Как правильно заполнить транспортную накладную образец 2018

Оформление бланка 1-Т происходит в случаях перевозки товарно-материальных ценностей от одной организации к другой как собственными силами продавца-отправителя, так и при посредничестве компании-перевозчика.

Кто должен оформлять товарно-транспортную накладную

Если транспортировка товарно-материальных ценностей происходит непосредственно собственником или продавцом товара, то оформление документа входит в его прерогативу.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк товарно-транспортной накладной по форме 1-Т .docСкачать образец заполнения товарно-транспортной накладной по форме 1-Т .doc

Если же используется заключение договора с перевозчиком, которое может происходить как от лица отправителя, так и от лица получателя товара, то и составление этого документа может быть компетенцией как той, так и другой стороны.

Иными словами, оформляет форму 1-Т та компания, которая нанимает перевозчика.

Можно ли использовать один бланк для разных перевозок

Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.

Структура документа

Накладную условно можно поделить на две части.

  1. Первая – товарная, — включает сведения
    • об отправителе и получателе товара,
    • объеме,
    • наименовании и т.п. параметры.

    Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.

  2. Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
    • непосредственно о перевозке,
    • информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
    • марке автомобиля,
    • времени в пути и километраже,
    • товаре и т.д.

    Здесь же указывается стоимость транспортировки.

Правила оформления и порядок работы с бланком

Данный документ относится к первичной документации, поэтому при его заполнении следует придерживаться определенных стандартов. В частности, нельзя оставлять ячейки пустыми (где нужно ставятся прочерки), допускать неточности и ошибки, а также вносить в бланк неверные сведения.

К форме 1-Т могут прилагаться дополнительные документы:

  • сертификаты,
  • паспорты,
  • свидетельства,
  • договоры и пр.

Все они должны обязательно быть указаны в строке «Приложение» товарно-транспортной накладной.

Документ распечатывается в четырех копиях, одна из которых остается у отправителя товара, остальные три передаются на руки водителю, который будет развозить груз.

Все документы необходимо удостоверить нужными подписями. Затем второй экземпляр водитель должен вручить грузополучателю, а третий и четвертый передать руководству транспортной компании (при этом они должны иметь подписи как отправителя, так и получателя товара). После этого, третий экземпляр с выписанным счетом на оплату за услуги транспортировки отправляется заказчику (т.е. той фирме, которая заключила договор на доставку товара), а четвертый остается у перевозчика и становится частью его бухгалтерского учета.

Инструкция заполнения бланка товарно-транспортной накладной

  • Сначала в документе нужно указать его номер (по внутреннему документообороту компании, выписывающей накладную), поставить дату заполнения, затем в строку «Грузоотправитель» вписать информацию о предприятии, отправляющем товар – здесь нужно указать его полное название, фактический адрес и телефон.
  • После этого точно таким же образом следует внести сведения об адресате в строку «Грузополучатель».
  • Напротив обозначения «Плательщик» надо указать ту фирму, которая оплачивает услуги перевозчика.
  • Напротив каждой компании в соответствующем окошке нужно указать ее код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций).

Заполнение первого раздела формы 1-Т

Первый раздел накладной практически полностью должен заполнить грузоотправитель. Сначала вписываются подробные данные о товаре в таблицу.

В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —

Затем туда же вносится количество мест, масса (в тоннах) и общая стоимость по каждому виду товара в отдельности. Если есть наценка за объем или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Следующим шагом вписываем общую стоимость товара по всем наименованиям и в последний столбик вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.

Если товарно-транспортная накладная имеет продолжение, то нужно отметить количество дополнительных листов в соответствующей ячейке (прописью) и также общее количество видов товара и мест (значения дублируются из первой таблицы).

Далее прописью и цифрами вписывается масса груза, а после этого необходимо указать все имеющиеся приложения (количество листов) и ниже – прописью общую стоимость отпущенного со склада товара.

Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара (с указанием его должности), главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку.

С правой стороны вносятся данные водителя, в том числе вписываются сведения о доверенности, которую компания-перевозчик на него оформила.

Позже здесь же ниже ставится подпись представителя грузополучателя (обычно это тоже кладовщик), который своим автографом в этой части документа удостоверяет факт приема товара после транспортировки в целости и сохранности.

Заполнение второго раздела формы 1-Т

Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. Сначала здесь указывается

  • срок доставки груза,
  • приводится информация о фирме-перевозчике, в том числе ее полное наименование, контактные данные (адрес и телефон),
  • вписываются сведения о машине (марка и гос.номер),
  • в крайнем правом столбике пишутся номера накладной и путевого листа.

В строку «Плательщик» включается информация о предприятии – заказчике перевозки (ее название, адрес-телефон и банковские реквизиты), фамилия, имя, отчество водителя и номер его удостоверения.

Строки «Лицензионная карточка», а также ее «Регистрационный номер» и серию можно пропустить, поскольку лицензирование ныне не производится, а вот окошко о виде перевозки надо заполнить (коммерческий).

Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы – по необходимости).

Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».

Справа под таблицей надо вписать документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева внести подписи непосредственных участников процесса погрузки-доставки-отгрузки.

Следующая часть документа под названием «Погрузочно-разгрузочные операции» включает таблицу, в которую вносится информация о погрузке-разгрузке (наименование отправителя и получателя груза, способ действия, дата убытия, прибытия товара и подпись ответственного сотрудника).

Далее, в предпоследнюю табличку водителем вносятся все прочие ведения (километраж, стоимость поездки, штрафы за неверно оформленные документы, время простоя и т.д.) и наконец последние данные в «Расчет стоимости» и «Таксировку» вписывает бухгалтер перевозчика.

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Солигорскому району информирует, что со 2 сентября 2016 года вводятся новые формы товарно-транспортной (ТТН-1) и товарной (ТН-2) накладных и вступает в силу новая инструкция по заполнению накладных (постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 №58 «Об установлении форм товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждении Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, внесении дополнений и изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. №23» (далее — Постановление №58)). Одновременно утрачивает силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 №192, которым были установлены прежние типовые формы этих накладных и утверждена Инструкция по их заполнению (далее — Инструкция №192).

Бланки прежних форм накладных ТТН-1 и ТН-2, изготовленные до 02.09.2016, являются действительными до их полного использования (пункт 3 и 6 Постановления №58). Обращаем Ваше внимание, что в связи с утратой силы Инструкцией №192, при заполнении прежних форм накладных со 2 сентября 2016 необходимо руководствоваться новым порядком заполнения, закрепленным в Инструкции №58.

Формы бланков не претерпели существенных изменений. Из новой формы накладной ТТН-1 исключены строки «Владелец автомобиля», «Количество ездок (заездов)».

Графы 4, 5, 7 и 8 Товарного раздела I накладных заполняются в белорусских рублях с двумя знаками после запятой (часть 3 пункта 2 Инструкции №58). После табличной части этого раздела стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в рублевой ее части указывается прописью, сумма копеек – цифрами (например, «одиннадцать руб. 28 коп.»). Отметим, что с 1 июля 2016 года субъекты хозяйствования должны поступать в аналогичном порядке на основании разъяснения Минфина (письмо Минфина от 30.06.2016 № 15-1-6/595, размещенное на официальном интернет-сайте Министерства финансов Республики Беларусь: www.minfin.gov.by).

С вступлением в силу Инструкции №58 субъектам хозяйствования внутреннее перемещение ТМЦ между местами хранения и (или) производства, расположенными по разным адресам, следует оформлять формами ТТН-1 или ТН-2 (за исключением перемещения в пределах одного здания). При перемещении ТМЦ внутри организации в графе 4 отражается его учетная цена (ч. 2 п. 1, абз. 2 ч. 12 п. 3 Инструкции № 58). Ранее при таком перемещении наряду с типовыми формами ТТН-1 и ТН-2 могли выписываться первичные учетные документы, утвержденные соответствующими государственными органами (ч. 4 п. 2 Инструкции № 192).

В Инструкции №58 закреплена норма о том, что можно не оформлять накладные ТТН-1 или ТН-2 при отпуске ТМЦ по договорам розничной купли-продажи (ч. 2 п. 1 Инструкции №58).

Построчное заполнение накладных ТТН-1 и ТН-2 в целом производится в прежнем порядке, за исключением отдельных изменений и уточнений. Так, если заказчиком автомобильной перевозки является грузоотправитель или грузополучатель, в строке «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» накладной ТТН-1 допускается вместо наименования и адреса организации указывать «Грузоотправитель» или «Грузополучатель» (ч. 6 п. 3 Инструкции № 58).

В строке «Основание отпуска» накладных ТТН-1 и ТН-2 теперь необходимо отражать не только дату и номер документа, но и его наименование (ч. 8 п. 3 Инструкции №58). Например, указывается договор, заявка, распоряжение, приказ и т.д. На практике и ранее субъекты хозяйствования могли делать запись о виде документа, но Инструкция № 192 этого не требовала (п. 9, абз. 10 ч. 1 п. 16 Инструкции № 192).

В строке «Переадресовка» дополнительно к наименованию, адресу нового грузополучателя, фамилии, инициалам, подписи лица, принявшего решение о переадресовке, субъект хозяйствования обязательно должен указать и новый пункт разгрузки (ч. 10 п. 3 Инструкции № 58). Ранее эта информация могла быть внесена по усмотрению уполномоченного лица (п. 9 Инструкции № 192).

В случае перегрузки товара в пути следования на другой автомобиль в строки «Водитель», «Автомобиль», «Прицеп», «К путевому листу №» накладной ТТН-1 вносятся изменения путем зачеркивания с указанием новых данных о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе, а также указываются фамилия, инициалы, подпись лица, принявшего решение о перегрузке. Новые данные о водителе, автомобиле, прицепе, путевом листе допускается размещать в приложении к накладной ТТН-1 либо акте о перегрузке, формы которых разрабатываются организацией самостоятельно, с указанием в них серии и номера накладной ТТН-1, а также фамилий, инициалов, подписи лица, принявшего решение о перегрузке, без внесения изменений в накладную ТТН-1. (ч. 11 п. 3 Инструкции № 58).

Уточнен порядок заполнения строки «Товар к доставке принял» накладной ТН-2 в случае доставки товара железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (при международной перевозке) транспортом. В данной строке следует указать наименование, дату и номер документа, подтверждающие принятие товара к доставке (транспортировке).

Кроме того, Постановлением № 58 в связи с деноминацией внесены изменения в формы акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, установленные постановлением Минфина от 22.04.2011 № 23. В стоимостных реквизитах данных актов появились копейки. Такие реквизиты должны указываться в белорусских рублях с двумя десятичными знаками после запятой (п. 4 Постановления № 58).

Информация о новых формах товарно-транспортных и товарных накладных

Начало → Документы → Товарно-транспортная накладная (бланк)

Товарно-транспортная накладная (ТТН) — это обязательный документ, удостоверяющий законность перемещения грузов транспортной организацией или грузовладельцем.

В соответствии с действующим законодательством, все грузоперевозки и перемещения товаров автомобильным транспортом должны производиться при наличии товарно-транспортной накладной, составленной на бланке, утвержденном Госкомстатом России .

Бланк товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) состоит из товарной части и транспортной части.

Товарную часть ТТН заполняет грузоотправитель (продавец). Она отражает взаимоотношения между покупателем и продавцом товара, а также служит основанием для списания, либо оприходования материальных ценностей. Транспортная часть ТТН заполняется владельцем груза и перевозчиком. Она отражает учет рабочего времени транспортной организации, а также взаимоотношения между этими компаниями. Необходимо помнить, чтотоварно-транспортная накладная (форма 1-Т)оформляется НА КАЖДУЮ партию груза и НА ВСЕ рейсы автомобилей, осуществляющих перевозку.

Товарно-транспортная накладная должна содержать все реквизиты и подписи ответственных лиц. Если на одном грузовом авто произвозится доставка нескольких грузов (партий товара) для разных получателей, то на каждый груз (партию) оформляется отдельная товарно-транспортная накладная.

Бланк товарно-транспортной накладнойзаполняется в 4-х экземплярах: один — для отправителя груза (продавца); один -для получателя груза (покупателя); два — для транспортной организации, осуществляющей перевозку. Затем одна ТТН используется для оплаты услуги грузоперевозчика, а еще один экземпляр необходим для учета рабочего времени грузового авто и оплаты труда водителя.

В случае, когда невозможно вписать в ТТН весь перевозимый товар, следует приложить опись груза (товарную накладную), указав, что без приложенной описи данная товарно-транспортная накладная недействительна. Далее товарная накладная будет использоваться как основание для списания материальных ценностей, а также для различных видов учета и перемещения этих ценностей.

Кроме товарно-транспортной накладной, перевозка груза (товара) должна быть оформлена и путевым листом.

ВНИМАНИЕ: в тех случаях, когда организация осуществляет перевозку своего имущества или товара на собственных грузовиках, товарно-транспортная накладная все равно заполняется и вместе с путевым листом передается водителю на каждую аналогичную перевозку.

Товарно-транспортная накладная. Скачать.

В начало

* Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Что изменилось в оформлении ТТН?

Отметим, что изменения вступают в силу со дня официального опубликования приказа № 419 (опубликован 12.07.2019 г.). С этого же дня будет действовать и форма ТТН в новой редакции (приложение 7 к Правилам № 363).

Важно! При этом напомним, что ТТН можно оформлять и без точного соблюдения формы, приведенной в приложении 7 (п. 11.1 «обновленного» Порядка № 363). Главное — чтобы в ней были все обязательные реквизиты, которые названы в п. 11.1 Порядка № 363.

Итак, что изменилось?

Изменено само определение ТТН. Теперь акцент сделан на том, что ТТН — это прежде всего документ для перевозок — «единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета товарно-материальных ценностей на пути их перемещения (!), расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы».

А вот для учета ТМЦ: их оприходования, списания, складского, оперативного и бухгалтерского учета ТТНможет использоваться только в качестве одного из (!) документов.

Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

— подтверждает факт предоставления услуг по перевозке ТМЦ;

— является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке ТМЦ.

Иначе говоря, при отсутствии ТТН налоговики могут не признать только расходы по перевозке. При этом само по себе отсутствие ТТН не должно лишать предприятие права на расходы в сумме стоимости приобретенных ТМЦ.

Е-ТТН. Общую ТТН (т. е. не на специфические виды товаров, для которых предусмотрена своя типовая форма ТТН) можно теперь оформлять в электронном виде (е-ТТН). То есть можно оформлять как бумажные, так иэлектронные (без бумажного варианта) ТТН.

Особенности е-ТТН:

1. Е-ТТН должны подписываться электронной подписью (1) водителя (и/или экспедитора перевозчика), (2) ответственных лиц грузоотправителя и (3) ответственных лиц грузополучателя.

Для оформления е-ТТН у водителя должна быть электронная подпись.

Какая именно это должна быть электронная подпись? Квалифицированная, как и для подписания налоговой отчетности?

В ИНК ГФСУ от 21.06.2019 г. № 2841/6/99-99-15-02-02-15/ІПК фискалы ушли от прямого ответа на этот вопрос. Но вообще из контекста Закона № 2155**, с соблюдением которого должны составляться е-ТТН, следует: обмен электронными документами между юридическими/физическими лицами, аналоги которых на бумажных носителях должны иметь собственноручную подпись, должен осуществляться с применением квалифицированных электронных доверительных услуг. То есть такие документы должны подписываться квалифицированной электронной подписью.

** Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 г. № 2155-VIII.

Если оформляется е-ТТН, то все сопроводительные документы также должны быть «электронными» — с наложением электронной подписи. Если оформляется бумажная ТТН, то все сопроводительные документы прилагаются в бумажной форме с подписью ответственных лиц.

Обратите внимание! Даже если оформляется е-ТТН, водителю все равно нужно оформить «печатный»экземпляр ТТН (т. е. распечатать ее копию на бумаге) в одном экземпляре для предъявления «на дороге». Ведь согласно ст. 48 Закона № 2344*** ТТН относится к перечню документов, которые должны быть предъявлены по требованию лиц, уполномоченных осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения. То есть заказчик (грузоотправитель) распечатывает в одном экземпляре ТТН, подписывает ее и выдает водителю. Водитель (и/или экспедитор перевозчика), в свою очередь, ставит свою подпись на бумажной копии е-ТТН о принятии им груза для перевозки. Сопроводительные документы при этом печатать не нужно.

*** Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Отметим, что стороны самостоятельно могут выбрать себе программу для обмена электронными ТТН (как и для обмена электронными первичными документами).

И, кстати, ни в каком госреестре/электронных базах данных «обычные» ТТН регистрировать не нужно.

3 экземпляра ТТН. ТТН теперь можно оформлять в 3 экземплярах, а не в 4. Раньше было так. Заказчик (грузоотправитель) составлял ТТН. Подписывал все 4 экземпляра и передавал их водителю (и/или экспедитору перевозчика). Водитель тоже расписывался на всех 4 экземплярах ТТН. Далее — 1-й оставался у заказчика (грузоотправителя). Остальные три передавались водителю. 2-й, 3-й, 4-й экземпляры ТТН водитель передавал грузополучателю. Тот их подписывал. 2-й экземпляр грузополучатель оставлял у себя, а 3-й и 4-й — отдавал водителю. 3-й и 4-й экземпляры передавались перевозчику, 3-й из которых передавался заказчику для оплаты.

Теперь составляют 3 экземпляра ТТН. Опять же все их составляет заказчик (грузоотправитель). Он же подписывает эти экземпляры и передает водителю. Водитель подписывает тоже все 3 экземпляра ТТН (подтверждая прием товара).

Если ТТН оформляется в бумажном виде — 1-й экземпляр ТТН остается у заказчика (грузоотправителя). Два остальных передаются водителю (экспедитору). Водитель передает их грузополучателю и тот подписывает оба экземпляра. 2-й экземпляр остается у грузополучателя, а 3-й с подписью грузополучателя водитель передает перевозчику.

Понятно, что если участников перевозки больше (например, есть еще и экспедитор, который нанимает перевозчика), то можно увеличить количество экземпляров ТТН.

Реквизитов ТТН стало меньше. В заглавной части ТТН теперь нет полей:

— «Переадресування вантажу». Если это поле вам нужно, то Порядок № 363 (абз. 6 п. 11.1) разрешает сторонам вносить в ТТН любую другую информацию, которую они считают необходимой;

— для указания реквизитов доверенности на получение груза «відпуск за довіреністю вантажооредржувача» — т. е. данные о доверенности теперь в ТТН можно не указывать;

— о соответствии/несоответствии груза правилам перевозки — «Вантаж наданий для перевезення у стані, що ________ правилам перевезень відповідних вантажів, номер пломби (за наявності)».

Также не нужна в заглавной части ТТН (1) подпись бухгалтера (ответственного лица грузоотправителя) и (2) лица, который разрешил отпуск груза.

Кроме того, нет теперь и поля «Транспортні послуги, які надаються автомобільним перевізником» — т. е. не нужно указывать виды операций и услуг, которые перевозчик выполняет для заказчика.

Табличые части ТТН «Відомості про вантаж» та «Вантажно-розвантажувальні операції» остались без изменений. Только вот сократилось количество подписей после табличной части «Відомості про вантаж». Там теперь нет полей «Прийняв водій/експедитор» и «Здав водій/експедитор». Достаточно подписи водителя о принятии груза в заглавной части ТТН и подписи ответственного лица грузоотправителя о сдаче груза, а также ответственного лица грузополучателя о его приеме после табличной части «Відомості про вантаж».

Так что оформление ТТН несколько упростится.

В общем-то это и все новшества.

При этом учитывая, что тема ТТН «горячая», обратим внимание еще на несколько моментов.

Риски, связанные с ТТН

Как отмечают сами фискалы, бестоварные операции с нереальными перевозчиками — одна из самых распространенных схем уклонения от налогообложения. Поэтому ТТН, их оформление, перевозчики и заказчики являются объектом особого внимания контролирующих органов.

При этом фискалы сотрудничают с МВД. В частности, выясняют, кому принадлежат автомобили (кто собственник, сотрудничал ли он с перевозчиком), может ли таким автомобилем в принципе осуществляться перевозка соответствующего груза и т. п.

Поэтому фискалы рекомендуют проверять перевозчика, услугами которого вы планируете воспользоваться.

Ответы на популярные ТТН-вопросы

Далее приведем ответы на самые «хитовые» вопросы, связанные с применением ТТН.

Вопрос

Ответ

Когда можно работать без ТТН?

Если производится перевозка «для себя»: своим транспортом и для собственных нужд. То есть когда грузоотправитель, грузополучатель, заказчик — одно лицо и при этом оно же и перевозчик, который осуществляет перевозку на собственном (или арендуемом) автомобиле. Пример — перевозка собственными силами своего товара с одного склада на другой. Тут достаточно просто накладной

Когда ТТН нужна обязательно?

Если перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом на договорных условиях (т. е. когда есть услуга перевозки груза).

ТТН (специальной типовой формы) обязательно нужна и в случае, если вы перевозите (неважно — по договору или для своей хоздеятельности) специфические товары: спирт, алкогольные напитки, высокооктановые кислородсодержащие добавки, нефтепродукты/нефть, молочное сырье, древесину, хлебобулочные изделия

Нужна ли ТТН, если мы доставляем товар покупателям на собственном транспорте?

Если стоимость доставки выделена отдельно в договоре, то, по сути, предоставляются услуги перевозки и ТТН нужна. Аналогичный вывод сделан и в письме Мининфраструктуры от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14. Если стоимость доставки в договоре не выделена (т. е. она включена в стоимость товара), то, в принципе, можно утверждать, что ТТН не нужна (здесь нет услуг перевозки груза).

Но, к примеру, Мининфраструктуры в том же письме № 5615/25/10-14настаивает на том, что ТТН нужна и в этом случае (поскольку владелец товара изменяется, пусть и на конечном этапе).

Поэтому лучше ее оформлять. Если это мнение проигнорировать, можно нажить проблем с налоговиками. В частности, они могут признать куплю-продажу без ТТН фиктивной операцией

Нужна ли ТТН, если покупатель сам забирает товар?

Если это «самовывоз» (т. е. покупатель забирает товар собственным транспортом), то ТТН не нужна. Ведь он перевозит свой товар — тут не будет услуг перевозки. Естественно, в договоре этот момент (о том, что покупатель осуществляет «самовывоз» товара собственным транспортом) нужно оговорить. Единственное, что налоговики наверняка потребуют уже от покупателя, — доказать факт «самовывоза» товара (подтверждением может быть путевой лист автомобиля).

Хотя на практике даже в случае «самовывоза» товара собственным транспортом клиенты все равно просят оформить им ТТН. Тогда в поле «Замовник» ТТН можно поставить прочерк (или как вариант — указать здесь наименование предприятия-покупателя).

Если перевозка осуществляется с привлечением перевозчика(которого нанимает покупатель) — ТТН обязательна в любом случае

Нужна ли ТТН экспедитору, если он сам не осуществляет перевозку, а только привлекает перевозчика?

Да, экспедитору лучше иметь один экземпляр ТТН — как подтверждение предоставления экспедиторских услуг.

Практика проверок свидетельствует, что в случае отсутствия у экспедитора экземпляра товарно-транспортного документа фискалы могут поставить под сомнение реальность сделки в части предоставления экспедиторских услуг

Кто должен выписывать ТТН?

Заказчик транспортных услуг (п. 11.3 Правил № 363). При этом чаще всего ТТН выписывает грузоотправитель, поскольку именно он владеет полной информацией о товаре

Достаточно ли одной ТТН, если одна машина развозит товар в несколько торговых точек (разные адреса в пределах города)?

Нет, для каждой торговой точки нужно выписать отдельную ТТН (по 3 экземпляра)

Должны ли совпадать даты в ТТН и расходной накладной?

Часто такой вопрос может возникнуть, если на поставщика возлагается обязанность по доставке товара и товар считается переданным покупателю, если он доставлен в распоряжение покупателя в определенном договором месте. В этом случае не совпадает дата отгрузки товара со склада поставщика с датой возникновения дохода от продажи товара покупателю. На практике, как правило, используют такой вариант. ТТН и расходную накладную составляют в день отгрузки. А в качестве доказательств возникновения дохода у продавца на дату его возникновения составляют дополнительный первичный документ, например, акт приема-передачи товаров

Нужна ли ТТН при доставке товара «Новой почтой»?

Для перевозки до склада «Новой почты» ТТН не нужна. Потому, что вы на своем транспорте везете свой собственный товар для собственных нужд (ведь на складе «Новой почты» право собственности на товар все еще принадлежит вам).

Что касается непосредственной перевозки товара «Новой почтой», то стоит учесть, что «Новая почта» является оператором почтовой связи. А Правила № 363 не регламентируют правила перевозки почты (о чем сказано в преамбуле этих Правил). Поэтому операторы почтовой связи вправе не оформлять ТТН. Расходы перевозки в данном случае отражаются на основании акта предоставленных услуг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *