Является ли диспансеризация обязательной

Нужен ли приказ о проведении диспансеризации сотрудников?

Ответ на вопрос:

По вопросу: Насколько критично для Работодателя прохождение его работниками другого перечня врачей и диспансеризация 1 раз в год, а не 1 раз в 3 года?

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является обязанность организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Категории работников, которые обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, определены ст. 213 ТК РФ: к таковым относятся работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Дополнительная диспансеризация проводится в рамках национального проекта «Здоровье» с 2006 года. Диспансеризация направлена на раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения и основных факторов риска их развитий.

Цель диспансеризации отличается от цели медицинского осмотра. Так диспансеризация направлена на выявление на ранних стадиях социально значимых заболеваний (рак, туберкулез, ВИЧ и пр.). Медицинский осмотр призван дать ответ на вопросы: о влиянии производственных факторов на состояние здоровья работника, выявление профессиональных заболеваний с учетом определенных факторов производственного процесса, о возможности продолжения работником его профессиональной деятельности.

Диспансеризация в настоящее время проводится 1 раз в 3 года.

На работников нельзя возложить обязанность по прохождению такой диспансеризации.

Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

Проведение диспансеризации регулируется Приказом Минздрава России от 03.02.2015 N 36ан

«Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»

(Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36268). Перечень осмотров (консультаций) врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации в зависимости от возраста и пола гражданина (объем диспансеризации), определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.

На основании вышеизложенного отметим, что диспансеризация в организации может проводиться и чаще, чем 1 раз в 3 года, но работодатель не вправе принудительно отправить своих работников на такую диспансеризацию.

Диспансеризация взрослого населения проводится медицинскими организациями (иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность) (далее — медицинская организация) независимо от организационно-правовой формы, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части оказания первичной медико-санитарной помощи, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим», «терапии», «акушерству и гинекологии» или «акушерству и гинекологии (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий)», «акушерскому делу» или «лечебному делу», «офтальмологии», «неврологии», «хирургии», «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» или «лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике», «эндоскопии».

В случае отсутствия у медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, лицензии на осуществление медицинской деятельности по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения диспансеризации в полном объеме, медицинская организация заключает договор с иной медицинской организацией, имеющей лицензию на требуемые виды работ (услуг), о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению диспансеризации.

То есть работодателю нужно, прежде всего (до заключения соответствующего договора с ЛПУ) проверить данные, указанные выше. Кроме того, в данном случае считаем целесообразным придерживаться Порядка в части проводимых обследований, так как такие обследования соответствуют целям проведения диспансеризации и сохранения здоровья работающих граждан.

По вопросу: Будут ли результаты такого скринига считаться прохождением диспансеризации?

В соответствии с вышеуказанным Порядком диспансеризация проводится в два этапа:

  • Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации
  • Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта по результатам исследований, проведенных в рамках диспансеризации в данном фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте, заполняется карта учета диспансеризации, которая подшивается в медицинскую карту амбулаторного больного.

Первый этап диспансеризации считается завершенным и подлежит оплате в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказание гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа) в случае выполнения не менее 85% от объема диспансеризации, установленного для данного возраста и пола гражданина, при этом обязательным является проведение анкетирования и приема (осмотра) врача-терапевта.

В случае если число осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий, выполненных ранее и учитываемых при диспансеризации в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, превышает 15% от объема диспансеризации, установленного для соответствующего возраста и пола гражданина, а общий объем выполненных в рамках диспансеризации и учтенных в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий составляет 85% и более от объема диспансеризации, первый этап диспансеризации отражается в отчете о проведении диспансеризации как завершенный случай, при этом оплате подлежат только выполненные осмотры (исследования, мероприятия) в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой.

В случае выполнения в рамках первого этапа диспансеризации менее 85% от объема диспансеризации, установленного для данного возраста и пола гражданина, но при этом выполненные осмотры, исследования и иные медицинские мероприятия составляют 85% и более от объема обследования, установленного для профилактического медицинского осмотра (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2012 г., регистрационный N 26511)), такие случаи учитываются как проведенный гражданину профилактический медицинский осмотр.

Второй этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий, указанных в пункте 13.2 настоящего Порядка, необходимость проведения которых определена по результатам первого и второго этапов диспансеризации.

По вопросу: Есть ли какие-либо ограничения для диспансеризации?

Да, как и указывалось выше, должно быть получено согласие сотрудника на проведение в отношении него диспансеризации.

По вопросу: Необходим ли приказ по Обществу о направлении всех работников для прохождения диспансеризации с установлением сроков прохождения, перечнем врачей и указанием ЛПУ?

В законе такого требования нет в силу того, что диспансеризация работающих граждан обязательной не является (только в случае, если данное условие предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Но, если Вы решили проводить такую диспансеризацию, порядок ее проведения следует закрепить на локальном уровне. При направлении работников на диспансеризацию следует оформить приказ в произвольной форме (в целях подтверждения отсутствия работников на рабочем месте), в котором отразить сроки проведения диспансеризации, наименование ЛПУ, куда направляются работники. Списки врачей здесь указывать не нужно. Еще раз отметим, что на прохождение диспансеризации нужно получить согласие работников

ВАЖНО! проведение диспансеризации работников не освобождает работодателя от обязанности за свой счет организовывать периодические и предварительные осмотры работников.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база:

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РОССИИ от 03.02.2015 № 36ан

Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011, № 48, ст.6724; 2013, № 48, ст.6165)

приказываю:

1. Утвердить порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 года № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2013 года, регистрационный № 27930).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2015 года.

Врио Министра
Д.В.Костенников

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 февраля 2015 года,
регистрационный № 36268

Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 3 февраля 2015 года № 36ан2

Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях диспансеризации следующих групп взрослого населения (в возрасте от 18 лет и старше):

1) работающие граждане;

2) неработающие граждане;

3) обучающиеся в образовательных организациях по очной форме. Настоящий Порядок не применяется в случаях, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения диспансеризации отдельных категорий граждан.

2. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2012, № 26, ст.3442, 3446; 2013, № 48, ст.6165).

3. Диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан в целях:

1) раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее — хронические неинфекционные заболевания), основных факторов риска их развития (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела или ожирение), а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

2) определения группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями (состояниями), а также для здоровых граждан;

3) проведения краткого профилактического консультирования граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и группового профилактического консультирования (школ пациента) граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;

4) определения группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

4. Диспансеризация проводится 1 раз в 3 года в возрастные периоды, предусмотренные приложением № 1 к настоящему Порядку, за исключением:1

Годом прохождения диспансеризации считается календарный год, в котором гражданин достигает соответствующего возраста.

1) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, а также участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

В соответствии со статьей 4, подпунктом 11 пункта 1 статьи 14 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст.168; 2002, № 30, ст.3033; 2004, № 25, ст.2480; № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1748; 2008, № 30, ст.3609; 2009, № 26, ст.3133; № 30, ст.3739; № 52, ст.6403; 2010, № 19, ст.2287; № 27, ст.3433; № 31, ст.4206; № 50, ст.6609; 2011, № 47, ст.6608; 2013, № 27, ст.3477; № 48, ст.6165; 2014, № 52, ст.7537).

2) лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие противоправных действий);

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст.168; 2000, № 19, ст.2023; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 1, ст.25; № 19, ст.1748; 2009, № 26, ст.3133; № 52, ст.6403; 2010, № 19, ст.2287; № 31, ст.4206; № 50, ст.6609; 2013, № 48, ст.6165).

3) бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).

В соответствии с частью 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст.3607; 2013, № 14, ст.1654).

Указанные в подпунктах 1-3 настоящего пункта категории граждан проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

5. Перечень осмотров (консультаций) врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации в зависимости от возраста и пола гражданина (объем диспансеризации), определяется в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.Диспансеризация граждан, указанных в подпунктах 1-3 пункта 4 настоящего Порядка, проводится в объеме, соответствующем объему диспансеризации, предусмотренному приложением № 1 к настоящему Порядку для граждан ближайшей возрастной категории, за исключением исследований, имеющих медицинские противопоказания к ежегодному проведению.

Флюорография легких и маммография проводятся 1 раз в 2 года, мазок (соскоб) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое исследование проводится 1 раз в 3 года.

6. Диспансеризация взрослого населения проводится медицинскими организациями (иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность) (далее — медицинская организация) независимо от организационно-правовой формы, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части оказания первичной медико-санитарной помощи, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим», «терапии», «акушерству и гинекологии» или «акушерству и гинекологии (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий)», «акушерскому делу» или «лечебному делу», «офтальмологии», «неврологии», «хирургии», «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» или «лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике», «эндоскопии».

Для лицензий на осуществление медицинской деятельности, выданных до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст.1965; № 37, ст.5002; 2013, № 3, ст.207; № 16, ст.1970).

В случае отсутствия у медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, лицензии на осуществление медицинской деятельности по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения диспансеризации в полном объеме, медицинская организация заключает договор с иной медицинской организацией, имеющей лицензию на требуемые виды работ (услуг), о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению диспансеризации.

7. Гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь.

8. Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2013, № 48, ст.6165).Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

9. Руководитель медицинской организации и медицинские работники отделения (кабинета) медицинской профилактики (в том числе входящего в состав центра здоровья) являются ответственными за организацию и проведение диспансеризации населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации.Врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач)) (далее — врач-терапевт) является ответственным за организацию и проведение диспансеризации населения терапевтического, в том числе цехового, участка (участка врача общей практики (семейного врача)), обслуживаемой территории (далее — участок).Фельдшер фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта является ответственным за проведение диспансеризации населения фельдшерского участка в случае возложения на него отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по проведению диспансеризации, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 года № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2012 года, регистрационный № 23971).

10. Основными задачами фельдшера фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта при проведении диспансеризации являются:1

1) составление списков граждан, подлежащих диспансеризации в текущем календарном году, и плана проведения диспансеризации на текущий календарный год с учетом возрастной категории граждан;

2) активное привлечение населения к прохождению диспансеризации, информирование о ее целях и задачах, объеме проводимого обследования и графике работы подразделений медицинской организации, участвующих в проведении диспансеризации, необходимых подготовительных мероприятиях, а также повышение мотивации граждан к прохождению диспансеризации, в том числе путем проведения разъяснительных бесед на уровне семьи, организованного коллектива;

3) инструктаж граждан, прибывших на диспансеризацию, о порядке ее прохождения, объеме и последовательности проведения обследования;

4) выполнение доврачебных медицинских исследований первого этапа диспансеризации (опрос (анкетирование), направленное на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, антропометрия, расчет индекса массы тела, измерение артериального давления, а также определение уровня общего холестерина и уровня глюкозы в крови экспресс-методом, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом, осмотр фельдшером, включая взятие мазка (соскоба) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое исследование);

При наличии необходимого оборудования.

5) определение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний на основании диагностических критериев, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку;

6) формирование комплекта документов, заполнение карты учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров) (далее — карта учета диспансеризации) по форме, утверждаемой в соответствии с частью 3 статьи 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

7) индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое профилактическое консультирование (школа пациента) по направлению врача-терапевта для граждан, отнесенных ко II и III группам состояния здоровья, в рамках второго этапа диспансеризации;

Для фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в удаленной или труднодоступной местности.

8) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи.

11. Основными задачами врача-терапевта при проведении диспансеризации являются:

1) составление списков граждан, подлежащих диспансеризации в текущем календарном году, и плана проведения диспансеризации на текущий календарный год с учетом возрастной категории граждан;

2) активное привлечение населения участка к прохождению диспансеризации, информирование о ее целях и задачах, объеме проводимого обследования и графике работы подразделений медицинской организации, участвующих в проведении диспансеризации, необходимых подготовительных мероприятиях, а также повышение мотивации граждан к прохождению диспансеризации, в том числе путем проведения разъяснительных бесед на уровне семьи, организованного коллектива;

3) проведение медицинского осмотра гражданина по итогам первого и второго этапов диспансеризации, установление диагноза заболевания (состояния), определение относительного суммарного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 21 до 39 лет и абсолютного суммарного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 42 до 65 лет, определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения (с учетом заключений врачей-специалистов), назначение необходимого лечения, при наличии медицинских показаний направление на дополнительные диагностические исследования, не входящие в объем диспансеризации, для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение;

4) проведение краткого профилактического консультирования, включающего рекомендации по здоровому питанию, по уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя; направление граждан с выявленными факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний в отделение (кабинет) медицинской профилактики или центр здоровья, а также фельдшерский здравпункт или фельдшерско-акушерский пункт для оказания медицинской помощи по коррекции указанных факторов риска;

Для фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в удаленной или труднодоступной местности.

5) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи;

6) участие в оформлении (ведении) медицинской документации;

7) подведение итогов диспансеризации.

12. Основными задачами отделения (кабинета) медицинской профилактики медицинской организации, в том числе находящегося в составе центра здоровья, при проведении диспансеризации являются:

1) участие в информировании населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации, о проведении диспансеризации, о ее целях и задачах, проведение разъяснительной работы и мотивирование граждан к прохождению диспансеризации;

2) инструктаж граждан, прибывших на диспансеризацию, о порядке ее прохождения, объеме и последовательности проведения обследования;

3) выполнение доврачебных медицинских исследований первого этапа диспансеризации (опрос (анкетирование), направленное на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, антропометрия, расчет индекса массы тела, измерение артериального давления, определение уровня общего холестерина и уровня глюкозы в крови экспресс-методом, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом);

4) определение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний на основании диагностических критериев, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку;

5) формирование комплекта документов, по результатам исследований, проведенных в рамках диспансеризации, для направления пациента на осмотры врачами-специалистами и врачом-терапевтом по итогам первого и второго этапов диспансеризации, включая заполнение карты учета диспансеризации;

6) учет граждан, прошедших каждый этап диспансеризации, включая заполнение карты учета диспансеризации и отчета о проведении диспансеризации по форме, утверждаемой в соответствии с частью 3 статьи 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

7) индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое профилактическое консультирование (школа пациента) по направлению врача-терапевта для граждан, отнесенных ко II и III группам состояния здоровья, в рамках второго этапа диспансеризации;

8) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи.

13. Диспансеризация проводится в два этапа.

13.1. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врач

Диспансеризация работников

Ежегодно Минздравсоцразвития выделяет бюджетные средства на финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Что понимается под диспансеризацией? Обязаны ли работники проходить ее? Может ли работодатель применить меры дисциплинарной ответственности к работникам, отказывающимся проходить диспансеризацию?

Что понимается под диспансеризацией?

Определения диспансеризации нет в трудовом законодательстве. Если обратиться к словарям, то под ней понимается система медицинских мероприятий, осуществляемая лечебными учреждениями в целях своевременной диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Однако на практике работники довольно редко проходят такую медицинскую процедуру — в частности, потому, что работодатели не знают, по каким правилам она осуществляется.

Конечно, диспансеризацию можно было бы отнести к разновидностям медицинских осмотров, которые в силу ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить для занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работах, связанных с движением транспорта.

Однако диспансеризация работников — это не периодический медосмотр в смысле, в котором данное понятие употребляется в Трудовом кодексе, так как порядок ее проведения определяется Минздравсоцразвития.

Да и цели у них разные: осмотр проводят в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых (сахарный диабет, туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения РФ.

На вопрос, кто именно подлежит диспансеризации, дают ответ только правила предоставления из бюджета федерального фонда ОМС субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228.

Пунктом 2 названных правил установлено, что дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Порядок проведения дополнительной диспансеризации

Дополнительная диспансеризация проводится медицинскими учреждениями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, и предполагает:

1. Осмотр работника врачами-специалистами:

  • — терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом));
  • — акушером-гинекологом;
  • — хирургом;
  • — неврологом;
  • — офтальмологом.

2. Лабораторные и функциональные исследования:

  • — клинические анализы крови и мочи;
  • — биохимический анализ крови;
  • — кровь на онкомаркеры (для работников старше 45 лет);
  • — электрокардиография;
  • — флюорография;
  • — маммография (для женщин после 40 лет).

Дополнительной диспансеризации в силу п. 5 Порядка подлежат работающие граждане, а также занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров, и прошедшие диспансеризацию в 2014 году, если их не взяли под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.

На работника, явившегося в медучреждение для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре заполняется амбулаторная карта и передается в кабинет медицинской профилактики или в иное подразделение, на которое возложены функции по проведению диспансеризации. Там заполняют так называемый паспорт здоровья работника и отправляют его к врачам-специалистам.

После обследования работника врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований определяет (с целью планирования дальнейших мероприятий) группу состояния здоровья. Их пять.

I группа — практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни — по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения.

К сведению. Если работник зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте РФ, а трудовую деятельность осуществляет в другом, он может пройти дополнительную диспансеризацию или по месту работы, или по месту жительства (п. 5 Порядка).

II группа — граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний.

III группа — нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление).

IV группа — нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации. Эти работники направляются на плановую госпитализацию.

V группа — граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В этом случае медицинская документация работника направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для принятия решения о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Работникам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни (п. 8 Порядка). Отнесенным к III-V группам состояния здоровья в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.

Как направить работников на диспансеризацию?

Первым делом органы исполнительной власти определяют медицинские организации, которые будут осуществлять мероприятия по диспансеризации, и компании, работники которых подлежат диспансеризации.

При помощи работодателя составляется список сотрудников с указанием даты рождения, профессии, должности и направляется в медучреждения, проводящие дополнительную диспансеризацию.

Медучреждение, в свою очередь, составляет план-график и определяет время проведения диспансеризации, согласовывает с исполнительным органом власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (например, министерством здравоохранения).

Эти графики доводятся до сведения работодателя, работники которого подлежат диспансеризации.

Частые вопросы

Обязательно ли проходить диспансеризацию?

Трудовым законодательством предусмотрено обязательное прохождение только медицинских осмотров, и то для отдельных категорий работников. Поскольку ТК РФ не содержит норм, регламентирующих процедуру диспансеризации и обязательность ее прохождения, работник вправе отказаться от нее. Однако такая обязанность может быть зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, и тогда работник должен явиться на дополнительную диспансеризацию.

Может ли работник пройти диспансеризацию в ином медицинском учреждении, нежели рекомендовано работодателем?

Как мы отмечали выше, диспансеризация оплачивается государством. Медицинские учреждения, в которых будет осуществляться данное мероприятие, определяются исполнительным органом власти субъекта РФ, который и уведомляет работодателя, в каких именно учреждениях возможно прохождение диспансеризации. Поэтому пройти ее в ином медучреждении вряд ли получится.

Является ли отказ от диспансеризации нарушением трудовой дисциплины?

Возможно ли применение к работнику дисциплинарного наказания за такой отказ?

Если дополнительная диспансеризация не предусмотрена локальным нормативным актом или коллективным договором, применение мер дисциплинарной ответственности за отказ от прохождения данной процедуры неправомерно.

Обязан ли работодатель направлять работников на диспансеризацию?

Предусмотрена ли ответственность, если он этого не сделает? Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не предусмотрена обязанность работодателя направлять своих работников на прохождение дополнительной диспансеризации. В трудовом законодательстве отсутствуют и нормы, устанавливающие ответственность за уклонение от этого. Значит, работодатель не обязан направлять работников на диспансеризацию.

Почему люди не хотят проходить диспансеризацию при приеме на работу

Кто обязан пройти предварительный медосмотр? Трудовым Кодексом РФ обязательными к прохождению медосмотра при приеме на работу являются определенные категории работников:

  • моложе 18-летнего возраста:
  • чья профессия сопряжена с вредным и опасным производством;
  • кто трудится в пищевой индустрии;
  • кто оказывает медицинские услуги;
  • торговые работники;
  • задействованные на транспорте;
  • педагоги, вожатые, воспитатели, учителя;
  • работающие в условиях экстрима;
  • обслуживающий персонал, к примеру: официанты, парикмахеры, косметологи, спортсмены;
  • судьи, работники правоохранительных органов, другие сотрудники государственных учреждений;
  • кто трудится на Крайнем Севере или в тех местах, что к нему приравнены.

Такой медосмотр перед приемом на работу называется первичным.

Важно

Он должен пройти осмотр всех требуемых специалистов, посетить все необходимые диагностические исследования, сдать анализы и сделать соответствующие прививки, если они обязательны. Иначе контракт с ним не будет подписан, на работу его не примут.

Статья 69 Трудового кодекса предусматривает, что медосмотр проводится одновременно с заключением контракта найма. Пройти медкомиссию необходимо в сроки, установленные законом.
Направляемый на медосмотр имеет право пройти обследования в любом медицинском учреждении. Но, как правило, работник направляется в поликлиническое отделение по месту жительства.

Медосмотр при приеме на работу

Тема: Стукач я или право имею! Jorgen Спорт Для обсуждения спорта и событий в мире спорта.

1 890 950 166 18 февраля 2015, 17:38Тема: ФК «Томь» Томск Petrov-Vodkin Турниры прогнозов 0 0 Пламенный мотор 311 33 111 23 ноября 2014, 16:57 Активный отдых Различные виды активного отдыха: охота, рыбалка, пейнтбол и так далее 422 39 346 23 января 2015, 22:51Тема: Самокаты Лунный Волк Сохраняя веру Форум для обсуждения различного рода религиозных вопросов. Но вовсе не для религиозных войн. 652 154 930 29 ноября 2014, 15:37Тема: Бог, пингвины, морские котики Daemonis Клуб путешественников Обсуждение мест для отдыха и туризма, рассказы, впечатления и фотографии.

А можно ли отказаться от диспансеризации?

Внимание

Также невозможно отказаться от диспансеризации, если вы являетесь работником бюджетной организации. Это было прописано в письме Минздрава в 2008 году. Случается так, что при попытке попасть на приём к врачу в поликлинике регистратура отказывается выдавать талон, пока вы не пройдёте диспансеризацию.

Такие действия являются неправомерными, поэтому нужно обращаться к главврачу за разъяснениями, писать жалобу и ссылаться на закон. Стоит ли отказываться Считается, что полностью здоровых людей нет.
Как мы выяснили выше, отказ от диспансеризации — это ваше право. Но нужно ли отказываться, ведь на это выделяются бюджетные деньги, поэтому для вас она будет полностью бесплатна? Целью этой процедуры является выявление хронических заболеваний.
Некоторые из них протекают бессимптомно.

Мы живём в бешеном ритме, а напряжение и усталость нередко приводят к болезням. Нужно поддерживать своё здоровье в порядке, но как? Один из способов — регулярно его проверять.

Как это сделать? Расскажет «ЛегкоПолезно». Что такое регулярная диспансеризация С 1 января 2013 года, когда был введён проект «Здоровье», по всей стране началась диспансеризация граждан — медицинские действия, при помощи которых можно оценить состояние здоровья обследуемого и выявить хронические болезни. Проходить процедуру надо в поликлинике, там, где вы живёте, раз в три года – с того момента, как вам исполнится 21 год, и до 90 лет.

Для некоторых категорий граждан диспансеризация проводится ежегодно, так как необходимость в ней у них выше, чем у остального населения. Проверка делится на два этапа. Первый этап выявляет хронические неинфекционные болезни.

Почему человек не хочет проходить медосмотр?

/Прием на работу/Медосмотр Устраиваясь на предприятие, в организацию, каждый претендент обязан пройти медосмотр. Список врачей, у которых надо пройти обследование и получить заключение, может отличаться.

Все зависит от рода деятельности, от того, что именно предстоит выполнять на рабочем месте. К сведению Прохождение медкомиссии с одной стороны позволяет работодателю удостовериться, что он поручает ответственное дело человеку здоровому физически и психически.

С другой стороны, сам соискатель будет знать, готов ли он к выполнению поставленных перед ним задач. Ежегодные медосмотры помогут еще и отследить динамику состояния здоровья.

Когда нужен медосмотр при приеме на работу? Обязательность прохождения медкомиссии до устройства на работу людьми определенных профессий закреплена в ТК РФ (изложены в ст.

Диспансеризация на работе (добровольно или принудительно)?

А там могут быть свои требования. К сведению Не стоит путать справку, требуемую до поступления на работу, и ежегодный профилактический осмотр сотрудников. Это разные документы и разные требования. Как и дополнительное медицинское освидетельствование, касающееся некоторых профессий.

Оплата за медосмотр при приеме на работу Законодательство требует от работодателя оплатить расходы, связанные с медицинскими обследованиями при приеме на работу, в соответствии со ст. 212 ТК РФ. Либо вернуть сотруднику затраченные на медосмотр средства.

Причем в срок не более 10 дней с момента предоставления всех подтверждающих документов о получении медицинского заключения. Чаще всего люди проходят медицинский осмотр за собственный счет, чтобы получить потом компенсацию за потраченные деньги. Хотя этот путь не совсем законный. Предприятие должно платить сразу, а не компенсировать расходы потом.

Он позволяет определить, готов ли человек по состоянию здоровья выполнять ту работу, на которую его принимают, имеет ли он хронические и наследственные заболевания, способные в будущем сказаться на здоровье и препятствовать выполнению порученных дел. Такой медосмотр также защищает коллектив от инфекционных болезней, которые может принести новый сотрудник.

Бланк Принимая нового сотрудника, руководитель под роспись выдает ему бланк направления на прохождение медицинского осмотра у врачей. Документ выдается работником того предприятия, в котором собирается работать претендент. Единого образца бланка медосмотра при приеме на работу не существует. Но есть определенные требования к его оформлению.

Медкнижка требует некоторого времени для оформления, но можно получить справку с медучреждения о том, что медкомиссия пройдена, а сама медкнижка оформляется.

  • Готовое заключение принести работодателю. Один экземпляр остается в личном деле работника на предприятии. Другой экземпляр – в медучреждении.
  • Дополнительная информация Как показывает практика, медкомиссию при приеме на работу можно обойти за два-три дня. Ничего сложного в этой процедуре нет. Каких врачей необходимо пройти? Стандартный список врачей, которых надо пройти при приеме на работу выглядит так:
  • терапевт (с него начинают и им заканчивают, получая итоговую справку);
  • хирург;
  • невропатолог;
  • окулист;
  • отоларинголог.

Придется еще сдать анализ крови и мочи, пройти ЭКГ и флюорографию, для женщин – дополнительно посетить маммолога и гинеколога. Это стандарт.

Все зависит от срока противопоказаний, указанных в медицинской справке: более 4 месяцев или менее 4 месяцев. При краткосрочных проблемах в здоровье сотруднику могут предложить временную работу на другой должности.

При долгосрочных проблемах могут предложить ту должность, которая позволяет по медицинским показаниям и по профессиональным данным сотруднику трудиться. Либо увольняют, так как медицинские противопоказания являются серьезным основанием для этого.

К сведению Если работника по состоянию здоровья переводят на другую должность с более низкой оплатой труда, но без смены руководителя, то ему в течение месяца обязаны заплатить прежний заработок. А если увольняют, то ему должны выплатить все, что полагается по закону, в том числе, за не использованный отпуск.

Обязательно ли проходить регулярную диспансеризацию

  • Что такое регулярная диспансеризация
  • Немного истории
  • Можно ли отказаться от прохождения осмотра
  • Стоит ли отказываться

Мы живём в бешеном ритме, а напряжение и усталость нередко приводят к болезням. Нужно поддерживать своё здоровье в порядке, но как? Один из способов — регулярно его проверять. Как это сделать? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Что такое регулярная диспансеризация

С 1 января 2013 года, когда был введён проект «Здоровье», по всей стране началась диспансеризация граждан — медицинские действия, при помощи которых можно оценить состояние здоровья обследуемого и выявить хронические болезни.

Проходить процедуру надо в поликлинике, там, где вы живёте, раз в три года – с того момента, как вам исполнится 21 год, и до 90 лет.

Для некоторых категорий граждан диспансеризация проводится ежегодно, так как необходимость в ней у них выше, чем у остального населения. Проверка делится на два этапа.

  • Первый этап выявляет хронические неинфекционные болезни. У пациента измеряют рост, вес, берут анализы крови, мочи и кала, делают УЗИ различных органов, флюорографию лёгких, у женщин – маммографию. Измеряют внутриглазное давление, проводят гинекологическое или урологическое обследование. Сюда также входит приём врача-терапевта.
  • Второй этап предназначен для более глубокой диагностики хронических болезней. Этот этап проводится только по назначению врача. Если во время проведения первой части исследования были выявлены какие-либо подозрения на болезни, то пациент ставится на диспансерное наблюдение, включающее в себя осмотр хирурга, отоларинголога, колоноскопию и другие обследования.
  • Чтобы пройти эту процедуру, нужно будет взять паспорт и полис ОМС. Обычно для прохождения хватает двух визитов, но может быть и больше. Во многих поликлиниках для этого оборудован отдельный кабинет. По итогам обследуемый причисляется к одной из трёх групп:

  • полностью здоровые;
  • почти здоровые;
  • хронические больные.
  • По итогам обследуемый получает паспорт здоровья, куда будут занесены все результаты обследований.

    Стоит иметь в виду, что диспансеризация отличается от медосмотров, которые ежегодно заставляют проходить по месту работы, например, на вредных производствах. Основное отличие состоит в том, что диспансеризация оплачивается из государственных средств, а медосмотры – из средств компании.

    Позаботиться о проведении медосмотра и установить периодичность обязан работодатель. А вот обязательно ли проходить диспансеризацию – решаете вы сами. Цели проведения тоже различаются: смысл медосмотра заключается в определении пригодности работника к работе и выявлении профессиональных заболеваний.

    Если обязательные медосмотры проводятся для определённых категорий работников (например, тех, кто работает с детьми), то пройти диспансеризацию могут представители и других профессий, безработные и учащиеся образовательных учреждений.

    Если человек прошел диспансеризацию, это не освобождает его от необходимости проходить медосмотр.

    Никаких уведомлений о том, что вам пора проходить обследование, не приходит. Чтобы понять, что вы можете его пройти в этом году, поделите ваш возраст на три. Если делится, то вам можно проходить диспансеризацию.

    То есть, в 2018 году это будут те, кто родился в 1928, 1931, 1934 годах – и так далее, до 1997 года. Пройти обследование можно в течение года, но рекомендуется это делать в начале или середине, чтобы избежать очередей.

    Дети и подростки тоже проходят диспансеризацию, но по другой программе.

    Немного истории

    О необходимости внедрения диспансеризации говорили ещё в XIX веке, однако первая диспансеризация в России была проведена в Москве лишь в 1923 году. Тогда проверяли всех рабочих и служащих промышленных предприятий. Ограничивались лишь одним осмотром, так как было непонятно, что делать дальше с выявленными больными.

    После Великой Отечественной войны, которая остановила развитие диспансеризации, стояла задача восстановить здоровье населения. В то время больницы и поликлиники были объединены, но несмотря на это ситуация с диспансеризацией только ухудшилась. Лишь в 1950-1960 гг. диспансерный метод начал стремительно набирать обороты, охватывая и сельскую местность. К 1980 году под диспансерным наблюдением уже находились около 40% населения.

    Можно ли отказаться от прохождения осмотра

    В интернете часто встречается словосочетание «обязательная диспансеризация». В приказе Минздрава указаны правила прохождения диспансеризации взрослого населения. Согласно этому документу, этот вид медицинского обследования проводится добровольно, с согласия гражданина.

    Принуждение недопустимо, каждый имеет право отказаться как полностью от всей процедуры, так и частично. Это значит, что такого понятия, как обязательная диспансеризация, нет. Имеющие право отказаться от осмотра граждане должны заполнить письменный отказ. Отказывающимся от проверки здоровья делается соответствующая запись в амбулаторной карте пациента.

    При отказе от прохождения диспансеризации детей и подростков необходимо написать заявление на имя директора школы.

    Однако, если в уставе или нормативных актах по месту вашей работы прописано обязательное прохождение диспансеризации сотрудников, то у не прошедшего диспансеризацию члена коллектива могут возникнуть проблемы. Также невозможно отказаться от диспансеризации, если вы являетесь работником бюджетной организации. Это было прописано в письме Минздрава в 2008 году.

    Случается так, что при попытке попасть на приём к врачу в поликлинике регистратура отказывается выдавать талон, пока вы не пройдёте диспансеризацию. Такие действия являются неправомерными, поэтому нужно обращаться к главврачу за разъяснениями, писать жалобу и ссылаться на закон.

    Стоит ли отказываться

    Считается, что полностью здоровых людей нет. Как мы выяснили выше, отказ от диспансеризации — это ваше право. Но нужно ли отказываться, ведь на это выделяются бюджетные деньги, поэтому для вас она будет полностью бесплатна?

    Целью этой процедуры является выявление хронических заболеваний. Некоторые из них протекают бессимптомно. Часто ли вы ходите к врачу и сдаёте анализы? Полностью ли вы уверены в том, что ваше здоровье безупречно? Пройдя диспансеризацию, вы можете выявить болезнь на ранней стадии и вовремя начать лечить её.

    Если вы не знаете, как отпроситься с работы, то имейте в виду, что законодательство обязывает работодателя обеспечить работнику условия для прохождения диспансеризации. Проще говоря, компания не вправе препятствовать вам проходить её в рабочее время. Для этого надо написать заявление на имя руководителя.

    К сожалению, на данный момент в Трудовом кодексе указана информация только по прохождению медицинских осмотров, поэтому не факт, что этот день вам оплатят.

    Но в госдуму уже внесён законопроект, который позволит сохранить за работником заработок за дни, когда человек отсутствует на работе по причине прохождения диспансеризации.

    Итак, принудить и заставить вас идти в поликлинику никто не может, если вы не бюджетник и не работник определённых отраслей. Однако «ЛегкоПолезно» рекомендует проходить диспансеризацию добровольно хотя бы раз в три года. Следите за состоянием здоровья и напоминайте об этом своим близким!

    Диспансеризация персонала: разбираемся с новыми правилами ТК РФ

    Ольга Абашникова

    Эксперт-методолог BDO Unicon Outsourcing

    специально для ГАРАНТ.РУ

    Общий порядок проведения диспансеризации за счет ОМС регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а порядок проведения диспансеризации взрослого населения – приказом Минздрава России от 26 октября 2017 г. № 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», далее – Приказ № 869н).

    Диспансеризация подразумевает под собой медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), которые являются основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.Помимо универсального для всех возрастных групп пациентов набора методов исследования, диспансеризация включает в себя методы углубленного обследования, предназначенные для раннего выявления наиболее вероятных для данного возраста и пола хронических неинфекционных заболеваний.

    Диспансеризация для взрослого населения проводится один раз в три года (п. 4 Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утв. Приказом № 869н). Однако указанным приказом для отдельных групп граждан предусмотрена и более частая периодичность прохождения диспансеризации.

    Впервые право на диспансеризацию получают лица в возрасте 21 года. Поскольку, как говорилось выше, возможность пройти диспансеризацию появляется каждые три года, то следующая наступает в 24 года и так далее. Чем старше гражданин, тем больше число проводимых мероприятий.

    Однако работающие граждане, несмотря на то, что государство предоставляет им право пройти диспансеризацию совершенно бесплатно, не всегда могли воспользоваться этим правом. Для участия в данном мероприятии им необходимо было отпроситься с работы и, соответственно, потерять часть заработка (например, взяв отпуск без сохранения зарплаты), либо использовать день очередного отпуска для прохождения диспансеризации, что не для всех работающих граждан является желательным или возможным. И вот теперь с вступлением в силу новой статьи Трудового кодекса с 1 января у работающего населения появилась такая возможность. Речь идет о ст. 185.1 ТК РФ, которая называется «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации».

    Согласно указанной статье работодатель обязан освободить работника от работы для прохождения диспансеризации. При этом освобождать работников от работы работодатель обязан один раз в три года, как это предусмотрено Порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения. Но для лиц пенсионного и предпенсионного возраста ст. 185.1 ТК РФ предусмотрена более частая возможность законно покинуть рабочее место в дни прохождения диспансеризации. Эти категории работающих граждан могут пользоваться своим правом ежегодно и для прохождения диспансеризации им может потребоваться не один день, а два.

    Поскольку диспансеризация является элементом целевой федеральной программой по охране здоровья граждан, то участвующим в этой программе гражданам государство помимо освобождения от работы гарантирует сохранение среднего заработка за эти дни.

    Чтобы освободить работника от работы для прохождения диспансеризации, достаточно получить от него заявление. Унифицированной формы заявления нет, поэтому его можно составить в свободной форме.

    ФОРМА

    Заявление об освобождении от работы для прохождения диспансеризации

    Другие формы

    После получения от работника заявления, работодателю следует убедиться, что он подпадает под возрастную категорию лиц, имеющих право на диспансеризацию именно в текущем календарном году. Так, в 2019 году – это лица, родившиеся в 1998 году, 1995, 1992 и ранее. Поэтому, руководителю, прежде чем давать согласие на освобождение сотрудника от работы, следует убедиться, что такое право у данного специалиста действительно есть.

    Если же работник другого года рождения захочет пройти диспансеризацию, то это можно назвать обычным обследованием, для прохождения которого освобождение сотрудника от работы с сохранением среднего заработка законодательством не предусмотрено.

    Как уже упоминалось выше, диспансеризация отдельных категорий граждан осуществляется в рамках программы ОМС, поэтому для граждан, застрахованных в системе ОМС диспансеризация проводится бесплатно за счет средств ФОМС. Вопросы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

    Вместе с тем работодатель может организовать для своих работников прохождение диспансеризации в рамках договора ДМС при условии, что диспансеризация включена в программу страхования и в программе страхования участвуют медицинские организации, обладающие правом на проведение диспансеризации. Однако в этом случае все затраты лягут на работодателя.

    День прохождения диспансеризации необходимо согласовать. Если согласие достигнуто не будет, то работодатель вправе отказать сотруднику в освобождении от работы. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 185.1 ТК РФ. Однако работодателю следует иметь в виду, что совсем запретить работнику взять день для прохождения диспансеризации он не вправе. Ему придется найти такую возможность, даже в том случае, если отсутствие работника может негативно сказаться на производственном процессе. В конце концов, работнику всегда можно найти замену.

    Затем следует издать приказ об освобождении специалиста от работы с сохранением среднего заработка. Прямого указания в ТК РФ на необходимость такого приказа нет. Но приказ является основанием, прежде всего, для оплаты этого дня в размере среднего заработка.

    Унифицированный специальный код для обозначения в табеле учета рабочего времени дня освобождения для диспансеризации на настоящий момент отсутствует. Поэтому его можно утвердить специальным приказом по организации. Это может быть, например, буквенный код «Д» (диспансеризация) или «ГД» (отсутствие на работе в связи с прохождением диспансеризации с предоставлением государственных гарантий). Следует учитывать, что освобождение от работы – это не дополнительный отпуск и не выходной день. Поэтому применять в табеле буквенные коды «ОД» (ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) или «ОВ» (дополнительный оплачиваемый выходной день) не следует.

    Чтобы оплатить этот день по среднему заработку, необходимы подтверждающие документы. Поэтому сотруднику потребуется справка из поликлиники. Поскольку ТК РФ не требует предоставления справки по какой-либо утвержденной форме, то это может быть обычная справка из поликлиники о том, что работник проходил диспансеризацию. В противном случае, у работодателя не будет оснований для оплаты этого дня. Кроме того, при отсутствии подтверждающих документов у работодателя могут возникнуть основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин. Как следствие у работника возникает риск быть уволенным за прогул (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

    Программа диспансеризации рассчитана таким образом, что для ее прохождения достаточно одного дня, а для лиц предпенсионного или пенсионного возраста – двух дней. Если же работник не успел пройти все предусмотренные программой мероприятия, то дополнительное время, которое ему может для этого потребоваться, оплачиваться работодателем не должно. Возможно, для прохождения диспансеризации работник явился в поликлинику во второй половине дня, а первую половину дня использовал в иных личных целях. В таком случае ему действительно не хватит времени, но это произойдет по его личной вине, а не по вине работодателя или медицинской организации.

    МНЕНИЕ

    Алена Бутова, начальник отдела мониторинга обеспечения лечебного процесса в системе ОМС ТФОМС Тюменской области:

    «В целях реализации пациентоориентированной модели защиты прав граждан и информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи в системе ОМС создана служба страховых представителей. Специалисты страховых медицинских организаций осуществляют индивидуальное информирование граждан о возможности и необходимости проведения профилактических мероприятий путем рассылки СМС-сообщений, писем, телефонных звонков. Осуществляется информирование застрахованных о том, где и когда можно пройти диспансеризацию.

    Кроме того, страховые представители ведут учет лиц, не обратившихся в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации: проводят телефонные опросы, выясняют причины отказов, повторно напоминают человеку о необходимости прохождения профилактических мероприятий.

    Однако, к сожалению, несмотря на информационную кампанию, по нашим данным граждане не спешат проверить свое здоровье. Нежелание обследоваться население списывает на отсутствие времени, ограничение со стороны работодателя, когда работникам не идут навстречу, и они вынуждены отказываться от бесплатного медицинского обследования, «ложное» ожидание очередей в поликлинике. Как показывает практика, женщины откликаются на приглашение на 10% чаще, чем мужчины.

    Страховые представители выполняют свои функции, не только находясь в страховой компании, но и также работают непосредственно в поликлиниках, где консультируют граждан по вопросам оказания медицинской помощи, помогают человеку сориентироваться в медицинской организации, выстроить маршрут, в том числе при прохождении диспансеризации. Граждане могут обратиться к страховому представителю в поликлинике для оперативного решения возникающих вопросов при получении медицинской помощи, консультативной поддержки, касающейся вопросов системы ОМС, действия полисов и защиты прав пациентов».

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *