Название произведения охраняться авторским правом

Часть произведения как объект авторских прав

Выводы суда.

1. Судом установлено, что между истцом и автором произведения был заключен лицензионный договор (исключительная лицензия), которым четко определены способы использования произведения.

2. В силу п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, в том числе на его название, если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечает требованиям, установленным п.3 этой статьи.

3. Однако, право использовать наименование аудиовизуального произведения как самостоятельный объект прав истцу передано не было. В связи с чем, основания к предъявлению иска о защите имущественных прав на наименование документального фильма со стороны истца отсутствуют.

4. Спорное аудиовизуальное произведение признано экстремистским материалом вступившим в законную силу решением суда по другому делу. В силу этого, заключенный лицензионный договор в отношении спорного произведения является ничтожным.

Комментарии.

1. Любой фрагмент произведения (название, страница, раздел, несколько предложений, персонаж и т.д.) может быть самостоятельным объектом авторских прав, при условии удовлетворения требованиям, предусмотренным в п. 3 и п. 7 ст. 1259 ГК РФ.

2. К условиям правовой охраны части произведения относятся творческий характер, объективная форма выражения, самостоятельный характер. Категория «самостоятельный характер» законодательно не определена.

3. При определении части произведения в качестве самостоятельного объекта авторского права судебная практика исходит из самого факта использования: если была использована часть произведения, значит она имеет самостоятельное значение. Данный подход является достаточно спорным, правильнее оценивать «самостоятельный характер» части произведения, исходя из смыслового начала, смысловой законченности.

4. Если вы считаете, что название произведения является оригинальным и отвечает критерию самостоятельности, тогда следует помимо лицензионного договора на само произведение, заключить лицензионное соглашение в отношении части произведения, например названия или персонажей.

Елизавета Разина

p.s. 10 наиболее интересных материалов:

1. Взыскание убытков с директора

2. Кто право давал?!

3. Правовая защита конфиденциальной информации

4. SMM в Новосибирске

5. Обход закона

6. Возмещение реального ущерба

7. Сиамские близнецы

8. Впечатление о VII Юридическом форуме Сибири

9. Нетипичная недвижимость

10. Взыскание убытков с членов совета директоров

9.Часть произведения как объект авторских прав.

  1. Понятие интелектуальной собственности.

  2. Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Термин «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками — юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с подписанием в 1967 году в Стокгольме Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям;;

  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам;

  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

  • полезным моделям;

  • промышленным образцам;

  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

  • другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам.

К «интеллектуальной собственности» часто причисляют законы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне, хотя они и не представляют по своей конструкции исключительных прав.

В юриспруденции словосочетание «интеллектуальная собственность» является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. В частности, «интеллектуальная собственность» является самостоятельным правовым режимом (точнее даже — группой режимов), а не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частный случай права собственности.

  1. Понятие и структура права интелектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Право интеллектуальной собственности не регулирует процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства. Данная подотрасль гражданского права охраняет результаты интеллектуальной деятельности , которые представляют собой нематериальные блага.

Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие:

1) промышленную собственность;

2) авторское право.

Промышленная собственность характеризуется такими ее составляющими, как промышленные образцы, изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования. Авторское право относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям.

Систему российского права интеллектуальной собственности составляют следующие институты :

а) авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства;

б) права, смежные с авторским, – права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания;

в) патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

г) право интеллектуальной собственности на товарный знак (знак обслуживания);

д) право интеллектуальной собственности на фирменное наименование;

е) право интеллектуальной собственности на топологии интегральных схем;

ж) право интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и базы данных;

з) право интеллектуальной собственности на селекционные достижения;

и) правоотношения в сфере коммерческой и служебной тайны

  1. Международные источники права интелектуальной собственности.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это значит, что правовая система РФ включает в себя не только внутреннее законодательство, но и международное право, которое применяется наряду с российским. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Отсюда следует, что при конкуренции норм международного и российского права применяется международное право. Для того чтобы применять на территории РФ нормы международных актов, необходимо произвести процедуру ратификации международного акта или присоединиться к международному договору.

Систему международных актов, входящих в правовую систему РФ, составляют:

1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (для СССР и затем для России Конвенция вступила в силу с 1июля 1965 г.);

2) Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (вступила в силу в 1968 г.);

3) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

4) Договор о патентной кооперации 1970 г. (вступил в силу для СССР в 1978 г.);

5) Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. (Россия совместно с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной; вступило в силу в том же году);

6) Евразийская патентная конвенция 1994 г. (страны бывшего СССР, вступил в силу в 1995 г.);

7) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. (вступил в силу для СССР в 1973 г.);

8) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм 1971 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

9) Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г. (Россия присоединилась в 1997 г.);

10) Международная (Римская) конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (вступила в силу в 2003 г.).

  1. Российские источники права интелектуальной собственности.

1) Конституция РФ — в ст. 44 закрепляется свобода творчества; п. «о» ст. 71 относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к федеральному ведению;

2) Гражданский кодекс РФ — положения об интеллектуальной собственности содержатся в статьях (ст. 8 ГК РФ относит создание результатов интеллектуальной деятельности к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей; в ст. 128 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), отнесены к объектам гражданских прав; ст. 138 ГК РФ раскрывает содержание понятия исключительного права (интеллектуальной собственности), включающее результаты интеллектуальной деятельности и приравненные кним средства индивидуализации);

3) федеральные законы :

а) Закон об авторском праве;

б) Патентный закон;

в) Закон о товарных знаках;

г) Закон о правовой охране программ для ЭВМ;

д) Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем;

е) Закон РФ о селекционных достижениях;

ж) Закон о коммерческой тайне (предусматривает охрану любой информации, практическое использование которой в сфере коммерческой деятельности может дать экономический эффект);

з) Закон о защите конкуренции;

и) Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации;

4) указы Президента РФ («О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»; «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»; «О правовой защите результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ военного, специального и двойного назначения»; «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий»);

5) постановления Правительства РФ (постановления, утвердившие минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторского права и смежных прав; Положение о патентных поверенных; Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров);

6) международные договоры и соглашения.

  1. Общее положение главы 69 ГК РФ (общее положение)

  1. Объекты интелектуальной собственности.

Результаты интеллектуальной деятельности («интеллектуальная собственность») включают в себя три вида объектов, имеющих различный правовой режим:

1) результаты творческой деятельности, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

2) средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара);

3) результаты творческой деятельности, охраняемые авторским правом (произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин (далее — ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем и тому подобное).

Все указанные объекты обладают общими признаками:

— являются результатом творческой (мыслительной, интеллектуальной) деятельности;

— являются совокупностью имущественных и неимущественных прав;

— используются в течение длительного периода времени;

— могут служить источником получения дохода.

Вместе с тем между этими объектами есть существенные различия — они имеют различный правовой режим. Одна часть объектов (промышленная собственность и средства индивидуализации юридического лица) регулируется патентным правом, другая (произведения науки, литературы и искусства и другие) — авторским. Различие в том, что авторское право направлено на охрану формы объекта (произведения), а патентное — охраняет содержание произведения.

Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания требуется их регистрация по определенной процедуре в соответствующих органах, а для объекта авторского права не требуется никакой регистрации. Автору необходимо лишь выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить указанный объект.

Отсюда следует второе отличие: перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий, а перечень объектов авторского права примерный и может быть расширен за счет создания новых произведений.

Официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер, объектами авторского права согласно Закону не являются.

Идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты авторским правом также не охраняются.

  1. Произведение как объект авторских прав.

Произведение — объект охраны авторского права.

Условия, необходимые для признания определенного творческого труда произведением, охраняемым авторским правом:

  1. произведение непременно должно быть предметом искусства, науки либо литературы.

  2. произведение должно быть результатом именно творческой деятельности. В контексте данного положения наиболее важным вопросом представляется разграничение новых произведений, являющихся творческим трудом, и переработок уже существующих произведений.

  3. наличие факта обнародования произведения либо нахождение в какой-либо объективной форме. При этом в связи с присоединением Российской Федерации к ключевым международным договорам в области авторского права гражданство автора (правопреемника), а также территория обнародования почти не имеют значения.

Согласно законодательству, действующему в настоящее время, назначение и достоинство произведения, а также способ выражения произведения также не имеют значения при квалификации творческого труда как произведения, охраняемого авторским правом.

Некоторые из частей произведения являются самостоятельным объектом авторского права в случае соответствия вышеуказанным требованиям. Законодатель также распространяет охрану на такие произведения как сборники и производные произведения.

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);

устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.),

звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т п);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т. п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т. е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.

Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет Поэт В Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т. е. выпущенный в свет, роман.

Сказанное относится к любой форме обнародования, т. е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Опубликование – это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.

Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.

Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диспозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, – это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.

Исполнение – это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.

Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т. е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

8.Виды произведений.

На основании пункта 1 статьи 1259 Г.К РФк авторским произведениям относятся следующие виды:

· литературные произведения;

· драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом или без текста;

· аудиовизуальные произведения;

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

· другие произведения.

В статье 1259 Г.К РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

· компьютерные программы для ЭВМ ;

· базы данных;

· производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;

· составные произведения (включая сборники), представляющее собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений по российскому законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов. В российской юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах В. Я. Ионаса1 , который не остановился на традиционном выделении у произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их структурные элементы. В итоге им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам произведения художественной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского права. В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра произведения. История литературы и искусства знает немало творений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный материал. Такой же позиции придерживается судебная практика. К содержанию произведения, которое как таковое не защищается Фирмами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название (заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной. К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся образы язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мелей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-ми-мической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя2 . В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования. Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Язык произведения заимствован быть не может, в таком случае используется цитирование с указанием источника. Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы1 . В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие, составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный объект гражданского права. Если бы открытие получало достаточную правовую охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного правового института в виде права на открытие2 . Что же касается охраняемых элементов научного произведения, то к ним относятся: 1) внешняя форма, т.е. его язык, включающий особые научные знаки и символы, и 2) внутренняя форма, которую образуют принятая автором последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия научных идей и расположение материала. В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования решающее значение имеют буквальные совпадения, для установления которых составляются таблицы совпадений («текст на такой-то странице в одном произведении соответствует тексту на такой-то странице в другом произведении»)3 .

Охраняемые элементы произведения: часть произведения, наименование, персонаж

Одним из нововведений части четвертой Гражданского Кодекса РФ является легальное закрепление авторско-правовой охраны не только произведения в целом, но и любой его оригинальной части, отвечающей критериям охраноспособности. «Тем самым авторское право принципиально отличается от патентного права и от права на товарные знаки, которые всегда охраняют объект целиком «.

Проследив изменения в законодательном регулировании авторских прав, нетрудно заметить, что возможность признания части произведения самостоятельным объектом авторских прав была закреплена еще в п. 3 ст. 6 действовавшего ранее Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее ЗоАП). Однако, это могло иметь место лишь при наличии двух условий, во-первых, часть произведения должна быть «результатом творческой деятельности», во-вторых, «может использоваться самостоятельно». Такая законодательная формулировка, по сути, привела к различию правового режима произведения в целом, и отдельной его части, поскольку критерии их правовой охраны не совпадали. Для произведения в целом таковыми являлись творческий характер и объективная форма выражения, а для части произведения, к перечисленному добавлялась еще и «необходимость самостоятельного использования». Буквальное толкование п. 3 ст. 6 ЗоАП в том смысле, что охрана всего произведения в целом и его отдельных частей подчиняется разным критериям, создавало неоправданное противоречие в режиме части произведения и самого произведения в целом, что создавало определенные трудности в правоприменении.

В этом смысле следует признать удачным введение в п. 7 ст. 1259 ГК РФ новой формулировки охраны части произведения, без указания на необходимость ее самостоятельного использования. В современном отечественном авторском праве критерии охраноспособности произведения и его части совпадают.

Итак, согласно п.7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если они по своему характеру:

  • могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора;

  • отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи (выражение в какой-либо объективной форме).

Благодаря первому критерию устанавливаются объективные пределы распространения авторских прав в виде творческого труда автора. Тем самым, как справедливо отмечает А. Клишина: «Законодатель не признает возможности возникновения такой ситуации, когда за использование общеупотребительных слов в устной или письменной речи необходимо будет выплачивать авторское вознаграждение или, что еще более обременительно, испрашивать разрешение на их употребление у авторов, использующих их в названиях своих литературных произведений «.

Второй критерий дифференцирует авторские права на одну и ту же часть произведения в зависимости от формы ее выражения. Например, когда речь идет о персонаже, мы будем иметь разных правообладателей в зависимости от избранной формы выражения. Поэтому и персонажи могут быть различными: литературными, изобразительными, музыкальными, звуковыми и т. д.

В теории российского авторского права выработаны различные точки зрения относительно понятия «части произведения». По мнению Э.П. Гаврилова: «Под частью произведения понимается как механически выделенная из него часть (фрагмент картины, отрывок кинофильма, строфа стихотворения, заглавие произведения и т.п.), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица (адаптация главы из книги и т.п.)» . В.Э. Фридман в своей монографии предлагает такое определение части произведения: «Часть произведения, охраняемая авторским правом – это элемент внутренней или внешней формы произведения, при условии, что такой элемент обладает оригинальностью и потенциальной возможностью использования независимо от произведения в целом. Частью произведения могут являться, в том числе, название, персонажи, иные элементы внутренней или внешней формы произведения «.

В российской юридической литературе неоднократно отмечалось, что при решении вопроса об охраноспособности части произведения, прежде всего, необходимо понять, какие из элементов произведения в принципе охраняемы или юридически значимы, а какие не охраняемы или юридически безразличны . Структура произведения с точки зрения его юридической охраны, была предложена В.Я. Ионасом. В частности, к юридически безразличным (то есть неохраняемым) элементам он отнес тему, материал произведения, «сюжет как схему событий и действий, о которых повествуется «. К охраняемым элементам автор относит художественную форму, включая систему образов, а также язык литературного произведения. По мнению А.П.Сергеева, развивающего классификацию В.Я. Ионаса, созданные автором образы, в том числе персонажи, относятся к так называемой внутренней форме произведения, в то время как язык произведения относится к внешней форме . Так, язык произведения как юридически значимый и охраняемый его элемент может быть заимствован в ограниченных случаях, например, с целью цитирования с обязательным указанием источника.

Персонаж, представляющий собой элемент формы произведения, является юридически значимой частью произведения и подлежит правовой охране, что особо подчеркивается в п.7 ст.1259 ГК РФ. Стоит отметить, что понятие «персонаж» получило легальное закрепление в сфере авторского права только с введением в действие части четвертой ГК РФ. И только п. 3 ст. 7 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» содержит указание на неправомерность регистрации в качестве товарных знаков персонажей из известных в Российской Федерации произведений без согласия обладателей авторских прав.

Поскольку в законе не раскрыто содержание понятия «персонаж», определение последнего является предметом изысканий ученых в области авторского права. Само слово происходит от латинского «persona» и означает действующее лицо пьесы (спектакля), сценария, романа, кинофильма и других художественных произведений. Законодательство и научная литература в области авторского права в России свидетельствует о том, что охраняется не идея, а ее оригинальное выражение. Из этого следует, что правовая охрана персонажам предоставляется при условии, что они представляют собой не идею произведения, а оригинальное выражение этой идеи. В качестве примера отмечается, что «охраняя уникальные черты Микки Мауса, нельзя распространять монопольные права на все фильмы с участием мышей «.

В своей работе Д. Борисенко приводит следующую классификацию персонажей:

— вымышленные персонажи, в том числе создаваемые артистами (так называемые одушевленные персонажи);

— нечеловеческие анимационные персонажи, в том числе из комиксов или кинофильмов (так называемые неодушевленные персонажи) и

— реальные лица – знаменитости.

Источником для вымышленных персонажей, как отмечается в научной литературе, в основном являются литературные произведения, комиксы, художественные произведения, кинематографические произведения . Так, например, по роману знаменитой писательницы Джейн Остин «Гордость и предубеждение» создано большое количество кинолент. По сей день это произведение остается наиболее экранизируемым из всех ее романов. Первой была черно-белая английская экранизация «Гордости и предубеждения», которая появилась в далеком 1938-м году. Следующая кинокартина по этому же произведению, снятая США, вышла уже через два года. Затем последовали экранизации 1980, 1995 годов, наконец в 2005 году была снята последняя из известных на сегодняшний день экранизаций романа о Элизабет Беннет и мистере Дарси. К настоящему моменту снято десять фильмов по этой книге Джейн Остин, с учетом фильмов по мотивам . И, несмотря на то, что все эти кинематографические произведения были созданы по роману «Гордость и предубеждение», персонажи из этих фильмов не являются частью знаменитого романа, а представляют собой самостоятельные результаты творческого труда артистов и режиссеров. Они являются охраняемой частью разного целого. Однако следует отметить, что сценарий, по которому были сняты указанные фильмы, является производным произведением по отношению к роману, поэтому для его экранизации необходимо получить согласие автора на использование литературного произведения в качестве сценария для аудиовизуального произведения.

«В зависимости от того, о каком произведении науки, литературы или искусства идет речь, мы будем иметь разные персонажи, носящие одинаковое название. Исторический персонаж Наполеон может принадлежать монографическим изысканиям по истории международных отношений, военного дела, бесчисленным романам и полотнам живописцев «.

Следует отметить, что в литературе существует два подхода к определению оригинальности персонажа. Так, например, Д. Филин в своей статье придерживается следующего мнения: «Если речь идет об оригинальном персонаже из литературного произведения, автором персонажа, несомненно, должен признаваться автор исходного литературного произведения. Последующее создание аудиовизуального произведения уже не влияет на определение авторства персонажа – его автором по-прежнему должен признаваться автор исходного литературного произведения «. Представителями второго подхода, в частности А. Клишиной, В. Энтин, Д. Борисенко, критикуется такой узкий подход к определению правообладателя персонажа. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы: «Искусственное введение изначального персонажа, единого для всех видов творческой деятельности, опасно. Это равносильно запрету на творчество «.

Несомненно, следует согласиться со второй точкой зрения. Словесного описания персонажа недостаточно, чтобы претендовать на обладание авторскими правами на его изображения. Наглядным примером этого утверждения является известный российский персонаж Чебурашка. Как утверждают некоторые исследователи, это слово существовало в словаре Ожегова еще задолго до того, как Успенский написал свою сказку, в которой привел литературное описание персонажа: «Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова – круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. Мои родители утверждали, что Чебурашка – это неизвестный науке зверь, который водится в жарких тропических лесах «. Впоследствии Успенский с Качановым написали сценарий по этой книге, а по приведенному выше описанию несколько художников нарисовали таких Чебурашек, в частности, B.C. Алфеевский, Б. П. Степанцев, М.А. Скрипова-Ясинская, и только Л. А. Шварцман придумал изображение всеми узнаваемого персонажа. Во всех приведенных случаях это персонажи, но персонажи различных объектов авторских прав – книги, иллюстрации к книгам, фильма, автор каждого из них имеет самостоятельные авторские права на конкретное изображение или описание персонажа.

Если в персонаже как в образе, созданном автором, мы можем увидеть результат его творческого труда, то разглядеть творческий труд, выразившийся в сочетании двух, трех слов, составляющем название произведения, гораздо труднее. Не вызывает сомнения тот факт, что творческий труд автора, вложенный в созданные им персонажи, в их взаимоотношения (сюжет), неравнозначен творческому труду, приложенному для сочинения названия произведения. Можно даже говорить о том, что название всегда обусловлено темой, сюжетом произведения, и образами, в которых они воплощаются. Однако, с точки зрения авторского права, название произведения, точно также как и персонаж является частью произведения, на которую распространяются авторские права. И критерии их охраноспособности остаются неизменными. Основная специфика охраны названия произведения состоит в возможности признания его самостоятельным результатом творческого труда автора. Можно ли говорить о творческом характере таких названий, как «Обломов», «Капитанская дочка», «Вишневый сад» или «Война и мир»?

Не случайно в данном перечне приведены одни из известнейших произведений знаменитых российских писателей. В нашем сознании все эти названия неразрывно связаны с произведением, которое они именуют, с комплексом образов и персонажей, которые такое произведение составляют, и конечно же с личностью самого автора. А.В. Рахмилович даже говорит об особом «праве на имя» произведения: «Обусловливая защиту названия произведения его способностью к «самостоятельному» использованию, Закон тем самым создает «право на имя» произведения. Субъектом данного права является тот, в чьих интересах Закон охраняет это название, – автор произведения .»

М.М. Агарков утверждает: «Охрана имени должна иметь место лишь постольку, поскольку оно является средством индивидуализации. Воспрещение всякому и каждому пользоваться тем же именем, даже в том случае, если этим не наносится никакого ущерба его законному носителю и не представляется никакой опасности смешения в глазах общества различных индивидуальностей, являлось бы ничем не оправдываемым ограничением свободы личности «. Эти положения полностью применимы к охране названия произведения. Название только тогда может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора, когда его связь с произведением очевидна, не вызывает сомнений у окружающих, и применения такого названия для обозначения им другого произведения несомненно ввела бы читательскую или какую-либо иную аудиторию в заблуждение. Таким образом, «условием возникновения авторского права на название произведения является не просто обнародование произведения, но значительно большее – приобретение этим произведением широкой известности под своим названием «.

Итак, гражданское законодательство, устанавливая правовую охрану весьма востребованных в настоящее время отдельных частей произведения, таких как название и персонаж, обеспечивает еще более обширную защиту прав авторов от незаконного использования результатов их творческой деятельности, тем самым создавая предпосылки для вовлечения в гражданский оборот всех охраняемых частей произведения отдельно от него самого.

Литература:

  1. Агарков М.М. Право на имя. В сб. статей по гражданскому и торговому праву памяти профессора Габриеля Феликсовича Шершеневича. М., 1915.

  2. Борисенко Д. Персонаж как законодательно признанная часть произведения, на которую распространяется авторское право// Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права – № 2, 2011.

  3. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). – М.: Экзамен, 2009.

  4. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Судебная практика. М.: Экзамен, 2003.

  5. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юридическая литература, 1963.

  6. Кравец Л. Знаменитости и предприниматели: общность и столкновение интересов // Интеллектуальная собственность. – № 2, 2000.

  7. Рахмилович А.В. Название произведения как объект авторского права//Журнал российского права, N 11, ноябрь 2002 г.

  8. Cергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2004.

  9. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. – М.: Дет. лит., 1966.

  10. Филин Д. Имя, образ, внешний вид: персонаж как новый объект авторского права // ИС. Авторское право и смежные права. – № 6, 2007.

  11. Фридман В.Э. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в России и США: Автореф. на соиск. ученой степ. канд. юрид. наук. М., 2005.

  12. Энтин В., Клишина А. Персонаж как охраняемая часть произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – № 5, 2008.

Что охраняется авторским правом?

Эта колонка на «kadis.ru» будет посвящена авторскому праву, а также «интеллектуальной собственности» вообще: базам данных, товарным знакам, изобретениям, и прочим вещам, описанным в четвертой части Гражданского кодекса. Эта часть, или, как ее называют, «ГК4Ч» – наиболее «молодая» из всего Кодекса. Однако, те же самые отношения регулировались и до этого несколькими разными законами. Принципиально с принятием ГК4Ч это регулирование изменилось очень мало. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ А начнем мы с разбора вопроса о том, что же охраняется авторским правом, а что – нет. Несмотря на кажущуюся легкость, он порождает большое количество заблуждений, и некоторым из них подвержены даже юристы. Согласно первому пункту статьи 1259 Гражданского кодекса, объектами авторских прав являются:

  • «литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения».

Как мы видим, этот перечень – не исчерпывающий, то есть, возможно существование и других их видов. Вновь появившееся произведение, прямо не предусмотренное ГК, должно соответствовать другим пунктам статьи 1259, чтобы быть причисленным к объектам авторских прав. Кроме этого, согласно седьмому пункту той же статьи, охрана может предоставляться и частям произведений: 7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи. Пункт 3, в свою очередь, требует, чтобы произведение объективно существовало: 3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Нельзя получить охрану «неизвестно на что»: до тех пор, пока произведение не создано, его «идея» не может охраняться авторским правом. Периодически делаются попытки защитить копирайтом «идеи», «образы», «форматы телепередач», и прочие эфемерные сущности, не все из которых могут охраняться. Однако, их можно попробовать запатентовать, распространить на них режим коммерческой тайны или охранять как другой вид «интеллектуальной собственности» – главное правильно определить, что в «идее» можно рассматривать как охраняемые части. Но перед тем, как попытаться заняться чем-то подобным, стоит внимательно перечитать ту же 1259 статью: в ней (п. 6) говорится и о том, что не подлежит охране: «6. Не являются объектами авторских прав: 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)». Отечественными судами неоднократно выносились решения, которыми отказывалось в охране гербам и информационным сообщениям. Что же касается официальных документов и народного творчества, то предметом судебных споров они становятся крайне редко. Определения официальных документов в законе не дано. На практике под ними понимается любой документ, составленный каким-либо государственным учреждением при исполнении своих функций. Видимо, по аналогии с такими документами иногда ошибочно считается, что копирайтом не охраняются и обычные договоры, составленные самыми обычными юристами. Разумеется, это не так: даже если документ и подается официально в суд, «официальным» это его не делает. Что касается «информационных сообщений», то сейчас крупнейшими информагенствами развернута кампания, направленная на то, чтобы все-таки их «закопирайтить». Для этого предлагается принять изменения в Гражданский кодекс, внеся в перечень «объектов гражданских прав» информацию. Она уже была в этом перечне, но пропала из него после вступления в силу четвертой части ГК. Кроме этого, инициаторами поправок планируется ввести для информационных сообщений особый правовой режим, с правом предоставления их по «лицензионному договору», в общем, приблизить их к обычным произведениям, охраняемым авторским правом . Хотя целесообразность таких изменений – под большим сомнением. Кроме этого, пятый пункт статьи выводит из-под охраны идеи, концепции и прочие фундаментальные понятия: 5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Возможность «застолбить» за кем-то одним «права на идею» была бы просто губительной для культуры. К тому же, авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание. Поэтому создать на основе одной и той же идеи какие угодно произведения никому не возбраняется. Во втором пункте 1259 статьи к объектам авторских прав причисляются также: «1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда». «Производными произведениями» называются работы, в которых было использовано в той или иной форме другое произведение. Слова «в той или иной форме» – в данном случае не просто фигура речи: под «переработку» попадают именно такие случаи, когда используется «форма произведения». А вот если используется содержание – это не переработка, и авторских прав такие действия не нарушают. Однако, вопрос о том, где же пролегает граница между «формой» и «содержанием», должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. Существует мнение о том, что при переработке текста достаточно переписать в нем тридцать процентов для того, чтобы получить «новый текст». Никаких оснований в законе эта точка зрения не имеет. Откуда она появилась, трудно сказать – возможно, это «калька» с какого-нибудь зарубежного правового обычая. От переработки следует отличать так называемое «нарушение права на неприкосновенность произведения». Право это закреплено в статье 1266 ГК: 1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). … 2. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти. Представляют ли собой действия переработку произведения, или это просто «нарушение неприкосновенности» – также определяется индивидуально в каждом конкретном случае. По мнению высших судов, высказанному в одном из недавних постановлений, посвященных четвертой части ГК, основным критерием, по которому переработка отделяется от нарушения права на неприкосновенность, является то, создается ли при изменениях новое произведение. А основным критерием, которому должно удовлетворять произведение для того, чтобы попасть под охрану авторским правом, является его творческий характер. Это закреплено в статье 1257 ГК. И здесь мы подходим к одному из самых важных вопросов авторского права, вопросу творчества. Под «творческой» традиционно понимается деятельность, порождающая нечто, качественно новое, оригинальное. Если два разных человека выполняют одну и ту же работу, предполагающую творчество, то получат они, скорее всего, разные результаты. Это – один из косвенных критериев, позволяющих судить о творческом характере. Первая часть 1259 статьи устанавливает, что объекты авторских прав охраняются «независимо от достоинств и назначения произведения». То есть, что творческий характер произведения предполагается, пока не доказано обратное. Еще одно широко распространенное неверное мнение – будто бы копирайтом охраняются только те произведения, которые зарегистрированы. Это не так: в законе говорится о регистрации только программ для ЭВМ, причем регистрация эта не имеет обязательного характера. Это отдельно отмечено в той же статье 1259: 4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Однако, благодаря широкому распространению представлений о «необходимости регистрации», многие организации предоставляют такую услугу, не бесплатно, естественно. Ее полезность – под большим сомнением: все, что подтверждает факт такой регистрации – то, что у зарегистрировавшего на ее момент был экземпляр произведения. Авторства она не подтверждает и подтвердить не может. А наиболее действенным способом подтвердить свое авторское право является обычная публикация произведения под своим именем. Еще одна из необязательных «формальностей» – это знак охраны авторского права, всем известная буква «с», обведенная окружностью. Ее отсутствие не означает, что произведение не охраняется, а использование ее – право, а не обязанность автора.

  • Понятие произведения
  • Качество произведения
  • Форма выражения произведения
  • Произведения, охраняемые авторским правом
  • Произведения, не охраняемые авторским правом
  • Охрана идей
  • Охрана официальных документов
  • Охрана произведений народного творчества
  • Охрана названий и иных частей произведений
  • Охрана персонажей
  • Соотношение прав на произведение и прав на товарный знак
  • ОХРАНЯЕМЫЕ И НЕОХРАНЯЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    Понятие произведения

    В законодательстве понятие «произведение» не определяется, указывается лишь, что авторское право распространяется на произведения, являющиеся результатами творческой деятельности (ст. 6 Закона об авторском праве).

    Предполагается, что любое произведение – это результат творческой деятельности, однако понятие творческой деятельности также является неоднозначным. Обычно поясняется, что имеется в виду не всякая творческая деятельность, а которая приводит к возникновению произведения. Таким образом, круг замыкается: произведение определяется как результат творческой деятельности, a творческая деятельность – как деятельность, приводящая к созданию произведения.

    Иногда отмечается, что в качестве произведений должны рассматриваться только оригинальные результаты творческой деятельности, но при этом не исключается возможность самостоятельного и независимого создания разными авторами одинаковых произведений. Разумеется, для книг и иных больших произведений такое совпадение невозможно.

    Проблема состоит в том, что в качестве произведения может рассматриваться любая его часть, представляющая результат творческой деятельности, вплоть до отдельных предложений, фраз, названий и даже отдельных оригинальных слов. Бывает очень трудно определить ту грань, за которой часть произведения перестает признаваться произведением.

    На практике большое значение имеет судебное усмотрение, которое пока не выработало каких-либо единых подходов. Интересно отметить, что складывающаяся судебная практика все же идет по пути признания авторских прав не только на отдельные создаваемые авторами слова, но и на названия персонажей, особенно если они стали широко известными в России и ассоциируются именно с произведениями данного автора.

    Охрана должна предоставляться независимо от назначения и достоинства произведения. Для получения охраны произведение должно быть выражено в объективной форме (устной, письменной и т. д.).

    В Законе специально указаны также произведения, не охраняемые авторским правом (законы, судебные решения и т. д.).

    Качество произведения

    Закон не предусматривает какой-либо зависимости между предоставлением охраны произведению и его «качеством». Авторское право распространяется на любые произведения, независимо от их назначения и достоинства.

    Автора, написавшего безнравственное или клеветническое произведение, можно критиковать, не публиковать, преследовать в гражданском или уголовном порядке, однако авторское право на его произведение все равно признается. С точки зрения авторского права произведениями могут быть признаны даже протоколы допросов, если их содержание в достаточной степени оригинально, творчески самостоятельно.

    Форма выражения произведения

    Для предоставления охраны произведение должно быть выражено в объективной форме. Это вовсе не означает, что оно обязательно должно быть закреплено на каком-либо долговечном материальном носителе.

    Объективной формой признается не только письменная форма, звукозапись, видеозапись, рисунок или фотография, но даже устная форма – произнесение произведения в присутствии публики. Исполнение на музыкальном инструменте произведения также будет считаться его выражением в объективной форме.

    Формально охрана не зависит от способа выражения произведения, хотя, разумеется, обеспечить защиту авторских прав для устных произведений может оказаться весьма затруднительно.

    Произведения, охраняемые авторским правом

    В ст. 7 Закона об авторском праве перечислены виды охраняемых авторским правом произведений, однако их перечень является незамкнутым (неисчерпывающим) и служит только для примерной классификации встречающихся на практике произведений. Вопрос о целесообразности закрепления подобного перечня в законе является дискуссионным.

    Следует также упомянуть, что в Законе часто используется выражение «произведения науки, литературы и искусства» – в тех случаях, когда речь идет о любых возможных произведениях. Деление на «произведения науки», «произведения литературы» и «произведения искусства» реального практического значения не имеет.

    Иллюстрации к положенной на музыку сказке о Золушке. Рисунок Шарля Франсуа Добиньи. 1843

    Произведения, не охраняемые авторским правом

    Некоторые результаты творческой деятельности не охраняются авторским правом, на что специально указывается в Законе.

    Во-первых, это относится к таким достижениям, как идеи, открытия, поскольку считается, что они могут возникать в результате творческой деятельности разных авторов совершенно независимо друг от друга, в отличие от случаев копирования оригинальной формы их выражения. Не охраняются авторским правом также факты, хотя их оригинальное изложение может претендовать на авторско-право-вую охрану.

    Во-вторых, в отношении ряда объектов закон специально оговаривает, что авторское право на них не распространяется, хотя они являются произведениями. К числу таких объектов относятся законы, судебные решения, государственные символы и т. д. Считается, что введение их охраны создало бы препятствия для широкого использования, доступа к ним граждан, нормального функционирования институтов гражданского общества.

    Охрана идей

    В п. 4 ст. 6 Закона специально оговаривается, что «авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты». Теоретически данное положение объясняется тем, что авторское право охраняет форму произведения, а не его содержание. Предполагается, что одну и ту же идею можно выразить в разных формах, и авторское право не должно этому препятствовать. Так, на один и тот же сюжет может быть создано неограниченное количество творчески самостоятельных произведений.

    И все-таки утверждение об охране авторским правом только формы произведения является не совсем верным. Например, для произведений скульптуры и многих других произведений изобразительного искусства содержание по существу неотделимо от формы. Иногда предпочитают говорить о том, что авторское право охраняет «содержание произведения через его форму» или «форму, отражающую определенным образом конкретное содержание».

    Интерес к возможности охраны идей с помощью авторского права часто проявляют научные работники, в том числе в связи с прекращением в России государственной регистрации открытий. На самом деле их чаще интересует не обеспечение охраны идей, а закрепление доказательств первенства, приоритета в их выражении. Для этого желательно иметь такой экземпляр произведения, дату создания которого можно доказать (см.: Доказательства принадлежности авторских прав).

    Охрана официальных документов

    Законы, судебные решения и иные официальные документы исключены из сферы авторско-правовой охраны, что объясняется прежде всего необходимостью обеспечения наиболее свободного доступа к ним для всех заинтересованных граждан. Данное исключение не следует толковать расширительно, под его действие не подпадают официальные документы организаций, и в их отношении формально должны соблюдаться все требования закона об авторском праве.

    Слово имеет подсудимый. Рисунок Оноре Домье. 1835

    Охрана произведений народного творчества

    Охрана произведений народного творчества или выражений фольклора российским Законом об авторском праве не предусмотрена. Обычно это объясняют тем, что у таких произведений отсутствует конкретный автор, что в большинстве случаев не соответствует действительности.

    Утверждения о неизвестности автора произведения или существование у него множества авторов также нельзя использовать в качестве универсального критерия, поскольку и то и другое не делает его неохраняемым.

    Многие широко известные в России произведения ошибочно считаются неохраняемыми из-за недостатка имеющейся информации или в силу привычки к их свободному использованию. Особенности развития российского авторского права таковы, что охрана многих произведений неоднократно продлевалась либо даже восстанавливалась уже по истечении первоначально предоставленного срока действия прав на них. Например, текст известной в России новогодней песенки «В лесу родилась елочка» был написан Р.А. Кудашевой и опубликован в 1903 г. Кудашева умерла в 1964 г., но авторские права на ее произведения будут действовать в России как минимум 70 лет после ее смерти, т. е. до 2034 г. включительно. Кроме того, многие произведения народного творчества (сказки, былины и т. д.) часто используются в «авторском пересказе» Алексея Николаевича Толстого, Эдуарда Николаевича Успенского и других известных российских авторов, у которых возникают собственные авторские права на созданные ими переработки таких произведений.

    Охрана названий и иных частей произведений

    В соответствии с российским Законом авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая сама по себе может рассматриваться в качестве произведения или, как указывается в Законе, является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Так, в качестве произведения будет рассматриваться как пьеса или книга в целом, так и любой авторский афоризм из нее. Однако в отношении отдельных слов или словосочетаний подобная определенность отсутствует, что затрудняет, в частности, охрану названий произведений.

    Формально название произведения считается одной из его частей и на него должны распространяться все положения, связанные с обеспечением их охраны. Так, чтобы название произведения охранялось авторским правом, оно само должно быть произведением, понятие которого также однозначно не определено в Законе.

    В условиях отсутствия четких критериев судебные решения оказываются совершенно непредсказуемыми. Нередко судьи учитывают степень известности названия произведения, особенности создания произведения и его названия или даже уровень оригинальности, хотя российским законодательством не предусматривается ни один из этих подходов.

    Охрана персонажей

    В настоящее время в России сложилась довольно парадоксальная ситуация.

    Закон об авторском праве не упоминает о персонажах, зато об охране авторских прав на них говорится в российском законодательстве о товарных знаках (в Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).

    В российской деловой практике самое широкое распространение получили приобретение и передача именно авторских прав на персонажи, однако в ряде случаев их охрана может быть надежно обеспечена только при условии регистрации в качестве товарных знаков их названий и (или) изображений. Для осуществления такой регистрации требуется получение согласия от авторов персонажей, в противном случае регистрация товарного знака может быть признана недействительной.

    Как свидетельствует весьма немногочисленная судебная практика, решения по делам, связанным с использованием персонажей, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды пытаются путем расширительных толкований закона обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия развитых законодательных положений о недобросовестной конкуренции или авторско-правовой охране персонажей.

    Оформление приобретения у российских авторов прав на использование на территории Российской Федерации их персонажей либо их названий, образов, внешнего вида является очень непростой задачей. Наиболее надежным в настоящее время представляется заключение одновременно двух договоров:

    1) о предоставлении авторских прав;

    2) предоставлении прав на товарный знак (лицензионного соглашения или договора об уступке товарного знака), который подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по патентам и товарным знакам.

    Следует отметить, что в России в настоящее время под персонажем чаще всего понимают наименование, образ или внешний вид вымышленного героя литературного или аудиовизуального произведения, в то время как за рубежом к числу персонажей иногда относят не только вымышленных героев, но и актеров, исполняющих те или иные роли, а также известных спортсменов, моделей и т. д., в результате чего права на персонаж в таком широком понимании тесно связаны с правами артистов-исполнителей, а также правами граждан на использование их изображений.

    Соотношение прав на произведение и прав на товарный знак

    Согласно российскому законодательству о товарных знаках регистрация в качестве товарного знака произведения, фрагмента произведения, цитаты или персонажа из них является незаконной, если она осуществляется без согласия «обладателя авторского права или его правопреемника» (ст. 7 Закона Российской Федерации «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»). Таким образом, законодательство о товарных знаках отдает приоритет авторским правам перед правами на товарный знак, регистрация которого всегда может быть оспорена обладателями авторских прав, не дававшими согласие на ее осуществление.

    Персонаж и название произведения как объекты авторского права (Шостак И.)

    В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ , объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Произведения, отвечающие обязательным признакам, а также авторские права создателей (правообладателей) охраняются на территории Российской Федерации. В п. 7 указанной статьи говорится, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 рассматриваемой статьи.
    Таким образом, можно выделить общие требования охраноспособности (п. 3 ст. 1259 ГК РФ) к названию и персонажу (они предъявляются ко всем произведениям — объектам авторского права). Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Кроме того, в п. 7 ст. 1259 ГК РФ, как мы видим, особо указывается и на то, что часть произведения, название и персонаж охраняются при условии, что они могут быть признаны самостоятельными результатами творческого труда автора.
    Отсюда вытекает вопрос: по каким критериям необходимо определять, является ли название произведения или персонаж самостоятельным результатом творческого труда автора? Любое охраняемое авторским правом произведение должно являться творческим результатом. Это требование законодателя, необходимое условие охраны, притом что такие понятия, как «творческий результат», «творческая деятельность», «творчество» законодателем не раскрываются.
    Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. «Творчество — деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» . Творчеством признают «созидающую новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания деятельность» . Творчеством называют «всякое внесение нового, в частности, создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии» .
    Первым среди отечественных юристов определение творчества дал В.Я. Ионас. Он представлял творчество как «продуктивное мышление», то есть воспроизводство «неготовых» мыслей без применения правил логики . На основании приведенного определения было предложено, соответственно, различать: 1) «произведения творческие», являющиеся результатом продуктивного мышления; 2) «произведения нетворческие», создаваемые путем воспроизведения готовых мыслей по правилам логики. Поскольку воспроизводство автором «неготовых», то есть не существующих прежде мыслей, всегда предполагает неизвестность полученного результата, В.Я. Ионасом было введено понятие «новизны» творчества. Кроме того, по мысли исследователя, необходимо различать субъективную и объективную новизну.
    Суть этих двух понятий, используемых юристами до сих пор, состоит в субъективном (авторском) и объективном (третьих лиц) отношении к результатам творчества. В первом случае подразумевается неизвестность будущего результата для самого автора, во втором — не только для автора, но и для остальных лиц .
    М.В. Лабзин отмечает, что оригинальность есть следствие творчества, а не характеристика уровня новизны объекта .
    Таким образом, можно с определенной долей условности раскрывать понятие творческого результата через новизну и оригинальность. Новизны самой по себе, естественно, недостаточно, это признак обязательный практически для всех результатов интеллектуальной деятельности, но новизна как необходимое условие не отражает сути объекта. Оригинальность же (в совокупности с новизной) означает, что объект создан с помощью интеллектуальной деятельности, «придумывания», реализации нового замысла, идей в какую-то объективную форму восприятия.
    Таким образом, если название произведения, его часть, персонаж являются творческим результатом, то такие объекты охраняются авторским правом.
    В рамках разграничения оригинальных, «творческих» произведений и «нетворческих», необходимо учитывать, что нельзя отождествлять неоригинальные названия и части произведения с повторами. Так, адвокат А.М. Золотарев считает, что положения работ В.Я. Ионаса не могут быть применены на практике безоговорочно. К примеру, в литературе существует проблема так называемых «творческих повторов». Близкий друг С. Есенина, поэт-имажинист Анатолий Мариенгоф вспоминал: «Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего», — написал Маяковский. Понятия не имея об этой великолепной, образной строчке, Вадим Шершеневич, обладающий еще более бархатным голосом, несколько позже напечатал: «Я сошью себе полосатые штаны из бархата голоса моего». Такие катастрофические совпадения в литературе не редкость. Но попробуй уговори кого-нибудь, что это всего-навсего проклятая игра случая .
    А.П. Сергеев так характеризует такое «параллельное творчество». Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре .
    Однако, учитывая, что Гражданский кодекс четко не отвечает на вопрос об охране двух одинаковых произведений, созданных авторами независимо друг от друга, то и толкование такой правовой ситуации может быть разное. В частности, аргументы в пользу того, что произведения, созданные параллельно, не охраняются, указаны выше. Основной довод у сторонников такой позиции — не может быть оригинальным (творческим) произведение, если его могут создать одинаковым несколько авторов.
    Представляется, что такой вывод чересчур упрощен, не подкреплен логическими и правовыми доводами. В литературе и практике можно встретить и иное мнение. Представим ситуацию, когда двум профессионалам-чертежникам дают задание начертить весьма сложную фигуру. И они выполняют свою работу безупречно настолько, что их чертежи, не принимая во внимание заметные только криминалисту отличия, оказываются одинаковыми, неразличимыми. Сторонники концепции неповторимости должны будут признать, что ни один из этих чертежей не охраняется авторским правом. С этим выводом примириться тяжело. Иными словами, если два одинаковых объекта созданы разными лицами независимо друг от друга и тем не менее работа по их созданию все-таки являлась творчеством, то оба эти объекта следует считать оригинальными. В этом случае мы должны лишь усомниться в том, что работа на самом деле была творческой, но полностью отрицать априори это не можем .
    Таким образом, произведение, его часть, или персонаж, или название произведения будут охраняться авторским правом, если отвечают всем необходимым критериям охраноспособности, ведь Гражданский кодекс не ставит охрану произведения в зависимость от того, может ли другой автор создать аналогичное произведение или нет. То есть, если параллельно созданные идентичные произведения или части не являются творческим результатом (оригинальным, новым), то они не будут охраняться авторским правом по той причине, что не обладают всеми необходимыми признаками объекта авторского права.
    Вернемся к формулировке, указанной в п. 7 ст. 1259 ГК РФ. Речь идет о том, что персонаж или название будут подлежать охране в случае, если они имеют самостоятельное значение, могут быть признаны самостоятельными результатами творческого труда автора.
    Решение вопроса об охране персонажа авторским правом является очень важным, в первую очередь, для судебной практики. И речь может идти о размере компенсации. В частности, если неправомерно использовались сразу несколько персонажей произведения, является ли использование каждого персонажа отдельным самостоятельным нарушением?
    Как отмечает А. Довголюк, можно обнаружить противоречие в позициях Суда по интеллектуальным правам и Верховного Суда РФ по данному вопросу . Вот позиция Суда по интеллектуальным правам: «При определенных установленных законом условиях персонаж произведения может быть признан объектом авторского права. Вместе с тем незаконное использование части произведения (персонажа), даже являющейся самостоятельным объектом гражданского оборота, означает нарушение исключительного права на само аудиовизуальное произведение, поскольку использование части произведения — это фактически способ использования этого произведения. Поэтому незаконное использование нескольких частей (персонажей) одного произведения составляет одно нарушение исключительного права на само произведение» . Речь шла о рассмотрении дела о размещении на изображении нескольких персонажей мультсериала «Маша и медведь». Таким образом, СИП полагает, что незаконное изображение на товаре каждого персонажа является самостоятельным нарушением исключительных прав на произведение.
    Позиция же Верховного Суда иная. Решение СИП было отменено по следующим мотивам: «По мнению Судебной коллегии, указанный выше Судом по интеллектуальным правам вывод не учитывает положения пункта 7 статьи 1259 Гражданского кодекса, признанных обеспечить правовую охрану части произведения, его названию, персонажу произведения, наряду с охраной самого произведения и независимо от всего произведения в целом» .
    Если правообладателю не удается доказать (или он особо и не пытается), что его персонажи являются самостоятельными объектами авторских прав, то использование любого количества персонажей ответчиком квалифицируется как использование одного «главного» произведения .
    Таким образом, для четкой квалификации нарушений исключительного права на произведения и для правильного исчисления компенсаций за нарушения необходимо правильно и возможно буквально толковать п. 7 ст. 1259 ГК РФ. То есть, если объект авторского права (персонаж, название, часть произведения) признается самостоятельным объектом охраны, то незаконное использование каждого такого объекта (например, персонажа) будет являться самостоятельным нарушением.
    Верховный Суд развил свою позицию в п. 9 и 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 года: «Незаконное использование части произведения, названия произведения, персонажа произведения является нарушением исключительного права на произведение в целом, если не доказано, что часть произведения является самостоятельным объектом охраны… Истец, обращающийся в суд за защитой прав на персонаж как на часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности» .
    Если же правообладатель обоснует, что каждый использованный персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, то правообладатель смело может заявлять о нескольких самостоятельных нарушениях и взыскивать компенсацию за каждое такое нарушение.
    И.А. Зенин также отмечает, что для авторско-правовой охраны персонажей, частей произведения необходимо непременное признание их самостоятельными результатами творческого труда автора. То есть указанные элементы произведения, как и произведение в целом, должны быть плодом самостоятельного интеллектуального труда, а не плагиата и выражаться в какой-либо объективной форме .
    С вопросом об охране персонажа произведения тесно связана тематика охраны названия произведения. И.А. Близнец, в частности, пишет, что на практике возникало множество споров, связанных с охраной таких частей произведений, как название, наименования персонажей и т.д. Именно их несанкционированное использование зачастую позволяло недобросовестным лицам воспользоваться успехом, выпавшим на долю произведения или персонажа, без согласия его автора. Особенно актуальным данный вопрос становится по мере развития отечественных брендов, в основе которых лежат элементы общеизвестных произведений («Смешарики», «Простоквашино» и т.д.). Как свидетельствует судебная практика, решения по делам, связанным с использованием подобных частей произведений, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды даже до принятия части четвертой ГК РФ пытались путем расширительных толкований обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия положений о недобросовестной конкуренции, защите прав на персонажи и т.д. Например, Ленинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга, рассматривая дело по иску автора сценария мультипликационного фильма «Ну, погоди!», согласился с мнением о том, что название этого фильма «может использоваться самостоятельно и является результатом творческого труда автора» .
    Относительно охраны названия произведения в целом можно сказать, что критерий тот же, что был рассмотрен относительно персонажа. То есть если название произведения можно использовать как самостоятельный объект, то название само по себе подлежит авторско-правовой охране.
    А.В. Рахмилович указывает как раз на то, что одного лишь творческого происхождения названия произведения недостаточно, должна быть у названия способность к самостоятельному использованию .
    Таким образом, название произведения должно быть результатом творческого труда и быть способным к самостоятельному использованию. Однако если рассмотреть примеры названия произведения, то выясняются практические сложности для квалификации их как объектов авторского права, подлежащих охране. Одно дело, если название произведения — это имя персонажа, который подлежит правовой охране. Таких примеров история знает много: «Братья Карамазовы», «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Смешарики», «Пуаро», «Винни-Пух» и многие другие. Тогда, скорее всего, охрана будет осуществляться через персонаж. Что же можно сказать о таких названиях, как «Бедные люди», «Вишневый сад», «Настоящий детектив», «Жизнь насекомых» и т.д. Как квалифицировать эти названия, являются ли они творческими, самостоятельными в использовании? Это часто употребляемые слова или словосочетания. А.В. Рахмилович указывает на то, что у третьих лиц должна возникать ассоциация с конкретной личностью, автором произведения при произнесении названия этого произведения. Вот что он пишет: «Только тогда, когда в сознании публики это название прочно ассоциируется с самим произведением, неотделимо от него и, соответственно, от личности его автора. В этом случае всякое обращение к названию произведения означает и обращение к личности его автора. Эта связь — связь названия с произведением — превращает название почти в такой же элемент личности автора, как и само произведение. Поэтому только название, неразрывно связанное в глазах публики с самим произведением, и только оно может быть названо «результатом творческой деятельности» в том смысле, в каком закон применяет это выражение к самому произведению — в качестве обозначения принадлежащего автору нематериального блага» . С таким мнением стоит согласиться. Более того, представляется, что все необходимые критерии охраны связаны между собой. То есть когда мы слышим название какого-либо произведения (слово, словосочетание) и у нас возникает стойкая ассоциация с самим произведением и с его автором, то можно сказать, что такое название носит творческий характер и может подлежать самостоятельному использованию.
    Подводя итог, следует отметить, что на первый взгляд в законодательстве (четвертой части ГК РФ) не уделено достаточно внимания регламентации авторско-правовой охраны названия произведения и персонажа. Однако представляется, что в этом и есть умысел законодателя. Как мы видим, не все вопросы творческого труда можно подвергнуть однообразному регулированию. А вот судебная практика часто отвечает в конкретных решениях и толкованиях на эти вопросы. Большинство споров разрешаются на основании нормы п. 7 ст. 1259 ГК РФ, в которой и установлены конкретные критерии охраны, которые только развиты и истолкованы учеными и судебной практикой: возможность самостоятельного использования и творческий характер результата авторского труда. И тут мы обнаруживаем парадокс: название произведения и персонажи являются результатами творческого труда и могут быть самостоятельно использованы как раз в том случае, если у всех третьих лиц (читателей, зрителей и т.д.) эти объекты стойко ассоциируются и «связаны» с самим основным произведением и личностью автора.
    ЛИТЕРАТУРА:
    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496.
    2. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 1314.
    3. Современный философский словарь / Под ред. д. филос. н., проф. В.Е. Кемерова. М., 1996. С. 529.
    4. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс — Энциклопедия». М., 1994. С. 449.
    5. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972. Цит. по: Золотарев А.М. .
    6. Лабзин М.В. Еще раз об оригинальности объекта авторского права. URL: http://rbis.su/article.php?article=236 (дата обращения: 23 ноября 2016 г.).
    7. Золотарев А.М. Творческий характер произведения как признак объекта авторского права. URL: http://www.yurclub.ru/docs/civil/article47.html (дата обращения: 30 ноября 2016 г.).
    8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби», 2003. 752 с.
    9. Лабзин М.В. Оригинальность объекта авторского права. Часть II. URL: http://rbis.su/article.php?article=350 (дата обращения: 1 декабря 2016 г.).
    10. Довголюк А. Кто он, персонаж? Просто часть произведения или самостоятельный объект охраны. URL: https://zakon.ru/blog/2015/10/19/kto_on_personazh_prostaya_chast_proizvedeniya_ili_nezavisimyj_obekt_avtorskix_prav (дата обращения: 15 декабря 2016 г.).
    11. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 8 октября 2014 г. N С01-948/2014 по делу N А50-21004/2013. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
    12. Определение Верховного Суда РФ от 11 июня 2015 г. N 309-ЭС14-7875 по делу N А50-21004/2013. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
    13. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 11.
    14. Зенин И.А. Проблемы российского права интеллектуальной собственности (избранные труды) / И.А. Зенин. М.: Статут, 2015. 525 с.
    15. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2013. 416 с.
    16. Рахмилович А.В. Название произведения как объект авторского права. URL: https://www.lawmix.ru/comm/4562 (дата обращения: 20 декабря 2016 г.).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *