Избирательные права военнослужащих

В.И. Ковалев, А.В. Михайлов, А.Г. Тищенко, Е.А. Стренина, А.С. Сливков, А.В. Шорин. Вопрос — ответ

Журналы РОД «За права военнослужащих» > > 2005 г. > № 8
Абзацем 1 п. 11 данного Положения определено: отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков. Это означает, что основной отпуск военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, предоставляется в соответствии с планом отпусков и независимо от времени года.
При этом должны быть учтены два условия: необходимость чередования использования отпусков и необходимость обеспечения боевой готовности.
Под необходимостью чередования использования периодов отпусков понимается правило, в соответствии с которым военнослужащему не может предоставляться основной отпуск в одно и то же время года два и более раз подряд. Исключение составляют случаи, когда предоставление военнослужащему отпуска в данный период времени не позволит обеспечить боевую готовность воинской части. Однако данное исключение должно подтверждаться соответствующими документами (планом боевых учений, дежурств и т. д., а также степенью и необходимостью участия военнослужащего в этих мероприятиях).
333333. Может ли военнослужащий, проходящий военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, быть депутатом представительного органа местного самоуправления на не постоянной и не оплачиваемой основе?
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не устанавливает таких ограничений. Однако в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», принятом в 2004 г., военная служба является видом государственной службы. Каковы должны быть правовые последствия применения этого Закона для военнослужащих
· действующих депутатов представительного органа местного самоуправления на не постоянной и не оплачиваемой основе? Действуют ли для такого депутата ограничения, установленные для военнослужащих
· депутатов, занимающих государственные должности?
Действительно, в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г.
· 58-ФЗ военная служба является видом государственной службы, а воинские должности
· видом должностей государственной службы.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.
· 76-ФЗ закреплено право военнослужащих быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.
· 53-ФЗ и ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.
· 1237, военнослужащим, избранным депутатами представительных органов местного самоуправления и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, приостанавливается военная служба в занимаемой должности на весь срок их полномочий в указанных органах с прекращением действия контракта о прохождении ими военной службы.

Особенности участия военнослужащих ВС РФ в выборах Президента РФ

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом.

ТЕМА: «Особенности участия военнослужащих ВС РФ в выборах Президента РФ».

Дата: __________

Время: 1 час.

Место: комната досуга.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в вы­борах. При этом не допускаются ограничения их активного или пас­сивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пре­бывания, а также местом жительст­ва до призыва (поступления) на во­енную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Россий­ской Федерации и федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» деятельность политических партий и обществен­ных объединений, преследующих политические цели, в Вооружен­ных Силах РФ запрещена.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воин­ской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидата­ми в депутаты. Командование во­инской части обеспечивает их ин­формирование о зарегистрирован­ных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, об­ладающие пассивным избиратель­ным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдви­нутыми в составе избирательного объединения, избирательного бло­ка с последующим сбором подпи­сей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослу­жащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласо­ванию с командирами воинских ча­стей, которые должны содейство­вать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает пра­ва и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его пись­менного уведомления и заявления военнослужащего в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избиратель­ному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в де­путаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня офици­ального опубликования общих ито­гов выборов.

В указанный период на военно­служащих, являющихся кандидата­ми в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмо­тренные федеральным законода­тельством о выборах. Избрание во­еннослужащего депутатом является основанием для временного приос­тановления его службы.

Законодательство предусматрива­ет организацию голосования воен­нослужащих на общих избиратель­ных участках. В порядке исключе­ния допускается образование избирательных участков непосредствен­но в воинских частях, расположен­ных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Во­просы организации голосования военнослужащих и других избира­телей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными ко­миссиями по согласованию с ко­мандирами воинских частей, рас­положенных на территории соот­ветствующих избирательных окру­гов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избира­тельном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомен­дуется включать представителей воинской части в состав соответст­вующей территориальной и участ­ковой избирательных комиссий.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в об­щие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской час­ти возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в ус­тановленном законодательством порядке.

Руководство деятельностью уча­стковых избирательных комиссий избирательных участков, образо­ванных при воинских частях, осу­ществляется вышестоящими изби­рательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном изби­рательном участке. Список избира­телей-военнослужащих, находя­щихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах распо­ложения воинской части, составля­ется участковой избирательной ко­миссией на основании сведений об избирателях, представляемых ко­мандиром воинской части. Военно­служащие, проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях.

Досрочное голосование избира­телями воинской части осуществ­ляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Россий­ской Федерации».

Организация голосования воен­нослужащих проводится избира­тельными комиссиями во взаимо­действии с командованием соот­ветствующих военных округов, во­инских частей и начальниками гар­низонов.

Сведения о численности и дисло­кации воинских частей не подле­жат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной авто­матизированной системы Россий­ской Федерации «Выборы».

На избирательном участке, обра­зованном при воинской части, уча­стковая избирательная комиссия может объявить голосование закон­ченным раньше 20 часов по мест­ному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в спи­сок.

Доступ наблюдателей, в том чис­ле иностранных, кандидатов в де­путаты и их доверенных лиц на из­бирательные участки, образован­ные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голо­сов осуществляется при предъявле­нии последними удостоверений, выданных соответствующими из­бирательными комиссиями. Ко­мандиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных уча­стков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избира­тельной комиссии воинской части с результатами голосования пред­ставляются в соответствующую ок­ружную избирательную комиссию, которая после включения этих све­дений в общие результаты выборов по округу возвращает их председа­телю участковой избирательной ко­миссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комис­сии, избирательных бюллетеней и других документов участковой из­бирательной комиссии воинской части организуется в воинской час­ти в установленном законом по­рядке.

На избирательном участке, обра­зованном за переделами террито­рии Российской Федерации, состав участковой избирательной комис­сии назначается руководителем со­ответствующего дипломатического представительства или консульско­го учреждения Российской Федера­ции, либо командиром воинской части, расположенной за предела­ми территории Российской Феде­рации.

С учетом особого статуса военно­служащих и характера выполняе­мых задач в реализации ими ука­занных прав имеется ряд особенно­стей, обусловленных спецификой военной службы:

  • военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свобод­ное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шестви­ях и иных мероприятиях, проводи­мых вне территории воинской час­ти;
  • военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять и участвовать в них, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Причем в деятельности лишь тех общественных объединений, кото­рые не преследуют политические цели;
  • при выборах в органы мест­ного самоуправления, на мест­ном референдуме в списки изби­рателей не включаются и не учи­тываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, воен­ных организациях и учреждени­ях, а также курсанты военных об­разовательных учреждений про­фессионального образования, ко­торые расположены на террито­рии соответствующего муници­пального образования, если мес­то жительства этих военнослужа­щих до призыва на военную службу не было расположено на

территории муниципального об­разования;

  • военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской ча­сти и не имевшие возможности по­лучить открепительное удостовере­ние, по личному письменному за­явлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирате­лей на избирательном участке по месту их временного пребывания;
  • военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках, а проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях. Основа­нием для включения в список из­бирателей военнослужащих, нахо­дящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах располо­жения воинской части, является факт нахождения их места житель­ства в пределах расположения во­инской части, который устанавли­вается соответствующей службой воинской части или органами реги­страционного учета граждан Рос­сийской Федерации по месту пре­бывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воин­ской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке ис­ключения допускается образование избирательных участков на терри­ториях воинских частей, располо­женных в обособленных, удален­ных от населенных пунктов мест­ностях;
  • лица, замещающие командные должности в воинских частях, во­енных организациях и учреждени­ях, не могут быть назначены члена­ми избирательных комиссий с пра­вом совещательного голоса:
  • военнослужащим при исполне­нии ими своих служебных обязан­ностей запрещается проводить предвыборную агитацию, выпус­кать и распространять любые аги­тационные материалы используя свое служебное положение;
  • военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропа­ганды и агитации, в том числе предвыборной.

Тема №29 Особенности реализации избирательных прав военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Занятие: рассказ-беседа.
Учебные цели: 1. Изучить избирательное право в Российской Федерации.

Время проведения: 10.00 – 11.50.
Место проведения: Библиотека.
Руководство и пособия:

Материально – техническое обеспечение: План проведения занятия, политическая карта мира и России, указка.

Ход занятия

Вступительная часть – 10 минут.
Контроль готовности слушателей к проведению занятия.Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.
Информирование перед занятием.

Основная часть – 90 минут
1. Организация и проведение выборов в Российской Федерации.
2. Особенности участия военнослужащих в выборах.

Заключительная часть – 10 минут.
Подведение итогов занятия
Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия
Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку.

_________________ И. Иванов

«____» _________ 2016г.

Тема №29 Особенности реализации избирательных прав военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вопросы:

1. Организация и проведение выборов в Российской Федерации.
2. Особенности участия военнослужащих в выборах.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления военнослужащие имеют право участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления и быть избранными в них.

1

В Российской Федерации народовластие осуществляется через систему выборов и референдумов. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан. Однако есть и ограничения. Так, Конституцией РФ установлено, что граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права участвовать в выборах и быть избранными.

Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ предусмотрены:

• выборы Президента Российской Федерации;
• выборы депутатов Государственной Думы;
• выборы в органы государственной власти субъектов РФ;
• выборы в иные государственные органы РФ и субъектов РФ;
• выборы в органы местного самоуправления.

Их порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.

Избирательное право — система норм, регламентирующих весь избирательный процесс.

Избирательное право граждан — конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Активное избирательное право — право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Избиратель — гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

При выборах определенную роль играет возрастной ценз.

Под возрастным цензом понимается наличие специальных условий, ограничивающих избирательное право. Так, в Государственную Думу могут быть избраны граждане, достигшие 21 года. Выдвигать свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации могут граждане, достигшие 35-летнего возраста. Право на участие в голосовании гражданам России предоставляется с 18 лет.

Главной задачей избирательной системы является обеспечение основных гарантий избирательных прав граждан России, гарантирующее свободное их волеизъявление на выборах и референдуме. При этом должны соблюдаться принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются закрепленные в правовых нормах основополагающие начала организации и проведения выборов. Их соблюдение делает выборы по-настоящему народным волеизъявлением. Нарушение подрывает легитимность выборов и избранных органов.

Выборы и референдумы проводятся на основе равного избирательного права — каждый избиратель имеет равное число голосов при условии, что избирательные округа должны быть равны по численности населения. Все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Выборы являются прямыми, то есть избиратель голосует непосредственно за кандидата или список кандидатов. Никто не вправе участвовать в выборах вместо конкретного избирателя.

Голосование на выборах, как правило, тайное. При этом соблюдается принцип гласности, который заключается в следующем:
— все мероприятия, связанные с выборами организуются и проводятся открыто;
— обязанностью избирательных комиссий является информирование граждан о своей работе;
— средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов, получая материалы от избирательных комиссий, государственных и общественных организаций.

Подготовка и проведение выборов и референдума осуществляются на основе норм избирательного права и регламентированы избирательным процессом, который представляет собой урегулированную законом и другими социальными нормами деятельность граждан, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. Этот процесс состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности этапов:

  1. Образование избирательных округов и участков.
  2. Формирование избирательных комиссий.
  3. Составление списков избирателей.
  4. Выдвижение и регистрация депутатов.
  5. Предвыборная агитация.
  6. Голосование.
  7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Согласно Конституции РФ и соответствующего законодательства военнослужащие имеют равные с другими гражданами избирательные права. Закрепленные в законодательстве особенности участия военнослужащих в выборах обусловлены специфическим характером военной службы, но при этом не ущемляют их избирательных прав.

2

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в выборах. При этом не допускаются ограничения их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» деятельность политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, в Вооруженных Силах РФ запрещена.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты. Командование воинской части обеспечивает их информирование о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, обладающие пассивным избирательным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдвинутыми в составе избирательного объединения, избирательного блока с последующим сбором подписей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей, которые должны содействовать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его письменного уведомления и заявления военнослужащего в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в депутаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов.

В указанный период на военнослужащих, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством о выборах. Избрание военнослужащего депутатом является основанием для временного приостановления его службы.

Законодательство предусматривает организацию голосования военнослужащих на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территории соответствующих избирательных округов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомендуется включать представителей воинской части в состав соответствующей территориальной и участковой избирательных комиссий.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в общие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской части возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в установленном законодательством порядке.

Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных при воинских частях, осуществляется вышестоящими избирательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Досрочное голосование избирателями воинской части осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».

Организация голосования военнослужащих проводится избирательными комиссиями во взаимодействии с командованием соответствующих военных округов, воинских частей и начальниками гарнизонов.

Сведения о численности и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

На избирательном участке, образованном при воинской части, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше 20 часов по местному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц на избирательные участки, образованные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении последними удостоверений, выданных соответствующими избирательными комиссиями. Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части с результатами голосования представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию, которая после включения этих сведений в общие результаты выборов по округу возвращает их председателю участковой избирательной комиссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательных бюллетеней и других документов участковой избирательной комиссии воинской части организуется в воинской части в установленном законом порядке.

На избирательном участке, образованном за переделами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

С учетом особого статуса военнослужащих и характера выполняемых задач в реализации ими указанных прав имеется ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы:

• военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части;

• военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять и участвовать в них, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Причем в деятельности лишь тех общественных объединений, которые не преследуют политические цели;

• при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме в списки избирателей не включаются и не учитываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования;

  • военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, по личному письменному заявлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания;’
  • военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках, а проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях;
  • лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
  • военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы используя свое служебное положение;
  • военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *