Ликвидация ТСЖ по решению суда

Ситуация: Каков порядок ликвидации ТСЖ по решению суда?

При наличии установленных законом оснований суд может вынести решение о ликвидации ТСЖ по требованию, в частности (п. 2 ч. 6 ст. 20, ч. 1 ст. 141 ЖК РФ; п. 3 ст. 61 ГК РФ; п. 5.7.2 Положения, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП):

  • уполномоченного органа госвласти или местного самоуправления (далее — орган власти). Полномочиями на обращение в суд наделены органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. В Москве в качестве такого органа выступает Мосжилинспекция;
  • члена товарищества.

Кроме того, с иском о ликвидации ТСЖ, созданного с нарушением закона, в суд может обратиться прокурор в порядке защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований (п. 3 ст. 35 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ч. 1 ст. 45 ГПК РФ; п. 5 Обзора, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010).

Основания ликвидации ТСЖ по требованию органа власти

По иску органа власти ликвидация ТСЖ возможна в следующих случаях (пп. 1, 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ; п. 2 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ; ст. 2, п. 2 ст. 25 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ):

  • признание государственной регистрации товарищества недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения являются неустранимыми. Правом заявить такое требование наделены также налоговые органы (абз. 2 п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506);
  • осуществление ТСЖ деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. При этом неоднократность нарушения закона сама по себе не может служить основанием для ликвидации юридического лица, должны оцениваться нарушение и его последствия (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
  • неисполнение в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава ТСЖ или внесенных в него изменений требованиям ЖК РФ.

На практике имеются примеры ликвидации ТСЖ по требованию органа государственного жилищного надзора в связи с отсутствием кворума, необходимого для принятия общим собранием собственников жилых помещений решения о создании товарищества, то есть в нарушение ч. 1 ст. 136 ЖК РФ.

Основания ликвидации ТСЖ по требованию членов ТСЖ

По иску членов ТСЖ может быть ликвидировано в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности товарищества становится невозможным или существенно затрудняется (пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Например, такое требование может быть удовлетворено, если иные участники юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума. В результате этого становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица (п. 29 Постановления N 25).

Иные основания ликвидации ТСЖ

Список оснований для ликвидации юридических лиц не является исчерпывающим (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Применительно к ТСЖ иных специальных оснований ликвидации не предусмотрено. Вместе с тем дополнительным основанием ликвидации ТСЖ можно считать признание товарищества банкротом (п. 6 ст. 61, п. 1 ст. 65 ГК РФ; п. 2 ст. 1, абз. 2 ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Порядок обращения в суд с требованием о ликвидации ТСЖ

Если о фактах, которые могут послужить основанием для ликвидации ТСЖ по требованию органа власти, известно гражданину, он может обратиться в этот орган власти с соответствующим заявлением (ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Если орган власти по результатам проверки посчитает необходимым обратиться в суд, он выступит в качестве истца. При этом следует иметь в виду, что если вопрос о ликвидации ТСЖ ставится в связи с оспариванием решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, то обратиться в суд можно в течение шести месяцев со дня выявления органом власти в ходе проверки нарушения (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ; вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2013 г.).

Если у члена ТСЖ имеются основания для обращения в суд на основании невозможности достижения ТСЖ целей, ради которых оно создано, гражданин может обратиться в суд самостоятельно. Для ликвидации ТСЖ по решению суда нет необходимости в принятии решения о таком обращении всеми членами товарищества.

В таком случае исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения ТСЖ (ст. ст. 24, 28 ГПК РФ; ч. 6 ст. 27 АПК РФ; абз. 3 п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11). При подаче иска необходимо уплатить госпошлину, которая в данном случае составляет 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

По общим правилам искового производства срок рассмотрения дела районным судом не должен превышать двух месяцев (ч. 1 ст. 154 ГПК РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в окончательном виде, если оно не было обжаловано (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Правовые последствия вступления в силу решения суда о ликвидации ТСЖ

После вступления в силу решения суда о ликвидации ТСЖ товарищество не считается ликвидированным. С этого момента начинается процедура его ликвидации. Решением суда эта функция может быть возложена на членов ТСЖ или орган, уполномоченный на ликвидацию ТСЖ его уставом (п. 5 ст. 61 ГК РФ).

Лица, на которых судом возложена ликвидация ТСЖ, осуществляют, в частности, следующее (ст. 63 ГК РФ):

1) публикуют в средствах массовой информации сообщение о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами;

2) принимают меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляют в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица;

3) после окончания срока предъявления требований кредиторами составляют промежуточный ликвидационный баланс;

4) осуществляют в случае необходимости продажу имущества ТСЖ;

5) осуществляют выплаты кредиторам;

6) составляют окончательный ликвидационный баланс;

7) решают судьбу оставшегося после расчетов с кредиторами имущества ТСЖ;

8) подают документы для государственной регистрации ликвидации ТСЖ.

Завершение ликвидации

Ликвидация ТСЖ считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ; п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).

Пошаговая инструкция по ликвидации ТСЖ в 2018 году

В первую очередь следует знать, в каких случая возможно проведение такой процедуры и какие для этого существуют причины. Существует два варианта ликвидации: в добровольном и в принудительном порядке. Добровольная процедура проводится по решению собственников, а оно может быть принято в связи со следующими моментами:

  • ТСЖ не выполняет возложенные на него задачи;
  • Неэффективная деятельность, в результате которой возникла существенная задолженность перед контрагентами;
  • Фактом выполнения задачи, для которой было создано товарищество или истечением срока, на который оно создавалось.

Принудительная процедура ликвидации ТСЖ проводится по решению суда, при наличии следующих оснований:

  • Нарушения действующего законодательства при создании товарищества и в течение срока его существования;
  • Неэффективная деятельность, которая привела к возникновению существенной задолженности перед контрагентами;
  • Отсутствие деятельности;
  • Отсутствие должного количества участников ТСЖ.

Пошаговая инструкция как ликвидировать ТСЖ подразумевает чёткое выполнение всех действий в установленном порядке. Нарушение процедуры может привести к признанию такой процедуры недействительной и потере времени. Поэтому при ликвидации ТСЖ очень важно соблюсти порядок и внимательно предусмотреть каждую мелкую деталь.

Созыв общего собрания

Для ликвидации ТСЖ в первую очередь следует созвать общее собрание собственников, на котором будет рассмотрен вопрос о начале процедуры. На повестке дня должны быть рассмотрены вопросы причины ликвидации, назначен ликвидатор в одном лице либо комиссия, а также выбрано лицо, которое будет представлять интересы товарищества в государственных органах.

Инструкция по ликвидации ТСЖ предусматривает, что если организация вела свою деятельность, то должна быть назначена комиссия по ликвидации, а если деятельности не велось – достаточно ликвидатора в одном лице. Рекомендуется чётко придерживаться этого правила, поскольку его игнорирование может привести к неприятным последствиям.

Далее, вопросы повестки дня о ликвидации ТСЖ выносятся на голосование и после подсчёта голосов составляется протокол, в котором отмечаются все детали собрания, включая принятые решения. После этого пошаговая ликвидация ТСЖ требует обязательного уведомления территориального органа ИФНС о принятом решении. Уведомление должно быть составлено в соответствии с утверждёнными требованиями. Уведомление подписывается председателем собрания (уполномоченным лицом), а подпись должна быть засвидетельствована нотариально. В пакете документов для ИФНС входит само уведомление и один экземпляр протокола общего собрания. Поступать таким же образом советует инструкция по ликвидации ТСЖ или ТСН (товарищество собственников недвижимости). В общем смысле процедуры ликвидации ТСЖ и ТСН абсолютно идентичны для каждого из этих форм товариществ.

Размещение информации о процедуре в специальном печатном издании

Следующим шагом будет размещения объявления о начале процедуры ликвидации в специально издании «Вестник государственной регистрации». Это обязательное условие, поскольку таким образом возможные кредиторы могут узнать о существующей ситуации и заявить свои требования. Закон устанавливает правило, что срок предъявления требований не может быть менее 2 месяцев с момента публикации сведений о начале процедуры ликвидации ТСЖ. Ликвидационная комиссия, в свою очередь, обязана самостоятельно уведомить кредиторов о таком решении. Уведомление отправляется почтой.

В течение двух месяце после размещения информации в официальном издании необходимо ожидать требований со стороны кредиторов. Чтобы не терять время, рекомендуется в течение этих двух месяцев провести сверку с фискальными органами касаемо задолженности перед бюджетом при ликвидации ТСЖ. Сверка с такими органами является обязательным условием ликвидации любого предприятия, поэтому избегать каким бы то ни было образом подобную процедуру категорически не рекомендуется.

Баланс утверждается решением общего собрания и подписывается ликвидатором. Этот документ подлежит передаче в территориальный фискальный орган. Инструкция по пошаговой ликвидации ТСН или ТСЖ требует аналогичных действий, с той разницей, что в товариществе собственников недвижимости необходимо детализировать организационную форму и состав общества.

После подачи ликвидационного баланса в территориальный орган фискальной службы, следует провести оценку и продажу имущества (при наличии неудовлетворённых требований кредиторов), либо разделить его между участниками. Порядок разделения имущества между участниками при ликвидации ТСЖ может быть установлен в протоколе общего собрания, хотя такая процедура должна быть обязательно предусмотрена в Уставе существующей организации.

Таким образом, при соблюдении правил пошаговой ликвидации можно будет решить целый ряд вопросов: от необходимости и целесообразности проведения этой процедуры, до малейших деталей её выполнения. Как уже отмечалось, чёткое следование требуемым нормам позволит предупредить ошибки и избавиться от возможных проблем в будущем.

Ликвидация ТСЖ с долгами

Если пришлось столкнуться с ситуацией, когда существующих активов товарищества не хватает на удовлетворение требований кредиторов, ликвидация будет единственным выходом из сложившейся ситуации. В таком случае перед началом процедуры будет проведена специальная проверка, целью которой является выявление противоправных действий руководства ТСЖ, которые были направлены на создание искусственной задолженности или других фактов сокрытия доходов и расходов. В случае отсутствия каких-либо активов для погашения задолженности, товарищество может стать банкротом с очевидными последствиями.

Пошаговая инструкция ликвидации ЖСК, ТСЖ или ТСН предусматривает обязательное обращение ликвидатора (комиссии) в арбитражный суд при недостаточности имущества для погашения требований кредиторов. Таким образом, будет инициирована процедура банкротства. Банкротство представляет собой процедуру определения платежеспособности должника, а также выявления его существующих активов. В случае недостатка активов предприятие будет признано банкротом, а все существующие долги будут списаны.

Ликвидация ТСН/ТСЖ — это прекращение ТСН/ТСЖ без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ​

Она осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством (в том числе статьями 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой VII Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Причины ликвидации могут быть разные, но чаще всего это решение общего собрания собственников илирешение судебных инстанций.

Процедура ликвидации организации:

  • ТСН обязано в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемой организации с приложением решения о ликвидации ТСН по форме № Р15001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@»Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;
  • формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора). На общем собрание членов ТСН назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого ТСН выступает в суде;
  • публикация сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»и составление промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия в целях выявления кредиторов, а также уведомления их о принятом решении о ликвидации юридического лица в соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса РФ помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, содержащую следующие данные:

— полное наименование ТСН;

— место нахождения ТСН;

— наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

— ИНН/КПП, ОГРН ликвидируемого ТСН;

— порядок и сроки заявления требований кредиторами;

— способ связи с ликвидационной комиссией.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ учреждено средство массовой информации — журнал «Вестник государственной регистрации», в котором публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц. Ликвидационная комиссия обязана опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами.

Кредиторы в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации ТСН вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

Списать кредиторскую задолженность и включить ее в налогооблагаемые доходы при ликвидации кредитора организация-должник обязана в общеустановленном порядке. Полагается провести инвентаризацию, составить бухгалтерскую справку, выпустить приказ о списании кредиторской задолженности. Делается эта процедура в том периоде, в котором контрагент был исключен из ЕГРЮЛ и фактически прекратил существование. В связи с этим типовую проводку списания КЗ в связи с ликвидацией кредитора можно представить в следующем виде:

Дебет (60, 62, 76) – Кредит 91-1 «Прочие доходы расходы».

После 2-х месячного срока составляется баланс, в котором содержатся сведения об общем имуществе, какие требования предъявляют кредиторы и итоги их рассмотрения. Его должны подписать на собрании, потом производятся все расчеты с кредиторами, и делается окончательный баланс и подписывается на собрании.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс – это финансовый документ, который отражает реальное финансовое состояние организации на дату прекращения предъявления требований от кредиторов.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с ПБУ 4/99, то есть выглядеть он должен как обычный годовой бухгалтерский баланс. Промежуточные ликвидационные балансы могут составляться неоднократно.

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

  • данные о составе активов и пассивов организации, т.е. перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов
  • данные об имуществе организации, перечень основных средств, зданий и сооружений, объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования, долгосрочных финансовых вложений
  • данные о текущей дебиторской задолженности,
  • данные о текущей кредиторской задолженности, т.е. перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу

При составлении промежуточного ликвидационного баланса используются данные последнего бухгалтерского баланса, составленного до принятия решения о ликвидации юридического лица.

В промежуточном ликвидационном балансе, составляемом до удовлетворения требований кредиторов, будут отражаться суммы долгов, предъявленных и списанных как до, так и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией.

Согласно пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого ТСЖ производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения. В соответствии с п. 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации ТСН требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

— в третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

В случае, если имеющихся денежных средств при осуществлении расчетов с кредиторами у ликвидируемого ТСН недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ТСН с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого ТСН.

После всех расчетов с кредиторами ТСН и проведения инвентаризации оставшейся части имущества ликвидационной комиссией составляется в ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов ТСН. В ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества.

Это имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с уставом ТСН на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели;

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р16001;

— ликвидационный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины определен в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ и составляет за государственную регистрацию ликвидации юридического лица 800 рублей;

— справку или акт сверки об отсутствии задолженности перед фондами Пенсионного страхования и Фондом социального страхования.

Ликвидация ТСЖ считается завершенной, а ТСН — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация по решению собственников.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСН в случае, если члены ТСН не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Тогда процедура ликвидации будет происходить описанным выше способом.

Ликвидация по прочим причинам.

Среди таких причин можно выделить решение суда в случае допущенных при создании товарищества собственников недвижимости грубых нарушений закона, когда эти нарушения носят неустранимый характер. Другой причиной может быть осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Еще одна причина для решения суда о принудительной ликвидации ТСН может являться систематическое осуществлении товариществом собственников недвижимости деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Если процесс создания товарищества был произведен с нарушением законодательства; суд не признал реорганизацию товарищества действительной.

Конкретнее ликвидирование ТСН через суд может происходить в случае плохого выполнения или не выполнения вовсе обязанностей товарищества, должностных инструкций ТСЖ его членами. Это:

  1. Общее имущество находится в плохом санитарном и техническом состоянии.
  2. Дом плохо обслуживается или не обслуживается вовсе.
  3. Не осуществляются вовремя оплата коммунальных услуг ТСН членами товарищества.
  4. Происходит ущемление прав жильцов, не входящих в членство ТСН.

В данном случае в суд должен обратиться орган жилищного надзора государственного значения либо орган муниципального жилищного контроля и доказать следующее:

  1. В процессе создания ТСН были выявлены нарушения законодательства.
  2. Нарушается закон в процессе работы товарищества, нарушения имеют неустранимый характер.
  3. Устав ТСН не соответствует законодательству. При этом, должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования, т.е. органы, которые контролируют работу товарищества направляют председателю предписание с выявленными нарушениями, которые он должен устранить в течение полугода. Если предписание не выполняется, орган вправе требовать ликвидации через суд.

Процедура ликвидации через судебный орган такая же, как через собственников, разница лишь в том, что суд назначает ликвидационную комиссию, это может быть специальный орган или сами участники товарищества (его учредители).

Если поручить процесс вышеописанным лицам невозможно, то суд может назначить в качестве ликвидатора физическое лицо, но только с его согласия по предложению того органа, который подал заявление в арбитражный суд с просьбой ликвидировать товарищество. Суд также назначает срок, в течение которого надо представить в арбитражный суд ликвидационный баланс, этот срок могут продлить.

Пошаговая инструкция ликвидации ТСН, ТСЖ, ДНТ, СНТ

Процедура ликвидации ТСН (ТСЖ, СНТ, ДНТ) – товарищества собственников недвижимости – не так уж сложна для профессионального юриста, но простые граждане могут здесь столкнуться с трудностями. Поэтому в этой статье мы дадим пошаговую инструкцию для ликвидации ТСН. Обращаем внимание: речь идет о добровольной ликвидации, а не о ликвидации по решению суда.

Первый этап: Инициирование процедуры ликвидации ТСН.

Такое решение принимает общее собрание членов товарищества собственников. Для ТСЖ как одной из разновидностей ТСН законом установлены особенности этой процедуры: решение должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов всех товарищей, а если члены ТСЖ не обладают хотя бы 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в жилом доме, то такое ТСЖ должно быть ликвидировано, но уже решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Второй этап: Уведомление регистрирующего органа о ликвидации ТСН.

Далее нужно сообщить регистрирующему органу о ликвидации. Сообщение регистрирующему органу делается письменно по форме Р15001 и строго в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации. Данное сообщение мы делаем для того, чтобы регистрирующий орган внес в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Сообщение регистрирующему органу о ликвидации – это заполнение уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

По вышеуказанной форме мы также уведомляем регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Причем уведомить о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) можно одним заявлением.

Лица, которые обязаны предоставить данное заявление:

  • Председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор – если ликвидационная комиссия или ликвидатор уже выбраны;
  • Один из членов ТСН — в случае если ликвидационная комиссия еще не выбрана. Данный член назначается общим собранием.

Подпись заявителя на форме Р15001 должна быть заверена нотариально. Вместе с ней в налоговый орган подается решение общего собрания членов о ликвидации ТСН.

Третий этап: Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Общее собрание членов нашего ТСН должно принять решение о назначении ликвидационной комиссии или одного ликвидатора, а также о порядках и сроках ликвидации.

Как только ликвидационная комиссия или ликвидатор будет назначены, именно к ним переходят полномочия по управлению делами ТСН. Ликвидаторы могут представлять интересы ТСН без доверенности во всех органах и в отношениях с другими юридическими лицами. Стоит обратить внимание также на тот факт, что не существует никаких требований в законе к ликвидационной комиссии или ликвидатору. Это значит, что общее собрание вправе само решить многие вопросы, например, каков будет состав этой комиссии, назначить вознаграждение лицам, которые входят в комиссию и т.п.

Важный момент.

Существует два варианта: можно одновременно принять решение о ликвидации нашего юридического лица, а можно сделать это разновременно. Конечно, первый вариант более удобен, особенно для ТСЖ: 2/3 голосов от общего числа членов ТСЖ обеспечить два раза будет трудно, а именно это необходимо по закону для принятия решения. Тем более, сообщение в регистрирующий орган о ликвидации надо сделать в течение 3х рабочих дней – очень сжатый срок. Поэтому для того, чтобы не уведомлять регистрирующий орган сначала о принятии решения о ликвидации и потом второй раз еще и о формировании ликвидационной комиссии, целесообразнее принять данное решение единовременно.

Четвертый этап: Выявление кредиторов.

На данном этапе ликвидационная комиссия осуществляет три функции:

  1. Выявляет кредиторов. Для того чтобы выявить кредиторов, ликвидационная комиссия размещает в журнале «Вестник государственной регистрации» запись о том, что организация ликвидируется, а также информацию о порядке и сроке заявления требований кредиторами (этот срок должен быть не менее двух месяцев с даты публикации);
  2. Получает дебиторскую задолженность. Именно для этого ликвидационная комиссия предъявляет претензии должникам, а также может обратиться в суд;
  3. Уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Это нужно сделать в письменном виде.Уведомить нужно в такие сроки, чтобы кредиторы успели заявить свои требования до того момента, как истечет срок, который указан в публикации о ликвидации.

Пятый этап: Составление промежуточного ликвидационного баланса

Итак, срок предъявления требований кредиторами закончился, что делать дальше? Ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс составляется по обычной форме бухгалтерского отчета, только нужно сделать на нем пометку «Промежуточный ликвидационный баланс».

Промежуточный ликвидационный баланс содержит:

  1. сведения о составе имущества юридического лица;
  2. список требований, которые предъявили кредиторы;
  3. результат рассмотрения данных требований;
  4. список требований, которые были удовлетворены вступившим в законную силу решением суда. Причем не важно, приняла ли ликвидационная комиссия эти требования.

Для чего мы вообще составляем промежуточный ликвидационный баланс? Именно он показывает нам дальнейшие пути действий. Их, по сути, два:

  1. Имущества организации для выплат кредиторам достаточно – продолжаем ликвидацию
  2. Имущества недостаточно – ликвидируем ТСН с помощью процедуры банкротства

Обратить внимание!

Если ликвидационной комиссии известно о какой-либо задолженности кредиторам, но он не включает ее в промежуточный ликвидационный баланс, — это незаконно. У кредитора в таком случае есть право оспорить запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации (на основании того, что нарушен установленный законом порядок ликвидации). Кредитор к тому же потребует уплатить долги.

Основная причина, по которой так хочется не учитывать некоторые долги – нежелание проведения процедуры банкротства. Потому что на ликвидационной комиссии лежит обязанность: если имущества недостаточно для погашения каких-либо долгов – в течение 10 дней с момента выявления такой недостаточности обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица. Причем следует понимать, что если ликвидационная комиссия этого не сделает, то последствия довольно неблагоприятные: во-первых, ликвидационная комиссия должна возместить убытки, причиненные данным нарушением; а во-вторых, ликвидационная комиссия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по тем обязательствам ТСН, которые возникли по истечении 10 дней.

Сама процедура банкротства к тому же является крайне затратной, чего стоят одни только выплаты арбитражному управляющему!

Шестой этап: Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общим собранием членов ТСН

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается на общем собрании членов большинством голосов (для ТСЖ – большинством в 2/3 голов от общего числа членов). В законе конкретных сроков для данного этапа ликвидации нет. Но нужно не забыть уведомить регистрирующий орган об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Седьмой этап: Расчеты с кредиторами

Нужно каким-то образом рассчитаться с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с торгов либо, если стоимость имущества менее 100 тыс.руб., – без проведения торгов.

Обратить внимание!

Очередность погашения долгов перед кредиторами следующая:

1 очередь: долги перед гражданами, жизни или здоровью которых был причинен вред

2 очередь:

  1. выплачиваем выходные пособия и оплачиваем труд работников, работавших по трудовому договору
  2. выплачиваем вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности

3 очередь: оплата платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

4 очередь: рассчитываемся с остальными кредиторами

Восьмой этап: Составление ликвидационного баланса

Мы завершили расчеты с кредиторами. Теперь настало время для того, чтобы ликвидационная комиссия или ликвидатор составили ликвидационный баланс. Утверждаем его, как обычно, путем проведения общего собрания членов простым большинством голосов или в случае ТСЖ большинством в 2/3 членов ТСЖ.

Ликвидационный баланс нужен для того, чтобы мы увидели, что же все-таки достанется членам нашей организации после ликвидации, что мы сможем распределить между членами.

Если члены ТСН спорят, кому стоит передать вещь, то ликвидационная комиссия просто продает эту вещь с торгов.

Несколько важных моментов:

  1. До того времени, пока вы не ликвидировали юридическое лицо ликвидационная комиссия должна продолжать вести бухгалтерский учет и предоставлять отчет по долгам.
  2. Дата ликвидационного баланса должна быть максимально близкой к дате когда вы подаете заявление о прекращении деятельности организации. В ином случае может даже быть ситуация, когда сведения, которые содержатся в балансе, будут признаны недостоверными.
  3. В случае если бухгалтерский баланс нулевой, то можно шестой и последующий этап провести одновременно, сдав необходимые документы в налоговый орган.

Девятый этап: Государственная регистрация ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ.

Мы должны для начала собрать документы, необходимые для регистрации ликвидации юридического лица.

Далее следует совершить еще один ряд необходимых действий:

  1. представить расчеты в Пенсионный фонд РФ;
  2. представить расчеты в Фонд социального страхования РФ;
  3. представить индивидуальные сведения в Пенсионный фонд РФ;
  4. закрыть все банковские счета.

И вот после всего этого мы представляем документы в регистрирующий орган. Как только будет внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, ликвидация считается завершенной.

Стоимость ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ составит 32 000 рублей.

Если после ликвидации Вашего ТСН Вы захотите создать новое товарищество, также обращайтесь к нам.

Иващенко Антон Валерьевич , партнер юридической компании Абонент Консалт.

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Решение № 2А-319/2017 от 10 марта 2017 г. по делу № 2А-319/2017

Городищенский районный суд (Волгоградская область) — Административное Суть спора: 3.111 — Гл. 27 КАС РФ -> О ликвидации -> других общественных объединений -> местных Дело № 2а-319/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2017 года р.п. Городище
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Скоробогатовой Е.И.,
при секретаре Таланине А.В.,
с участием представителя Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по доверенности – Харахоркина М.А.,
представителя ТСЖ «Перекресток» по доверенности – Трофимова П.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Товариществу собственников жилья «Перекресток» о ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:

Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратились в суд с административным исковым заявлением к ТСЖ «Перекресток» о ликвидации ТСЖ «Перекресток» ИНН 3403027226, ОГРН 1103455000615, назначении ликвидатором ТСЖ «Перекресток» председателя Ермакова С.Ю.
В обоснование исковых требований указали, что инспекцией на основании обращения гражданина проведена внеплановая проверка соблюдения порядка создания ТСЖ «Перекресток», в ходе, которой установлено следующее.
ТСЖ «Перекресток» были представлены копии документов: реестр членов ТСЖ «Перекресток», подписанный председателем правления ТСЖ «Перекресток» Ермаковым С.Ю.; протокол № общего собрания собственников с приложением от ДД.ММ.ГГГГ; справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ; бюллетени голосования собственников по выбору способов управления домом.
Согласно представленному протоколу № по общему собранию собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в общем собрании собственников помещений в многоквартирном приняли участие 43 собственника помещений, обладающие 242,23 кв.м., что составило 56,7 % об общего числа голосов собственников помещений. При этом общая площадь жилых и встроенных нежилых помещений составляет 4271,3 кв. м (за вычетом площади административного помещения, принадлежащего на праве собственности кредитному кооперативу «Росгражданкредит» 193,8 кв. м).
По итогам указанного собрания собственниками приняты решения, в том числе о выборе способа управления – товарищество собственников жилья.
Согласно сведениям об общей площади жилых и нежилых помещений, содержащимся в справке ЦМБТИ Городищенского филиала от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилых помещений составляет 3480,2 кв. м, встроенных нежилых помещений – 2030,3 кв. м. Всего общая площадь составила 5510,5 кв. м, следовательно, общая площадь 4271,3 кв. м, принятая при расчетах кворума в протоколе общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует данным, указанным в справке БТИ. Кроме того, вычитание по инициативе собственников из общей площади помещений площади, принадлежащей кредитному кооперативу «Росгражданкредит» (193,8 кв.м.) только на том основании, что в отношении данного кооператива проводится следствие, инспекция считает несоответствующим действующему законодательству. Следовательно, данная площадь также должна учитываться при проведении расчетов с целью определения кворума.
При рассмотрении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном , выписок из ЕГРП, при проверке факта участия собственников в общем собрании в виде очного голосования было установлено следующее.
В соответствие с выпиской из ЕГРП общая площадь составляет 37,8 кв. м, вместо 37,1 кв. м, как указано в бюллетене голосования.
Учитывая изложенное, по результатам пересчета голосов собственников помещений, указанных в бюллетенях голосования, с учетом выписок из ЕГРП, справки БТИ об общей площади помещений в многоквартирном , приняли участие собственники, обладающие 2416,34 голосов, что составляет 43,85 % голосов, исходя из размеров общей площади помещений многоквартирного дома 5510,50 кв. м. Следовательно, в соответствие с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме было неправомочно (не имело кворум) принимать решения по вопросам повестки дня.
Указанные нарушения носят неустранимый характер и являются безусловным основанием для ликвидации ТСЖ «Перекресток».
В связи с внесением изменений ДД.ММ.ГГГГ в учредительные документы ТСЖ «Перекресток» в части изменения лица, имеющего право действовать от имени юридического лица, уточнив исковые требования, просят суд ликвидировать Товарищество собственников жилья «Перекресток» (ИНН 3403027226, ОГРН 1103455000615 юридический адрес: ); обязать председателя Товарищества собственников жилья «Перекресток» ФИО2 осуществить ликвидацию Товарищества собственников жилья «Перекресток» в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу.
В судебном заседание представитель инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по доверенности ФИО7 исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ТСЖ «Перекресток» по доверенности Трофимов П.А. возражал против удовлетворения административного иска, указав при этом что законодательством не предусмотрено право Инспекции государственного жилищного надзора обращаться в суд с настоящим иском, а также на то, что для ликвидации юридического лица не представлено доказательств факта неоднократного либо грубого нарушения ответчиком закона. Кроме того, считает, что ликвидация ТСЖ приведет к нарушению прав жильцов многоквартирного дома на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям.
Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ определено, что собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (пункт 3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 141 Жилищного кодекса РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Ликвидируется товарищество собственников жилья либо добровольно — по решению общего собрания собственников, либо принудительно — по решению суда, принятому в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствие со ст. 20 ч. 6 Жилищного кодекса РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с иском о ликвидации ТСЖ «Перекресток», указав, что допущенные при создании ТСЖ нарушения являются грубыми и носят неустранимый характер.
При разрешении спора судом установлено, что приказом органа государственного жилищного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ консультанту отдела лицензирования и надзора за управлением многоквартирными домами инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО9 поручено провести проверку соблюдения порядка создания ТСЖ «Перекресток» на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ № период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка, в ходе которой установлено, что согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном , в котором приняли участие 43 собственника помещений, обладающие 242,23 кв. м, что составило 56,7% об общего числа голосов собственников помещений. При этом, общая площадь жилых и встроенных нежилых помещений в протоколе указана — 4271,3 кв. м (427,13 голосов), кворум составил 2135,65 кв. м (50% — 213,565 голосов). Проголосовало 2422,3 кв. м (242,23 голосов), что составляет 56,7%.
По итогам указанного собрания собственниками приняты решения, в том числе о выборе способа управления – товарищество собственников жилья.
Между тем, согласно справке ЦМБТИ Городищенского филиала от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилых помещений многоквартирного составляет 3480,2 кв. м; встроенных нежилых помещений – 2030,3 кв. м, в том числе административное помещение площадью 983,3 кв. м. Всего общая площадь дома составила 5510,5 кв. м.
Следовательно, общая площадь 4271,3 кв. м, (за вычетом площади административного помещения, принадлежащего на праве собственности кредитному кооперативу «Росгражданкредит» 193,8 кв. м), принятая при расчетах кворума в протоколе общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует данным, указанным в справке БТИ.
Таким образом, указанный расчет кворума не соответствует требованиям ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, имеет право голоса пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Представитель собственника административного помещения площадью 983,3 кв. м – потребительского кооператива «Росгражданкредит» на собрании ДД.ММ.ГГГГ не присутствовал, в голосовании участия не принимал.
Суд полагает незаконным вычитание из общей площади дома площадь помещения 193,8 кв. м, принадлежащего кредитному кооперативу «Росгражданкредит», поскольку данная площадь также должна учитываться при проведении расчетов с целью определения кворума в силу ч.3 ст. 48 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, общая площадь составляет площадь 37,8 кв. м, вместо 37,1 кв. м, как указано в бюллетене голосования, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 83).
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
По результатам пересчета голосов собственников помещений, указанных в бюллетенях голосования, с учетом выписок из ЕГРП, справки БТИ об общей площади помещений в многоквартирном , при голосовании приняли участие собственники, обладающие 2416,34 голосов, что составляет 43,85 % голосов, исходя из размеров общей площади помещений многоквартирного дома 5510,50 кв. м.
Проанализировав представленный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ, справку БТИ об общей площади помещений в многоквартирном , суд приходит к выводу об отсутствии кворума на собрании собственников помещений в многоквартирном , проведенном ДД.ММ.ГГГГ.
Из чего следует, что в соответствие с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме было неправомочно принимать решения по вопросам повестки дня.
Кроме того, в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
В данном случае, протокол № общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ подписан членами инициативной группы в составе 4-х человек.
Указанные нарушения носят неустранимый характер и являются основанием для ликвидации ТСЖ «Перекресток».
Довод представителя административного ответчика о том, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ требованию о ликвидации ТСЖ должен предшествовать иск о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, не может быть принят судом.
Основанием признания недействительной государственной регистрации являются допущение нарушений закона в процессе создания юридического лица, которые должны быть грубыми и неустранимыми.
Правовым последствием признания недействительной государственной регистрации юридического лица является его ликвидация по решению суда (подп. 1 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ).
Учитывая, что основанием для ликвидации юридического лица также являются неустранимые нарушения, допущенные при создании юридического лица, то тот факт, что истцом не заявлены дополнительные требования о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Не может быть принят во внимание и довод представителя ответчика о том, что Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области не наделена полномочиями на обращение в суд с настоящим административным иском, поскольку согласно ч. 6, статьи 20 ЖК РФ, органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений … в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 22 февраля в учредительные документы ТСЖ «Перекресток» внесены изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. С ДД.ММ.ГГГГ председателем ТСЖ «Перекресток» является ФИО2
При таких обстоятельствах, учитывая, что правовых оснований для создания и государственной регистрации ТСЖ «Перекресток» в целях управления многоквартирным домом № по не имелось, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Инспекцией Государственного жилищного надзора Волгоградской области требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Товариществу собственников жилья «Перекресток» о ликвидации юридического лица – удовлетворить.
Ликвидировать Товарищество собственников жилья «Перекресток» (ИНН 3403027226, ОГРН 1103455000615 юридический адрес: ).
Обязать Председателя Товарищества собственников жилья «Перекресток» ФИО2 осуществить ликвидацию Товарищества собственников жилья «Перекресток» в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированный текст решения суда составлен 15 марта 2016 года.
Судья: Е.И. Скоробогатова

Суд:

Городищенский районный суд (Волгоградская область)

Истцы:

инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области

Ответчики:

ТСЖ «Перекресток»

Судьи дела:

Скоробогатова Елена Ивановна (судья)

Последние документы по делу:

Судебная практика по:

По ТСЖ
Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137, 138 ЖК РФ

В многоквартирном доме создано два ТСЖ. По приведенному ниже делу судом было установлено, что в многоквартирном жилом доме было создано два ТСЖ. Члены ТСЖ, о ликвидации которого просил истец (ИФНС) не обладали более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений. Суд, при этом, учел положения ч. 1 ст. 136 ЖК РФ, согласно которым, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья.

ИФНС России обратилась в суд с иском о ликвидации ТСЖ.
Судом постановлено: «исковые требования ИФНС России по … удовлетворить, ликвидировать Товарищество собственников жилья «…».
Судом указано следующее.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 141 ЖК РФ).
На основании ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, … и по решению суда …
В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Согласно ч. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что члены Товарищества собственников жилья «…» не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому в силу положений ч. 2 ст. 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСЖ «…». Суд учитывает, что ч. 2 ст. 141 ЖК РФ носит императивный характер.
Поскольку решение о ликвидации ТСЖ «…» общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не принято, ответчик осуществляет свою деятельность в нарушение закона.
При таких обстоятельствах, на основании ч. 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация ТСЖ «…» должна быть произведена по решению суда. (из Решения Ленинского районного суда г. Перми от 20 декабря 2010 года по делу № 2-3107/10 г.)
Определением Пермского краевого суда от 28.02.2011 по делу N 33-1707 решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 декабря 2010 года оставлено без изменения, указано следующее. «…принимая решение о ликвидации ТСЖ «…», суд первой инстанции проанализировал представленные сторонами документы, из которых следует, что членами ТСЖ «…» на момент рассмотрения дела по существу являлись собственники помещений в доме …, которые обладали менее чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в указанном многоквартирном доме. Установление указанного факта являлось безусловным основанием для принятия судом решения о ликвидации ТСЖ «…», поскольку в силу прямого указания закона число членов ТСЖ, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме, а в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50-ю % голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСЖ.
Довод кассационной жалобы ТСЖ «…» о том, что для ликвидации юридического лица судом не добыто доказательств факта неоднократного либо грубого нарушения ответчиком закона, не влияет на правильность вынесенного судом решения, поскольку суду не требовалось устанавливать факт наличия в действиях ответчика грубого или неоднократного нарушения закона. Действующее законодательство предусматривает необходимость ликвидации ТСЖ в том случае, если его члены обладают менее чем 50-ю % голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме».

Управление домом одновременно осуществляло и ТСЖ и управляющая организация

Требования прокурора о ликвидации ТСЖ удовлетворены по следующим основаниям:
1) на момент рассмотрения дела в суде, членами ТСЖ являлись 16 человек, которым принадлежало 5,25% площади от общей площади всех помещений дома;
2) имеется принятое общим собранием собственников решение о ликвидации ТСЖ;
3) судом установлено, что фактически ТСЖ не осуществляет управление домом, поскольку управление МКД осуществляет управляющая организация;
4) судом выявлены и нарушения при создании ТСЖ, которые суд счел грубыми:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в иском в суд о ликвидации ТСЖ.
Судом постановлено ликвидировать Товарищество собственников жилья, возложив обязанности по ликвидации на его учредителей – физических лиц.
Судом было установлено, что общим собранием собственников жилых помещений в МКД было создано ТСЖ и зарегистрировано в качестве юридического лица.
Позднее было проведено собрание собственников, которые 63,04% голосов проголосовали за ликвидацию ТСЖ, однако ТСЖ продолжает осуществлять свою деятельность, выставляет требования на оплату ЖКУ. Однако фактически указанную в уставе деятельность ТСЖ не осуществляет, управление многоквартирным домом осуществляет ООО (управляющая компания), с которой заключен договору управления.
Суд счел заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению частично, указав следующее.
Число членов ТСЖ, создавших товарищество должно превышать 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч.3 ст.135 ЖК РФ)
В соответствии со ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья (ч.1).
Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме (ч.3).
В силу ч.1 ст.141 ЖК РФ ликвидация ТСЖ осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Общее собрание собственников помещений в МКД обязано принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. (ч.2 ст.142 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 18 ч.1,3 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом (ч.1.1).
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В судебном заседании установлено, что на основании протокола общего собрания собственников был выбран способ управления – ООО (управляющая организация), с которой собственники помещений заключили агентский договор (на содержание, ремонт, коммунальные услуги), действующий в момент рассмотрения настоящего дела в суде.
Однако общим собранием собственников жилых помещений на основания решения было создано Товарищество собственников жилья.
Судом установлено, что в настоящее время членами ТСЖ являются 16 человек, которым принадлежит 5,25% от общей площади всех помещений, что явно менее 50%..
Кроме того, из протокола общего собрания собственников следует, что собственники проголосовали за ликвидацию ТСЖ.
Однако, данное решение, не было собственниками реализовано также и потому, что собственниками не был решен вопрос о ликвидаторе (ликвидационной комиссии) ТСЖ, сроках ликвидации, что имеет существенное значение.
Между тем, указанные обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии добровольности членства в ТСЖ и о нежелании большинства собственников МКД, чтобы управление домом осуществляло ТСЖ.
Суд считает, что фактически ТСЖ в настоящее время не осуществляет ту деятельность, ради которой оно создано, а именно совместное управление…, обеспечение эксплуатации…, поскольку, управление МКД осуществляет управляющая организация.
Согласно ст.161 ч.9 ЖК РФ многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что вопрос о создании ТСЖ «…» не решался, собственники выбрали только один из трех способов управления МКД.
Суд счел, что основания для ликвидации ТСЖ на основании ст. 61 ГК РФ имеются, поскольку имеются грубые нарушения при его создании, ТСЖ осуществляет деятельность противоречащую ее уставным целям, а именно не осуществляет управление МКД, кроме того, ТСЖ обладает менее 50% голосов от общего числа голосов собственников МКД.
Обязанность по ликвидации ТСЖ, в соответствии со ст. 61 ч.3 ГК РФ следует возложить на его учредителей, однако, поскольку, количество учредителей чрезмерно большое, с учетом объема работ, связанных с ликвидацией юридического лица, а также мнения самих соответчиков (учредителей ТСЖ), суд считает возможным, возложить на Казадаева А.А. и Казадаеву Е.В. обязанность по ликвидации ТСЖ. (из решения Новоильинского районного суда г. Новокузнецка от … по делу № 2-682/12)

Ликвидация ТСЖ по решению суда (менее 50% голосов у членов ТСЖ)
Суд, установив, что на момент проведения прокурорской проверки, члены ТСЖ не обладали более чем 50%-ми голосов от общего числа голосов собственников помещений МКД, принял решение (заочное) о ликвидации ТСЖ

Заместитель прокурора обратился в интересах гражданина Петрова А.П. в суд с иском о ликвидации ТСЖ «Царские врата». Требования судом удовлетворены, указано следующее.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 141 ЖК РФ).
В ходе судебного разбирательства было установлено, что члены ТСЖ «Царские врата» не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Установление указанного факта являлось безусловным основанием для принятия судом решения о ликвидации товарищества собственников жилья, поскольку в силу прямого указания закона число членов товарищества собственников жилья должно превышать 50% голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме, а в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья.
Доводы представителя ответчика о том, что нарушен порядок проведения проверки деятельности ТСЖ и порядок оформления ее результатов прокуратурой района не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку ТСЖ «Царские врата» осуществляет свою деятельность с нарушением закона. Не может быть принят во внимание и довод представителя ответчика о том, что законодательством не предусмотрено право прокурора обращаться в суд с иском о ликвидации ТСЖ для ликвидации юридического лица, не добыто доказательств факта неоднократного либо грубого нарушения ответчиком закона, являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство предусматривает необходимость ликвидации товарищества в том случае, если его члены обладают менее чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. (извлечение из заочного решения Волжского районного суда г. Саратова от 25 июня 2012 года по делу № 2-2378/2012)

В иске о ликвидации ТСЖ отказано. Примеры из судебной практики

Вернуться в раздел: «Ликвидация ТСЖ. Судебная практика»

1. Ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Комментарий к Ст. 141 ЖК РФ

1. Товарищество собственников жилья может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации товарищества по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В данном случае товарищество собственников жилья может быть ликвидировано в случае, когда оно занимается деятельностью, не предусмотренной уставом товарищества, либо деятельностью, которой некоммерческая организация заниматься не вправе.

2. По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его участников. Однако следует отметить, что товарищество собственников жилья не может быть ликвидировано общим собранием товарищества, несмотря на то что в ЖК РФ такая норма есть.

В ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления многоквартирным домом. Одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения (см. комментарий к ст. 161 ЖК).

Если многоквартирным домом управляет товарищество собственников жилья, а общее собрание собственников помещения в многоквартирном доме приняло решение об избрании другого способа управления, то товарищество собственников жилья должно быть ликвидировано, поскольку управлять многоквартирным домом оно не может в силу решения собственников помещений в этом доме, а иной деятельностью оно заниматься не имеет возможности. В связи с этим общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе ликвидировать товарищество.

3. В настоящем Кодексе установлен еще один не предусмотренный общими правилами случай ликвидации товарищества собственников жилья как юридического лица.

Членство в товариществе собственников жилья не является обязательным, и любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе выйти из состава членов товарищества либо после отчуждения помещения новый собственник помещения может и не стать членом товарищества собственников жилья. Следовательно, число членов товарищества собственников жилья может быть уменьшено и может иметь меньше половины голосов прежнего состава. В таком случае товарищество собственников жилья не может управлять многоквартирным домом и должно быть ликвидировано общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Этот способ ликвидации товарищества собственников жилья установлен в комментируемой статье, его основаниями являются уменьшение числа членов товарищества и сокращение доли членов товарищества собственников жилья в праве собственности на общее имущество дома менее чем наполовину. Думается, что в данном случае речь стоит вести о праве собственников помещений в многоквартирном доме ликвидировать товарищество, а не об обязанности.

В обоих названных случаях товарищество собственников жилья ликвидируется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме или членов товарищества собственников жилья, принявшее решение о ликвидации товарищества, назначает ликвидационную комиссию и уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами товарищества собственников жилья.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации товарищества собственников жилья, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации товарищества. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации товарищества.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием товарищества собственников жилья или органом, принявшим решение о ликвидации товарищества.

При ликвидации товарищества собственников жилья оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на обеспечение содержания, технической эксплуатации и ремонта многоквартирного дома, которым управляло товарищество.

Ликвидация товарищества собственников жилья считается завершенной, а само товарищество — прекратившим существование после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о его ликвидации.

6. Согласно ст. 142 настоящего Кодекса два и более товариществ собственников жилья могут создать объединение товариществ собственников жилья для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах. В случае ликвидации товарищества собственников жилья аналогично ликвидируется и объединение товариществ, так как в результате ликвидации одного товарищества собственников жилья не сможет функционировать и объединение с другим товариществом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *