Изменение адреса обособленного подразделения

Обособленное подразделение переезжает в новый офис

На практике довольно распространена ситуация, когда после расторжения договорных отношений с одним арендодателем обособленному подразделению приходится переезжать в другое помещение, что, естественно, предполагает и смену адреса. Как следствие, у налогоплательщика возникает обязанность постановки на налоговый учет обособленного подразделения по новому адресу. Таковы правила, установленные в ст. ст. 23, 83 НК РФ.

Обратите внимание! Налоговый кодекс не содержит указаний о том, каким днем считать день создания обособленного подразделения. Какие-либо разъяснения контролирующих органов по этому вопросу отсутствуют. Более того, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение считается созданным и в том случае, если факт его создания не отражен ни в одном организационно-распорядительном документе.

За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет организации согласно ст. 116 НК РФ грозят штрафные санкции в размере от 5000 до 10 000 руб.

Указывая в Письме N 03-02-07/1-282 на отсутствие в налоговом законодательстве норм, регламентирующих порядок изменения адреса обособленного подразделения, чиновники Минфина рекомендуют налогоплательщикам в данной ситуации снимать его с учета в налоговом органе по старому месту нахождения и ставить на учет в налоговом органе по новому адресу (см. также Письма Минфина России от 28.12.2009 N 03-02-07/1-575, от 08.05.2009 N 03-02-07/1-236, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278).

Примечание. Минфин считает, что при смене адреса обособленного подразделения организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.

Аналогичной точки зрения придерживается налоговое ведомство в Письмах от 21.08.2009 N 3-6-03/345, от 02.05.2007 N 09-2-04/1867@, причем на практике налоговики нередко настаивают на соблюдении указанных правил и в случае, когда организация вынуждена менять местонахождение обособленного подразделения в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу.

Такой подход к смене адреса обособленным подразделением поддержали и судьи в Постановлении ФАС ВВО от 16.09.2008 по делу N А82-14769/2007-20. Как указали арбитры, положения НК РФ не предусматривают проведения процедуры изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица путем внесения такой записи, а содержат лишь процедуру снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет независимо от места нахождения налогового органа.

В случае когда организация не выполняет рекомендации контролеров и не закрывает обособленное подразделение по старому адресу, налоговики нередко возвращают без исполнения сообщение организации о постановке ее обособленного подразделения на налоговый учет по новому адресу, направленное в целях выполнения обязанности, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения организации», утвержденная Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@, или письменное уведомление, составленное в произвольном виде).

Требования контролеров, предъявляемые к налогоплательщикам при смене адреса обособленного подразделения, нельзя назвать обоснованными, и подтверждением тому служат судебные решения, в частности Постановление ФАС ДВО от 24.11.2008 N Ф03-5147/2008. В нем судьи указали, что ссылка налогового органа на ст. 11 НК РФ как на обоснование того, что адрес местонахождения обособленного подразделения не может быть изменен, является неправомерной, расширительно толкует эту норму права, поскольку в данном случае изменился лишь адрес подразделения в связи с окончанием срока аренды занимаемого ранее помещения, а руководство, штатное расписание работников подразделения, функции последнего остались прежними. Более того, нормы налогового и гражданского законодательства не предусматривают ликвидацию организации в случае изменения ее места нахождения. Поскольку налоговое законодательство не содержит норм, предусматривающих изменение места нахождения обособленного подразделения, вывод инспекции о том, что этот термин относится только к юридическому лицу, также не основан на нормах права. По мнению судей, в данном случае налоговому органу достаточно было уведомления общества об изменении места нахождения обособленного подразделения для снятия его с налогового учета и постановки на учет по новому адресу (см. также Постановление ФАС ПО от 27.02.2010 по делу N А55-10094/2009).

С учетом системного толкования норм, установленных в ст. ст. 11, 83, 84 НК РФ, судьи в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 N 09-АП-6722/2010-АК также указывают на несостоятельность доводов налоговых органов по вопросу изменения адреса обособленного подразделения.

Адрес меняется — проблемы остаются

Смена адреса обособленного подразделения доставляет налогоплательщикам немало хлопот. С одной стороны, процедура закрытия обособленного подразделения (на которой настаивают контролеры) связана, как правило, со сверкой взаиморасчетов (в том числе и с налоговым органом) или с проведением выездной налоговой проверки в отношении этого подразделения, что предусмотрено п. 5 ст. 84 НК РФ. Также закрытие сопряжено со значительными затратами на оформление довольно большого объема документов. Часть из них необходимо представить в налоговый орган, другие нужны для приведения в соответствие внутренних документов (например, приказы на закрытие (открытие) обособленного подразделения, приказ о назначении руководителя, кадровые приказы и др.).

С другой стороны, налоговые органы предъявляют претензии к организациям, осуществляющим деятельность по адресу, отличному от прописанного в уставе. Более того, не найдя налогоплательщика по его юридическому адресу, налоговики нередко обращаются в суд с требованием о его ликвидации, мотивируя это тем, что указание фиктивного адреса при регистрации является грубым нарушением закона (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Однако такая позиция налоговиков, как правило, не находит поддержки у судей, поскольку в названной норме речь идет о нарушениях, носящих неустранимый характер. Несовпадение же адресов едва ли можно считать таковым, о чем свидетельствует имеющаяся арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС СЗО от 27.02.2010 по делу N А56-25535/2009, ФАС ДВО от 13.11.2008 N Ф03-5002/2008, ФАС ПО от 14.08.2008 по делу N А06-187/2008-21, ФАС ЗСО от 01.04.2008 N Ф04-1548/2008(1783-А03-24), Определение ВАС РФ от 30.05.2007 N 5933/07).

Если же налогоплательщик не готов вступать в судебные тяжбы с налоговой инспекцией, чтобы избежать проблем, связанных с адресом, а точнее, с несовпадением юридического и фактического адресов, он порой прибегает к самому безобидному в данном случае способу — регистрирует обособленное подразделение по месту своего фактического нахождения, например по адресу арендуемого офиса.

Примечание. Арбитражная практика свидетельствует о том, что несовпадение адресов не является нарушением, носящим неустранимый характер.

Выходит, что, избежав претензий налоговиков по поводу адреса в одном случае, налогоплательщик сталкивается с проблемой изменения адреса обособленного подразделения в другом, когда приходится переезжать в новый офис. В случае если организация не зарегистрирует обособленное подразделение по новому адресу, она вновь рискует столкнуться с претензиями налоговиков, вызванными несовпадением адресов — юридического и фактического. Получается замкнутый круг (и, к сожалению, это далеко не единственная проблема, связанная с деятельностью обособленных подразделений).

Однако за последние полгода произошли значительные изменения, касающиеся обособленных подразделений, в частности, в порядке учета в налоговых органах организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

Изменения, которые уже произошли

Первым шагом было вступление 10 марта 2010 в силу Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений <2> (далее — Порядок). Названным Порядком предусматривается возможность постановки на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее филиала (представительства) на основании заявления о постановке на учет, которое подается организацией в регистрирующий налоговый орган одновременно с заявлением о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в отношении соответствующего филиала (представительства). Отметим, что ранее единого документа, регламентирующего порядок постановки на учет (и снятия с учета) обособленных подразделений, не существовало, были лишь разрозненные нормативные акты, которыми утверждались формы документов, используемых при постановке на учет таких подразделений в определенных случаях, да разъяснения чиновников по этому поводу.

<2> Утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.

Затем в Письме от 16.03.2010 N МН-22-6/179@ ФНС был разъяснен алгоритм и особенности выполнения налоговыми органами отдельных положений названного Порядка с учетом действующих в настоящее время программных средств. Кроме того, Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@ была утверждена форма сообщения организации о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.

Далее произошла смена позиции главного налогового ведомства в отношении несовпадения юридического и фактического адресов. Так, согласившись, наконец, с мнением судей, ФНС в Письме от 05.05.2010 N МН-20-6/622 признала, что ликвидировать организацию только за то, что она не находится по своему юридическому адресу, — слишком суровая мера. Поэтому нижестоящим налоговым органом ФНС рекомендовала ограничиваться наложением штрафа на руководителя организации в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

И наконец, выпущено Письмо Минфина России от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282, в котором, в отличие от предыдущих разъяснений по вопросу смены адреса обособленного подразделения, указано на (тогда еще) законопроект, предусматривающий внесение изменений в часть первую НК РФ, в том числе направленных на совершенствование порядка учета организаций в налоговых органах.

Изменения, которых ждали

Изменения в ст. ст. 23, 83, 84 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ <3>, следует расценивать прежде всего как выполнение Минфином своих обещаний. А чтобы выяснить, в каком порядке и в какие сроки нужно извещать налоговый орган об изменении адреса обособленного подразделения, обратимся к положениям названного Закона.

<3> Текст Закона и комментарий к нему см. в журнале «Акты и комментарии для бухгалтера», N N 16, 17, 2010.

Согласно новой редакции пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность (так было и ранее) сообщать обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств). Сделать это нужно, как и раньше, в течение месяца. Также налогоплательщику вменена обязанность внесения изменений в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких подразделениях. Для ее исполнения законодатели отвели трехдневный срок.

Трехдневный срок установлен и для сообщения о прекращении деятельности через обособленные подразделения, включая филиалы и представительства. В этот срок должна уложиться организация и в случае закрытия обособленных подразделений (филиалов и представительств) (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Тем самым налогоплательщику будет отведен более короткий срок для подачи сведений о закрытии, нежели месяц согласно ранее действовавшей редакции.

Кроме того, перечень способов представления налогоплательщиками таких сведений (п. 7 ст. 23 НК РФ) также будет расширен. Теперь названной нормой предусмотрена возможность подачи сообщений не только лично или через представителя, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что значительно, на наш взгляд, упростит данную процедуру для налогоплательщика.

В этой связи с учетом вносимых изменений следующим шагом на пути упорядочения процедуры подачи сведений об обособленных подразделениях должно стать утверждение новых форм (форматов) сообщений, а также порядка их представления, которые в силу п. 7 ст. 23 НК РФ утверждаются главным налоговым ведомством страны.

Итак, из дословного прочтения пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (в новой редакции) следует, что перечень изменений, вносимых в сведения об обособленном подразделении, не конкретизирован. В то же время смена его местонахождения (или смена адреса) в полной мере, по мнению автора, отвечает признаку изменения, тем более что п. 4 ст. 84 НК РФ (в новой редакции) прямо указывает: в случае изменения места нахождения обособленного подразделения организации снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. И сделать это налоговики обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (который корреспондирует с п. 7 названной статьи). Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения организации.

Как изменились правила постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений

Открывается новое подразделение

Напомним, что в соответствии с прежней редакцией статей 23, 83 и 84 НК РФ, для постановки на учет по месту нахождения любого обособленного подразделения требовалось предпринять несколько действий. А именно: в течение одного месяца сообщить в свою инспекцию об открытии нового подразделения (форма № С-09-3, утв. приказом ФНС РФ от 21.04.09 № ММ-7-6/252@). В этот же срок подать в ИФНС по месту нахождения нового подразделения заявление о постановке на учет (форма № 1-2 Учет, утв. приказом ФНС РФ от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@). К заявлению среди прочего требовалось приложить документы, подтверждающие создание подразделения.

Благодаря поправкам, компаниям больше не придется совершать действия, которые могут выполнить сами налоговики. Так, по новым правилам, постановка компании на учет по месту нахождения филиала или представительства должна происходить без ее участия. От организации только требуется внести необходимые изменения в ЕГРЮЛ. Напомним, что по Федеральному закону от 08.08.01 № 129-ФЗ о регистрации, сообщить налоговикам о создании нового филиала или представительства нужно в течение трех рабочих дней (п. 5 ст. 5 закона № 129-ФЗ). После этого инспекторы должны сами поставить компанию на учет по месту нахождения филиала или представительства на основании данных из ЕГРЮЛ (п. 3, 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ*). Дополнительно извещать свою налоговую об открытии филиала или представительства не надо (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Если же организация создает иное обособленное подразделение (не филиал или представительство), об этом нужно в течение месяца проинформировать инспекцию, в которой компания состоит на учете (п. 2 ст. 23 НК РФ). На основании данного сообщения налоговики в течение пяти рабочих дней должны поставить компанию на учет по месту нахождения подразделения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). При этом инспекторы не вправе требовать никаких других документов.

Отметим, что новая редакция пункта 1 статьи 83 НК РФ обязывает компании вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Раньше этого не требовалось, если компания по каким-то иным основаниям уже состояла на учете в инспекции, к которой относилось новое подразделение.

Упомянем еще об одном дополнении. Оно касается случая, когда у компании в одном муниципальном образовании есть несколько обособленных подразделений. В такой ситуации организация может встать на учет по месту нахождения одного из них. Комментируемый закон уточнил, что уведомление о своем выборе компании должна подать в инспекцию по месту нахождения головного офиса (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Меняется адрес подразделения и другие сведения

До сих пор смена адреса обособленного подразделения означала для бухгалтера появление новой проблемы. Поскольку в Налоговом кодексе не был прописан порядок «перерегистрации» обособленных подразделений, инспекторы требовали сначала снять подразделение с учета по старому адресу, а затем поставить на учет по новому адресу. И это приходилось делать даже в том случае, если подразделение переезжало в пределах территории, подведомственной одной и той же налоговой (письмо Минфина России от 18.06.10 № 03-02-07/1-282).

Теперь процедура значительно упростится. В случае изменения адреса обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, достаточно будет сообщить об этом в ИФНС по месту нахождения компании. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). На основании этого сообщения налоговики внесут изменения в свои базы и в случае необходимости сами поставят компанию на учет по новому месту нахождения подразделения (п. 3, 4 ст. 84 НК РФ). Заметим, что уведомлять налоговиков нужно не только об изменении адреса обособленного подразделения, но и об изменении других сведений, которые содержатся в сообщении о создании подразделения (название подразделения, данные руководителя, контактные сведения и др.).

Что касается изменения адреса либо иных сведений о филиале или представительстве, то, как и в случае с созданием таких подразделений, инспекторы будут брать все необходимые им данные из ЕГРЮЛ. От компании требуется только вовремя подать заявление на обновление сведений этого госреестра. Дополнительно сообщать о новом адресе филиала или об изменении других данных в порядке статьи 23 НК РФ не надо. На основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, налоговики снимут компанию с учета по прежнему адресу филиала и поставят на учет в инспекцию по новому адресу этого подразделения (п. 3, 4 ст. 84 НК РФ).

Обособленное подразделение закрывается

Если организация решила закрыть обособленное подразделение (в том числе филиал или представительство), об этом нужно будет сообщить налоговикам в течение трех рабочих дней (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Данный срок отсчитывается со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство. А если закрывается иное обособленное подразделение, то срок отсчитывается со дня, когда оно фактически перестало работать. Сообщение подается в инспекцию по месту нахождения головного офиса. Налоговый кодекс не требует прилагать к такому сообщению никаких дополнительных документов.

Законодатель не уточнил, в какой срок налоговики снимут компанию с учета по месту нахождения бывшего филиала или представительства. Но это произойдет не раньше, чем будут внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, и не раньше, чем закончится выездная проверка компании (если налоговики решат ее провести).

Срок, в течение которого налоговики должны снять компанию с учета по месту нахождения иного обособленного подразделения, не изменился. Он составляет 10 рабочих дней со дня получения сообщения о закрытии подразделения, но может быть продлен, если налоговики организовали выездную проверку (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Заметим, что раньше срок информирования налоговиков о ликвидации любого подразделения составлял один месяц (прежняя редакция подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Но одновременно нужно было подать еще и заявление о снятии компании с учета по месту нахождения закрытого подразделения.

Сообщения можно направлять в электронном виде

Обратите внимание на важное изменение, касающееся порядка направления сообщений об обособленных подразделениях (имеются в виду все сообщения, упомянутые в данном материале). По новым правилам такие сведения можно передать тремя способами: представить лично; направить по обычной почте заказным письмом; передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае документ подписывается электронной цифровой подписью того, кто отправил сведения, либо его представителя (п. 7 ст. 23 НК РФ).

Новые формы и форматы сообщений, а также порядок их направления должна принять Федеральная налоговая служба. На официальном сайте ФНС России размещены проекты данных документов, однако, пока нет информации об их официальном утверждении.

*Здесь и далее указываются новые редакции статей НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *