Искусственный земельный участок

Что такое ИЗУ

В правовом режиме искусственный земельный участок — это остров или полуостров, который построен на каком-либо водном объекте, принадлежащем государству, путём строительных технологий, используемый после начала эксплуатации, в качестве земельного участка.

При этом этот новый объект может омываться со всех сторон водой или быть присоединён к одному из имеющихся земельных участков. Обратите внимание, что само определение ИЗУ оставляет за собой некоторую двусмысленность.

Интересной особенностью является то, что согласно определению существование рассматриваемого объекта можно разделить на два периода:

  • до ввода в эксплуатацию;
  • после ввода в эксплуатацию.

При этом, что самое главное, эти два периода регулируются разными правовыми нормами и правилами, а это значит, что и юрпроцессы могут проходить в разном режиме бюрократической сложности.

Градостроительный кодекс РФ под № 190-ФЗ от 29.12.2004 управляет объектом на первом периоде, а на втором участок входит в поле действия Федерального закона, принятого 19.07.2011 под № 246-ФЗ.

Замечание специалиста: будьте осторожны, поскольку из-за особой ситуации с правовым режимом, выделение площади территорий, водных объектов или их частей для создания ИЗУ не требуется, что объясняет статья 102 ч.2 Земельного Кодекса РФ, а именно о невозможности образовании земельных территорий на водных поверхностях.

Кто имеет право быть создателем и собственником

Чтобы создать ИЗУ, следует соблюсти все нормы правового режима и выполнить следующие действия:

  1. Подготовить проектное разрешение, позволяющее создавать искусственные земельные участки на любом водном объекте, который является федеральной собственностью или его частью.
  2. Согласовать подготовленный проект и опубликовать его в сети Интернет.
  3. Иметь все обязательные разрешения на создание ИЗУ.
  4. При необходимости провести аукцион на определение права на создание ИЗУ.
  5. Заключить и нотариально заверить договора об их создании.
  6. Подготовить и утвердить документы о планировке территории в ее будущих границах спланированного объекта.
  7. Выполнить все инженерные расчёты при подготовке проектной документации.
  8. Составить документы о проекте искусственного земельного надела, когда будут иметься все результаты инженерных исследований.
  9. Получить государственные экспертизы и экологическую государственную экспертизу программной документации ИЗУ.
  10. Провести все завершающие работы по обоснованию участковой зоны.

Таким образом, ИЗУ будет создан, а его владельцем, как правило, становится организатор этого проекта. В процессе использования новой территории на воде с ней могут происходить любые юридические изменения, как и с обычным земельным наделом, которые регулируются ФЗ, указанным выше.

Смотрите видео, в котором специалист озвучивает актуальные особенности статуса искусственных земельных участков:

Внимание! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 N 246-ФЗ (последняя редакция)

19 июля 2011 года N 246-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, СОЗДАННЫХ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 20.04.2015 N 102-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков
  • Статья 3. Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 4. Проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 5. Разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части
  • Статья 6. Работы, необходимые для создания искусственного земельного участка
  • Статья 7. Договор о создании искусственного земельного участка
  • Статья 8. Порядок организации и проведения открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка
  • Статья 9. Особенности подготовки документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка
  • Статья 10. Особенности подготовки проектной документации искусственного земельного участка и (или) проектной документации размещаемого на искусственном земельном участке объекта капитального строительства
  • Статья 11. Особенности выдачи разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка
  • Статья 12. Особенности выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию
  • Статья 13. Право собственности на искусственно созданные земельные участки
  • Статья 14. Целевое назначение, в том числе разрешенное использование искусственного земельного участка
  • Статья 15. Содержание, эксплуатация искусственно созданных земельных участков
  • Статья 16. Заключительные положения
  • Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
  • Статья 18. Утратила силу
  • Статья 19. О внесении изменения в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
  • Статья 20. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
  • Статья 21. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
  • Статья 22. О внесении изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
  • Статья 23. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  • Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Статья 25. О внесении изменений в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
  • Статья 26. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
  • Статья 27. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
  • Статья 28. О внесении изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»
  • Статья 29. О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации
  • Статья 30. Утратила силу
  • Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Открыть полный текст документа

Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них

Все мы привыкли отождествлять земельный участок с живой природой, с её составной частью. Однако, человечество уже давно создаёт искусственные земельные участки для различных целей использования: это и Острова Пальм в Дубаи, остров из прессованного мусора и международный аэропорт Кансай в Японии построен на искусственных землях, в России часть территории Санкт-Петербурга расположена на насыпной территории. А по различным оценками, до 40 % территории Нидерланд и до 60 % территории Дании образованы в результате деятельности человека. И это лишь малая часть примеров из множества уже созданных искусственных участков суши, а сколько ещё проектов ждёт своего осуществления!

Всё это свидетельствует об актуальности развития строительства искусственных участков земной поверхности, чему способствует ещё и гораздо более низкая цена таких участков, нежели цена «натуральной» земли. В связи с этим в области правового поля возникает множество вопросов, касающихся оборота искусственных земельных участков и регистрации прав на них.

Итак, понятие искусственного земельного участка содержится в Федеральном законе от 19 июля 2011 год № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Итак, под искусственным земельным участком, созданным на водном объекте, понимается «сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что такие земельные участки создаются двумя основными способами: путём отсыпки грунта или намыва; остальные способы создания/возведения искусственных участков суши законодатель не конкретизирует, т. к. существует ещё множество различных способов, в том числе и те, которые будут известны в будущем.

Неотъемлемым признаком искусственно созданных участков суши, как мы можем видеть из вышеупомянутого федерального закона, является ввод их в эксплуатацию и признание их после этого земельными участками. Искусственные земельные участки, как указано в законе, могут либо прилегать к существующим участкам суши, либо быть отделены от них.

Если обратиться к Федеральному закону «Об охране окружающей среды», то в статье 1 можно увидеть понятие природно-антропогенного объекта («природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение»), исходя из которого, можно сделать вывод о том, что искусственный земельный участок подпадает под это понятие тоже. Однако оно гораздо уже, чем определение искусственного земельного участка в федерально законе № 246-ФЗ, из которого можно выделить обязательность ввода в эксплуатацию такого объекта и последующее его признание именно земельным участком. Но в целом, искусственный земельный участок, действительно является природно-антропогенным объектом.

Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости совершенствования понятия «искусственный земельный участок» и закрепления его в одном конкретном законодательном акте. В свою очередь мы можем предложить следующий симбиоз двух понятий, объединённых в одно целое: искусственный земельный участок — это природно-антропогенное сооружение, создаваемое на водном объекте путём намыва или отсыпки грунта, а также иных технологий, которое признаётся земельным участком после ввода его в эксплуатацию.

Интересно отметить, что некоторые учёные категорически против самого термина «искусственный земельный участок», т. к. они считают, что земля — это природный объект, который возник без участия человека и этот природный объект, как и многие другие, не может быть вновь создан, поэтому употребление данного термина является некорректным. И относить искусственные земельные участки к категории природных объектов нельзя, правильнее будет относить их к объектам капитального строительства. Такой позиции, к примеру, придерживается О. И. Красов.

Как уже было сказано, искусственный земельный участок, создаётся на водном объекте и в связи с этим могут быть изменены границы самого водного объекта, а также часть подводного дна, которая может стать уже частью суши вместе с искусственно созданным участком. Поэтому возникает необходимость перевода земель водного фонда в другую категорию. Это закрепляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Как отмечает Н. Н. Мельников, для возведения искусственного земельного участка предоставляется не дно водоёма, а именно сам водный объект, т. к. на землях, покрытых поверхностными водами, не формируются земельные участки в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ.

Но если земельные участки создаются на водных объектах, то закономерно возникает вопрос об их принадлежности к категории гидротехнических сооружений. Если обратиться к ст. 3 федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», то можно выявить важный признак гидротехнического сооружения — это цель его создания, а именно, для предотвращения негативного воздействия вод. Но искусственно созданные земельные участки не всегда выполняют именно эту функцию. Следовательно, отнести земельные участки, созданные человеком, к понятию гидротехнического сооружения можно далеко не всегда.

Т. к. водный объект, взаимосвязанный с искусственным земельным участком всегда находится в динамике и воздействует на его границы, то возникает вопрос о том, как же всё-таки регистрировать права на данный земельный участок. Подобный вопрос возник в суд при рассмотрении дела об отказе регистрирующего органа зарегистрировать право собственности на пляже, границы которого омывались водами и постоянно менялись. В связи с этим было невозможно установить точные границы земельного участка, поэтому регистрирующий орган отказывался признавать данный искусственный земельный участок объектом недвижимости. По итогам разбирательства суд вынес решение о необходимости руководствоваться технической документацией объекта и его целевым назначением. В данном случае в документации было указано, что пляж возведён для укрепления берегового массива и гашения энергии волн, следовательно, пляж является гидротехническим сооружением, на которое следует признать и зарегистрировать право собственности.

Как показывает анализ судебной практики, довольно часто возникают споры связанные с использованием искусственного земельного участка совместно с водоёмом. Так в производстве Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа находилось дело о возврате берегоукрепительного сооружения в государственную собственность. В материалах дела сообщалось, что ОАО приобрело в рамках приватизации берегоукрепительное сооружение в полуразрушенном состоянии. В ходе реконструкции этого сооружения было сооружён новый объект-причал, право собственности, на который было признано за ОАО. В дальнейшем приватизация была признана недействительной, и государственный орган обратился в суд с истребованием предмета сделки обратно. Но суд установил, что возврат прежнего берегоукрепительного сооружения в натуре невозможен вследствие его полной реконструкции.

Также, довольно часто возникают споры о квалификации объектов, эксплуатация которых предусматривает взаимосвязанное использование водного объекта и искусственного земельного участка. Так в производстве арбитражного суда находилось дело об истребовании арендодателем имущества у арендатора по окончании срока аренды. Спор возник относительно затона, который арендодатель считал техническим сооружением. Изучив техническую документацию суд пришёл к выводу, что затон в данном случае является именно водным объектом, к тому же арендатор так и не смог доказать возможность использования затона отдельно от водного объекта.

Отметим, что государственная регистрация первичного права собственности на искусственный земельный участок происходит на основании решения о создании такого участка при наличии разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, и в случае, если земельный участок является общей долевой собственность, то для регистрации права необходим договор о создании искусственного земельного участка. Если на искусственном земельном участке находится объект недвижимости, то государственная регистрация права собственности на искусственный земельный участок происходит одновременной с регистрацией права на объект недвижимости на этом участке. При этом на каждый из объектов предоставляется свой кадастровый паспорт. Исходя из этих положений закона и вышесказанного нами, можно сделать вывод о том, что регистрация права на искусственные земельные участки во многом напоминает регистрацию прав на привычные нам объекты недвижимости. Например, для этих двух объектов необходимо разрешение на ввод в эксплуатацию. Так же, необходимо получить разрешение на создание земельного участка, по аналогии с разрешением на строительство объекта капитального строительства. Но вместе с тем, искусственный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учёт, как и обычный «естественный» земельный участок в привычном для нас понимании.

Создание искусственных земельных участков, как выяснилось в ходе изучения материалов по данному вопросу, вызывает большой общественный резонанс населения, на чьей территории проживания создаются такие участки. На данный момент законодатель не обязывает проводить публичные слушания и учитывать мнение большинства населения. Например, ч.7 ст.4 ФЗ № 246-ФЗ предусматривает размещение проекта искусственного земельного участка только на сайте муниципального образования, где будет возведён искусственный земельный участок. Гораздо рациональнее со стороны законодателя, было бы включить в закон императивную норму и размещении проекта такого участка в периодических изданиях, которые доступны гораздо более широкому кругу населения, чем сеть «Интернет». Учёт мнения населения является такой же важной процедурой, как и получение разрешения на создание искусственного земельного участка. Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность информирования населения должным образом и различными способами, включая сеть «Интернет», периодические издания, радио и телевидение. Напомним, что в соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на предоставление достоверной информации о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в неблагоприятной окружающей среды, которая была вызвана экологически правонарушением. А т. к. создание искусственного земельного участка — это прямое вмешательство в живую природу, то изменение окружающей среды неизбежно, и очень важно, чтобы эти изменения были в рамках допустимых норм и не причиняли вред жизни и здоровью населения, на чьей территории возводится искусственный земельный участок .

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование вопросов, касающихся искусственных земельных участков стоит на стыке правового регулирования гидротехнических сооружений и земельных участков. Порой даже в судебных процессах возникают вопросы о том, чем же является предмет спора: гидротехническим сооружением или искусственным земельным участком. И хоть создание подобных участков суши известно уже много веков, законодательство нуждается в более детально и конкретно регулировании этого вопроса, в особенности, конкретизации понятия и признаков искусственных земельных участков. А также в детальном регулировании процедуры создания таких участков, включающую в себя обязательный учёт мнения населения, которое должно широко информироваться о существовании проекта по созданию искусственного земельного участка.

Литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_остров

2. Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета.2011. № 159.

3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 2002. № 6.

4. Мельников Н. Н. Искусственный земельный участок: поиск универсального определения // Журнал Российского права. 2011. № 5. С.48–56.

5. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. 1997. № 144.

6. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 января 2007 г. № Ф08–6985/2006, Определение ВАС РФ от 23 апреля 2007 г. № 4113/07.

7. Определение ВАС РФ ВАС РФ от 23 апреля 2010 г. № ВАС-327/08

8. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 июня 2008 г. № Ф04–2775/2008(6259-А75–12).

9. Комментарий к статье 22.3 ФЗ — О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // http://narodirossii.ru/?p=5026/

10. Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Краснодар, 2012. 203 с.

Образование искусственных
земельных участков на водных объектах

Отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства регулируется Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 246-ФЗ).

Искусственный земельный участок – это сооружение, создаваемое на водном объекте (или его части), находящемся в федеральной собственности, путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них (ст. 3 ФЗ № 246-ФЗ).

Данное определение закрепляет двойственность правового статуса искусственного земельного участка. Поскольку до момента ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок является объектом капитального строительства, а после ввода в эксплуатацию он признается земельным участком, использование и оборот которого осуществляются в соответствии с ФЗ № 246-ФЗ, гражданским законодательством и земельным законодательством.

Двойственная природа искусственного земельного участка, определяет особенности правового регулирования его создания. Так, для создания искусственного земельного участка предоставление земельного участка, водного объекта или его части лицу, осуществляющему создание такого искусственного земельного участка, не требуется. Данное положение обусловлено тем, что создание искусственных земельных участков, как правило, осуществляется на землях, покрытыми поверхностными водами. В соответствии с ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Право собственности на искусственно созданные земельные участки принадлежит, как правило, лицам, за счет средств которых создавались такие участки.

Деятельность по созданию искусственного земельного участка включает в себя следующие этапы:

1. Подготовка проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части (инициаторами могут выступать федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица);

2. Согласование проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части уполномоченными органами, публикация проекта в сети Интернет;

3. Предоставление разрешения на создание искусственного земельного участка уполномоченным органом;

4. Проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка или заключение договора без проведения аукциона, в случаях, когда такой договор заключается:

  • уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с лицом, определенным указом или распоряжением Президента Российской Федерации либо распоряжением Правительства Российской Федерации;
  • уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с лицом, осуществляющим строительство или расширение морского порта на основании предусматривающего создание искусственного земельного участка решения Правительства Российской Федерации о строительстве или расширении морского порта;
  • с собственником или арендатором земельного участка, который расположен в границах речного или морского порта и будет иметь общую границу с искусственным земельным участком, при условии, что на искусственном земельном участке планируется размещение объекта капитального строительства, технологически связанного с объектом капитального строительства, размещенным на земельном участке в границах речного или морского порта, либо планируется размещение объекта капитального строительства, предназначенного для осуществления деятельности в речном или морском порту, одновременно на земельном участке в границах речного или морского порта и искусственном земельном участке;

5. Заключение договора о создании искусственного земельного участка;

6. Подготовка и утверждение документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

7. Выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для создания искусственного земельного участка;

8. Подготовка проектной документации искусственного земельного участка на основании результатов инженерных изысканий и с учетом характеристик планируемого развития территории, содержащихся в документации по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

9. Государственная экспертиза и государственная экологическая экспертиза проектной документации искусственного земельного участка;

10. Предоставление разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка;

11. Проведение работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка грунта или проведение работ с использованием иных технологий);

12. Предоставление разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;

13. Проведение кадастровых работ и кадастровый учет земельного участка;

14. Регистрация права собственности на земельный участок.

Разрешение на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию является:

  • переводом земель водного фонда или земель иных категорий, занятых водным объектом, в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;
  • установлением и (или) изменением предусмотренных документацией по планировке территории искусственного земельного участка вида, видов разрешенного использования искусственного земельного участка.

В заключительных положениях установлена обратная сила норм ФЗ № 246-ФЗ. Так, положения ФЗ № 246-ФЗ в части ввода в эксплуатацию, содержания, эксплуатации искусственно созданных земельных участков применяются к искусственным земельным участкам, решение о создании (строительстве) которых принято или разрешение на строительство которых выдано до 2 августа 2011 года.

ИСКУССТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК: ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ

Участки суши, отвоёванные человеком у моря и получившие общепризнанное неформализованное наименование «намывные территории», издавна использовались для создания на них жилых зданий и объектов промышленного назначения. Особую инвестиционную привлекательность они получили в связи с серьёзными экономическими изменениями в Российской Федерации, начало которым было положено в конце прошлого столетия. Несмотря на широкомасштабный процесс формирования гражданского законодательства, намывные территории оставались не включёнными в систему вещных прав и существовали «вне закона».

В литературе 90-х годов 20-го века и в начале 2000-х годов рассматривается два подхода к формированию понятия намывной территории: через строительные нормы и правила, регламентирующие технологию создания объекта капитального строительства методом намыва (отсыпки), и через приращение прибрежного земельного участка в береговой полосе водного объекта.

Проанализировав терминологию, содержащуюся в литературе и нормативных правовых актах того времени, можно выделить несколько применимых к объекту исследования терминов. В качестве примера упомянем «намывные территории», «искусственные территории в акватории водных объектов» (Тикк О.К.), «искусственные территории» (Кирилловых А.А.), «намывная территория», «намывная (искусственная) территория», «территория, созданная путём намыва» (Быстрова Д.А.), «искусственно образованный участок суши» (Замышляев Д.В. и Задорожнюк Е.И.).

Впервые понятие «искусственный земельный участок» на законодательном уровне было закреплено в Федеральном законе от 08 ноября 2007 года «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ. В данном законе понятие территории применительно к земельному участку было сформулировано гораздо шире того узкого смысла, который вкладывался в это находящееся «вне закона» явление.

Законодатель прервал дискуссию о том, участок ли это или сооружение, земля ли это или объект капитального строительства. Его воля достаточно чётко выражена в упомянутом законе, который даёт ответ: «Земельный участок». Далее Закон о морских портах единым определением распространил это понятие не только на территории, образованные методом намыва, но и, что совершенно справедливо, исходя из технологий, закрепляемых в строительных нормах и правилах, методом отсыпки. Затем, что уже было сверх понимания большой части юристов, сталкивавшихся с образованием искусственных территорий, Закон дал понять, что, помимо намыва и отсыпки, возможно применение иных технологий, умолчав, каких именно. Однако в свете мировой практики строительства объектов на море отмечались случаи создания, например, в Японии, искусственных островов из переработанных бытовых отходов. Таким образом, понятие, данное в законе, было достаточно прогрессивным и весьма смело вносило в категорию искусственных земельных участков те территории, которые можно было создавать отнюдь не из земли. Главным критерием при этом, заимствованным у Т.Г.Ивановой и Гаврилюк Е.Д., являлся критерий «рукотворности». Парадокс налицо — искусственный земельный участок, возможно, образовать из материалов, не имеющих отношения непосредственно к земле как к материалу, из которого он создаётся.

Таким образом, прерванная дискуссия относительно «земля или сооружение» имела право разгореться с новой силой, тем более, что Закон о морских портах, сформулировав понятие «искусственный земельный участок», не установил принципы правового регулирования процедуры создания земельных участков, а также приобретения инвесторами прав на них. Более того, понятие искусственный земельный участок был применён исключительно в отношении территории морских портов, исключая из сферы правового регулирования иные искусственные земельные участки, на которых, например, в Санкт-Петербурге, осуществлялась обширная жилищная застройка.

Практика Санкт-Петербурга пошла по весьма неоднозначному пути приращения территории субъекта Российской Федерации за счёт акватории Финского залива (федерального объекта).

Практика Ленинградской области развивалась по пути создания гидротехнических сооружений. Ярким примером является морской порт Усть-Луга, в котором намывные территории для размещения морских терминалов создавались как объекты капитального строительства. Их строительство осуществлялось по проектной документации, получившей положительные заключения государственной экологической и государственной экспертиз, объекты вводились в эксплуатацию как гидротехнические сооружения и поступали в собственность инвестора, за счёт которого были созданы. Практика Ленинградской области была поддержана несколькими субъектами Российской Федерации.

В развитие тенденции, начало которой было положено Законом о морских портах, Федеральный закон от 19 июля 2011 года «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности…» № 246-ФЗ сформулировал понятие искусственного земельного участка применительно к участкам, созданным на водных объектах, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона «искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, – сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком». Этим же законом были внесены изменения в Закон о морских портах, приводившие терминологию к единому значению. При этом необходимо отметить, что формулировка понятия искусственного земельного участка существенно изменилась после принятия Государственной думой в первом чтении в июне 2009 года проекта Федерального закона «Об искусственных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором слово «сооружение» применительно к территории отсутствовало. Таким образом, дискуссия по вопросу «земельный участок или сооружение?» была окончательно завершена, но не выбором в пользу одного или второго вариантов. Искусственный земельный участок признан имеющим дуалистическую природу, а именно: создаётся как объект капитального строительства (сооружение), а при вводе в эксплуатацию «признаётся также земельным участком» (курсив наш).

Ранее, как отмечает Мельников Н.Н, занимаясь выработкой подходов к формированию универсального определения и правовой природы искусственного земельного участка, строительные нормы и правила (например, СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования», СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения», СНиП 2.01.15-90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования»), а также ряд иных руководящих документов в области строительства, не делали чёткого различия между искусственными участками и гидротехническими сооружениями.

Признаки отнесения объектов к гидротехническим сооружениям, за исключением точно поименованных в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ, указаны в той же статье, а именно: «а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов…». Создаваемые намывные территории вполне отвечали этим критериям. При этом, к гидротехническим сооружениям относились и искусственные земельные участки, и искусственные острова. Необходимо отметить, что, в отличие от искусственного земельного участка искусственные острова были легализованы в российском законодательстве в 90-ые годы 20-го века. Процедура их создания регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 года «Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации» № 44.

Гаврилюк Е.Д., рассматривая искусственный земельный участок как правовую категорию, проводила исследование через изучение этимологии другой правовой категории – искусственной территории. Применение этого частно-правового метода позволило ей сделать вывод о том, что термин «искусственная территория» является общим для терминов «искусственные острова» и «искусственные земельные участки». Поскольку, как отмечается, «…его значение, несомненно, шире, он соотносится с ними как общее и частное явления правовой действительности» (выделение автора). Гаврилюк Е.Д. считает необходимым выделить «фундаментальную правовую категорию «искусственная территория» (выделение автора).

Как совершенно справедливо отмечает Кирилловых А.А. на основе анализа нормативных актов первого десятилетия 21 века и мнений ряда авторов, «…в большей степени понятие и режим искусственных земельных участков в действующем законодательстве связывается с их назначением в защитной среде архитектурно-строительных решений».

Довольно любопытным является ещё один подход, который пытается определить понятие искусственного земельного участка с учётом эколого-правовых аспектов. Иванова Т.Г. считает важным для обозначения такого участка выбрать термин, который «…будет отражать специфику (признаки) создаваемого участка суши на водном объекте, пригодного для жизни и деятельности человека» (курсив наш). Болтанова Е.С. указывает на чисто антропогенный (не природный) характер возникновения объекта, отмечая возможность необладания на первоначальном этапе какими-либо природными свойствами. Она именует искусственные земельные участки «квазиприродными объектами», имеющими «…техногенную поверхность, сложенную из грунтов на естественное основание». Для обозначения таких грунтов Болтанова Е.С. заимствует термин из науки землеведения — «технозёмы». Ряд авторов рассматривает намывные территории как природно-антропогенные объекты (в частности, Мельников Н.Н., Гаврилюк Е.Д.). Однако данный подход, на наш взгляд, не обладает признаками существенности по сравнению с двумя подходами, которые описаны выше, и выходит за рамки настоящего исследования. Тем не менее в связи с упоминанием этого подхода представляется нужным обозначить также идею, предложенную рядом авторов, из которых упомянем только Щукина А.К., Плинка Н.Л., Айбулатова Н.А., Рябкова О.И. Она была предложена в русле права европейских и иных стран и касалась концепции создания целой отрасли российского права — берегового права с целью обеспечения устойчивого развития береговой зоны, её объектов и ресурсов. К сожалению, целостный, всесторонний подход выработан не был, и концепция не получила должного развития.

Поводя итог сложному пути обретения намывной территорией чёткого понятия, можно констатировать, что законодатель применил весьма неординарный приём, который мы бы предложили сформулировать как эволюционный синтез, сведя черты и земельного участка, и объекта капитального строительства в единую категорию. С одной стороны, этот приём кажется странным – объединить необъединимое. Однако если проанализировать сам процесс создания искусственного земельного участка, можно проследить постепенную трансформацию объекта капитального строительства постепенно трансформируется в совершенно уникальный объект, который в результате, не теряя своих качеств, приобретает новые.

Действительно, если проследить эволюцию понятия, можно увидеть, что на заре формирования подходов сначала употреблялся разделительный союз «или» – «земля или сооружение», впоследствии понятие «сооружение» применительно к создаваемому объекту стало приобретать новые черты, что позволило употребить соединительный союз «также» – «сооружение, которое «после ввода в эксплуатацию признаётся также земельным участком». Индивидуальность каждого (сооружения и земельного участка) в сочетании формирует качественно более ёмкое явление в российской юриспруденции. Таким образом, подход, применённый законодателем, представляется весьма разумным и наиболее приемлемым с практической точки зрения, поскольку позволяет решить самую важную задачу – грамотно ввести созданный искусственный участок в гражданско-правовой оборот.

Тикк О.К. Проблемы правового статуса намывных территорий // Закон. 2007. № 1.

Кирилловых А.А. Правовой режим искусственных земельных участков // Юрист. 2011. № 18. С. 11.

Быстрова Д.А. Конституционно-правовое регулирование порядка создания намывных территорий в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 38.

Замышляев Д.В. и Задорожнюк Е.И К проблеме создания искусственных территорий // Юрист, 2008. № 6

О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08 ноября 2007 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 46, ст. 5557

Техническая инструкция по производству дноуглубительных работ РД 31.74.08-94 (утв. Минтрансом Российской Федерации 19.12.1994). Система Консультант Плюс

Иванова Т.Г. Земельные участки намывных территорий: эколого-правовые вопросы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 8. С. 84.

Гаврилюк Е.Д. Искусственная территория как правовая категория // Юридический мир. 2014. № 4. С. 58.

О переводе земельного участка (Невская губа Финского залива (западнее Васильевского острова) из состава земель водного фонда в земли поселений и передаче его в собственность г. Санкт-Петербурга: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 2117-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 50. Ст. 5381.

О включении в границы г.Санкт-Петербурга земель водного фонда (акватория Финского залива) и о передаче их в собственность г.Санкт-Петербурга: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1707-р.

Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (ч. 1), ст. 4594.

Мельников Н.Н. Искусственный земельный участок: поиск универсального определения // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 26.

Постановление Госстроя СССР от 28 мая 1986 года № 71. М.: Минстрой России, ГП ЦПП, 1995.

Постановление Госстроя России от 30 июня 2003 года № 137 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации”. 2003. № 11

Постановление Госстроя России от 29 декабря 1990 года № 118. М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1997.

О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21 июля 1997 года // Собрание законодательства Российской Федерации.1997. № 3. Ст. 3589.

Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 200 года № 44 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 4. Ст. 396.

Гаврилюк Е.Д. Указ.соч. // Юридический мир. 2014. № 4. С. 59

Кирилловых А.А. Правовой режим искусственных земельных участков // Юрист. 2011. № 18. С. 12.

Иванова Т.Г. Указ.соч. 2013. № 8. С.86

Болтанова Е.С. Природные объекты: фикция в праве // Экологическое право. 2013. № 1. С.33

Щукин А.К. Барьер для инвестиций: правовой статус береговой зоны морей России // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 3. С. 8.

Щукин А.К., Айбулатов Н.А., Плинк Н.Л., Тарбаева В.М. Каким быть береговому законодательству России// Транспорт Российской Федерации. 2006. № 4. С. 7.

Рябкова О.И. Береговая зона моря как объект экологического права // Экологическое право и образование. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2011. Вып. 1. С. 157—161.

Поделиться в соц. сетях

Библиографический список

  1. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 261-ФЗ (с последн. изменен. на 03 июля 2016 года № 282-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 46, ст. 5557; Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27 (Часть I), ст. 4215.
  2. Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ ФЗ (с последн. изменениями на 03 июля 2016 года № 373-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (ч. 1), ст. 4594; Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4306.
  3. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117 (с последн. изменен. на 03 июля 2016 года № 255-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 3. Ст. 3589; Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. 27 (Часть I), ст. 4188,
  4. Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 200 года № 44 (с последн. изменен. на 25 февраля 2015 года № 164 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 4. Ст. 396.; Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 10, ст. 1525.
  5. Об утверждении изменения границы города федерального значения Санкт-Петербурга: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 490-СФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 51. Ст. 6202.
  6. О переводе земельного участка (Невская губа Финского залива (западнее Васильевского острова) из состава земель водного фонда в земли поселений и передаче его в собственность г. Санкт-Петербурга: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 № 2117-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 50. Ст. 5381.
  7. О включении в границы г. Санкт-Петербурга земель водного фонда (акватория Финского залива) и передаче их в собственность г. Санкт-Петербурга: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года. № 1707-р. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 46. Ст. 5538.
  8. СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования»: постановление Госстроя СССР от 28 мая 1986 года № 71. // М: Минстрой России, ГП ЦПП. 1995.
  9. СНиП 2.01.15-90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования»: Постановление Госстроя России от 29 декабря 1990 года № 118. М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1997.
  10. СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»: Постановление Госстроя России от 30 июня 2003 года № 137. // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2003. № 11.
  11. Болтанова Е.С. Природные объекты: фикция в праве // Экологическое право. 2013. № 1. С. 29 – 33.
  12. Быстрова Д.А. Конституционно-правовое регулирование порядка создания намывных территорий в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 36 – 40.
  13. Гаврилюк Е.Д. Искусственная территория как правовая категория // Юридический мир. 2014. № 4. С. 57 – 61.
  14. Замышляев Д.В., Задорожнюк Е.И. К проблеме создания искусственных территорий // Юрист. 2008. № 6.
  15. Иванова Т.Г. Земельные участки намывных территорий: эколого-правовые вопросы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 8. С. 83 – 88.
  16. Кирилловых А.А. Правовой режим искусственных земельных участков // Юрист. 2011. № 18. С. 10 – 16.
  17. Мельников Н.Н. Искусственный земельный участок: поиск универсального определения // Журнал российского права. 2011. № 5. С.24.
  18. Тикк О.К. Проблемы правового статуса намывных территорий // Закон. 2007. № 1. СПС КонсультантПлюс.
  19. Щукин А.К. Барьер для инвестиций: правовой статус береговой зоны морей России // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 3. С. 7 – 9.
  20. Щукин А.К., Айбулатов Н.А., Плинк Н.Л., Тарбаева В.М. Каким быть береговому законодательству России // Транспорт Российской Федерации. 2006. № 4. С. 6 – 9.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Павлова Валерия Владиславна»

Наиболее распространенным объектом гражданских прав являются вещи, главный признак которых заключается в способности удовлетворять потребности людей. В системе классификации вещей важная роль отводится их делению на недвижимые и движимые вещи. Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), недвижимые вещи подразделяются на недвижимые по своей природе (земельные участки и участки недр), недвижимые в силу прочной связи с землей (здания, строения, сооружения) и недвижимые в силу признания таковыми законом (морские суда, космические объекты и др.). К какой из указанных категорий могут быть отнесены искусственные земельные участки?

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), условия и порядок возведения искусственных земельных участков регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 246-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Согласно ст. 3 Закона N 246-ФЗ, искусственный земельный участок представляет собой сооружение, которое создается на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, и признается после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Понятие искусственного земельного участка может быть сформулировано на основе определения природно-антропогенного объекта, являющегося, согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектом, измененным в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектом, возведенным человеком, обладающим свойствами природного объекта и имеющим рекреационное и защитное значение. Исходя из сказанного, понятие искусственного земельного участка соответствует определению природно-антропогенного объекта, но не в полной мере, так как возможности использования искусственных земельных участков должны быть шире и определяться их целевым назначением.
Искусственный земельный участок как единый объект распадается на два объекта: объект капитального строительства и земельный участок. ГК РФ и ЗК РФ характеризуются пробельностью при регулировании отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, поскольку не содержат понятие такого участка и не регулируют его правовой режим, в то время как искусственный земельный участок характеризуется рядом существенных отличий от иных объектов гражданских прав и объектов земельных отношений.
В соответствии со ст. 3 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок представляет собой сооружение, признаваемое после его ввода в эксплуатацию земельным участком, который (несмотря на ввод его в эксплуатацию) не утрачивает статус сооружения. Кроме того, для сохранения потребительских свойств искусственного земельного участка его правообладателю необходимо регулярно принимать определенные меры по поддержанию и сохранению участка в течение периода его эксплуатации.
Характеристики искусственного земельного участка должны соответствовать нормам, предусмотренным ст. 11.1 ЗК РФ, согласно которым земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Искусственный земельный участок относится к объектам частных прав, вместе с тем понятие такого участка шире понятия объекта капитального строительства; на данный участок распространяются положения земельного законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель. Искусственный земельный участок, как и участок, являющийся природным объектом, выполняет территориальную функцию и выступает основой — базисом, на котором располагаются различные объекты жизнедеятельности человека, что обусловливает необходимость установления пределов прав собственника такого участка и требований к его безопасности.
В соответствии со ст. 3 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок создается путем намыва или отсыпки грунта. Исходя из строительных норм и правил, искусственный земельный участок является природно-техногенным массивом, образованным намывом грунтов на естественное основание и ограниченным площадью намыва, а по глубине — активной зоной взаимодействия с геологической средой. Аналогичная технология применяется при создании гидротехнических сооружений (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
В некоторых судебных актах понятия «искусственный земельный участок», «гидротехническое сооружение» и «искусственный остров» используются как синонимы, что нельзя охарактеризовать как простую лексическую ошибку. Цели создания гидротехнических сооружении могут не ограничиваться защитными функциями. Такие сооружения нередко представляют собой объекты, на которых располагаются административные и технические здания, подъемные механизмы, краны и т.п. К гидротехническим сооружениям относятся также волнозащитные пляжи, возводимые для обеспечения удобного подхода и швартовки судов. На основе гидротехнического сооружения, например берегоукрепительной плотины, может быть создан причал, в результате чего функциональные возможности и характеристики объекта становятся значительно шире целей строительства берегозащитного сооружения.
Приведенные примеры показывают, что отношения по созданию искусственных земельных участков и гидротехнических сооружений взаимосвязаны, однако данные отношения нечетко регламентируются Законом N 246-ФЗ, в то время как правовое регулирование порядка возведения искусственного земельного участка и гидротехнического сооружения существенным образом различается.
Возведение искусственного земельного участка должно осуществляться на основе разрешения на создание участка, проектной документации, документации по планировке территории и разрешения на проведение строительных работ, при отсутствии которых искусственный земельный участок может быть признан, согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой.
До ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок представляет собой объект капитального строительства, который, согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года, является объектом незавершенного строительства, при этом в Законе N 246-ФЗ вопрос о возможности государственной регистрации права собственности на данный объект остался неурегулированным.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном ст. 25 данного нормативного правового акта, но в данной статье нет специальных положений о регистрации права собственности на искусственный земельный участок как объект незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 13 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок может находиться в собственности граждан и юридических лиц, однако с приобретением права частной собственности на искусственный земельный участок могут возникнуть сложности, связанные с необходимостью четкого определения способа приобретения права собственности на искусственный земельный участок и решения вопроса о субъекте права собственности на береговую полосу в границах искусственного земельного участка.
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, возведение намывных территорий квалифицировано как искусственное приращение прибрежного земельного участка. Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 31.03.2009 N Д23-836 «Об искусственно созданных земельных участках».
Такой способ приобретения права собственности, как приращение, не может использоваться в отношении искусственного земельного участка, возникающего в процессе осуществления строительных работ. В Законе N 246-ФЗ речь идет о создании искусственного земельного участка, поэтому способ возникновения права собственности на искусственный земельный участок следует определить как создание вещи, собственником которой в силу ст. 218 ГК РФ является лицо, ее создавшее.
Мероприятия по созданию искусственного земельного участка завершаются подписанием документов, подтверждающих соответствие участка требованиям проектной документации и технических регламентов, и акта приемки участка, которые необходимы для получения разрешения на ввод участка в эксплуатацию. Согласно ст. 14 Закона N 246-ФЗ разрешение на ввод является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования искусственного земельного участка. При отнесении участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов Российской Федерации и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
Постановка искусственного земельного участка на кадастровый учет осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Особенности государственной регистрации права собственности на участок определяются ст. 22.3 Закона N 122-ФЗ.
После ввода в эксплуатацию искусственный земельный участок приобретает правовой режим земельного участка как природного объекта, но в то же время, согласно ст. 3 Закона N 246-ФЗ, искусственный земельный участок, даже будучи введенным в эксплуатацию, не утрачивает статус сооружения. Такой подход следует признать правильным, поскольку он отражает искусственный характер возведенного объекта, поэтому Закон N 246-ФЗ целесообразно дополнить положениями, направленными на обеспечение безопасности искусственного земельного участка после ввода его в эксплуатацию.
Процесс создания и эксплуатации искусственных земельных участков предполагает многообразие форм взаимодействия земельного, гражданского, водного, градостроительного и экологического законодательства.
Эффективное регулирование правового режима искусственных земельных участков невозможно без совокупного воздействия указанных норм на рассматриваемые отношения, что предполагает необходимость урегулирования правового режима искусственного земельного участка положениями комплексного законодательства, которое, помимо правовых норм, относящихся к отдельным ветвям права, включает блок норм, отражающих специфику соответствующей сферы общественных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *