Условия труда педагога

Содержание

К главным средствам преподавателей относятся их профессионализм, обширные интеллектуальные познания своего предмета и умение интересно донести знания ученикам. Именно из-за этих факторов считается, что особое условие труда педагога – это большая моральная ответственность за качественность выполнения своих обязанностей. Однако не стоит забывать и про другие требования, инструкции и условия труда.

Общая информация об условиях труда учителей и преподавателей

К общим требованиям по охране труда можно отнести следующие пункты:

  • в каждом кабинете обязана находиться медицинская особая аптечка с необходимыми медикаментами;
  • при работе учителя важно учитывать опасные факторы (сильное эмоциональное напряжение, большой объем работы и т. д.);
  • преподаватель должен соблюдать правила личной гигиены и пожарной безопасности;

Учитель

  • сотрудник отвечает за дисциплину в классе;
  • каждый учитель должен знать, как оказывается первая помощь и порядок действий при экстремальных ситуациях;
  • если произошел несчастный случай, работник обязан сообщить о нем руководству.

Инструкция по охране труда для учителя

Обратите внимание! Перед началом урока преподаватель обязан убедиться в достаточной освещенности кабинета, исправности электроприборов, а также в том, что температура находится в пределах нормы (18-20 градусов).

Действия, которые необходимо выполнить при аварийных ситуациях:

  • при пожаре следует незамедлительно вывести учеников через служебный вход и сообщить об инциденте руководству;
  • если ребенок получил травму, то нужно оказать ему первую помощь и отвести в медицинский кабинет. При получении серьезных травм, необходимо вызвать родителей и позвонить в скорую помощь.

Инструкция по охране труда для учителя математики в школе

Математик обязан следить за личной безопасностью и за дисциплиной в классе, не допускать учеников к переноске аппаратуры ТСО и самостоятельному использованию электроприборов.

Должностные обязанности по охране труда преподавателя электротехники

Учитель должен контролировать использование электронных приборов во время занятия, не оставлять класс без присмотра, носить спецодежду и придерживаться инструкций.

Инструкция по охране труда учителя начальных классов

Во время учебного занятия, учитель младших классов не должен оставлять детей без присмотра, допускать к электроприборам и к переноске аппаратов ТСО. Также преподаватель обязан следить за выполнением практических заданий учеников. После окончания уроков, следует лично встретиться с родителями ребенка и провести его.

Учитель с детьми

Инструкция по охране труда для учителя технологии в школе

Во время учебного процесса сотрудник обязан контролировать выполнение практических заданий, проверять наличие необходимых предметов (наперстков, фартуков) и регулярно проводить инструктаж по ТБ. После завершения занятия следует убрать рабочее место.

Инструкция по охране труда для учителя химии

В обязанности преподавателя химии, помимо вышеперечисленных требований, входит выдать ученикам особою одежду (халаты), ознакомить их с инструкциями при проведении лабораторных работ, а также в течение всего процесса следить за личной безопасностью труда. После завершения урока следует убрать все реактивы, оборудование и химпосуду в лабораторию, которая должна находиться в зоне недосягаемости для учащихся.

Инструкция по охране труда для учителя русского языка и литературы

Преподаватель должен поддерживать дисциплину в классе и следить за личной безопасностью труда. Также необходимо не допускать учеников к самостоятельному использованию электроприборов.

Инструкция по охране труда для учителя физкультуры в школе

Во время учебного процесса, учитель физической культуры обязан следовать разработанной технике безопасности, особенно при использовании спортивного инвентаря. Также необходимо соблюдать правила личной гигиены, следить за дозировкой физических упражнений каждого ученика и дисциплиной.

Обратите внимание! Не разрешается допускать к занятию детей без спортивной формы и оставлять их без присмотра. После окончания занятия следует проверить количество учащихся и навести порядок в спортзале.

Инструкция по охране труда для учителя физики

Перед началом урока физик должен разработать специальные памятки и ознакомить с ними всех учеников. При работе с электрическим током нельзя подавать напряжение более 42В на рабочие места, а также следует соблюдать личную безопасность. После завершения занятия нужно отключить подачу электроэнергии и убрать все оборудование в лабораторию.

Производственная характеристика для МСЭ — пошаговая инструкция заполнения

Учитель должен добиваться глубокого усвоения знаний у своих учеников и уметь организовать свой урок так, что учащиеся смогут справиться с поставленными задачами. Поэтому для сотрудников данной сферы деятельности нужно также указать насколько там тяжёлые умственные нагрузки.

В производственной характеристике обязаны быть заполнены следующие пункты:

  • паспортные данные работника;
  • развернутое или сокращенное наименование заведения, где работает сотрудник, и его местонахождение;
  • занимаемая должность, а также разряд, классификация и т.д.;
  • развернутое описание трудовых обязанностей в заведении (напряжённость, тяжесть работы);
  • льготы человека, если таковые имеются;

Характеристика

  • условия труда и график трудовой деятельности;
  • уровень шума, освещенности, запыленности помещения и другие санитарные и гигиенические показатели;
  • статистика выполнения заданного плана на месяц;
  • вероятные облегченные условия труда и вредность сотрудника;
  • число больничных листов;
  • описание всех вредных и опасных факторов, влияющих на работу.

Обратите внимание! Если существует любая другая дополнительная информация, то она должна присутствовать в данном документе.

Характеристика учителя английского языка

Если, при прохождении МСЭ, какие-либо данные отсутствуют, то там нужно поставить прочерк, а не оставить пустое место. К характеристике условий труда необходимо относиться серьезно.

Вредность у лаборанта химии

Сотрудник, имеющий дело с опасными условиями труда, которые вызывают функциональные изменения, приводящие к заболеваниям, имеет право на получение компенсации. Её сумма устанавливается при помощи договора и локальных нормативных актов. Это также касается лаборанта химии.

Интересно! 3 группа инвалидности с ОЖД к труду подразумевает под собой сокращённый рабочий день, а также меньшее количество работы, чем у здоровых работников. Если же у учителя 2 группа инвалидности с ОЖД к труду, то он может выполнять свои трудовые обязанности в особых условиях с измененным графиков и режимом.

По каким производственным факторам производится СОУТ учителя

Не учитывая все положительные характеристики труда, он часто несёт за собой вредные или опасные факторы, сказывающиеся на работе и здоровье учителя.

Существует 4 вида воздействующих на человека факторов: физический, психофизиологический, химический, биологический.

К физическим относятся:

  • микроклимат;
  • уровень шума и вибрации, создаваемые в процессе деятельности;
  • освещенность помещения;
  • влажность;
  • температура.

Химические факторы связаны с контактом с вредными веществами, а биологические — с повышенной вероятностью контакта с опасными организмами. Последний вид производственных факторов напрямую зависит от эмоциональных перегрузок.

Оценка условий труда педагогов: порядок проведения

Оценивание всех необходимых факторов должно производиться представителями независимой комиссии, которую должна вызвать администрация учебного заведения.

Этапы проведения СОУТ педагогов:

  • выявление причин и источников опасных факторов, находящихся на рабочем месте учителя;
  • установление совпадений между имеющимися факторами и теми, которые предусмотрены специальным классификатором;
  • принятие решения о проведении испытаний, чтобы выявить опасность и вредность факторов.

Обратите внимание! Далее происходит оформление полученных результатов.

Аттестация рабочего места учителя

Данный вид аттестации – это особая система анализа рабочих мест педагога, которая проводится для того, чтобы ознакомить сотрудников с условиями труда, а также для сертификации производственных объектов. Она должна быть проведена исключительно органами законодательной власти как минимум один раз в пять лет, проверяя все рабочие места преподавателей.

Проведение аттестации рабочих мест состоит из 4 блоков. Для начала должен был предъявлен приказ о проведении аттестации, далее следует формирование комиссии и, собственно, сам процесс. Конечным действием является оформление результатов.

Применение результатов специальной оценки условий труда педагогов

Полученные данные проверки помещений работодатель обязан использовать для обезвреживания вредных или опасных факторов на рабочем месте педагогов.

Руководство учебного заведения обязано:

  • в кратчайшее время осуществить ряд мер для улучшения среды деятельности сотрудника;
  • обеспечить получение компенсации, предусмотренной нормами закона;
  • провести ознакомление рабочих с мерами защиты от опасных и вредящих факторов;
  • в обязательном порядке организовать медицинский осмотр для медработника;
  • регулярно проверять состояние микроклимата в помещениях.

Обратите внимание! Ликвидация вредных факторов напрямую связана с профессиональной деятельностью и здоровьем всех сотрудников. Поэтому улучшить среду работы учителей после проверки необходимо.

Медосмотр для преподавателей вузов

Законодательством предусмотрено прохождение всех необходимых медицинских исследований для сотрудников вузов.

Осмотр

К ним относятся:

  • осмотр у стоматолога, ЛОРа, инфекциониста и дерматовенеролога;
  • прохождение аппаратной диагностики;
  • прохождение других дополнительных обследований, которые предназначены для выявления различных заразных болезней (туберкулёз, сифилис, чесотка и другие).

Медицинский осмотр сотрудники обязаны проходить не менее одного раза в год, иначе руководство получит штраф.

Законно ли сняли доплату за вредность учителю информатики и химии 12 %

Согласно трудовому кодексу, за труд человека платят в повышенном размере, если тот имеет дело с опасными и вредными условиями.

Если рабочее место сотрудника принадлежит к 3 или 4 классу, то ему положена зарплата в повышенном размере за вредность. Руководитель обязан проинформировать человека по этому поводу.

Дополнительная информация! Смотря с экономической точки зрения, если условия труда учителя граничат с опасными и вредными факторами, то он должен получать компенсацию, минимальный размер которой составляет четыре процента от заработной платы человека.

Главной спецификой данной профессий, как и других подобных (например, воспитатели и логопеды), считается постоянный контакт с детьми. Именно учителя дают необходимые знания и воспитывают в них дисциплину. Техника безопасности в школе для учителей крайне важна, ведь от нее также зависит выполнение трудовых обязанности сотрудников.

Законодательство об условиях труда педагогических работников

Трудовое законодательство, в частности, Трудовой кодекс РФ под условиями труда педагогических работников понимает:

  • достаточно широкий круг обстоятельств,

  • к которым относятся, в том числе права и обязанности педагогического работника.

Широкое понимание условий труда педагогических работников обусловлено договорной основой трудовых отношений с педагогическими работниками:

  • основным правовым документом, определяющим условия труда педагогических работников, является трудовой договор с конкретным педагогическим работником.

При этом законодательство делит условия трудового договора с педагогическими работниками:

  • на обязательные условия трудового договора и

  • факультативные условия трудового договора.

Так в соответствии со статьей 57 «Содержание трудового договора» Трудового кодекса РФ обязательными условиями трудового договора являются следующие:

  • место работы, а в случае, когда педагогический работник принимается для работы в филиале или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

  • трудовая функция, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности. При этом если в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или положениям профессиональных стандартов;

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов

  • сроки действия трудового договора (бессрочный или на определенный срок). В случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора с педагогическим работником в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом;

  • условия оплаты труда, включая размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) педагогического работника, доплаты, надбавки, поощрительные и другие выплаты, в т.ч. стимулирующие;

  • режим рабочего времени и времени отдыха, если для данного педагогического работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя;

  • гарантии и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы, например, разъездной характер работы;

  • условия труда на рабочем месте;

  • условие об обязательном социальном страховании педагогического работника;

  • другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Если при заключении трудового договора с педагогическим работником в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа обязательных условий:

  • то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями;

  • при этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре с педагогическим работником могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение педагогического работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

  • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

  • об испытании;

  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

  • об обязанности педагогического работника отработать после обучения не менее установленного трудовым договором срока, если обучение проводилось за счет средств образовательного учреждения;

  • о видах и об условиях дополнительного страхования педагогического работника;

  • об улучшении социально-бытовых условий педагогического работника и членов его семьи;

  • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться:

  • права и обязанности педагогического работника и образовательного учреждения (работодателя), установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами,

  • а также права и обязанности педагогического работника и образовательного учреждения, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей педагогического работника и образовательного учреждения:

  • не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ об условиях труда педагогических работников

В Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ содержатся ряд норм, относящихся к условиям труда педагогических работников, однако сформулированных с высокой степенью неопределенности.

Так, статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона об образовании № 273-ФЗ, определяющая компетенцию образовательной организации, предусматривает:

  • компетенцию (следовательно, и право, и обязанность) образовательной организации обеспечить материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с действующими нормами и требованиями,

  • в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Упомянутые в статье 28 Закона об образовании № 273-ФЗ нормы и требования:

  • должны определять материально-технические условия труда педагогических работников,

  • которые, в свою очередь, имеют право настаивать на их исполнении.

Аналогично, установленная Законом об образовании № 273-ФЗ обязанность администрации по созданию условий и организации повышения квалификации педагогических работников (дополнительного профессионального образования):

  • также относится к условиям труда педагогических работников, которые должны быть предоставлены образовательным учреждением (в том числе среднего профессионального образования)

  • в соответствии с существующими нормативами и установленными требованиями.

Статья 28 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ налагает также обязанность на образовательное учреждение:

  • по обеспечению охраны и укрепления здоровья и организации питания обучающихся, а также педагогических работников образовательного учреждения (пункт 15 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ),

  • по организации научно-методической работы, проведению научных и методических конференций, семинаров (пункт 20 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона об образовании образовательное учреждение обязано:

  • создавать безопасные условия обучения и воспитания, обеспечивающие охрану жизни и здоровья не только обучающихся, но и педагогических работников образовательного учреждения (пункт 2 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ).

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *