Содержание
Что такое «группа компаний» с юридической точки зрения?
Дмитрий Большунов, © 2015
Олег Файнштейн (консультант проекта), © 2015
О ГРУППАХ КОМПАНИЙ
Как ни странно, понятие «группа компаний» отсутствует в законодательстве РФ.
Да, когда-то был Федеральный Закон «О Финансово-Промышленных группах». Но он был отменен еще в 2007 году в целях «прекращения избыточного государственного регулирования». К тому же «регулировал» он в основном очень крупные ФПГ.
Кроме того, в актуальной редакции Налогового кодекса РФ существует Глава 3.1. «Консолидированная группа налогоплательщиков». Однако эта глава, во-первых, посвящена вопросам исключительно налогообложения. Во-вторых, в ней также вводятся критерии, из которых следует, что консолидированные группы налогоплательщиков могут создаваться только весьма и весьма крупными компаниями. Например, чего стоит конкретизированная законом совокупная сумма налогов участников консолидированной группы – не менее 10 млрд. рублей, а суммарный объем их выручки – от 100 млрд. рублей.
Существует в Гражданском Кодексе также понятие добровольного объединения юрлиц в ассоциации и союзы. Но это, суть, некоммерческие образования.
Довольно близко, как нам кажется, к определению «группы компаний» подходит Федеральный закон «О защите конкуренции». Однако закон этот все-таки вводит другое понятие – «группа лиц» – и соответствующим образом трактует его. К примеру, п. 7 статьи 9 данного Закона говорится, что группой лиц может быть «физическое лицо, его супруг, родители <…>, дети <…>, полнородные и неполнородные братья и сестры». Ну, то есть семья – это «группа лиц», и, при определенных обстоятельствах, она, эта «группа лиц», подлежит регулированию Законом «О защите конкуренции». Так что, увы, эта и подобные ей формулировки, да и сама основная тема ФЗ «О защите конкуренции» – все-таки не совсем о том.
В законодательстве существует также определение аффилированных лиц. Оно приводится в другом Законе, посвященном конкуренции, который называется «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Аффилированные лица – это лица, оказывающие влияние на работу компании. Прозрачный учет аффилированных лиц предписывается акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью для того, чтобы не допускать недобросовестных сделок с заинтересованностью таких лиц. Однако, хотя даваемое Законом определение аффилированных лиц и пересекается, по смыслу с понятием «группа компаний», в целом, также не эквивалентно ему.
Понятие группы компаний и законодательное обоснование
В законе отсутствует понятие «группа компаний». Ранее оно содержалось в законе «О финансово-промышленных группах», однако действовал он до 2007 года. Был отменен в связи с необходимостью прекращения чрезмерного государственного регулирования. На данный момент к группам компаний применимы следующие законы:
- Глава 3.1. «Консолидированные группы налогоплательщиков». Данная глава может применяться весьма ограничено. Связано это с тем, что она регулирует только налогообложение и касается крупных организаций с общим объемом выручки от 100 миллиардов рублей.
- ФЗ «О конкуренции». В нем речь идет об аффилированных лицах. То есть о тех лицах, которые могут воздействовать на работу организации. Это понятие близко к понятию групп компаний, однако оно не является эквивалентным.
Группа компаний и холдинг – это разные понятия. Под холдингом понимают совокупность организаций, где головная компания имеет полномочия на управление дочерними фирмами. Понятие группы компаний в законе отсутствует. Однако сделать вывод о содержании термина можно из сложившейся практики. Группа компаний – это несколько ЮЛ, которые добровольно признают себя группой. У всех организаций, входящих в группу, есть общий круг владельцев.
Преимущества групп компаний
Организации довольно часто объединяются в группы. Связано это со следующими преимуществами этой юридической формы:
- Экономия на закупках. Закупки у поставщиков в большом объеме предполагают получение скидок.
- Отстаивание общих интересов. Участники группы получают возможность лоббировать общие интересы в государственных органах.
- Увеличение управляемости. Большой компанией очень сложно управлять. Проще разделить ее на ряд компаний и назначить в каждой своего управляющего.
- Успешная работа по каждому направлению. Группа компаний позволяет разделить зоны ответственности. К примеру, одна компания занимается транспортировками, другая – рекламой.
- Возможность привлечения менеджеров высокого профессионального уровня. Для управления крупной компанией можно пригласить топ-менеджера. Однако большой организацией очень сложно управлять. Проще разделить фирму на ряд компаний, каждой из которой будет управлять профессиональный менеджер.
- Осуществление оперативного управления. Опыт показывает, что в крупной компании все решения принимаются и реализуются очень медленно. Деление организации на части позволит повысить оперативность.
- Повышение качества продукции. Крупная компания, разделенная на части, как правило, обладает всеми ресурсами для производства продукта за счет самодостаточной системы. Группа организаций занимается и изготовлением товара, и его транспортировкой, и рекламой. Все это позволяет увеличить конкурентоспособность компании.
- Согласованная работа. Все компании придерживаются общей финансовой и инвестиционной политики. Это увеличивает эффективность предпринимательской деятельности.
- Увеличение лояльности со стороны контрагентов. Разделение компаний позволяет создать имидж крупной и влиятельной структуры. Это позволит привлечь новых партнеров, инвесторов.
- Распределение коммерческих рисков. Если одна из компаний будет работать с низкой эффективностью, это не окажет значительного влияния на остальные организации.
Организация групп компаний – это вовсе не гарантия получения всех перечисленных преимуществ. Оценить все достоинства этой правовой формы можно только при правильной организации и грамотном управлении.
Недостатки групп компаний
Группа компаний – форма, обладающая несомненными преимуществами. Но у нее есть и недостатки:
- Отсутствие конкуренции внутри группы, что может привести к нерентабельности отдельных производств и снижению эффективности.
- Усложненность иерархической структуры, бюрократия.
- Различное налогообложение для каждой из компаний, что предполагает определенные неудобства.
Еще один из очевидных недостатков – отсутствие законодательного регулирования. В нормативных актах не содержится даже понятия «группы компаний». Тем более в законе ничего не говорится о порядке организации рассматриваемой структуры.
Особенности организации группы компаний
Порядок организации не установлен нормативными актами. По этой причине группу компаний юридически оформлять не требуется. Разделение организаций устанавливается исключительно внутренними документами. Их нужно сформировать и утвердить внутри компании. Законодательство позволяет формировать дочерние общества. Это организации, которые с одной стороны являются автономными, а с другой – управляются головным офисом.
То есть первый шаг к созданию групп компаний – формирование зависимых компаний. Сделать это можно несколькими способами:
- Созданием дочерних организаций.
- Приобретением контрольного пакета акций другой компании.
- Заключением договора о совместной деятельности.
Второй шаг – разработка внутренних актов. Они будут регулировать порядок управления, особенности взаимодействия между компаниями.
В каких случаях актуально создание группы компаний?
Создание группы компаний – не всегда наилучшее решение. Разделять большую организацию имеет смысл только в том случае, если на это есть действительная необходимость:
- Компания слишком большая, ей сложно управлять.
- Организация работает сразу по нескольким направлениям: реклама, транспортировка и прочее.
Объединение в группу компаний – это, как правило, способ упростить управление. Все объединенные организации должны быть связаны между собой для согласованной работы.
Документооборот внутри групп компаний
Разрозненная структура компаний предполагает усложнение документооборота. На эту часть работы нужно обратить особое внимание. Существует два варианта организации документооборота:
- Разделение зоны ответственности. В этом случае компания будет отвечать за одну часть документооборота (к примеру, регистрация документов, контроль над их исполнением), другая – за оставшуюся (например, учет документации).
- Собственная система документооборота в каждой компании. В этом варианте каждая организация имеет свое делопроизводство.
Первый вариант актуален в том случае, если дочерние компании возникли из одной головной организации. То есть они тесно связаны друг с другом. Второй вариант подходит для разрозненных компаний, которые были объединены в группу.
Рекомендации к оптимизации документооборота
Документооборот можно оптимизировать. Для этого нужно соблюсти следующие требования:
- Формирование общей инструкции по делопроизводству.
- Организация в каждой компании своей службы делопроизводства. Численность ее зависит от размера компании.
- Установление правил движения документационных потоков между компаниями, входящими в группу.
Для передачи сведений между компаниями может использоваться электронная переписка. Для передачи важных документов следует обратиться к службе курьерской доставки.