Мегарегулятор ЦБ РФ

Центральный Банк России как мегарегулятор финансового рынка

Мегарегулятор — это орган, регулирующий отношения в определенных сферах деятельности, например финансовой. Финансовый мегарегулятор — орган осуществляющий контроль и регулирование денежно- кредитной системы страны.

В мировой практике регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора и при этом нельзя сказать, что доводы в отношении преимуществ той или иной модели являются весомыми. Более того, сама практика регулирования не дает веских доказательств того, что мегарегулятор является лучшей или оптимальной формой надзора за финансовыми институтами. По итогам открытого заседания правительства РФ было принято решение создания финансового регулятора на основе Центрального Банка, путем присоединения к нему ФСФР.

Данная реформа имеет как преимущества, так и недостатки, выяснение которых является очень важным на этапе становления данного проекта. Кроме того, встает вопрос относительно организационной структуры данного органа. Итак, преимущества:

1. Сначала следует сказать об исключении дублирования некоторых функций, до этого выполняемых сразу двумя ведомствами. При нынешней системе распределения полномочий между различными регулирующими органами функции одних органов налагаются на функции других органов, каждый из них хочет контролировать определенную часть рынка, возникает избыточное регулирование.

2. Современной тенденцией стало размытие границ отделяющих банки от профучастников. Считается, что постепенно будут созданы финансовые конгломераты и их будет проще регулировать.

3. Единый, объединенный и независимый орган регулирования не только позволит создать более последовательную и более простую нормативную базу.

4. Мегарегулятор станет органом способным объединить все данные о финансовых организациях, что будет способствовать более эффективному выявлению системных рисков.

5. Мегарегулятор призван сочетать в себе как правоустанавливающую, так и правоприменяющую функции, что делает процесс подготовки и внедрения новых норм более гибким, быстрым и отвечающим интересам рынка.

6. Мегарегулятор может лучше обобщать потоки информации и обеспечить их конфиденциальность, так как оборот информации происходит не между несколькими организациями, а внутри одной организации. В связи с этим уменьшается опасность утечки информации, ее незаконного разглашения.

Недостатки:

1. Слияние ведомств, с некоторой вероятностью может вызвать ослабление регулирования отдельных участков рынка.

2. Создание финансовых конгломератов уменьшит конкуренцию и оттеснит с рынка мелких участников

3. Чрезмерная унификация регулирования финансовых организаций разных видов. Регулирование банковского сектора и рынка ценных бумаг имеет свои особенности, поэтому требует разных подходов регулирования.

4. Не смотря на то, что выявить системные риски будет проще, потребуется немало времени, чтобы научиться их эффективно устранять. Рассеивая внимание на разные объекты регулирования, появляется вероятность упустить что-либо или совершить ошибку.

Поэтому можно говорить о том, что данный проект имеет достаточные основания для его реализации, хотя при имеющихся рисках сложно говорить о необходимости столь дорогостоящей реформы.

Отдельно можно выделить преимущества и недостатки оценивая создание мегарегулятора на базе ЦБ.

Преимущества:

1. Особенностью ЦБ является его самофинансирование, это обеспечит более высокую оплату труда, наличие большего количества ресурсов, а также снизит нагрузку на бюджет.

2. Создание мегарегулятора на базе ЦБ означает, что данная организация будет обладать высокой степенью независимости от органов власти и самих объектов регулирования.

3. Деятельность мегарегулятора легче анализировать.

4. Подписание меморандума IOSCO — Международная организация комиссий по ценным бумагам, вступление в данную организацию будет способствовать сотрудничеству с регуляторами из других стран.

Недостатки:

1. Усиление конфликта интересов в ЦБ РФ, связанного с одновременным осуществлением регулирования и надзора за финансовыми организациями и участием в их капитале.

2. Недостаточное внимание к развитию небанковских отраслей финансового рынка.

Очень важно чтобы мегарегулятором уделялось одинаковое внимание всем аспектам его деятельности: банковский надзор и денежно-кредитная политика, фондовый рынок и страхование. Поэтому предлагается создать комитеты, которые будут равнозначны между собой и разделены по основным функциям, так сейчас существует Комитет банковского надзора.

В таких серьезных процессах очень важно сотрудничать с саморегулируемыми организациями и другими общественными структурами. Это позволит избежать грубых ошибок в глобальных преобразованиях.

15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.

Необходимость создания мегарегулятора. Банк России как мегарегулятор финансового рынка. Функции ЦБ РФ: обеспечение стабильности финансового рынка, эмиссия наличных денег и организация их обращения, организация безналичных расчетов, рефинансирование коммерческих банков, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета.

Единая государственная денежно-кредитная политика. Основные направления денежно-кредитной политики как составной части финансовой политики государства. Организационная основа денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России и их характеристика. Таргетирование инфляции как основная задача денежно-кредитной политики в РФ. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ.

Актуальность создания мегарегулятора обусловлена неразвитой национальной финансовой системой в России, регулирование которой фактически находится в зачаточном состоянии. Неразвитая национальная финансовая система, в частности, также обуславливает и медленное продвижение проекта создания мегарегулятора. Собственно, сам мегарегулятор – это создаваемый на базе Банка России федеральный орган исполнительной власти, в задачи которого должно входить осуществление надзора и регулирования национальных финансовых рынков. Кроме того, создание подобного ведомства продиктовано также необходимостью качественного реформирования механизма ценообразования ценных бумаг, увеличения ликвидности на финансовых рынках (в том числе и на фондовом рынке), формирования рыночных процентных ставок (в том числе и по различным видам кредитов) и в целом общего формирования рыночных условий существования национальной финансовой системы и финансовых рынков.

Федеральным Законом РФ от 23 июля 2013г. N251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» под сферу контроля мегарегулятора попали:

  • Кредитные организации

  • Некредитные финансовые организации (в том числе страховые, клиринговые, микрофинансовые организации, НПФ, ПИФ и др.)

  • Также осуществляет регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; деятельности организаторов торговли; деятельности по управлению коллективными инвестициями и др.

  • Профессиональных участников рынка ценных бумаг;

  • Управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

  • Специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

  • Акционерных инвестиционных фондов;

  • Клиринговую деятельность;

  • Деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

  • Деятельность организатора торговли;

  • Деятельность центрального депозитария;

  • Деятельность субъектов страхового дела;

  • Негосударственных пенсионных фондов;

  • Микрофинансовых организаций;

  • Кредитных потребительских кооперативов;

  • жилищных накопительных кооперативов;

  • бюро кредитных историй;

  • актуарную деятельность;

  • рейтинговых агентств;

  • сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

Документ предусматривает создание мегарегулятора с передачей Центробанку (ЦБ) РФ ряда функций, которые ранее выполняла Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). К передаваемым функциям относятся, в частности, контроль за кредитной кооперацией и микрофинансовой деятельностью, деятельностью товарных бирж, биржевых посредников и брокеров, а также надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и иных полномочий. Таким образом, сфера регулирования Банка России расширяется и будет распространяться на все некредитные финансовые организации.

Увеличивается до 5 лет срок полномочий председателя ЦБ РФ и членов совета директоров, которые должны будут быть переизбраны после вступления закона в силу. Снимаются ограничения по срокам предоставления Банком России кредитов банкам.

Банк России наделяется правом законодательной инициативы для внесения в правительство РФ проектов законов и нормативных актов. При этом в Государственную думу такие законодательные инициативы будут вноситься от имени президента либо правительства РФ. Кроме того, ЦБ РФ будет утверждать стандарты бухгалтерского учета, а также иметь полномочия по регистрации выпуска ценных бумаг как в отношении банков, так и в отношении некредитных финансовых организаций.

Функции ЦБ РФ:

  1. Обеспечение стабильности финансового рынка, (об этом сверху написано – типа он мегарегулятор)

  2. Эмиссия наличных денег и организация их обращения, За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

  1. Организация безналичных расчетов, Стабильность финансовой системы непосредственно связана со стабильностью внутренней платежной системы, т. Е. Обусловлена наличием надежного механизма платежей, который позволяет бесперебойно осуществлять межбанковские операции по взаимозачетам и платежам и дает возможность устранять возникшие проблемы (например, неплатежеспособность одного из ее участников, вызывающую цепную реакцию неплатежей и создавшую угрозу для устойчивости всей финансовой системы в целом). В случае неустойчивости и ненадежности платежей системы Центральный банк испытывает серьезные трудности при осуществлении эффективной денежно-кредитной политики, а кризис платежной системы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятия в этой сфере.

  2. Рефинансирование коммерческих банков– предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования — воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные — на 3-4 мес. И краткосрочные — на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты) .

  1. Регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков — это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе. Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

  2. Валютное регулирование и валютный контроль, В целях поддержания объема валютных резервов на приемлемом уровне Центральные банки управляют ими, т. Е. Формируют их оптимальную структуру и осуществляют их рациональное размещение. Центральные банки периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми. Центральный банк практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей.(но не забыть, что теперь плавающий курс с декабря)

  3. Расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы, используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.

Денежно-кредитная политика– совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежно-кредитной сферы экономики.

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — повышение благосостояния населения.

Основные направления денежно-кредитной политики– оформляются каждый год ЦБ РФ на год и 2 плановых периода. Например – поддержание валютного курса, % ставок, уровня инфляции.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя их структуру в общей массе денег в денежном обороте.

2 модели денежно-кредитной политики:

Кредитная рестрикция – кредитное сжатие – политика дорогих денег – в условиях высокого уровня инфляции, количество денег в экономике сокращается

Кредитная экспансия – кредитное расширение (низкая занятость, высокая безработица)

При проведении ДКП ЦБ устанавливает систему целей:

  1. Конечная цель – глобальные макроэкономические цели, являющиеся значимыми для национальной экономики

  2. Промежуточные цели – более конкретные и доступные для реализации (может быть несколько – занятость, безработица)

  3. Инструменты ДКП – конкретные методы, с помощью которых ЦБ достигает конечную и промежуточную цели.

В Фз «О ЦБ» установлены основные инструменты ДКП:

— операции на открытом рынке – купля/продажа гос ценных бумаг на вторичном рынке

— обязательное резервирование – устанавливается с целью ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении

— валютные интервенции – воздействие на валютный рынок путём продажи/закупки крупных партий иностранной валюты

— прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование КО и проведение отдельных банковских операций (ограничения на проведение валютных операций)

— процентные ставки по операциям Банка России

Таргетирование инфляции — Центральный банк будет определенным образом реагировать с целью вернуть инфляцию к заданной целевой траектории или к заданным уровням, чтобы в средне- и долгосрочной перспективе обеспечить стабильность показателя инфляции, при отказе от контроля валютного курса – переход к плавающему валютному курсу. В 2015 году- ориентир – 4,5%.

Направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ. – совершенствование инструментов, разработка долгосрочных направлений и стратегий развития, отслеживание показателей финансовой стабильности.

С 1 сентября 2013 года на Банк России возложены функции мегарегулятора финансовых рынков

Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»

Законом вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестиционных фондах», «О несостоятельности (банкротстве)» и др. Основная часть изменений связана с передачей Банку России функций ФСФР России.

В соответствии с новыми положениями Банк России, в частности:

разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством РФ);

осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в том числе страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, НПФ, ПИФ и др.);

осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства РФ об акционерных обществах и ценных бумагах;

осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного обеспечения.

Национальный банковский совет переименован в Национальный финансовый совет. Члены Национального банковского совета со дня вступления в силу Федерального закона осуществляют свои полномочия в качестве членов Национального финансового совета.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Эссе: Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка: за и против

Тема: Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка: за и против

Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)

Тип: Эссе | Размер: 130.42K | Скачано: 42 | Добавлен 19.01.17 в 15:27 | 0 | Еще Эссе

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Калуга 2016

План

Введение 3

Глава 1. Положительные и отрицательные аспекты создания

мегарегулятора на безе Банка России 4

Глава 2. Проблемы развития деятельности Банка России

как мегарегулятора на финансовом рынке 5

Заключение 6

Список использованных источников 7

Введение

Бурное развитие финансовых рынков в последнее время обусловило необходимость поиска новых подходов к их регулированию. С 1 сентября 2013 г. ФСФР перестала быть юридическим лицом в связи с превращением Центрального Банка РФ в мегарегулятор финансового рынка . Сегодня существует много вопросов, главные из которых: зачем России нужен мегарегулятор и какие последствия возможны после его введения? В работе будут рассмотрены причины принятия решения о создании мегарегулятора, проблемы и вызовы, с которыми может столкнуться экономика России и сам ЦБ.

Рассмотрим понятие мегарегулятора. Ученые по-разному дают определение данному понятию, так как общепринятого определения термина «мегарегулятор» не существует. Одни подразумевают под ним некий орган, контролирующий деятельность всех участников финансового рынка. Другие считают, что допустимо иметь координирующую структуру в виде, например, некоего Совета по финансовой стабильности. Третьи говорят о том, что это может быть реализовано на основе модели банковского надзора «Twin Peaks». Если обобщить, то определение термина «мегарегулятор на финансовом рынке», может звучать примерно так: кросс-секторальная модель регулирования и надзора в финансовом секторе, основанная полной или частичной интеграции надзорных полномочий одном или двух ведомствах .

Сама идея создания мегарегулятора отторжения у большинства специалистов не вызвала. России требуется мегарегулирование на финансовом рынке по многим причинам: помимо политических – концентрации финансовой власти и стремления ускорить решение задачи формирования международного финансового центра, можно назвать несколько весомых экономических аргументов, среди которых главный – наличие высокого уровня системного риска. Сегодня большинство крупнейших по активам российских финансовых организаций входят в состав финансовых холдингов и, таким образом, обеспечивает трансляцию рисков между секторами финансового рынка, формируя и приумножая системный риск. При наличии мегарегулятора будет больше возможностей по выявлению и предотвращению системных рисков за счет наличия полной информации обо всех участниках рынка.

Глава 1. Положительные и отрицательные аспекты создания мегарегулятора на безе Банка России

В данной работе были выявлены плюсы и минусы создания мегарегулятора на базе ЦБ в России.

Среди положительных моментов можно отметить:

– исключение дублирования административно-хозяйственных функций, а, следовательно, и минимизация государственных затрат;

– единый и независимый орган регулирования позволит создать более последовательную и простую нормативную базу;

– возможность лучшего объединения и обобщения потоков информации и обеспечение ее конфиденциальности;

– возможность оперативного мониторинга всей финансовой системы и быстрого и адекватного принятия необходимых решений;

– повышение уровня взаимодействия с другими контролирующими органами в процессе борьбы с финансовыми правонарушениями .

Но, как и в каждой системе, в данной системе мегарегулирования так же существуют очевидные проблемы, с которыми она может столкнуться. Существует возможность подрыва независимости ЦБ, так как выполнение задач интегрированного финансового регулирования объективно усиливает встраивание Банка России в систему исполнительной власти. Кроме того, встает важный вопрос: каким образом будет учитываться специфика надзора на различных сегментах финансового сектора? Эта проблема касается прежде всего микрофинансовых организаций и кредитных потребительский кооперативов, которые сложно регулировать пруденциальными нормами и требованиями. Серьезнейшим риском может стать так называемый конфликт интересов. ЦБ одновременно становится участником рынка, акционером его отдельных участников, регулятором и органом на вора над всеми институтами финансового рынка. Возникает также проблема взаимоотношений ЦБ и саморегулируемых организаций(СРО). В банковском секторе СРО жестко блокируется надзорными органами, которые допускают лишь элементы саморегулирования, а в финансовом секторе в мировой практике СРО имеют весомое значение в сфере микрофинансирования и финансовой инфраструктуре. До последнего времени у ЦБ не было опыта работы с СРО. Эксперты также указывают на вопрос эффективного решения таких задач, как инфляционное таргетирование и обеспечение финансовой стабильности на финансовом секторе одним органом. Вероятнее всего возникнет снижение гибкости надзора за небанковскими финансовыми посредниками их адекватности целям финансового регулирования на этом сегменте рынка.

Глава 2. Проблемы развития деятельности Банка России как мегарегулятора на финансовом рынке

Рассмотрим вызовы, которые встают непосредственно перед ЦБ. Банку России предоставляется самостоятельное внесение Законопроектов в правительство и президенту. Таким образом, правительство практически устранилось от выработки политики в области регулирования финансовых рынков. Мегарегулятор будет вынужден сам представлять и отстаивать множество законопроектов от пенсионной реформы до граждан ого законодательства. ЦБ также придется взять на себя построение международного финансового центра, идея о создании которого так часто обсуждались ранее. Также главному банку страны придется унифицировать регламентирование различных сегментов финансового рынка. Кроме всего прочего. мегарегулятор должен будет отвечать за инвестиционный климат. ЦБ придется решать конфликт интересов разных ветвей надзора, например, между развитием банковского рынка и поддержкой сектора микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов.

Проанализировав приведенные выше данные можно говорить о том, что данный проект имеет достаточные основания для его реализации. На наш взгляд, мегарегулятором должен быть независимый специализированный орган, действующий как лицо публичного права, совмещающий функции регулирования и надзора на всех секторах финансового рынка и лишенный внутренних конфликтов интересов, связанных с осуществлением иных функций.

Подводя итог своей работе, хотелось бы еще раз отметить, создание мегарегулятора финансового рынка России в лице ЦБ имеет свои положительные и отрицательные стороны. Во избежание возможных рисков, для начала в России нужно было создать предпосылки для внедрения мегарегулирования, а лишь затем ставить вопрос о регуляторе. Очевидно, преобразования должны осуществляться с учетом мирового опыта и мнения широкого круга экспертов. На сегодняшний момент остро стоит проблема создания условий для успешного превращения ЦБ РФ в мегарегулятор, а также его эффективного функционирования в новом качестве. Безусловно, данная проблема требует комплексного решения от государства.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 23.07.2013 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».
  2. Адамбекова А.А ЦБ как регулятор финансового рынка // Деньги и кредит, 2012, №10. С. 68-71.
  3. Барышева Г.А, Борисова Л.М. Экономика России в XXI веке: сборник научных трудов X Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы модернизации экономики России». Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. − 422 с.
  4. Ильина Т.Г. Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка в России // Проблемы учета и финансов, 2013, №2. С21-27.
  5. Информационный портал Bankir.ru –режим доступа – URL: http://bankir.ru (Дата обращения: 23.12.2016).

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0 Размер: 130.42K Скачано: 42 19.01.17 в 15:27Julia25j

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

>Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Банк России — мегарегулятор финансового рынка

В Российской Федерации с 2013 г. на базе Банка России функционирует финансовый мегарегулятор.

Обратите внимание!

Глобализация финансового рынка и увеличение ассортимента финансовых

услуг предопределяют целесообразность мегарегулирования.

Банк России разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования российского финансового рынка во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

Банк России регулирует кредитно-денежный и валютный рынки, воздействуя на основных их участников — кредитные организации. Также Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) в сфере их деятельности.

Некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • 1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • 2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
  • 3) специализированных депозитариев инвестиционных фондов, ПИФов и НПФ;
  • 4) акционерных инвестиционных фондов;
  • 5) клиринговую деятельность;
  • 6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
  • 7) деятельность организатора торговли;
  • 8) деятельность центрального депозитария;
  • 9) деятельность субъектов страхового дела;
  • 10) негосударственных пенсионных фондов;
  • 11) микрофинансовых организаций;
  • 12) кредитных потребительских кооперативов;
  • 13) жилищных накопительных кооперативов;
  • 14) бюро кредитных историй;
  • 15) актуарную деятельность;
  • 16) рейтинговых агентств;
  • 17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
  • 18) ломбардов.

Кроме того, Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Однако проведение политики в области государственных ценных бумаг является компетенцией Министерства финансов Российской Федерации. Полномочия Банка России не распространяются на процедуру эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных ценных бумаг, их регистрирует Министерство финансов РФ.

Банк России осуществляет мониторинг состояния финансового рынка РФ, в том числе с целью выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности, и разрабатывает меры для снижения этих угроз.

Один раз в три года Банк России представляет в Государственную Думу Российской Федерации проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ. Этот проект предварительно представляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Банк России осуществляет международные связи, взаимодействует с органами власти иностранных государств и международными организациями в сфере регулирования финансового рынка.

В процессе государственного регулирования используются как экономические (косвенные) методы и инструменты, гак и административные (прямые) методы воздействия на участников финансового рынка (рис. 2.1). Указанные инструменты предназначены для поддержания заданных параметров и предотвращения неблагоприятных явлений на финансовом рынке.

Нормативное регулирование означает установление обязательных требований и стандартов деятельности эмитентов и профессиональных участников финансового рынка, правил проведения банковских операций, обязательных резервных требований и прямых количественных ограничений Банка России и т.п.

Обратите внимание!

Административное регулирование финансового рынка основано на юридических и общественных нормах.

Разрешительная деятельность заключается в лицензировании профессиональных участников финансового рынка, а также аттестации специалистов финансового рынка.

Регистрационная деятельность предполагает регистрацию участников финансового рынка (кредитных организаций, НПФ и др.) и документов, которые регламентируют их деятельность (выпусков и проспектов ценных бумаг, правил доверительного управления и т.п.).

Рис. 2.1. Основные методы государственного регулирования финансового рынка в России

Коитрольно-иадзорная деятельность — контроль за соблюдением условий, обязательств, стандартов участниками финансового рынка; корпоративных отношений в акционерных обществах; требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; банковский надзор.

Контроль на финансовом рынке призван выявлять нарушения, детерминировать отклонения от нормы и создавать условия для достижения поставленных целей. Одним из основных методов контроля за участниками финансового рынка является надзор.

Однако, осуществляя административное регулирование, государство не должно воздействовать на уровень цен (размер комиссионного вознаграждения, цен размещения ценных бумаг) и количество участников финансового рынка.

Обратите внимание!

Экономическое регулирование финансового рынка основано на использовании в качестве рычагов воздействия рыночных инструментов.

Так, бюджетное регулирование проявляется в воздействии на показатели финансового рынка путем формирования государственных доходов и направлений государственных расходов, а управление государственной собственностью заключается в осуществлении операций с акциями, находящимися в государственной собственности, в формировании государственных резервных фондов и т.п.

На практике указанные способы регулирования дополняют друг друга. Имеются особенности в регулировании отдельных сегментов финансового рынка, но в связи с его глобализацией общей тенденцией является унификация норм и правил регулирования.

Результаты воздействия на финансовый рынок — в виде каких-либо изменений на финансовом рынке — будут иметь место лишь при изменении поведения его участников. Поэтому субъекты финансового рынка выступают в качестве объектов регулирующего воздействия, к ним относятся эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвесторы, страховые организации, кредитные организации, НПФ, организаторы торгов и др. Регуляторы воздействуют на участников финансового рынка, их инструменты и совершаемые с ними операции.

При регулировании финансового рынка государство дифференцирует воздействие на разные группы участников исходя из их позиции на рынке. Позиция участника финансового рынка определяется тем, с какой целью и насколько регулярно он использует финансовые инструменты.

Всех участников финансового рынка с точки зрения подхода к государственному регулированию можно разделить на три группы: эго потребители финансовых услуг — субъекты с дефицитом денежных средств (эмитенты ценных бумаг, заемщики) и субъекты с профицитом денежных средств (инвесторы, кредиторы, вкладчики), а также группа участников профессиональных субъектов финансового рынка, к которым относятся финансовые посредники (банки, страховые организации, НПФ, инвестиционные фонды, МФО, КПК и др.) и инфраструктурные организации (организаторы торгов, депозитарии, регистраторы, клиринговые организации, бюро кредитных историй, информационные агентства и др.). (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Система государственных подходов к регулированию участников финансового рынка

Группы участников финансового рынка, однородных с точки зрения государственного регулирования

Профессиональные субъекты финансового рынка

Субъекты с дефицитом денежных средств

Субъекты с профицитом денежных средств

Состав группы

Кредитные организации, ПУ РЦБ, страховые организации, НПФ, организаторы торгов, клиринговые организации и др.

Эмитенты ценных бумаг, заемщики

Инвесторы, кредиторы, вкладчики и др.

Методы государственного регулирования

Лицензирование, регистрация, обязательные требования к текущей деятельности

Обязательные требования к процедуре получения финансовых ресурсов

Система защиты прав и законных интересов

Информационная прозрачность

Регулированию подлежит профессиональная деятельность финансовых посредников, содержанием которой является производство финансовых услуг, обеспечение выпуска и обращения финансовых инструментов.

Обратите внимание!

Особенностью современного подхода является риск-ориентированное

регулирование финансового рынка.

Необходимость перехода от функционального регулирования финансового рынка к государственному регулированию рисков, возникающих на финансовом рынке (рисков финансовой устойчивости, недобросовестной деятельности, а также нарушения прав инвесторов и участников рынка) закреплена в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года.

  • Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Об утвержденииСтратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *