Имущество должника не включаемое в конкурсную массу

1. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

2. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

3. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 110 настоящего Федерального закона.

Договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

Абзацы шестой — восьмой утратили силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ.

4.1. В случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.

При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

4.2. После проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

4.3. В случае несостоятельности (банкротства) фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» (далее — международный фонд), в его конкурсную массу не включаются и подлежат передаче учредителю внесенные им в международный фонд акции и доли в уставном капитале российских и иностранных юридических лиц, а также ценные бумаги, удостоверяющие права в отношении акций и долей в уставном капитале российских и иностранных юридических лиц при одновременном наличии следующих условий:

1) в отношении указанных в настоящем пункте акций, долей и ценных бумаг уставом международного фонда установлен запрет на их отчуждение международным фондом, сведения о котором внесены в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;

2) уставом международного фонда предусмотрены осуществление международным фондом полномочий, прав и обязанностей, установленных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 12.4 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», и обязательный возврат учредителю в случае ликвидации международного фонда внесенных им в международный фонд акций и долей российских и иностранных юридических лиц, а также ценных бумаг, удостоверяющих права в отношении акций и долей в уставном капитале российских и иностранных юридических лиц.

5. Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

6. Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

7. Должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие положений пунктов 5 и 6 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

8. Утратил силу с 1 января 2005 г.

9. Утратил силу с 1 января 2005 г.

10. Утратил силу с 1 января 2005 г.

11. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Комментарий к Ст. 132 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Конкурсный управляющий обязан уведомить собственника изъятого из оборота имущества при наличии в составе имущества должника данного имущества об этом факте.

2. На собственника имущества, изъятого из оборота, Закон возлагает обязанность по его приему от конкурсного управляющего или закреплению его за другими лицами.

В шестимесячный срок с момента получения надлежащего уведомления от конкурсного управляющего собственник обязан принять указанное имущество от конкурсного управляющего или закрепить его за другими лицами.

3. Передача осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Закон о банкротстве устанавливает, что источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.

4. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, такой обязанности по истечении указанного срока все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника. Конкурсный управляющий вправе предъявить иск о взыскании убытков, вызванных содержанием указанного имущества.

5. Ранее Закон о банкротстве 1998 г., определяя правовой режим имущества должника, которое не включается в конкурсную массу, устанавливал, что жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, и т.п. подлежат передаче в предусмотренном п. п. 1 — 3 ст. 104 порядке соответствующему муниципальному образованию (п. 4 ст. 104) по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий (п. 5 ст. 104). Между тем в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «TIMBER HOLDINGS INTERNATIONAL LIMITED» <*> такая передача должна была осуществляться исходя из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов защиты частной собственности, включая недопустимость ее чрезмерного ограничения (ч. 2 ст. 8, ст. 25 и ч. 3 ст. 55), что предполагает выплату должникам — собственникам передаваемых объектов разумной компенсации. С учетом выводов, содержащихся в этом Постановлении, подлежала применению, в частности, ст. 306 ГК РФ, в соответствии с которой в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещались государством. Споры же о размерах компенсации, возникавшие между должником, кредитором и государством в лице соответствующего муниципального образования, подлежали рассмотрению арбитражными судами.
———————————
<*> Вестник ВАС РФ. 2000. N 7.

Принимая во внимание, что денежных средств у соответствующих муниципальных образований не имеется, представлялась возможной передача указанных объектов бесплатно, но при отсутствии возражений со стороны кредиторов о такой передаче.

6. Закон о банкротстве предусматривает совершенно иной порядок передачи соответствующих объектов. Кроме того, они теперь делятся на две категории.

Так, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее — социально значимые объекты), продаются исключительно путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110 Закона, любому покупателю.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса могут быть определены собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.

Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

После проведения конкурса орган местного самоуправления обязан заключить с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов на основании заявления органа местного самоуправления расторгаются арбитражным судом.

В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования с учетом правил, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность». В то же время денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

7. Следует обратить внимание на то, что жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 132 Закона, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий надлежащим образом уведомляет указанные органы.

8. Передача объектов, указанных в п. 5 комментируемой статьи, в собственность муниципального образования осуществляется конкурсным управляющим с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Непосредственно Законом определено, что источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты.

Средства, выплаченные органом местного самоуправления, также включаются в конкурсную массу.

9. При наличии разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий по проекту договора в срок не позднее чем через 14 дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий вправе отклонить данный протокол. В этом случае конкурсный управляющий может обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

При рассмотрении указанного заявления арбитражный суд определяет условия передачи в муниципальную собственность социально значимых объектов, в отношении которых имелись разногласия.

10. В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия объектов, указанных в п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию объектов.

Арбитражный суд при удовлетворении заявления конкурсного управляющего устанавливает сумму средств, подлежащих уплате органом местного самоуправления за переданные объекты.

В случае неисполнения органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, по истечении месяца с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание жилищного фонда социального использования и социально значимых объектов возлагаются на муниципальное образование.

В ситуации, когда меры по восстановлению платежеспособности должника не возымели должного результата, либо уже на этапе наблюдения стало понятно, что нормализовать финансовую ситуацию на предприятии невозможно, он получает официальный статус банкрота. Это означает переход к стадии конкурсного производства.

Ключевой задачей арбитражного управляющего и привлеченных им специалистов на последнем этапе процедуры банкротства юридического или физического лица является формирование конкурсной массы. От того насколько грамотно и профессионально будет решена эта задача во многом зависит успешность процедуры признания несостоятельности и величина обязательств перед кредиторами, которые удастся погасить.

Что такое конкурсная масса должника?

Конкурсную массу можно рассматривать в нескольких ключевых аспектах. Под ней понимается:

  1. Вся собственность и активы должника, принадлежащие ему на момент инициации процедуры банкротства, а также которые были куплены или приобретены в рамках иных сделок на этапах наблюдения, финоздоровления или внешнего управления. В ее состав попадает все имущество должника, на которое допускается наложение взыскания и не подлежащее исключению по нормам законодательства. В задачи управляющего на подготовительном и реабилитационных этапах процедуры банкротства входит обеспечение ее сохранности. Тогда как при конкурсном производстве конкурсный управляющий должен аккумулировать ее, провести инвентаризацию и оценку.
  2. Совокупность вещественных, имущественных прав должника и его обязательств. Обязательства банкрота попадают в состав конкурсной массы, когда компания продается как целостный имущественный комплекс. Если же торги проводятся по частям, то на них реализуются только активы и собственность.
  3. Особый правовой режим функционирования предприятия, который вводится с началом ее формирования и распределения. Он действует вплоть до финального распределения между кредиторами денежных средств, полученных на торгах, ликвидации компании и ее исключении из числа субъектов экономической деятельности.
  4. Совокупность имущества и имущественных прав должника, любые материальные/нематериальные ценности, которые трансформируются в ходе торгов в денежные средства. Хотя не всегда такое преобразование требуется. Так, в конкурсную массу включаются активы в виде денег: остатки на счетах юрлица-должника, дебиторская задолженность его партнеров и контрагентов и пр. Нередко возникает ситуация, что имущество не удается реализовать в ходе проведенных торгов (так называемые неликвидные и низколиквидные активы). Такая собственность может быть передана кредиторам как есть в имущественной форме в счет погашения задолженности или же передана собственникам бизнеса при отказе принять ее.

Состав конкурсной массы

Состав конкурсной массы включает в себя следующие виды активов и имущества, которое принадлежит юридическому лицу:

  1. Основные и оборотные средства предприятия. Чем отличаются эти два понятия? Если речь идет об активах, которые используются более года, то это основные средства. Пример В качестве примеров можно привести производственные линии, оборудование, недвижимость, коммунальные сети и инфраструктура, транспорт и прочие активы. Под оборотными средствами понимаются те, которые непосредственно используются в процессе производства/оказания услуг: сырье и материалы, расходники, инструменты и пр.
  2. Остатки на банковских счетах предприятия – речь идет только о собственных средствах компании, не включает открытую кредитную линию или предоставленный овердрафт.
  3. Активы, не имеющие материального воплощения (так называемые нематериальные) – включают в свой состав бренды/товарные знаки, патенты на производственную продукцию, программное обеспечение и иные объекты интеллектуальной собственности, права на которую оформлены должным образом.
  4. Дебиторская задолженность – это те долги, которые накоплены перед юрлицом-банкротом у его покупателей, поставщиков и партнеров. Управляющий должен уделить немало усилий для взыскания дебиторской задолженности. Иногда неожиданное взыскание долга, который считался безнадежным, способно коренным образом изменить ход процедуры банкротства и даже привести к полному погашению обязательств перед кредиторами и прекращению процесса.
  5. Целевое финансирование в рамках различных программ поддержки бизнеса. Т.е. это те средства, права на которые были подтверждены должником, но из бюджета в силу разнообразных причин они не поступили.
  6. Дивиденды — доходы от участия в других юрлицах в виде долей в уставном капитале или акций.
  7. Прочие активы.

Порядок формирования

За процесс формирования конкурсной массы отвечает назначенный судом арбитражный управляющий. В процессе ее формирования необходимо пройти ряд последовательных этапов.

  1. Опись/инвентаризация имущества должника-юрлица. Даная процедура осуществляется на основании анализа бухгалтерской и отчетной документации должника. Именно на этом этапе формирования конкурсной массы должны быть указаны ссылки на документы, подтверждающие права собственности юрлица. Все необходимые сведения управляющему обязаны передать руководители предприятия в течение 3 дней после поступления соответствующего запроса. Иногда к данному этапу он привлекает сторонних бухгалтеров и аудиторов.
  2. Принятие мер для розыска/возврата собственности, которая незаконно находится у третьих лиц. К сведению Процедура формирования конкурсной массы простая только на бумаге. По факту управляющему приходится приложить немало усилий, чтобы найти фактическое местоположение собственности, которая фактически принадлежит банкроту. Нередко он встречает сопротивление со стороны руководства в этом процессе.
  3. Выделение из общей массы залоговой собственности. Имущество, которое является предметом залога (обычно это недвижимости и транспортные средства), подлежит отдельной описи и оценке. Дело в том, что средства, вырученные от продажи такой собственности идут на удовлетворение обязательств перед залоговыми кредиторами.
  4. Корректировка конкурсной массы: исключение из ее состава имущества, которое было изъято госорганами, имущественных личностных прав должника и прочих видов собственности, которые подлежат исключению по нормам ФЗ о несостоятельности.
  5. Анализ сделок должника по выводу активов, заключенных юрлицом непосредственно перед банкротством и существенно ухудшивших его имущественный статус. Некоторые из таких соглашений, которые были заключены с взаимозависимыми лицами и фирмами-однодневками могут быть оспорены, а отчужденное по ним имущество возвращено в собственность предприятия.
  6. После составления окончательного акта описи имущества юридического лица управляющий переходит к его оценке. По новым правилам он не должен обращаться к независимым оценщикам, а может проводить эту процедуру самостоятельно, основываясь на сведениях бухгалтерской отчетности. При несогласии участников процесса с результатами оценки они вправе ее обжаловать и заказать независимую экспертизу. Занижение стоимости не в интересах самого управляющего, так как ему полагается бонусное вознаграждение в зависимости от величины удовлетворенных кредиторских требований.

К сведению

После окончания этапа формирования конкурсной массы управляющий может приступить к организации торгов. Сегодня все торги проводятся в электронном виде в открытом формате. Принять участие в них вправе любой желающий, который пройдет процедуру регистрации в установленные сроки и успеет оформит электронную подпись.

Конкурсная масса в конечном итоге направляется на погашение текущих платежей и обязательств перед кредиторами.

Имущество не включаемое в конкурсную массу

Некоторая собственность юридических лиц подлежит исключению из состава конкурсной массы. В частности, это то имущество, которое было изъято в пользу государства. Если на управляющий обнаружит на балансе предприятия государственную и муниципальную собственность, то он обязан уведомить ее владельцев. В свою очередь, государственные структуры должны предпринять наши для принятия имущества и решения его дальнейшей судьбы: выставить на торги и продать или передать другому предприятию. Если управляющий был вынужден производить расходы для обеспечения сохранности и содержания госсобственности (например, оплачивать коммунальные услуги), то он может взыскать свои убытки с государства.

Ситуация фактического отсутствия собственности предприятия наблюдалась в МУПах и ФГУПах. Сегодня такая форма предприятий встречается редко.

Исключается из конкурсной массы и имущество 3-их лиц, которое по каким-либо причинам находится у должника без правовых оснований.

Пример Например, то, которое было на ответственном хранении у юридического лица. Это могут быть также объекты культурного наследия и иные социально-значимые объекты. В качестве примеров можно указать детские сады и больницы для сотрудников предприятия и его детей, которые находились на его балансе; школы, спортивные залы; здания, признанные объектами культурного наследия.

Также не может распространяться взыскание на имущество, которым должник пользуется на правах аренды. Ведь предприятие не является его фактическим собственником.

В число объектов, подлежащих исключению, можно отнести жилфонд и коммунальную инфраструктуру, которыми пользуются рядовые граждане.

Также не попадают сюда имущественные личностные права сотрудников должника. Фактически их нельзя продать, так как они оформляются на конкретное лицо. Например, компания занималась высотными работами и допуски на работу на высоте на ее сотрудников не могут быть включены в конкурсную массу.

Конкурсная масса физического лица

Конкурсная масса физического лица формируется на этапе реализации имущества, когда рассрочка по его долговым обязательствам не может быть утверждена ввиду недостаточности доходов или же физическое лицо не выполнило условия графика реструктуризации. Это финальная стадия признания несостоятельности гражданина.

В конкурсную массу в данном случае включаются денежные средства должника; деньги, врученные от реализации собственности и неликвидное имущество. Т.е это вся собственность физического лица. Тогда как юрлица не рискуют имуществом его учредителей, только собственностью фирмы. Они могут быть привлечены к ответственности в исключительных случаях, если будет доказан факт преднамеренного или фиктивного банкротства.

К сведению Процедура формирования конкурсной массы гражданина ничем не отличается от той, которая действует по отношению к предприятию. Она также включает этапы описи, оценки и реализации имущества. Управляющий также может оспорить сомнительные сделки, заключенные физическим лицом за предшествующие банкротству три года. Это безвозмездные сделки (дарственные) и договора купли-продажи, заключенные с родственниками.

В качестве первоисточника о принадлежащей физическому лицу собственности выступает документация, представленная самим должником. Подлежащим взысканию имуществом может выступать недвижимость (квартиры и дачи, земельные участки), акции, дорогостоящая техника, предметы роскоши, драгоценности, банковские депозиты, машины и другой транспорт и пр.

За некоторую собственность должник может быть спокоен, она не подлежит взысканию. Это единственное жилье (кроме того, которое находится в залоге по ипотечному кредиту), предметы интерьера; участок, на котором стоит дом; личные вещи должника (одежда и пр.), продукты питания, деньги в размере МРОТ, инструменты для работы, скот и семена, топливо и пр.

Арбитраж также может исключить имущество, от продажи которого не получится существенно удовлетворить кредиторские требования. Это, в частности, неликвидная собственность и та, которая стоит менее 10 тыс.р.

Исключение имущества

После того как завершено предварительное формирование конкурсной массы производится ее корректировка через исключение части имущества. Подобное изменение допускается только по решению суда. Соответствующее постановление суд может вынести по ходатайству одной из сторон процесса о банкротства. Обычно инициатива исходит от должника.

Иногда подобное заявление подает непосредственно собственник имущество,а неправомерно включенного в конкурсную массу. Например, это супруга банкрота, которой принадлежит 50% в совместно нажитой собственности.

К сведению Если суд, который занимается рассмотрением дела о признании несостоятельности, признает поступившее заявление необоснованным, то он откажет в исключении имущества. Но должник всегда имеет право на обжалование такого решения.

Ходатайство об исключении имущества из конкурсной массы

Для исключения имущества из конкурсной массы должник должен подать ходатайство в арбитражный суд, которое включает следующие аспекты:

  1. В шапке ходатайства должны содержаться: наименование суда, ФИО истца/наименование компании-банкрота и его контакты, реквизиты дела о признании несостоятельности.
  2. Основная часть содержит указание на дату проведения инвентаризации и описи, номер документа; перечень имущества, подлежащего исключению и его отличительные характеристики и основания для исключения со ссылкой на Гражданский кодекс, конституцию или законодательство о банкротстве.
  3. Резолютивная часть содержит непосредственно просьбу должника исключить имущество из конкурсной массы.

Порядок исключения из конкурсной массы

Порядок исключения имущества из конкурсной массы следующий:

  1. Конкурсный управляющий передает должнику на рассмотрение результаты инвентаризации и оценки.
  2. При несогласии должника с составом конкурсной массы он подает заявление в Арбитраж.
  3. После рассмотрения дела по существу судья выносит постановление об исключении или возврате имущества в общую массу.
  4. При положительном исходе имущество передается его непосредственному собственнику.

Особенности процедуры

Конкурсная масса имеет следующие особенности:

  1. Должник лишен прав на распоряжение ей, он не может продать ее или передать другому лицу, все эти полномочия переходят управляющему.
  2. Она состоит из собственности, принадлежащей должнику на момент его объявления банкротом, или же выявленной управляющим после инициации данного процесса.
  3. Она может и должна трансформироваться из имущественной в денежную форму для погашения кредиторских требований.
  4. Она может видоизменяться как в большую, так и меньшую сторону за счет оспаривания сделок управляющим или исключения части имущества из ее состава.

Для начала — нормативное обоснование:

Статья 131 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (цитата):

Конкурсная масса

1. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

2. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В случаях, установленных федеральным законом, составляющее ипотечное покрытие имущество должника, осуществлявшего в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (далее — Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах») эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, исключается из конкурсной массы должника, а требования кредиторов — владельцев облигаций с ипотечным покрытием удовлетворяются в порядке, установленном Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах».

3. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

В отношении банкротов — граждан чуть иные условия:

Пункт 1 статьи 213.25 закона: все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу.

Пункт 4 этой же статьи: в конкурсную массу может включаться имущество гражданина, составляющее его долю в общем имуществе, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским законодательством, семейным законодательством. Кредитор вправе предъявить требование о выделе доли гражданина в общем имуществе для обращения на нее взыскания.

В конкурсную массу не включается:

Пункт 3 статьи 213.25: из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

В данном случае в законе имеется ввиду отсылка на статью 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, в которой приведен перечень имущества, на которое установлен иммунитет:

  1. квартира, дом, иное жилое помещение (или его часть), если для гражданина-должника оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением (за исключением ипотечного жилища);
  2. земельный участок, на котором расположен единственный жилой дом (за исключением ипотечных);
  3. предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
  4. имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
  5. используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
  6. семена, необходимые для очередного посева;
  7. продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
  8. топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
  9. средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
  10. призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Перефразируя слова закона, сложные для понимания, можно проще сказать: конкурсная масса — это все то, что можно забрать у должника. Это деньги (наличные и на счетах), это заработок, автомобиль, дача, земельный участок, доли в ООО, ценные бумаги и т.д., вплоть до мелочей.

Смотрите также случай из практики о том, как одну копейку целый месяц включали в конкурсную массу и заплатили за это 30 000 рублей.

Теперь приведем несколько примеров судебных актов о формировании конкурсной массы, для лучшего понимания.

Судебные акты о включении в конкурсную массу:

Ссылка:

Ссылка:

судебные акты об исключении из конкурсной массы:

Основное требование для включения в состав конкурсной массы — имущество должно принадлежать должнику на праве собственности. По сути, споры об исключении из конкурсной массы сводятся к доказыванию того обстоятельства, что имущество должнику не принадлежит.

Отдельный случай — исключение из конкурсной массы части денег на личные нужды (как в последнем приведенном примере из судебной практики).

Тут доказывание чуть иное. Как правило, принимается во внимание размер прожиточного минимума, утвержденный в соответствующем регионе. Прожиточный минимум — должнику, если есть ребенок — то еще на ребенка. Если жена на законном иждивении (например, до 3-летия ребенка) — то и на нее. Эту сумму можно увеличить, если есть дополнительные траты, которые суд признает обоснованными (например, расходы на лечение, подтвержденные меддокументацией и чеками, в некоторых случаях — расходы на найм квартиры, и т.д.).

О возможности сохранить часть заработка на личные нужды высказывались высшие суды: Постановление Пленума ВС РФ №45 от 13.10.2015 г. (пункт 39), Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от12 июля 2007 года N 10-П.

Споры о формировании конкурсной массы, о включении какого-либо имущества в ее состав либо об исключении из него решаются в судебном порядке.

Полномочия по распоряжению конкурсной массой принадлежат конкурсному управляющему (в отношении граждан, находящихся в процедуре банкротства – финансовому управляющему).

Брусков П.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *