Исполняющий обязанности главы администрации

Временно исполняющий обязанности и исполняющий обязанности — в чем отличие?

В делопроизводстве для обозначения работника, которому принадлежит право подписи на документах вместо официально назначенного руководителя, используются два сокращения: и.о. и врио.

То есть, исполняющий обязанности и временно исполняющий обязанности. Но в законодательстве упоминания о них не содержится. Нет и единого мнения, как правильно писать подобные сокращения. Так может подобные конструкции и вовсе незаконны? Давайте разберемся.

Правовые основы

Поручение одному из сотрудников выполнение обязанностей ответствующего по различным причинам коллеги в дополнение к его собственным регламентировано ст. 60.2 ТК РФ. Для этого с работником заключается соответствующее соглашение и издается приказ о поручении дополнительной работы.

Ограничений на выполнение по такой схеме обязанностей руководителя в статье нет. Но оно есть в подзаконном акте, точнее в Разъяснении Госкомтруда СССР от 1965 г., которое действует до сих пор.

В нем сказано, что такое совмещение допускается только в том случае, если на временно порученную должность руководитель назначается вышестоящим органом.

Это не единственный вариант временного закрытия руководящей вакансии. На нее можно:

  • оформить перевод (ст.72.2 ТК РФ);
  • переместить сотрудника (ст. 72.1 ТК РФ);
  • принять кого-то по срочному договору (ст. 59 ТК РФ).

Однако во всех этих случаях есть один небольшой нюанс. Такие работники не будут считаться исполняющими обязанности руководителя. Они и будут руководителями. Что и должно соответственно отражаться в документах. Следовательно, к нашему случаю эти варианты не относятся.

В каких случаях применяется ио

Исполняющий обязанности назначается в том случае, когда должность руководителя освобождается. Причин может быть много:

  • личное желание прежнего руководителя;
  • решение учредителя или вышестоящего начальства;
  • перевод руководителя на другую должность;
  • и т. д.

Независимо от причины, следствием является открытие вакансии руководителя. На подбор подходящего кандидата требуется определенное время. Но производственные и управленческие процессы ждать не могут, их требуется оформлять соответствующими распорядительными документами. Поэтому выполнение обязанностей руководителя в полном объеме поручается другому лицу. Как правило, это первый заместитель.

До утверждения его в должности на постоянной основе или до назначения на нее более подходящей кандидатуры, такой работник считается исполняющим обязанности главного лица компании.

Такое назначение официально оформляется дополнительным соглашением и приказом. А вот запись в трудовой книжке о таком назначении не делается.

В каких случаях пишется врио

Временное исполнение своих обязанностей может поручить своему заместителю или кому-то еще и сам руководитель. Например, отправляясь в отпуск, в длительную командировку или при болезни. То есть в тех ситуациях, когда спустя некоторое время руководитель вновь вернется к своей работе.

Поручение обязательно оформляется приказом по организации. В нем указываются временные рамки поручения в форме конкретных дат или формулировки «на период отсутствия», если точно неизвестно, когда он завершится.

Если за период отсутствия начальства предполагается подписание финансовых документов или соглашений с контрагентами, то в банк и руководству компании-партнера направляется копия приказа.

Записи в трудовой книжке исполняющего обязанности не делается. А вот дополнительное соглашение, где помимо прочего указан размер доплаты, заключается обязательно.

Как правильно писать врио и и.о. в документах

Существующее в делопроизводстве разделение на «врио» и «и.о.» весьма условно. Ведь и в том и в другом случае обязанности выполняются временно.

Однако общепринято, что перед должностью лица, исполняющего обязанности директора на время его отпуска или болезни пишется «врио». А для отражения факта открытой руководящей вакансии используется сокращение «и.о.». Есть и отличия в их написании.

При временной передаче руководящих функций и права подписи самим гендиректором, уполномоченное лицо может использовать два варианта оформления подписи:

  • так и писать врио директора А.Б. Петров;
  • использовать наименование собственной должности — первый заместитель директора В.Г. Сидоров.

Обратите внимание, что врио пишется с маленькой буквы и без каких либо точек между ними. Такой вариант считается единственно корректным. С заглавной буквы этот акроним пишется исключительно в том случае, когда стоит в начале предложения: «Врио в своем докладе отразил…»

Иное дело сокращение при передаче руководящей должности до официального назначения нового руководителя. Здесь необходимо обязательное указание на официальный статус исполняющего обязанности. Поэтому на всех документах используется только наименование замещаемой должности. Принцип написание тоже другой, в сокращении также используются маленькие буквы, но после них ставятся точки: «и.о.»

Особенности международной переписки

В деловой переписке статус временно замещающего руководителя сотрудника также указывается. Для этого используются следующие англоязычные выражения и их сокращения:

  • Officer-in-Charge of the (наименование должности) для и.о.;
  • Director General ad Interim или Director General a.i. для врио;
  • acting head (название должности) или просто acting as+должность для и.о.

Нюансы временного исполнения обязанностей

Грамотное оформление такого реквизита, как подпись руководителя или исполняющего обязанности, безусловно, значит много в имидже компании для ее контрагентов. Однако намного важнее документальное оформление поручения права подписи. Без этого документ, подписанный хоть и.о., хоть врио просто не имеет силы.

Основной распорядительный документ в такой ситуации — это приказ. В случае назначения врио его составляет кадровик, а подписывает руководитель. Но как быть, если место руководителя вакантно? Здесь все зависит от организационной формы компании.

В коммерческих предприятиях, например, ООО, принятие решения об избрании нового директора или назначении и.о. входит в компетенцию либо общего собрания, либо коллегиального органа управления — совета директоров.

На основании должным образом оформленного решения этого органа подписывается допсоглашение и издается приказ о назначении и.о., который станет первым для пребывающего в таком статусе.

В учреждениях и прочих некоммерческих структурах назначение директора или исполняющего его обязанности происходит по решению учредителя (или собрания учредителей). Остальной порядок аналогичен: допсоглашение и приказ. Подписывает приказ о назначении самого себя уже и.о.

О смене лица, имеющего право подписи на финансовых документах обязательно уведомляется банк. Иначе организация не сможет пользоваться своими счетами. В банках отработаны свои процедуры, предусматривающие замену учетной карточки или заведение временной.

Читайте про ключевые показатели эффективности KPI что это такое и как их использовать в своей предпринимательской деятельности.

Разбираемся — в каких случаях овердрафт выручает в сложный момент и на что следует обращать внимание.

Почему в некоторых случаях требуется https://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/benefitsiarnyj-vladelets.html заполнение сведений о бенефициарном владельце.

ГАРАНТИИ ПРЕЗИДЕНТУ, ПРЕКРАТИВШЕМУ ИСПОЛНЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

ГАРАНТИИ ПРЕЗИДЕНТУ, ПРЕКРАТИВШЕМУ ИСПОЛНЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

совокупность закрепленных в законодательстве правовых, социальных и иных гарантий, предоставляемых Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности либо досрочно в случае отставки либо стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять конституционные полномочия. Комплекс таких гарантий первоначально был закреплен Указом Президента РФ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнения своих полномочий, и членам его семьи».

12 февраля 2001 г. был принят Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». В соответствии с этим Законом Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания. За бывшим Президентом и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом своих полномочий. Жизнь и здоровье Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента Российской Федерации, на случай: гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; причинения увечья или иного повреждения здоровья.

Как и ранее по Указу от 31 декабря 1999 г., действующий Федеральный закон устанавливает, что Президент, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения действующего Президента РФ. Прекратившему исполнение своих полномочий Президенту предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач, предоставляется право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов; предоставляется право бесплатно пользоваться на территории РФ правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Все виды почтовых и телеграфных отправлений прекратившего исполнение своих полномочий Президента пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Помощники несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников устанавливается в первые 30 месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения действующего Президента РФ. В пределах указанного фонда оплаты труда Президент, прекративший исполнение своих полномочий, самостоятельно определяет размер должностных окладов своих помощников, порядок и размер их премирования. Для размещения аппарата помощников Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональными компьютерами, подключенными как к общей сети, так и ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи, в том числе правительственной связью. После смерти Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством РФ в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Указанным лицам предоставляется право пользоваться служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

(В.Ч.)

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

38. Организация исполнения полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации как функция управления.

  • •1. Характеристика и анализ основных функций высшего должностного лица субъекта Федерации в сфере государственного управления
  • •3. Основные способы разрешения конфликтов интересов в процессе прохождения государственной гражданской службы
  • •4. Анализ содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления.
  • •5. Ведущие способы оценки эффективности государственного и муниципального управления.
  • •5. Ведущие способы оценки эффективности государственного и муниципального управления продолжение
  • •6. Методы управления конфликтами в сфере государственного управления.
  • •7. Анализ основных функций административных органов в сфере государственного управления рф.
  • •8. Основные методы государственного управления: способы адаптации основных математических моделей к конкретным задачам управления.
  • •9. Характеристика и оценка основных особенностей системы государственного управления в регионе (на примере Кемеровской области)
  • •10. Анализ и оценка целей и задач государственного управления на основе ценностей гражданского демократического общества.
  • •11. Сравнить конституционно-правовые аспекты современного российского федерализма в государственном управлении с аналогичным опытом зарубежных стран.
  • •12. Роль и функции исполнительной власти субъекта Федерации в государственном управлении (на примере Кемеровской области).
  • •13. Роль и функции законодательной власти субъекта Федерации в государственном управлении (на примере Кемеровской области).
  • •15. Анализ особенностей разграничения предметов ведения и полномочий между рф и ее субъектами как функция государственного и муниципального управления.
  • •15. Анализ особенностей разграничения предметов ведения и полномочий между рф и ее субъектами как функция государственного и муниципального управления. Продолжение
  • •16. Роль и значение аттестация государственных гражданских служащих для их интеллектуального развития и повышения культурного уровня.
  • •17. Дать сравнительную характеристику содержания государственного управления в рф и в зарубежной стране (по выбору экзаменующегося).
  • •18. Способы анализа современного административно-территориальное устройства рф с точки зрения правового и управленческого аспектов: сходство и различие.
  • •19. Особенности государственного управления как части социального управления: анализ основных научных подходов.
  • •20. Сущность методологических, правовых и управленческих основ гос управления: способы и определения
  • •21. Сравнение и анализ существующих основных концепций формирования органов государственного управления
  • •22. Роль структур в государственном и муниципальном управлении: анализ типов, видов, научных подходов к их формированию и функционированию.
  • •23. Роль и функции исполнительной власти в государственном управлении рф.
  • •24. Муниципальное образование как объект управления: цель, задачи, принципы, технологии.
  • •25. Технологии управления социально-экономическим развитием муниципального образования; выявление стратегических целей и приоритетов.
  • •26. Технологии управления муниципальной системой образования: анализ и оценка.
  • •27. Технологии управления муниципальной системой здравоохранения: анализ и оценка.
  • •28. Механизмы и способы муниципального регулирования потребительским рынком: анализ и оценка.
  • •29. Оценка современного состояния избирательного права и его роли в государственном управлении рф.
  • •30. Организация реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации как функция государственного управления.
  • •31. Организация государственной власти в рф как функция управления.
  • •32. Роль и место системы органов государственной власти в управлении: анализ и оценка.
  • •33. Президент Российской Федерации в системе управления государством: характеристика основных функций.
  • •34. Законодательная власть рф в системе управления государством: цели, задачи, функции.
  • •35. Конституционные основы судебной власти в рф; ее роль, цели, функции и задачи в системе государственного управления.
  • •36. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в рф: роль, цели, функции и задачи.
  • •36. Анализ основных форм местного самоуправления: теория и практика.
  • •37. Организация исполнения полномочий органами государственной власти Российской Федерации как функция управления.
  • •38. Организация исполнения полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации как функция управления.
  • •39. Организация исполнения полномочий органами местного самоуправления как функция управления.
  • •40. Анализ и оценка процесса бюджетного планирования, эффективности бюджетных расходов в системе государственного и муниципального управления.
  • •41. Анализ понятий «компетентность» и «компетенции» государственного и муниципального служащего.
  • •42. Характеристика основных методов и функций государственного управления: теория и практика.
  • •43. Анализ основных механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов управления: теория и практика.
  • •44. Представительный орган муниципального образования : цели, задачи, функции, компетенции.
  • •45. Глава муниципального образования: роль и место в системе муниципальном управлении
  • •46. Муниципальная служба: понятие, сущность, принципы и классификация должностей.
  • •47. Основные методы управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
  • •48. Организация внутренних коммуникаций в системе государственного и муниципального управления: формы, методы, средства, приемы.
  • •49.Технологии формирования имиджа государственной и муниципальной власти: теория и практика.
  • •50. Классификация методов принятия управленческих решений в государственном и муниципальном управлении: анализ и оценка.
  • •51.Характеристика основных методов разработки управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.
  • •52. Роль и значение «теории управления» как дисциплины для развития государственного и муниципального управления.
  • •53. Анализ развития теории и практики государственного и муниципального менеджмента: этапы, сущность, содержание.
  • •54. Различия и особенности национальных школ и моделей государственного и муниципального менеджмента.
  • •54. Различия и особенности национальных школ и моделей государственного и муниципального менеджмента. Продолжение
  • •55. Теоретические основы государственного и муниципального менеджмента и его современное состояние.
  • •56. Функциональное разделение управленческого труда в системе государственного и муниципального управления.
  • •57. Анализ системы методов государственного и муниципального управления в социально-экономических системах: их использования в практической деятельности.
  • •58. Характеристика муниципального образования: основные типы и критерии систематизации.
  • •59. Технологии организации процесса разработки и реализации управленческих решений в государственном и муниципальном управлении.
  • •60. Условия и факторы качества управленческих решений в государственном и муниципальном управлении.
  • •61. Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска государственном и муниципальном управлении.
  • •62. Эффективность управленческих решений в государственном и муниципальном управлении, контроль их реализации.
  • •63. Отбор персонала в системе государственной и муниципальной службы как персонал-технология: анализ и оценка.
  • •64. Функция оценки персонала и ее применение в системе государственной и муниципальной службы: методы и приемы ее реализации.
  • •65. Организация связей с общественностью как функция государственного и муниципального управления.
  • •66. Управление карьерой как функция управления персоналом в муниципальных организациях.
  • •67. Методы анализа внутренней и внешней среды органов государственной и муниципальной власти.
  • •68. Сущность, формы, методы планирования кадрового резерва для государственной и муниципальной службы.
  • •69. Маркетинг персонала: анализ основных технологий в системе государственного и муниципального управления.
  • •70. Организация системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих как функция управления.
  • •71. Административные методы управления персоналом в государственных и муниципальных учреждениях: анализ и оценка.
  • •72. Экономические методы управления персоналом в государственных и муниципальных учреждениях: анализ и оценка.
  • •73. Социально-психологические методы управления персоналом в государственных и муниципальных организациях.
  • •74. Анализ основных типов и видов конфликтов интересов на государственной и муниципальной службах и порядок их урегулирования.
  • •75. Анализ и оценка основных положений Европейской хартии(ех) мсу.
  • •76. Характеристика основных видов муниципальных образований в Кемеровской области: их особенности и функции.
  • •77. Государственные и негосударственные предприятия и учреждения: особенности управления.
  • •78. Анализ основных методов государственного и муниципального управления: особенности метода убеждения.
  • •79. Характеристика основных методов управления: административное принуждение как метод государственного и муниципального управления.
  • •80. Планирование как функция государственного и муниципального управления: теория и практика применения.
  • •81. Неформальные методы в государственном и муниципальном управлении: характеристика и практика применения.
  • •82. Классические методы экономического анализа, их применение в государственном и муниципальном управлении.
  • •83. Традиционные методы экономической статистики: их применение в государственном и муниципальном управлении.
  • •84. Оценка эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих: передовые технологии и практика их применения
  • •85. Задачи, принципы и методы государственного и муниципального менеджмента: анализ и оценка практики применения.
  • •85. Задачи, принципы и методы государственного и муниципального менеджмента: анализ и оценка практики применения. Продолжение
  • •86. Методы прогнозирования социально-экономического развития территории в системе государственного и муниципального управления.
  • •87. Стратегическое и индикативное планирование территориального развития как функции государственного и муниципального управления.
  • •88. Анализ эволюции теории «принятия решений»: ее роль и значение для государственного и муниципального управления
  • •89.Анализ и оценка ведущих методологических подходов к принятию управленческих решений в государственном им муниципальном управлении
  • •90. Принятие решений на основе методологии системного анализа: особенности применения в государственном и муниципальном управлении.
  • •91. Программно-целевая технология разработки управленческих решений: особенности применения в государственном и муниципальном управлении.
  • •92. Методы экспертизы в разработке управленческих решений в государственном и муниципальном управлении, их классификация.
  • •93. Методы выбора (оценки) альтернатив, метод сравнения; анализ применения в государственном и муниципальном управлении.
  • •94. Классификация методов управления: особенности применения в государственном и муниципальном управлении.
  • •95. Функциональное назначение и механизм воздействия методов управления на персонал организации: специфика применения в государственной и муниципальной службе.
  • •96. Разновидности коммуникационных структур в государственном и муниципальном управлении: анализ и оценка.
  • •97. Анализ и практика применения в государственном и муниципальном управлении индексного метода, балансового и метода цепных подстановок.
  • •98. Анализ и практика применения в государственном и муниципальном управлении метода элиминирования и графического метода.
  • •99. Анализ и практика применения в государственном и муниципальном управлении метода функционально-стоимостного анализа (фса) и экономико-математических методов.
  • •100. Анализ и практика применения в государственном и муниципальном управлении методов самоорганизации рабочего времени и рационального применения ресурсов.
  • •101. Анализ и практика делопроизводства в государственном и муниципальном управлении.
  • •102. Организация документооборота в органах государственной власти Российской Федерации как функция управления.
  • •103. Организация документооборота в органах государственной власти субъектов Российской Федерации как функция управления.
  • •104. Организация документооборота в органах местного самоуправления как функция управления.
  • •106. Характеристика современных методов управления проектом в государственном и муниципальном управлении: теория и практика применения.
  • •107. Характеристика основных технологий формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы: теория и практика применения.
  • •108. Методы организации, проведения и оценки эффективность переговоров и примирительных процедур в государственном и муниципальном управлении: теория и практика применения.
  • •109. Характеристика основных закономерностей и базовых технологий формирования общественного мнения в государственном и муниципальном управлении.
  • •110. Анализ основных этапов эволюции управленческой мысли: взаимосвязь с развитием теории государственного и муниципального управления.

Описание проблемы:

Действующий глава сельского поселения в соответствии с Уставом муниципального образования избран на срок полномочий представительного органа из числа депутатов, исполняет полномочия председателя представительного органа и возглавляет местную администрацию. Представительный орган муниципального образования планирует досрочно прекратить свои полномочия путем принятия решения о самороспуске, что согласно части 17 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов сельского поселения путем самороспуска действующий глава поселения должен продолжать исполнение своих полномочий до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования (абзац 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Возникает вопрос — когда представительный орган сельского поселения нового созыва должен избрать нового главу поселения? Сразу после формирования Совета народных депутатов сельского поселения нового созыва или по истечении срока, на который, в соответствии с уставом муниципального образования, избирались депутаты представительного органа прежнего созыва? Влечет ли досрочное прекращение полномочий депутатов досрочное прекращение полномочий главы поселения в качестве председателя представительного органа? В каком порядке подлежат реализации положения Устава сельского поселения (глава поселения избирается представительным органом из своего состава, возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя Совета), если глава поселения продолжит исполнение своих полномочий после формирования Совета нового созыва, но не будет при этом являться депутатом Совета нового созыва?

Ответ.

Действующим законодательством напрямую не урегулирован порядок досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения, сочетающего в одном лице сразу три правовых статуса – главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, председателя представительного органа и депутата. Учитывая общие принципы организации местного самоуправления, заложенные в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе № 131-ФЗ, а также исходя из способа аналогии права и закона, применяемого для преодоления пробелов в законодательстве, могут быть сделаны следующие выводы.

1. Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено несколько вариантов формирования органов местного самоуправления и замещения муниципальных должностей, однако, существует лишь один единственный способ получения полномочий непосредственно от жителей муниципального образования – это участие и победа в прямых муниципальных выборах. Именно в момент избрания жителями избранный кандидат приобретает властные полномочия, соответствующие правовому статусу депутата или главы муниципального образования (назовем его первичным правовым статусом). Приобретение этим лицом иных правовых статусов (назовем их вторичными) становиться возможным и является следствием наличия у него властных полномочий, полученных по результатам выборов непосредственно от жителей. Другими словами, гражданин, первоначально не став депутатом, не смог бы претендовать ни на пост главы муниципального образования, ни на полномочия председателя представительного органа.

2. Исходя из пункта 9 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата представительного органа досрочно прекращаются в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления. Согласно пункту 1 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ самороспуск является случаем досрочного прекращения полномочий представительного органа.

3. Вопрос о том, является ли досрочное прекращение полномочий депутата основанием для досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения, одновременно исполняющего полномочия председателя представительного органа и возглавляющего исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, в законодательстве прямо не урегулирован и является спорным.

С точки зрения Комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в результате избрания главой муниципального образования депутат приобретает новый правовой статус выборного должностного лица местного самоуправления, имеющего собственные полномочия, не совпадающие со статусом и полномочиями ни главы местной администрации, ни депутата представительного органа. Исходя из этой позиции, досрочное прекращение полномочий депутата, в связи с самороспуском представительного органа, не может рассматриваться в качестве основания для прекращения полномочий главы сельского поселения. Также глава сельского поселения должен будет начать исполнять полномочия председателя вновь избранного представительного органа сельского поселения.

Однако, в рассматриваемом случае применение предложенного Комитетом Государственной Думы подхода к решению проблемы взаимосвязи между первичным и вторичными правовыми статусами представляется невозможным. Выше было показано, что между первичным правовым статусом избранного населением депутата представительного органа и вторичным правовым статусом главы муниципального образования, избранного представительным органом из своего состава, имеет место прямая связь. В силу исключения, предусмотренного частью 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, эта связь между статусом депутата и статусом главы сельского поселения является не только прямой, но и непрерывной. Следовательно, в случае прекращения первичного правового статуса должны быть прекращены и вторичные правовые статусы. Соответственно, в данном случае досрочное прекращение депутатских полномочий должно трактоваться, как основание для досрочного прекращения полномочий главы сельского послания, а также прекращения исполнения им полномочий председателя представительного органа.

Указанная выше логика связи первичного и вторичного правовых статусов отражена в части 10.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающей досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения (внутригородского района) или депутата представительного органа поселения (внутригородского района). Как представляется, в рассматриваемой ситуации эта норма может быть использована по аналогии для преодоления имеющегося пробела в законодательстве.

4. Вместе с тем, полного отсутствия органов местного самоуправления в муниципальном образовании не должно быть. Поэтому действующее законодательство и предусматривает разные механизмы временного, исключительного и т.п. осуществления властных полномочий. Именно для исключения перерыва во власти в части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Это означает, что после самороспуска представительного органа и прекращения полномочий его депутатов, глава поселения продолжает исполнять свои полномочия. После избрания нового состава представительного органа избирается новый глава муниципального образования, что автоматически означает и избрание председателя представительного органа и главы местной администрации. Полномочия действовавшего ранее главы муниципального образования прекращаются с вступлением в должность вновь избранного главы.

Позиция Комитета ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления сформулирована, в частности, в следующих размещенных на его официальном сайте разъяснениях: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052053057124049057057052.html, http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052053057124049052054050.html, http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052054050124049048048056.html.

Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

1. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях: 1) подачи письменного заявления о добровольном сложении своих полномочий (отставки); 2) прекращения гражданства Российской Федерации; 3) признания гражданина, являющегося главой муниципального образования, безвестно отсутствующим, недееспособным, объявления умершим решением суда, вступившим в законную силу; 4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося главой муниципального образования; 5) смерти главы муниципального образования; 6) избрания, назначения, вступления в должность, занятие которой по закону не совместимо с выполнением полномочий главы муниципального образования, при отсутствии отказа от занятия этой должности, заявленного в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 статьи 8 настоящего Закона; 7) отзыва главы муниципального образования, если это предусмотрено уставом муниципального образования; 8) признания в установленном порядке результатов выборов главы муниципального образования недействительными; 9) ликвидации органа местного самоуправления вследствие упразднения, объединения, преобразования муниципального образования; (в ред. Закона Красноярского края от 28.02.2001 N 13-1202) 10) упразднения должности главы муниципального образования по решению местного референдума; 11) в иных случаях, установленных федеральным законодательством. 2. Полномочия главы муниципального образования, избранного представительным органом местного самоуправления из своего состава, прекращаются досрочно одновременно с досрочным прекращением полномочий представительного органа местного самоуправления. 3. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и иные основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом местного самоуправления из своего состава. 4. В случаях, предусмотренных подпунктами 3, 4, 8, 9, 10 пункта 1 настоящей статьи, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно с момента вступления в силу соответствующего акта либо со времени, указанного в нем. 5. При досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в результате отзыва его полномочия прекращаются с момента официального опубликования результатов голосования по отзыву, если иное не установлено уставом муниципального образования. 6. В случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 6 пункта 1 настоящей статьи, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно с момента принятия соответствующего решения представительным органом местного самоуправления. Решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, принимается представительным органом местного самоуправления голосами не менее 2/3 от общего установленного для представительного органа числа депутатов. 7. Отставка главы муниципального образования осуществляется путем направления соответствующего заявления в представительный орган местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает решение об отставке главы муниципального образования в срок, определенный уставом муниципального образования, но не позднее чем через месяц со дня подачи заявления. Заявление главы муниципального образования о сложении полномочий не может быть отозвано после рассмотрения вопроса об отставке представительным органом местного самоуправления. В случае если отставка главы муниципального образования на основании личного заявления представительным органом местного самоуправления не принята, то полномочия главы муниципального образования прекращаются по истечении двух недель после рассмотрения вопроса представительным органом местного самоуправления. 8. При досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, избираемого представительным органом местного самоуправления из своего состава, представительный орган местного самоуправления рассматривает на своем заседании вопрос об избрании нового главы муниципального образования не позднее двух недель с момента досрочного прекращения полномочий прежнего главы. 9. При досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, избираемого населением, новые выборы проводятся в сроки и в порядке, предусмотренном Законом края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». 10. В уставе муниципального образования определяются должностные лица, которые в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования временно исполняют его полномочия до избрания нового главы муниципального образования. Если уставом муниципального образования не определен порядок исполнения полномочий главы муниципального образования в случае досрочного прекращения его полномочий либо если устав муниципального образования не принят (не вступил в силу), указанные полномочия осуществляются в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона. 11. При досрочном прекращении полномочий на основании пункта 1 настоящей статьи глава муниципального образования увольняется в соответствии с законодательством о труде Российской Федерации и настоящим Законом. Датой увольнения считается день прекращения полномочий главы муниципального образования, определяемый в соответствии с настоящей статьей. 12. Лицо, досрочно утратившее полномочия главы муниципального образования, может вновь обрести их только в случае нового избрания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *