Комиссия по легализации

Содержание

Убыточные комиссии

Кого вызывают. На налоговые комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос — когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными.

Что ответить инспекторам. Итак, к заседанию налоговой комиссии лучше подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. И далее назвать причины образования убытка.

Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

  • Убыточность всей отрасли.
  • Данные о состоянии дел в своей отрасли можно найти на сайте Мосгорстата (см. ).
  • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
  • Рост закупочных цен (например, вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
  • Снижение покупательской способности и, как следствие, — снижение продаж.
  • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
  • Отказы покупателей от товара.

Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

Из нашей практики:
«Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

Пояснения к убыточной комиссии

Зарплатные комиссии

За какую зарплату вас вызовут в налоговую и что потребуют? Распространено заблуждение, что на зарплатные комиссии попадают только те компании, чьи сотрудники получают меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), принятого для данного региона. Не рискуем говорить про всю Россию, но в Москве очень часто на зарплатные комиссии вызывают работодателей, которые платят зарплату в размере МРОТ или даже несколько больше. Инспекторы попросту не верят, что сотрудники столичной компании могут зарабатывать по 17-20 тыс. рублей (). Теперь они ориентируются на (эти данные регулярно публикуются на сайте Мосгорстата в разделе «Публикации» > Официальные статистические публикации ТОГС).

Приглашение на зарплатную комиссию могут получить компании, которые:

  • Выплачивают зарплату ниже среднеотраслевого уровня в регионе;
  • Имеют задолженность по перечислению НДФЛ;
  • Снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

Что ответить инспекторам. На заседание комиссии инспекторы просят захватить копии штатного расписания за интересующие их годы, а также цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате на сотрудника.

Как обосновать низкие зарплаты:

  • Неполная занятость (в данном случае, помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика).
  • Основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда

Компания, которая не явилась на комиссию, не представила убедительных доводов в обоснование низких зарплат, либо пообещала повысить оклады, но так этого и не сделала, может оказаться в плане выездных проверок.

Из нашей практики:
«Клиента вызвали на зарплатную комиссию. Мы подготовили копии штатных расписаний за три года, сделали расчет средней численности сотрудников и размера заработной платы по годам, а также дали письменные пояснения. В них мы сделали упор на то, что в связи со сложной экономической обстановкой в стране, большой конкуренцией в сфере деятельности, компании не удалось сохранить прежний уровень заказов. А общехозяйственные расходы при этом выросли значительно. В свете этих обстоятельств у компании не только не было возможности повысить зарплату, но и с целью экономии и формирования более выгодных цен на свои услуги пришлось привлекать персонал в регионах. В целом же средний уровень зарплат в компании соответствует уровням МРОТ по регионам».

Кстати, в связи с введением с 2016 года новой отчетности по НДФЛ инспекторы с большим рвением будут приглашать компании на зарплатные комиссии. Как показывает наша практика общения с налоговыми органами на зарплатных комиссиях, инспекторы уже сейчас предупреждают, что если компания не пересмотрит зарплаты, то в будущем году приглашать в ИФНС ее будут ежеквартально.

Комиссии по НДС

Кого вызывают. На комиссии по НДС рискуют оказаться компании с высокой долей вычетов. При этом, если говорить о «безопасной» в глазах инспекторов доли, то она, с точки зрения ФНС, составляет 89%. Однако может отличаться в зависимости от конкретного региона (см. статью ).

Существуют и другие основания для приглашения на комиссию по НДС, а именно:

  • Компания заявила НДС к возмещению
  • Компания не отвечает письменно на запросы (например, игнорирует просьбу пояснить расхождение между вычетами и реализацией у поставщиков).
  • Контрагенты компании обладают признаками «однодневок».

Что ответить инспекторам. Существуют объективные причины больших вычетов по НДС:

  • Много товара закупили, но не продали, т.е. можно ссылаться на значительные закупки товаров в одном из налоговых периодов, наличие значительного накопленного НДС за предыдущие налоговые периоды и т. п. (правда, сейчас появилась возможность «размазывать» вычеты по периодам, и не заявлять в одном периоде много вычетов – это помогает избежать комиссии).
  • Специфика деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с более низкой.

Компаниям, которые хотят возместить налог, на комиссии придется доказывать, что поставщик был проверен на добросовестность еще до заключения сделки, сама сделка реальна. Тут пригодится выписка из ЕГРЮЛ, «первичка» на закупку и доставку товара.

Поскольку в глазах налоговиков НДС – это самый «криминальный» налог, инспекторы долго разбираться не будут – могут банально отказать в возмещении.

Налоговая комиссия по недоимке

Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала позвонить и попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае инспекторов надо постараться убедить, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

Причины налоговых долгов по мнению УФНС по г. Москве
Столичное Управление ФНС России . Как выяснилось, вся проблема в «неправильном распределении очередности платежей». Для компаний в период кризиса в приоритете погашение банковских кредитов и расчеты с контрагентами в ущерб перечислению платежей в бюджет.

Комиссии по налоговой нагрузке

Кого вызывают. Налоговая нагрузка рассчитывается как процентное отношение всех налогов, которые платит компания, к выручке от реализации. Причем у каждой отрасли она своя. , на которые ориентируется ИФНС. На такую налоговую комиссию рискуют попасть даже те компании, которые впервые отклонились от нормативных значений. На беседе компанию будут склонять перенести часть расходов, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Что ответить инспекторам. На комиссию по низкой налоговой нагрузке стоит заранее подготовить пояснения. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. Объяснить отклонение можно увеличением расходов (например, возникли какие-то непредвиденные расходы), курсовыми разницами, падением продаж т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т.д.

Компанию, которая игнорирует вызов на комиссию по налоговой нагрузке, могут включить в план выездных проверок. Риск включения в него тем выше, чем больше отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого.

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на налоговые комиссии и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Что представляет из себя комиссия?

Налоговый кодекс, как и другие акты законодательства, не регламентируют процедуру вызова на комиссию.

Источником правовой базы мероприятия являются лишь разъяснительные письма ФНС, составляемые для налоговых инспекторов.

Собрание комиссии и вызов на нее проводятся не хаотично, а имеют планирование, схожее с планами по выездным проверкам. Фирмы, которые попали в списки выездных мероприятий, как правило, сначала проходят комиссию. Однако налоговые органы приглашают на комиссию и тех налогоплательщиков, которых не включили в планы ВНП, но по которым обнаружены неправомерные деяния.

Отбор субъектов

Как гласит письмо ФНС от 2013 года субъекты для комиссии выбираются исходя из анализа экономической деятельности и нюансов расчета и взимания налогов и сборов у этих лиц при особых обстоятельствах — реорганизация, ликвидация, банкротство и т. п.

Критерии

Критерии планирования:

  • заявление об убытках, отраженное в налоговой декларации по налогу на прибыль. В частности, указание в на второй листе в сотой строке убытка, т. е. отрицательного числа за три года — за отчитываемый и два предыдущих, либо оставление сотой строки пустой, но указание суммы расходов за период, большей, чем доходы;
  • низкая налоговая нагрузка по акцизам, налогу на прибыль, по УСН, по ЕСХН и НДФЛ, плательщиками которого являются физические лица — предприниматели. По налогу на прибыль нагрузка выводится путем деления суммы рассчитанного налога на сумму все доходов — реализационных и внереализационных. В рамках декларации это отношение строки 180 из второго листа к десятой и двадцатой строкам в сумме: для промышленных предприятий если результатом такого деления образуется число, меньшее, чем 3, то нагрузка признается низкой, а для торговых предприятий — меньше 1;
  • низкая налоговая нагрузка по НДС. Таковой признается нагрузка в том случае, если НДС к возмещению, разделенный на НДС к уплате, равен 89 % либо больше;
  • недоимка по НДФЛ у налоговых агентов. Для этих целей налоговые инспекторы анализируют данные из справок 2-НДФЛ, в частности НДФЛ к уплате, с фактически поступившими НДФЛ по расчетам с бюджетом. Также исследованию подвергаются данные из РСВ-1 ПФР;
  • налоговые агенты, уплатившие НДФЛ меньше, чем в прошлом периоде, на 10 %. Для отнесения к этому критерию налоговые специалисты анализируют карточки расчетов с бюджетом, определяют динамику поступлений, обязательно учитывая число сотрудников плательщика из данных, подаваемых в ПФР, и суммы по филиалам, представительствам;
  • выплата пониженной заработной платы сотрудникам по сравнению с другими предпринимателями в данных секторах экономики и территории. Для выяснения соответствия нормам используется опять же справка 2-НДФЛ, для анализа берутся все выплаты налогового агента работникам и среднее число работников. Рискуют попасть в список на комиссию предприятия, выплачивающие зарплату, не превышающую МРОТ;
  • заявление о профессиональном вычете, составляющем 95 % от доходов по налоговой базе. По этому критерию оцениваются физические лица — предприниматели. Проверке подлежат декларации 3-НДФЛ, в частности листа В, предназначенного для отражения доходов ИП, производится деление строки 120, т. е. суммы вычета, к строке 110 — доходы;
  • ИП, которые в декларации по НДС указали определенную сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ в графе доходов поставили ноль или совсем не подали эту форму. Таким образом, возникает явное несоответствие двух отчетов, так как выручка по НДС резонирует с доходами от предпринимательства на листе В в бланке 3-НДФЛ. Также в рамках критерия определяется соотношение 89 %, как в пункте выше;
  • непредставление декларации обычными физическими лицами по доходам, не входящим в справку 2-НДФЛ. Для выявления нарушения проверяются данные, полученные в ходе обмена информации между различными государственными структурами, о продаже или другом отчуждении движимого и недвижимого имущества и других обстоятельств дополнительных доходов.

После отнесения налогоплательщиков в план комиссии либо не привлечения к этой форме контроля производится упорядочение субъектов по очередности приглашения в инспекцию. Приоритет здесь занимает потенциальная сумма налога, от уплаты которой уклоняются.

Налоговые инспекторы должны особое внимание уделять выявлению целых систем утаивания реальных выплат зарплаты работникам, в ходе которых документально отражаются либо завышенные расходы налогового агента, либо заниженные доходы сотрудников.

Такие методы уклонения от отражения сумм в отчетах ведут к уменьшению НДФЛ, НДС, налога на прибыль, УСН. Поэтому если в налоговую инспекцию поступят доказательства теневых схем, несоответствия реальных зарплат бумажным, прием на работу без договора либо с корректированным трудовым контрактом, в проверку включат не только подоходный налог, но и остальные связанные с ним — НДС, УСН, налог на прибыль.

Оставшиеся критерии:

  • поступление сведений от зарубежным государств о доходах российских налогоплательщиков;
  • поступление сведений от органов ОВД, прокуратору, физических лиц, компаний — о скрываемых доходах лица;
  • минимизация базы налогов — использование налоговых льгот без обоснования, пониженных ставок;
  • также предъявление НДС к возмещению и правонарушение в налоговой сфере — это критерии не всегда влекут привлечению к комиссионному рассмотрению, но могут стать поводом для этого, если проведение выездной проверки по этим плательщикам оценивается как неэффективная.

После исследования этих величин налоговая инспекция направляет выбранным субъектам информационные письма, через которые инспекторы рекомендуют проверить налоговую систему своего бизнеса и представить декларацию с корректировкой, уплатить суммы недоимки, неустойки либо предоставить разумные пояснения.

Если лицо не выполнило рекомендации информационного письма, то ему направляется письмо с вызовом на комиссионное рассмотрение его дела. Ознакомиться с формой уведомления можно по .

Процедура

Цель комиссии

В письме ФНС целью формирования комиссий обозначено улучшение налоговых поступлений.

ВАЖНО: Мероприятие ориентировано на досудебное регулирование возникших претензий, даже допроверочное — так как на рассматривании материалов комиссией налогоплательщик вправе давать пояснения по показателям, вызывающим подозрение налоговых инспекторов.

Комиссия призвана разрешить непонимание между субъектами без проведения затратных с точки зрения времени и средств контрольных мероприятий. Также в ходе комиссии лицо получает возможность осознать свое положение как налогоплательщика, даже точнее — осознать отношение налогового органа к себе, исправить обнаруженные ошибки и таким образом подготовиться к будущим формам контроля.

Состав комиссии

В состав комиссии зачастую включаются должностные лица ПФР, представительных органов муниципалитета, прокуратуры, ОВД и т. д. Инспекция ФНС имеет информационную базу из отчетности, представленной ей, а также из всех доступных реестров, из информации, данной другими лицами, из интернета, из источников СМИ. Такое широкое число информационных инструментов требует от налогоплательщика тщательной подготовки ответов на комиссии и оптимизации системы налоговой безопасности своего хозяйствования.

Организация процедуры

По каждому плательщику проводится индивидуальное рассмотрение материалов.

В результате проведенной процедуры комиссия формирует протокол заседания и рекомендации по улучшению показателей бизнеса субъекта — отражению действительной налоговой базы, устранению убытков, уплате налогов и сборов. Все эти действия должны быть выполнены фактически и документально — путем сдачи уточненной отчетности. Обязательно указывается срок для исполнения пожеланий. Письмо ФНС предлагает указывать 10-дневный срок.

Протокол

Протокол подписывают секретарь и председатель комиссии. Субъект получает протокол для ознакомления, о чем составляется расписка. По желанию лица ему вручается экземпляр протокола.

С бланком протокола можно ознакомиться по .

После завершения комиссии

После завершения заседания инспекция ФНС продолжает налоговый мониторинг за лицом и отслеживает исполнение или неисполнение рекомендаций. Если показатели субъекта не изменились, то возбуждается вопрос о выездной проверке.

Основные вопросы

Если лицо не явилось на заседание?

Если лицо не явилось на заседание без обоснованного повода, по отношению к нему производятся следующие действия:

  • направление повторного уведомления;
  • направление уведомления о заседании комиссии уже в Управлении ФНС по субъекту России;
  • направление уведомления о заседании межведомственной комиссии субъекта России;
  • анализ показателей для планирования более глубокой проверки;
  • формирование документов для начала выездной налоговой проверки.

Что говорить перед комиссией?

С учетом базы претензий налогового органа бизнес-субъекту требуется очень тщательно приготовить свои оправдательные аргументы.

Оптимальным будет составление письменных пояснений. Обязательно к пояснениям прилагать документальное подтверждение доводов.

Если инспекция акцентирует внимание на убытках, то защиту нужно строить в таком направлении:

  • данный вид рыночной отрасли несет убытки для всех предпринимателей;
  • статистику по прибыльности и убыточности отраслей экономики можно найти на сайте Росстата в разделе России и субъектов;
  • убытки имеют место лишь в некоторых видах хозяйствования лица, но они дают отрицательный результат по общей прибыли;
  • увеличение цен на импортные материалы;
  • колебания валютных курсов;
  • падение продаж в силу падения покупательской способности населения;
  • кризис;
  • работа в новой отрасли экономики и ожидание прибыли в следующих периодах.

Если претензии налогового органа касаются НДФЛ и выплат работникам:

  • часть персонала работает в других регионах страны, где уровень зарплат ниже;
  • введение на предприятии или у ИП неполной занятости, гибкого или плавающего графика труда.

По НДС:

  • большая сумма приобретения товаров — по ним есть счета-фактуры, передаточные акты, т. е. доступно отнесение к вычетам — с одновременным отсутствием продаж и, как следствие, низкой налоговой нагрузки;
  • особенности функционирования предпринимателя, который выбрал путь закупки товаров по высоким ценам и их продажи с небольшой добавочной стоимостью;
  • представление документов о проверке контрагентов — выписки из реестра юридических лиц, ИП, первичные документы и т.д.

В любом случае на уведомление о вызове обязательно следует отозваться и не побуждать налоговую инспекцию к более жестким мерам принуждения.

Как защищаться на комиссиях по легализации объектов налогообложения

Первоначально комиссии по легализации объектов налогообложения, по большому счету, носили формальный характер. Протокол такого мероприятия содержал лишь пару фраз о пояснении причин убытков компании. Никакого углубленного анализа не приводилось, а сама комиссия имела, скорее, неофициальный статус. У компаний не было ответственности за непредставление информации, неявку на комиссию, а налоговики не имели права потребовать присутствия должностных лиц организации.

Сейчас многое изменилось. Налоговики готовятся к комиссии по легализации объектов налогообложения ничуть не меньше, чем к выездной налоговой проверке, а вопросы, задаваемые на таких комиссиях, все сложнее предугадать. Все это сильно затрудняет представителям компании подготовку к защите от возможных претензий. Однако это возможно.

Инициатива может исходить от разных ведомств

Существует три типа комиссий по легализации налоговой базы в зависимости от инициатора мероприятия:

  • комиссия при местной налоговой инспекции;
  • комиссия при управлениях ФНС России по субъектам РФ;
  • межведомственная комиссия при администрации субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Если инициатива приглашения представителей компании на комиссии различного уровня исходит от местных налоговиков, об этом прямым текстом будет написано в протоколе решения. Однако независимое от ИФНС желание побеседовать с руководством компании может появиться и у администрации региона или города, и у УФНС. Обслуживающая налоговая инспекция может вообще не знать о комиссиях при администрации ничего, кроме того, что сообщено в новостях в интернете. Так как обмен информацией (протоколов с комиссий) возможен, только если сама ИФНС направила компанию на такую комиссию.

Кроме того, инициатива может исходить и от чиновников УФНС, если у них имеется общая информация о компаниях, отразивших убытки, периоде их отражения, их причинах, отрасли и т.д. Как правило, инспекторы из управления один раз квартал или в полугодие запрашивают у курируемых ими инспекций информацию для проведения своей комиссии.

На комиссию стоит захватить юриста

Налоговикам достаточно присутствия на комиссии только главного бухгалтера компании или ее финансового директора. Так как задаваемые вопросы касаются преимущественно их компетенции. Конечно, эти люди могут и самостоятельно оценить степень угрозы для компании со стороны налоговых органов, однако они зачастую не обладают юридическими знаниями, чтобы понять, насколько законны вопросы и требования комиссии. Поэтому присутствие опытного юриста будет нелишним. Естественно, юриста, хорошо ориентирующегося в деятельности компании. Предварительно обсудившего все возможные риски с главным бухгалтером и иными руководителями компании, подобравшего выгодные арбитражные решения.

Со стороны налоговиков в состав комиссии включаются сотрудники, в чьи должностные обязанности входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Начальники структурных подразделений по проведению камеральных и выездных проверок, предпроверочного анализа, урегулированию задолженности. Юристы со стороны налогового органа сейчас в состав комиссии не входят.

В исключительных случаях в состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры. Однако для их присутствия обычно нужны какие-то дополнительные основания.

Так, в настоящее время происходит объединение информационных ресурсов ФНС, ФМС, Росфинмониторинга и МВД. В результате получения доступа к информации коллег, у какого-то из этих ведомств может возникнуть интерес к участию в комиссии. И желание задать вопросы представителю компании.

Кроме того, причиной участия в комиссии правоохранительных органов может стать наличие фактов снятия с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная налогоплательщикам заработная плата. Или обоснованные подозрения в применении схем необоснованного возмещения НДС, связей с однодневками или иные признаки преступной деятельности.

Вопросы комиссии регламентируются письмом ФНС

Если ранее вопросы комиссии сводились только к причинам получения убытков или выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и к планам компании стать прибыльной, то сейчас ситуация кардинально поменялась. В настоящее время работа всех налоговых инспекций регулируется письмом ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 «О работе комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как правило, начинается заседание комиссии с оглашения общей информации о компании – это делается просто с целью проверки данных. Иногда сверка такой информации позволяет налоговым органам установить факты отсутствия у компании лицензий, наличие незарегистрированных обособленных подразделений и другие нарушения.

Далее, естественно, участники переходят к главному вопросу: интересуются причинами убытка, низкого уровня оплаты труда персонала, высокой доли вычетов по НДС и т.п. При этом обязательно стоит ждать дополнительных вопросов о скачках показателей в аналитических таблицах, приведенных в приложениях к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Просчитать, какие именно вопросы зададут на комиссиях, возможно, собрав информацию о своей компании в интернете. Так как такие общедоступные сведения могут направить интерес налоговиков в определенное русло. Особенно стоит обратить внимание на сделки и операции, оказавшие значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность и, возможно, приведшие к убыткам. Любая информация, которую сообщают на комиссии представители компании, будет перепроверена по общедоступным источникам.

При проведении анализа компании налоговые органы учитывают такие факторы, как сезонность, спады и смена расчетных схем в отрасли. Отраслевой квартальный анализ проводится с использованием материалов отраслевых бюллетеней, составляемых РИА-Рейтинг, которые представляют собой свод данных Росстата и сведений сайтов холдингов России с учетом экспертных оценок.

Стоит отметить, что органы статистики категорически отказываются предоставлять такого рода информацию в налоговые органы. Однако налоговые органы получают информацию из других источников. Например, на порталах администрации областей приводится информация о социально-экономическом развитии области, где часто перечисляются достижения ведущих в своих отраслях компаний и сведения о монополистах с указанием их финансовых показателей.

Не последнюю роль может сыграть и арбитражная практика. При изменении позиции Президиума ВАС РФ или практики Федерального арбитражного суда данного округа налоговики попробуют найти аналогии в деятельности приглашенной на комиссию компании и задать соответствующие вопросы. Следовательно, перед посещением комиссии представителю компании стоит ознакомиться с последними тенденциями арбитражной практики.

Вопросы могут касаться также информации, предоставленной другой инспекцией, которая запросила сведения, касающиеся приглашенной на комиссию компании. Либо просит провести выездную налоговую проверку для выявления фактов участия в незаконной налоговой оптимизации.

Также налоговые органы тесно сотрудничают с инспекцией по труду – она наиболее контактна в направлении материалов выявленных нарушений. Информация о проведенных трудинспекцией проверках по конкретному налогоплательщику доступна на сайте генеральной прокуратуры (www.genproc.gov.ru). С указанием органа, проводящего проверку, сроков проверки и основания ее проведения. Помощь этого ведомства становится особенно актуальной при имеющихся у налоговых органов сведениях о выплате компанией «конвертной» заработной платы.

Часто инспекторы задают вопросы технологического характера о тонкостях процесса производства, изношенности основных фондов, отраслевых проблемах и т.п. Во-первых, инспекторам, собирающимся на проверку в компанию, важно заранее знать, с чем они столкнутся. И понимать технологические особенности деятельности компании. Во-вторых, понимание технологии поможет при проверке аналогичного налогоплательщика, которая в данный момент, возможно, проводится.

Если за технологическими тонкостями не кроется никакой налоговой оптимизации, то разъяснить инспекторам особенности хозяйственной деятельности – в интересах самой компании. Меньше вопросов возникнет на проверке. В противном случае, конечно, не стоит делиться подробностями – есть шанс, что несведущие инспекторы не заметят каких-то налоговых схем.

На особый контроль поставлены заемные отношения. В практике нередки случаи, когда российский налогоплательщик постоянно несет убытки из-за выплаты значительной суммы процентов по займу, предоставленному дружественной иностранной компанией. По сути вся прибыль российской компании под видом процентов перечисляется за рубеж в низконалоговую юрисдикцию (например, Кипр) без уплаты налога у источника. Естественно, в этом случае представителей компании на комиссии будут убеждать добровольно прекратить подобную практику, ссылаясь на необоснованность налоговой выгоды, задавать вопросы о заимодавце и бенефициарах. Однако реальных инструментов заставить российского заемщика стать прибыльным у налоговиков нет – необоснованность налоговой выгоды еще надо доказать. Причем, скорее всего, делать это им придется в суде.

В приложении № 10 к письму ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12722 указаны критерии зоны риска при анализе операций по расчетному счету налогоплательщика. Естественно следует ожидать вопрос и по контрагентам.

Защититься поможет внимательное отношение к заданным вопросам

Основную опасность для компаний могут представлять вопросы выездников, иногда камеральщиков. Особенно если комиссия собралась, к примеру, обсудить убыток в декларации за 9 месяцев 2014 года, а в данный момент налоговый орган уже проверяет период 2010–2013 годов. В этом случае комиссия становится отличным поводом для выездников задать накопившиеся вопросы, возникшие в ходе текущей выездной налоговой проверки.

Поэтому необходимо четко следить и отсекать вопросы не по тому периоду, по которому состоялся вызов на комиссию, прямо указывая на это спросившему. Или по не относящемуся к делу по информационному содержанию. Когда, к примеру, комиссия проводится в связи с получением убытков, а задаются вопросы технологического характера, которые никаким образом не могли на него повлиять.

В целом для компании участие в комиссии по легализации объектов налогообложения несет не только минусы, но и плюсы. Присутствие на комиссии позволяет руководству компании здраво оценить степень налоговых рисков по характеру задаваемых вопросов, а также вычислить источники получения налоговиками негативной информации.

Стоит учитывать, что и для налоговиков такая комиссия является лишь разведкой перед боем – этапом подготовки к выездной налоговой проверке, которая рано или поздно случится. И кроме сбора важной информации для налоговиков комиссии чаще всего ничего не несут. Особенно справедливо это для крупных компаний. Сами налоговики признают, что комиссии эффективны только для малого и среднего бизнеса. Уточненные декларации на уменьшение убытка среди крупнейших налогоплательщиков, скорее, исключение из правил.

Стоит обратить внимание, что ход проведения комиссии иногда фиксируется аудиозаписью, о которой сразу могут не сообщить. Есть смысл заранее уточнить этот момент. При этом стенограмма беседы редко ведется в протоколе дословно, чаще редактируется в официально-деловом стиле. Поэтому протокол, перед тем как подписать, стоит внимательнейшим образом прочесть во избежание смысловых искажений. Некоторые организации подписывают протокол не только на последней, но и на каждой странице. А часть сложных вопросов, на которые налогоплательщик затруднился ответить устно, он может описать сам, когда ему пришлют проект протокола на согласование.

Не всегда разумно брать по итогам комиссии на себя какие-то конкретные обязательства. К примеру, если представитель компании обязался в течение какого-то срока выйти на прибыль, то ему гарантировано повторное приглашение на комиссию по истечении срока.

В практике встречаются случаи, когда по окончании проведения комиссии по легализации объектов налогообложения какие-либо требования выдвигаются к собственникам компании. Часто это связано с тем, что они сами оказали прямое или косвенное влияние на получение убытков. Например, головная компания продала дочерней дорогостоящее оборудование в неисправном состоянии, составив при этом договор таким образом, что дочерняя компания не могла предъявить претензии головной компании. Из-за чего и возник убыток. Однако этого не стоит сильно бояться, так как собственников компании привлечь к административной или уголовной ответственности можно лишь в редчайших случаях. И никаких реальных инструментов воздействия на них у налоговиков нет.

Убыточные комиссии легализованы

Многие налогоплательщики самостоятельно или под влиянием различных материалов в прессе пришли к выводу о нежелательности посещения подобного рода комиссий. Особенно часто так поступали должностные лица крупнейших налогоплательщиков. Они отказывались присутствовать на комиссиях, мотивируя свой отказ проведением инвентаризации, нахождением генерального директора в командировке и рядом других причин. Участившиеся отказы привели к тому, что Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗпункт 3 статьи 88 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим право требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка при проведении камеральной налоговой проверки.

Отказаться от дачи пояснений убыточная компания теперь не вправе. В случае неявки к должностным лицам в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 КоАП. А в исключительных случаях неявка на комиссию без уважительной причины приведет к назначению выездной налоговой проверки.

Разведка боем: что влечет за собой для налогоплательщика вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы в связи с убыточностью деятельности или по иным причинам. В чем суть таких комиссий и какова процедура их проведения налогоплательщики узнавали только на практике — являясь их непосредственными участниками.

Теперь есть возможность заранее определить риски вызова на подобную комиссию, а, следовательно, и оценить уровень налоговой безопасности бизнеса, основываясь на информации налоговых органов, содержащейся в недавно вышедшем Письме Минфина и ФНС России № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 г. «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» . Вызов на подобную комиссию служит сигналом явного внимания налогового органа к конкретной компании и наличия у него информации, достаточной для назначения в будущем в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки и доначисления налогов.

Как указано в самом письме, главная цель таких комиссий — увеличение поступлений налогов в бюджет. Условиями вызова налогоплательщика на комиссию при этом является установление следующих фактов:

  • неполное отражение налогоплательщиком в учете хозяйственных операций;
  • несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц;
  • фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщика.

По сути такая комиссия является своеобразным шансом для налогоплательщика одуматься и исправить рисковое положение, которое, по мнению налогового органа, говорит о недоплате им налогов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений.

С одной стороны, подобные комиссии дают возможность налоговому органу и налогоплательщику договориться об исправлении налоговой ситуации без длительных проверочных процедур, судов и споров; с другой, позволяют налогоплательщику оценить (хотя бы частично) уровень своих рисков и попытаться перестроить систему налоговой безопасности, подготовиться к будущим проверочным мероприятиям.

Поэтому вызов на подобную комиссию, конечно, не стоит игнорировать, как и пытаться ее избежать. Диалог с налоговым органом в подобной форме конечно не предусматривает для налогоплательщика ничего приятного, однако, дает хорошую возможность для оценки точки зрения налоговых органов и анализа собранного на налогоплательщика досье.

При этом, учитывая, что в подобных комиссиях зачастую участвуют не только представители налогового органа, но и Пенсионного фонда, органов местного самоуправления, прокуратуры, налогоплательщику потребуется приложить немалые усилия для отстаивания своей позиции и обоснования ее реальности.

В анализе деятельности налогоплательщиков контролирующие органы задействуют не только собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т.д., о которых мы уже неоднократно писали ранее), но и сведения из СМИ, Интернета, любых заявлений и жалоб физических и юридических лиц. Составляются схемы движения денежных средств налогоплательщика, схема ведения бизнеса, проводятся анализы сделок, сравниваются показатели отчетности по нескольким периодам.

Нельзя не отметить, что в данном письме (наряду с новыми Рекомендациями по проведению выездных и камеральных проверок) впервые так подробно официально говорится об арсенале средств налоговых органов по предпроверочному анализу деятельности налогоплательщиков и их отбору на проведение мероприятий налогового контроля. Наличие такого инструментария при умении эффективной работы с ним, конечно, очень осложнит жизнь налогоплательщиков, а систему налоговой безопасности бизнеса потребуется прорабатывать еще более тщательнейшим образом.

Цель такого подробного анализа — выявление налогоплательщиков, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова на комиссию. Наиболее важные критерии, это:

  • убыточность деятельности налогоплательщика;
  • низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности — менее 1%);
  • низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более).

Также отдельно уделяется внимание выплате заработной платы «в конвертах», как явного признака занижения налогоплательщиком полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Поэтому при выявлении подобных фактов, пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.

По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо с целью самостоятельного анализа своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов. В случае если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов либо дачи обоснованных пояснений по отсутствию основания для увеличения налоговой нагрузки, его вызывают непосредственно на комиссию. Таким образом, налогоплательщику конечно лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту. Однако, следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе, могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о налогоплательщике у налогового органа, и при непродуманных действиях налогоплательщика — сыграть в последующем не в его пользу.

После проведения комиссии, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок (о наличии которого также прямо говорится в тексте Письма).

Подводя итоги анализа содержания Письма можно говорить об ожидании в ближайшем будущем безусловно более эффективной работы налоговых органов в целях увеличения объема уплачиваемых налогов. Проведение подобных комиссий позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению им бюджета при минимальных усилиях налогового органа. При этом на данной стадии работы с налогоплательщиком возможен наиболее эффективный отбор потенциальных кандидатов на проведение выездных налоговых проверок.

Для налогоплательщика участие в такой комиссии — возможность активно отстаивать свою позицию, заранее продумывая тактику защиты на будущее, в случае проведения последующих мероприятий налогового контроля. К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, всегда есть возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации сейчас путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов (что является целью любой подобной процедуры). Комиссия позволяет сравнить собранную налоговыми органами информацию о деятельности налогоплательщика с теми способами защиты, которые он продумывает в случае необходимости дачи пояснений по результатам своей деятельности, что позволяет проверить уровень налоговой безопасности и принять меры по его повышению до проведения выездной проверки.

Законодательная основа и определение термина

В законодательных актах подобный термин прямо не упоминается. Работа комиссий ранее велась на основании Письма ФСН от 17.07.2013 г., однако Письмом ФНС от 21.03.2017 г. 21.03.2017 N ЕД-4-15/ оно было отменено. Затем отменили и его — ныне работают в соответствии с Письмом от 25.07.2017 N ЕД-4-15/.

Исходя из практики, госорганы действуют по привычной схеме, никаких изменений в принципах работы комиссии с отменой вышеназванного приказа не отмечено.

В ст. 31 НК РФ указано, что налоговые органы обладают также правом вызывать на основании письменного уведомления плательщиков сборов и налогов для дачи пояснений в связи с уплатой ими этих обязательных взносов, в связи с проведением налоговой проверки либо в иных случаях.

Легализация объектов налогообложения — это, в соответствии с наименованием, процесс проверки и узаконивания объектов налогообложения и величины налоговой базы, указанных плательщиком, их обоснованности и законности. Следовательно, соответствующая комиссия собирается в том случае, если у контролирующих органов появляются определенные сомнения в добросовестности плательщика.

За что вызывают на комиссию

Итоговая цель работы данного совещательного органа — выявление фактов уклонения от уплаты и перечисления обязательных взносов, увеличение поступлений в бюджет. И в первую очередь комиссия фокусируется на выплате НДФЛ и страховых взносов. Вызов на комиссию по легализации объектов налогообложения может последовать в том случае, если есть обстоятельства, указывающие на неправильное перечисление платежей, уменьшение базы в отчетности, сокрытие истинного характера операций и т.д. К таким фактам относятся следующие:

  • получение убытка по итогам отчетного периода (указание убытка в декларации);
  • значительный объем налоговых вычетов;
  • безосновательное применение льгот;
  • минимальный объем доходов на упрощенных режимах.

Сомнения у налоговиков могут возникнуть, таким образом, если какие-либо результаты деятельности предприятия не могут быть объяснены на основании отчетности.

Комиссия, как говорилось, орган совещательный. Заседание комиссии по легализации объектов налогообложения проходит с участием плательщика, представителей ИФНС, иных госорганов. Какие-либо санкции по результатам заседания не назначаются, однако по итогам рассмотрения конкретного вопроса может быть проведена проверка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *