Инфляционному таргетированию

Опубликовано в 2015, Выпуск Декабрь 2015, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | 2 комментария

Толстолесова Л.А.

доктор экономических наук, доцент

Тюменский государственный университет

ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены содержание и специфика политики инфляционного таргетирования. Выделены основные режимы таргетирования инфляции. Выявлены преимущества и недостатки режима, ограничения при его реализации.

Ключевые слова: инфляционное таргетирование, режимы таргетирования инфляции, преимущества и ограничения режима.

Tolstolesova L.A.

PhD in Economics, assosiate professor

Tyumen State University

INFLATION TARGETING: ADVANTAGES AND LIMITATIONS OF USING

Abstract

Keywords: inflation targeting, inflation-targeting regimes, the advantages and limitations of mode.

В современных условиях широкое распространение приобретает денежно-кредитная политика в виде режима инфляционного таргетирования, сторонников которой становится все больше, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Выявление сущности и особенностей использования режима инфляционного таргетирования стран с разным уровнем экономического развития определило цель исследования. Актуальность рассмотрения этих вопросов обусловлена, прежде всего, тем, что Банк России объявил в конце 2014г. о завершении многолетнего перехода к режиму таргетирования инфляции, а, следовательно, целесообразно выявить преимущества, недостатки и проблемы, связанные с его реализацией.

Инфляционное таргетирование­ можно трактовать как установление целевых ориентиров инфляции, достижение которых в среднесрочном периоде обязательно для монетарных органов регулирования. Высказывается мнение, что данный режим представляет собой довольно простую процедуру, которая заключается в следующих действиях. Центральный эмиссионный банк страны осуществляет прогнозирование предполагаемого уровня инфляции, после чего эти прогнозные значения сопоставляются с целевыми ориентирами инфляции, которые нужно достичь, а полученная разность между прогнозируемыми параметрами и целевым ориентиром показывает, каким образом требуется скорректировать монетарную политику.

Режим характеризуется открытостью процесса реализации денежно-кредитной политики за счет информированности общества об основных принимаемых решениях, что повышает уровень подотчетности центральных банков. Кроме того использование режима предполагает правильное выстраивание отношений между финансовыми институтами внутри государства и наделение их ответственностью за поддержание ценовой стабильности.

Режим инфляционного таргетирования на сегодня признан одним из наиболее эффективных в борьбе с инфляцией. Его основными характеристиками являются:

  • четкая формулировка цели центрального банка, которая позволяет достичь заданного показателя уровня инфляции либо в виде одного значения, либо в виде диапазона значений;
  • отсутствие других первичных целей реализации монетарной политики;
  • отсутствие приоритета налогово – бюджетной политики;
  • независимость Центрального банка в выборе инструментов монетарного регулирования;
  • прозрачность и отчетность центрального банка перед обществом.

Режим инфляционного таргетирования характеризуется двойственной природой: с одной стороны центральный банк имеет полную свободу выбора инструментов денежно-кредитного регулирования и механизмов их осуществления, а с другой стороны, он ограничен жесткой процедурой определения целей и ответственностью перед обществом.

Процедура инфляционного таргетирования включает ряд этапов :

  • Объявление инфляционной цели.

Подход к объявлению инфляционной цели может иметь отличия, в зависимости от страны применения. Так, в Австралии, Швеции, Финляндии центральные банки объявляли целевые параметры инфляции самостоятельно, без согласования с правительством. В других странах изначально предусматривалось согласование целевых ориентиров центрального банка с министерством финансов (Канада, Новая Зеландия). Позднее получила распространение практика, когда инфляционная цель утверждалась правительством.

  • Определение целевых ориентиров инфляции.

Центральный банк должен составить инфляционный прогноз, который представляет собой промежуточную цель монетарной политики, касающуюся трех основных параметров: временного горизонта таргетирования, уровня цен и гибкости ориентира инфляции.

  • Горизонт таргетирования – тот период времени, в течение которого запланировано достижение и удержание поставленной цели.

Сегодня оптимальным считается от восьми до девятнадцати кварталов, тогда как в классическом варианте – 1 год. Определение горизонта таргетирования зависит от уровня инфляции на момент принятия таргета (целевого ориентира).

  • Уровень цен, измеряемый с помощью различных индексов цен.

На практике часто предпочтение отдается индексу потребительских цен, т.к. он хорошо знаком обществу, регулярно рассчитывается и публикуется. Однако центральные банки могут использовать и другие аналогичные индексы, так называемые скорректированные индексы. Такие скорректированные индексы используются для анализа текущей и прогнозируемой инфляции, из них устраняются те факторы, на которые центральные банки оказать влияния не могут.

  • Ширина диапазона.

Так, в Австралии и Финляндии чаще устанавливается точечное значение показателя, в то время как в Великобритании, Канаде, Швеции устанавливается целевая зона, а в Испании фиксируется только верхний уровень инфляции. Органы монетарного регулирования должны найти оптимальное для себя решение, выбирая из двух крайностей: узкий диапазон, который сложно удерживать или широкий диапазон, который может быть расценен обществом как слабость Центрального банка.

Вместе с тем нередки случаи, когда большинство стран в своих прогнозах и стратегиях о денежно-кредитной политике объявляют целевые показатели инфляции, хотя далеко не все из них действительно используют режим таргетирования инфляции.

Достоинствами режима таргетирования инфляции выступает то, что центральный банк посредством регулирования денежного предложения может непосредственно воздействовать на спрос, и тем самым противостоять резким изменениям спроса и предложения денег. В случае возникновения роста денежного спроса режим инфляционного таргетирования его компенсирует, а уровень цен и денежное предложение вернутся в состояние равновесия.

Для перехода той или иной страны к таргетированию инфляции необходимо, чтобы выполнялись три основополагающих условия:

  • установление определенного баланса на внутреннем валютном рынке, т.к. возникновение дисбаланса может привести к серьезным изменениям курсов валют, что может потребовать введения плавающего курса валюты;
  • развитие трансмиссионного механизма и финансовых рынков, позволяющих использовать механизм процентных ставок как реальный ограничитель денежно-кредитной активности банковской сферы;
  • определение набора механизмов и инструментов самого таргетирования.

Трансмиссионный механизм представляет собой совокупность элементов реального, финансового и денежно-кредитного секторов экономики, которые определяют скорость и характер воздействия инструментов монетарной политики на состояние реального сектора экономики. При этом изменения параметров денежного сектора влияют на изменения реального сектора экономики, а они в свою очередь воздействуют на изменение показателей финансового сектора.

Трансмиссионный механизм оказывает воздействие на инфляцию посредством агрегатов денежной массы, объемов кредитования, изменения валютного курса, изменения процентных ставок на денежном рынке, т.е. факторов монетарного характера. Используя определенные инструменты монетарной политики, денежные власти могут влиять на ликвидность банковского сектора и рыночные процентные ставки, что позволяет контролировать цены на финансовые активы, а через них влиять на экономическую конъюнктуру. Следовательно, инструменты трансмиссионного механизма воздействуют на экономику через три канала: процентный, кредитный, ценовой.

Исходя из материалов, публикуемых Международным валютным фондом, можно выделить три основных режима таргетирования инфляции. Разграничение режимов таргетирования инфляции основано на следующих критериях: степени доверия к национальной банковской системе; прозрачности монетарной политики; устойчивости макроэкономических параметров; развитости финансовых и устойчивости политических институтов; гибкости реагирования финансовой и денежно-кредитной системы на изменение инструментов монетарной политики. Существующие режимы включают в себя :

  1. Полное (полноценное) таргетирование инфляции.

Этот режим применяют обычно высокоразвитые страны, в которых установлены четкие целевые ориентиры инфляции, с этими целевыми ориентирами знакомо общество, наблюдается среднее либо высокое доверие к органам денежно-кредитного регулирования, и в первую очередь, к Центральному банку, другие монетарные цели характеризуются гибкостью.

  1. Эклективное или замаскированное (выборочное) таргетирование инфляции.

Как правило, этот режим применяют высокоразвитые страны, которые поддерживая низкий уровень инфляции, обеспечивают стабильность и рост экономики, высокое доверие к денежным властям. Вместе с тем инфляционные цели не всегда четко и ясно определены, другие монетарные цели довольно гибкие.

  1. Экспериментальное (упрощенное) таргетирование инфляции.

Этот режим используют страны, которые еще не выработали четких целевых ориентиров инфляции, а устанавливаемые ориентиры ясно не обозначены. Наблюдается низкое доверие к денежным властям, хотя можно отметить высокую гибкость других монетарных целей.

Группа стран с высшим режимом инфляционного таргетирования включает Японию, США, Швейцарию, Сингапур и другие.

К странам с классическим режимом инфляционного таргетирования относятся многие страны Центральной Европы, южно-африканские страны и другие. Для режимов, применяемых в этих странах характерно высокое доверие к монетарной политике, проводимой денежными властями и высокий уровень доверия к банковской системе; высокая или средняя гибкость экономической системы на изменение воздействия инструментов; высокая или средняя прозрачность монетарной политики, а также устойчивость денежных и политических институтов.

К странам с начальным (низшим) режимом инфляционного таргетирования относятся страны Восточной Европы, Россия и другие страны постсоветского пространства. Соответствие указанным критериям в этих странах находятся на низком уровне, высока вероятность экономических потрясений и колебаний. Вместе с тем в документах центральных банков определены положения, которые в качестве главной цели монетарной политики называют поддержание низкой и устойчивой инфляции и стабильного уровня цен.

К примеру, монетарные власти стран – участниц Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызия), лишь недавно принявшие решение о переходе к режиму таргетирования инфляции, в стратегиях о денежно-кредитной политике на период 2015-2017гг. обозначили политику инфляционного таргетирования в качестве главной цели . В принятых документах отмечается, что эта политика заключается в стабильности цен и предполагает «достижение и удержание инфляции на низком уровне» (Казахстан), снижение инфляции и дальнейшее ее удержание около запланированного уровня» (Россия), «сдерживание инфляционных ожиданий общественности и обеспечение минимальной волатильности цен вокруг целевого уровня инфляции»(Армения), «содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики через поддержание ценовой стабильности»(Белоруссия), «достижение и поддержку стабильности цен в среднесрочном периоде посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики» (Кыргызстан).

Разработка и принятие монетарных стратегий этими странами обусловлено тем, что снижение уровня инфляции способствует сокращению макроэкономических рисков и обеспечению экономического роста, расширению инвестиций и наращиванию кредитных вложений не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.

Полное внедрение режима инфляционного таргетирования требует в среднем 2-3 года и зачастую сталкивается с определенными сложностями:

  • вмешательство государства в процесс ценообразования, высокая доля ВВП, перераспределяемого через бюджет, высокое бремя косвенных налогов;
  • высокий уровень государственной монополизации банковской сферы;
  • невысокая самостоятельность центральных банков, недостаточная развитость финансовых рынков, низкая капитализация предприятий и банков и др.

Если обобщить накопленный разными странами опыт применения режима инфляционного таргетирования, то следует отметить как его положительные эффекты, так и ограничения в использовании.

Значимым положительным эффектом является то, что практически во всех странах на первом этапе произошло значительное снижение темпов инфляции. Причем это сокращение было больше, чем в других странах с примерным уровнем экономического развития, но не применявшим режим инфляционного таргетирования. К преимуществам также можно отнести:

  • четкое соответствие целей и приоритетов денежно-кредитной политики;
  • режим таргетирования инфляции помогает довольно быстро снизить темп роста инфляции и поддерживать ее низкие темпы, создавая условия и предпосылки для устойчивого и сбалансированного роста экономики;
  • инфляционное таргетирование способствует росту независимости центрального банка, ориентируя его на достижение одной цели – в виде снижения инфляции и ее последующей стабилизации на низком уровне;
  • внедрение режима инфляционного таргетирования предъявляет более высокие требования к уровню профессиональной подготовленности работников органов денежно-кредитного регулирования, нового уровня проведения макроэкономического анализа.

Наряду с положительными моментами режим инфляционного таргетирования имеет определенные ограничения применения .

  • Уровень инфляции обычно зависит не только от проводимой монетарной политики, но и от бюджетно-налоговой политики государства и поведения субъектов экономики, а значит, в дополнение к режиму инфляционного таргетирования государству приходится использовать жесткую антимонопольную политику.
  • Режим инфляционного таргетирования неизбежно влияет на изменение объемов производства, и потому предлагается использовать и таргетирование объемов производства, т.е. установить предельные размеры производства, в рамках которых реальный объем выпуска продукции может отклоняться от максимальной величины.
  • Режим инфляционного таргетирования зависит от доверия субъектов экономики к объявленным целевым ориентирам и ориентирам роста ценового индекса. Если такое доверие есть и оно подкрепляется обоснованными экономическими прогнозами, то инфляционное таргетирование может стать реальным инструментом воздействия на инфляционные ожидания общества и его поведение.
  • Режим инфляционного таргетирования показывает хорошие результаты в странах с устойчивой экономикой, не проводящих значительных структурных и институциональных изменений, где уже отлажена работа монетарных инструментов воздействия на экономику.

Мировой опыт свидетельствует, что режим инфляционного таргетирования благодаря созданию соответствующих условий позволил странам с рыночной и переходной экономикой добиться определенных успехов в управлении инфляцией и создании стимулов для экономического роста. Однако следует наряду с методами монетарного регулирования использовать и другие методы макроэкономического воздействия, показавшие свою эффективность в различных странах. К таким методам можно отнести: возрастание спроса на деньги, и повышение сберегательной активности граждан, развитие финансового рынка и используемых финансовых инструментов, разработка сбалансированной бюджетно-налоговой политики и др. Эти вопросы следует учитывать странам Евразийского экономического союза, осуществляющим переход к режиму таргетирования инфляции.

Литература

References

Таргетирование валютного курса означает такой контроль за динамикой валютного курса, при котором стоимость национальной валюты привязывается к стоимости какого-либо товара, например золота, или к стоимости валюты страны с низкой инфляцией и высокими темпами экономического роста (США, Япония, Европа, Великобритания). Во втором случае твердая

иностранная валюта выступает в качестве номинального якоря для национальной денежной единицы.

Таргетирование валютного курса позволяет достаточно эффективно контролировать внутреннюю инфляцию, поскольку, как мы знаем из уравнения паритета покупательной способности валют, для темпов инфляции в стране, проводящей таргетирование валютного курса, выполняется равенство где pegging country – страна, проводящая валютное таргетирование; anchor country – страна, выступающая в качестве номинального якоря.

Поскольку политика валютного таргетирования проводится официально, о чем становится известно всем экономическим агентам, это позволяет держать под контролем также и инфляционные ожидания. Если участники экономических процессов уверены, что центральный банк страны удержит валютный курс в заданном интервале или на заданном уровне, от которого зависит темп внутренней инфляции, они будут формировать свои инфляционные ожидания на низких и стабильных величинах.

Кроме того, политика валютного якоря позволяет более тесно взаимодействовать экономикам двух стран, что способствует в конечном итоге их более плотной интеграции друг с другом. Более развитая и устойчивая страна поддерживает экономику более слабого партнера.

Однако валютное таргетирование имеет и ряд недостатков. Прежде всего, в условиях совершенной или высокой мобильности капитала такая страна не сможет проводить самостоятельную монетарную политику, так как независимые колебания предложения денег могут отклонять валютный курс от якоря, что нежелательно для валютного таргетирования. Поэтому страна теряет возможность использовать кредитно-денежную политику в качестве инструмента регулирования внутренних экономических шоков.

Второй недостаток валютного таргетирования связан с тесной привязкой двух экономик друг к другу. Хотя взаимная интеграция способствует экономическому росту в стране, проводящей политику таргетирования валютного курса, эта же интеграция приводит к тому, что все негативные явления в стране-якоре автоматически переносятся на страну, принявшую валютное таргетирование (посредством паритета процентных ставок). Экономический спад в стране-якоре очень быстро перейдет в падение выпуска и рост безработицы в стране, применяющей валютное таргетирование.

Валютное таргетирование делает страну уязвимой перед атаками валютных спекулянтов. В результате мы можем наблюдать наступление валютного кризиса – резкое и неожиданное падение валютного курса под действиями международных спекулянтов. Такова цена валютного таргетирования.

Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования».

В нем Центральному банку поручается с 1 января 2020 года обеспечить поэтапный перевод механизмов денежно-кредитной политики на режим инфляционного таргетирования с установлением цели снижения инфляции до 10% в 2021 году и постоянной цели (таргет) по инфляции на уровне 5% в 2023 году.

О чем речь

С того момента, как Узбекистан взял курс на реформы, мировое сообщество интересовал вопрос — собирается ли страна переходить на инфляционное таргетирование.

К примеру, именно этот вопрос задавали журналисты Bloomberg Тимуру Ишметову, когда он еще работал в Центральном банке.

Тогда, в марте 2018 года, стало известно, ЦБ планирует позволить национальной валюте свободно торговаться еще пару лет, прежде чем перейдет к инфляционному таргетированию.

«То, что делают другие за пять-десять лет, мы должны сделать через два-три года. Это будет очень сложно. Нам нужно хорошо подготовиться», — говорил тогда Ишметов.

Весной того же года Центральный банк впервые рассказал, как будет переходить на новый режим денежно-кредитной политики, от которого зависит ситуация с ценами.

Что это

В режиме инфляционного таргетирование Центральным банком устанавливается долгосрочная цель (таргет) по инфляции на приемлемом для страны уровне, и все усилия направляются исключительно на ее достижение с активным использованием инструментов денежного рынка, в частности, ключевой процентной ставки для удержания стоимости заимствования средств на межбанковском рынке в заданных пределах (процентный коридор), а также управления ликвидностью и инфляционными ожиданиями.

Зачем это

В период активных структурных реформ денежно-кредитная политика должна создать благоприятную среду, которая формирует долгосрочные финансовые ресурсы и перераспределять их в наиболее эффективные направления.

В рамках режима инфляционного таргетирования для достижения и поддержания ценовой стабильности Центральный банк будет совершенствовать операционный механизм, путем внедрения обновленной линейки инструментов денежно-кредитной политики и определения ее операционных параметров и целей.

В режиме инфляционного таргетирования ценовая стабильность также поддерживает и финансовую стабильность, так как действия денежно-кредитной политики предсказуемы и понятны для участников рынка, экономические агенты становятся более последовательными в процессе принятия решений, что способствует устранению элементов неопределенности и стабилизации всей финансовой системы с минимальным участием Центрального банка.

Что всё это даст

Многие страны, особенно с переходной экономикой, ввиду структурных дисбалансов, наличия низкорентабельных и энергоемких производств с высокой долей государственного участия в капитале, устойчиво обесценивающейся национальной валютой, а также сильной зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, на протяжении многих лет испытывали на себе более высокие темпы роста цен.

Однако, им удалось обуздать инфляцию и удерживать ее на устойчиво низком уровне посредством перехода к режиму инфляционного таргетирования. Более того, как показывают исследования, страны, таргетирующие инфляцию, оказались более устойчивыми к внешним шокам в период кризисных явлений.

Совершенствование денежно-кредитной политики и проведение скоординированных действий правительства и Центрального банка позволят достичь ценовую стабильность в экономике и достижения долгосрочного таргета по инфляции на уровне 5% к 2023 году.

Стабильность цен благотворно будет сказываться как на уровне жизни населения, так и на их деловой активности, в частности, выстраивании их высокого доверия к национальной валюте, а, следовательно, к снижению уровня долларизации экономики, росту внутренних и внешних инвестиций в национальную экономику.

Повысится предсказуемость политики Центрального банка, что в значительной степени позволит управлять инфляционными ожиданиями, снижая излишнее инфляционное давление в экономике.

Ранее специалист Центра экономического развития Игорь Пугач специально для Spot объяснял, что такое инфляционное таргетирование и зачем оно нужно Узбекистану.

Инфляционное таргетирование — самый популярный монетарный режим, на который за последние три десятка лет перешли центробанки большинства развитых и развивающихся стран. Так утверждают экономисты. Объясняем простыми словами, что такое инфляционное таргетирование, как и зачем ЦБ таргетирует инфляцию и с какими выгодами и издержками это связано для российской экономики.

ЧИТАЙТЕ В СТАТЬЕ:

✔ Что такое инфляционное таргетирование?

✔ Как происходит таргетирование инфляции?

✔ Развивающиеся рынки: надо быть гибче?

✔ Таргетирование инфляции: российская модель

✔ Инфляционное таргетирование: за и против

✔ Таргетирование работает? — мнение экономиста

© При использовании материалов сайта и цитировании — ссылка с URL-адресом обязательна

Что такое инфляционное таргетирование?

Рост цен всегда был большой проблемой для экономических властей во всех странах. Из-за высокой инфляции растут цены на товары, обесцениваются сбережения, происходит бегство капитала за рубеж, снижается инвестиционная привлекательность экономики. Это, в свою очередь, замедляет экономический рост, усиливает макроэкономическую неопределенность и заставляет население сильно нервничать. Ответом на эту проблему и стало распространение режима инфляционного таргетирования.

Инфляционное таргетирование — режим денежно-кредитной политики, при котором главной задачей центрального банка становится поддержание стабильно низких цен в экономике. На практике это означает, что когда экономике угрожает высокая инфляция, центробанки, как правило, начинают повышать процентную ставку. И наоборот, снижение инфляции — сигнал к смягчению денежно-кредитной политики, то есть снижению ставок.

Первой режим инфляционного таргетирования в начале 1990 г. ввела Новая Зеландия. Затем примеру новозеландского Резервного банка. последовали регуляторы Чили, Канады, Великобритании, Швеции и Финляндии.

Автором идеи инфляционного таргетирования считают шведского экономиста Кнута Викселля. Именно он в конце 1890-х годов впервые озвучил мысль о том, что главной целью политики центральных банков должны быть стабильные цены. Для XIX столетия концепция казалась довольно революционной: тогда считалось, что приоритетом регуляторов должен быть стабильный валютный курс с привязкой к цене золота. Викселль считал, что ЦБ должен контролировать в первую очередь инфляцию посредством процентных ставок: повышать ставку, если цены растут, и снижать ставку, если цены падают.

Развивающиеся страны начали активно применять таргетирование инфляции в конце 1990-х — начале 2000-х гг. В числе пионеров были Южная Корея, Бразилия, Колумбия, Таиланд, а также Польша и Чехия. Во второй половине 2000-х идею инфляционного таргетирования подхватили монетарные власти Индонезии, Румынии, Турции, Сербии, Ганы и Парагвая.


* В скобках указана официальная дата перехода на режим инфляционного таргетирования
** Страны, вошедшие в зону евро
Доклад Института Гайдара, данные по инфляции — tradingeconomics.com

Сейчас инфляционное таргетирование используют в общей сложности 36 стран, посчитали эксперты Института Гайдара, выпустившие в начале 2019 года доклад об особенностях перехода на таргетирование инфляции.

Как происходит таргетирование инфляции?

Центробанк прогнозирует динамику роста цен и сравнивает ее с целевыми показателями, которых желательно достичь. При этом ценовая стабильность не означает нулевую инфляцию, речь идет о наличии предсказуемо низкого темпа роста цен, который колеблется в узком коридоре. Разница между прогнозом и целью указывает, насколько регулятор должен скорректировать свою денежно-кредитную политику. В результате устанавливается плановый таргет по инфляции. В дальнейшем все действия монетарных властей по регулированию процентных ставок направлены на то, чтобы достичь этого показателя.

Развивающиеся рынки: надо быть гибче?

В развивающихся странах, по данным МВФ, режим инфляционного таргетирования стал вторым по популярности. Сейчас инфляцию таргетируют 25 развивающихся экономик. При этом классический вариант инфляционного таргетирования предполагает, что власти отказываются от таргетирования любых экономических показателей, кроме инфляции. В частности, валютного курса, уровня зарплат, уровня занятости и т. п. Проблема в том, что развивающиеся страны, чьи экономики сильно зависимы от доллара, а значит внешних шоков, сталкиваются с высокими курсовыми рисками, которые часто приводили к резкой и неуправляемой девальвации национальных валют. Поэтому, таргетируя инфляцию, развивающимся странам приходится быть гибче и допускать участие монетарных властей в процессе курсообразования, например, в виде валютных интервенций (как это делает ЦБ РФ в рамках бюджетного правила), сделок РЕПО в иностранной валюте, заключения операций «валютный своп». При этом официальные, декларируемые цели по динамике/уровню обменного курса отсутствуют.

Таргетирование инфляции: российская модель

Центробанк России официально перешел к режиму таргетированию инфляции в конце 2014 года. Таргет по инфляции был установлен на уровне 4%. Регулятор объявил, что намерен выйти на этот показатель к концу 2017 года, при том что в новейшей истории России годовой показатель инфляции ни разу не опускался ниже 6%. ЦБ и раньше публиковал прогнозные значения инфляции, но выйти на эти показатели практически никогда не удавалось, так как в приоритете у монетарных властей был контроль курса бивалютной корзины, а не показатели роста цен.


*Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики
Источник: Банк России

Переход к политике повышения ставок ЦБ начал еще в середине 2014 года. В результате чего ключевая ставка выросла с 5.5% в марте 2014 года до 9.5% в ноябре 2014-го. Но завершать смену монетарного режима ЦБ пришлось в совсем жестких условиях: в результате кризиса, который случился в конце 2014 года, цены на нефть упали со $110 до $55 за баррель, а рубль подешевел вдвое. Регулятор принял радикальное решение повысить ключевую ставку до 17%, чтобы приостановить дальнейшую девальвацию рубля и неконтролируемый рост инфляции. По итогам 2014 года уровень инфляции в стране составил 11.4%.


Источник: Банк России

Несмотря на шоковую ситуацию в экономике, от таргета по инфляции ЦБ не отказался. Правда, за это решение пришлось заплатить: по итогам 2015 года спад ВВП составил 2.5%, а инфляция почти достигла уровня 13%. В следующие два года переломить инфляционный тренд регулятору все же удалось, благодаря высоким ставкам и ценой рецессии в экономике. В 2016 году инфляция составила уже 5.4%, а по итогам 2017 года — 2.5%. Это позволило ЦБ в 2017 году снова перейти к циклу снижения ставок, который продолжался вплоть до сентября прошлого года, когда регулятор впервые с декабря 2014 года снова поднял ключевую ставку из-за роста инфляционных рисков и опасений, связанных с волатильностью рубля.

Инфляционное таргетирование: за и против

Споры вокруг того, несет ли таргетирование инфляции больше пользы для экономики или скорее вред, ведутся столько же лет, сколько и существует этот монетарный режим.

Поклонники инфляционного таргетирования считают, что главный бонус, который получает любая экономика от таргетирования инфляции — это стабильность цен. Благодаря низкой инфляции у бизнеса, инвесторов и населения появляется больше уверенности в макроэкономической стабильности, горизонт планирования увеличивается, объемы кредитования растут, в экономике появляется больше длинных денег, у бизнеса и населения возникает больше стимулов к инвестициям, экономика начинает расти. Правда все это происходит не мгновенно, а в долгосрочной перспективе, по мере роста доверия к национальной валюте, денежным властям и той политике, которую они проводят.


Источник: Банк России

Скептики утверждают, что хотя дезинфляционные процессы и обещают выигрыш когда-то в будущем, он вряд ли перекроет те потери, которые несет экономика и реальный сектор в настоящем из-за роста процентных ставок и низкой доступности кредита. Это особенно актуально в ситуации с Россией: в случае усиления санкций, роста геополитической напряженности, нового кризиса на развивающихся рынках, высокой волатильности нефтяных цен и рубля Банк России может отложить переход к нейтральной монетарной политике и даже снова перейти к ужесточению ДКП. А значит режим ожидания положительных эффектов от таргетирования инфляции, в котором находится российская экономика и который (как утверждают экономисты) в среднем составляет 3-5 лет, может серьезно затянуться.

Кроме того, хотя инфляционное таргетирование сегодня все еще считается наиболее продвинутым монетарным режимом в мире, отдельные экономисты начинают высказывать робкие сомнения по поводу того, что именно за ним будущее. Так, в июне 2019 г. ФРС проведет конференцию, посвященную пересмотру параметров ДКП. Итогом этих обсуждений может стать повышение цели по инфляции, а возможно (хотя и маловероятно) и вовсе отказ от инфляционного таргетирования в пользу таргетирования денежной массы, ВВП или других показателей, подчеркнул, выступая в январе на Гайдаровском форуме старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Кононов: «Очевидно, что какие-то изменения в американской денежно-кредитной политике будут и скорее всего это приведет к тому, что инфляционный уровень как в Штатах, так и в мире в целом может несколько повыситься. Было бы здорово, если бы мы успели запрыгнуть на этот поезд. Не хотелось бы, чтобы Россия оказалась в ситуации, когда она наконец-то научилась таргетировать инфляцию в тот момент, когда все остальные перестали это делать».

МНЕНИЕ

Александр Исаков, главный экономист по России, ВТБ Капитал

— Как вы считаете, чем можно объяснить рост популярности такого монетарного режима, как таргетирование инфляции, к которому перешли практически все развитые и многие развивающиеся страны?

— Чтобы понять логику изменений денежно-кредитной политики, невероятно полезно прочитать одни за другими «Основные направления…» Банка России — это документ, в котором Центральный банк с 2000 года заявляет, каких целей и как он собирается достигать в ближайшие годы.

При внимательном чтении этих документов, на мой взгляд, достаточно наглядно видно, что логика развития денежно-кредитной политики состоит в постепенном осознании серьезных ограничений, связанных с тем, чего в принципе возможно достигнуть инструментами, имеющимися в распоряжении ЦБ.

Ранние «Основные направления…» чрезвычайно амбициозны: в них устанавливаются целевые траектории для денежной массы и отдельных ее компонент, задаются границы для валютного курса и ставок денежного рынка, определяются целевые уровни безработицы и инфляции. В тихое и спокойное время такая сложная конструкция с не вполне ясными приоритетами и путаницей целей и инструментов (стабильный валютный курс — это и есть цель политики? Или это инструмент для достижения низкой инфляции?) может какое-то время работать. Но любой сколько-нибудь значимый внешний шок становится ультиматумом: так что же важнее — стабилизировать уровень занятости или курс? Курс или ставки? Ставки или инфляцию?

В итоге по мере осознанного отказа от контроля за многочисленными индикаторами в основном в силу осознания невозможности их контролировать в принципе или необходимости для этого отказаться от целей, которые кажутся более важными, большинство центральных банков пришло к сравнительно простой схеме: главная цель — стабильность роста цен, главный инструмент — короткий ставки в национальной валюте.

— В чем, по-вашему, заключаются основные преимущества и недостатки инфляционного таргетирования в современных условиях?

— Преимущество состоит в том, что этот подход имеет одновременно ясную цель и достаточно мало жестких ограничивающих правил. Если мы посмотрим на пятилетнюю историю таргетирования в России, то оно началось с радикального отказа от операций Центробанка на рынке, перехода к «ритмичным покупкам» для пополнения резервов, а теперь таргетирование инфляции оказалось вполне совместимо с бюджетным правилом. Из-за гибкости подхода назвать недостатки непросто — текущий опыт не знает ни одного случая отказа центрального банка от инфляционного таргетирования.

— В чем особенности именно «российской модели» таргетирования инфляции? Насколько успешно, на ваш взгляд, регулятор осуществил переход на этот режим и управляет им последние годы?

— Думаю, что одной из особенностей инфляционного таргетирования в российских условиях является уровень волатильности инфляции. Эта волатильность объективно предопределена структурой потребительской корзины с высоким весом продовольствия, масштабом внешних шоков рынков сырья или потоков капитала на развивающиеся рынки.

Простой иллюстрацией этого является то, что нередко прогнозы роста цен на 1-2 месяца вперед даются с погрешностью ±0.3 п.п., это довольно много.

— Если сравнить российский опыт с опытом других стран, применяющих инфляционное таргетирование, чей пример (успех) кажется вам наиболее показательным?

— Это простой вопрос — пример Чешского Национального Банка. Этот центральный банк демонстрирует беспрецедентный уровень открытости, уделяет огромное количество времени популяризации своей деятельности и ведет фундаментальную научную работу, помогающую многим из нас, экономистов, лучше понять взаимосвязи и механику экономических процессов.

— Нужна ли российской модели таргетирования инфляции определенная корректировка, с вашей точки зрения? Если да, то в чем именно?

— Думаю, что сейчас основная корректировка требуется не в части принципов политики, а в части ее коммуникации. Объективные данные говорят о том, что уровень предсказуемости денежно-кредитной политики пока ниже, чем в странах, на которые нам бы хотелось равняться. Часть этой непредсказуемости объективная — мы уже говорили о структуре потребления, экономики. Но часть — вполне искусственная, которую можно снизить. На мой взгляд, этого возможно было бы достичь следующим образом: 1) повысить стандартны открытости в части аналитических инструментов Банка России — публиковать исходные расчеты, код расчетных моделей так, чтобы заинтересованные внешние наблюдатели могли бы с ними познакомиться, возможно, предложить свои наработки по их улучшению; 2) публиковать прогнозную траекторию или траектории ключевой ставки Банка России — так делает Банк Чехии и ряд других центральных банков, их опыт крайне положительно оценивается; 3) публиковать более подробно собственные прогнозы — сегодня, скажем, оценки инфляции доступны только на конец года, это создает неопределенность относительно того, что оказывается выше или ниже ожиданий ЦБ РФ в отдельные месяцы, а это в свою очередь создает неопределенность относительно решений ЦБ.

— Среди отдельных экономистов есть мнение, что инфляционное таргетирование в принципе не работает. Вы с ним согласны?

— Нет, принципиально не согласен. Можно по-разному оценивать природу замедления инфляции, которое мы наблюдаем последние годы — важно учитывать и серьезный вклад последовательной политики Минфина, и вклад изменений в принципы индексации регулируемых цен, и процессы, которые идут в сельском хозяйстве. Тем не менее, сложно оценивать данные за последние пять лет иначе, как подтверждение того, что таргетирование работает.

Самое важное!

✔ Инфляционное таргетирование — монетарный режим, при котором главной задачей монетарных властей становится поддержание стабильно низкого уровня цен в рамках официально озвученного таргета по инфляции. ЦБ контролирует инфляцию посредством процентных ставок: повышает ставку, если цены растут, и снижает ставку, если цены падают.

✔ Классический вариант инфляционного таргетирования предполагает, что власти отказываются от таргетирования любых экономических показателей, кроме инфляции. В частности, валютного курса, уровня зарплат, уровня занятости и т.п.

✔ Сейчас инфляционное таргетирование используют в общей сложности 36 стран, в том числе и Россия, которая перешла к таргетированию инфляции в 2014 году в период кризиса. Российский регулятор поставил цель достичь таргета по инфляции в 4% к концу 2017 года. Благодаря высоким ставкам ЦБ это удалось, но экономика в тот период находилась в рецессии.

✔ Поклонники инфляционного таргетирования считают, что стабильность цен, которой удается достичь с помощью этого монетарного режима, в долгосрочной перспективе обеспечивает макроэкономическую стабильность, способствует росту кредитования, инвестиций и экономики в целом.

✔ Критики инфляционного таргетирования ставят под сомнение саму способность центральных банков управлять инфляцией с помощью ставок. Кроме того, они полагают, что из-за роста процентных ставок и низкой доступности кредита экономика и реальный сектор несут большие потери в настоящем.

Wiki-Словарь

Доходчивый словарь терминов и определений облигационного рынка. Справочная база для российских инвесторов, вкладчиков и рантье

Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги в стране на длительный срок ВВП (валовый внутренний продукт) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства
Ключевая ставка — это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю в рамках аукционов РЕПО
Инфляционное таргетирование — режим денежно-кредитной политики, при котором главной задачей центрального банка становится поддержание стабильно низких цен в экономике

НАВЕРХ

✔ Спрос и предложение денег

✔ Что такое ключевая ставка ЦБ РФ и как она работает?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *