Работа условия труда 1 и 2 класса

Работа бывает опасной и вредной. Чтобы защитить права граждан, а также компенсировать убытки от такой работы, законодательными органами была разработана специальная классификация, по которой на данный момент оценивают класс условий труда. Например, 2 класс условий труда по специальной оценке условий труда – это работа с допустимой степенью вредности, которая не требует предоставления льгот работнику.

Оценка и присвоение класса условий труда

Оцениванием рисков занимается специальная аккредитованная компания, которая осуществляет СОУТ. Это процедура спецоценки, цель которой – анализ таких производственных факторов:

  • степень освещенности помещений;
  • процентное содержание вредных примесей в воздухе;
  • коэффициентное отображение параметров микроклимата;
  • уровень шума, вибраций, ультразвукового и инфразвукового воздействия;
  • наличие или отсутствие электромагнитных, радиационных или ионизирующих излучений.

На основании проведенного анализа комиссия СОУТ присваивает рабочим местам соответствующую классификации степень опасности.

Что скрывается под понятием «условия труда (2 класс)»

На предприятиях с отсутствующими вредными факторами производства или при их незначительном присутствии комиссия СОУТ присваивает 2 класс условий труда по степени вредности и опасности, что значит действие этих факторов в пределах границ допустимых значений.

Границы предела допустимых значений

К допустимым значениям вреда относят показатели, уровень воздействия на организм которых не превышает установленных законодательством гигиенических нормативов. Допустимые условия (2 класс) характеризуются незначительным вредом или усталостью. Такое воздействие не требует специального восстановления.

В каких случаях проведение спецоценки обязательно

С начала 2019 года законодательные требования таковы, что установление факта вреда окружающей среды необходимо везде, где есть рабочие места. Это касается даже малых предприятий, в том числе ИП с наемными работниками.

Процедура проведения спецоценки

Алгоритм проведения СОУТ включает в себя:

  • создание специальной комиссии в нечетном количестве членов, включающей в себя сотрудников аттестуемой организации;
  • формируется список проверяемых рабочих мест (закон позволяет оценить пятую часть от общего числа);
  • создается график работы комиссии;
  • заключается договор о сотрудничестве с аккредитованной компанией, осуществляющей спецпроверку на законных основаниях;
  • по запросу из проверяющей компании предоставляются необходимые документы, планы, сертификаты;
  • осуществляется измерение потенциально опасных факторов производства, их документальное утверждение;
  • формируется отчет о прохождении СОУТ, предоставляется в аккредитованную компанию;
  • формируется специальная декларация, предоставляемая в службу охраны труда;
  • о прохождении проверки оповещаются все сотрудники;
  • отправляется соответствующее уведомление в ФСС;
  • результаты проверки применяются на производстве.

Последствия присвоения условиям труда уровня допустимых значений

Класс условий труда «2»: что значит, что положено делать объясним далее. Такая классификация означает, что работа осуществляется в производственной среде. Это значит, что никаких дополнительных изменений в рабочий график вносить не нужно. Такие результаты отображаются только в трудовом договоре.

Отображение результатов проверки в трудовом договоре

Условия труда (класс 2) в трудовом договоре отображаются в отдельном пункте. Это касается как новых сотрудников, так и действующих. В договоры последних вносятся соответствующие изменения, которые подтверждаются отдельно заключенными соглашениями.

© 13.07.2011 Полина Потапова

С 1 сентября вступает в силу приказ Минздравсоцразвития РФ, с которым вводятся новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда. В чём суть нового приказа? Теперь сотрудникам компаний будет легче получить компенсации за небезопасность рабочего места. Так, те, у кого в офисе нет окна, вправе требовать дополнительный отпуск, сокращенную рабочую неделю и надбавку к зарплате.

Теперь ответственность будет разделена между работодателем и аттестующей организацией. Ранее аттестация проводилась силами самого работодателя, что, конечно, давало субъективные результаты.

При нарушении условий труда работодателя может ждать административная и даже уголовная ответственность. А тех, кто может пожаловаться на вредные условия труда, сейчас в стране, по данным Росстата, 50%. По экспертным оценкам, и вовсе 70%. Но тут же эксперты уточняют: цифра завышена, поскольку в России действуют крайне жесткие требования. Формально условия нарушены, но работать можно.

В законодательстве оговорено 13 факторов вредности, в которые включено все — от уровня радиации до нормативов эмоциональных нагрузок. Но взять, например, положенный уровень шума для офисного сотрудника — не больше 60 дБ. При этом речь одного человека составляет примерно 62 дБ. Так что если вы работаете в оупен-спейсе, где все одновременно говорят по телефону и непрерывно работает принтер, то условия вашего труда, согласно закону, тяжелые.

Солнце вместо лампочек

Щекотливый фактор вредности — отсутствие естественного света в рабочем помещении. Именно он может стать предметом большого количества жалоб со стороны сотрудников, ведь это право нарушается почти повсеместно.

«Людям, работающим без дневного света, полагаются все виды существующих компенсаций, — объясняет гендиректор Клинского института охраны условий труда Олег Косырев. — Они могут работать по щадящему графику — не более 36 часов в неделю, брать неделю дополнительного отпуска или получать надбавку к зарплате».

Судиться станут больше

Больше всего общественность волнует вероятность сговора работодателя и аттестующей организации. Если это произойдет, бороться за свои права сотрудникам придется в суде. Второй вариант — просто терпеть предложенные условия. Эксперты уверяют, что вероятнее первый сценарий.

«Это вопрос социальных прав работника, — продолжает Олег Косырев. — Он касается его здоровья и доходов, поэтому вряд ли он будет закрывать глаза на нарушения. Мы ожидаем всплеска социальной активности работников, обращения в суды из-за необоснованного лишения или снижения компенсаций».

Кстати, в суде можно будет добиться не только выплаты компенсаций и возмещения морального вреда, но и применения санкций к работодателю и руководителю аттестующей организации вплоть до лишения права занимать определенные должности на срок от 2 до 5 лет.

Но есть другая точка зрения. Вредность производства уходит на второй план, если работу любишь.

«С новым порядком проведения аттестации рабочих мест критического роста судебных исков со стороны сотрудников не произойдет, — считает ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Мусейчук. — Рабочее место — не основной фактор, влияющий на лояльность сотрудника к компании. Вовремя выплаченная зарплата, слаженная команда, взаимопонимание с боссом — все эти компоненты гораздо более существенны для работников в оценке условий труда».

В России уже есть положительный опыт отстаивания прав работников в суде. В 2009 году сотрудники супермаркета Мetro Cash & Carry подали иск на руководство. Поводом стали нарушения, связанные с качеством освещения, и температура воздуха в мясных и рыбных отделах, которая не превышала +10 градусов. В результате продавцы получили надбавку к зарплате в 4%, неделю дополнительного отпуска и 36-часовую рабочую неделю. Правда, сейчас компенсации выплачивают не всем, поскольку несоответствия нормам на отдельных рабочих местах были устранены.

условия копирования

Наличие вредных и опасных факторов устанавливается результатами специальной оценки условий труда рабочих мест, для проведения которой отводится срок 12 месяцев с момента создания конкретного рабочего места.
Может ли недавно зарегистрированный (менее года) индивидуальный предприниматель не направлять на предварительные медицинские осмотры работников по приказу N 302н?

8 ноября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До проведения специальной оценки условий труда работодатель обязан направить на медицинский осмотр тех работников, на рабочих местах которых вредные и (или) опасные производственные факторы (за исключением поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н) выявлены в ходе лабораторных исследований и испытаний в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также следует из эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности. В противном случае обязанности направлять работников на медицинские осмотры до проведения специальной оценки условий труда у работодателя нет.

Обоснование вывода:
В силу части первой ст. 213 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
С целью идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценки уровня их воздействия на работника и определения класса (подкласса) условий труда на рабочих местах (оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда) работодателем проводится специальная оценка условий труда (далее также — СОУТ) (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ)).
Согласно ст. 17 Закона N 426-ФЗ СОУТ на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 12 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию.
В рассматриваемой ситуации во вновь созданной организации СОУТ еще не проводилась, а работодатель, в свою очередь, не наделен правом самостоятельно определять, воздействуют ли вредные факторы на работника при выполнении им той или иной работы в рамках его трудовой функции.
В соответствии с частью четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ), и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок N 302н), является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
Согласно п. 19 Порядка N 302н основанием для прохождения работником обязательных медицинских осмотров является не только соответствие выполняемой им работы Перечню работ, но и выполнение работ в условиях наличия вредных и (или) опасных производственных факторов, наличие или отсутствие которых устанавливается по результатам СОУТ. Иными словами, до проведения специальной оценки условий труда определить то, какие производственные факторы воздействуют на работника, невозможно. Вместе с тем в качестве источника информации о наличии на рабочих местах таких факторов могут быть также использованы:
— результаты лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля;
— эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности (п. 19 Порядка N 302н, смотрите также ответ 1 специалистов Роструда с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Напомним, что юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль в том числе путем осуществления (организации) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.1.5, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее — СП 1.1.1058-01). Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом до начала осуществления деятельности (п. 2.6 СП 1.1.1058-01). Категории объектов, а также виды деятельности, при которых осуществляется производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний, установлены разделом IV СП 1.1.1058-01*(1).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации до проведения СОУТ работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ направить на медицинский осмотр тех работников, у которых на рабочих местах имеются вредные и (или) опасные производственные факторы, наличие которых может быть выявлено в ходе лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также следует из эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ, п. 19 Порядка N 302н). В противном случае обязанности направлять работников на медицинские осмотры до проведения специальной оценки условий труда у работодателя нет (смотрите также ответ 2 специалистов Роструда с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
При этом необходимо учитывать, что вредные и (или) опасные производственные факторы, поименованные в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, признаются таковыми, только если по результатам СОУТ они по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам (п. 2 Примечаний к Перечню факторов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

16 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что при проведении СОУТ по решению осуществляющей ее организации могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, которые в рамках организованного работодателем производственного контроля проведены испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации (не ранее чем за шесть месяцев до проведения СОУТ) (ч. 3, ч. 7 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
При определении наличия (отсутствия) вредных и (или) опасных производственных факторов на основании информации, содержащейся в эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности, следует учитывать, что под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов при проведении СОУТ понимается сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Минтрудом России (ч. 1 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, п. 2 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н, далее соответственно — Методика, Приказ N 33н). Другими словами, в процессе идентификации производится сравнение между теми факторами, которые установил Минтруд России для рабочих мест как потенциально вредные (опасные), и теми, которые имеются на производстве. Факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными в случае совпадения их наименований, предусмотренных классификатором, утвержденным приложением N 2 к Приказу N 33н (п. 6 Методики).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *