Исполнительский сбор 7

Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

— истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

— документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Закона;

— требования исполнительного документа должником не исполнены;

— должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Перечень случаев, при которых исполнительский сбор не подлежит взысканию.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона исполнительский сбор не взыскивается, если исполнительное производство возбуждено:

— по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 Закона, когда судебным приставом-исполнителем возбуждается исполнительное производство на основании постановления другого судебного пристава-исполнителя, вынесенного в связи с необходимостью совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия;

— при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

— по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

— по исполнительным документам, выданным на основании судебных актов об обеспечении иска.

Данный перечень является исчерпывающим.

Время создания/изменения документа: 30 ноября 2012 04:45 / 30 ноября 2012 04:53

Версия для печати

Нередко должникам помимо возврата суммы долга приходится уплачивать еще и исполнительский сбор. Как можно отсрочить/рассрочить уплату исполнительского сбора или вернуть излишне уплаченную сумму? В каком порядке взыскивается исполнительский сбор, если в отношении должника возбуждено дело о банкротстве? Можно ли сумму исполнительского сбора учесть в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль? Ответы — в нашей публикации.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в двух случаях.

Первый случай — это неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (не более пяти дней с даты получения постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства).

Второй случай — это неисполнение должником исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон 229-ФЗ).

Основания для наложения исполнительского сбора

Судебный пристав вправе наложить исполнительский сбор только в случае, когда должнику было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства, он его получил, либо по независящим от пристава причинам документ не был доставлен (отсутствие адресата по месту нахождения, отказ от получения и т.п.).

В ином случае исполнительский сбор не начисляется, поскольку должнику не был предоставлен срок для добровольного исполнения судебного акта, и он не был предупрежден о применении к нему мер принудительного исполнения и иных негативных последствиях в случае неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок. Такой вывод сделан в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2014 по делу № А27-8832/2013.

Основания для освобождения от исполнительского сбора

Основанием для освобождения от уплаты суммы исполнительского сбора является отсутствие вины должника в нарушении установленного законом срока для добровольного исполнения принятого против него судебного акта (Определение Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50-КГ15-18).

Должнику будет проще доказать отсутствие у судебного пристава оснований для применения к нему исполнительского сбора за неисполнение судебного решения в случае, если таким решением не был установлен конкретный срок исполнения возложенной на должника обязанности. Такое положение вещей влечет необходимость в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела устанавливать наличие оснований для применения исполнительского сбора (Определение Верховного суда РФ от 15.09.2015 № 50-КГ15-17).

Размер сбора

Сумма исполнительского сбора составляет 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника-организации.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации — 50 000 руб. (п. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Важно!

Должнику следует своевременно исполнять возложенные на него судебным актом обязанности, чтобы не получить требование об уплате исполнительского сбора и тем самым не увеличивать свою долговую нагрузку.

Отсрочка или рассрочка по уплате сбора

Согласно ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. С таким требованием ему следует обращаться в территориальный орган Федеральной службы судебной приставов (ответ на второй вопрос Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2010 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 15.09.2010).

В случае исполнения должником требований исполнительных документов частично до возбуждения исполнительного производства либо частично в срок, установленный для добровольного исполнения, размер исполнительского сбора рассчитывается от суммы, подлежащей фактическому взысканию на день, следующий после окончания срока для добровольного исполнения, то есть с оставшейся части неоплаченной суммы долга.

В случае если после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора должником или иными лицами представляются доказательства добровольного погашения части задолженности в установленный судебным приставом-исполнителем срок, данное постановление подлежит изменению в части уменьшения суммы исполнительского сбора, подлежащего взысканию. Постановление о внесении изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Представленные должником документы, подтверждающие частичное исполнение требований исполнительного документа, приобщаются к материалам исполнительного производства. Об этом сказано в п. 4.2.1. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от 07.06.2014 (приведены в письме ФССП России от 08.07.2014 № 0001/16).

В связи с этим должнику следует незамедлительно сообщить в соответствующее территориальное подразделение ФССП России о том, что им был частично исполнен судебный акт, представить платежные документы и иные доказательства для уменьшения размера предъявленной ему к уплате суммы исполнительского сбора.

Исполнительский сбор является санкцией за нарушение срока добровольного исполнения судебного акта, поэтому он не может применяться в случае, когда должник, не согласный с вынесенным против него решением, не вступившим в законную силу, предпринимает меры к его оспариванию (подал апелляционную жалобу, либо кассационную жалобу с ходатайством о приостановлении исполнения судебного акта, и такое ходатайство было удовлетворено, оспаривает постановление пристава о наложении исполнительского сбора и т.д.).

Реализация должником права на применение процессуальной меры защиты в виде приостановления исполнения судебного акта не может расцениваться как виновное поведение, влекущее ответственность за неисполнение исполнительного документа в срок, назначенный судебным приставом.

Иное означало бы ограничение права должника на обращение в суд по вопросу применения предусмотренных законодательством обеспечительных мер и нивелировало бы значение принимаемых судами судебных актов, предусматривающих применение мер защиты, испрашиваемых заявителем в установленном законом порядке и в срок, предоставленный ему для добровольного исполнения (постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 14465/11 по делу № А47-10563/2010).

С должника не подлежит взысканию исполнительский сбор, если им будут представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. К таким действиям относится, в частности, перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет арбитражного суда или нотариуса (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 27 «О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве»).

Однако впоследствии, как только основания для приостановления исполнительного производства отпадают, должник обязан исполнить судебный акт добровольно, чтобы не платить исполнительский сбор.

Возврат суммы сбора

Должник имеет право на возврат полностью или частично взысканного с него исполнительского сбора, если соответствующий судебный акт впоследствии был отменен вышестоящим или этим же судом (в процедурах пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам), в случае излишней уплаты и т.п. Для этого он подает заявление в территориальное подразделение ФССП России, в котором указывает реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.

К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.

Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления (постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора»).

Особенности взыскания сбора для отдельных категорий должников

Если должник — бюджетное учреждение

Законодательство РФ об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями. Как и прочие должники, бюджетные учреждения обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести ответственность за их неисполнение в добровольном порядке (Определение ВС РФ от 17.10.2012 № 10-КГ12-4).

Однако должники — бюджетные учреждения вправе заявить о снижении суммы исполнительского сбора с представлением доказательств того, что они осуществляют социально-значимую деятельность, принимали меры к погашению долгов, что у них тяжелое финансовое положение и т.п. (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2014 по делу № А82-5998/2010).

Так, в одном деле суд оценил финансовое положение должника, принял во внимание тот факт, что должник является отраслевым (функциональным) органом администрации, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета, и судебные акты, из которых следовало, что причиной невозможности своевременного погашения долга перед банком в полном объеме явились большой объем дефицитности местного бюджета, отсутствие доходов, достаточных для его покрытия. В результате, применив принцип соразмерности наказания степени общественной опасности допущенного нарушения, суд снизил размер исполнительского сбора (постановление ФАС Уральского округа от 09.04.2014 № Ф09-5630/06 по делу № А60-5702/02).

Если должник — банкрот

В отношении должника может быть возбуждено дело о банкротстве. В этом случае порядок взыскания с него суммы исполнительного сбора зависит от того, когда именно возникла обязанность по ее уплате.

Согласно п. 5.3 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от 07.06.2014 (приведены в письме ФССП России от 08.07.2014 № 0001/16) исполнительский сбор относится к обязательным платежам.

Денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после даты принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, относятся к текущими платежам.

Таким образом, если основания для взыскания исполнительского сбора возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то исполнительский сбор приобретает характер текущего платежа и подлежит исполнению в порядке, установленном ст. 96 Закона № 229-ФЗ. В данном случае взыскание исполнительского сбора осуществляется по правилам исполнения исполнительных документов о взыскании текущих платежей.

В случае если основания для взыскания исполнительского сбора возникли до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, постановление о его взыскании направляется в налоговый орган для последующего обращения в суд с заявлением о включении исполнительского сбора в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 137 Закона № 229-ФЗ.

Снижение размера сбора в судебном порядке

Должник вправе добиваться в судебном порядке отмены или снижения наложенного на него исполнительского сбора, поскольку указанный в законе размер сбора является верхней границей, а сам он по своей правовой природе является санкцией за неисполнение судебного акта (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 10.04.2013 по делу № 33-1088). В обоснование своей просьбы он вправе заявить различные доводы, поскольку суд при разрешении данного дела учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства, а именно:

1) наличие у должника на иждивении несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей, нахождение должника в отпуске по беременности и родам, по временной нетрудоспособности (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 20.04.2015 по делу № 33-1589/2015);

2) тяжелое или затруднительное материальное положение должника, отсутствие или незначительность его вины в задержке исполнения судебного акта, отсутствие в его действиях факта намеренного уклонения от погашения долга, незначительность допущенной просрочки (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 18.05.2015 по делу № 11-5303/2015) и др.

В расходах не учитывается

Дополнительным основанием, стимулирующим должников-организации для исполнения судебных актов в добровольном порядке, является тот факт, что расходы по уплате суммы исполнительского сбора должник не сможет учесть в составе затрат при исчислении налога на прибыль.

Абзацем 3 п. 3 постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П определено, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности.

В силу прямого указания нормы п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций.

В связи с этим исполнительский сбор не входит в состав издержек, связанных с рассмотрением дела, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организации и не подлежит отражению в составе расходов (постановления ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 по делу № А49-4493/2006-260А/17АК, Северо-Западного округа от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005).

Расходы налогоплательщика по уплате исполнительского сбора не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ и не могут быть отнесены в состав внереализационных расходов ни в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ (судебные расходы и арбитражные сборы), ни в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба), поэтому исполнительский сбор в любом случае исключается из состава расходов по налогу на прибыль (постановление ФАС Уральского округа от 18.11.2008 № Ф09-8443/08-С3 по делу № А60-6107/08).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Размер исполнительного сбора является фиксированным и устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В случае, неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника гражданина или должника- индивидуального предпринимателя подлежит взысканию исполнительский сбор в размере пяти тысяч руб., с должника-организации — пятидесяти тысяч руб.

Основанием для взыскания исполнительского сбора является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В случае несогласия с постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Вышеуказанное исковое заявление подается в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кроме того, в случае нарушения прав со стороны должностных лиц службы судебных приставов можно обратиться в органы прокуратуры по месту совершения исполнительских действий.

Что из себя представляет исполнительский сбор?

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок. Таким исполнительным документом является постановление судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Откуда берется сумма исполнительского сбора?

Сумма исполнительского сбора исчисляется в размере 7% от суммы подлежащей взысканию суммы по исполнительному документу.

Однако, законом предусмотрен минимальный размер взыскания если такое взыскание подлежало оценке(имущественного характера) по исполнительскому сбору :

  • Должник гражданин или индивидуальный предприниматель — не менее 1 000 рублей;
  • Должник организация — не менее 10 000 рублей;

Если взыскание не подлежало оценке (не имущественного характера) то минимальный размер взыскания будет составлять:

  • Должник гражданин или индивидуальный предприниматель — 5 000 рублей;
  • Должник организация — 50 000 рублей.

Но что делать, если сумма исполнительского сбора большая?

Не смотря на то, что исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от общей суммы задолженности, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и чрезмерного ограничения свободы, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.

И возникает вопрос, что же можно сделать с исполнительским сбором, можно ли его не платить или его можно уменьшить?

В соответствии с п.75 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после, но после истечения скора для добровольного исполнения. Однако, такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при решении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть .

Таким образом, исходя из вышесказанного, исполнительский сбор устанавливается в том случае, если должник не исполнил свои обязанности по исполнительному производству в установленный срок для добровольного исполнения 5 дней. Если должник исполнил свои обязанности по исполнительному производству в срок превышающий срок для добровольного исполнения, с него взыскивается исполнительский сбор, однако такой сбор не платить нельзя, а уменьшить на одну четвертую от установленного размера можно.

Однако, все выше сказанное, это все теория, а возможно ли уменьшение исполнительского сбора на практике?

Да, Возможно! Исходя из личной практики, к нам обратилась девушка, с просьбой об уменьшении исполнительского сбора. В данном случае сумма исполнительского сбора составляла 192 277 руб. 75 коп.

Откуда такие суммы?

Сумма исполнительского сбора составляет 7% от суммы задолженности по исполнительному производству, таким образом основная задолженность по исполнительному производству составляла 2 746 825 рублей.

Однако, нам удалось сумму исполнительского сбора в размере 192 277 руб. 75 коп. снизить.

Каким образом?

Все дело в том, что данная сумма задолженности по исполнительному производству в размере 2 746 825 рублей перешла к нашей доверительнице по наследству — это первое. Во-вторых, постановление о возбуждении исполнительного производства было возбуждено 21.03.2018 года, однако вручено должнице было только 27.07.2018 года.

На момент фактического вручения 27.07.2018 года постановления о возбуждении исполнительного производства, у должницы УЖЕ были заблокированы счета. Мало того, на третий день, а именно 30.07.2018 года судебным приставом-исполнителем был арестован автомобиль нашей подопечной. Фактически, денег было взять не откуда, поскольку автомобиль арестован- это раз, заблокированы счета — это два.

На протяжении всего исполнительного производства, между нашей доверительницей и взыскателем велись переговоры о всевозможных вариантах погашения задолженности. Должником были приложены все усилия, что бы хоть как-то выплачивать образовавшийся долг.

Судом было установлено, что нарушение должником установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, и по этому исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке предусмотренном ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Так же судом отмечено, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом суд учитывает характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, принимает во внимание, что должником предпринимались меры, направленные на исполнение судебного акта, в данном случае исполнительное производство в отношении должника окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме, взыскание исполнительского сбора на прямую связано с исполнением основного требования, в настоящее время у административного истца ( должника) обязанности по уплате задолженности перед взыскателем отсутствует.

Таким образом исходя из выше сказанного и на основании п.74 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера установленного ч. 3 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве».

Суд пришел к выводу об уменьшении исполнительского сбора, при этом исходит из того, что должником предпринимались меры к погашению взысканной с нее суммы, со взыскателем рассматривались возможные способы погашения должником задолженности, варианты рассрочки платежей.

С учетом указанных обстоятельств суд считает, что должница не могла исполнить требования исполнительного документа от 21.03.2018 года в назначенный срок по независящим от нее обстоятельствам.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

С учетом всех обстоятельств, суд решил уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с должницы постановлением судебного пристава-исполнителя на одну четвертую, то есть до 144 208 рублей 31 копейка.

Данный размер уменьшения является максимальным, в данном разбирательстве наши требования предъявленные в административном иске были удовлетворены в полном объеме.

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации — пяти тысяч рублей.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи. 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части. 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила возврата должнику исполнительского сбора (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550)

1. Настоящие Правила определяют порядок возврата должнику исполнительского сбора.

2. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор также возвращается должнику частично в размере излишне взысканной с него суммы при вынесении судом решения об уменьшении размера исполнительского сбора.

3. Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.

К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.

В случае представления указанных документов представителем должника прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя должника.

4. Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

5. Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства.

Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) не может превышать 10 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

6. Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *