Содержание
- Допрос оперативным сотрудником может проводиться в двух случаях:
- Какими нормативными актами, законами регламентируется опрос?
- Как себя вести во время опроса (допроса) в ОБЭП?
- Опрос сотрудников организации в том числе и бухгалтера.
- Допрос (опрос) в ОЭБиПК без присутствия защитника
- Допрос следователем по ст.199 УК РФ или ст.159 УК РФ.
- Проверки ОБХСС
- Чем занимается ОБЭП?
- Что такое ОБЭП и что он проверяет?
- Основания доследственной проверки ОБЭП на предприятии
- Полномочия ОБЭП при проведении проверки. Возможна ли проверка без понятых?
- Проверка ОБЭП — как себя вести?
Допрос в ОБЭП, как себя вести
Допрос в ОЭБиПК без присутствия защитника
Допрос в УБЭП по материалам проверки
Допрос в качестве свидетеля
Опрос в ОБЭП, чем регламентируется
Опрос директора в ОБЭП
ОБЭП опрашивает сотрудников, бухгалтера
Вызвали на опрос в ОЭБиПК, какие мои действия
Может ли представлять интересы лицо по доверенности, а не адвокат и тд.
Такие основные вопросы задают мои Доверители, приходя ко мне на консультацию в связи с проверкой, начатой отделом,по борьбе с экономическими преступлениями.
С проверкой, начатой отделом по борьбе с экономическими преступлениями.
Прежде всего, перед посещением Оперуполномоченного, необходимо ознакомиться с основными своими правами, предоставляемыми российским законодательствам. Конституция РФ предоставляет своей статьей 51 право не давать показания в отношении себя и своих близких родственников.
В том случае, если предмет интереса ОБЭП является та или иная организация, сотрудник экономической полиции может при таком ответе настаивать на даче показаний, поясняя, что его не интересует личная жизнь лица или его родственников, а именно ФХД организации.
Прибыв по вызову на опрос (допрос) не надо бояться узнавать в связи с чем будет выполняться такое действие, в отношении кого проводится проверка или расследуется уголовное дело. Узнать номер КУСП или номер уголовного дела, статья, по которой расследуется дело, орган и данные следователя.Что говорить, а о чем умолчать, это все индивидуально, в зависимости от ситуации. Но надо сто раз обдумать, какие документы предъявлять на обозрение оперативнику.
Допрос оперативным сотрудником может проводиться в двух случаях:
1. При делегировании полномочий оперуполномоченному следователем МВД в рамках уголовного дела. Например, при расследовании незаконной банковской деятельности юридического лица после исследования банковских выписок следователь получает информацию о взаимоотношениях с той или иной организацией, перечислившей «отмывочной конторе» денежные средства, то, с учетом того, что в действиях лица могут присутствовать признаки преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, а расследованием данного преступления полномочны заниматься следователи СКР, то следователь дает поручение органу дознания, а таким и является ОЭБиПК, провести комплекс следственных действий, начиная с обыска, выемки и заканчивая проведением допросов.
2. Во-вторых, сотрудник органа дознания имеет право провести допрос в рамках выездной налоговой проверки, проводимой органами ФНС. В этом случае допрос проводится в соответствии со ст. 90 Налогового кодекса РФ по правилам, предусмотренным НК РФ.
В указанных случаях следует предложить представить поручение следователя или налогового органа в зависимости от формы допроса.
Какими нормативными актами, законами регламентируется опрос?
Закон «О полиции» и Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дает полномочия полиции опрашивать граждан и должностных лиц. То есть доследственные проверки проводятся в-основном, сотрудниками органа дознания (ОЭБ и ПК), если в собранном материале достаточно сведений для возбуждения уголовного дела, материал предоставляется следователю для возбуждения уголовного дела.
Как себя вести во время опроса (допроса) в ОБЭП?
Следует понимать, что за отказ от показаний или предоставление ложных сведений, лицо по проверочным мероприятиям не несет никакой уголовно-правовой ответственности. В отличие от дачи показаний в качестве свидетеля по уголовному делу.
Опрос сотрудников организации в том числе и бухгалтера.
Сотрудники организации или ИП вызываются для опроса в целях установления сведений: в частности для установления реальности сделок, этими фактами интересуются оперативники прежде всего в целях раскрытия налоговых правонарушений.
Допрос (опрос) в ОЭБиПК без присутствия защитника
Если вы обладаете твердым характером, достаточно образованы, то можете дать пояснения без правовой поддержки адвоката. Но мой опыт подтверждает простое правило, вступать во взаимоотношения с представителями правоохранительных органов надо только правовой поддержке специалиста в области экономических преступлений, налогового права.
Обычный адвокат, не сведущий в налогообложении, не имеющий достаточного опыта по защите от преследования по экономическим составам не сможет оказать квалифицированную помощь, а цена этого достаточно высока.
Некоторые граждане считают, что если нет повестки (приглашения), то и необязательно являться с мыслями (само рассосется). Не надейтесь, если есть необходимость получить от вас информацию, оперуполномоченный встретится с вами. Ваше право давать информацию или отказаться от дачи пояснений.
Проверочные мероприятия, а именно опрос или допрос в Отделе экономической полиции возможен при участии профессионального юриста, имеющего статус адвоката при предъявлении ордера и удостоверения адвоката. Обычный юрист на основании доверенности не будет допущен к оказанию юридической помощи своему доверителю. И в отличие от представления интересов в налоговых органах, дача пояснений представителем например исполнительного органа компании в рамках доследственной проверки ОЭБиПК невозможна. Интересующее дознавателя лицо вызывается непосредственно и не может быть заменено представителем по доверенности.
Допрос следователем по ст.199 УК РФ или ст.159 УК РФ.
Допрос следователем следственного подразделения СК или МВД в рамках уголовного дела экономической направленности, которых не сведущие граждане называют следователями ОБЭП, проводят допрос в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом. Если при проверках доследственных опрашиваемое лицо имеет статус очевидца, то в уголовном деле: свидетель: подозреваемый: обвиняемый. Причем, лицо после допроса в качестве свидетеля может поменять свой статус на подозреваемого.
Если свидетель перед началом допроса предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, то подозреваемый имеет право защищаться отказавшись о показаний или выдвигать свою версию.
Я, адвокат Чернов имею хороший опыт защиты и оказания юридической помощи при допросе как в ОБЭП, так и налоговой инспекции, поскольку и базовое образование получил в ВУЗе МВД по специализации ОБЭП и расследовал дела по экономическим составам и сопровождаю организации и ИП во время выездных налоговых проверках. Договориться о встрече можно по тел: 89035509858.
Каким образом правоохранительные органы взаимодействуют для получения информации о вашем имуществе для дальнейшего изъятия в пользу государства.
Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у сотрудников этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.
Начнем с экскурса в историю. Подразделения полиции по борьбе с преступными деяниями в сфере экономики существуют не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта — именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
Проверки ОБХСС
На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.
После произошедшего во второй половине 80-х годов прошлого века переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее, до 1985 года сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.
В феврале 1992-го в результате упразднения МВД СССР с передачей материальной базы и штата сотрудников МВДРФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах, в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.
Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году после ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачи её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованные впоследствии в результате слияния в единое Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).
В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБ стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.
Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления по субъектам Российской Федерации и территориальные отделы при УВД Например, в Москве этой работой занимается УЭБиПК ГУ МВД РФ по г. Москве,также отделы при окружных УВД (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности. Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП. Следует иметь ввиду, что на уровне районных отделов полиции (ОВД) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции не существует.
Таким образом, структура подразделений полиции по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:
-
ГУЭБиПК в составе МВД России;
-
УЭБиПК при Главных управлениях МВД РФ по субъектам федерации;
-
ОЭБиПК при управлениях внутренних дел, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;
-
ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.
В структуре Главного управления ОЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:
-
бюджетной сфере;
-
в сферах ТЭК и химии;
-
в сферах финансовой деятельности и банкротства;
-
в сферах машиностроения и металлургии;
-
в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.
Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует. Между тем, подразделения ОЭБиПК всех уровней активно взаимодействуют с налоговыми органами в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. При необходимости сотрудники УЭБиПК, ОЭБиПК участвуют в проведении совместных с налоговыми инспекциями налоговых проверок. Если по результатам проверки начислены налоги, достаточные по сумме для возбуждения уголовного дела, материалы передаются следователям Следственного комитета РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Следует отметить, что в составе ФСБ РФ, также управлений ФСБ РФ по субъектам Российской Федерации существуют конкурирующие с подразделениями ГУЭБиПК службы – Служба экономической безопасности ФСБ РФ (СЭБ Управлений ФСБ РФ по субъектам федерации).
С учётом специфики задач, решаемых ФСБ РФ, СЭБ ФСБ занимается обеспечением экономической безопасности государства, для чего в составе СЭБ имеются соотвествующие управления:
-
Управление «П» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в промышленной сфере.
-
Управление «К» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в кредитно-финансовой и банковской сферах.
-
Управление «Т» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в транспортной сфере.
-
Управление «М» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в государственных министерствах, таких как МВД, Минюст и МЧС.
-
Управление «Н» — борьба с контрабандой и распространением наркотиков.
-
Организационно-аналитическое управление, не имеющее буквенного кода.
Чем занимается ОБЭП?
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах :
-
Федеральный закон «О полиции»;
-
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
-
Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;
-
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
-
Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?
Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Что проверяет ОЭБ (ОБЭП)?
Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.
Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.
Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел. В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.
Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения, Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката, специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.
Что такое ОБЭП и что он проверяет?
Сразу отметим, что названия УБЭП и ОБЭП (управление и отдел по борьбе с экономическими преступлениями соответственно) устарели, так как в ходе реформы МВД в 2011 году подразделения соответствующего назначения стали именоваться управлениями и отделами экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ/ОЭБиПК). Это оперативные подразделения, то есть они не занимаются расследованием преступлений. Их главная цель — выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступления экономической и коррупционной направленности (мошенничество, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взяточничество, незаконный оборот алкоголя и т. п.).
Они собирают сведения и предметы, чтобы субъекты предварительного расследования смогли:
- возбудить уголовное дело;
- придать этим предметам и сведениям статус доказательств по уже возбужденному уголовному делу.
Чаще всего сотрудников ОБЭП интересует различная документация, особенно касающаяся финансово-хозяйственной деятельности. По понятным причинам плана проверок у них не бывает, т. к. все действия производятся по мере появления информации о противоправных деяниях.
Проверка организации или предпринимателя не означает, что подозрения обязательно касаются этой фирмы. Возможно, что дело в преступившем закон контрагенте, связи которого и проверяют.
Основания доследственной проверки ОБЭП на предприятии
В отличие от следователей и дознавателей, сотрудники ОБЭП проводят не следственные действия, а оперативно-розыскные мероприятия (далее — ОРМ), согласно ст. 6 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Среди них — опросы, прослушивание переговоров, наблюдение, проверочные закупки и т. д.
Одно из таких действий — обследование помещений. Именно для его проведения оперуполномоченные обычно являются на территорию фирмы. Порядок проведения этого ОРМ урегулирован соответствующей инструкцией, утв. приказом МВД России от 01.04.2014 № 199 (далее — Инструкция).
Основанием для обследования предприятия выступает информация о готовящемся, совершаемом или уже совершенном противоправном действии либо бездействии (п. 1 ч. 2 ст. 7 закона № 144-ФЗ). Документально основание оформляется так (пп. 3–5 Инструкции):
- Сотрудник, обладающий информацией, готовит рапорт на имя руководителя оперативного подразделения.
- На основании рапорта руководитель подписывает распоряжение о проведении обследования, в котором должна быть указана конкретная информация, послужившая поводом для этого.
Полномочия ОБЭП при проведении проверки. Возможна ли проверка без понятых?
По прибытии на место оперуполномоченные обязаны:
- Предъявить представителю проверяемой организации служебные удостоверения и предоставить ему возможность ознакомиться с распоряжением о проведении обследования.
- Выдать на руки физлицу или законному представителю юрлица копию распоряжения.
- Предупредить всех участников ОРМ о применении любых технических средств.
ВАЖНО! В отличие от обыска, на обследовании сотрудники ОБЭП не имеют права вскрывать помещения против воли собственника. Также они не могут запретить присутствующим общаться между собой либо с другими лицами и покидать помещение.
В ходе обследования сотрудники ОБЭП могут:
- Осматривать занимаемые предприятием здания, сооружения, помещения, участки местности, принадлежащие ему транспортные средства и изучать при этом предметы, документы и материалы, представляющие интерес в связи с имеющейся информацией.
- Использовать в ходе обследования любые технические средства, в том числе для совершения аудиозаписи, видео- и фотофиксации.
- Изымать документы с признаками подделки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте вещи, если на них не имеется специального разрешения.
- Изымать прочие документы, электронные носители информации и вещи при соблюдении условий ч. 1 ст. 15 закона № 144-ФЗ.
ВАЖНО! В случае изъятия чего-либо ОБЭП проверку без понятых проводить не имеет права.
Если изымаются документы и электронные носители, то с них изготавливаются копии, которые должны быть затем (но необязательно сразу) переданы законному владельцу (пп. 15–22 Инструкции).
Проверка ОБЭП — как себя вести?
Основные рекомендации по поводу того, как себя вести представителю организации и прочим сотрудникам, присутствующим на обследовании, сводятся к тому, что во время проверки важно:
- Внимательно изучить распоряжение на обследование и удостоверения сотрудников полиции. Переписать сведения из служебных удостоверений, попросить копию распоряжения, если ее не передали. Проверить, соответствует ли перечень проверяющих фактически явившимся лицам. Лишних лиц можно просить покинуть территорию.
- Проверить, действительно ли проведение обследования было санкционировано, связавшись с соответствующим подразделением полиции по телефону (распоряжения на обследование должны вноситься в специальный журнал учета).
- Как можно скорее озаботиться присутствием представителя юридической службы организации или адвоката.
- Не оказывать физического противодействия, не хвалиться связями и возможностями, не отказываться от подписи при ознакомлении с документами (это приведет только к фиксации факта отказа от подписи).
- Давать минимум пояснений или не давать их вообще, сославшись на ст. 51 Конституции РФ.
- Не подписывать документы не читая. Вносить при необходимости свои замечания по проведенному ОРМ в составляемые протоколы.
В заключение отметим, что в законодательстве нет прямого указания на необходимость получения согласия собственника на обследование, хотя среди высокопоставленных представителей правоохранительных органов и ученых распространено мнение, что на гласное ОРМ (каковым и является обследование) необходимо получать согласие. Если вы не согласны с проведением обследования, это вряд ли остановит проверяющих, но в протоколе свое несогласие следует отразить — данный факт может помочь впоследствии при обжаловании произведенных действий.
Сотрудники Отдела по борьбе с экономическими преступлениями могут появиться на пороге каждой фирмы. Причем визит силовиков в организации способен повлечь за собой целый ряд негативных последствий. Дело в том, что органы милиции наделены широкими полномочиями, позволяющими обнаружить любое нарушение.
Незваные гостиФормально у милиционеров могут отсутствовать претензии по отношению к предприятию. Но нередки случаи, когда фирму проверяют лишь потому, что в прошлом она сотрудничала с неблагонадежными контрагентами, говорит юрисконсульт организации «Право» Георгий Рядчиков:
— Таким образом, законная деятельность компании попадает под сомнение из-за недобросовестного партнера. Предупредить проверку, отсеяв из списка поставщиков такие организации, — весьма сомнительная возможность. Вот и приходится фирмам отвечать за чужие ошибки.
За что фирма может попасть в поле зрения сотрудников ОБЭП
- За нахождение фирмы в районе, где сложилась криминогенная ситуация: теракты, обострение бандитизма.
- За жалобу от покупателя, которому был продан некачественный продукт.
- За деятельность в сферах, в которых наиболее распространены экономические преступления. К ним относятся: строительство, общественное питание, салоны сотовой связи и продуктовые магазины.
- Из-за анонимного телефонного звонка.
- За контакты с недобросовестными контрагентами.
Причиной проверки фирмы сотрудниками ОБЭП может стать и жалоба потребителя. Как правило, заявление в ОБЭП пишут недовольные покупатели некачественного или контрабандного товара, который привел к отравлению. По словам юриста Татьяны Демьяновой, на такие утверждения оперативники обязаны реагировать незамедлительно.
Однако порой причиной проверки является телефонный звонок недобросовестного конкурента фирмы. В таких случаях нередки всевозможные уловки: от анонимного сообщения до утверждения, что звонит ранее работавший в компании сотрудник, уверяет Георгий Рядчиков:
— Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда компании используют «натравливание» различных органов власти, чтобы убрать более успешного конкурента. Ведь даже благополучной организации достаточно тяжело удержаться на плаву, если ее постоянно проверяют. Ревизии отнимают огромное количество времени, и — что самое страшное — подрывают авторитет компании в глазах других фирм.
Неожиданный посетительПеред проведением проверки милиционеры могут длительное время собирать сведения об организации и наблюдать за ее работой. Сама же проверка фирмы сотрудниками ОБЭП чаще всего выглядит следующим образом: магазин посещает пара молодых людей под видом покупателей, которые производят контрольную закупку товара. Дождавшись оформления необходимых документов, посетители, как правило, представляются и предъявляют служебные удостоверения сотрудников ОБЭП. Кроме того, милиционеры могут предъявить предписание о проверке.
Предъявив документы, сотрудники ОБЭП, как правило, просят посторонних людей покинуть помещение проверяемого офиса или склада. В свою очередь, от руководителя организации потребуется представить регистрационные и иные документы, относящиеся к хозяйственной деятельности компании. Причем не стоит препятствовать контролерам, утверждает главный бухгалтер компании «Серебряная Лоза» Владимир Самсонов:
— Стоит помнить, что сотрудники милиции выполняют исключительно свои обязанности и противодействие их работе как минимум повлечет за собой дополнительные сложности. Но ни в коем случае не стоит доводить дело до рукоприкладства, ведь в таком случае оперативники вправе применить физическую силу. Полномочия сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями установлены Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с полной версией данного документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Оперативники имеют полное право обследовать офис, производить осмотр всех принадлежащих проверяемой организации помещений, а также изымать любую найденную документацию и образцы продукции для проведения исследований и экспертиз (п. 25 ст. 11 закона № 1026-1). Также милиционеры могут конфисковать любые носители информации, например компьютеры, а также диски и дискеты. Наделив такими полномочиями сотрудников ОБЭП, законодатели поступили справедливо, уверена юрист Татьяна Демьянова:
— При рассмотрении экономических преступлений важна каждая найденная бумага и пометки на ней. На дисках также иной раз хранится конфиденциальная информация, которая может иметь колоссальное значение для проверяющих. Во избежание подобных эксцессов многие руководители фирм предпочитают хранить такого рода документы за пределами офиса.
Сотрудники милиции не вправе требовать предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. К ним, в частности, относится внутренняя бухгалтерская отчетность, а также содержание регистров бухучета (п. 4 ст. 10 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Изъятие таких документов возможно только с санкции прокурора. Стоит отметить, что на время проверки оперативники вправе приостановить деятельность компании.
Если же в процессе контрольного мероприятия сотрудники милиции выявят нарушения в оформлении документации на товар или груз, продукция будет вывезена для хранения на склады третьих организаций до дальнейшего разбирательства. А «бесхозный» груз, на который проверяющие не обнаружат надлежащих документов, будет изъят милиционерами для дальнейшей реализации (п. 27 ст. 10 закона № 1026-1). По завершении ревизии контролеры составляют акт проверки. Представителю организации перед подписанием документа стоит тщательно его изучить во избежание дальнейших проблем, уверена бухгалтер компании «Мерамед» Виктория Черепкова:
— Нельзя слепо соглашаться с доводами, указанными проверяющими. Ведь впоследствии акт проверки может быть обращен против организации. Например, если в ходе ревизии были изъяты документы, компрометирующие предпринимателя. Подписать акт в этом случае фактически означает признать свою вину.
Возможные последствияЕсли по итогам проведенного мероприятия обнаружились хотя бы малейшие нарушения в хозяйственной деятельности фирмы, организация понесет ответственность, уверена юрисконсульт фирмы «Юридическая правовая помощь» Наталья Михайлова.
Лишь получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сотрудники ОБЭП уже вправе возбудить уголовное дело в отношении представителя проверенной организации (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК). Но по итогам проведенной проверки милиционеры могут и отказать в возбуждении дела по причине отсутствия самого преступления (ст. 24 УПК). О чем руководство компании будет извещено в трехдневный срок после окончания ревизии, констатирует юрисконсульт фирмы «Юридическая правовая помощь» Надежда Медведева:
— Однако если ОБЭП не уведомит организацию о принятом решении в строго регламентированные сроки, впоследствии их постановление можно будет обжаловать.
Тем не менее уголовные дела в отношении предпринимателей заводят достаточно редко: обычно организация-нарушитель привлекается к административной ответственности. Например, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, наличие которого является обязательным, должностных лиц оштрафуют на 4—5 тысяч рублей. С предприятия будет взыскано от 40 до 50 тысяч рублей. При этом возможна конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья (п. 2 ст. 14.1 КоАП).
В случае если сотрудники ОБЭП установят факт обмана покупателей, например введение потребителя в заблуждение касательно качества товара, фирму могут оштрафовать на сумму от 10 до 20 тысяч рублей за каждый подобный инцидент. За это же нарушение должностные лица организации заплатят от 1 до 2 тысяч рублей (ст. 14.7 КоАП).
Экскурс в историюПредшественниками нынешнего ОБЭП стали Отделы по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), созданные еще в марте 1937 года приказом Наркома внутренних дел СССР. В 1980 году этот орган представлял собой оперативную службу, способную активно влиять на социально-экономические сферы жизни общества. В частности, благодаря сотрудникам ОБХСС, следствия и прокуратуры в свое время был выявлен ряд крупных экономических преступлений, по которым в столице прошли широко известные уголовные процессы.
Если контролеры в процессе проверки фирмы вымогали взятку, и это удалось доказать, должностному лицу ОБЭП грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет (п. 3 ст. 290 УК). При установлении неоднократного получения взяток сотрудниками милиции или совершении этого преступления по предварительному сговору или в особо крупном размере сотрудники милиции лишатся свободы на срок от 7 до 12 лет с возможной конфискацией имущества (п. 4 ст. 290 УК).
Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.
Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.
Пожалуйста требования к ведению розничной торговли индивидуальными предпринимателями мехами и текстилем. И за какие нарушения ОБЭП имеет право изъять товар и выписать штраф.
ОБЭП может это сделать в рамках проверки (ст.144 УПК РФ). Согласно части 1 статьи 144 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.
Согласно части 1 статьи 146 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
При несогласии с их действями Вы вправе их обжаловать (ст 123-125 УПК РФ)
Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.