Категория организации

Категории организаций в сфере услуг

Организации, оказывающие бытовые услуги населению, имеют разный уровень возможностей. Перечень услуг населению и уровень их качества различаются. Эти особенности работы сервисных организаций лежат в основе их классификации.

Классификация организаций сферы бытовых услуг, т. е. их отнесение к определенным категориям, основана на процедуре оценки соответствия, исследования этой организации и предоставляемых ею услуг с удостоверением результата исследования в письменной форме.

Категория организации в сфере бытовых услуг — это классификационная группа организаций одного вида (типа), объединенных общим уровнем возможностей предоставлять услуги высокого качества.

Критерии категорирования — это комплекс требований и условия отнесения организаций к той или иной категории.

Организации в сфере бытовых услуг, оказывающие услуги одного вида, различаются по типам в зависимости от номенклатуры (ассортимента) предоставляемых услуг.

Например, основными типами организаций, оказывающих фотоуслуги, являются фотоцентр, фотография, фотолаборатория, фотокабина. Эти типы предприятий различаются разнообразием и сложностью оказываемых услуг; технической оснащенностью (материальной базой, инженерно- техническим оснащением и оборудованием, составом помещений, архитектурно-планировочным решением и т. д.); методами обслуживания.

Предприятия общественного питания делятся на следующие типы: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии. Основными различиями предприятий являются ассортимент реализуемой кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их разнообразие и сложность изготовления; техническая оснащенность (материальная база, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочные решения и т. д.); методы и формы обслуживания; время обслуживания потребителей (время ожидания, предоставления и потребления услуги); профессиональная подготовка и уровень квалификации персонала; условия обслуживания (комфортность зала, мебели, этика персонала, эстетика оформления, интерьер и т. д.).

Гостиницы, предоставляющие услуги по размещению, делятся на пять категорий (“одна звезда”, “две звезды”, “три звезды”, “четыре звезды”, “пять звезд”) на основе балльной оценки показателей.

Для определения категории предприятия формируется номенклатура показателей категории организаций, оказывающих услуги конкретных видов, на основе исходной номенклатуры показателей категории.

В номенклатуре показателей категории предприятий сферы бытовых услуг (см. приложение) выделяют три группы:

  • — показатели безопасности;
  • — показатели возможностей организации предоставлять услуги высокого качества;
  • — показатели фактического качества оказываемых услуг.

Показатели безопасности включают в себя:

  • — требования безопасности, определенные законодательством или в установленном им порядке (в том числе санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической безопасности);
  • — характеристики безопасности жизни, здоровья, имущества потребителя, связанные с оказанием конкретных услуг, дополнительные к указанным выше требованиям.

Показатели возможностей организации предоставлять бытовые услуги высокого качества подразделяют на две подгруппы:

  • — характеристики факторов качества (ресурсов организации);
  • — характеристики элементов системы менеджмента качества.

К факторам качества относятся трудовые ресурсы организации, используемые при оказании бытовых услуг, помещение, оборудование, инструменты, материалы, технологии и т. п

Характеристики элементов системы менеджмента качества включают в себя наличие и эффективность системы менеджмента качества организации или ее отдельных элементов.

Показатели фактического качества оказываемых услуг отражают характеристики процессов обслуживания и качество результата оказываемых организацией услуг, включая наличие зарегистрированных обоснованных жалоб или претензий потребителей о нарушениях их потребительских прав и специфических для услуг конкретного вида, характеристики изменения состояния объекта услуги для удовлетворения потребностей потребителя.

Состав номенклатуры показателей категории организаций для бытовых услуг всех видов приведен в приложении.

Кроме того, в сфере услуг общественного питания и гостиничных услуг принята классификация по классам.

Класс предприятия — это совокупность отличительных признаков предприятия конкретного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

Например, рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяют на три класса — “люкс”, “высший” и “первый”, которые должны соответствовать следующим требованиям:

“люкс” — широкий выбор услуг, предоставляемых потребителям, высокий уровень комфортности и удобство размещения потребителей в зале, широкий ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий, характерных для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей для баров, изысканная сервировка столов, фирменный стиль, специфика подачи блюд, эксклюзивность и роскошь интерьера;

“высший” — большой выбор услуг, предоставляемых потребителям, комфортность и удобство размещения потребителей в зале, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей — для баров, фирменный стиль, изысканность и оригинальность интерьера;

“первый” -— определенный выбор услуг, предоставляемых потребителям, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного изготовления, характерный для ресторанов, широкий или специализированный ассортимент напитков и коктейлей, в том числе заказных и фирменных для баров, гармоничность и комфортность интерьера.

>Какие предприятия являются малыми, средними, крупными

Коммерческие юридические лица

Коммерческими организациями являются организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ) и распределяющие полученную прибыль между своими участниками. К ним относят хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Данный перечень коммерческих организаций по действующему законодательству является исчерпывающим.

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Каковы особенности этой формы, чем она отличается от других коммерческих структур?

Неверно было бы рассматривать их как антипод частной собственности. Это — звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах.

Государственные и муниципальные предприятия — это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. Различают:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Такое предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятии) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным

Кроме рассмотренных видов существуют еще некоммерческие организации, которые не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст.50 ГК).

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений (ст. 52 ГК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *