Классный руководитель в школе

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

Функции и обязанности классного руководителя

Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • социальная защита
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

Система работы

В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя — ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя — это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
  • личностно-ориентированного подхода педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы

Каким должен быть классный руководитель

Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником социализации ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:

  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы. А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:

  • изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов
  • участия в научных обществах, клубах, проектах
  • ведения научной и экспериментальной работы
  • изучения современного опыта ведения педагогической деятельности
  • посещения библиотек
  • поездок на экскурсии
  • профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми
  • посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это — классный руководитель.

Вебинар ориентирован на получение слушателями знаний о роли классного руководителя в современной школе, о его организационно-педагогической работе, работе по созданию и воспитанию ученического коллектива, а также о работе с учителями и родителями.

Целью вебинара является наглядно показать работу классного руководителя в классе, какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы.

Достижение вышеназванной цели возможно через решение следующих задач: определить актуальность и степень разработанности данной проблемы; определить сущность и содержание работы классного руководителя во внеурочное время; установить наиболее эффективные формы организации воспитательной работы.

В ходе вебинара мы рассмотрим специфику работы классного руководителя в школе, его основные функции и обязанности. Вы узнаете о методах воспитания для практической работы классного руководителя. Проанализируем систему работы классного руководителя и ее основные направления и т. д.

Все интересующие вас вопросы по данной теме вы сможете задать в чате как до начала вебинара, так и во время его проведения.

Обязанности и права классного руководителя

по материалам сайта
учителя технологии

Основные обязанности классного руководителя. Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Ко-декса законов о труде (КЗоТа) РФ (ст. 130), Закона РФ «Об образовании», а также Устава и концепции деятельности школы настоящего

Положения о классном руководителе.
1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспи-танникам в течение недели — 6 часов (30 процентов от ставки учителя).
2. Час классного руководителя («классный час») проводится один раз в неделю по распи-санию, о чем делается запись в журнале.
3. Количество воспитательных мероприятий — не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным.
4. Количество родительских собраний — не менее одного в четверть.
5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.
6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
Примечание: любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т.д.) по договоренности с администрацией может быть оплачиваема отдельно.

Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.
2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы.
3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».
4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления.
5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда. Классный руководитель не имеет право:
1.Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
2.Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика.
3.Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово.
4.Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
5.Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете.

Классный руководитель должен уметь:
— Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
— Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
— Составить план воспитательной работы в классе.
— Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер
и т. д.
— Анализировать собственную деятельность и ее результаты.
— Организовать и провести родительское собрание.
— Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе. Примечание: все вышеназванные знания и умения являются предметом изучения на семинарах МО классных руководителей школы.

Документация и отчетность. Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:
1. Классный журнал.
2. Планы воспитательной работы с классным коллективом.
3. Личные дела учащихся.
4. Карты развития личности воспитанника.
5. Протоколы родительских собраний.
6. Дневники учащихся.
7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.

Нет. Дополнительные функциональные обязанности классного руководителя работодатель возлагает на работника только с его согласия. Согласие выражается письменно, при подписании дополнительного соглашения.

Трудовые отношения работника и образовательной организации регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде. Права и обязанности педагогических работников определяются законодательством Российской Федерации об образовании и трудовым законодательством, а также уставом образовательной организации, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, а также иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, должностными инструкциями.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Правовое значение этого условия в трудовых договорах с любыми работниками имеет важнейшее значение для последующего исполнения договора сторонами. Трудовую функцию, оговоренную в трудовом договоре, нельзя изменять без согласия сторон.

Назначение классных руководителей относится к компетенции образовательной организации. Особенности такого назначения могут быть указаны в локальных актах организации: уставе, коллективном договоре, положении о классном руководителе.

Классное руководство — это дополнительный объем работы, возлагаемый на работника, с добровольным заключением дополнительного соглашения к основному трудовому договору, с описанием функциональных обязанностей. Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Ответ дан по состоянию законодательства на 03.10.2014

Муниципальное образовательное учреждение Спасская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Директор школы: «_____»________________20______г. Должностная инструкция классного руководителя 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя. Классный руководитель относится к категории специалистов. 1.2. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности. 1.3. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. 1.4. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в этом классе. 1.5. Классный руководитель непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе и директору школы. 1.6. Классный руководитель должен знать: · нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов; · Конвенцию о правах ребёнка; · правила внутреннего трудового распорядка; · этику делового и межличностного общения; · педагогику, в том числе теорию и методику воспитания; · общую, возрастную и социальную психологию; · возрастную физиологию; · методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально-значимой, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества; · программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки; · правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. 2. Должностные обязанности 2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития обучающихся вверенного ему класса. 2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы, программу (или её модуль) внеурочной деятельности обучающихся класса. 2.3. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации. 2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение обучающихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм участия в них. 2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива. 2.6. Совместно с учителями–предметниками осуществлять контроль готовности класса к учебным занятиям, обеспеченность учебниками, пособиями, тетрадями и т.д.). 2.7. Осуществлять контроль посещаемости обучающимися класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости принимать меры к их устранению. 2.8. Осуществлять контроль успеваемости обучающихся класса, регулярно информировать родителей об успеваемости их детей. 2.9. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии обучающихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство. 2.10. Организовывать питание обучающихся класса в школьной столовой. 2.11. В установленные администрацией сроки организовывать дежурство класса по школе, классу. 2.12. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием закреплённого за классом кабинета. 2.13. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной речи и хороших манерах обучающихся класса. 2.14. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в физкультурную и спортивную деятельность. 2.15. Организовывать с обучающимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий; несчастных случаев и т.д. 2.16. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом. 2.17. Нести ответственность за жизнь и здоровье детей. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе. 2.18. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение школьниками Правил для обучающихся и Устава школы. 2.19. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе. 2.20. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении их сложных жизненных проблем. 2.21. Работать с родителями обучающихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи обучающихся на дому. 2.22. Сотрудничать с работающими в классе учителями–предметниками, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания обучающимся необходимой помощи в учёбе. 2.23. Участвовать в работе педагогического совета школы, методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, консилиумах и семинарах, на которые приглашаются классные руководители. 2.24. Принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществления контроля организуемого в школе процесса воспитания, проводя в своём классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая мнение по интересующим его вопросам. 2.25. Вести необходимую документацию: классный журнал, личные дела обучающихся, дневники обучающихся; помогать администрации школы собирать необходимую статистическую информацию об обучающихся класса. 2.26. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования не реже одного раза в год. 3. Права 3.1. Независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с обучающимися вверенного класса. 3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности обучающихся вверенного ему класса. 3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского масштаба, если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом. 3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать во время проведения его совместных с классом дел. 3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно–правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими. 3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно–гигиенических норм. 3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно–воспитательный процесс. 3.8. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе. 3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД, педагогом-психологом занятия с детьми его класса. 3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью. 3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию. 4. Ответственность Классный руководитель несет ответственность: 4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей. 4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности. 4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов. 4.4. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности. Муниципальное образовательное учреждение Спасская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Директор школы: ________________ «_____»_____________20_____г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ I. Общие требования к учителю начальных классов 1. Учитель должен знать: · Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; · основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; · требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении; · методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС; · требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; · средства обучения и их дидактические возможности; · основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; · основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения; · правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 2. Должностные обязанности Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности: 2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. 2.2. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает обучающимся в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ. 2.3. Составляет рабочие программы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебный год и рабочий план на каждый урок и занятие. 2.4. Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. 2.5. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей обучающихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы обучающихся. 2.6. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия. 2.7. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку. 2.8. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились. 2.9. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ. 2.10. Хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года. 2.11. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение обучающихся. 2.12. Обеспечивает включение обучающихся в различные формы внеучебной деятельности. 2.13. Работает в тесном контакте с другими учите­лями, родителями (законными представителями). 2.14. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС. 2.15. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей. 3. Права. Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка. Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения обучающимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения. 4. Ответственность 4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность: · за реализацию не в полном объеме образовательных программ; · за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем; · за нарушение прав и свобод обучающихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения. · выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»; · безопасное проведение образовательного процесса; · принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае; · проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа обучающихся по охране и безопасности труда; · организацию изучения обучающимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т.п.; · осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда. 4.2. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ. 4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ. Муниципальное образовательное учреждение Спасская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю: Директор школы: ________________ «_____»_____________20_____г. Должностная инструкция педагога дополнительного образования 1. Общие положения 1.1. Настоящая инструкция определяет обязанности, права и ответственность педагога дополнительного образования. Педагог дополнительного образования относится к категории специалистов. 1.2. На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование. 1.3. Педагог дополнительного образования назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. 1.4. Педагог дополнительного образования непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе и далее – директору школы. 1.5. Педагог дополнительного образования должен знать: · нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов; · Конвенцию о правах ребёнка; · правила внутреннего трудового распорядка; · педагогику, возрастную психологию и возрастную физиологию; · методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально–значимой, досугово– развлекательной, спортивно–оздоровительной, проблемно– ценностного общения, художественного творчества; · образовательные программы дополнительного образования детей по своему профилю, программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки; · правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. 2. Должностные обязанности 2.1. Руководить кружком, клубом, секцией, студией или иным детским объединением, комплектовать его состав и способствовать его сохранению в течение запланированного срока его существования. 2.2. Самостоятельно определять цели учебной и воспитательной работы с руководимым им детским объединением. 2.3. Реализовывать выбранную или разработанную им самим программу (или её отдельный модуль) организации внеурочной деятельности школьников. 2.4. Разрабатывать на основе данной программы план своей работы. 2.5. Вести журнал учёта посещаемости и проводимых занятий, своевременно осуществлять записи в нём. 2.6. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и создавать в детском объединении условия для их реализации. 2.7. Поддерживать социально-значимые инициативы членов руководимого им детского объединения. 2.8. Привлекать членов детского объединения к планированию, организации, проведению и последующего анализу их совместной с педагогом деятельности; обучать их принципам коллективной творческой деятельности. 2.9. Проводить занятия с детьми руководимого им детского объединения не только в учебное, но и в каникулярное время. 2.10. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием помещения, в котором проходят занятия с детьми. 2.11. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной речи и хороших манерах членов детского объединения. 2.12. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на выполнение школьниками Правил для обучающихся и Устава школы. 2.13. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии членов детского объединения; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство. 2.14. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения занятий и в перерывах; инструктировать членов руководимого им детского объединения по вопросам техники безопасности, связанным со спецификой деятельности этого детского объединения. 2.15. Извещать вышестоящее руководство обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей руководимого им детского объединения и случившихся в период работы детского объединения. 2.16. Координировать свою работу с работой классных руководителей, учителей – предметников, воспитателей ГПД. 2.17. Сотрудничать с другими педагогами по вопросам организации внеурочной деятельности школьников. 2.18. Консультировать педагогов школы по вопросам, связанным с профилем своей деятельности. 2.19. Участвовать в работе педагогического совета школы и деятельности методического объединения педагогов, организующих внеурочную деятельность школьников, а также в проводимых школой совещаниях, консилиумах и семинарах на которые приглашаются педагоги дополнительного образования. 2.20. Принимать участие в осуществлении контроля организуемой образовательным учреждением внеурочной деятельности школьников, проводя в руководимом им детском объединении необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам. 2.21. При необходимости разрабатывать Положения об организуемых им конкурсах, фестивалях, соревнованиях, слётах, сборах и других массовых мероприятиях со школьниками. 2.22. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования. 3. Права 3.1. Выбирать или разрабатывать собственную программу (или отдельный её модуль) организации внеурочной деятельности школьников, запрашивать помощь в её разработке у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, реализовывать эту программу в своей профессиональной деятельности. 3.2. Согласовывать с заместителем директора по учебно-воспитательной работе расписание своих занятий с детьми. 3.3. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать на своих занятиях с детьми. 3.4. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими. 3.5. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по материально-техническому оснащению (помещение, инвентарь, оборудование, снаряжение, расходные материалы, спецодежда и т.д.) деятельности руководимого им детского объединения. 3.6. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе. 3.7. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. 3.8. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс. 3.9. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью. 3.10. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 3.11. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию. 4. Ответственность 4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей. 4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности. 4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов. 4.4. За соб Муниципальное образовательное учреждение Спасская средняя общеобразовательная школа Утверждаю: Директор школы _______________ «______»____________20_____г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ заместителя директора по учебно-воспитательной работе 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе относится к категории руководителей, определяющих стратегию и тактику развития школы, осуществляющих функции планирования работы педагогического коллектива, мотивации и контроля его профессиональной деятельности. 1.2. На должность заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование. 1.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. 1.4. На период отпуска или временной нетрудоспособности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на заместителя директора школы по воспитательной работе или педагога. 1.5. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы. 1.6. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе подчинены: педагоги дополнительного образования, воспитатели группы продлённого дня, классные руководители, реализующие программы (или отдельные их модули) организации внеурочной деятельности своих классов. 1.7. Заместитель директора по УВР должен знать: · нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов; · Конвенцию о правах ребёнка; · теорию управления школой; · теорию трудовой мотивации; · этику делового и межличностного общения; · педагогику; · общую, возрастную и социальную психологию; · возрастную физиологию; · образовательные программы школы, программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки; · правила внутреннего трудового распорядка; · правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. 2. Должностные обязанности 2.1. Осуществлять проблемно-ориентированный анализ организации внеурочной деятельности школьников и сбор необходимой для этого информации. 2.2. Принимать участие в разработке и корректировке образовательной программы школы; организовывать разработку и корректировку программ организации внеурочной деятельности школьников (опираясь на помощь педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продлённого дня, классных руководителей, реализующих программы (или отдельные их модули) организации внеурочной деятельности обучающихся своих классов и при необходимости – остальных классных руководителей); содействовать разработке планов работы своих подчинённых. 2.3. Организовывать и координировать разработку необходимой документации, касающейся организации внеурочной деятельности школьников; следить за правильным ведением документации своими подчинёнными. 2.4. Составлять расписание внеурочных занятий школьников. 2.5. Координировать работу своих подчинённых и разрешать между ними профессиональные споры и конфликты. 2.6. Консультировать педагогов школы и оказывать им методическую помощь по вопросам организации внеурочной деятельности и достижения основных её результатов; при необходимости возглавлять методическое объединение педагогов, организующих внеурочную деятельность школьников. 2.7. Координировать работу по повышению профессиональной квалификации своих подчинённых; способствовать получению ими более высоких квалификационных категорий. 2.8. Способствовать пополнению библиотечного фонда по профилю своей работы. 2.9.Поддерживать у педагогов школы высокую мотивацию к воспитанию и организации внеурочной деятельности школьников, защищать свободу их профессионального творчества. 2.10. Осуществлять контроль за организацией внеурочной деятельности школьников. 2.11.Следить за соблюдением мер, направленных на соблюдение школьниками Правил для обучающихся и Устава школы. 2.12.Следить за соблюдением прав ребёнка в школе. 2.13.Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение правил конфиденциальности при работе с личной информацией школьников и педагогов. 2.14.Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, требований пожарной безопасности при проведении внеурочных занятий с детьми. 2.15.Извещать директора школы о каждом несчастном случае, произошедшем в период его работы с детьми. 2.16.Проходить периодические бесплатные медицинские обследования. 2.17.Привлекать к организации внеурочной деятельности школьников, работников учреждений культуры и спорта, общественность. 3. Права 3.1. Запрашивать у руководства школы, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей и пользоваться ими. 3.2. Участвовать в подборе и расстановке кадров, организующих внеурочную деятельность детей. 3.3. Создавать (с согласия директора школы) проектные группы для решения наиболее значимых вопросов организации внеурочной деятельности школьников. 3.4. Отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчинёнными педагогами и касающиеся вопросов: · предоставления информации, необходимой для анализа организации внеурочной деятельности детей; · организации совещаний по проблемам планирования, содержания и методики организации внеурочной деятельности детей; · организации совместного с педагогами анализа их профессиональной деятельности; · осуществления контроля деятельности педагогов; · соблюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при организации внеурочной деятельности школьников. 3.5. Привлекать педагога-психолога, классных руководителей, школьного медицинского работника к решению стоящих перед образовательным учреждением проблем организации внеурочной деятельности школьников. 3.6. Посещать внеурочные занятия с детьми (по согласованию с проводящими их педагогами). 3.7. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание внеурочных занятий школьников, отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий. 3.8. Вносить предложения по поощрению и наложению взысканий на работников школы, организующих внеурочную деятельность детей. 3.9. Давать школьникам распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в школе и во время внеурочных занятий. 3.10. Вносить предложения по развитию и совершенствованию организации внеурочной деятельности школьников. 3.11. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью. 3.12. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 3.13. Повышать свою квалификацию и проходить в установленные сроки аттестацию. 4. Ответственность 4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей. 4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности. 4.3. За рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов. 4.4. За соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности. 4.5. За соблюдение трудовой дисциплины и выполнение должностных обязанностей подчинёнными ему сотрудниками. людение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *