Масса тарных и тарно штучных грузов определяется

В соответствии со ст.26 Транспортного устава, при сдаче грузоотправителем и приеме дорогой к перевозке груза должна быть определена и указана в накладной его масса. В зависимости от вида груза его масса может быть определена по трафарету, по стандарту, расчётным путем, по обмеру или условно.

Масса тарных и тарно-штучных грузов определяется только по трафарету, который должен быть нанесен отправителем на грузовых местах до предъявления к перевозке, или по стандарту.

Масса грузов, перевозимых насыпью или навалом, определяется взвешиванием на элеваторных или вагонных весах.

Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем взвешивания или по обмеру и установлению объема налитого груза с применением метрштока и специальных калибровочных таблиц, издаваемых РЖД. При этом масса нефтепродуктов определяется только по замеру.

Пищевые грузы взвешивают на специальных весах, а при их отсутствии на товарных, а при их отсутствии по обмеру. Отправитель обязан указать в накладной высоту налива, температуру и плотность продукта.

Масса грузов, перевозимых в полувагонах, лесных грузов и дров определяется условно.

О способе определения массы груза отправитель обязан указать в соответствующей графе накладной, что имеет важное значение, поскольку в зависимости от него устанавливается порядок выдачи груза получателю.

Масса груза в контейнерах определяется грузоотправителем. Грузоотправители и грузополучатели могут определять массу груза на любых типах весов. Взвешивание грузов на ЖД или с её участием должно осуществляться лишь на вагонных, товарных или элеваторных весах.

При сдаче груза автотранспортной организацией, осуществляющей централизованный завоз, масса груза может быть определена на автовесах. Обязанности по их установке на станциях возложены на автотранспортные организации.

ПРАВИЛА ПРИЕМА ГРУЗОВ К ПЕРЕВОЗКЕ ПРАВИЛА МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР 18 сентября 1965 г. (Зн 96-11) § 1. Грузоотправители могут предъявлять грузы к перевозке на местах общего и необщего пользования. § 2. Перевозка грузов может осуществляться повагонными, мелкими, малотоннажными, групповыми или маршрутными отправками. Повагонной отправкой считается предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление отдельного вагона. Мелкой отправкой считается предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой не требуется предоставления отдельного вагона, ограниченная по массе и объему (Правила перевозок грузов мелкими отправками). Малотоннажной отправкой при перевозке в четырехосном вагоне считается партия груза, предъявляемая по одной накладной массой свыше 10 и до 20 т и вместимостью не более половины объема четырехосного вагона (Правила перевозок грузов малотоннажными отправками). Групповой отправкой считается предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрута. Маршрутной отправкой считается предъявляемая по одной накладной партия груза в количестве, соответствующем весовой норме, установленной для маршрутов (Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами). § 3. Грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам, а грузы, на тару и упаковку которых стандарты не установлены,- в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность. Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами и заготовительными организациями потребительской кооперации, могут приниматься к перевозке в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке. Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза будут замечены такие недостатки, которые вызывают опасения утраты, порчи или повреждения груза по этой причине, грузоотправитель обязан по требованию станции привести тару или упаковку в соответствие со ст. 42 Устава. § 4. Грузоотправитель обязан до предъявления к перевозке подготовить груз так, чтобы обеспечивалась транспортабельность и сохранность его в пути следования. При погрузке мелких штучных грузов отправитель должен объединить мелкие места в более крупные путем увязки в связки или упаковки в соответствующую тару. § 5. Общая масса груза определяется взвешиванием на весах или подсчетом массы на грузовых местах по трафарету или по стандарту. Для отдельных грузов масса может определяться расчетным путем, по обмеру или условно. Масса тарных и штучных грузов определяется до предъявления их к перевозке с указанием на каждом грузовом месте массы брутто и нетто. Если предъявляются грузовые места стандартной массы, указание массы на каждом грузовом месте не обязательно, за исключением случаев, когда стандартами предусмотрено обязательное указание массы брутто и нетто на стандартных местах. В этом случае в накладной в графе «Способ определения массы» проставляется также стандартная масса брутто и нетто одного грузового места. О способе определения массы грузоотправитель обязан указать в накладной. § 6. Массу грузов определяют: железная дорога при погрузке на местах общего пользования; грузоотправитель при погрузке на местах необщего пользования. Определение массы грузов по трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру или условно, а также грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя (ст. 45 Устава железных дорог), во всех случаях производится грузоотправителем, за исключением отгружаемых с мест общего пользования грузов, перевозимых навалом и насыпью, масса которых при наличии на станции вагонных весов по требованию грузоотправителя определяется железной дорогой. Массу зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, отрубей и комбикормов, перевозимых насыпью, картофеля, овощей и бахчевых культур, перевозимых навалом, определяет на весах грузоотправитель и удостоверяет своей подписью в накладной. При отсутствии вагонных или элеваторных весов у грузоотправителя массу определяют на вагонных весах станции отправления приемосдатчик железной дороги совместно с грузоотправителем и удостоверяют своими подписями в накладной. § 7. Грузы в контейнерах принимаются железными дорогами к перевозке за массой грузоотправителя. § 8. Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем взвешивания или путем замера отправителем высоты налива и определения объема налитого груза с применением специальных калибровочных таблиц. Масса нефтепродуктов определяется только по замеру, масса пищевых грузов — на вагонных весах, а при отсутствии их — на товарных весах. При определении массы по замеру отправитель обязан также указать в накладной высоту налива, температуру груза в цистерне и плотность продукта. Порядок приема к перевозке этилового (винного) спирта и порядок определения его массы предусмотрен Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах. § 9. Массу грузов, перевозимых в бункерных полувагонах, определяет грузоотправитель расчетным путем. § 10. Лесные грузы и дрова должны предъявляться к перевозке грузоотправителями и приниматься железными дорогами с указанием в накладной следующих данных: а) при перевозке в контейнерах-обрешетках или в пакетах — количества контейнеров-обрешеток или пакетов; б) при перевозке с использованием верхней суженой части очертания погрузки — количества и высоты основных штабелей и количества штабелей, уложенных в верхней суженой части очертания погрузки (в шапке); в) при перевозке лесных грузов и дров в крытых вагонах — количества штабелей, при этом вагоны пломбируются пломбами грузоотправителя; г) при погрузке лесных грузов на платформы или в полувагоны не более чем в 2 штабеля — количества штук (по желанию отправителя), если это количество не превышает 100 в одном штабеле и 200 в двух штабелях; д) в других случаях — количества штабелей и их высоты. Замер высоты штабелей производится: при погрузке одного штабеля — с обоих концов штабеля; при погрузке нескольких штабелей встык — с наружных торцов крайних штабелей с указанием в накладной количества штабелей и высоты крайних штабелей по торцам; при погрузке с оторцовкой — по высоте оторцовки от верхнего уровня борта полувагона; при погрузке с двумя и более оторцовками — по высоте последней внутренней оторцовки от верхнего уровня борта полувагона с указанием в накладной количества оторцовок и высоты последней внутренней оторцовки. Массу лесных грузов и дров определяет отправитель условно. § 11. Домашние вещи принимаются к перевозке в порядке, предусмотренном Правилами перевозок грузов мелкими отправками. § 12. Взвешивание грузов на вагонных весах производится с остановкой и расцепкой вагонов или с остановкой без расцепки вагонов. Взвешивание на ходу запрещается. § 1З. С остановкой и расцепкой вагонов взвешиваются следующие грузы: перевозимые насыпью зерновые хлебные грузы, семена масличных и бобовых культур, комбикорма и отруби; перевозимые наливом в цистернах пищевые грузы (масла растительные, патока и др.); перевозимые навалом картофель, овощи, бахчевые культуры, жмых, соль пищевая, металлы цветные и лом металлов цветных непакетированный. При взвешивании картофеля, овощей, бахчевых культур, жмыхов, сопи пищевой масса тары вагонов не проверяется. При взвешивании зерновых хлебных грузов, семян масличных и бобовых культур, комбикормов и отрубей, масла растительного и патоки масса тары вагонов проверяется перед погрузкой и после выгрузки. При взвешивании остальных указанных в настоящем параграфе грузов масса тары вагонов проверяется один раз — перед погрузкой или после выгрузки. § 14. Взвешивание на вагонных весах других грузов производится с остановкой вагонов без их расцепки. Масса тары вагонов в этих случаях принимается согласно трафарету на вагоне. § 15. При взвешивании грузов на вагонных весах грузоотправитель в необходимых случаях обязан производить дозировку груза (догрузку или частичную выгрузку). Для этого он должен непосредственно у вагонных весов организовать дозировочную площадку, обеспечить ее инвентарем, а при отправлении массовых грузов (угля, руды, цемента и др.) — также и механизмами с тем, чтобы дозировка осуществлялась в процессе взвешивания. § 16. При перевозке грузов со съемным оборудованием (в том числе овощными щитами) и утеплением в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» указывается масса оборудования и утеплительных материалов. Съемные хлебные щиты перед погрузкой не взвешиваются. Масса каждого щита принимается условно за 70 кг, а в накладной под наименованием груза указывается «Условная масса двух хлебных щитов 140 кг». Масса съемного оборудования, утеплительных материалов, а также съемных хлебных щитов при заполнении накладной в массу тары вагона не должна включаться . Масса несъемных хлебных щитов входит в массу тары вагона. § 17. Количество мест грузов, предъявляемых к перевозке, во всех случаях определяет грузоотправитель. При предъявлении к перевозке грузов на местах общего пользования железная дорога принимает их с проверкой количества мест, указанного грузоотправителем в накладной, за исключением грузов, погрузка которых возложена на грузоотправителя (ст. 45 Устава железных дорог). § 18. На тарно-упаковочные и штучные грузы отправитель обязан нанести транспортную маркировку. Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки; основные, дополнительные и информационные надписи. § 19. Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна быть установлена стандартами или другой нормативно-технической документацией на продукцию. Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков приведены в приложении 1 (сноска 1.). § 20. Основные надписи должны содержать: полное наименование грузополучателя; полное наименование станции назначения и сокращенное наименование дороги назначения; число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (дробь: числитель — число мест в партии, знаменатель — порядковый номер места). Сноска 1. Текстом приложений редакция не располагает. — Прим. ред. Число грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные грузы в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в отправке однородных грузов, или когда перевозят комплекты оборудования, или при транспортировании с перегрузкой в пути следования. При перевозке грузов транспортными пакетами дополнительно на каждом из них должна быть нанесена маркировка в виде дроби: числитель — порядковый номер пакета и через тире масса брутто пакета; знаменатель — число мест в пакете и через тире масса нетто пакета. § 21. Дополнительные надписи должны содержать: полное наименование грузоотправителя; наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенного наименования дороги отправления; железнодорожную маркировку. § 22. Железнодорожная маркировка наносится на каждом месте грузов, перевозимых мелкими и малотоннажными отправками, в виде дроби: числитель — порядковый номер по Книге приема грузов к отправлению и через тире — число мест; знаменатель — код станции отправления согласно Тарифному руководству N 4 (книга 2). Железнодорожная маркировка наносится: станцией отправления — при приеме к перевозке грузов мелкими отправками на местах общего пользования; грузоотправителем (до предъявления груза к перевозке) — при погрузке грузов мелкими отправками на местах необщего пользования, а также малотоннажными отправками на местах общего и необщего пользования. По согласованию с грузоотправителями дорога может устанавливать порядок нанесения железнодорожной маркировки грузоотправителями до предъявления груза к перевозке и в других случаях. Железнодорожная маркировка указывается также в соответствующей графе накладной. § 23. Информационные надписи должны содержать: массу брутто и нетто грузового места в килограммах; габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота); объем грузового места в кубических метрах. Габаритные размеры грузового места не указывают, если они не превышают 1 м. § 24. Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки) должны быть нанесены на каждое грузовое место. Допускается наносить основные и дополнительные надписи не на всех грузовых местах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками. В этом случае замаркированные места укладывают: в крытых вагонах — по два места у каждой двери маркировкой наружу; на открытом подвижном составе — в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта платформы или полувагона маркировкой наружу. Если погрузка произведена в уровень с бортами или ниже уровня бортов, замаркированные места должны быть уложены маркировкой вверх. Наносить основные и дополнительные надписи при перевозке грузов в универсальных контейнерах, кроме сборных контейнеров, в которых перевозятся грузы мелкими отправками, необязательно. При перевозке грузов насыпью и наливом транспортная маркировка не наносится. § 25. Место и способы нанесения транспортной маркировки, размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных знаков и надписей приведены в приложениях 2 и 3. § 26. Содержание, порядок и способы нанесения маркировки, характеризующей тару и подтверждающей соответствие тары требованиям стандарта и другой нормативно-технической документации, приведены в приложении 4. § 27. На лесные грузы и дрова, перевозимые на открытом подвижном составе, грузоотправитель обязан нанести предохранительную маркировку в следующем порядке: при погрузке на платформы, а также в полувагоны выше бортов с постановкой стоек маркировка наносится на крайние торцы штабелей (расположенные у торцовых бортов платформы или у торцовых дверей полувагона) в виде буквы Т, горизонтальная часть которой шириной не менее 5 см охватывает верхний ряд штабеля по веси его ширине, а вертикальная часть шириной также 5 см опускается по середине штабеля сверху вниз на расстояние не менее 0,5 м; при погрузке лесных грузов и дров в полувагоны до верхнего уровня бортов или выше бортов с применением вертикальной оторцовки маркировка наносится на верхней поверхности каждого штабеля двумя диагональными линиями (в виде буквы X) шириной не менее 5 см. Предохранительную маркировку лесных грузов и дров, погруженных в крытые вагоны, а также на открытый подвижной состав в пакетах, в контейнерах и с использованием верхней суженой части очертания погрузки (с шапкой), не наносят. § 28. Маркировка должна быть ясно видимой и разборчивой. Лакокрасочные материалы, применяемые для маркировки, должны быть водостойкими, быстро высыхающими, светостойкими, устойчивыми к воздействию низких температур, прочными на истирание и размазывание. Не допускается применять материалы, влияющие на качество упакованного груза. § 29. При маркировке тарно-упаковочных и штучных грузов в части, не предусмотренной настоящим разделом Правил, применяется ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов». § 30. Подготовленные к погрузке около железнодорожного пути грузы должны быть при необходимости закреплены и уложены: при высоте до 1200 мм — не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, при большей высоте — не ближе 2,5 м. § 31. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя производится по предварительным уведомлениям или через установленные интервалы времени между подачами. При подаче по уведомлениям начальник станции обязан уведомить грузоотправителя не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Порядок подачи и уборки вагонов на подъездные пути устанавливается в соответствии с Правилами эксплуатации железнодорожных подъездных путей. Уведомления о времени подачи вагонов под погрузку не требуется, если погрузка обеспечивается вагонами, поданными под выгрузку. § 32. Порядок уведомления о времени подачи вагонов под погрузку средствами грузоотправителя устанавливается начальником станции, при этом он должен предусмотреть использование в первую очередь радио-, телефонной, телеграфной и почтовой связи. Грузоотправитель может избрать один из способов уведомления, о чем он извещает начальника станции. При установлении порядка уведомления по телефону грузоотправители обязаны назначить для приема уведомлений ответственных лиц и сообщить их фамилии и номера телефонов начальнику станции. Для записи уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку на станции ведется книга по установленной МПС форме ГУ-2 с указанием в ней количества и рода подвижного состава (контейнеров) и других данных, предусмотренных формой. § 33. При задержке подачи вагонов под погрузку свыше 2 часов после срока, указанного в уведомлении, станция обязана вновь уведомить грузоотправителя о времени предстоящей подачи вагонов в установленном порядке. § 34. Вагоны, поданные под погрузку с нарушением сроков подачи или без уведомления, принимаются грузоотправителем для погрузки с момента предъявления их станцией. При этом вагоны считаются поданными: при подаче ранее установленного срока — с момента наступления этого срока; при подаче с опозданием против установленного срока, а также при подаче без уведомления — по истечении 2 часов с момента фактической подачи вагонов. § 35. Погрузка грузов в крытые вагоны должна производиться с обеспечением безопасности движения и производства погрузочно-разгрузочных работ, полного использования грузоподъемности или вместимости вагона и сохранности груза. Грузы должны быть уложены в вагоне равномерно, плотно и при необходимости надежно закреплены, чтобы не было сдвига, падения, навала на двери, потертости или повреждения их при перевозке, а также обеспечивалась сохранность вагона при погрузке, выгрузке и в пути следования. Погрузка грузов бьющихся и хрупких (стеклянные, керамические и чугунные изделия, алюминиевая и эмалированная посуда и т.п.) должна производиться осторожно. Особенно осторожно должны грузиться в вагоны грузовые места, на которых имеются предупредительные надписи: «Осторожно», «Не бросать», «Стекло», «Верх», «Не кантовать» и т.п. Такие места размещаются в вагоне так, чтобы при выгрузке эти надписи были видны. При погрузке в один вагон более тяжелые грузы укладываются внизу, а более легкие — наверху. Укладка тарно-упаковочных и штучных грузов в междверном пространстве производится с отступлением от дверей на 25 см. Запрещается погрузка в один вагон таких грузов, которые по своим свойствам могут повредить или испортить другие грузы. Размещение и крепление грузов в крытых вагонах производятся в соответствии с Техническими условиями и правилами перевозок отдельных видов грузов. § 36. Начальник станции имеет право отказать в приеме вагонов, недогруженных до технических норм или в соответствующих случаях до полной вместимости или грузоподъемности, и потребовать произвести догрузку вагонов, за исключением тех случаев, когда полная загрузка вагона не может быть осуществлена по особым условиям перевозок грузов. § 37. Время приема груза к перевозке удостоверяется наложением календарного штемпеля станции в графе 7 оборотной стороны накладной. § 38. В части, не предусмотренной Уставом железных дороги настоящим разделом Правил, прием к перевозке и погрузка грузов производятся в соответствии с правилами перевозок отдельных видов грузов.

Устав внутреннего водного транспорта требует обязательного определения и указания в накладной массы партии груза при приеме его к перевозке. Это необходимо для того, чтобы точно устанавливать, какое количество груза принято и должно быть сдано получателю, что позволяет устанавливать ответственность транспорта за сохранность перевозок, правильно начислять провозные платежи, рационально использовать грузоподъемность судов и грузовместимость складов, а так же для количественного учета выполненных перевозок.

Способы определения массы партии груза

Чтобы при решении этого вопроса не было вольностей, в ст.64-66 «Устава внутреннего водного транспорта” установлены порядок и способы определения массы партии грузов.

В соответствии с нормами все способы делятся на 3 группы:

  • определение массы партии груза взвешиванием;
  • расчетными способами;
  • по заявлению отправителя.

На выбор способа влияют ряд факторов:

  • род груза;
  • тип тары;
  • способ перевозки;
  • принадлежность причала, на котором осуществляется прием груза к перевозке.

Следует отметить, что при выборе способа должен быть соблюден основной принцип: масса партии груза должна быть определена тем способом, каким она может быть определена в пункте назначения или перевалки с одного вида транспорта на другой. Это обусловлено двумя факторами.

Во-первых, способ определения массы партии груза в пункте отправления и назначения должен быть одинаков. Только при этом условии можно судить о наличии или отсутствии частичной утраты груза в пути, т.к. различные способы определения массы могут не дать идентичных результатов, что приведет к претензиям со стороны грузовладельца.

Во-вторых, порт отправления выбирает способ, исходя из технических возможностей порта назначения. Это определено тем, что порты назначения, как правило, периферийные и их технические возможности ниже технических возможностей портов отправления.

Определение массы партии груза взвешиванием

Взвешивание — наиболее точный и самый дорогой способ определения массы партии груза, увеличивающий простои флота на 15-20%. В соответствии со ст. 50 УВВТ, для определения массы груза на причалах общего и необщего пользования должно находится необходимое количество весов, установленных у борта судна, а на элеваторах — в цепи механизации перегрузочных работ.

Применяется этот способ во всех случаях перевозки хлебных грузов (кроме перевозимых в стандартной таре), соли, перевозимой навалом, угля и других навалочных грузов, при перевозке массы, когда возникает сомнение в правильности, и в некоторых других случаях. Масса партии груза взвешиванием определяется во всех случаях, если погрузка осуществляется на причалах не общего пользования, и портом, если прием и погрузка груза осуществляется на причалах общего пользования.

Контейнеровоз Hyundai drive

Транспортным организациям представлено право (ст. 65 УВВТ) проверять массу груза, определенную отправителем. В случае, когда к перевозке принимается груз, который затем должен передаваться другому транспорту с проверкой массы, то такое право становится обязанностью перевозчика.

Для взвешивания могут быть использованы разного рода весы: товарные, автомобильные, вагонные, бункерные. Выбор весов для каждого причала определяется технической оснащенностью и правилами перевозок. Количество весов для каждого причала определяется расчетом в зависимости от их производительности. Допустимая погрешность при взвешивании должна быть не более 0,1%.

Необходимо отметить, что при определении массы груза взвешиванием должен быть соблюден основной принцип: весы в пункте отправления и назначения должны быть однотипными. Это обусловлено тем, что разные типы весов дают разную погрешность.

Поскольку взвешивание — трудоемкий и дорогой способ, поэтому на практике чаще применяют расчетные способы определения массы груза.

Определение массы партии груза по стандартной массе отдельных грузовых мест

До 1956 г. масса партии груза определялась для всех грузов только взвешиванием. Начиная с 1956 г. ведутся работы по стандартизации тары и поэтому некоторые виды продукции выпускаются в упаковке стандартной массы (сахар, мука, крупа и т. д.). Согласно статьи 65 УВВТ, грузы в упаковке стандартной массы при приеме их к перевозке не взвешиваются. Масса партии груза определяется как произведение массы одного грузового места на число мест.

Qn = Nn · qcm, кг,

где Qn — масса партии груза, кг;
Nn — число мест в партии груза, ед.;
qcm — стандартная масса одного грузового места, кг;
В накладной делается запись: «По стандарту”.

По трафарету или нестандартной массе отдельных грузовых мест

Когда груз перевозится в нестандартной таре (обувь, одежда, оборудование, станки и т. д.), то масса партии груза определяется как сумма массы каждого места.

Qn = ∑ qiтр., кг,

где qiтр. — масса каждого места, наносится краской непосредственно на таре или различных бирках, укрепленных на каждом грузовом месте.

В транспортных документах в графе «наименование груза” дается перечень грузов и указывается их масса, затем суммируется и записывается общая масса в графу «масса партии” и делается отметка: «По трафарету”.

По условной массе отдельных грузовых мест

Масса некоторых специфических грузов (автомобили, мебель, животные, растения и т. д.) принимается к перевозке без взвешивания по условной массе отдельных грузовых мест. Это обусловлено тем, что фактическую массу этой категории грузов определять не целесообразно из-за их сравнительно небольшой массы при значительном занимаемом объеме, а также из-за того, что в процессе перевозки масса их уменьшается (животные).

Условная масса больше фактической массы и тем самым позволяет получить увеличенные провозные платежи, соответствующие фактической себестоимости перевозки этих грузов.

Чтобы при определении массы партии груза этим способом не было произвола, условная масса определена, утверждена в Приложении №5 прейскуранта 14-01. Формула для определения массы партии груза:

Qn = n · qусл., кг,

где qусл. — масса одного места, кг;
n — количество мест, ед;
В транспортных документах записывается «Условно”.

Определение массы партии груза по обмеру штабелей

По обмеру и средней плотности (объемной массе) определяют массу навалочных и лесных грузов. В результате обмера штабеля получают объем штабеля. Обмер можно производить как на берегу, так и в трюме судна. Масса определяется умножением найденного в результате обмера объема штабеля на его объемную массу.

Qn = V · γ, кг,

где γ — плотность груза, т/м3;
V — объем штабеля, м3.

Перевод объемных мер в меры массы для отдельных родов груза приведен в Приложении № 6 прейскуранта 14-01.

При определении массы лесных грузов за объемную меру круглого леса и пиломатериалов принимают 1 м3 плотной древесины, за объемную меру балансов рудничной стойки и дров — складочный кубический метр.

Если объем лесных грузов установлен в плотной древесине, то их масса определяется по формуле:

Qп = γпл · Vпл., т,

где γпл — плотность плотной древесины т/м3 ;
Vпл — объем плотной древесины, м3.

Если же объем лесных грузов установлен в складочной мере, то их масса определится по формуле:

Qп = Кскл : γпл · Vскл, т,

где Кскл = 0,64 — коэффициент перевода складочных кубических метров в кубические метры плотной древесины;
Vскл — складочный объем древесины, м3.

Если к перевозке предъявляются сырая древесина и дрова, сплавленные в текущую навигацию и загруженные в судно из воды, круглый лес и пиломатериалы заготовки после первого октября предыдущего года.

При перевозке песка и песчано-гравийной смеси в судах, приспособленных для гидромеханизированной погрузки-разгрузки, массу определяют, исходя из средней высоты незаполненной части бункера; производят по десять замеров от кромки бункера до поверхности груза (hi) по каждому борту через равные интервалы:

hср=20Σhii—l20, м

Затем можно определить высоту груза и его объем.

hr = hσ — hср, м,

где hσ — высота бункера;
hr — высота груза, м;
В традиционных документах в графе «способ определения массы” записывается «По обмеру штабелей”.

По осадке судна

Этим способом определяется масса насыпных и навалочных грузов (кроме зерновых, масса которых определяется взвешиванием). При этом применяются два способа определения массы: по таблице грузового размера или грузовой шкале и расчетный.

Для этой цели определяется средняя осадка судна. Производятся замеры осадки в шести точках: три точки по левому борту (нос, средина, корма) и три — по правому. Средняя осадка определяется по формуле:

Тср=Тнл.б+2Тсрл.б+Ткл.б+Тнп.б+2Тсрп.б+Ткп.б8, м

где Тн, Тср, Тк — осадка носа, средины и кормы соответственно для левого и правого бортов, м.

В целях более точного определения массы партии груза осадка средней части судна, где находится наибольшее количество груза, удваивается.

Исходя из средней осадки судна в груженом и порожнем состоянии по графику грузового размера или по грузовой шкале определяют массу погруженного груза.

Масса партии груза Qn, будет равна:

Qn = Q2 – Q1, т,

Где Q2 и Q1 — загрузки судна в грузу и порожнем, т;
Т0, Тгр — регистровые значения осадок, м;
₸0, ₸гр — среднее значения осадок, м;
Qp — регистровая грузоподъемность, т;
При этом значение Q1 > 0 говорит о том, что в судне может быть балласт, топливо, запас питьевой воды и т. д.

Масса партии груза

Если для судна имеется грузовая шкала, то массу партии груза определяют по ней.

Грузовая шкала — это паспортная характеристика судна и представлена она в виде таблицы.

В тех случаях, когда на судне нет графика грузового размера или грузовой шкалы, то массу партии можно определить расчетным путем. В основу определения массы погруженного (выгруженного) груза по осадке судна расчетным путем положен принцип разницы водоизмещении судна с грузом и порожнем.

Qn = Дгр – До, т,

где Дгр, До — водоизмещение в грузу и порожнем, т.

Водоизмещение судна определяется по формуле:

Дс = γδ L BT, m,

где L — длина судна, м;
В — ширина судна, м;
Т — осадка судна, м;
δ — коэффициент полноты водоизмещения определяется как отношение объема подводной части судна к объему параллелепипеда, которым описана подводная часть судна;

γ — плотность воды, т/м3;
γ = 1- для пресной воды;
γ = 1,003-1,031 — для соленой воды (колеблется в зависимости от морского бассейна).

Исходя из этого масса партии груза будет равна:

Qn = δγ LB (Tгр – T0), т.

Эта формула справедлива для определения массы груза при перевозках в бассейне с одинаковой плотностью воды судами с обводами, не изменяющимися по высоте или при загрузке судна на полную грузоподъемность. В относительных случаях необходимо учитывать изменение коэффициента полнотыКоэффициенты полноты, форма корпуса и мореходные качества буксиров водоизмещения и плотность воды. Тогда формула примет вид:

Qn = LB (δгрγ2 Тгр – δоγ1 Т0), т,

где δгр, δо — коэффициенты полноты водоизмещения в грузу и порожнем;

γ2, γ1 — плотность воды в пункте погрузки и выгрузки, т/м3.

При определении массы груза по осадке необходимо учитывать изменение запасов топлива, балласта, питьевой воды и др. за время перегрузочных операций. Формула будет:

Qn = (Дгр — ∑qгр) – (Д0 — ∑q0), т,

где ∑qгр, ∑q0 — величина запасов топлива, питьевой воды и балласта до погрузки и после нее.

При определении массы груза по осадке судна наиболее трудоемким и не всегда достаточно точным является процесс замеров осадки судна (волнение).

В транспортных документах записывается: «По осадке”.

Определение массы партии грузов, перевозимых в судах наливом

Масса партии груза может быть определена тремя способами:

  • по калибровочным таблицам береговых резервуаров;
  • расчетным путем;
  • по грузовым таблицам судов.

Первый способ самый простой. Находится высота отлива в резервуаре до и после погрузки, по каждой определяются объемы по калибровочным таблицам и разница которых даст объем погруженного в судно груза. Тогда масса партии груза будет равна:

Qn = Vнγн, т,

Vн — объем нефтепродукта, м3;
γн — плотность нефтепродукта, т/м3.

При отсутствии калибровочных таблиц береговых резервуаров цилиндрической формы масса нефтепродуктов может быть получена расчетным путем:

Qn = πR2hγн, т,

где R — радиус резервуара, м;
h — высота налива, м;
γн — плотность нефтепродукта, т/ м3.

Этот способ применяется в случаях, если расстояние от береговых резервуаров не более 2 км; если более 2 км, то этим способом пользоваться запрещается (потери в трубопроводах).

При отсутствии калибровочных таблиц береговых резервуаров или при удалении этих резервуаров свыше 2км от судна массу партии груза можно определить по грузовым таблицам судов.

Сущность способа заключается в следующем: производят замеры высоты налива во всех танках судна до и после налива, затем определяют объем в каждом танке, умножается на плотность соответствующего груза и полученные значения суммируются. Таким образом находится общая масса погруженного в судно груза.

Определение массы партии груза по заявлению отправителя

Это самый простой из всех способов. Применяется при определении массы малоценных массовых грузов.

За правильность определения массы партии груза ответственность несет грузоотправитель. В пункте назначения груз выдается без проверки массы. Однако необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • если грузоотправитель неверно заявил массу груза, то согласно ст. 198 УВВТ, с него взыскивается штраф согласно тарифа (в размере удвоенной провозной платы, начисленной за неуказанное количество груза). Кроме этого начисляется провозная плата за неуказанное количество груза;
  • если в результате неверно указанной массы произошла авария, то, кроме выше указанных выплат, грузовладелец оплачивает все расходы по ликвидации аварии.

В транспортных документах записывается: «По заявлению отправителя”.

Предлагается к прочтению:
Груз и обеспечение его сохранности
Национальные документы «Государства флага» Российской Федерации

Сноски

Лесные грузы, предъявляемые к перевозке, должны быть предварительно отсортированы грузоотправителями по длине согласно государственным стандартам на лесопродукцию и подготовлены к погрузке штабелями леса одного размера. Перевозка их осуществляется навалом или в упакованном виде.

В упакованном виде (в пакетах) принимаются к перевозке пиломатериалы, круглые лесоматериалы и изделия из лесных материалов.

Не допускается прием к перевозке непрочно и слабо увязанных пакетов, а также пакетов с неплотной укладкой в них лесных грузов. При погрузке ценных пиломатериалов или изделий из лесоматериалов на палубу судна грузоотправитель обязан укрыть их от атмосферных осадков и загрязнения.

Лесные грузы перевозятся в трюмах и на палубе судна штабелями или в пакетах. В каждый штабель или пакет укладывается лес одного размера. Штабеля и пакеты должны иметь правильную форму без пустот с плотной и устойчивой выкладкой и закрепление на судне, исключающее смещение груза при перевозке. Запрещается погрузка на пакеты непакетированного леса. Для перевозки длинномерных лесных грузов (более 4 м) должны подаваться суда, приспособленные для погрузки таких грузов (иметь специальные приспособления для крепления деревянных стоек). К перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении принимаются лесные грузы длиной не свыше 6,5м.

При перевозке во внутреннем водном сообщении в одно судно, как правило, могут быть погружены лесные грузы назначением только в один пункт и в адрес не более двух получателей, а при перевозке в прямом смешанном железнодорожно–водном сообщении следующие через один пункт перевалки.

При перевозке по водохранилищам, морским участкам, озерам лесные грузы должны быть закреплены, а крышки трюмов закрыты и укрыты брезентами.

Лесные грузы должны грузиться с уклоном от кормовой части судна к носовой так, чтобы обеспечивалась необходимая видимость для судовождения. При этом не допускается, чтобы отдельные бревна выступали за пределы бортов.

При перевозке в одном судне нескольких отправок лесных грузов по разным накладным каждая партия груза должна быть отделена от другой прокладками из этого же леса диаметром не менее 18-20 см.

В процессе загрузки судна лесными грузами нескольких отправок перевозчиком с участием грузоотправителя должен составляться грузовой план размещения леса в трюмах и на палубе судна.

Лесные грузы принимаются к перевозке по количеству и маркировке штабелей навалом, по счету пакетов и с проводником грузоотправителя. Способ приема указывается в транспортной накладной и в акте о погрузке-выгрузке груза.

При отгрузке круглого леса навалом и выложенном на палубе судна в штабеля, грузоотправитель обязан нанести яркой краской предохранительную маркировку на крайние торцы штабелей полосами в виде буквы «Т», горизонтальная часть которой охватывает верхний ряд штабеля по всей его ширине, а вертикальная опускается по середине штабеля на всю его высоту. Маркировка может также наноситься по верхней плоскости каждого штабеля полосой, пересекающей по диагонали все бревна верхнего ряда (рис. 10).

Рис. 10. Способы маркировки лесных грузов

Маркировка лесных грузов, перевозимых в упакованном виде, производится по правилам маркировки пакетов.

Определяемая для целей расчета платы за перевозку масса лесных грузов устанавливается грузоотправителем расчетным путем по условным коэффициентам и указывается им в транспортной накладной. Не допускается указание в транспортных накладных данных о количестве кубометров. Эти сведения грузоотправитель указывает в спецификации на лесную продукцию, прикладываемой к транспортной накладной. Перевозчик имеет право проверить правильность указанной в транспортной накладной массы груза по осадке судна и при обнаружении несоответствия требовать от грузоотправителя составления новых документов, отражающих действительные данные о массе груза.

Лесные грузы, выгружаемые в порту, должны укладываться в штабеля с разделением каждой отправки деревянными прокладками диаметром 18-20 см.

На штабеле каждой партии указывается номер транспортной накладной, а на всем штабеле леса, выгруженного из одного судна, номер или название судна. Эти данные наносятся краской непосредственно на торцевую сторону штабеля или на прибиваемую к нему бирку.

Лесные грузы считаются доставленными полностью и выдаются грузополучателю без проверки, когда в пункт назначения груз прибыл без нарушения на судне штабелей или их маркировки.

При нарушении в судне штабелей или их маркировки проверяется количество груза только в нарушенном штабеле путем его обмера. В случае установления утраты груза, недостача определяется в пределах недостающего объема штабеля.

Лесные грузы, перевозимые с проводником грузовладельца и прибывшие в пункт назначения в исправных судах, выдаются грузополучателю без проверки состояния груза.

Лесные грузы, прибывшие в порт для перевалки на железную дорогу, должны быть до начала разгрузки судна осмотрены представителями порта и судна.

При выгрузке составляется акт, в котором указывается:

  • наличие и сохранность маркировки прибывшего леса, имеются ли следы утраты;

  • качество сепарации леса;

  • наличие и качество реквизита;

  • наличие леса нестандартной длины (свыше 6,5);

  • наличие гнилого леса среди груза.

Оформление передачи лесных грузов на железную дорогу производится в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Передача производится:

лесных грузов в пакетированном виде — по количеству пакетов;

лесных грузов в непакетированном виде – по количеству штабелей и их высоте после погрузки в вагон без перевески.

Лесные грузы, прибывшие из портов перевалки с железной дороги на воду, грузятся в вагоны в портах второй перевалки и передаются железной дороге по количеству штабелей и их высоте согласно данным, указанным в транспортных документах. При этом стяжки вновь предоставляются железной дорогой, а реквизит используется для крепления леса, с которым он был доставлен в порт второй перевалки.

Масса лесных грузов, погруженных в вагоны, указывается с учетом технических норм загрузки вагонов и общей массы грузов согласно транспортным документам. В повагонных накладных, составляемых портами на основании судовых накладных, указывается наименование лесных грузов, количество штабелей леса, погруженного в вагоне, высота погрузки штабелей, длина леса в вагоне, масса груза в тоннах.

Прием лесных грузов, поступающих по железной дороге на перевалку в порт, должен производиться портами с обязательной проверкой прибывшего леса согласно данным, указанным в транспортных накладных (количество штабелей, их размеры, сохранность маркировки).

Разгрузка вагонов должна начинаться со снятия реквизита (стойки, оградительные щиты, доски, стяжки и др.). Стяжки подлежат возврату железной дороге, передавшей груз. Снятый реквизит должен быть сохранен портом перевалки и уложен на погруженный в судно груз. Количество реквизита, погруженного портом на судно, указывается в сдаточной ведомости и удостоверяется подписями представителей порта и судна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *