Прямой и косвенный

Гаджибапаев ГА.

ОПТИМИЗАЦИЯ СООТНОШЕНИЯ ПРЯМОГО H КОСВЕННОГО НЛЮГООЫЮЖЙШ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

ГАДЖИБАЛАЕВ Г.А.

ОПТИМИЗАЦИЯ СООТНОШЕНИЯ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье раскрывается роль прямого и косвенного налогообложения в формировании налоговой системы Российской Федерации. Определены факторы, влияющие на совершенствование системы налогообложения и приводящие к увеличению доходов бюджета без ущерба для финансового состояния налогоплательщиков. Обоснованы критерии оптимизации налогообложения доходов физических лиц, организаций, что позволило автору сделать вывод о том, что российская система налогообложения всё ещё не является совершенной, и установление оптимального размера налоговой нагрузки остаётся одной из ключевых задач государственной налоговой политики.

Ключевые слова: прямое налогообложение, косвенное налогообложение, оптимизация налогообложения, налоговое бремя, налогообложения доходов, налог на прибыль организаций, принципы налогообложения, бюджет государства, уровень налогообложения.

GADJIBALAEV G.A.

После установления пределов прямого и косвенного налогообложения и разграничения их функций в целях государственного регулирования прямого и косвенного налогообложения необходимо разработать механизм реализации регулирования этих налогов.

Предположим, что предприятия работают в режиме наибольшего финансового благоприятствования, и они не отвлекают средства (кроме амортизационного фонда) на воспроизводство основных производственных фондов. Также предположим, что их налоговые обязательства по прямому и косвенному налогообложению подразделяются в соотношении 50 на 50, т. е. 50% общей суммы налоговых платежей составляют прямые налоги, а 50% — косвенные.

Как только предприятие направит часть прибыли (дохода) на обновление основных производственных фондов, доля прямых налогов в общих налоговых поступлениях в бюджет уменьшится. Сократившаяся часть прямых налогов автоматически должна быть перенесена на косвенные налоги, увеличивая их долю. Сумма последних может расти по мере необходимости в увеличении предприятиями средств на инвестирование .

Порядок изменения доли прямых и косвенных налогов в общих налоговых поступлениях в региональные бюджеты показан в условных цифрах в таблице 1. При этом региональное деление страны произведено с учётом возможной ситуации в соотношении долей прямых и косвенных налогов. В таблице 1 приведено 6 условных регионов.

Изменение удельного веса прямых и косвенных налогов в общих налоговых доходах бюджета продиктовано, как уже было сказано, необходимостью оставления средств на предприятиях для поддержания инвестиционной активности. Для обеспечения бюджета необходимыми налоговыми доходами совокупная сумма косвенных налогов должна увеличиться настолько,

насколько снижена сумма прямых налогов. Например: по региону 2 доля прямых налогов в доходах бюджета снижается с условленных 50% до 40%, при этом доля косвенных налогов должна увеличиться с 50% до 60%.

Изменение поступления прямых налогов в бюджет происходит в зависимости от степени износа основных производственных фондов предприятий.

Таблица 1

Порядок изменения доли прямых и косвенных налогов в общих налоговых поступлениях в региональные бюджеты

Регионы страны № Налоговые доходы бюджета по регионам (%) Доля прямых налогов в общих налоговых доходах бюджета по регионам (%) Доля косвенных налогов в общих налоговых доходах бюджета по регионам (%)

1 2 3 4

1 100 50 50

2 100 40 60

3 100 30 70

4 100 20 80

5 100 10 90

6 100 0 100

Для установления в бюджете на планируемый год величины прямых налогов первоначально на местном уровне государственного управления нужно произвести анализ справок-расчётов предприятий, в которых отражаются предварительные суммы прямых налогов. Местные органы, составив расчёты средних величин прямых налогов, представляют их в соответствующий региональный орган, где также составляются расчёты средних величин прямого налогообложения уже по региону (субъекту федерации).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъекты федерации представляют расчёты средних величин прямых налогов по регионам в соответствующий федеральный орган. При разработке федерального бюджета должен производиться анализ расчётов средних величин прямого налогообложения по субъектам федерации, и должна быть разработана средняя величина поступления прямых налогов в целом по стране.

На основании расчёта средней величины прямых налогов, разработанного на федеральном уровне, устанавливаются ставки по этим налогам. При этом ставка совокупного прямого налога не должна превышать 33% валового дохода организации. На этом же уровне федеральным законом должны устанавливаться пропорции деления ставок прямых налогов по уровням бюджетной системы, которые остаются неизменными на весь планируемый бюджетный год.

Изменение доли косвенных налогов в общих налоговых доходах бюджета происходит под влиянием изменения поступлений прямых налогов. Исходя из расчёта средней величины прямых налогов на местном уровне государственного управления, определяется сумма косвенных налогов, необходимая для формирования местного бюджета. После чего на уровне субъектов федерации, исходя из средней величины прямых налогов, рассчитывается средняя величина косвенного налогообложения, необходимая для формирования бюджетов этого уровня. На федеральном уровне государственного управления, исходя из средней величины прямых налогов по стране, рассчитывается средняя величина косвенного налогообложения, необходимая для формирования федерального бюджета .

Аналогично прямым налогам на основании расчёта средней величины косвенного налогообложения, разработанного на федеральном уровне, устанавливается ставка совокупного косвенного налогообложения.

На федеральном уровне принятием закона должны также устанавливаться пропорции деления ставок косвенных налогов по уровням бюджетной системы.

Если складывается ситуация снижения доли прямых налогов в общих налоговых доходах бюджета или создаётся необходимость увеличения доходов бюджета за счёт налогов, то должна повыситься доля косвенных налогов. А любое изменение в сторону повышения косвенных

Гаджибапаев ГА.

ОПТИМИЗАЦИЯ СООТНОШЕНИЯ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО НЛЮГООЫЮЖЙШ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

налогов приведёт к росту уровня потребительских цен.

Используя данные таблицы 2, можно показать влияние повышения доли косвенных налогов на изменение уровня потребительских цен. Для этого условно считаем, что потребительские цены в условиях нормального экономического развития находятся на уровне 100 процентов.

Данные таблицы 2 показывают, что бюджет обеспечивается 100-процентными налоговыми доходами за счёт переложения налогового бремени с предприятий на потребителей. Поступление этих доходов достигается ценой увеличения денежной массы в обращении, которое происходит в результате роста уровня цен, что в свою очередь зависит от повышения уровня косвенного налогообложения.

Таблица 2

Расчёт влияния косвенных налогов на уровень потребительских цен

Регионы страны № Налоговые доходы бюджета по регионам (%) Доля прямых налогов в доходах бюджета по регионам Доля косвенных налогов в доходах бюджета по регионам (%) Средний уровень потребительских цен по регионам (%)

1 2 3 4 5

1 100 50 50 100

2 100 40 60 110

3 100 30 70 120

4 100 20 80 130

5 100 10 90 140

6 100 0 100 150

Повышение доли косвенных налогов в среднем по стране, согласно графе 4 таблицы 4, состав-

50 + 60 + 70 + 80 + 90 +100 «

-= 75;

ляет 25%, т. е. 6 75 — 50 = 25%.

Исходя из среднего уровня региональных потребительских цен, приведённых в графе 5

таблицы 2, также можно рассчитать среднее их повышение в целом по стране. Средний уро-

100 +110 +120 +130 +140 +150 «осп/ -= 125%

вень потребительских цен по стране составляет: Сц = .

Средний прирост составляет при этом 25%, что соответствует среднему повышению доли косвенных налогов по стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях исключения большого скачка цен, до 40-50%, необходимо временно ограничить их рост на уровне средних цен по стране. Такое ограничение важно: во-первых, оно препятствует резкому скачку инфляции; во-вторых, даёт возможность обеспечить бюджет налоговыми поступлениями в полном объёме, так как в тех регионах, где уровень потребительских цен ниже среднего уровня цен по стране, предприятия могут получить доходы выше, чем в среднем по стране, повышая при этом налоговую базу для прямых налогов.

Если применить средние потребительские цены по стране ко всем регионам, то можно рассчитать сумму предполагаемых доходов предприятий по каждому региону. Для этого из доходов, полученных, исходя из средних цен, необходимо вычесть часть дохода, направляемую предприятиями на инвестиции в связи с уменьшением доли прямых налогов в общих налоговых поступлениях в бюджет, что показано в графе 3 таблицы 2.

Используя данные в графах 3 и 5 таблицы 2, можно составить расчёт суммы налогооблагаемых доходов предприятий по регионам (см. табл. 3).

В регионах, где доля косвенных налогов в общих налоговых поступлениях бюджета не меняется, при применении средних цен по стране доходы предприятий увеличиваются на 25%. В тех регионах, где доля косвенных налогов увеличивается, доходы предприятий уменьшаются. Например, вторая строка по графе 2 таблицы 3 показывает, что уровень потребительских цен по данному региону повысился на 10% при соответствующем повышении доли косвенных налогов. Повышение доли косвенных налогов произошло в связи с уменьшением доли прямых налогов в общих налоговых доходах бюджета.

Таблица 3

Расчёт суммы налогооблагаемых доходов предприятий по регионам

1 2 3 4 5

1 100 125 0 125= 125

2 110 125 10 (125 — 10) = 115

3 120 125 20 (125 — 20) = 105

4 130 125 30 (125 — 30) = 95

5 140 125 40 (125 — 40) = 85

6 150 125 50 (125 — 50) = 75

Уменьшение доли прямых налогов произошло в связи с необходимостью оставления части доходов, равной 10% (графа 4, строка 2 таблицы 3) на предприятиях в качестве инвестиций, что означает сокращение налоговой базы доходов предприятий.

Однако расчёт суммы доходов предприятий по регионам показывает, что при применении средних потребительских цен по стране будут иметь место регионы, где суммы налогооблагаемых доходов предприятий как ниже, так и выше среднего их размера по стране.

Исходя из данных графы 5 таблицы 3, можно рассчитать среднюю величину доходов предприятий по стране:

125 +115 +105 + 95 + 85 + 75

СД = 6

■ = 100

где СД — средняя величина доходов предприятий, рассчитанная при применении средних потребительских цен по стране.

Средняя величина доходов предприятий, определённая таким образом, это сумма доходов, при налогообложении которой полностью компенсируется разница в уплате прямых налогов, возникающая в регионах в связи с уменьшением доли этих налогов в доходах бюджета.

Компенсация разницы в уплате прямых налогов в бюджет, возникшей после уменьшения доли прямых налогов, выравнивает условия налогообложения доходов предприятий в регионах.

Выравнивание условий налогообложения доходов предприятий означает, что в регионах, где происходит сокращение налогооблагаемой базы доходов предприятий, продиктованное уменьшением доли прямых налогов в доходах бюджета, часть бремени прямого налогообложения переносится на косвенное налогообложение, т. е. перекладывается с предприятий на потребителя. Однако повышение доли косвенных налогов в каждом регионе, пропорциональное уменьшению доли прямых налогов, может привести к увеличению ставок косвенных налогов и резкому скачку цен в регионах, где предприятия обладают худшим производственно-техническим потенциалом. Это приведёт к разрушению единой налоговой системы, диспропорции в экономическом развитии страны и т. п. В целях исключения такого исхода нами предлагается применение во всех регионах среднего прироста доли косвенных налогов в доходах бюджета, соответствующего среднему приросту уровня потребительских цен по стране, равному в нашем случае 25% .

Таким образом, посредством применения средних потребительских цен по стране можно выравнивать условия и косвенного налогообложения.

Такой порядок прямого и косвенного налогообложения обеспечит: во-первых, гарантированное поступление налогов в бюджет при сохранении финансовой, инвестиционной активности предприятий; во-вторых, сохранение единой налоговой системы с единой методологией налогообложения на всей территории страны и исключит возможность их скачка в отдельных регионах.

Оставляя часть дохода в связи со снижением доли прямых налогов в общих налоговых до-

Гаджибапаев ГА.

ОПТИМИЗАЦИЯ СООТНОШЕНИЯ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО НАЮГООЫЮЖЕНИЯ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЙ

ходах бюджета, предприятия должны использовать её на развитие производственно-технической базы. Рост производства на базе новой техники и технологий позволяет получить доходы, которые дают возможность предприятиям увеличить налоговую базу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение налоговой базы доходов предприятия означает повышение доли прямых налогов в доходах бюджета.

Повышение доли прямых налогов уменьшает долю косвенных налогов в доходах бюджета, пока не установится оптимальное соотношение между ними. Уменьшение доли косвенных налогов означает снижение уровня потребительских цен.

Процесс установления оптимального соотношения между прямым и косвенным налогообложением можно проследить в ходе анализа динамики доходов предприятий, подлежащих налогообложению. Для этого нужно использовать данные в графах 2 и 5 таблицы 3.

Данные таблицы 4 показывают, что при сохранении среднего уровня налогооблагаемых доходов предприятий из года в год происходит снижение среднего уровня потребительских цен. Снижение цен является следствием уменьшения доли косвенных налогов в доходах бюджета. Снижение уровня потребительских цен и уменьшение доли косвенных налогов происходит при одновременном повышении доли прямых налогов в доходах бюджета. Повышение доли прямых налогов является следствием улучшения финансового состояния предприятий, которое стало возможным в результате предоставления им своего рода налоговой льготы посредством уменьшения налоговой базы дохода.

Таблица 4

Динамика доходов налогооблогаемых предприятий по годам

№ региона Уровни потребительских цен по регион ам Налогооблагаемые доходы предприятий по регионам, рассчитанные исходя из среднего уровня потребительских цен по стране и изменения доли прямых налогов в доходах бюджета по годам

1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год

гр. 2, стр. 1+2+3+4+5+6 гр. 2, стр. 1+2+3+4+5 гр. 2, стр. 1+2+3+4 гр. 2, стр. 1+2+3 гр. 2, стр. 1+2 гр. 2, стр. 1

6 5 4 3 2

1 2 3 4 5 6 7 8

1 100 125=125 120= 120 115=115 110=110 105= 105 100=100

2 110 115=125-10 110= 120-10 105=115-10 100=110-10 95 = 10510

3 120 105 = 125-20 100= 120-20 95=115-20 90=110-20

4 130 95 = 125-30 90 = 120-30 85= 115-30

5 140 85 = 125-40 80 = 120-40

6 150 75 = 125-50

Средние налогооблагаемые доходы предприятий по стране 100 100 100 100 100 100

Улучшая финансовое состояние таким путём, удаётся ликвидировать экономическую отсталость не только предприятий, но и регионов, в экономике которых преобладает наличие таких предприятий.

Таким образом, изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами в налоговых доходах бюджета и изменение уровня потребительских цен напрямую связаны с финансовым состоянием предприятия.

Средние налогооблагаемые доходы предприятий, рассчитанные исходя из среднего уровня потребительских цен по стране, — это та сумма доходов, при налогообложении которой бюджет обеспечивается необходимыми налоговыми доходами .

В процессе улучшения финансового состояния доходы предприятий в различных регионах будут приближаться к их средней величине по стране. Это означает, что по мере приближения налогооблагаемых доходов к средней их величине будет устанавливаться оптимальное соот-

ношение между прямыми и косвенными налогами в налоговых доходах бюджета. При этом доля прямых налогов приблизится к оптимальному уровню, повышаясь, а доля косвенных налогов будет приближаться, уменьшаясь.

Данные графы 8 таблицы 4 показывают, что предприятия различных регионов по своему экономическому и финансовому состоянию находятся на одном уровне развития, что является необходимым условием для установления оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами .

Необходимость оптимизации прямого и косвенного налогообложения продиктована функциональными особенностями этих налогов. Без определения их сущности, их влияния на экономические процессы невозможно строить эффективную налоговую систему. Под эффективностью налоговой системы, безусловно, понимается не только её способность обеспечить бюджет государства необходимыми налоговыми доходами, но и способность стимулировать финансовую и инвестиционную активность субъектов экономики. Наличие этих черт позволяет заключить, что данная налоговая система экономически эффективна и социально справедлива, что, собственно, и является одним из главных принципов гражданского общества. Эффективная налоговая система, таким образом, выступает в качестве одного из главных факторов обеспечения экономического роста.

Литература

1. Абдулгалимов А. М. Теория возникновения и развития налогообложения: Монография. — М.:, МГУ, Издательство «ТЕИС», 2004. — 154 с.

3. Барулин С. В. Теория и история налогообложения: Учебное пособие. — М.: «Экономисту», 2006. — 345 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. Д. Г. Черника. — М.: Юнити, 2010. — 367 с. References:

3. Barulin S. V. Theory and history of taxation: textbook. — M.: Economist, 2006. — 345 p.

Вопрос 68

Прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств

Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных счетах, в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. В широком смысле к денежным активам относятся также вложения в краткосрочные ценные бумаги и требования на получение денежных средств.

Недостаток денежных средств может оказать серьезное негативное влияние на деятельность организации, результатом может стать неплатежеспособность, снижение ликвидности, убыточность и даже прекращение функционирования организации в качестве хозяйствующего субъекта рынка. Избыток денежных средств также может иметь отрицательные последствия для организации, так как не обеспечивает доход. Кроме того, происходит потеря реальной стоимости денег из-за инфляционных процессов.

Цель анализа движения денежных средств – разработать меры по ускорению их оборачиваемости.

Основными задачами анализа денежных средств являются:

• анализ использования денежных средств строго по целевому назначению;

• оценка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, банками, персоналом;

• анализ соблюдения форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

• диагностика уровня ликвидности предприятия;

• прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;

• оптимизация процесса управления денежными средствами предприятия.

В экономической науке и практике выделяют три направления оценки денежных средств (прямой, косвенный и коэффициентный методы). Они позволяют оценить денежные потоки организации и разработать меры по их оптимизации.

Прямой метод анализа движения денежных средств по видам деятельности организации позволяет оценить:

• объемы и источники получения денежных средств, а также направления их использования в процессе осуществления текущей (обычной) деятельности;

• достаточность собственных средств организации для инвестиционной деятельности;

• необходимость привлечения дополнительных заемных средств в рамках финансовой деятельности;

• прогноз в обеспечении постоянной платежеспособности, т. е. полной и своевременной оплаты текущих обязательств в будущем.

Одно из преимуществ прямого метода состоит в том, что он показывает общие суммы поступлений и платежей и концентрирует внимание на тех статьях, которые генерируют наибольший приток и отток денежных средств. Однако прямой метод не раскрывает взаимосвязи величины финансового результата и величины изменения денежных средств, в частности не раскрывает, почему возникает ситуация, когда прибыльное предприятие является неплатежеспособным.

Косвенный метод анализа денежных средств более предпочтителен с аналитической точки зрения, так как позволяет объяснить причины расхождений между финансовыми результатами и свободными остатками денежной наличности.

Косвенный метод осуществляется путем соответствующей корректировки чистой прибыли на сумму изменений в запасах, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и других статей актива, относящихся к текущей деятельности.

Такие корректировки условно подразделяются на четыре группы по характеру хозяйственных операций.

1. Корректировки, связанные с несовпадением времени отражения доходов и расходов в бухгалтерском учете с притоком и оттоком денежных средств по этим операциям. Примером является отражение в учете операции отгрузки продукции с предоставлением покупателям отсрочки платежа, при котором начисляется выручка от продаж, а соответствующего притока денежных средств в данном отчетном периоде может не произойти. Следовательно, необходимо произвести корректировку прибыли в сторону ее уменьшения на сумму роста балансовых остатков дебиторской задолженности. И наоборот, при росте кредиторской балансовой задолженности по авансам, полученным от покупателей в качестве предоплаты за будущие поставки продукции, необходимо увеличить прибыль отчетного периода.

2. Корректировки, связанные с хозяйственными операциями, не оказывающими непосредственного влияния на формирование прибыли, но вызывающими движение денежных средств. В частности, оплата закупок сырья, материалов и т. п. и адекватный этому рост остатков материальных оборотных активов в анализируемом периоде вызывают необходимость произведения корректировок величины чистой прибыли. При росте остатков материальных оборотных активов сумму чистой прибыли необходимо уменьшить на эту величину, при снижении – увеличить. Другим примером данной группы корректировочных процедур могут служить хозяйственные операции, вызывающие изменение балансовых обязательств по кредитам и займам. Так, приток или отток денежных средств в связи с привлечением или возвратом заемных средств (кредитов, займов) не вызывает аналогичного изменения финансового результата. Поэтому при изменении остатков соответствующих счетов сумма прибыли отчетного периода также подлежит корректировке: с их ростом прибыль должна быть увеличена, с уменьшением – уменьшена.

3. Корректировки, связанные с операциями, оказывающими непосредственное влияние на расчет показателя прибыли, но не вызывающие движения денежных средств. Примером такой операции является начисление амортизации основных средств, нематериальных активов. Прибыль должна быть скорректирована в сторону увеличения на сумму начисленной амортизации за отчетный период.

4. Корректировки суммы чистой прибыли производятся с учетом изменения балансовых остатков активов и пассивов по видам деятельности организации (текущей, инвестиционной, финансовой). В процессе осуществления корректировок чистой прибыли ее величина преобразуется в величину изменения остатка денежных средств за анализируемый период, т. е. в конечном счете должно быть достигнуто равенство.

Косвенный метод анализа денежных средств позволяет определить влияние различных факторов финансово-хозяйственной деятельности организации на чистый денежный поток, установить, какие факторы сыграли наиболее существенную роль в отвлечении денежных средств и какие источники были привлечены организацией для компенсации денежной массы.

Важно отметить, что информационная база анализа для субъектов малого предпринимательства не включает форму № 4 «Отчет о движении денежных средств», являющуюся основной для проведения прямого метода анализа. В этом случае проводится оценка денежных потоков по данным бухгалтерской отчетности (анализ счетов, оборотно-сальдовой ведомости бухгалтерских счетов 50, 51, 52, 55, 57, 58).

Оценка денежных потоков включает в себя пять этапов.

1. Рассматривается динамика объема формирования положительного денежного потока организации (притока денежных средств) по отдельным источникам. Целесообразно сопоставлять темпы роста положительного денежного потока с темпами роста активов, объемов выручки от продаж, различными показателями прибыли (прибыли от продаж, чистой прибыли). Особое внимание необходимо уделить соотношению источников образования положительного денежного потока: внутренних (выручки от продаж) и внешних (полученных займов, кредитов), выявлению степени зависимости от внешних источников.

2. Изучается динамика объема отрицательного денежного потока организации (оттока денежных средств), а также его структура по направлениям расходования денежных средств.

3. Анализируется сбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков по общему объему.

4. Определяются роль показателя чистой прибыли в формировании чистого денежного потока, влияние на него различных факторов: изменения за анализируемый период остатков производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, начисленной амортизации, образованных резервов и т. п. Особое место уделяется характеристике «качества чистого денежного потока», т. е. структуре источников его формирования. Высокий уровень качества чистого денежного потока характеризуется ростом удельного веса чистой прибыли, полученной за счет роста выручки от продаж, снижения себестоимости. Низкое качество имеет чистый денежный поток, значительная часть которого получена за счет роста цен на реализованную продукцию, обусловленного в большей степени инфляционными процессами.

5. Проводится коэффициентный анализ, моделируются факторные системы с целью выявления и количественного измерения разнообразных резервов роста эффективности управления денежными потоками.

Коэффициентный анализ включает расчет следующих показателей (коэффициентов): текущей платежеспособности, достаточности чистого денежного потока, эффективности денежных потоков, реинвестирования денежных потоков, рентабельности положительного денежного потока по текущей деятельности.

Прежде всего коэффициентный анализ денежных потоков дает представление о возможности организации генерировать необходимую величину поступлений денежных средств по текущей деятельности для поддержания платежеспособности.

Дополнительными показателями могут быть: коэффициент оборачиваемости и период обращения денежных средств, коэффициент абсолютной ликвидности, рентабельность израсходованных и поступивших денежных средств. Анализ изменений их величины покажет взаимосвязь использования денежных средств с результатами экономической и финансовой деятельности организации.

В результате аналитической работы можно сделать выводы о причинах дефицита денежных средств. Такими причинами могут быть:

• низкая рентабельность продаж, активов и собственного капитала;

• отвлечение денежных средств в излишние производственные запасы и незавершенное производство, влияние инфляции на запасы;

• большие капитальные затраты, не обеспеченные соответствующими источниками финансирования, влияние инфляции на капитальные вложения;

• высокие выплаты налогов и сборов и сумм дивидендов акционерам.

Процесс анализа завершается оптимизацией денежных потоков путем выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом внешних и внутренних факторов с целью достижения сбалансированности, синхронизации и роста чистого денежного потока.

Основными задачами оптимизации денежных потоков являются:

• выявление и реализация резервов, позволяющих снизить зависимость предприятия от внешних источников привлечения денежных средств;

• обеспечение более полной сбалансированности положительных и отрицательных денежных потоков во времени и по объемам;

• обеспечение более тесной взаимосвязи денежных потоков по видам хозяйственной деятельности предприятия;

• повышение суммы и качества чистого денежного потока, генерируемого хозяйственной деятельностью предприятия.

В системе оптимизации денежных потоков предприятия важное место принадлежит их сбалансированности во времени. В процессе такой оптимизации используются два основных метода – выравнивание и синхронизация.

Выравнивание денежных потоков направлено на сглаживание их объемов в разрезе отдельных интервалов рассматриваемого периода времени. Этот метод оптимизации позволяет устранить в определенной мере сезонные и циклические различия в формировании денежных потоков (как положительных, так и отрицательных), оптимизируя параллельно средние остатки денежных средств и повышая уровень абсолютной ликвидности. Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью среднеквадратического отклонения или коэффициента вариации, которые в процессе оптимизации должны снижаться. Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью коэффициента корреляции, который в процессе оптимизации должен стремиться к значению Заключительным этапом оптимизации является обеспечение условий максимизации чистого денежного потока предприятия.

Рост чистого денежного потока обеспечивает повышение темпов экономического развития предприятия на принципах самофинансирования, снижает зависимость от внешних источников формирования финансовых ресурсов, обеспечивает прирост рыночной стоимости предприятия.

Для этого предлагается составлять платежный календарь (план платежей точной даты), в котором, с одной стороны, отражается график поступления денежных средств от всех видов деятельности в течение прогнозного периода времени (5, 10, 15, 30 дней), а с другой график предстоящих платежей (налогов, заработной платы, формирования запасов, погашения кредитов и процентов по ним и т. д.). Платежный календарь дает возможность финансовым службам предприятия осуществлять оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, своевременно фиксировать изменение финансовой ситуации и вовремя принимать корректирующие меры по синхронизации положительного и отрицательного денежных потоков и обеспечению стабильной платежеспособности предприятия.

Мерами по повышению суммы чистого денежного потока могут быть:

• снижение суммы постоянных и переменных издержек;

• осуществление эффективной налоговой политики, обеспечивающей снижение уровня суммарных налоговых выплат;

• осуществление эффективной ценовой политики, обеспечивающей повышение уровня доходности текущей деятельности;

• постоянный контроль состояния расчетов с покупателями, особенно по отсроченным платежам;

• установление определенных условий кредитования дебиторов, например: покупатель получает скидку 2 % в случае оплаты полученного товара, оказанных услуг в течение 10 дней с момента получения и (или) оказания услуг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

  • Прямая пропорциональность
  • Формула прямой пропорциональности
  • Обратная пропорциональность
  • Формула обратной пропорциональности

Пропорциональность — это зависимость одной величины от другой, при которой изменение одной величины приводит к изменению другой во столько же раз.

Пропорциональность величин может быть прямой и обратной.

Прямая пропорциональность

Прямая пропорциональность — это зависимость двух величин, при которой одна величина зависит от второй величины так, что их отношение остаётся неизменным. Такие величины называются прямо пропорциональными или просто пропорциональными.

Рассмотрим пример прямой пропорциональности на формуле пути:

s = vt,

Скорость v = 5 км/ч
Время t (ч) 1 2 4 8 16
Путь s (км) 5 10 20 40 80
s = v,
t
5 = 10 = 20 = 40 = 80 = 5.
1 2 4 8 16

Если время движения остаётся неизменным, то при равномерном движении расстояние будет пропорционально скорости:

Время t = 2 ч
Скорость v (км/ч) 5 15 45 90
Расстояние s (км) 10 30 90 180
s = t,
v
10 = 30 = 90 = 180 = 2.
5 15 45 90

Из данных примеров следует, что две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении (или уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (или уменьшается) во столько же раз.

Формула прямой пропорциональности

Формула прямой пропорциональности:

y = kx,

Коэффициент прямой пропорциональности — это отношение любых соответствующих значений пропорциональных переменных y и x равное одному и тому же числу.

y = k.
x

Обратная пропорциональность

Обратная пропорциональность — это зависимость двух величин, при которой увеличение одной величины приводит к пропорциональному уменьшению другой. Такие величины называются обратно пропорциональными.

Рассмотрим пример обратной пропорциональности на формуле пути:

s = vt,

Путь s = 120 км
Скорость v (км/ч) 10 20 40 80
Время t (ч) 12 6 3 1,5

s = vt,

10 · 12 = 20 · 6 = 40 · 3 = 80 · 1,5 = 120.

Из данного примера следует, что две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.

Формула обратной пропорциональности

Формула обратной пропорциональности:

Наверняка, вы слышали от именитых экономистов и финансистов такие термины, как прямое и косвенное налогообложение. Какие налоги относятся к косвенным и почему они так называются — с этим мы и разберемся.

Как взимается косвенный налог?

Налог этого вида устанавливается в виде надбавки к цене на продукцию или к тарифу на услуги и работы, в отличии от прямого налога, взимаемого непосредственно с дохода налогоплательщика. Собственник бизнеса продает свою продукцию, делая надбавку к цене на сумму сбора, а потом перечисляет его в бюджет. По сути, плательщиком такого налога является потребитель, покупающий продукцию или заказывающий услугу, а предприятие или предприниматель выступают в роли его сборщика.

По мнению ведущих специалистов, косвенные налоги подавляют стремление у граждан к самоуправлению, поскольку взимаются скрыто. Тогда как прямой налог прекрасно виден любому, с чьего дохода начисляется, поэтому он стимулирует более активную гражданскую позицию общества.

Виды косвенных налогов

Официальная экономическая наука выделяет три вида косвенных налогов: акцизы, таможенные пошлины и различные фискальные монополии.

Акцизы устанавливаются в процентах от продажной цены чаще всего высокорентабельных товаров. Кстати, согласно этой классификации, к акцизам также относится НДС.

Таможенные пошлины выплачиваются при пересечении границы в процессе экспорта или импорта товаров. На разные группы товаров устанавливаются отдельные размеры пошлины.

Фискальными монополиями являются платежи государству за его услуги. Например, лицензионный сбор или госпошлина за регистрацию.

Российские косвенные налоги

В Российской Федерации косвенное налогообложения активно используется государством для пополнения бюджета страны.

НДС взимается везде и всюду: на каждом этапе производства и обращения товаров. Он представляет собой процентную надбавку к добавленной стоимости. Налогоплательщик платит в бюджет разницу между полученным НДС от покупателя при оплате его продукции или работ и уплаченным НДС поставщикам и подрядчикам, за товары, материалы и услуги. И, несмотря на то, что это тоже по сути акциз, его принято у нас рассматривать отдельно.

Акцизы в нашей стране представляют собой высокую процентную надбавку к цене или какую-то сумму, установленную на единицу измерения определенной группы товара. В России это алкоголь, табачные изделия, спиртосодержащая продукция, ювелирные изделия, легковые машины и бензин.

Таможенные пошлины (экспортные и импортные) — это отдельный вид косвенных налогов. Они уплачиваются налогоплательщиком, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Государственные пошлины и сборы — взимаются с налогоплательщика при осуществлении им действий, требующих особой государственной регистрации. Пошлина при регистрации предпринимателя или предприятия, при внесении изменений в ЕГРЮЛ, сбор при получении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности и прочее. Все эти расходы производитель должен закладывать в стоимостью выпускаемой им продукции.

Страховые взносы ИП, кстати, тоже являются примером косвенного налогообложения, поскольку их общую начисленную и уплаченную сумму разрешено относить на затраты производства. При нормальных рыночных отношениях взносы также входят в продажную стоимость продукции или услуг и по факту их плательщиком становится конкретный потребитель.

Львиную долю всех бюджетных налоговых поступлений страны занимают косвенные налоги. Хорошо это или плохо — решать именитым экономистам и финансистам, но, получается, что основную часть всех налогов страны выплачивает конечный потребитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *