ФЗ 248

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
21 июля 2017 года

Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2017 года

1) в абзаце седьмом части второй статьи 110 слова «от пяти до восьми лет» заменить словами «от восьми до пятнадцати лет»;

2) в статье 110.1:

а) в абзаце втором части четвертой слова «лишением свободы на срок до пяти лет» заменить словами «лишением свободы на срок от пяти до десяти лет»;

б) в части пятой:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«5. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство несовершеннолетнего, либо лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, либо женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, -«;

в абзаце втором слова «до шести лет» заменить словами «от шести до двенадцати лет»;

в) дополнить частью шестой следующего содержания:

«6. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие самоубийство двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.»;

О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

РАЗДЕЛ I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее — государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

1) мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

2) оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

4) рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

5) проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

6) деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

7) деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

8) расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

9) деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

10) деятельность органов государственной охраны;

11) деятельность органов федеральной службы безопасности.

4. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Российской Федерации.

6. Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

7. Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля (далее также — вид контроля) устанавливаются в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

8. Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (далее — федеральный закон о виде контроля). Виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (далее — закон субъекта Российской Федерации о виде контроля).

9. Вид регионального государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля подлежат осуществлению при наличии в границах субъекта Российской Федерации, границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.

10. Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля определяется наименование вида контроля с указанием его отнесения к федеральному государственному контролю (надзору), или к региональному государственному контролю (надзору), или к муниципальному контролю.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.

3. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении лицензирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в следующей части:

1) проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию (далее — лицензиаты). Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, осуществляемое в форме государственной услуги;

2) проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в порядке и случаях, предусмотренных главами 12 и 13 настоящего Федерального закона.

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению:

1) государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

2) экспортного контроля;

3) государственного портового контроля;

4) контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;

5) надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

6) надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах;

7) контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

8) государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств государственными корпорациями;

9) контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;

10) контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

11) контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

12) контроля в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

13) контроля за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

14) контроля за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

15) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;

16) контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

17) контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

18) деятельности в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

5. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора):

1) налоговый контроль;

2) валютный контроль;

3) таможенный контроль;

4) контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

5) контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

6) федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом оружия;

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности;

8) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности;

9) федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

10) федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

11) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

12) федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

13) надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;

14) федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

15) государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

16) контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;

17) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

18) лицензионный контроль деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

19) контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

20) государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;

21) государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с контролируемым лицом;

22) государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом;

23) государственный контроль в области связи, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;

24) контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль).

Статья 3. Нормативно-правовое регулирование государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляется настоящим Федеральным законом, а в случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом, также другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается:

1) для вида федерального государственного контроля (надзора) — положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

2) для вида федерального государственного контроля (надзора) при передаче полномочий по его осуществлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также при необходимости положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) для вида регионального государственного контроля (надзора) — положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) для вида муниципального контроля — положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

3. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), осуществляемых в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, положения о видах муниципального контроля утверждаются с учетом общих требований к организации и осуществлению отдельных видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля. Такие требования могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

4. Федеральные законы о видах контроля могут устанавливать положения, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом должны содержаться в положении о виде контроля.

5. Положением о виде контроля определяются:

1) контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;

2) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля;

3) перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;

4) виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия;

5) виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска;

6) особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;

7) иные вопросы, регулирование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами о видах контроля осуществляется положением о виде контроля.

6. Нормативными правовыми актами Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — государственные корпорации) может осуществляться нормативно-правовое регулирование в отношении соответствующего вида федерального государственного контроля (надзора) в случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом для федеральных органов исполнительной власти, если они наделены в соответствии с федеральными законами полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

7. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля относятся:

1) формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора);

3) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами.

2. Полномочия по осуществлению отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора)

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора) относятся:

1) реализация на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), в том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);

2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

3) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами.

2. Полномочия по осуществлению отдельных видов регионального государственного контроля (надзора) могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления.

3. Если законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения осуществление вида муниципального контроля не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, соответств

Поговорим о новостях в сфере фармации, а также рассмотрим документы, на которые будем ориентироваться в контрольно-надзорной деятельности.
Маркировка
Маркировка лекарственных средств — трудозатратная процедура для всей товаропроводящей цепи. Если кто-то один ошибся, страдают все. Рынок еще довольно долго будет лихорадить в связи с неготовностью участников МДЛП, и ждать стабилизации ситуации к октябрю этого года не следует, считают эксперты.
Маркировка лекарственных препаратов не заканчивается нанесением кода на упаковку. Несмотря на это, откладывать запуск системы МДЛП не имеет смысла. Такое мнение высказал коммерческий директор ЦВ «Протек» Борис Попов во время виртуального фармацевтического марафона, который 30 июля провела Advantix Pharma.
Постановление Правительства РФ от 21.07.2020 N 1079 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 1556»
Поправки направлены на:
— уточнение содержания информации, вносимой субъектами обращения ЛП в систему мониторинга, а также предоставления информации из данной системы субъектам обращения ЛП;
— предоставление эмитентам средств идентификации возможности маркировать ЛП на таможенном складе;
— уточнение способов вывода из оборота ЛП;
— упрощение технического взаимодействия субъектов обращения ЛП с системой мониторинга.
В России могут появиться новые виды аптечных организаций
Минздрав подготовил проект приказа «Об утверждении видов аптечных организаций». Согласно документу, внутрибольничные аптеки будут выделены в отдельную категорию. Кроме того, в законодательстве появится новый вид аптечной организации – «аптека индивидуального предпринимателя». Принадлежность к этой категории владельцы должны будут обозначать на вывеске и в фирменном наименовании.
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина считает правильным выделение в отдельную категорию внутрибольничных аптек. «Когда речь идет о бюджетном финансировании, действует другое нормативно-правовое регулирование, вплоть до особенностей формирования штатного расписания. Случалось, что во внутрибольничной аптеке оставляли одного сотрудника, называя его старшим провизором, что нарушало номенклатуру Минздрава», – объясняет она.
«Хорошо поставленная работа ИП не отличается от аптек других форм собственности по качеству обслуживания, ассортименту, фармконсультированию. Для потребителей после изменений на вывеске такая организация будет выглядеть как «недоаптека». При этом в некоторых случая ИП может организовать работу не хуже, а даже лучше более крупных организаций», – объясняет президент Ассоциации «Фармацевтическое содружество» Наталья Назаренко.
Участники рынка считают, что новая классификация ничего не поменяет в условиях работы аптек. «Вряд ли это как-то может повлиять на текущую деятельность аптек разных форм собственности, включая аптеки, являющиеся структурными подразделениями медицинских организаций», – говорит руководитель пресс-службы «Губернских аптек» (Красноярский край) Анатолий Патюков.

ВИДЫ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.. Аптека, осуществляющая розничную торговлю (отпуск) ЛП населению:
— готовых лекарственных форм;
— производственная с правом изготовления ЛП;
— производственная с правом изготовления асептических ЛП.
2. Аптека, как структурное подразделение медицинской организации:
— готовых лекарственных форм;
— производственная с правом изготовления ЛП;
— производственная с правом изготовления асептических ЛП;
— производственная с правом изготовления радиофармацевтических ЛП.
3. ИП, имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность (аптека ИП).
4. Аптечный пункт.
5. Аптечный киоск.
Пояснительная записка к проекту приказа Минздрава России
«Об утверждении видов аптечных организаций»
В проекте приказа сохраняются предусмотренные приказом № 553н виды аптечных организаций: «аптека», «аптечный пункт» и «аптечный киоск».
При этом вид аптечной организации «аптека» предлагается разделить на аптеки, обслуживающие население и являющиеся самостоятельными, и аптеки, являющиеся структурным подразделением медицинской организации, в виду того, что в настоящее время по данным Росздравнадзора, свыше 2 500 медицинских организаций имеют в своей структуре аптеки, в том числе с правом изготовления асептических лекарственных форм.
Дополнительно, в связи с многочисленными фактами использования вида аптечной организации «аптека» или «аптечный пункт» в вывеске и фирменном наименовании индивидуального предпринимателя, предлагается установить новый вид аптечной организации – «аптека индивидуального предпринимателя».
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Установлено, что в рамках «регуляторной гильотины» Правительством РФ до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмена НПА Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории РФ или отменены ли указанные НПА, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в них, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Также определено, что с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
Положения НПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего НПА, если иное не установлено ФЗ или международным договором РФ.
Обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, прав и законных интересов граждан;
Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований.
Официальные разъяснения обязательных требований в целях пояснения их содержания, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований.
Целями регулирования являются:
1. снижение избыточного административного давления на хозяйствующих субъектов и граждан;
2 . обеспечение соблюдения хозяйствующими субъектами и гражданами обязательных требований;
3. концентрация усилий контрольно-надзорных органов на контролируемых лицах, несущих наибольший риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
4. повышение эффективности использования материальных, финансовых и иных ресурсов, выделяемых на обеспечение контрольно-надзорной деятельности государства.
Для того, чтобы работа инспектора была понятной и прозрачной для контролируемых лиц, вводится детальное регулирование контрольно-надзорной деятельности. Закон нацелен на широкое внедрение информационных решений, отражение процесса контрольно-надзорной деятельности в открытых информационных системах. Ограничиваются основания для внепланового контроля, вместо универсальной проверки внедряется нескольких видов контрольно-надзорных мероприятий, большая часть которых содержит существенные ограничения для контрольно-надзорных органов. Устанавливается возможность замены контрольно-надзорных мероприятий дистанционным контролем, в том числе осуществляемым на добровольной основе и с использованием информационных систем. На законодательном уровне устанавливается гибкая система исполнения предписаний с возможностью их отсрочки, приостановления, прекращения исполнения, обжалования.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ»О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
— Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
— Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок ЮЛ и ИП на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Правительство Российской Федерации устанавливает особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок ЮЛ и ИП в целях учета положений настоящего Федерального закона.

248-ФЗ (с 1 июля 2021 г.)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

294-ФЗ

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Основные положение (248-ФЗ)
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть
направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению:
контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) устанавливается:
— для вида федерального государственного контроля (надзора) — положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом РФ или Правительством РФ;
Положением о виде контроля определяются:
1. контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;
2. критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля;
3. перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;
4. виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия;
5. виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска;
6. особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;
7. иные вопросы, регулирование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами о видах контроля осуществляется положением о виде контроля.
Организация государственного контроля (248-ФЗ)
В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) создаются:
1. единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — единый реестр видов контроля);
2. единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
3. информационная система досудебного обжалования;
4. реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
5. информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также посредством средств связи.
Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора) или оказании государственных. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Контрольный (надзорный) орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.
Для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного, но не более двух контрольных (надзорных) мероприятий в год.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям высокого или значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, устанавливается минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий — не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
Положением о виде контроля может быть установлено, что частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, определяется в рамках иных, за исключением одного года, периодов времени либо устанавливается в связи с наступлением определенных событий.
Профилактика рисков причинения вреда (248-ФЗ)
— информирование
— обобщение правоприменительной практики
— меры стимулирования добросовестности
— объявление предостережения
— консультирование
— самообследование
— профилактический визит
Осуществление государственного контроля (248-ФЗ)
Контрольные мероприятия:
— контрольная закупка
— мониторинговая закупка
— выборочный контроль
— инспекционный визит
— рейдовый осмотр
— документарная проверка
— выездная проверка
— наблюдение
— выездное обследование
Контрольные действия
— осмотр
— досмотр
— опрос
— получение письменных объяснений
— истребование документов
— отбор проб (образцов)
— инструментальное обследование
— испытание
— экспертиза
— эксперимент
Решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (248-ФЗ)
В случае выявления нарушений обязательных требований контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей ….
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Уважаемые коллеги, дополнительные разъяснения в отношении Федерального закона N 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» смотрите в видеообзоре

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” направлен на урегулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Впервые в законодательном акте по контролю отражен принцип «стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований», закрепляющий приоритетную роль профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Закрепляется исчерпывающий перечень контрольных мероприятий при взаимодействии с подконтрольным лицом: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка. Федеральным законом расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля, например, наряду с правами контролируемых лиц, получил закрепление перечень запретов и ограничений, возлагаемых на инспектора. В случае причинения вреда (ущерба) контролируемым лицам решениями контрольного (надзорного) органа, действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, признанными в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того определяется ряд мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, соблюдение которых является предметом проверки при проведении контрольно-надзорных мероприятий, например, контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит.

Интерес вызывает новелла данного закона о том, что контрольный (надзорный) орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, организации, со средства массовой информации расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением обращения (заявления), информации указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.

Получило правовое закрепление обязанность контрольного органа в случае получения возражения от проверяемого лица по результатам проверки, назначить консультацию с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений. Теперь должностное лицо контрольного (надзорного) органа, вынесшим решение, по запросу подконтрольного субъекта должен будет принять решения по следующим вопросам: 1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;2) об отсрочке исполнения решения;3) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;4) о прекращении исполнения решения. Вступит в силу данный федеральный закон с 01 июля 2021 года.

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях”, хотя и вызывает много вопросов со стороны юридического сообщества, однако призван заложить основы, закрепить принципы принятия, разработки, обязательных требований, исполнение которых и будет проверяться при государственном контроле (надзоре), привлечении к административной ответственности, предоставлении лицензий, аккредитации и иных разрешений, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Федеральным законом устанавливается, что понимается под обязательными требованиями, определяются цели и основные принципы установления обязательных требований, общие условия установления обязательных требований, полномочия по установлению обязательных требований, порядок разработки и вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.

Также Федеральным законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2021 года обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Вместо нормативных правовых актов, прекращающих своё действие, должно быть обеспечено принятие нормативных правовых актов, соответствующих новым принципам установления обязательных требований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *