Лицензирование спортивной деятельности

Содержание

Лицензирование деятельности организаций, осуществляющих спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

82

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

РУНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Наталья Александровна ОВЧИННИКОВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры спортивного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),

г»

Злата Юрьевна ЛЕБЕДЕВА,

студентка 2-го курса Института магистратуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье представлены правовые основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки, и поэтапный порядок оформления лицензии на осуществление образовательной деятельности. Ключевые слова: лицензирование, образовательная деятельность, спортивно-оздоровительный этап, спортивная подготовка, физкультурно-спортивные организации.

N. A. OVCHINNIKOVA,

Senior Lecturer of the Chair of Sports Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Ph. D. (Law)

Z. Y. LEBEDEVA,

Student (2nd year) of the Institute of Magistracy of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

LICENSING OF ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS IMPLEMENTING THE ATHLETIC AND RESTORATION STAGE OF THE SPORTS TRAINING

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте) в редакции 2012 г впервые ввел понятие «спортивная подготовка» и определил требования к ее этапам, а также к организациям, осуществляющим спортивную подготовку. Дополнения и изменения вступили в силу 1 января 2013 г.1

1 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской © Н. А. Овчинникова, 2015 Федерации» (ред. от 31.12.2014; с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) // Справочно-право-

© З. Ю. Лебедева, 2015 вая система «КонсультантПлюс».

УНИВЕРСИТЕТА Лицензирование деятельности организаций, осуществляющих

имени о.Е.кугафина(мгюА) спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки

Так, согласно ч. 1 ст. 34.1 Закона о спорте, спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться физкультурно-спортивными организациями, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории Российской Федерации, в том числе центрами спортивной подготовки; организациями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта; профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о спорте при осуществлении спортивной подготовки устанавливаются следующие этапы:

1) спортивно-оздоровительный этап;

2) этап начальной подготовки;

3) тренировочный этап (этап спортивной специализации);

4) этап совершенствования спортивного мастерства;

5) этап высшего спортивного мастерства.

Спортивно-оздоровительный этап реализуется в организациях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с реализуемыми такими организациями дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта, и на этот этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки (ч. 2 ст. 32 Закона о спорте). Тогда как эти стандарты являются обязательными при реализации программ спортивной подготовки организациями, осуществляющими спортивную подготовку (ч. 3 ст. 33 Закона о спорте). Этапы спортивной подготовки для планирования, организации и осуществления спортивной подготовки могут быть разбиты на периоды, ступени, года, циклы подготовки, что рекомендуется отражать в программе спортивной подготовки2.

Общие вопросы по организации спортивной подготовки в Российской Федерации определены в Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденных Министром спорта РФ 12.05.2014 (далее — Методические рекомендации)3.

Физкультурно-спортивные организации могут выступать в качестве организаций, осуществляющих обучение, в порядке, предусмотренном ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»4 (далее — Закон об образовании). В этом случае для осуществления образовательной деятельности создается специализированное структурное образовательное подразделение. Такое подразделение, при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, может осуществлять деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным

2 Этапы спортивной подготовки, которые реализуются в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки и программами спортивной подготовки по соответствующим видам спорта, не относятся к образовательной деятельности (в них не реализуются образовательные программы). Поэтому на такие этапы спортивной подготовки не распространяются положения законодательства об образовательной деятельности и о лицензировании образовательной деятельности соответственно.

3 Письмо Минспорта России от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

к i Ul/tlf

84 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /^З^ерситета

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта (например иметь в своей структуре детско-юношескую спортивную школу)5.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона о спорте образовательные организации дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Спортивные школы по решению учредителя могут специализироваться как на развитии одного вида спорта, так и быть комплексными, т.е. культивировать несколько видов спорта.

Среди образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, спортивную подготовку по решению учредителя могут осуществлять:

— профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, имеющие интернат и реализующие программы спортивной подготовки, в которых обучаются лица, проявившие выдающиеся способности к занятиям физической культурой и спортом (колледжи олимпийского резерва, колледжи-интернаты олимпийского резерва, училища олимпийского резерва), и (или) осуществляющие обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта;

— детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСАШ);

— иные организации дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности.

Стоит обратить внимание на то, что согласно п. 4 ч. 5 ст. 108 Закона об образовании до 1 января 2016 г. образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования, кроме того, на основании ч. 9 ст. 108 Закона об образовании в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Законом об образовании ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформляются также до указанной даты. В этой связи и на основании письма Минспорта России от 30.07.2013 № ЮН-04-10/44 096 на обучение по общеразвивающим программам, разрабатываемым образовательными организациями самостоятельно, предлагается перевести детей, в настоящее время обучающихся в спортивных школах на спортивно-оздоровительном этапе; на обучение по предпрофессиональным программам, разрабатываемым образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными требованиями, предлагается перевести детей, обучающихся на этапах от начальной подготовки до совершенствования спортивного мастерства; на программы спортивной подготовки в первую очередь необходимо переводить обучающихся в спортивных школах на этапах высшего спортивного мастерства, совершенствования спортивного мастерства.

5 Следует отметить, что при неоднократном упоминании в Методических рекомендациях словосочетания «спортивная школа» легального определения не существует.

6 Письмо Минспорта России от 30.07.2013 № ЮН-04-10/4409 «О переходе детско-юношеских спортивных школ на реализацию дополнительных образовательных программ в области физической культуры и спорта» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

УНИВЕРСИТЕТА Лицензирование деятельности организаций, осуществляющих

имени о.Е.кугафина(мгюА) спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки

В этой связи хочется особое внимание уделить спортивно-оздоровительному этапу, а именно основам деятельности организаций, реализующих общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством как в сфере спорта, так и в сфере образования.

Согласно ч. 1 и 4 ст. 22 Закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации (ч. 5 ст. 23 Закона об образовании). Кроме того, в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции) (ч. 6 ст. 23 Закона об образовании).

При этом необходимо учитывать, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии со ст. 91 Закона об образовании, с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ » О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), Положением о лицензировании образовательной деятельности7 (далее — Положение о лицензировании), а также на основании ряда ведомственных актов Минобрнауки России.

Таким образом, предлагается два варианта развития событий. Первый вариант состоит в переоформлении уже имеющихся у организаций лицензий, а второй — в создании организации, осуществляющей образовательную деятельность, или специализированного структурного образовательного подразделения в уже существующей физкультурно-спортивной организации с последующим оформлением лицензии.

В этой статье особое внимание уделяется именно второму варианту

Так, согласно ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными Зако- К

ном об образовании (ч. 3 ст. 91 Закона об образовании)

Выданная лицензия на осуществление образовательной деятельности действует ^

бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании). 5

Порядок оформления лицензии установлен Положением о лицензировании, регу- 5 лируется Законом о лицензировании и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ

£ гп

П

Л

Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 27.11.2014) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с » Положением о лицензировании образовательной деятельности») // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». НАУК1

к i Ul/tlf

86 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ П5)тт ерситета

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»8 и состоит из следующих этапов.

Этап 1. Подача оформленного в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Закона о лицензировании заявления, а также копий учредительных документов; реквизитов документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копий правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации; подписанная руководителем организации справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам, представленным к лицензированию; копий документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся (для образовательной организации — сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников); копий разработанных и утвержденных организацией образовательных программ; реквизитов выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности; реквизитов заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (если соискателем лицензии является образовательная организация); копии положения о филиале (если соискатель лицензии намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале); копии положения о структурном подразделении (если в качестве соискателя лицензии выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ); описи прилагаемых документов.

Этап 2. В течение трех рабочих дней со дня подачи заявления и документов лицензирующим органом проверяется их соответствие требованиям ч. 1 и 3 ст. 13 Закона о лицензировании. При соответствии указанным требованиям лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении таких документов.

Этап 3. В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Данный этап является наиважнейшим при оформлении лицензии и включает в себя несколько подэтапов.

В первую очередь лицензирующий орган проводит документарную проверку (проверку представленных документов). Предметом документарной проверки соискателя лицензии являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям ч. 1 и 3 ст. 13 Закона о лицензировании, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 31.12.2014; с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

УНИВЕРСИТЕТА Лицензирование деятельности организаций, осуществляющих И^

имени о.Е.кугафина(мгюА) спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки

едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах (ч. 4 ст. 19 Закона о лицензировании).

Следующей будет внеплановая выездная проверка, предметом которой являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении образовательной деятельности, в целях оценки соответствия таких объектов лицензионным требованиям, установленным п. 4 Положения о лицензировании (ч. 5 ст. 19 Закона о лицензировании).

Основанием для проведения вышеуказанных проверок является заявление о предоставлении лицензии.

Итогом этапа 3 будет принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении, которое оформляется его приказом (распоряжением). В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий, который, в соответствии со ст. 21 Закона о лицензировании, ведет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 2—5 ст. 13 Закона о лицензировании, п. 23 Положения о лицензировании).

После получения лицензии организация может осуществлять образовательную деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к лицензиату и установленными п. 6 Положения о лицензировании.

Вместе с тем не стоит забывать о том, что истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии будет являться основанием для включения организации в ежегодный план проведения лицензирующим органом плановых проверок на предмет соответствия вышеуказанным требованиям.

Кроме плановых проверок, проводимых в соответствии с названным планом, существуют также внеплановые проверки, исчерпывающий перечень оснований которых установлен ч. 10 ст. 19 Закона о лицензировании. Однако стоит учитывать, что такие проверки должны проводиться в соответствии с Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Несмотря на растущую моду на посещение фитнес-клубов среди активной части населения страны, Россия в этом плане еще отстает от Европы и Америки. По некоторым данным, доля людей в России, регулярно посещающих фитнес-клубы составляет 3%, в то время как в США это цифра равна 14%, в Голландии – 15%, в Германии – 14%, в Великобритании – 6% населения.

Сколько нужно денег на открытие фитнес-клуба

Инвестиции на открытие даже небольшого фитнес-клуба начинаются от 2 млн. рублей. И это с учетом того, что помещение под клуб – арендуется, а не строиться новый объект. В противном случае инвестиции составят десятки миллионов рублей. К основным стартовым затратам можно отнести: дизайн и ремонт помещения, приобретение оборудования, а также затраты на рекламу и раскрутку клуба. Также рекомендуется создать определенный резерв на первые месяцы убыточной работы клуба. Пока фитнес-клуб выйдет на прибыль – арендные платежи и зарплату персонала платить все равно придется.

Одна из самых высоких статей постоянных затрат фитнес-клуба – это арендная плата. За помещение, площадью 250 м2 придется ежемесячно платить от 50 тыс. рублей и выше в зависимости от региона. Заключая договор аренды, обратите внимание на срок договора. В идеале договор должен заключаться на срок не менее 5 лет с обязательной государственной регистрацией договора. Это более выгодно предпринимателю, ведь таким образом он защищает себя от преждевременного расторжения договора по инициативе арендодателя.

Помещение под фитнес-клуб

При поиске помещения под клуб следует исходить из того, кто будет вашими постоянными клиентами. Если вы открываете небольшой фитнес-центр, то его с успехом можно расположить в спальном районе города и обслуживать местных жителей. Явный плюс размещения в спальном районе – низкие арендные платежи. Это весомое подспорье при открытии бизнеса с небольшим бюджетом. Размещение же клуба в более проходимых местах – на центральных улицах или возле крупных остановочных комплексов, возможно, позволит привлечь большее количество клиентов. Однако стоимость аренды в таких местах очень высокая, что, конечно же, не выгодно начинающему клубу.

Площадь помещения даже небольшого фитнес клуба должна быть не менее 150 м2. В идеале от 250 м2. Чтобы более точно определить необходимую площадь фитнес центра владельцу бизнеса следует определить предполагаемый поток клиентов. Как правило, на одного посетителя приходиться не менее 5м2. Соответственно фитнес-клуб площадью 250 м2 может одновременно обслуживать до 50 человек.

Классический фитнес-клуб включает в себя следующие комнаты:

  • Тренажерный зал, площадь от 100м2;
  • Аэробный зал, от 50м2;
  • Мужская и женская раздевалка, от 60м2;
  • Душевая и уборные комнаты, от 30м2;
  • Ресепшен, от 10м2;
  • Прочее (сауна, комната отдыха, кафе и т.д.), от 50м2.

Определения и правовые акты

Деятельность тех учреждений физической культуры и спорта, которые относятся к организациям дополнительного образования, является образовательными услугами и подлежит лицензированию. Учреждение физической культуры и спорта представляет некоммерческую организацию, и если исходить из ст. 52 ГК РФ, то в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Также ст. 2 Закона N 80-ФЗ <1> установлено, что физическая культура и спорт являются составной частью культуры, и относятся к социальной сфере деятельности государства.

<1> Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В связи с тем, что услуги в области спорта учреждения вправе предоставлять и на платной основе, формулировки, содержащиеся в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) <2>, могут быть использованы для описания видов деятельности государственных организаций и учреждений, особенности правового положения которых определяются законом и иными правовыми актами. Классификатор позволяет разделить виды деятельности на основную (профильную) и другую (фактически осуществляемую) экономическую деятельность. Так, в ОКВЭД имеется раздел М «Образование», в который входит группа 80.10.3 — дополнительное образование для детей в возрасте от 6 до 18 лет, основными задачами которого является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, а в разделе 92.61 ОКВЭД «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» поименована деятельность объектов по проведению спортивных мероприятий на открытом воздухе или в закрытом помещении: футбольных стадионов, плавательных бассейнов и стадионов, полей для гольфа, боксерских залов, площадок и стадионов для зимних видов спорта, стадионов для занятий легкой атлетикой и т.п. Эти объекты могут иметь ограждения, крышу, быть оборудованы трибунами для зрителей.

<2> Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД».

В соответствии с п. 12 ст. 6 Закона N 80-ФЗ органы государственной власти в области физкультуры и спорта осуществляют аккредитацию физкультурно-спортивных объединений с учетом предложений Олимпийского комитета России, участвующих от имени Российской Федерации в международных спортивных мероприятиях.

Согласно ст. 2 Закона N 128-ФЗ <3> в правоприменительной практике лицензирования применяются следующие основные понятия:

лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

<3> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Из приведенных определений следует, что лицензирование — это особая процедура в отношениях между лицензирующими органами и лицензиатом, которая регламентирована соответствующими нормативными актами и законами. Значит, для того чтобы получить лицензию, нужно обратиться в государственные органы, занимающиеся лицензированием.

Как установлено ст. 2 Закона N 80-ФЗ, физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека, поэтому порядок лицензирования учреждений физкультуры и спорта аналогичен процедуре лицензирования образовательной деятельности и определяется:

  • Законом РФ «Об образовании» <4>;
  • Типовым положением N 233 <5>;
  • Положением N 796 <6>.

<4> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
<5> Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
<6> Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 N 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».Обратите внимание: действие Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности на образовательную деятельность не распространяется (п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ), поэтому вопросы ее лицензирования регулируются Положением N 796.

Учреждение, которое оказывает образовательные услуги не имея лицензии, может быть привлечено к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ. Оно должно будет уплатить штраф от 400 до 500 МРОТ, а его руководитель — от 40 до 50 МРОТ.

Кто осуществляет лицензирование?

Учреждения физической культуры и спорта, так же как и учреждения образования, выдают документы об окончании учащимися спортивных школ или училищ, о присвоении определенных званий, спортивных разрядов (спортсмен-любитель, спортсмен-профессионал, лыжник I разряда, например, и т.д.). Для того чтобы иметь право на выдачу таких документов, учреждение должно не только иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности, но пройти аккредитацию. Согласно п. 20 Типового положения N 233 учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.

В соответствии со ст. 33 Закона РФ «Об образовании» лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования) осуществляют:

  • на федеральном уровне — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Постановление Правительства РФ N 300 <7>);
  • на уровне субъектов РФ — государственные органы управления образования субъектов РФ (п. 5 Положения N 796).

<7> Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки».

Учитывая, что Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ <8> не предусматривает возможности лицензирования образовательной деятельности органами местного самоуправления, Рособрнадзор рекомендует воздержаться от подготовки и принятия законодательных актов субъектов РФ, предполагающих передачу органам местного самоуправления соответствующих полномочий (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.01.2005 N 01-16/05-01 «Об уполномоченных органах исполнительной власти, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности»).

<8> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Документы для получения лицензии

На основании п. 13 Типового положения N 233 право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Поэтому ему необходимо представить в соответствующий лицензирующий орган пакет документов, установленных п. 12 Положения N 796:

  1. заявление учредителя, в котором указывают информацию о соискателе лицензии (наименование организации, ее контактные телефоны, местонахождение и т.п.), а также направления подготовки, реализации образовательных программ, форму обучения, общее количество обучаемых, срок действия лицензии;
  2. копии учредительных документов, зарегистрированных в ИФНС. К ним относятся устав организации и учредительный договор. В этих документах (прежде всего в уставе) должно содержаться четкое указание на то, что основным видом деятельности организации является образовательная деятельность в области физической культуры и спорта;
  3. нотариально заверенные свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет;
  4. сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, а также предполагаемой численности обучающихся. Также указывают должности сотрудников, Ф.И.О., условия труда, образование, спортивные звания, преподаваемые дисциплины, стаж их работы по специальности, основное место работы, копии дипломов преподавателей и свидетельства о повышении квалификации, прохождении тренерской подготовки;
  5. сведения о зданиях и помещениях, объектах физической культуры и спорта, общежитиях, необходимых для проведения учебного процесса (адрес, общая площадь, форма владения (аренда, собственность и т.п.), виды помещений, данные об имеющемся оборудовании, земельном участке);
  6. перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки по ним, а также сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и материально-техническом оснащении;
  7. заключения санитарно-эпидемиологической службы и органов государственного пожарного надзора о пригодности используемых зданий и помещений для образовательного процесса, а также автомобильной инспекции (при условии подготовки водителей автотранспортных средств);
  8. документ об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления. (Ставки госпошлин при получении лицензий установлены пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 руб.; предоставление лицензии — 1000 руб.; переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 руб.);
  9. опись документов в двух экземплярах, на одном из которых должна быть отметка о приеме документации.

Период рассмотрения заявления — 20 дней со дня подачи заявления, а срок проведения экспертизы — 30 дней с момента создания комиссии (п. 21 Положения N 796). Решение о выдаче лицензии или отказе принимается лицензирующим органом не позднее 45 дней со дня подачи заявления (п. 2 ст. 9 Закона N 128-ФЗ).

Пункт 31 Положения N 796 обязывает учреждение физической культуры и спорта — соискателя лицензии представить лицензирующему органу необходимую информацию и документы, а также обеспечить условия для проведения проверки.

Документы на лицензирование образовательной деятельности учреждения представляют с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года (п. 1 Приказа Минобразования России N 2437 <9>).

<9> Приказ Минобразования России от 10.08.2000 N 2437 «О сроках представления документов на лицензирование образовательной деятельности».

Проведение лицензионной экспертизы

Для ее проведения создается экспертная комиссия, членами которой не могут быть лица, заключившие трудовые или гражданско-правовые договоры с соискателем лицензии. Экспертиза нужна для того, чтобы установить соответствие условий образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья учащихся, воспитанников и работников, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса не являются предметом экспертизы. Лицензирующий орган выдает учреждению лицензию на право ведения образовательной деятельности на основании заключения экспертной комиссии.

Обратите внимание: образовательные услуги, по которым не проводится итоговая аттестация и не выдаются документы об образовании и (или) квалификации — деятельность в виде разовых занятий, организации спортивных мероприятий на открытом воздухе, кружков и секций и других видов обучения, а также индивидуальная тренерская деятельность, деятельность инструкторов, судей — учреждение может оказывать и без лицензии (п. 2 Положения N 796).

Согласно п. 18 Положения N 796 расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланка лицензии, оплачиваются учредителем учреждения физкультуры и спорта. Порядок определения стоимости проведения экспертизы и изготовления лицензионных бланков установлен Приказом Минобразования России N 1690 <10>, в соответствии с п. 3 которого плата за экспертизу, плата за лицензию — это совокупность затрат на оплату труда лиц, привлеченных к проведению экспертизы в составе экспертной комиссии <…> на их командировки, связанные с проведением экспертизы, на обеспечение проведения экспертизы, на изготовление бланка лицензии, затрат, связанных с приобретением материалов, использованием оборудования, других расходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

<10> Приказ Минобразования России от 13.04.2001 N 1690 «Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности».

Кроме того, проводимая экспертиза может иметь разную степень сложности, которая зависит от типа образовательного учреждения (п. 5.1 Приказа Минобразования России N 1690):

  • при лицензировании учреждений дополнительного образования детей коэффициент сложности проведения экспертизы составляет 1,2;
  • образовательных учреждений высшего профессионального, соответствующего дополнительного профессионального образования — 2,4;
  • ведущих профессиональную подготовку образовательных подразделений организаций, а также научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования, — 1,6 и 2,4 соответственно.

Лицензия будет выдана только при наличии копии платежных документов, подтверждающих оплату этих расходов. Размер государственной пошлины, уплачиваемой за нотариальное удостоверение копии устава или учредительного договора образовательного учреждения, составляет 500 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ).

Приостановление срока действия лицензии или ее изъятие

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии… прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Основания, по которым действие лицензии может быть приостановлено полностью или частично, по отдельным образовательным программам, указаны в п. 34 Положения N 796:

  1. нарушение лицензионных требований и условий;
  2. невыполнение лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В своем решении лицензирующий орган устанавливает срок, в который образовательная организация должна устранить выявленные у нее нарушения и который не может превышать шести месяцев. Если нарушения не будут устранены, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об изъятии лицензии.

Допустим, что лицензиат устранил нарушения, из-за которых было приостановлено действие лицензии, и письменно сообщил об этом лицензирующему органу с представлением подтверждающих документов. Лицензирующий орган должен решить вопрос о том, возобновлять ли срок действия лицензии, и в письменной форме доводит до учреждения физкультуры и спорта, его учредителя и налоговой инспекции свое решение (п. 1 ст. 13 Закона N 128-ФЗ).

У учреждения, предоставляющего услуги в сфере физической культуры и спорта, лицензия может быть аннулирована на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, по решению суда в случае если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа (п. 2 ст. 13 Федерального закона N 80-ФЗ <12>).

<12> Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Е.Николаева

Эксперт

журнала «Учреждения физической

культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Командировка работника за границу
Путевой лист: его содержание и правила заполнения

Статья 37. Лицензирование видов деятельности и сертификация продукции и услуг в области физической культуры и спорта. 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет лицензирование видов деятельности по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицензирование отдельных видов деятельности в области физической культуры и спорта могут осуществлять также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта проводит и осуществляет обязательную сертификацию продукции и услуг в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством.
Комментарий к статье 37
1. Основной целевой функцией системы лицензирования является обеспечение защиты человека от прямого, негативного воздействия на его физическое и духовное состояние со стороны предпринимателей, недопущение проникновения на рынок структур, ведущих незаконную, неквалифицированную и опасную для человека деятельность. К лицензируемым видам деятельности в соответствии с действующим законодательством относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование представляет собой форму государственного регулирования предпринимательской деятельности, заключающегося в установлении порядка, при котором осуществление отдельных видов деятельности возможно только при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого органами исполнительной власти при соблюдении соискателем лицензии определенных правил.
Таким образом, лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Виды лицензируемой деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливаются только законом, а на Правительство Российской Федерации возложено утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, а также установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 комментируемой статьи установлено лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Осуществление лицензирования возложено на Госкомспорт России, а п. 2 — также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Однако на сегодняшний день данная статья в части, касающейся лицензирования, фактически утратила силу, поскольку Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федеральных законов от 13 марта 2002 г. N 28-ФЗ, 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг не предусмотрено, в отличие от ранее действовавшего законодательства. Лицензирование видов деятельности, не указанных в ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», прекращается со дня вступления в силу этого Федерального закона. В соответствии со ст. 17 введение лицензирования иных видов деятельности, не включенных в приведенный ст. 17 перечень, возможно только путем внесения дополнений в данный перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 4137.
Во исполнение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 были утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. В соответствии с этим Постановлением за Госкомспортом России сохранилась только функция организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
2. Поскольку, как было показано в комментарии к п. 1, федеральным законодательством лицензирование деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг не включено в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, то это требование распространяется и на лицензирование деятельности в области физической культуры и спорта, которая в соответствии с ранее действовавшим законодательством осуществлялась органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Так, Постановлением Правительства Москвы от 15 августа 1995 г. N 699 «О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории г. Москвы» (в ред. Постановлений Правительства Москвы от 30 апреля 1996 г. N 388, от 25 июня 1996 г. N 551, распоряжения мэра от 16 декабря 1996 г. N 587/1-РМ, Постановлений Правительства Москвы от 3 июня 1997 г. N 416, от 12 августа 1997 г. N 589, от 9 сентября 1997 г. N 666, от 9 сентября 1997 г. N 668 (ред. 25.09.2001), распоряжения мэра Москвы от 31 декабря 1998 г. N 1333-РМ, Постановлений Правительства Москвы от 7 февраля 2001 г. N 92-РМ, от 6 марта 2001 г. N 223-ПП) утвержден разработанный на основе федеральных нормативных актов Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории г. Москвы органами исполнительной власти города. Из указанного Перечня исключено лицензирование физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а Постановление Правительства Москвы от 12 октября 1993 г. N 913 «О лицензировании физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» признано утратившим силу.
———————————
Вестник Мэрии Москвы. N 16. Август 1995 г.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи на Госкомспорт России возложено проведение обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта. Сертификация представляет собой процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция (услуги) соответствует установленным требованиям.
Вопросы сертификации регламентированы Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федеральных законов от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ) (с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П) . В соответствии с этим Законом сертификация в Российской Федерации может иметь обязательный и добровольный характер. Установлено, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (в данном случае это п. 3 ст. 37 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966.
СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4822.
При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всю территорию Российской Федерации. Организация и проведение работ по обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры и спорта возложены на Госкомспорт, а отнесение той или иной продукции или услуг к подлежащей обязательной сертификации — компетенция Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 403 , от 3 января 2002 г. N 3 , от 29 апреля 2002 г. N 287 ) утверждены Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. На основе этих Перечней Госстандарт Российской Федерации публикует номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов, в отношении которых законами и стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899.
СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2317.
СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. II. Ст. 53.
СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1773.
Отдельные виды продукции и услуг в области физической культуры и спорта включены в номенклатуру подлежащих обязательной сертификации объектов. Так, например, сюда отнесены спортивные товары, изделия для общей физической культуры, спорта и туризма; винтовки и ружья охотничьи и спортивные, патроны к ним, одежда, обувь и др.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Установлено важное условие, в соответствии с которым добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Требования обязательной сертификации в большей степени касаются промышленности, выпускающей соответствующую продукцию. Для участников физкультурно-спортивного движения установление обязательной сертификации товаров и услуг в области физической культуры и спорта означает определенную степень гарантии безопасности этих объектов, уменьшения травматизма и других неблагоприятных последствий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *