Государственное обязательное страхование

1. Одной из разновидностей обязательного страхования является обязательное государственное страхование. Это страхование определенных категорий государственных служащих, осуществляемое за счет средств государственного бюджета.

В соответствии с комментируемой статьей данный вид страхования возможен лишь в случае принятия отдельных законов или иных правовых актов об обязательном государственном страховании, в которых должны быть определены страховщики и иные условия страхования государственных служащих. Таким образом, объемы и условия страховой защиты, а также источники ее финансирования должны быть указаны в соответствующих законах.

Правовое регулирование обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих осуществляется с учетом особенностей государственной, в том числе правоохранительной, службы. Необходимо отметить, что в настоящий момент понятие «государственные служащие определенных категорий» рассматривается на практике очень широко и зачастую распространяется на лиц, которые не признаются государственными служащими (например, лица, призванные на военные сборы, сотрудники полиции).

Правовое регулирование вопросов обязательного государственного страхования лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, является прерогативой федерального законодателя.

2. Страхователями по данному виду страхования выступают федеральные органы исполнительной власти, указанные в соответствующих нормативно-правовых актах и на которых обязанность страховать возложена соответствующим законом. Страховщиком могут выступать государственные страховые организации, если обязательное государственное страхование возникает в силу закона, и негосударственные, если страхование основано на договоре страхования.

Размер страховых взносов устанавливается законом или иными нормативно-правовыми актами (в соответствии с п. 6 ст. 3 ГК РФ к иным нормативно-правовым актам относятся указы Президента и постановления Правительства).

3. Правила гл. 48 ГК РФ к отношениям по обязательному государственному страхованию подлежат применению в субсидиарном порядке по отношению к законам, устанавливающим обязательное государственное страхование, если иное не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию. Таким образом, общие правила страхования, установленные гражданским законодательством, применяются только тогда, когда в законах об обязательном государственном страховании отсутствуют соответствующие правила.

4. Применимое законодательство:

— Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

— в рамках реализации положений комментируемой статьи см. также перечень применимого законодательства, указанный в комментарии к ст. 927 ГК РФ.

5. Судебная практика:

— Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 N 2415-О;

— Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2008 N 31-О-О;

— Определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2082-О;

— Определение ВС РФ от 05.09.2012 N 60-АПГ12-4;

— Постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2009 N Ф09-7881/09-С1 по делу N А07-6575/2009;

— Определение ВС РФ от 13.06.2012 N 41АПГ12-7.

ЛЕКЦИЯ № 9

Обязательное государственное страхование

1. Понятие и принципы осуществления обязательного государственного страхования

Обязательное государственное страхование является мерой социальной защиты определенных категорий государственных служащих РФ и предусматривает страхование их жизни, здоровья и имущества. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании. Оно отличается от других групп обязательного страхования, обусловленных специальными законами, тем, что оно осуществляется государственными учреждениями за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего государственного бюджета (ст. 927 ГК РФ). В законах, регламентирующих обязательное государственное страхование, указаны страховщики, которые уполномочены осуществлять такое страхование, а также лица, которым вменена обязанность быть страхователем.

2. Субъекты обязательного государственного страхования: права и обязанности

Субъектами обязательного государственного страхования являются государственные учреждения и некоторые категории физических лиц. Согласно ст. 969 ГК РФ «Обязательное государственное страхование» государственные учреждения обязаны являться страхователями жизни и здоровья следующих лиц:

1) военнослужащих;

2) граждан, призванных на военные сборы;

3) лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ;

4) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

5) сотрудников федеральных органов налоговой полиции;

6) сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы.

Все названные категории лиц обеспечиваются страховыми гарантиями в силу специальных законов.

Так, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета в размере 180 окладов денежного содержания (должностных окладов), установленных на день выплаты, все сотрудники кадрового состава органов внешней разведки (ст. 22 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»). Страхователем при этом является орган внешней разведки РФ, руководство которым осуществляет Президент РФ.

Обязательному государственному страхованию подлежат жизнь, здоровье и имущество судьи за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы (ст. 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»). Об обязательном государственном страховании судей сказано также в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Согласно данному Закону обязательному государственному страхованию подлежат следующие категории лиц:

1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры;

3) следователи;

4) лица, производящие дознание;

5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

6) сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров:

а) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

б) военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;

7) сотрудники органов Федеральной службы безопасности;

8) судебные исполнители;

9) работники контрольных органов Президента РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

10) сотрудники федеральных органов Государственной охраны;

11) работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов Государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ;

12) близкие лиц, перечисленных в п. 1—11.

Страховые гарантии военнослужащим, указанным в вышеназванном п. 6.2, и их право на возмещение вреда обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Издан Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Данный Закон исполняют соответствующие министерства и ведомства. На основании этого Закона страхователем является, например, Минюст России. Со дня начала службы и по день окончания службы жизнь и здоровье сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России являются объектами обязательного государственного страхования Минюста России (Приказ Минюста РФ от 13 апреля 2006 г. № 114 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»).

Вышеуказанный перечень законов, вменяющих обязательное государственное страхование, не является исчерпывающим.

Обычно страховщиком по обязательному государственному страхованию является выбранная на основе конкурса страховая компания, имеющая разрешение (лицензию) на осуществление обязательного государственного страхования. Страхователь, а именно компетентные должностные лица, являющиеся представителями страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, обязаны ознакомить застрахованных лиц с правилами осуществления обязательного государственного страхования, порядком оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, со способом выплаты страховых сумм. Компетентные должностные лица застрахованных лиц (выгодоприобретателей) обязаны оказывать им содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. Должностные лица, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении застрахованным лицам (выгодоприобретателям) документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. С целью оперативного осуществления выплат страховых сумм и исключения случаев их задержки в кадровом аппарате, который оформляет соответствующие документы, должен вестись журнал регистрации выдачи и направления документов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Обязательное страхование в рф: понятие, виды и формы

В соответствии с пунктом 2 статьи 927 Гражданского кодекса РФ обязательное страхование — страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц. Пункт 4 статьи 3 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Виды обязательного страхования: 1. Обязательное социальное страхование — медицинское, страхование от несчастных случае на производстве, и профзаболеваний, обязательное социальное страхование, обязательное пенсионное страхование 2. Обязательное государственное — ОСАГО, пассажиров, вкладов, обязательное государственное личное страхование – работников опасных отраслей

Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие: а) субъекты страхования; б) объекты, подлежащие страхованию; в) перечень страховых случаев; г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения; д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа; е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); ж) срок действия договора страхования; з) порядок определения размера страховой выплаты; и) контроль за осуществлением страхования; к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования; л) иные положения.

Обязательное страхование делится на страхование за счет страхователей: страхование строений; сельскохозяйственных животных; личное страхование пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта; обязательное личное и имущественное государственное страхование.

Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные: 1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с: 1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); 2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности); 3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков). Страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается. Если федеральным законом не установлено иное, допускается страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования и (или) личного страхования (комбинированное страхование). На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц — резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке. Обязательное государственное страхование. Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета. Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств. В обязательном госстраховании государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан. В отличие от правоотношений по обязательному страхованию, в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.

Статья 969. Обязательное государственное страхование

1. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

2. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

3. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.

Комментарий к статье 969 Гражданского Кодекса РФ

1. Коммент. ст. не имеет прямого действия. Страхование, о котором в ней говорится, возможно лишь в случае принятия законов или иных правовых актов (п. 6 ст. 3 ГК) об обязательном государственном страховании. В этих нормативных актах должны быть определены страховщики и иные условия страхования государственных служащих. По своей видовой принадлежности это страхование может быть личным или страхованием имущества.

2. Отношения по обязательному государственному страхованию служащих делятся на две группы. Первая группа страховых отношений возникает непосредственно из закона и указанного в нем обстоятельства — назначения гражданина на государственную должность. Страховщиком здесь выступает «государственная страховая или иная государственная организация». Вторая группа основывается на договоре страхования, заключаемом в соответствии со ст. 935 — 937 ГК. В этом случае страховщиком может быть и негосударственная страховая организация.

3. Страхователями в этих отношениях выступают федеральные министерства и иные федеральные органы, указанные в законах и иных правовых актах. Страхование производится в пользу застрахованных сотрудников государственного аппарата.

4. Ввиду преобладания публично-правового элемента в отношениях по обязательному государственному страхованию ст. 969 было бы целесообразно исключить из ГК.

37.Обязательное государственное страхование

Существо обязательного страхования заключается в том, что специальные законодательные акты устанавливают обязанность осуществлять страхование для определенных лиц. Объектами обязательного страхования для этих лиц являются: жизнь, здоровье или имущество других, определенных в законе лиц, на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу, а также риски гражданской ответственности страховщиков, которая может на- ступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или вследствие нарушения договоров с другими лицами. Кроме того, установлена обязанность, в случаях, предусмотренных законом, юридических лиц, в чьем ведении или оперативном управлении находится имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, осуществлять страхование этого имущества.

Обязательное страхование осуществляется как за счет Федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счет самых страхователей. По мнению специалистов финансового права первая форма носит название обяза­тельного государственного страхования, однако понятие «обязательное государственное страхование» намного шире и распространяется на все виды страхования, обязательные в силу закона (решения) представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обязательное государственное страхование подразделяется на: обязательное личное и обязательное имущественное государственное страхование.

1. Обязательное личное государственное страхование установлено рядом законодательных актов для лиц, находящихся на государственной, в том числе и на военное службе. Оно распространяется на судей, работников прокурорского надзора, военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, сотрудников милиции, налоговой инспекции, на должностных лиц таможенных органов, на должностных лиц, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, на сотрудников кадрового состава органов внешней разведки. Обязательное личное страхование осуществляется за счет средств, выде­ляемых из бюджетов министерствам, федеральными службами и агентствами, которые выступают в роли страхова­телей. Так, военнослужащие внутренних войск, судьи, прокурорские работники подлежат страхованию за счет Фе­дерального бюджета, сотрудники милиции — за счет соответствующих бюджетов и средств, поступающих в специальные фонды на основе договоров от учреждений и орга­низаций, которые пользуются услугами милиции.

При обязательном государственном личном страховании страховыми случаями для лиц гражданских ведомств — судей, прокурорских работников, чиновников налоговой инспекции являются: гибель (смерть) застрахованного лица, при­чинение телесных повреждений разной степени тяжести, исключающих и не исключаю­щих возможность заниматься профессиональной деятельностью.

Правовой базой обязательного личного государственного страхования является комплекс законодательных актов, принятых в разное время за последние годы. Нормы об обязательном страховании включались в закон «О милиции», закон «О прокуратуре», за­кон «О внешней разведке» и т.д. В каждом отдельном случае в конкретных законах опре­делялись объекты и субъекты обязательного страхования, порядок заключения догово­ров, система финансирования расходов на обязательное государственное страхование. Важно отметить, что в принципе эти юридические конструкции имеют много общего, так как регулируют сходные правоотношения.

Размеры всех выплат по обязательному личному государственному страхованию установлены соответствующими законодательными актами. Так, например, в случае ги­бели сотрудника налоговой инспекции, сотрудника милиции или прокурорского работ­ника, если она произошла в период работы, или после увольнения, или ухода в отставку и наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полу­ченного в связи с исполнением служебных обязанностей, наследникам выплачивается денежная сумма в размере 10-летнего содержания умершего. В аналогичной ситуации наследникам умершего судьи выплачивается сумма в размере его 15-летней заработной платы1. В тех случаях, когда сотруднику милиции или налоговой полиции причинено увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им служебных обязанностей и результатом этого стала утрата возможности заниматься профессиональной деятельно­стью, пострадавшему выплачивается страховая сумма (пособие) в размере 5-летнего де­нежного содержания. В такой же ситуации судья получает пособие в размере 3-летней заработной платы.

В соответствии с Федеральным закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граж­дан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Закон вступил в действие с 1 июля 1998 года. Данный акт регламентирует обя­зательное страхование самой многочисленной категории лиц, подлежащих государст­венному страхованию, и его принятие способствовало совершенствованию правового ре­гулирования и правоприменение в данной сфере.

Объектом страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравнен­ных к ним в обязательном страховании лиц. Названные объекты подлежат страхованию со дня начала службы по день ее окончания.

Страховыми случаями являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы или заболевания, полученные в этот период, а также установление застрахованному лицу инвалидности вследствие увечья или заболевания, полученных в означенный период.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию поми­мо застрахованных лиц, в случае их гибели (смерти), являются супруг (супруга), состоя­щий (состоящая) на день гибели застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители или усыновители застрахованного лица, а в случае их отсутствия у него -дедушка и бабушка, если они воспитывали и содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет. Кро­ме того, выгодоприобретателями являются дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в обра­зовательных учреждениях до окончания обучения или до достижения 23 лет.

Страхователями по обязательному государственному страхованию являются фе­деральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, военные сборы и служба.

Страховщиками по данному страхованию выступают страховые организации, по­лучившие лицензию в установленном законом порядке. При этом имеются особые усло­вия для получения таких лицензий. К означенной страховой деятельности допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностран­ных инвестиций и которые функционируют как страховщики в области личного страхо­вания не менее одного года.

Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним по страхова­нию лицам, а в случае их гибели (смерти) выгодоприобретателям определяются исходя из месячного денежного содержания застрахованных. Тяжесть последствий страхового случая определяет параметры выплат, выраженные в окладах месячного денежного содержания.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы, во­енных сборов или до истечения одного года после увольнения со службы или после окончания сборов в результате увечья или заболеваний, полученных в период прохожде­ния службы, каждому выгодоприобретателю выплачивается страховая сумма в размере 25 окладов застрахованного лица.

В случае установления застрахованному лицу инвалидности по тем же основаниям и в те же сроки страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу, соответственно составляют для инвалида I группы — 75 окладов, II группы — 50 окладов и III группы — 25 окладов.

Закон точно устанавливает основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы. Это ситуации, когда страховой случай наступил вследствие соверше­ния застрахованным лицом деяния, признанного судом общественно опасным, когда страховой случай находился в установленной судом прямой причинной связи с опьяне­нием застрахованного лица, и наконец, когда страховой случай явился результатом дока­занного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью и самоубийства. Из последней позиции закон предусматривает существенное исключе­ние. Если смерть последовала в результате самоубийства застрахованного лица, которое находилось на службе, военной службе не менее двух лет, страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы.

2.Обязательное личное государственное страхование установлено также для лиц, пострадавших от радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначе­ния, пострадавших при испытании атомного и термоядерного оружия, от экологических и иных чрезвычайных катастроф. Например, все граждане Российской Федерации, пострадавшие от радиационного воздействия вследст­вие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежат государственному страхованию лич­ности. Размер страхового возмещения соответствует 200-кратной сумме установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на день выплаты возмещения. Страховым случаем при этом считается заболевание застрахованного, установление ему группы инвалидности или смерть, последовавшие вследствие Чернобыльской катастро­фы. Все установленные в законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», льго­ты, компенсации и страховые выплаты были распространены на лиц, пострадавших в ре­зультате радиационных аварий на других ядерных объектах как военного, так и гражданского назначения, а также персонала гражданской авиации и служебных пасса­жиров самолетов, выполнявших полеты с целью радиационной разведки и научных ис­следований в регионах ядерных испытаний, проводившихся в период с 1958 по 1990 гг.

3. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, прожи­вающие и работающие в так называемых «закрытых административно-территориальных образованиях», т.е. населенных пунктах, находящихся в непосредственной близости от ядерных и других особо опасных предприятии и объектов и имеющих определенный ста­тус. Страховыми случаями для застрахованных лиц является причинение ущерба имуще­ству, здоровью или смерть в результате воздействия каких-либо факторов при аварии на предприятии или объекте. Такое страхование предусмотрено в законе «О закрытом административно-территориальном образовании».

4. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, по роду своей работы осуществляющие оказание медицинской и психиатрической помощи, а также занятые проведением научных исследований по проблемам вирусологии и производ­ством вирусных препаратов. Страховым случаем при этой разновидности страхования является инфицирование вирусом иммунодефицита человека при исполнении служеб­ных обязанностей, инвалидности или смерти от последствий инфицирования.

5.Обязательному государственному страхованию подлежат лица, входящие в состав военизированной горноспасательной службы в транспортном строительстве. Страховой случай — увечье, инвалидность или смерть в связи с выполнением служебных обязанностей.

6. Такой вид обязательного страхования, как обязательное личное страхование пас­сажиров в пути, в принципе не относится к страхованию за счет средств бюд­жета. Такое страхование осуществляется за счет взносов страхователей. Подлежат страхованию от несчастных случаев пассажиры воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта. Не подлежат обязательному страхованию пасса­жиры всех видов транспорта международных сообщений, пассажиры внутригородских рейсов и переправ, автомобильного транспорта на городских маршрутах. Сумма страхового платежа включается в стоимость билета и, соответственно, уплачивается пассажи­ром, автоматически становящегося страхователем.

Однако эту специфическую форму страхования следует отнести к сфере обязательного государственного страхования, так как речь идет отчасти об использовании средств бюджета. Лица, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат бесплатному обяза­тельному страхованию за счет бюджетных средств. Наличие подобных льгот и опреде­лило необходимость включения данного вида страхования в обязательное государственное страхование. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров — 120 мини­мальных размеров оплаты труда на момент приобретения проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров осуществляется посредством заключения договоров со страховщиками, в роли которых выступают страховые компании, имеющие лицензии на страховую деятельность.

7. Обязательному страхованию за счет средств государственного медицинского учреждения подлежат доноры. Страховым случаем при этом является заражение донора инфекционным забо­леванием при выполнении им донорской функции.

8. Кроме того, государство устанавливает порядок обязательного страхование конкретных видов деятельности. Эта разновидность страхования предусмотрена для обеспечения гарантий возмещения страхователями воз­можного ущерба, могущего быть причиненным третьим лицам в процессе деятельности страхователя. Так, все частные нотариусы обязаны заключать договоры страхования сво­ей деятельности. Юридическое содержание данного вида страхования можно было бы квалифицировать как подобие страхованию ответственности. Точно так же обязательно по закону заключение договоров страхования своей деятельности для таможенных бро­керов и таможенных перевозчиков, антикризисных управляющих и др. По своему юридическому содержанию к означенным видам обязательного страхования близко и обязательное страхование авто ответственности за дорожно-транспортные происшествия.

9. Отдельной отраслью обязательного государственного является страхование в банковской сфере: страхование вкладов физических лиц; защита интересов вкладчиков путем обязательного резервирования средств коммерческих банков на счетах ЦБ РФ и др.

10.Обязательное страхование имущества распространяется на конкретные виды имущества, прямо поименованные в нормативно-правовых актах. Во-первых, федеральное и муниципальное имущества, которое сдается в аренду – за счет средств арендатора.

Нормативно-правовая база обязательного страхования постоянно совершенствуется и распространяется на различные объекты – космические аппараты, жилье граждан, находящееся в личной собственности и т.д.

Понятие обязательного государственного страхования (Игнатьев К.М.)

На сегодняшний день в отечественном законодательстве отсутствует определение обязательного государственного страхования. Чтобы его сформулировать, необходимо подробно рассмотреть основные признаки такового.
В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства. Данный признак полностью соответствует сущности обязательного страхования как такового и в полной мере соотносится со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
Защита социальных интересов граждан находит свое выражение прежде всего в защите их имущественных интересов, поскольку застрахованные лица при наступлении страхового случая приобретают право на получение страхового возмещения, которое выражается исключительно в денежном эквиваленте. Учитывая то обстоятельство, что застрахованными по обязательному государственному страхованию наряду с судьями Российской Федерации являются практически все государственные служащие, в том числе проходящие службу в правоохранительных органах, а также лица, состоящие на военной и приравненной к ней службе, все эти лица представляют собой значительную часть населения страны, в связи с чем их интересы вполне разумно признать в качестве социальных.
Более того, служащие государственных органов всех ветвей власти Российской Федерации представляют собой основу государственного аппарата страны, без функционирования которого невозможно существование ни одного без исключения государства в мире. В связи с этим последнее в особой степени заинтересовано в обеспечении указанной категории лиц всеми видами защиты, в том числе и страховой. От уровня социальной защиты государственных служащих, элементом которой выступает и обязательное государственное страхование, напрямую зависит эффективность их повседневной работы, а соответственно и стабильность функционирования различных государственных и общественных институтов, поэтому защита этой категории лиц осуществляется и в интересах государства.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета. Данный признак является ключевым в определении рассматриваемого вида страхования в качестве государственного. По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 936 ГК РФ, обязательное страхование осуществляется за счет страхователя. Однако, учитывая социальную значимость обязательного государственного страхования, его осуществление государство производит за счет собственных средств.
Указанный механизм реализации рассматриваемого вида страхования позволяет некоторым авторам поставить под сомнение его гражданско-правовую природу. Так, например, Ю.Б. Фогельсон в комментарии к ст. 969 ГК РФ высказал мнение, что «обязательное государственное страхование осуществляется за счет бюджетных средств. Бюджетные средства по своему правовому положению не являются объектами гражданского оборота, так как их оборот регулируется нормами финансового, а не гражданского права. Страхователями в обязательном государственном страховании являются государственные органы. В тех случаях, когда страховщиками являются государственные организации, весь оборот денежных средств регулируется не гражданским, а специальным финансовым правом. Следовательно, и отношения по обязательному государственному страхованию являются в основе своей не гражданско-правовыми, а финансово-правовыми, и нормы гражданского права применимы к ним лишь в тех случаях, когда обязательное государственное страхование осуществляется на основе договоров» <2>.
———————————
<2> Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 205 — 206.
Приведенные положения вызывают некоторые возражения. Прежде всего следует указать на то, что бюджетные средства не исключены из гражданского оборота. В противном случае не могли бы быть признаны субъектами гражданского права и соответственно сторонами в гражданских правоотношениях ни, вопреки гл. 4 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, ни, вопреки гл. 19 ГК РФ, учреждения и казенные предприятия. Во-вторых, следует учесть, что, по крайней мере, граждане, в пользу которых заключен соответствующий договор, в финансовых отношениях вообще не состоят, а отношения между страхователем и страховщиками в качестве сторон договора страхования независимо от предшествующих им отношений сами по себе являются обычными гражданско-правовыми <3>.
———————————
<3> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2003. С. 664.
Очевидно, что обязательное государственное страхование представляет собой комплексное образование, в котором наряду с гражданско-правовыми отношениями находят свое выражение и трудовые, и административные, и, безусловно, финансово-правовые отношения. Последние находят свое выражение при выделении средств из бюджета на финансирование системы обязательного государственного страхования, тем самым качественным образом определяют его рассматриваемый признак. Вместе с тем значительная часть отношений по обязательному государственному страхованию, в частности между страхователем и страховой организацией, между страховой организацией и застрахованным лицом по поводу выплаты страховой суммы, носят частноправовой характер и регулируются нормами гражданского права. Это обусловлено тем, что для страховщика осуществление такого вида страхования не является обязательным, он действует в своих частных интересах (извлечение прибыли), реализуя частную правосубъектность <4>.
———————————
<4> См.: Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 57.
Еще одним признаком обязательного государственного страхования является особый состав застрахованных лиц. Пункт 1 ст. 969 ГК РФ содержит указание на то, что данный вид страхования распространяется на государственных служащих определенных категорий. Понятие государственного служащего в действующем законодательстве отсутствует, вместе с тем ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <5> закрепляет определение государственных должностей Российской Федерации и ее субъектов, под которыми понимаются должности, устанавливаемые Конституцией РФ <6>, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Именно к таким должностям согласно главе 7 Конституции РФ относятся и должности судей Российской Федерации.
———————————
<5> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<6> Российская газета. 1993. 25 декабря.
Пункт 1 ст. 969 ГК РФ в качестве объектов обязательного государственного страхования называет жизнь, здоровье и имущество государственных служащих, определяя тем самым как личный, так и имущественный характер данного вида страхования. Вместе с тем, как показывает практика, в отношении далеко не всех категорий государственных служащих наличествует полный набор указанных объектов страхования.
Так, например, согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» <7> объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц.
———————————
<7> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.
В отличие от вышеуказанной категории лиц по обязательному государственному страхованию судей страхуются не только их жизнь и здоровье, но и, как это предусматривает ст. 969 ГК РФ, имущество, охватывая тем самым полный объектный состав данного вида страхования.
Существенным признаком обязательного государственного страхования является его осуществление непосредственно на основании законов и иных правовых актов (п. 2 ст. 969 ГК РФ). Данный признак подчеркивает обязательный характер этого вида страхования и выражает собой наличие в нем публично-правовых начал.
Данное обстоятельство позволяет некоторым авторам ставить под сомнение гражданско-правовую природу обязательного страхования в принципе. Вместе с тем наличие частноправовых элементов как в обязательном страховании, так и в обязательном государственном страховании подтверждается таким его признаком, как осуществление последнего хотя и в силу закона, но на основании договора. Это положение вытекает из п. 1 ст. 936 и п. 2 ст. 969 ГК РФ. «Обязательство страхования, которое возникает из закона, не может рассматриваться как особый вид страхования уже потому, что подлинные отношения страхования начинаются лишь с заключения договора. В случаях обязательного страхования заключение договора означает прекращение вытекающего из закона обязательства вследствие его исполнения» <8>.
———————————
<8> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 652.
Более того, в юридической литературе встречается мнение о том, что обязательное страхование всецело является частноправовым институтом. Так, например, по мнению М. Суворовой, обязательное страхование полностью относится к области частного права, так как, если какой-либо правовой институт основан на принципах частного права и входит в его систему, он не может одновременно относиться к публично-правовой сфере. Принцип обязательности «не оказывает влияния на характер правового регулирования частных отношений по страхованию и не изменяет их содержания. Цель обязательного страхования — защита частных интересов, исходя из конкретной экономической или политической обстановки» <9>.
———————————
<9> Суворова М.Д. О частноправовом характере института страхования // Правоведение. 1977. N 4. С. 135.
Законодатель стремится к включению договора страхования в сферу гражданского права, особенно в тех случаях, когда он является гражданско-правовым средством защиты частных интересов в гражданском обороте <10>. По мнению Ю. Фогельсона, даже когда заключение договора обязательно для обеих его сторон и условия договора определяются нормативным актом, обязанность по выплате возникает, только если договор страхования заключен. Содержание этой обязанности также может уточняться по воле сторон, если эти уточнения не противоречат типовым правилам <11>.
———————————
<10> См.: Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1985; Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 87.
<11> См.: Фогельсон Ю.Б. Договор страхования в российском гражданском праве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 43.
Таким образом, представляется, что наличие публично-правовых начал в отношениях по обязательному страхованию неоспоримо и проявляется в императивном подходе со стороны законодателя к установлению страхования наиболее социально значимых имущественных интересов. Однако говорить о том, что обязательное страхование не является институтом гражданского права, недопустимо. В отношениях по обязательному страхованию следует руководствоваться теми же гражданско-правовыми принципами, что и при других частноправовых договорных конструкциях <12>.
———————————
<12> См.: Рассохин В. Принципы правового регулирования обязательного страхования // Хозяйство и право. 2010. N 5. С. 24.
Именно договор является основанием возникновения страхового правоотношения по обязательному государственному страхованию, норма права же выступает в качестве предпосылки его возникновения. «Закон стоит над каждым правоотношением, признавая те или иные факты в качестве основания движения правоотношения» <13>, поэтому основанием возникновения страховых правоотношений может быть как юридический факт, так и сложный фактический состав, главным из которых для обязательного государственного страхования является заключение соответствующего договора, поскольку он носит конкретизирующее по отношению к норме права значение и определяет стороны договора (страховщика, страхователя), застрахованных лиц, срок осуществления данного вида страхования, размеры страховых взносов и другие условия.
———————————
<13> Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 181.
Еще одним признаком рассматриваемого вида страхования, подтверждающим его обязательный характер, является то обстоятельство, что последнее оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании (п. 3 ст. 969 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» <14> оплата страхователем страховых услуг страховщику устанавливается в виде страховых премий, под которыми понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
———————————
<14> Российская газета. 1993. 12 января.
Согласно п. 4 ст. 969 ГК РФ правила, предусмотренные главой 48 «Страхование», применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании. Это положение подтверждает мнение о том, что рассматриваемый вид страхования является разновидностью обязательного страхования, в связи с чем к нему сначала применяются специальные нормы о нем самом, затем правила ГК РФ об обязательном страховании и только потом общие правила главы 48 ГК РФ о страховании.
Рассмотренные признаки обязательного государственного страхования позволяют сформулировать его определение, которое в действующем законодательстве отсутствует, хотя представляется весьма полезным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Обязательное государственное страхование — совокупность общественных отношений, возникающих между федеральными органами государственной власти (страхователями) и страховыми организациями различных организационно-правовых форм (страховщиками) на основе договора страхования, заключаемого в силу закона в целях обеспечения страховой защиты жизни, здоровья и имущества различных категорий граждан, представляющих особо важное значение для государства, за счет средств соответствующего бюджета.
Литература
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2003. С. 664.
2. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 181.
3. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 87.
4. Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1985.
5. Рассохин В. Принципы правового регулирования обязательного страхования // Хозяйство и право. 2010. N 5. С. 24.
6. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 57.
7. Суворова М.Д. О частноправовом характере института страхования // Правоведение. 1977. N 4. С. 135.
8. Фогельсон Ю.Б. Договор страхования в российском гражданском праве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 43.
9. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 205 — 206.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *