Кто составляет транспортную накладную перевозчик или заказчик?

Товарно-транспортная накладная (ТТН) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

Форма товарно-транспортной накладной

Согласно п. 1.2. Постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 автотранспортные организации при перевозке грузов должны оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.

Форма товарно-транспортной накладной состоит из двух разделов:

1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.

2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Оформление товарно-транспортной накладной

Составление товарно-транспортной накладной

Грузоотправитель обязан составлять товарно-транспортные накладные на каждый рейс автомобиля. При этом неважно, является ли автотранспортное средство собственностью грузоотправителя или он воспользовался услугами третьего лица для оказания автотранспортных услуг.

В заполнении товарно-транспортной накладной участвуют грузоотправитель-продавец, грузополучатель-покупатель и перевозчик.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) выписывается в четырех экземплярах:

  • первый — остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
  • второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
  • второй — сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
  • третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Заполнение товарно-транспортной накладной

При отгрузке товара продавец-грузоотправитель составляет товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т в четырех экземплярах.

В таблице товарного раздела отражаются данные о товаре и его стоимости (за единицу и всего), единица измерения, количество мест, вид упаковки и т.д.

При этом:

Столбец 2 «Номер прейскуранта и дополнения к нему», столбец 3 «Артикул или номер по прейскуранту» заполняется, если организация-продавец утверждает цены на товары в специальном прейскуранте и присваивает товарам определенный артикул. Однако заполнение этих граф не является обязательным.

В столбце 5 «Цена, руб. коп.» указывается цена товара с учетом акциза, НДС (если товары этими налогами облагаются).

В Столбце 10 «Масса, т» указывается брутто масса груза в тоннах (всех товаров в сумме в данной строке).

Столбец 11 «Сумма, руб. коп.» считается как умножение столбца 4 на столбец 5.

В строке «Наценка, % » указывается процент торговой надбавки, установленной организацией-продавцом. Эту графу заполняют только торговые организации.

Со стороны грузоотправителя документ подписывают лица, ответственные за отпуск товара, и главный бухгалтер, ставится печать.

К документу, как правило, прикладываются также счет-фактура и товарная накладная по форме N ТОРГ-12.

В таблице «Погрузо-разгрузочные операции» транспортного раздела грузоотправитель вносит данные о способе погрузки (ручной) и времени прибытия под погрузку и убытия автомобиля.

Время прибытия определяется по времени предъявления водителем-экспедитором на контрольно-пропускном пункте путевого листа.

Время убытия проставляют в момент подписания накладной и передачи ее экспедитору.

При приеме товара к доставке водитель-экспедитор проставляет в первых трех экземплярах накладной свои данные под таблицей транспортного раздела. Первый экземпляр транспортной накладной остается у поставщика. Он служит основанием для списания товара. Остальные экземпляры передаются водителю.

Если при доставке груза грузополучателю никаких расхождений или отклонений по количеству и качеству товара, указанным в документах не было обнаружено, то в соответствующих полях накладной проставлены прочерки.

Далее, грузополучатель ставит подпись и печать в товарном разделе накладной, а также заполняет свою часть таблицы «Погрузо-разгрузочные операции» транспортного раздела: способ разгрузки, время прибытия автомобиля на разгрузку и его убытия со склада грузополучателя после разгрузки.

Второй экземпляр товарно-транспортной накладной (и прилагаемые документы) остается у покупателя и служит основанием для оприходования товара.

Третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной водитель доставляет в свою автотранспортную компанию.

При этом столбцы 20-44 заполняют водитель и бухгалтер транспортной организации. Здесь указывается километраж пробега автомобиля, время простоя, расценки на транспортные услуги и т. д.

Исходя из данных, указанных в этих столбцах, рассчитывается стоимость транспортных услуг и заработная плата водителя.

В Столбце 26 «За транспортные услуги с клиента» указывается общая стоимость транспортных услуг.

В Столбце 27 «За транспортные услуги причитается водителю» указывается сумма заработной платы, начисленной водителю за перевозку груза.

Автотранспортная компания после указания в ТТН данных, необходимых для расчетов за транспортные услуги (расстояние перевозки, стоимость услуг, время простоя под погрузкой и разгрузкой и т.д.), направляет заказчику транспортных услуг один (третий) экземпляр ТТН и счет на оплату услуг перевозки.

На основании оставшегося (четвертого) экземпляра ТТН и путевого листа автотранспортная компания начисляет заработную плату водителю.

ТТН при транзитной поставке

Транзитная торговля представляет собой две независимые друг от друга сделки: торговая компания заключает договор купли-продажи товара с поставщиком, на основании которого обязуется оплатить приобретенный товар, а поставщик — отгрузить товар на тот склад, который укажет торговая организация, и отдельный договор с покупателем товара, в рамках которого обязуется поставить за плату товар.

При этом торговая компания в первом договоре будет выступать покупателем товара, а во втором — его продавцом.

В этом случае строки товарно-транспортной заполняются следующим образом.

В строке «Плательщик» указывается торговая компания.

Кого поставить в строку «Грузоотправитель», зависит от момента перехода права собственности.

Если в момент отправки товара его собственником стала торговая компания, то она и будет указана в данной строке. Если после отправки владельцем остался поставщик, то в строке «Грузоотправитель» будет значиться поставщик.

Заполнение строки «Грузополучатель» зависит от того, кто фактически принимает товар на складе конечного покупателя.

Если этим занимается сам покупатель, то указать нужно именно его.

Если же разгрузку производит представитель торговой компании, то в качестве грузополучателя следует указать название, адрес и телефон торговой компании.

В любом случае в поле «Пункт погрузки» должен стоять адрес поставщика, а в поле «Пункт разгрузки» – адрес конечного покупателя.

Сроки хранения товарно-транспортных накладных

Срок хранения первичной учетной документации составляет не менее пяти лет.

Ответ:

Транспортная накладная (ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

В пункте 6 данных правил говорится, что ТН, составленная грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), подтверждает заключение договора перевозки груза.

Также применяется товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Следовательно, при доставке товара собственным транспортом покупатель ТН не оформляет. ТТН при самовывозе оформлять тоже не нужно («Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте»).

Соответственно, если покупатель нанимает перевозчика, то ТН оформляется. Это делает покупатель либо перевозчик от имени покупателя по доверенности. В этом случае ТТН по форме № 1-Т не может заменить транспортную накладную (письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

ФНС РФ отмечает, что статьей 2 закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.

Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции.

Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом, а доставка не выделена отдельно в документах. В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письма ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.

Ответ подготовлен службой правового консалтинга компании РУНА

В настоящее время в морских перевозках используются два вида транспортных документа — морской коносамент и морская накладная. И эти транспортные документы принципиально отличаются

I. Морской коносамент.

Так исторически сложилось, что для оформления морских грузоперевозок
изначально и по сей день используется свой отдельный вид документа, обладающий
своими абсолютно уникальными свойствами. Речь идет о документе под названием
коносамент. Коносамент, как слово, имеет иностранное происхождение, и на
основных европейских языках звучит примерно одинаково, к примеру: на испанском
языке «Conocimento», на французком «Connaissement», на немецком — «
Konossement». В связи с тем, что английский язык является стандартным языком,
используемым для оформления документации в международных грузоперевозках,
морская накладная использует английское название. Английский вариант звучит как
«Bill of Lading». Уникальность коносамента (Bill of Lading) состоит в
разнообразии видов и широты функций, которые он в себе несет.

Функции коносамента:

* Является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки.
Содержит в себе все основные условия данного договора.
* Несет функцию «расписки» — документа, подтверждающего факт принятия груза
перевозчиком (судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и
качестве.
* Является ценной бумагой, дающей право собственности на конкретный груз
(товарораспорядительный документ). Это выражается в том, что коносамент с
конкретно указанным в нем грузом может быть продан, куплен, передан на
определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое
перемещение товара.

Основные виды коносамента.

Общее деление:

* Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента
может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути.
Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При
оформлении такого коносамента в обязательном порядке проставляется запись
«Приказу имярек». К оборотным коносаментам относиться ордерные и
предъявительские коносаменты.
* Необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) — коносамент, в
котором грузополучатель точно определен и получает груз сам.

В зависимости, от того, кто именно будет получателем груза, коносамент бывает:

* Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое
или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
* Ордерный (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или
получатель может определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя»),
какому именно третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте
делается передаточная надпись (индоссамент).
* Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения
передается предъявителю коносамента.

В зависимости от типа перевозки:

* Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading) — оформляется при
перевозке груза на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в
определенных портах, на специально выделенных причалах (линейные морские
перевозки).
* Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется,
для перевозок осуществляемых нерегулярно (трамповые морские перевозки).
Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает
грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик
(фрахтовщик), где фрахтовщик предоставляет фрахтователю за определенную плату
часть судна, все судно или несколько судов сразу для осуществления одного или
нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.

В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству
груза или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:

* «Чистый» (clean bill of lading) коносамент — повреждения тары, упаковки
груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза
соответствует указанному в коносаменте.
* «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками оформляется в
случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза и других
замечаниях к качеству груза.

В зависимости от общей схемы перевозки:

* Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
* Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке,
проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в
другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.

В зависимости от того, когда груз принят перевозчиком:

* Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) — оформляется при уже
погруженном на судно грузе.
* Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется
на груз, предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и
находящийся под охраной.

Оформление коносамента.

Основное законодательство регулирующие морские грузоперевозки включает в себя:

* Гаагские правила 1921 года — Международная конвенция по унификации
некоторых правил, касающихся коносаментов.
* Правила Гаага-Висби — Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских
правил о коносаментах 1921 г.
* Гамбургские правила — Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 года.
* В российском законодательстве действует — Кодекс торгового мореплавания РФ
от 30.04.1999.

В вышеуказанных документах оговаривается, какие именно данные должны быть в
обязательном порядке включены в коносамент. А именно:

* наименование перевозчика и место его нахождения;
* наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и
дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
* наименование отправителя и место его нахождения;
* наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
* наименование получателя, если он указан отправителем;
* наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки,
указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства
груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его
количество. При этом все данные указываются так, как они представлены
отправителем;
* внешнее состояние груза и его упаковки;
* фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то,
что фрахт должен уплачиваться им;
* время и место выдачи коносамента;
* число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
* подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Что касается формы коносамента, то здесь возможны варианты, так как
разработкой таких форм занимаются разнообразные морские организации, компании и
объединения.

Наибольшее распространение получили формы коносаментов, разработанные такими
организациями как:

* Genwaybill — форма Балтийского и Международного морского Совета (БИМКО);
* The GGBS Waybill — форма Генерального Совета Британского судоходства.

Общий порядок работы с коносаментом:

* Отравителем составляется погрузочный ордер, в котором указаны наименование
и марка товара, количество товара и вид упаковки, порты отправления –
назначения; данные отправителя и получателя груза, название судна.
* Происходит погрузка груза на борт, что подтверждается соответствующим
документом – штурманской распиской (mate’s receipt).
* После отправки судна из порта отправления грузоотправителю в обмен на
штурманскую расписку оформляется коносамент. Далее грузоотправитель пересылает
оригиналы коносамента грузополучателю.
* Грузополучатель получает груз в порту назначения, для чего ему в
обязательном порядке требуется проявить свой оригинал коносамента, высланный
ему отправителем.

N/B. — При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента — остальные
экземпляры утрачивают свою силу.

II. Морская накладная (Sea waybill).

Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в
морских перевозках, новые виды транспортных документов:

* океанская накладная (ocean waybill);
* линейная накладная(liner waybills);
* сама морская накладная (Sea waybill).

Причины появления морских накладных: поступательное развитие отрасли морских
перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также
не утешительная статистика осуществления мошеннических действий с
использованием коносаментов.

Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в
морских перевозках в функции которого входит:

* Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
* Функция документа подтверждающего факт принятия груза перевозчиком
(судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве.

На этом функции морской накладной заканчиваются.

Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill
of Lading) является то, что морская накладная не является ни
товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни
оборотным документом. Груз выдается конкретному, указанному в морской накладной
грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при
этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной. В
настоящее время вариант полной замены коносамента на морскую накладную
находится в стадии активного обсуждения.

Заказ-наряд на предоставление транспортного средства используется как договор фрахтования, при перевозке груза с сопровождением представителя грузовладельца, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, и осуществляется транспортным средством.

Форма заказ-наряда на предоставление транспортного средства установлена Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272.

Заказ-наряд подается фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд.

При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства и заполняет пункты 2, 8 — 10, 12 — 14 (в части фрахтовщика) заказа-наряда.

При подаче фрахтовщику заказа-наряда фрахтователь заполняет пункты 1, 3 — 7 и 14 заказа-наряда.

Изменение условий фрахтования в пути следования отмечается водителем в графе 11 «Оговорки и замечания фрахтовщика» заказа-наряда.

При отсутствии всех или каких-либо отдельных записей в заказе-наряде, касающихся условий фрахтования, применяются условия, предусмотренные Федеральным законом и настоящими Правилами.

Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующей графе заказа-наряда.

Заказ-наряд составляется в 3 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в случае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрахтователя и фрахтовщика. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий — вручаются фрахтовщику (водителю). Третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.

Любые исправления в заказе-наряде заверяются подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.

В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Оформление транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд осуществляет перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Фрахтовщик (водитель) при подаче транспортного средства для перевозки груза подписывает заказ-наряд и в случае необходимости указывает в пункте 11 заказа-наряда свои замечания и оговорки при подаче транспортного средства для перевозки груза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *