Металлолом налог на прибыль в бюджетном учреждении

Содержание

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

После проведения ремонта, демонтажа или разборки ликвидируемых основных средств остаются отдельные детали, узлы и агрегаты, которые можно сдать в металлолом. Однако сначала такое имущество нужно принять на баланс в качестве актива, ведь от его реализации впоследствии можно получить доход. Какими записями будут оформляться операции по оприходованию и реализации металлолома казенным учреждением? Является ли данная реализация объектом обложения НДС? Каковы особенности учета доходов, полученных от сдачи металлолома, в целях налогообложения прибыли?

Принятие металлолома на баланс учреждения

Исходя из положений п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н и п. 23 Инструкции № 162н металлолом, полученный по результатам ремонтных работ, в ходе демонтажа (разборки) списываемого имущества, подлежит оприходованиюв составе материальных запасовна счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату его принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен, то есть на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа (п. 52, 54, 55 СГС «Концептуальные основы»).

К сведению! При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах должны быть (п. 59 СГС «Концептуальные основы»):

  • подтверждены документально;

  • получены от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированы субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.

Оприходование металлолома отражается в бюджетном учете следующими проводками (п. 23 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Принят к учету металлолом по справедливой стоимости:

– при ликвидации основных средств

1 105 36 346

1 401 10 172

– при проведении ремонтных работ

1 105 36 346

1 401 10 199

Отражение операций по реализации металлолома и учету доходов

Казенное учреждение не может отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества. Поэтому осуществлять реализацию металлолома, полученного от демонтажа (разборки) списанного с учета имущества, следует по согласованию с вышестоящим главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности, которой казенные учреждения вправе заниматься, только если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Согласно положениям бюджетного законодательства средства, полученные от продажи имущества казенного учреждения, относятся к неналоговым доходам и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ по нормативу 100 % (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, 62 БК РФ).

При сдаче металлолома в пункт приема лома его стоимость списывается с учета, что отражается следующей корреспонденцией счетов (п. 26 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Списана стоимость металлолома при его реализации

1 401 10 172

1 105 36 446

В соответствии с Порядком № 209н начисление доходов от реализации металлолома отражается в бюджетном учете по подстатье 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ, а при кассовом поступлении этих доходов в бюджет – по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ.

Начисление дохода, полученного от реализации металлолома, оформляется следующей проводкой (п. 78 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

Порядок отражения в учете операций по поступлению денежных средств, полученных от реализации металлолома, на счетах учета доходов бюджета будет зависеть от того, переданы казенному учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет (п. 78, 104 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Если учреждение является администратором доходов бюджета

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 210 02 446

1 205 74 664

Если учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет

Отражена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома*

1 304 04 446

1 303 05 731

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 303 05 831

1 205 74 664

* Казенное учреждение направляет в адрес администратора кассовых поступлений извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета.

Налоговый учет

Налог на добавленную стоимость.

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов с 01.01.2018 подлежит обложению НДС. Однако исчислять и уплачивать налог в данном случае должны не казенные учреждения, а налоговые агенты – покупатели лома и отходов (п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ). Налоговая база рассчитывается налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.

В связи с этим операции по реализации металлолома в разд. 3 декларации по НДС (форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) учреждениями-продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при реализации таких активов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (Письмо ФНС РФ от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Наряду с этим казенные учреждения обязаны составлять счет-фактуру без учета сумм налога с проставлением отметки: «НДС исчисляется налоговым агентом», поскольку гл. 21 НК РФ не предусмотрено выставление счетов-фактур налоговыми агентами при реализации металлолома (абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, письма Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, 03-07-11/26184).

Налог на прибыль.

В целях гл. 25 НК РФ стоимость материалов (или иного имущества), полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Внереализационные доходы в натуральной форме принимаются к учету при определении налоговой базы исходя из цены сделки на основании положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). Исходя из изложенного стоимость металлолома, полученного в результате списания основного средства, оцененная в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде таких отходов при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного по требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализации металлолома является доходом от реализации. Как указано в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, доход, полученный от реализации, учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного имущества (металлолома), определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

Таким образом, выручка, полученная от реализации металлолома, может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе доходов при списании имущества (см. также Письмо Минфина РФ от 04.04.2019 № 03-03-07/23385).

Пример 1.

После проведения демонтажа морально устаревшего оборудования оприходован металлолом на сумму 3 000 руб., который в последующем сдан в пункт приема лома. Средства, полученные от его реализации, в размере 3 000 руб. поступили напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджете.

В бюджетном учете будут составлены следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по справедливой стоимости

1 105 36 346

1 401 10 172

3 000

Списана стоимость металлолома при его реализации

1 401 10 172

1 105 36 446

3 000

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 564

1 401 10 172

3 000

Отражена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств, полученных от реализации металлолома

1 304 04 446

1 303 05 731

3 000

Поступили в доход бюджета денежные средства, полученные от реализации металлолома

1 303 05 831

1 205 74 664

3 000

Пример 2.

Казенное учреждение оприходовало металлолом, образовавшийся в ходе ремонта отопительной системы и демонтажа радиаторов. Его справедливая стоимость составила 5 000 руб. и равна цене реализации. Специализированная организация по приему лома перечислила денежные средства напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение является администратором доходов бюджета.

Приём лома цветных металлов в Челябинске

Название цена (б/н) руб./кг цена (нал.) руб./кг
Лом меди (блеск) 480 470
Лом меди (кусок) 460 450
Лом меди (mix) 445 435
Лом меди (Радиаторы тепловозные) 310 300
Лом меди (печки) 300
Лом бронзы 320 310
Лом латуни (радиаторов) 280 270
Лом латуни 265 255
Стружка латунная 240 230
Лом алюминия электротехнический 115 110
Лом алюминия (посуда) 100 95
Лом алюминия (профиль) 95 90
Алюминий (радиаторы) 42 40
Лом алюминия (смешанный) 93 90
ЦАМ (автомобильный) 85 80
Лом магния 53 50
Алюминий (баночка) 65 60
Лом нержавеющей стали Б-26 88
Лом свинца (кабельный) 115 110

Закупаем лом медесодержащего кабеля по цене 300 рублей за килограмм

Цены на лом металла корректируется в зависимости от многих факторов.

Нержавеющий, черный и цветной металлический лом или лом металла сегодня, это общее название различных пришедших в непригодное состояние изделий из металла. Обычно к лому металлическому относят специально собираемый в отведенных для этого местах стальной лом или лом кабеля с целью дальнейших вывоза, сдачи, реализации, переработки, продажи. Принимаемый металл принято разделять на:

  • лом черных металлов;
  • лом нержавеющей стали (нержавейка);
  • лом цветных металлов.

Черный и цветной лом металлический используется многими предприятиями Челябинска и Российской Федерации для производства и изготовления большого разнообразия товаров, необходимых для повседневной деятельности человека. Обеспечить потребности производителей металлургической промышленности в материале можно за счет добычи металлической руды на месторождениях, закупки импортного сырья или переработки лома металла. Переработка лома цветного, нержавеющего и черных металлов является приемлемым вариантом, т.к. такой после переработки он не уступает по качеству продукции изготовляемой из руды и при этом отличается ценой в меньшую сторону.

Мы осуществляем приём лома кабеля и черного, нержавеющего, медного, алюминиевого, свинцового, титанового, бронзового металлов в Челябинске, предлагая организациям и физическим лицам города и региона выгодную цену на лом сегодня и качественное обслуживание. Все это сегодня востребовано в повседневной деятельности и на производстве.

ООО Доминанта это организация, которая себя зарекомендовала, как стабильная и быстро развивающаяся компания на рынке приема и переработки цветных, черных, нержавеющих металлов. Основные виды деятельности нашей организации это — прием, скупка, переработка и оптовая торговля ломами и отходами алюминия, меди, латуни, свинца, титана, бронзы, нержавейки, черных металлов.

Мы сертифицированная организация и производим приемку цветного и черного металлолома и лом кабеля у организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Если Ваша организация занимается строительной деятельностью или Вы осуществляете демонтаж и монтаж металлических изделий — мы всегда готовы работать с Вами.

Обращаем Ваше внимание, что стоимость лома цветного металла и нержавейки всегда определяется наличием и количеством нужного сплава в его составе, а также объемом и весом партии, чистотой материала в соответствии с выпиской из ГОСТ 1639-2009 и ГОСТ 2787-1975.

Отходы Вашего производства в виде лома черных, нержавеющих или цветных металлов Вы можете отправить на задний двор, где они будут загромождать территорию окружающую Вас. А можете обратить внимание на объявления «прием лома металла», «прием лома цены», «реализация лома» и выгодно сдать лом от 1 кг до 1 тонны за более приличную стоимость.

Говоря об обоюдной пользе сдачи и приема лома цветных и черных металлов, напомним о том, что добыча руды является дорогостоящим делом. А наша организация ООО «Доминанта», производя прием отходов цветных и черных металлов, нержавейки в пункте приема гарантирует полную переработку лома с использованием современного технологичного оборудования.

Много лет принимая в Челябинске у населения и организаций лом кабеля, алюминия, бронзы, титана, латуни, меди, свинца, нержавейки и черных металлов мы предлагаем не только его прием, но и дальнейшую переработку металлов лома.

У нас производится переработка металлов лома различных категорий.

Работа нашей организации подтверждена государственной лицензией. Мы гарантируем взаимовыгодное сотрудничество всем нашим партнерам. Мы гарантируем правильность расчетов, точность измерительных приборов, профессионализм и порядочность сотрудников – все это позволило нам заработать репутацию, которую мы ценим.

Скупка, покупка и прием лома металла дорого

Мы скупаем лом и производим вывоз его с территории Вашего предприятия. Мы имеем собственный автотранспорт, что позволяет нам вывозить лом алюминия, меди, латуни, бронзы, нержавейки, титана, черного металла со складов из любого региона России. Вы можете продать дорого черный, нержавеющий и цветной лом не выходя из офиса. Стоимость Вас приятно удивит. Скупка и приемка осуществляется как на нашей площадке, так и на Вашей территории.

Реализация и продажа лома стали

Так, как деятельность нашей организации связана с реализацией, сбором, хранением, переработкой лома стали, то мы имеем все необходимые разрешения для осуществления работ по приему лома цветного и черного металлов (или так называемое разрешение на металлы). На территории нашей организации имеется пункт приема лома, который обеспечен всеми необходимыми приборами и приспособлениями, а также весовым оборудованием.

В существующем на данный момент налоговом законодательстве организация освобождается от начисления налога на добавленную стоимость при сдаче лома металлов, если он накопился в процессе производственной деятельности данной организации. Мы всегда готовы помочь в реализации металлического лома, накопившегося на территории Вашего предприятия. Организации и физические лица, являющиеся нашими постоянными клиентами имеют возможность сдать металлолом по индивидуальной цене.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ уточнил некоторые нюансы применения нулевой ставки НДС при реализации драгоценных металлов.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, могут применять нулевую ставку НДС при реализации:

  • Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
  • фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ;
  • Центральному банку РФ;
  • банкам.

Это установлено подпунктом 6 пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Федеральным законом от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ скорректирован данный подпункт.

Так, с 1 октября 2018 года ставку НДС 0 % можно применять также налогоплательщикам, осуществляющим без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Кроме того, подпунктами 9 и 10 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса установлены льготы по реализации драгоценных камней и металлов.

Напомним, если вы реализуете драгоценные камни или металлы и вам невыгодно применять льготу, вы можете от нее отказаться.

Начало действия документа — 01.10.2018.

Бюджетное учреждение списало основные средства и учло их на забалансовом счете 02. В результате демонтажа данных объектов комиссией было установлено, что образовался лом черных металлов. Лом черных металлов принят к учету в составе материальных запасов. Со специализированной организацией заключен договор купли-продажи лома черных металлов. Реализация лома не является уставной деятельностью учреждения.
Как правильно в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить реализацию лома (счет 205 00 или счет 209 00), по какому КОСГУ?

6 декабря 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в целях отражения расчетов по реализации металлолома можно использовать счет 2 209 89 000 «Расчеты по иным доходам». Денежные средства, полученные от реализации металлолома, следует отражать с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» и статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Обоснование вывода:
В результате реализации мероприятий, предусмотренных актами о списании объектов основных средств, в распоряжение учреждений поступают отходы (в частности, металлолом), а также комплектующие, запасные части и другие «вторичные» материалы. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Учитывая положения п.п. 2, 3 ст. 299 ГК РФ, можно сделать вывод, что весь металлолом и иные отходы, поступающие в связи со списанием объектов имущества, принадлежат учреждению на праве оперативного управления.
В соответствии с п.п. 197, 220 Инструкции N 157н в бюджетном учреждении поступающие доходы могут учитываться на счетах 205 00 «Расчеты по доходам» и 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». При этом на счете 205 00, как правило, отражается начисление и поступление доходов, которые связаны с осуществлением уставных видов деятельности бюджетного учреждения (смотрите абз. 7 п. 93 Инструкции N 174н). Такие доходы, в основном, учреждение заранее может спланировать. В свою очередь, на основании п.п. 220, 221 Инструкции N 157н для отражения расчетов по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения госсектора и которые не связаны с осуществлением уставных видов деятельности, применяется счет 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Такие поступления носят разовый, непостоянный характер.
Так как в рассматриваемой ситуации реализация металлолома не является уставной деятельностью, то, по нашему мнению, для начисления доходов от реализации лома можно использовать счет 209 00, в частности счет 209 89 «Расчеты по иным доходам». Однако отметим, что конкретный перечень доходов, которые бюджетное учреждение будет отражать с использованием счетов 205 00 или 209 00, целесообразно закрепить в положениях учетной политики.
Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Учет таких сумм осуществляется по КФО 2.
В соответствии с Указаниями N 65н доходы от реализации лома относятся на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Обратим внимание, что код 172 КОСГУ применяется для отражения операций по определению финансового результата от операций с активами (основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, материальными запасами) и не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий. Денежные средства, полученные от реализации металлолома, следует отражать с применением статьи 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ (письмо Минфина России от 19.12.2014 N 02-08-10/65863).
Согласно п. 150 Инструкции N 174н начисление доходов от реализации основных средств, нематериальных активов, материальных запасов отражается с применением счета 2 209 89 000 «Расчеты по иным доходам». Таким образом, рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно оформить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 209 89 560 Кредит 2 401 10 172
— отражено начисление дохода, полученного от реализации лома;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 89 660
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 440, КОСГУ 440)
— отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *