а во втором — на пять, т. е. на срок до очередных публичных торгов, устраиваемых цензором. Плата за пользование землей выступала в форме поземельного налога, часто она дополнялась жертвоприношениями .

Единственным существенным условием, при наличии которого договор считается заключенным, являлась плата за землю.

Платный характер различных сделок в отношении земли не вызывал сомнений: «… из того принципа, на основании которого мы начинаем иметь собственные владения и имущество, проистекает и право сдавать принадлежащие нам и брать внаем чужую собственность; и тот, кто берет внаем, согласно общенародному праву, обязан вносить плату сдающему; тот же, кто сдает, обязан предоставить вещь такой, чтобы другой мог ею пользоваться и извлекать доход» .

Земельный участок рассматривался как вещь, несмотря на то, что долгое время обладание землей сопровождалось ритуальными процедурами, с явным осознанием особенностей этого объекта .

Специфической была оценка земельного участка с точки зрения его единства. С одной стороны, участок рассматривался как единое целое, с другой — на основании различных возможностей хозяйственной эксплуатации, не исключалось и его разделение. При использовании участка могло быть

выделено большое количество различных полномочий, приобретающих самостоятельное правовое значение .

В России начало государственному регулированию рынка земли должен был положить Указ об обязанных крестьянах 1842 г., который явился еще одной законодательной мерой, целью которой было постепенное урегулирование земельных отношений в России. Наряду с другими подобными мерами была подготовлена реализация Крестьянской реформы 1861 г. Так, Указ 1842 г. хотя и ввел договорную составляющую в отношения между помещиком и крестьянами, но реализация его на практике была незначительна .

В России до начала XX в. не было единых установленных государством правил совершения сделок с землей. Так, до XIII в. в начальный период развития государства преобладал метод закрепления всех земель за князьями по наследству, другие лица имели возможность обладать землями исключительно в силу служения князю либо иной административной зависимости (так называемая система «кормления»). В дальнейшем этот порядок лишь усилился. Отдельные участки земли, сады, покосы и угодья могли сдаваться во временное пользование (с натуральной системой оплаты долей урожая — «исполу» и пр.). Но подобные действия с земельными участками были редкостью.

Купля-продажа земельных участков обычно сопровождалась в знак перехода власти на ней вручением дерна, т. е. куска почвенного слоя, в присутствии девяти (позднее — пяти) свидетелей. Письменное оформление таких сделок началось ориентировочно с половины XVII в., когда акты продажи земли стали оформляться в специальных книгах, ведущихся государственными чиновниками.

До 1917 г. земельное право в России как особая отрасль отсутствовало. Все правовые отношения, связанные с землей, регулировались в рамках общего гражданского законодательства .

В советский период оборот участков в его истинном (рыночном) смысле был практически прекращен. Вся земля стала объектом государственной собственности.

Уже первый Земельный кодекс запретил ее продажу. Допускалась лишь так называемая трудовая аренда. Сдача земли внаем производилась после регистрации в волостном или местном сельском Совете . И лишь при наличии исключительных условий (например, когда семья арендатора пострадала от стихийного бедствия и т. п.). Обработка земли могла осуществляться только

лично, сдача внаем запрещалась, если арендодатель прекращал ведение собственного хозяйства, были введены существенные ограничения по срокам аренды и т. д. Более того, если в ГК РСФСР 1922 г. земельные участки упоминались в числе возможных объектов аренды, то в ГК РСФСР 1964 г. указание на них отсутствовало .

Договоры аренды земельных участков были ограничены изначально нормативными правовыми актами, а впоследствии — постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.07.1937 — запрещены. Общая концепция возникновения каких-либо прав на землю в тот период была четко прописана: если гражданин или организация нуждались в получении участка, то для выделения земли принималось соответствующее административное решение.

После окончания Великой Отечественной войны была предусмотрена ограниченная возможность временного пользования землей, но не в результате соглашения сторон, а в силу распорядительного акта государственного органа.

На протяжении советского периода существования нашего государства земельный правопорядок постоянно реформировался. Активно эксплуатировалась идея преимуществ крупного социалистического земледелия, создания в сельском хозяйстве крупных совхозов и колхозов на базе государственной или кооперативной формы собственности на средства производства и праве постоянного (бессрочного) пользования землями сельскохозяйственного назначения. Однако реформы 1953 и 1965 гг., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дали ожидаемого результата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учреждение платы за пользование природными ресурсами стало возможным после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и введения их в гражданский оборот. Платность следует рассматривать как следствие преобразования при-родно-ресурсных отношений в ходе проведения рыночной реформы .

С 1990 г. в Российской Федерации в связи с внедрением рыночных механизмов в экономике появилась потребность перехода от государственной монополии на землю и другие природные ресурсы к многообразию форм собственности на земельные участки.

23.11.1990 был принят Закон РСФСР «О земельной реформе». Он предусматривал, что земельная реформа имеет целью перераспределение

земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР . При проведении земельной реформы предусматривалась бесплатная передача земельных участков в собственность гражданам бесплатно.

Использование земли в РСФСР стало платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом.

Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, провозглашалось создание Российского земельного банка. Об этом указании было забыто еще до отмены этого исторического закона .

Для ведения крестьянского хозяйства земля предоставлялась в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве. Дополнительная земельная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в республиках, краях, областях, могла быть получена за плату .

В период с 1990 г. издается большое количество указов Президента РФ и правительственных правовых актов о порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределении земель между собственниками и пользователями земельными участками. Одновременно важное место среди законодательных предписаний о реализации земельной реформы стали занимать нормы ГК РФ . Они способствовали формированию земельного рынка, предписывая законом разрешенные формы сделок с земельными участками .

В ходе земельной реформы в Российской Федерации были осуществлены значительные преобразования. Произошла ликвидация монополии государственной собственности на землю.

Вместе с тем земельная реформа, по мнению Правительства РФ, не была доведена до конца, поэтому им в 1999 г. была разработана первая, на мой взгляд, основополагающая, и утверждена Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы». В ней сказано, что перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффектив-

ное использование и социальную справедливость при распределении земли .

Основными целями проводимой в тот период земельной реформы были признаны: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Для их достижения была запланирована разработка специального отраслевого законодательства, проектов федеральных законов, содержащих нормы по регулированию отношений в сфере оценки земли, государственного регулирования отдельных категорий земель, особенностях ограниченного оборота сельскохозяйственных земель, о землях городов и иных поселений, о порядке изъятия земельных участков в государственную и муниципальную собственность и т. д.

В дальнейшем новые целевые программы стали разрабатываться не только на общероссийском, но и на региональном уровне. В качестве примера можно привести программы разработки и укрепления земельных отношений на территориях особых экономических зон (в частности Калининградская область, где разрабатываются программы для различных районов в различных уровнях деятельности). Все вышеперечисленные программы, независимо от уровня разработки сводятся к совершенствованию земельных правоотношений, т. е. урегулированных нормой права общественных отношений по использованию и охране земель в Российской Федерации, среди которых особое место занимают отношения связанные с платностью использования земель, а также все экономические и юридические аспекты данного вопроса.

Создание цивилизованного рынка земли, когда важнейшим условием оборота является взаимное согласие сторон, предмет (т. е. сама земля) и цена, опирающиеся на действие закона, состоялось только в период 1991 — 2001гг. .

Этот период можно назвать переломным моментом в формировании современного земельного права. Начиная с 2000-х гг. земельное законодательство серьезно реформируется. И рассматриваемый правовой институт платы за землю — не исключение. Только за последние несколько лет в нормативные акты, регулирующие земельные правоотношения, было внесено несколько десятков значимых изменений, не считая несущественных — менее значимых изменений. Существенной корректировке подверглись многие нормы Земель-

ного кодекса РФ и Закона РФ от 11.10.1991 «О плате за землю», претерпевшие значительное количество изменений и дополнений.

В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию земельных платежей, которое предполагает установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц, расчет ставок земельного налога в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель, выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель, ужесточение контроля за сбором земельных платежей и их перечислением в соответствующие уровни бюджетов, завершение инвентаризации земель, проведение их оценки, учета и государственной регистрации, существенное сокращение льгот по земельному налогу. Следует отметить, что вышеперечисленные требования, предъявляемые к нормам земельного законодательства, нашли свое отражение в новом Земельном кодексе РФ .

Плата за землю — это общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с реализацией права частной собственности и иных вещных прав на землю, ее целью является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий .

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата .

Правовой основой взимания земельного налога является вступившая в силу с 01.01.2005 гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ. Она введена Федеральным законом от 29. 11. 2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» .

Таким образом, платность использования земли является ключевым объективно обусловленным элементом экономического управления

земельными ресурсами, позволяющим активизировать деятельность землепользователей в части ее рационального использования и охраны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25. 10. 2001 № 136-ФЗ с изм. и доп. от 08. 11. 2007 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2007. № 46. Ст. 5553.3.

3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации от 29. 11.2004 № 141 ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4840.

4. Бороздин С. В. Земельные отношения и аграрные реформы. М.: ЮНИТИ, 2002. 240 с.

5. Быстров Г. Е. Земельное право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 720 с.

6. Гольцблат А. А. Сделки с землей в России: купля-продажа; аренда; приватизация; ипотека. М.: Альпина, 2005. 99 с.

7. Духно Н. А., Чубуков Г. В. Земельный правопорядок и ответственность. Учебное пособие. М., 1998. 362 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кофанов Л. Л. Обязательственное право в архаичном Риме. М.: Юрист 1994. 216 с.

9. Кузьмин Г. В. Земельный налог. Особенности исчисления и уплаты. М.: Вершина, 2006. 186 с.

10. Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима. М.: Статут, 2003. 685 с.

11. Отрывки из «Институций» Ульпиана // Памятники римского права. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана. М.: Зерцало, 1998. 287 с.

12. Синайский В. И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. 638 с.

13. Сухова Е. А. Справочник юриста по земельному праву. СПБ.: Питер, 2007. 272 с.

14. Устюкова В. В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. М. : Институт РАН ИГП, 2005. 241с.

15. Ходский Л. В. Земля и земледелец. Т. 11. СПб. : Типография. М. Стасюлевича, 1891. 481с.

16. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 1. М. : Юристъ. 1996. 392 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *