Содержание
Главная / Регистрация уведомлений о залоге движимого имущества
Учет залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, за исключением имущества, залог которого подлежит государственной регистрации или учет залогов которого осуществляется в ином порядке согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, осуществляется путем регистрации нотариусом уведомлений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества.
Нотариус регистрирует уведомления о залоге движимого имущества путем внесения в реестр уведомлений о залоге движимого имущества сведений, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества, направленном или предоставленном нотариусу в случаях, установленных гражданским законодательством. В подтверждение регистрации уведомления о залоге заявителю выдается свидетельство, которое по желанию заявителя может быть выдано в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса. В случае направления в электронной форме уведомления о залоге свидетельство о регистрации данного уведомления направляется нотариусом заявителю с использованием сервисов единой информационной системы нотариата.
Регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества подлежит уведомление о внесении сведений о залоге движимого имущества в реестр уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление о возникновении залога), уведомление об изменении сведений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление об изменении залога) и уведомление об исключении сведений о залоге движимого имущества из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление об исключении сведений о залоге).
Уведомление о залоге в форме документа на бумажном носителе направляется нотариусу для внесения содержащихся в нем сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Уведомление о залоге в электронной форме направляется в Федеральную нотариальную палату с одновременной оплатой нотариального тарифа. Уведомление о залоге в электронной форме должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. В этом случае личная явка заявителя не обязательна, плата за услуги технического и правового характера не взимается.
Ответственность за достоверность сведений, указанных в уведомлении о залоге, наличие согласия залогодателя на регистрацию уведомления о возникновении залога, достоверность сведений об объекте залога, о возникновении, об изменении, о прекращении залога, содержащихся в уведомлении, и сведений о лицах, указанных в уведомлении о залоге, несет заявитель – залогодатель либо залогодержатель движимого имущества.
При регистрации уведомления о залоге нотариус:
- 1) вносит сведения о залоге, содержащиеся в уведомлении о залоге, в реестр уведомлений о залоге движимого имущества;
- 2) выдает свидетельство о регистрации уведомления о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества.
Нотариус регистрирует уведомление о залоге незамедлительно после его поступления. Проверить информацию о регистрации залога возможно на сайте Федеральной нотариальной палаты, либо обратившись в нотариальную контору за получением выписки из реестра залогов движимого имущества.
Для заявителя схема регистрации уведомлений о залоге движимого имущества у нотариуса достаточна достаточно проста:
- заключив договора залога в отношении имущества, не относящегося к недвижимым вещам, в соответствии со ст. 103.3 Основ законодательства РФ о нотариате, залогодатель (собственник имущества) или залогодержатель (кредитная организация, принявшая имущество в залог), направляет/предоставляет нотариусу уведомление о возникновении залога движимого имущества;
- нотариус регистрирует уведомление о залоге движимого имущества, путем внесения сведений, содержащихся в направленном/предоставленном ему уведомлении, в электронный реестр о залоге движимого имущества, после чего уведомлению присваивается уникальный регистрационный номер и в течение нескольких минут информация о заложенном движимом имуществе в ограниченном виде (без паспортных и иных данных, являющихся персональными данными собственника имущества) публикуется на сайте Федеральной нотариальной палаты.
По результатам внесения сведений о залоге движимого имущества в электронный реестр уведомлений о залоге движимого имущества, нотариус выдает заявителю (залогодержателю или залогодателю) свидетельство о регистрации уведомления о залоге движимого имущества.
Список документов, необходимых для регистрации уведомлений о залоге
Заявитель – физическое лицо гражданин РФ/ИП:
- паспорт/+ перевод паспорта, в случае если заявитель является иностранным гражданином;
- документы, подтверждающие легальное пребывание на территории РФ иностранного гражданина (виза, регистрация, вид на жительство и др.);
- если иностранный гражданин не владеет русским языком, то необходимо пригласить переводчика, который сможет выполнить устный перевод документов с русского языка на язык, понятный иностранному гражданину + паспорт переводчика и его диплом с приложением;
- заполненное уведомление о возникновении залога, и/или уведомление об изменении залога и/или уведомление об исключении сведений о залоге.
Заявитель – российское юридическое лицо:
- Устав в действующей редакции, зарегистрированный ИФНС + изменения в устав;
- Документы (решение участника, протокол собрания участников) о назначении руководителя на должность;
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН), Свидетельство о государственной регистрации, выданное МРП, если юридическое лицо зарегистрировано до 01.07.2002 г., Лист записи ЕГРЮЛ, выданный при регистрации общества при создании, а также при внесении в ЕГРЮЛ сведений о руководителе;
- действующее свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
- печать общества;
- паспорт руководителя общества.
- заполненное уведомление о возникновении залога, и/или уведомление об изменении залога и/или уведомление об исключении сведений о залоге.
Заявитель – представитель, действующий на основании доверенности:
- паспорт;
- доверенность, с полномочиями на представление интересов в нотариальной конторе вопросам удостоверения равнозначности документов;
- заполненное уведомление о возникновении залога, и/или уведомление об изменении залога и/или уведомление об исключении сведений о залоге.
Заявитель – иностранное юридическое лицо:
- Устав организации;
- документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (решение или протокол общего собрания участников/акционеров организации о назначении на должность), если договор подписывает руководитель;
- выписка из торгового реестра страны, в которой зарегистрирована организация;
- Документы должны быть легализованы, переведены на русский язык, а подпись переводчика нотариально заверена;
- заполненное уведомление о возникновении залога, и/или уведомление об изменении залога и/или уведомление об исключении сведений о залоге.
Записаться
Тарифы
Стоимость регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, выдаче выписок из реестра (нотариальный тариф + УПТХ (в рублях)) |
|
---|---|
а) в электронной форме |
600 |
б) в бумажном виде |
600 + 200р. за 1 стр. уведомления |
Выдача выписки из реестра уведомлений о залоге |
|
а) в электронном виде |
200 руб. УПТХ – не взимается |
б) на бумажном носителем |
40 рублей за каждую страницу выписки в пределах первой – десятой страниц включительно, 20 рублей за каждую страницу выписки начиная с одиннадцатой страницы + УПТХ – 60 руб. за 1 стр. |
ПОЛОЖЕНИЕ «О Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации» (ЕИС)
Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Россия и Франция имеют различный уровень развития новых технологий. Впервые нотариальное удостоверение сделки в электронной форме было совершено во Франции в мае 2004г. Сегодня во Франции создана целая система квалифицированной цифровой подписи, содержащейся на индивидуальной магнитной карте и выдаваемой единым сертифицирующим центром каждому нотариусу.
Опираясь на опыт зарубежных коллег, нотариат России, уже создал свое общее информационное пространство — Единую информационную систему нотариата – «Электронный нотариат — «еНОТ», предусматривающую объединение 7 000 российских нотариусов из всех регионов страны в единую систему документооборота.
Информационная система нотариуса «еНот»
В 2006 году в результате сотрудничества Федеральной нотариальной палаты и компании «Триасофт» разработана и внедрена в эксплуатацию Единая информационная система нотариата Российской Федерации.
В настоящее время эта информационная система функционирует уже в 75 регионах страны, объединяя в рамках корпоративной сети нотариусов и сотрудников нотариальных палат.
Основной задачей Единой информационной системы является обеспечение нотариусов своевременной и достоверной информацией, используемой ими в своей работе.
При полном введении проекта «еНОТ», будут доступны так же сведения о заверенных конкретным нотариусом завещаниях и регистрации наследственных дел. Разрабатывается программа использования потенциала нотариата при формировании кредитных историй, составления электронных нотариальных документов, в том числе носящих характер сделок, что позволит совершить удостоверительную нотариусом сделку лицам, находящимся в разных населенных пунктах. Особый статус и профессиональные обязанности нотариуса в целом отвечают условиям электронного оборота и требованиям обеспечения повышенной безопасности электронных сделок. Создан специализированный удостоверяющий центр.
Удостоверяющий центр ООО «КРИПТО-ПРО»
Основное направление деятельности компании ‑ разработка средств криптографической защиты информации и развитие Инфраструктуры Открытых Ключей (Public Key Infrastructure) на основе использования международных рекомендаций и российских криптографических алгоритмов. Продукты компании широко используется различными государственными и коммерческими организациями в системах электронного документооборота, сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, системами исполнения бюджета, городского заказа и интегрированы в прикладные системы ведущих российских ИТ производителей.
Во многих случаях, организация собственного Удостоверяющего центра экономически не целесообразна. В целях снижения затрат на организацию защищенного, юридически значимого электронного документооборота предлагаем Вам воспользоваться услугами Удостоверяющего центра ООО «КРИПТО-ПРО», развернутого на нашей технологической площадке. В этом случае мы полностью берем на себя затраты по приобретению программных решений, оборудования (специальных защищенных серверов), получению лицензий и разрешений, найму и обучению сотрудников и т.д.
Удостоверяющий центр ООО «КРИПТО-ПРО» предоставляет организациям (юридическим лицам) услуги по изготовлению и управлению ключами электронной цифровой подписи пользователей информационных систем, включая процедуру подачи и обработки запросов на сертификаты, верификацию запросов на сертификаты, формирования сертификатов, их получения, использования и отзыва. Также Удостоверяющим центром предоставляются иные сервисные функции, связанные с использованием электронных цифровых подписей, шифрованием, обеспечением электронного юридически-значимого документооборота.
В зависимости от требований политики безопасности предприятия, Удостоверяющий центр позволяет использовать несколько схем регистрации и изготовления сертификатов открытых ключей пользователей.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие органов государственной власти и нотариата в Российской Федерации»
Актуальность темы исследования. Глубокие политические и социально-экономические преобразования в России, возникновение и развитие рыночных отношений, конституционное закрепление равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности — обусловили серьезное видоизменение роли и значения многих традиционных институтов и правовых форм в жизни формирующегося гражданского общества . К числу таких важных, жизненно необходимых и имеющих глубокие европейские и российские традиции правовых институтов относится и нотариат . Преодоление тоталитаристского, с одной стороны,» нормопослушно-го» мышления — с другой, неизбежно ведет к новому правопониманию»1, и если в недавнем прошлом господствовал взгляд на нотариат, как на в значительной мере вспомогательный юридический инструмент (термин институт использовался значительно реже), то с углублением реформ и принятием нового Гражданского кодекса, основанного на цивилизованных правовых принципах и началах , а также ряда других законов, нотариальная форма защиты собственности стала одной из ведущих. Все это вызвало необходимость изменения взаимоотношений органов государственной’власти, причем каждой из ее ветвей — законодательной, исполнительной и судебной — с нотариальной системой , учитывая возрождение и становление частного нотариата в России. К сожалению , институт нотариата в Конституции Российской Федерации не получил должного отражения и закрепления. Упоминание о нотариате в качестве предмета совместного ведения в
Происшедшие коренные перемены изменили характер и значение нотариальной деятельности. Действуя от имени Российской Федерации, нотариус выступает гарантом равенства прав гражданина и государства в сфере гражданского оборота, т.к. для него не существует приоритета интересов государства и общества над интересами личности.
Чтобы эффективно осуществлять свои полномочия, нотариус должен быть беспристрастен и независим в своей деятельности от воли каких бы то ни было должностных лиц и органов власти, руководствоваться Конституцией РФ, Конституциями субъектов Федерации, законами, иными норма-тивно-правовыми актами и международными договорами. Он обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи совершением нотариальных действий. Нотариус не вправе заниматься иной деятельностью, кроме нотариальной, научной, преподавательской, а также выполнять свои обязанности без заключения договора о страховании профессиональной ответственности.
Большая часть этих положений нашла свое отражение в принятых И февраля 1993 года «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» , закрепивших равноправное сосуществование государственного и частного нотариата. Однако, прошедшие с момента принятия закона три года показали , что существование двух разновидностей нотариата оправдано только на переходный период . Различия в организационно-правовом статусе подчеркнули преимущества частного нотариата по сравнению с го
Конституция Российской Федерации — (Российская газета, 25 декабря 1993 г., N 197). сударственным, который в силу своей инертности оказался неспособным в полной мере обеспечить потребности граждан и юридических лиц в защите своих прав и законных интересов . В то же время , ослабление контроля со стороны органов государственной власти за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой привело в некоторых случаях к появлению таких негативных тенденций, как неоправданное увеличение взыскиваемого тарифа, несоблюдение графика приема, недоступность отдельных нотариусов для населения и др. В обществе назрела необходимость принятия нового Закона «0 нотариате», закрепляющего единую организационно-право-вую основу нотариальной деятельности — частный ,»свободный» нотариат -с жестким и действенным контролем со стороны органов государственной власти.
Исторический опыт развития нотариата во многих странах подтвердил жизнеспособность частного нотариата. Международный Союз Латинского нотариата на прошедшем в Берлине 28 мая-3 июня 1995 года Конгрессе принял Россию в свои ряды. Это событие ознаменовало собой новый этап в развитии частного нотариата в России и явилось одним из условий принятия Российской Федерации в Совет Европы.
Нотариат, как звено системы государственного управления и вид государственной деятельности, имеет различные , чрезвычайно важные для углубленного исследования стороны и грани. Основными из них являются направления, формы и методы взаимоотношений органов государственной власти и нотариата, требующие всестороннего анализа.
Написана диссертационная работа на стыке ряда правовых наук, однако в целом с учетом специфики проблемы ( нотариат в системе государственного управления), а также особенностей взаимодействия органов исполнительной власти с нотариатом доминирует административно-правовой аспект.
Состояние научной разработки темы и круг источников.
Значительный теоретический и прикладной интерес к нотариату не случаен, в современный период он обусловлен в первую очередь многообразием правовых форм защиты собственности. «Организационные и правовые основы построения и деятельности нотариата в России по праву составляют специальное научное направление». 1
С учетом сложности, комплексности и неоднородности нотариального дела, регулирования нотариальных-отношений разными отраслями российского права, неупорядоченности значительного круга вопросов осуществления нотариальной деятельности, возникновением частного нотариата и проблем вокруг него можно ( с некоторой долей условности) полагать о постепенном выделении в системе российского права комплексной отрасли в виде нотариального права.
Конечно же, для более определенного вывода о выделении нотариального права в отдельную правовую отрасль требуются более глубокие теоретические обоснования, но для избранной для исследования темы такой вывод ( не бесспорный) имеет значение.
При рассмотрении вопросов системы государственного управления ис
Вопросы правотворческой деятельности субъектов РФ в целях регулирования нотариальной деятельности-исследовались на основе рассмотрения конституционных норм , действующего законодательства, нормативных актов федеральных органов власти и ряда субъектов федерации. В диссертации использованы материалы обсуждения в Федеральном Собрании РФ ряда законопроектов .
Цели и задачи диссертационного исследования.
В данной диссертации избран актуальный и практически недостаточно исследованный аспект: проблема взаимоотношений органов государственной власти, преимущественно органов исполнительной власти с нотариатом в вопросах совершенствования статуса нотариата, его юридической природы, функций и полномочий .
Исследовательская цель диссертации:
— определение места и роли нотариата в системе государственного управления в условиях рыночных отношений, а также его значения’в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
— изучение роли органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в вопросах совершенствования нотариальной деятельности;
— рассмотрение и анализ полномочий и функций каждой из разновидностей нотариата( государственного и частного), характеристика их особенностей ;
— раскрытие механизма осуществления нотариального самоуправления, места и роли федеральной нотариальной палаты и региональных нотариальных палат в руководстве и контроле за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой.
Обьект и предмет исследования.
Объект исследования составляют правоотношения, возникающие между органами государственной власти РФ и субъектов РФ и нотариатом, а также между органами нотариального самоуправления и нотариусами, занимающимися частной практикой.
Предмет исследования в диссертации рассматривался с двух сторон: с одной — изучались проблемы взаимоотношений органов государственного управления и нотариата, его место и роль в системе государственного управления, с другой — предметом выступает сам нотариат, его структура и система .
Теоретическая и методологическая основа.
Нормативную основу исследования составляют Конституция РФ, текущее законодательство, подзаконные правовые акты. Использованы законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. При изучении правовой практики по вопросам нотариата применяются сравнительно-правовой, конкретно-исторический и теоретико-прогностический методы научного анализа.
Диссертация написана на основе соответствующих нормативно-право-вых материалов, касающихся нотариата и нотариальной деятельности в целом. Использованы практические материалы нотариатов Москвы, Санкт-Пе-тербурга, Нижнего Новгорода, республики Башкортостан, ряда других городов и регионов , а также Самарской области. При написании работы автор опирался и на свой личный опыт работы в качестве нотариуса.
Научная новизна работы заключается в том, что диссертация является одной из первых попыток комплексного исследования проблем, характера и форм взаимодействия органов государственного управления и нотариата, государственного контроля за деятельностью органов нотариата.
Осмысление дискуссионных теоретических вопросов , критическая оценка складывающейся практики позволили диссертанту вынести на защиту ряд самостоятельных выводов, новых положений и рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование этого взаимодействия, улучшение его законодательного регулирования.
Основные из элементов новизны , выносимые на защиту, заключаются в следующем:
— дана на основе сравнительного анализа нормативно-правовых материалов, научной литературы и практики характеристика нотариата как звена системы государственного управления , показаны современные тенденции поиска оптимальных форм и методов руководства и контроля со стороны органов государственного управления системой нотариата , преодоления негативных тенденций в функционировании системы частного нотариата;
— проанализированы и классифицированы функции и полномочия каждой из ветвей государственной власти по регулированию системы нотариата, определены критерии и аргументированы принципы, на базе которых должны строиться взаимоотношения федеральных органов системы государственного управления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к совместному ведению, одним из которых является и нотариат;
— аргументирована необходимость дальнейшего совершенствования и развития самоуправления в нотариальной деятельности , определены условия, которые, по мнению автора, требуются для самостоятельной и эффективной деятельности нотариальных палат и будут способствовать развитию самоуправленческих начал в их функционировании;
— выявлены характеристики правового статуса нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, т.е. состоящего на государственной службе, занимающего определенную государственную должность и получающего за свой труд определенное вознаграждение; и нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляющего свою деятельность также, как и государственный, от имени и по поручению государства, но не состоящего на государственной*службе и несущего личную имущественную ответственность за совершенные нотариальные действия;
— подчеркнута на основе исторического опыта и мировой практики необходимость перехода всей системы российского нотариата на единую организационно-правовую основу — частный, «свободный» нотариат;
— обоснованы предложения по принятию принципиально нового Закона Российской Федерации «О нотариате» , законов «О нотариате» субьектов Российской Федерации, не предусматривающих существования государственного нотариата.
Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем, возникающих при взаимодействии органов государственной власти РФ и субьектов РФ с нотариатом и органами нотариального самоуправления, реальной возможностью использования ряда выработанных диссертантом предложений и рекомендаций в процессе дальнейшего совершенствования государственного управления системой нотариата, при подготовке нового законодательства РФ и субьектов РФ о нотариате.
Для повышения эффективности государственного управления системой нотариата, усиления контроля за деятельностью нотариусов и роста их профессионализма рекомендуется ускорить принятие нового федерального Закона «О нотариате», разработку и принятие на его основе законов субьектов Федерации «О нотариате», закрепляющих единую организацион
— и но-правовую основу нотариата . Все это позволит создать необходимую правовую базу для эффективного функционирования всей системы нотариата, включая органы нотариального самоуправления.
Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке данной темы, проведении научных исследований, в области преподавания правовых дисциплин в юридических учебных заведениях, в системах повышения квалификации нотариусов, судей, работников правоохранительных органов.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и теоретические выводы диссертанта были отражены в публикациях и статьях, а также предложениях автора, направленных в Федеральную и региональные нотариальные палаты, в комитеты по законодательству Федерального Собрания.
Важнейшие положения диссертационного исследования обсуждались на совещаниях нотариусов и представителей региональных нотариальных палат (Москва-Липки 1994 г., Суздаль 1995 г., Москва 1996 г.), с нотариусами Германии (XXI Конгресс Международного Союза Латинского нотариата -Берлин 1995 г.), Италии (III Российско-Итальянский симпозиум — Рим 1995 г.).
Диссертант принимал участие в обосновании , подготовке и обсуждении в Государственной Думе и Совете Федерации ряда законопроектов по проблемам нотариата, в частности «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства о нотариате» ( 1994 -1995 г.г.) , «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине»(1995 -1996 г.г.).
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.