Государственное регулирование цен в РФ

3. Порядок государственного регулирования цен в РФ

С момента перехода на новую систему ценообразования в РФ и до настоящего времени порядок государственного регулирования цен изменялся. Уменьшался и круг товаров, на которые устанавливались регулируемые цены.
Государство проводило политику регулирования цен базовых отраслей промышленности (и в первую очередь топливно-энергетического комплекса, транс-
порта, связи), социально значимых товаров, (продукты питания, медикаменты), сбытовых и торговых организаций.
В наибольшей степени использовались следующие методы ценового регулирования:
установление предельных уровней цен;
установление предельных уровней рентабельности;
установление фиксированных величин цен (с дотациями из бюджетов разных уровней);
установление предельных размеров сбытовых и торговых надбавок (в про-центах к оптовой или закупочной цене).
В настоящее время порядок государственного регулирования цен определяется следующими основными документами.
Федеральный Закон РФ «О государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г. № 41 — 83.
Указ Президента РФ » О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28 февраля 1995 г. № 221.
Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239, от 13 октября 1995 г. № 997, от 12 февраля 1996 г. № 140.
В соответствии с этими документами признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов). Государственное регулирование цен решено осуществлять в основном только на продукцию естественных монополий.
Правительству РФ поручено определять: 1) перечни продукции, цены на которые подлежат государственному регулированию; 2) государственные органы, осуществляющие это регулирование.
В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлены три перечня продукции, на которую осуществляется государственное регулирование цен.
Первый перечень предусматривает регулирование цен на уровне Правитель-ства РФ и федеральных органов исполнительной власти, второй и третий переч-ни — на уровне региональных органов исполнительной власти.
Первый перечень включает важнейшие виды продукции производственно- технического назначения, товаров народного потребления (и услуг) естественных монополий:
газ природный для промышленности;
электро- и теплоэнергия для промышленности;
перекачка, перевалка и налив нефти;
продукция ядерно-топливного и оборонного назначения;
драгоценные металлы;
перевозка грузов, погрузо-разгрузочные работы на железной дороге, в портах;
протезно-ортопедические изделия и т.д.
Второй перечень также включает продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, цены на которые регули-руются субъектами РФ. Этот перечень включает:
газ для населения;
топливо твердое для населения;
перевозки общественным транспортом;
оплата населением жилья и коммунальных услуг.
Третий перечень включает те услуги транспортных, сбытовых и торговых организаций, на которые тарифы и надбавки регулируются субъектами РФ. К ним относятся:

сбытовые и торговые надбавки на продукцию, реализуемую в районах Крайнего Севера;
наценки на продукцию детского питания, на продукцию, реализуемую в общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних и высших учебных заведениях и другие.

Регулирование цен в России

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, — вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались несостоятельными.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.).

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня. За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок.

6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

  • Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.
  • Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
  • Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
  • Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
  • Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

    Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентную ставку или тарифы.

    Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики.

    Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

    Важнейший инструмент государственного регулирования — финансовая, денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики являются попытки воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

    В прошлом государственное регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным образом в военные периоды. Основной причиной прямого вмешательства государства в ценообразование в период войны становится резкое нарушение механизма воспроизводства.

    В этих условиях государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:

    затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг;

    достигнуть необходимые соотношения в развитии производства;

    затруднить рост заработной платы пропорционально росту цен;

    субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции; содействовать внешнеэкономической деятельности;

    мобилизовать бюджетные средства, необходимые для обеспечения социально-экономических мероприятий.

    Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, администлативных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

    Система цен — один из важнейших элементов рыночной экономики, и она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

    Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях переходного периода должна содействовать развитию рыночных отношений в экономике, служить средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствовать замедлению инфляции, смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

    С 1992 г. генеральной линией ценовой политики в России становится либерализация цен, которая открывает возможности для формироания новых ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение, позитивных структурных сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественно государством, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги.

    За период рыночных преобразований в экономике России по вопросам ценообразования создана нормативно-правовая база, которая с учетом задач конкретного этапа на пути к рынку постоянно развивается и совершенствуется.

    Процесс ценообразования на современном этапе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

    Конституцией РФ (ст. 71), в соответствии, с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;

    Гражданским кодексом РФ (ст. 424 «Цена», ст. 426 «Публичный договор», гл. 28 «Заключение договора» и др.), в котором отражены, отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.;

    Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в котором предусмотрено, что в полномочия Правительства РФ входит разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен (ст. 15) и что номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28);

    Указом Президента Российской Федерации от 28. 02. 95 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым установлено, что государственное регулирование цен осуществляется по продукции естественных монополий. Этим же Указом Правительству РФ предоставлено право определять и утверждать с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

    Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 20.08.01 г.), которым утверждены, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    Федеральным законом от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2000 г.), которым органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

    Федеральным законом от 17.08.95 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 08.08.01 г.), которым предусмотрено регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовой связи;

    Постановлением Правительства РФ от 13.10.95 г. №997 «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий», которым предусмотрен порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий;

    Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий», которым определены, принципы, ценообразования в сфере естественных монополий;

    Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ (06.12.95 г. № СИ-484/7-982), которыми определен порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги).

    Наиболее важными в названных документах являются два обстоятельства. Во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов, причем либерализация цен увязывается с развитием конкуренции на товарных рынках России как условием повышения эффективности рыночного ценообразования, и, во-вторых — осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, в которых развитие конкуренции невозможно или неэффективно, с целью предупреждения завышения цен и тарифов субъектами естественных монополий на свою продукцию и недопущения сокращения объемов их производства.

    На основе названных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, Правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию цен, утверждает перечни продукции, товаров и услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости. В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

    На федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

    Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг:

    газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями — производителями газа, не являющимися аффилированными лицами Российского акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норилъскгазпром» и «Роснефтъ-Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, фракции легких углеводородов, газ, сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);

    продукцию ядерно-топливного цикла;

    электрическую и тепловую энергию, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

    транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

    продукцию оборонного назначения;

    алмазное сырье, драгоценные камни;

    протезно-ортопедические изделия;

    перевозку грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

    перевозку пассажиров, багажа, груза, багажа и почты, на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

    погрузочно-разгрузочные работы, в портах, портовые сборы, сборы, за проход по внутренним водным путям судов, плавающих под иностранными флагами;

    услуги ледокольного флота;

    аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;

    обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

    отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ;

    водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ;

    этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ.

    Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных (местных) естественных монополий, в частности:

    газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;

    газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

    электрическую и тепловую энергию, тарифы на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;

    топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

    перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

    оплату населением жилья и коммунальных услуг;

    ритуальные услуги;

    услуги систем водоснабжения и канализации;

    торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

    социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

    Упомянутым выше Постановлением Правительства № 239 органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. К ним относятся:

    снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

    наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

    торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

    тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

    тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

    тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

    тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; тарифы на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организации федерального железнодорожного транспорта.

    В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

    Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

    В России роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т. д. Проведение государством антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

    Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

    Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

    В последние годы государственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах:

    Выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок».

    Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.

    Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.

    Установление твердых фиксированных цен.

    Установление для предприятий-монополистов предельных цен.

    Ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов.

    Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.

    Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.

    Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.

    Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.

    Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.

    Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

    2. Задача

    Используя метод балловых оценок определите цену на новую модель фотоаппарата «Зенит — М». За базовую модель взят фотоаппарат «Зенит», цена которого составляет 500 руб. Коэффициент классности фотоаппарата «Зенит — М» составляет 1,25. Балловая оценка различных параметров указанных фотоаппаратов следующая:

    Параметры

    Количество баллов

    «Зенит»

    «Зенит — М»

    Удобство пользования

    Долговечность

    Надежность

    Дизайн

    Сумма баллов

    20

    28

    13

    11

    72

    24

    32

    16

    12

    84

    Решение

    Так как все параметры не равнозначны по удельному весу, то устанавливаются коэффициенты весомости отдельных параметров.

    Для фотоаппарата «Зенит»

    Коэффициент весомости параметра «Удобство пользования» равен 20/72 = 0,28

    Коэффициент весомости параметра «Долговечность» равен 28/72 = 0,39;

    Коэффициент весомости параметра «Надежность» равен 13/72 = 0,18;

    Коэффициент весомости параметра «Дизайн» равен 11/72 = 0,13;

    Для фотоаппарата «Зенит-М»

    Коэффициент весомости параметра «Удобство пользования» равен 24/84 = 0,29

    Коэффициент весомости параметра «Долговечность» равен 32/84 = 0,38;

    Коэффициент весомости параметра «Надежность» равен 16/84 = 0,19;

    Коэффициент весомости параметра «Дизайн» равен 12/84 = 0,14;

    Для фотоаппарата «Зенит-М»

    Далее балловые оценки корректируются по соответствующему коэффициенту весомости. Полученные баллы суммируются:

    ,

    где вi – весомость i-го параметра.

    УК Зоркий = 20*0,28 + 28*0,39 + 13*0,18 + 11*0,13 = 20,29

    УК Зенит = 24*0,29 + 32*0,38 + 16*0,19 + 12*0,14 = 23,84

    Определим себестоимость нового изделия (фотоаппарата «Зенит-М») по формуле:

    (руб.)

    Таким образом, цена нового фотоаппарата «Зенит-М» составит 881,22 руб.

    Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги)

    В юридической литературе понятие «цена» рассматривается как экономическая и правовая категория.

    Как экономическая категория цена представляется собой денежное выражение стоимости товаров, работ и услуг и формируется с учетом ряда факторов, в том числе уровня спроса, его эластичности, мер государственного регулирования ценообразования.

    В качестве правовой категории цена выступает условием возмездных договоров, базой для формирования НДС, акцизов, а также имеет ряд других значений.

    Государственное регулирование цен (ценовое регулирование) представляет собой процесс вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования.

    Правовые основы современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен». В настоящее время они определяются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и одноименным Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. В эти акты неоднократно вносились изменения.

    Данными актами определена государственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально-значимых товаров и услуг.

    В русле проводимой политики Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. Регулируемые государством цены применяются всеми организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Создаются специальные государственные органы для осуществления контроля за порядком применения регулируемых цен.

    Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены три перечня:

    1. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти (природный газ, продукция ядерно-топливного цикла, электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, продукция оборонного назначения и др.).

    2. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта и т.д.)

    3. Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д.).

    Государственное регулирование цен по каждой из этих групп товаров и услуг осуществляется специальными нормативно-правовыми актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Федеральный закон от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и ряд других актов. Государственный контроль за порядком установления и применения цен в данной сфере осуществляет ФСТ (см. Положение о ней).

    Анализ этих и других нормативно-правовых актов в сфере государственного ценообразования позволяет выявить способы государственного регулирования цен:

    К способам директивного (прямого) регулирования ценообразования следует отнести установление:

    1) фиксированных цен. Например, существуют фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (в УР они утверждаются РЭК УР в соответствии Положением о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утв. постановлением Правительства УР от 12 февраля 2001 г.).

    2) предельных (максимальных и минимальных) цен. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» устанавливаются предельный максимальный и минимальный уровень оптовых цен на газ.

    3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения.

    4) государственной регистрации цен. Например, обязательна государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2007 г.) согласно Постановлению Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. «О государственном регулировании цен на лекарственные средства». Другой прямой способ регулирования цен на указанные лекарственные средства — установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам.

    5) запрет на установление монопольно высоких и монопольно низких цен для субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке (см. Закон о защите конкуренции).

    В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следуют назвать финансовую помощь из бюджета, льготное кредитование, налоговые льготы, что позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

    Денежная реформа в СССР 1947 года

    Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
    Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (31 марта 2013)

    1 рубль 1938 года1 рубль 1947 года

    Денежная реформа в СССР 1947 года была проведена в период с 16 декабря по 29 декабря 1947 года. Она не только корректировала последствия войны в денежном обращении, но и последовательно реализовывала основные принципы советской денежно-кредитной политики, ранее реализованные в виде «финансовых манёвров» 1930 годов, займов и иных специфических мероприятий по изъятию у населения излишней денежной массы, и особенно, валюты. Принято считать, что это была вторая по счёту денежная реформа в СССР. Как показывает исторический опыт, статус «денежной реформы» (официальное именование проводимых мероприятий) может быть «присвоен» тремя путями: официально; средствами массовой информации (как это было в 1990-е годы) или научным сообществом (как, например, с реформой Е. Глинской). Преобразования 1947 г. изначально были официально представлены как «реформа» (при известном неприятии большевиками этого понятия) высшим политическим руководством СССР в инициирующем (регламентирующем) реформу документе. В то же время события декабря 1947 г. не преобразовывали, не меняли и не перестраивали советскую денежную систему, то есть не были реформами в строгом лингвистическом и экономическом смыслах, по сравнению, например, с преобразованиями 1922—1924 годов.

    Денежная реформа была проведена в форме деноминации. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами. В ходе реформы обмен наличных денег проводился в течение одной недели, в отдалённых районах Крайнего Севера — в течение двух недель.

    Предыстория

    По свидетельству наркома финансов СССР Арсения Зверева, впервые вопрос о проведении денежной реформы возник ещё во время Великой Отечественной войны. Подготовка реформы шла с 1943 г. в обстановке глубокой секретности, что не мешало эффективно налаженному межведомственному взаимодействию Министерства финансов СССР и Госбанка СССР, специалисты которых выявляли причины инфляции, реализуя указание В. М. Молотова «подробно разобраться», у кого за годы войны накопились денежные излишки, как происходит их перераспределение и как это влияет на цены. Таким образом, ставилась задача, выявив владельцев «лишних денег», провести их конфискационный обмен, «срезав» инфляционное давление. Данная схема точно совпадала с указанием В. И. Ленина 1918 г. по «полной замене всех старых денег новыми», для чего вождь предлагал назначить «самый короткий срок», в течение которого каждый должен будет сделать декларацию о количестве имеющихся у него денег и получить взамен новые; если сумма окажется небольшой, он получит рубль за рубль; если же она превысит норму, он получит лишь часть». Вождь понимал, что такая мера «несомненно, встретит сильнейшее противодействие… Мы встретимся грудь с грудью с классовым врагом. Борьба будет тяжелая, но благодарная борьба…» Постановление 14 декабря 1947 г. о денежной реформе почти дословно повторило ленинские положения, хотя в процессе разработки на вождя никто не ссылался. Сторонники конфискационной модели, преследуя цель вывести из оборота спекулятивные накопления, игнорировали трудовой характер значительной части средств, заработанных в годы войны крестьянами, высокооплачиваемыми рабочими и ИТР, а также представителями творческих профессий. В целом сторонники жестких мер, укрепления денежной системы путем единовременной, по словам З. В. Атласа, хирургической операции — изъятия излишней денежной массы из обращения путем денежной реформы, солидаризируясь с политической установкой, оказались в большинстве. В то же время, к методам санирования советского денежного обращения среди разработчиков реформы были и иные подходы, в том числе обсуждался вариант проведения санирования по образцу 1933—1936 гг. или по примеру практики бывших союзников — США и Великобритании, где денежные реформы не проводились. Внешнеполитический фактор также имел важное значение, так как крепкий рубль должен был занять место резервной валюты лагеря социализма.

    К середине 1946 года основные параметры реформы были ещё не готовы, Госбанк предлагал провести её во второй половине 1947 г. Разработчикам реформы трудно было опереться на научно разработанные методики. Последняя серьезная монография по проблеме вышла в 1930 г. Кроме того, отечественные специалисты не могли подвергать сомнению общий закон количества денег, необходимых для обращения, сформулированный К. Марксом в первом томе «Капитала». Таким образом, разработчики, учитывая «значительную эластичность» параметров денежного обращения, стремились не столько сократить его до заранее планируемого точного объёма, сколько применяя утилитаристский, эмпирический подход, добивались управляемости этой вышедшей из-под контроля в годы войны сферы, работоспособности практических методов коррекции денежного обращения.

    Анализ динамики вкладов населения в сберегательные кассы по всем республикам СССР показывает, что информация о реформе ходила по стране уже с июля-августа, когда резко тормозится приток вкладов населения в сберкассы. Начинается процесс, известный как биржевая лихорадка. Советские граждане, имея в большей части неясные слухи вместо информации, вели с государством биржевую игру то на понижение, то на повышение. Как известно, когда хозяйствующие субъекты при выборе вариантов инвестирования руководствуются доходностью, ликвидностью, степенью риска, нормой ссудного процента, изменениями в ожиданиях, величиной инфляции и т. д. Резко возросший уже летом спрос на деньги (отток из сберкасс) не означал, что население отдает им предпочтение по сравнению с другими видами «активов». Снятые суммы быстро расходовались на приобретение и без того скудного ассортимента товаров. «Простой советский человек» в ситуации, близкой к панике, уже не думал о доходности и ликвидности, а стремился минимизировать ущерб, сохранив хоть часть заработанного, в любой доступной форме. В первых числах декабря настроения населения резко меняются. Отток вкладов из сберкасс прекращается и начинается их стремительный рост по всем регионам, сопровождавшийся дроблением вкладов под уже известный из многочисленных утечек, лимит. 10-15 декабря конторы Госбанка фиксировали «громадное поступление денежной наличности». Во всех отделениях наблюдался «большой наплыв клиентов для сдачи денег в кассы любыми способами», в том числе и уплаты вперед налогов и сборов.

    Слухи о грядущей реформе особенно усилились поздней осенью 1947 года. Поскольку сохранить планы властей в тайне от населения не удалось, в сберкассах стали выстраиваться очереди желающих положить деньги на сберкнижку. 2 декабря МВД констатировало «случаи, когда вкладчики изымают крупные вклады (30-50 тысяч рублей и выше), а затем эти же деньги вкладывают более мелкими вкладами в другие сберкассы на разных лиц». Пытаясь спасти свою наличность, люди бросились скупать мебель, музыкальные инструменты, охотничьи ружья, мотоциклы, велосипеды, золото, драгоценности, часы, промтовары, продовольственные товары длительного срока хранения (шоколад, консервы, копченые колбасы и др.), водку и другие спиртные напитки. Увеличились обороты в ресторанах крупных городов.

    13 декабря 1947 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «Об отмене карточной системы и денежной реформе».

    Условия реформы

    Условия денежной реформы были изложены в Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) N 4004 от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Постановление было подписано Председателем Совета Министров Союза ССР И. Сталиным и Секретарём ЦК ВКП(б) А. Ждановым.

    В Постановлении был установлен порядок обмена старых денег на новые, а также определены условия переоценки денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР. При перерасчете зарплаты деньги обменивались таким образом, что зарплата оставалась без изменения. По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались также один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалась половина суммы. Те же, кто хранил деньги дома, при обмене получил один новый рубль за десять старых. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 г. — в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 г. переоценке не подлежали.

    1. Одновременно с проведением денежной реформы, то есть с 16 декабря 1947 года, отменить карточную систему снабжения продовольственными и промышленными товарами, отменить высокие цены по коммерческой торговле и ввести единые сниженные государственные розничные цены на продовольствие и промтовары.

    2. При установлении единых розничных государственных цен на продовольственные и промышленные товары исходить из следующего:

    а) на хлеб и муку снизить цены в среднем на 12 % против ныне действующих пайковых цен;

    б) на крупу и макароны снизить цены в среднем на 10 % против ныне действующих пайковых цен;

    в) на мясо, рыбу, жиры, сахар, кондитерские изделия, соль, картофель и овощи сохранить цены на уровне действующих пайковых цен;

    г) на молоко, яйца, чай, фрукты в отмену ныне действующих высоких коммерческих цен и слишком низких пайковых цен установить новые цены применительно к уровню действующих пайковых цен на основные продовольственные товары;

    д) на ткани, обувь, одежду, трикотажные изделия в отмену ныне действующих высоких коммерческих цен и слишком низких цен нормированного снабжения, установленного в городах и рабочих поселках, установить новые цены на уровне в 3,2 раза ниже коммерческих цен;

    е) на табачные изделия и спички сохранить цены на уровне действующих пайковых цен;

    ж) на пиво снизить цены в среднем на 10 % против ныне действующих цен;

    з) на водку и вино сохранить ныне действующие цены.

    (…)

    4. При проведении денежной реформы заработная плата рабочих и служащих, а также доходы крестьян от государственных заготовок и другие трудовые доходы всех слоев населения не затрагиваются реформой и будут выплачиваться в новых деньгах в прежних размерах.

    Результаты реформы

    В результате реформы были ликвидированы последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам.

    По оценкам некоторых экономистов, наличная денежная масса уменьшилась в три с лишним раза, с 43,6 до 14 млрд руб.. По оценке Госбанка, после обмена на руках у населения оставалось около 4 млрд руб. При проведении реформы большое значение придавалось ликвидации дефицита, чтобы избежать ажиотажного спроса на товары и инфляции. В течение года товары придерживались, чтобы после обмена денег их выбросить на рынок. Кроме того, были разбронированы товары из государственных резервов на сумму 1,7 млрд рублей. Они предназначались для торговли после отмены карточек и перехода к единым розничным ценам в городах (1,1 млрд руб.) и в сельской местности (0,6 млрд руб.).

    Денежная реформа в СССР 1947 г. носила конфискационный характер. С этой реформой иногда сравнивают обесценение сбережений в начале 90-х годов.

    После отмены карточек в конце 1947 года при зарплатах большинства городского населения в 500—1000 рублей в месяц килограмм ржаного хлеба стоил 3 рубля, пшеничного — 4 рубля 40 копеек, килограмм гречки — 12 рублей, сахара — 15 рублей, сливочного масла — 64 рубля, подсолнечного масла — 30 рублей, мороженого судака — 12 рублей, кофе — 75 рублей; литр молока — 3-4 рубля; десяток яиц — 12-16 рублей (в зависимости от категории, которых было три); бутылка пива «Жигулевское» — 7 рублей; пол-литровая бутылка «Московской» водки — 60 рублей.

    По понятным причинам социологические опросы об отношении населения к проводимым финансовым мероприятиям в те годы не проводились. В то же время, информация органов госбезопасности позволяет сделать вывод о поляризации официальной (в прессе и на митингах) и «народной» оценок реформы. При этом оценка населения прямо зависела от уровня дохода, то есть величины понесённых потерь.

    В числе ближайших последствий реформы и последовавшего финансового оздоровления (было оно следствием реформы или восстановления народного хозяйства — вопрос дискуссионный) следует отметить пересчет курса рубля и его перевод «на золотую основу»

    Денежная реформа не уничтожила частный (теневой, спекулятивный, по оценке современников) сектор экономики. Более того, министерства финансов союзных республик инициировали его частичную легализацию в рамках регламентированных специальными Правилами кустарно-ремесленных промыслов. Эта инициатива не нашла поддержки по идеологическим причинам.

    Примечания

    1. 1 2 3 4 5 6 Чуднов И.А. Денежная реформа 1947 года в контексте советской денежно-кредитной политики 1930-1950-х годов.. — монография. — Кемерово: ГУ КузГТУ,, 2002. — С. 27—41. — 319 с. — ISBN 5-89070-303-х.
    2. Чуднов И.А. Граждане! Сдавайте валюту! (рус.) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены : журнальная статья. — 2011. — № 2 (102). — С. 163—174.
    3. Денежные реформы в СССР 1922—1924 годов и 1947 года
    4. Чуднов И.А., Мартынов А.Г. Денежная реформа просвещенного века. К 240-летию бумажно-денежного обращения в России (рус.) // ЭКО (Новосибирск) : журнальная статья. — 2010. — Июнь (№ 6). — С. 163—175.
    5. Ленин В.И. Полн. собр. соч.. — М.: Госполитиздат, 1972 Т. 36. — С. 354.
    6. Чуднов И.А. Финансовое оздоровление после второй мировой войны: общие подходы и национальные особенности (рус.) // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2003. — № 6(37). — С. 120—128.
    7. Чуднов И.А. Валютный курс советского рубля: опыт «научного» обоснования. методология расчета курса рубля к доллару США в послевоенные годы // Вестник Кузбасского государственного технического университета. — 2003. — № 3 (34). — С. 118—130.
    8. Михалевский Ф. И. К методологии изучения нашего денежного обращения. — М.: Госфиниздат, 1930.
    9. 1 2 3 Год 1947-й. Денежная реформа Архивная копия от 12 мая 2012 на Wayback Machine «Родная газета» № 43(227), 13 декабря 2007 г., полоса 24
    10. 1 2 Постановление Совмина СССР, ЦК ВКП(б) от 14.12.1947 N 4004 (недоступная ссылка). Дата обращения 7 января 2010. Архивировано 14 февраля 2012 года.
    11. Денежная реформа 1947 года
    12. 1 2 Денежная реформа 1947 г. в СССР и конфискационные денежные реформы в Европе 1944 −1948 гг.
    13. Попов В. П. Экономическая политика советского государства. 1946—1953 гг. Тамбов, 2000.
    14. Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы. М., 2001. С. 108
    15. Доктор исторических наук, главный специалист государственного архива Российской Федерации Олег Хлевнюк в программе «Именем Сталина „Иосиф Сталин: последние годы“»
    16. Чуднов И.А. Денежная реформа 1947 г. глазами современников (рус.) // Социологические исследования : статья. — 1999. — № 2. — С. 99—101.
    17. Чуднов И.А. Как рассчитывали прочность «самой крепкой валюты в мире». Методика расчетов золотого содержания и валютного курса рубля в 1930-е — 1950-е годы (рус.) // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика.. — 2010. — № 1. — С. 15—26.
    18. Чуднов И.А., Осипов В.А. К 60-летию несостоявшейся налоговой реформы (рус.) // ЭКО. — 2008. — № 9. — С. 166—175.
    19. Постановление Президиума ЦК КПСС от 1 июля 1954 г. о проекте обвинительного заключения на П. А. Шария, С. С. Мамулова, Б. А. Людвигова, Г. А. Ордынцева, и Ф. В. Муханова | Про …. Дата обращения 23 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *