Комментарии к ФЗ 79

«Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (постатейный) (под ред. В.А. Козбаненко) (Председатель редакционного совета Д.А. Медведев) («Питер Пресс», 2008)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Председатель редакционного совета
Первый заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации, к.ю.н., доцент
Д.А. МЕДВЕДЕВ
Под редакцией
д.ю.н., профессора
В.А. КОЗБАНЕНКО
Редакционный совет:
Медведев Дмитрий Анатольевич (председатель), Первый заместитель Председателя Правительства РФ, кандидат юридических наук, доцент;
Нарышкин Сергей Евгеньевич, заместитель Председателя Правительства РФ — руководитель Аппарата Правительства РФ, кандидат экономических наук;
Зурабов Михаил Юрьевич, Министр здравоохранения и социального развития РФ, кандидат экономических наук;
Левицкая Александра Юрьевна, заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ;
Глебова Любовь Николаевна, статс-секретарь — заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ;
Пчелинцев Сергей Владимирович, заместитель начальника Государственно-правового управления Президента РФ, доктор юридических наук, профессор.
Редакционная коллегия:
Козбаненко В.А., Куренной А.М., Ноздрачев А.Ф., Сафонов А.Л., Старилов Ю.Н.
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Баснак Дмитрий Валерьевич, начальник отдела Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ — ст. 8 — 10, 43, 60, 66;
Бедняков Дмитрий Викторович, консультант отдела Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ — ст. 14 (п. 10, 16 ч. 1), Приложения 1 — 4, 6 — 8, 10;
Галабурда Владимир Александрович, консультант Правового департамента Правительства РФ — ст. 28, 30 — 32, Приложения 4.2.6, 4.2.7;
Гуринович Александр Георгиевич, заместитель начальника отдела Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, доктор юридических наук, профессор — ст. 12, 18, 54, 56;
Зубарев Сергей Михайлович, проректор Московской академии права, доктор юридических наук, доцент — ст. 14 (п. 13 — 15, 17 ч. 1), 15 (п. 3, 4, 7, 10 — 12 ч. 1), 16 (ч. 3), 17 (п. 16, 17 ч. 1), 57, 58, 67, 68;
Исаева Наталья Михайловна, референт Государственно-правового управления Президента РФ, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ — ст. 14 (п. 2 ч. 1), 15 (п. 2 ч. 1), 23 — 26, 33 — 41;
Качалов Виктор Иванович, доцент Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент — ст. 42, Приложение 9;
Клищ Николай Николаевич, руководитель направления Института ГУ — ВШЭ, кандидат экономических наук — ст. 50, 51, Приложение 11;
Ковалькова Елена Анатольевна, заместитель начальника отдела Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ — ст. 21, 22, 49, 64;
Козбаненко Виктор Анатольевич, заместитель директора Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, доктор юридических наук, профессор — введение, преамбула, ст. 15 (ч. 1.1), 27, 31, 65, 71 (ч. 6, 10, 11), 74;
Куренной Александр Михайлович, декан факультета АНХ при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор — ст. 14 (ч. 2), 17 (п. 1 — 15 ч. 1, ч. 2 — 4), 19, 73;
Медведев Дмитрий Анатольевич — вступительное слово;
Москалева Елена Александровна, заместитель директора Правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ — ст. 15 (ч. 4), 55, 69, 70;
Науменко Андрей Владимирович, преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, доцент — ст. 15 (ч. 5), 59;
Ноздрачев Александр Филиппович, начальник отдела Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор — ст. 1 — 5, 13, 15 (ч. 2 — 3), 71 (ч. 1 — 5, 7 — 9), 72;
Петров Станислав Михайлович, начальник отдела Правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ, кандидат юридических наук — ст. 47, 52, 53;
——————————-¬
¦ Петрова Светлана Ивановна¦, начальник отдела Департамента трудовых
L——————————-
отношений и государственной гражданской службы Министерства
здравоохранения и социального развития РФ — ст. 14 (п. 3 — 4 ч. 1), 15
(п. 5 ч. 1), 29, 45, 46, 48, Приложение 5;
Рябинин Юрий Павлович, референт Департамента управления делами Правительства РФ — ст. 11, 44 (в соавторстве с Н.П. Камзеевой);
Савицкая Татьяна Михайловна, заместитель директора Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития РФ — ст. 14 (п. 18 ч. 1);
Сафонов Александр Львович, директор Департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ, доктор экономических наук, профессор;
Сержант Ирина Александровна, заместитель начальника отдела Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ — ст. 14 (п. 11 ч. 1), 15 (п. 6 ч. 1), 61 — 63;
Старилов Юрий Николаевич, заведующий кафедрой Воронежского государственного университета, доктор юридических наук, профессор — ст. 6, 7, 15 (п. 1 ч. 1), 16 (ч. 1, 2) (в соавторстве с С.Н. Махиной);
Чекин Михаил Алексеевич, начальник отдела Департамента управления делами Правительства РФ — ст. 14 (п. 1, 5 — 9, 12 ч. 1), 15 (п. 8, 9 ч. 1), 20;
Солодов Владимир Викторович, ассистент МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат политических наук, менеджер проекта.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Строительство правового государства с развитыми демократическими институтами ведется с помощью законов, отвечающих критериям социальной справедливости. Формирование законодательства о государственной службе, оптимально сочетающее мировые стандарты нормативного качества с историческими особенностями отечественного опыта, представляет собой необходимый элемент правового обеспечения преобразований, осуществляемых на современном этапе государственного строительства. Реформирование государственной службы проводится во взаимосвязи с другими реформами, главнейшей целью которых является повышение благосостояния граждан России, развитие всех сфер общественной жизнедеятельности.
Основные направления реформы государственной службы определила Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г. В целях ее реализации 19 ноября 2002 г. Указом Президента РФ N 1336 утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)», срок действия которой был продлен на два последующих года. В результате был осуществлен комплекс мероприятий по созданию законодательной базы государственной службы, сопряженных с ее открытостью гражданам, улучшением работы с кадрами, внедрением новых информационных технологий в государственном аппарате и др. Государственная служба стала правовым, социальным, организационным институтом обеспечения государственными служащими выполнения функций государства, деятельности государственных органов.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», явившись продуктом реформы, воспринял многие инновационные подходы, присущие самым передовым аналогам этого института в наиболее развитых странах, содержит правовые новеллы, в некотором смысле опередившие готовность к их реализации всеми заинтересованными участниками регулируемых им отношений. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы гражданской службы как самостоятельного вида в системе государственной службы, определяет основы правового положения всего корпуса государственных гражданских служащих. Позитивный потенциал данного Закона, однако, еще не раскрыт, не в последнюю очередь из-за того, что пока не приняты некоторые подзаконные акты, но нередко и по причинам неоднозначного понимания его нормативного содержания. Вместе с тем нельзя не заметить и противоречия в ряде положений самого Закона, содержащиеся в нем нормы коллизионного характера, оставляющие пробелы в правовом регулировании государственно-служебных отношений.
Тем не менее практика применения Закона свидетельствует о большой потребности в научно-методическом обеспечении правоприменительной деятельности. Правильное понимание нормы Закона, ориентированное на решение практических задач, связано с самыми разными вопросами, которые возникают при поступлении на государственную гражданскую службу, в процессе ее прохождения, реализации статуса государственного гражданского служащего, вплоть до увольнения со службы.
Предлагаемый вниманию читателя постатейный Комментарий подготовлен коллективом ученых и практиков, объединившим высокопрофессиональных специалистов, знающих комментируемые проблемы по роду своей служебной и научно-творческой деятельности. В Комментарии нашли отражение многие вопросы, возникающие в административной и правовой практике.
Выражаю уверенность в том, что предложенный труд станет полезным подспорьем в реализации норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также принятых на его основе подзаконных актов.
Д.Медведев
ВВЕДЕНИЕ
В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат — это прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.
В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные организационно-правовые формы и управленческие механизмы, является создание адекватного законодательства.
Новейшее законодательство о государственной службе Российской Федерации в целом сложилось. Базируясь на положениях Конституции РФ, оно состоит из Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и обширного массива нормативных правовых актов различной юридической силы. Но если такие виды государственной службы, как военная и правоохранительная, регулируются исключительно актами федерального уровня, то законодательство о гражданской службе имеет двухуровневую структуру: федеральное и субфедеральное законодательство.
Указанным Законом закреплено положение о том, что правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации, правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ — в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация — в ведении субъекта РФ. В соответствии с этим был принят Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», нормы которого более чем на две трети имеют характер прямого действия, с определенным количеством бланкетно-отсылочных предписаний. Отдельные положения, носящие процедурный или оперативный характер, должны быть урегулированы соответствующими указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. К настоящему времени принято 15 указов Президента РФ, четыре постановления и четыре распоряжения Правительства РФ.
В развитие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должно быть принято четыре федеральных закона: три тематических, относящихся к реализации государственных гарантий гражданским служащим, — об обязательном страховании, о медицинском страховании, о государственном пенсионном обеспечении и один юридико-технического свойства — о приведении в соответствие федеральных законов в связи с необходимостью внесения изменений и дополнений после принятия этого Закона.
На уровне субъектов РФ в каждом из них действуют собственные законы о государственной гражданской службе и принимаются иные нормативные правовые акты по тем вопросам, которые отнесены к предмету их ведения. Кроме того, с законодательством о государственной гражданской службе тесно связано законодательство о муниципальной службе. Вступление в силу с 1 июня 2007 г. Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» требует широкомасштабной законотворческой работы во всех субъектах РФ.
Немалая доля остается для локального регулирования ведомственными нормативными правовыми актами, издаваемыми непосредственно государственными органами. Такими актами утверждаются: квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей; продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска; методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы в государственном органе; положение о порядке проведения аттестации и порядке проведения квалификационного экзамена гражданскими служащими государственного органа; порядок выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий и материальной помощи гражданским служащим государственного органа; служебный распорядок государственного органа; штатное расписание государственного органа. Многие из подобных актов подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, так как затрагивают права и свободы граждан, реализующих конституционное право равного доступа к государственной службе. Помимо того, решениями представителя нанимателя в государственных органах должны быть утверждены должностные регламенты по всем должностям, введенным в штатное расписание, которые также являются частью административного регламента государственного органа.
Особая роль отводится нормативным правовым актам Министерства здравоохранения и социального развития РФ, уполномоченного осуществлять государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере государственной гражданской службы. Минздравсоцразвития России утверждает методические рекомендации и дает официальные разъяснения по вопросам, возникающим в

Медведев Д. А.. Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . СПб.: — 576 с.. 2008

Постатейный правоприменительный комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые в отечественной юриспруденции сочетает научно-практическое и правоприменительное толкование. Авторы комментария — известные ученые-юристы, государственные служащие, практикующие специалисты в области государственной гражданской службы, ответственные сотрудники правительственных структур, представляющие Аппарат Правительства РФ и федеральные органы исполнительной власти. Нормы данного Закона истолкованы с учетом правовых позиций, выработанных Министерством здравоохранения и социального развития РФ во исполнение функции осуществления государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере государственной гражданской службы, в результате подготовки официальных разъяснений по запросам государственных органов, обращениям граждан и организаций. Правоприменительный комментарий предназначен для практической работы по реализации законодательства о государственной гражданской службе руководителями и специалистами государственных органов, в частности подразделений по вопросам государственной службы и кадров, для государственных гражданских служащих, а также для граждан России, реализующих своих конституционные права на равный доступ к этому виду профессиональной служебной деятельности.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ) Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 2. ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС) ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО Глава 4. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ Глава 5. СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ Глава 6. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА Глава 7. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА Глава 8. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА Глава 9. ПРОХОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Глава 10. ОПЛАТА ТРУДА ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Глава 12. ПООЩРЕНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Глава 13. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Глава 14. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ. ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Глава 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 16. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХСПОРОВ Глава 17. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Книги и учебники по дисциплине Разное:

  1. Алексеев С.В.. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. 2-е изд. — М.: — 671 с. — 2012 год
  2. Отв. ред. Гаджиев Г. А.. Конституционная экономика. М.: — 256 с. — 2010 год
  3. Пуряева А.Ю., Пуряев А.С.. Лесное право. М.: Деловой двор, — 406 с. — 2009 год
  4. Сальков О. А.. Комментарий к федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ. М.: Деловой двор, — 712 с. — 2009 год
  5. Егиазаров В.А.. Транспортное право: Учебник. — 6-е изд., доп. и перераб. — «ЗАО Юстицинформ», Объём: 592 стр. — 2008 год
  6. Коллектив авторов. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Официальный текст. — 2008 год
  7. Квашис В. Е.. Смертная казнь: мировые тенденции, проблемы и перспективы. М.: Юрайт,— 800 с. — 2008 год
  8. Лунеев В.В.. Юридическая статистика: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп., с изм. — М.: Юристъ, — 394 с. — 2007 год
  9. Н. П. Печников. Должностные и служебные преступления : лекции к курсу. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, — 32 с. — 2007 год
  10. Тыщенко А. И.. Правовое обеспечение профессиональной деятельно­сти: учебник/А.И. Тыщенко.— Ростов н/Д.: Феникс, — 252 с. — 2007 год
  11. Фархутдинов И.З, Трапезников В.А.. Инвестиционное право. М.: Волтерс Клувер, — 432 с. — 2006 год
  12. Скаридов А.С.. Морское право. СПб.: — 934 с. — 2006 год
  13. Кравченко В. И.. Графология: характер по почерку: учебно-метод. пособие/ В. И. Кравченко; ГУАП. — СПб. — 92 с.: ил. — 2006 год
  14. С. А. Ермолаев, С. Г. Капканщиков. Структурная политика государства в механизме экономического роста — 2005 год
  15. О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др… Философия права: Учебник. Под ред. О.Г. Данильяна. — М.: Изд-во Эксмо, — 416 с. — (Российское юридическое образование). — 2005 год
  16. Родин А. Ю.. Правовые основы оценочной деятельности / М., Московская финансово-промышленная академия. — 265 с. — 2005 год
  17. Янова В. В.. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов /В.В. Янова. — М: Издательство «Экзамен», — 384 с. — 2005 год
  18. Под ред. Стрекозова В.Г, Кудашкина А.В.. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», — Вып. 45. — 640 с. — 2004 год
  19. Романов А. А.. Теория и правовое регулирование рекламной деятельности:Учебное пособие — М., — 428 с. — 2003 год
  20. Рулан Норбер. Юридическая антропология. Учебник для вузов. Перевод с франц. Ответственный редактор — член-корр. РАН, доктор юридических наук, профессор В. С. Нерсесянц. — М.: Издательство НОРМА, — 310 с. — 1999 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *