Международное усыновление детей

Президиум Верховного Суда Российской Федерации обобщил практику рассмотрения областными и равными им судами в 2018 году дел об усыновлении детей-граждан РФ иностранцами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за ее пределами (Обзор практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации).

Отмечается, что количество дел указанной категории продолжает уменьшаться. Как и в предыдущие 6 лет, чаще всего российских детей усыновляли граждане Италии, Испании и Франции. Два заявления об усыновлении, поступившие от граждан США. приняты не были. Чаще всего усыновителями являлись супруги. Также дети усыновлялись их отчимами (мачехами). А в двух случаях ребенок был усыновлен одиноким лицом.

В Обзоре обращено внимание на особенности рассмотрения данной категории дел.

Один из важных нюансов, на котором сделан акцент в документе, – учет судом мнения детей по вопросу их усыновления. Как отметил ВС РФ, обобщение судебной практики показало, что дела об усыновлении ребенка, достигшего возраста 14 лет, были рассмотрены с участием самого ребенка (за исключением случая, когда состояние здоровья усыновляемого не позволяло выяснить в судебном заседании его мнение). Мнение детей в возрасте от 10 до 14 лет выяснялось судом, как правило, также в судебном заседании, а в отдельных случаях – органом опеки и попечительства. Если суд приходил к выводу о том, что дети более раннего возраста в силу своего развития могут сформулировать свои взгляды по вопросам их усыновления, то такие несовершеннолетние также опрашивались в судебном заседании (при этом выяснялось мнение руководителя учреждения, в котором находился ребенок, представителя органа опеки и попечительства). Суды спрашивали у детей об их отношении к усыновителям, о друзьях и о желании поехать вместе с усыновителями к ним домой. При наличии у детей родственников суд выяснял, понимают ли дети, что в случае усыновления им придется расстаться с родными, а также желают ли они поддерживать с ними связь.

Основываясь на проведенном обобщении судебной практики, ВС РФ отметил, что основаниями для принятия решений об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, заявители называли наличие у них знакомых, усыновивших детей из России, близость заявителей к культуре и обычаям России, а также наличие успешного опыта усыновление первого ребенка из России.

При рассмотрении каждого дела судами проверялся вопрос о том, владеют ли усыновители русским языком и каким образом они планируют преодолевать языковой барьер с учетом возраста ребенка и периода, необходимого для его адаптации и овладения языком страны проживания. Также исследовался вопрос о намерении усыновителей способствовать изучению ребенком родного языка, поддерживать интерес ребенка к национальной культуре страны происхождения. При рассмотрении дел об усыновлении, заявления по которым поданы лицами, воспитывающими ранее усыновленных детей, суды проверяли насколько успешно такие кандидаты в усыновители, справляются со своими родительскими обязанностями в отношении этих детей. В качестве доказательств, свидетельствующих о выполнении ими своих обязанностей надлежащим образом, заявители представляли медицинские заключения на детей с положительной динамикой их развития, учебно-педагогические характеристики, социально-психологические отчеты о жизни и развитии детей, подготовленные социальными работниками, наблюдающими за жизнью детей.

По всем делам изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, было произведено с его согласия.

По одному из дел заявители просили изменить дату рождения ребенка на один год, ссылаясь на то, что ребенок отстает от сверстников, его рост и вес не соответствуют возрасту, в связи с чем к школе через год он может быть не готов. Однако суд отказался удовлетворить данное требование. Он напомнил, что дата рождения ребенка, достигшего возраста одного года и старше, может быть изменена не более чем на 3 месяца и только по причинам, признанным судом уважительными.

Под «международном усыновлением» ребенка-гражданина РФ подразумевается усыновление:

  • иностранными гражданами и лицами без гражданства независимо от места жительства (т.е. как за пределами, так и на территории РФ),
  • гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ.

За исключением особенностей, описанных ниже, и ограничений по выбору ребенка (о которых рассказано в отдельном материале в этом же разделе), процедура усыновления иностранными усыновителями такая же, как и для россиян, включая право на посещения ребенка, независимое медицинское обследование, регистрации усыновления в органах ЗАГС и т.п.

Поиск ребенка в банке данных детей-сирот

Для иностранных усыновителей подбор ребенка возможен только через региональный банк данных. Особый порядок использования иностранными усыновителями банка данных о детях-сиротах установлен в Разделе IV (пп. 36 — 46), п. 47, пп. 54 -55, п. 58, пп. 74 — 77 и пп. 80 — 84 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101.

Судебный этап усыновления

Согласно п. 2 ст. 269 Гражданско-процессуального кодекса РФ заявление о международном усыновлении подается в верховный суд субъекта РФ (а не районный или городской суд, как в случае «домашнего» усыновления) по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

Документы иностранных усыновителей должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык, а перевод — нотариально удостоверен.

Список документов, предоставляемых суду по усыновлению, несколько отличается по категориям иностранных усыновителей.

Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ

Согласно п. 2 ст. 271 Гражданско-процессуального кодекса РФ граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ, обязаны представить суду:

(1) документы, перечисленные в п. 1 ст. 271 Гражданско-процессуального кодекса РФ:

  • копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

  • копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

  • при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

  • медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

  • справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

  • документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

  • документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

(2) заключение о возможности быть усыновителями и об условиях их жизни от компетентного органа государства, в котором они проживают,

(3) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Внимание! В п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства об усыновлении (удочерении) детей» даны подробные предписания судам РФ, как следует оценивать достаточность документов по делам о международном усыновлении. Эта информация может быть очень полезна кандидатам для самостоятельной оценки своих документов.

Иностранные граждане (независимо от места жительства)

Согласно п. 2 ст. 271 Гражданско-процессуального кодекса РФ иностранные граждане обязаны представить суду:

(1) документы, перечисленные в п. 1 ст. 271 Гражданско-процессуального кодекса РФ:

  • копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

  • копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

  • при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

  • медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

  • справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

  • документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

  • документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

(2) заключение о возможности быть усыновителями и об условиях их жизни от компетентного органа государства, гражданами которого они являются или где постоянно проживают;

В п. 241 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, уточняется, что если иностранный гражданин проживает на территории РФ, то для получения заключения о возможности быть усыновителем ему следует подать в ООП по месту своего жительства на территории РФ:

— заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями;
— документы, указанные в п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275;
— документ компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители, подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого он является, признания союза, заключенного между лицами одного пола, браком (представляется в случае обращения лица, не состоящего в браке); и
— документ, подтверждающий, что у лица нет судимостей, перечисленных в п. 3(9) Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, — причем этот документ должен быть выдан на территории государства, гражданином которого является кандидат в усыновители.

(3) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Внимание! В п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства об усыновлении (удочерении) детей» даны подробные предписания судам РФ, как следует оценивать достаточность документов по делам о международном усыновлении. Эта информация может быть очень полезна кандидатам для самостоятельной оценки своих документов.

Лица без гражданства (независимо от места жительства)

Согласно п. 2 ст. 271 Гражданско-процессуального кодекса РФ лица без гражданства обязаны представить суду:

(1) документы, перечисленные в п. 1 ст. 271 Гражданско-процессуального кодекса РФ:

  • копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

  • копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

  • при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

  • медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

  • справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

  • документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

  • документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

(2) заключение о возможности быть усыновителями и об условиях их жизни от компетентного органа государства, в котором они проживают;

В п. 242 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, уточняется, что если лицо без гражданства проживает на территории РФ, то для получения заключения ему следует подать в ООП по месту своего жительства на территории РФ заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением документов, указанных в п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275.

(3) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Внимание! В п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства об усыновлении (удочерении) детей» даны подробные предписания судам РФ, как следует оценивать достаточность документов по делам о международном усыновлении. Эта информация может быть очень полезна кандидатам для самостоятельной оценки своих документов.

Международное усыновление детей – тема, широко и активно обсуждаемая в нашем обществе, причем не только юристами. Если точнее и правильнее – речь идет об «усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации». Именно этой категории дел посвящен ставший уже традиционным тематический обзор Верховного Суда РФ – Обзор практики рассмотрения в 2017 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Президиумом ВС РФ 30 мая 2018 г. (далее – Обзор).

Сразу обращает на себя внимание значительное снижение за последние годы количества дел о международном усыновлении, рассмотренных судами с вынесением решения. В 2009 г. (статистика ВС РФ) областными и равными им судами было рассмотрено с вынесением решения 3427 дел, в 3420 случаях заявления об усыновлении были удовлетворены. Спустя 8 лет, в 2017 г. (которому, собственно, и посвящен Обзор) с вынесением решения рассмотрено всего 336 дел, удовлетворено – 334 заявления, по 3 делам производство было прекращено, 6 заявлений оставлены без рассмотрения. Делать какие-либо выводы из этого факта и проводить анализ причин снижения количества обращений иностранных граждан с заявлениями об усыновлении российских детей – не наша задача, и не цель настоящего комментария, поэтому обратимся непосредственно к анализу Обзора.

Если говорить об Обзоре в целом – в 2017 г. ВС РФ не установлено нарушений судами норм процессуального и материального права при разрешении дел о международном усыновлении детей, не выявлено случаев неправильного толкования закона. В связи с этим Обзор является скорее своеобразными «методическими рекомендациями» судам, этаким «руководством к действию» на примере уже состоявшихся решений.

Большой раздел Обзора посвящен соблюдению условий передачи детей на международное усыновление (п. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ). Кроме уже устоявшейся практики исследования письменных доказательств – заключений, представляемых органами опеки и попечительства, региональными и федеральными операторами по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, ВС РФ рекомендовал судам опрашивать в судебном заседании лиц, знакомившихся со сведениями о ребенке и отказавшихся от его усыновления или семейного воспитания; лиц, у которых ребенок ранее находился под опекой и которые от этой опеки отказались; родственников ребенка, не желающих принять его на воспитание в свою семью. Неявка родственников ребенка по неоднократным вызовам в суд для выяснения их мнения по существу заявления о международном усыновлении расценивалась судами в пользу усыновления, что ВС РФ признано правильным. Пожалуй, трудно не согласиться с такой позицией ВС РФ, поскольку неоднократная неявка в суд без уважительной причины (при условии надлежащего извещения) свидетельствует о явной незаинтересованности родственников в судьбе ребенка.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что родители, лишенные родительских прав в отношении усыновляемого ребенка, принимают меры для их восстановления, судам рекомендовано приостанавливать производство по делу об усыновлении. Судам необходимо приостанавливать производство по делу и в случае, если есть сведения о действиях близких родственников, направленных на установление опеки над усыновляемыми детьми.

Анализируя применение судами положений ст. 127 СК РФ, содержащей перечень обстоятельств, исключающих возможность усыновления, ВС РФ признал правильной практику судов, предлагающих заявителям пройти медицинское освидетельствование на территории Российской Федерации в случае, если усыновители при подаче заявления представляли медицинские заключения врачей иностранного государства, не соответствующие требованиям российского законодательства, а именно Приказа Минздрава России от 18 июня 2014 г. № 290н «Об утверждении порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан». По моему мнению, это не означает необходимость повторного прохождения полного медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить ребенка, на территории РФ. Судя по примерам судебной практики, приведенным в Обзоре, достаточно восполнить заключение врачей иностранного государства недостающими заключениями врачей-специалистов и результатами лабораторных и рентгенологических исследований.

Самый обширный раздел Обзора посвящен правильному разрешению вопросов, касающихся возможности усыновителей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124 СК РФ).

ВС РФ признал правильной практику судов, учитывающих при вынесении решения об усыновлении заключения компетентного органа иностранного государства и решения иностранных судов. При этом судами учитывались не только требования, содержащиеся в решении иностранного суда, аналогичные положениям СК РФ (например, о разнице в возрасте между усыновителями и усыновленными), но и условие, согласно которому семейной паре разрешалось усыновить одного иностранного ребенка, родившегося после 6 декабря 2009 г., чтобы сохранить старшинство за их сыном.

Признана правильной практика судов по исследованию в судебном заседании всех медицинских диагнозов усыновляемого ребенка и ознакомлению с ними усыновителей. Кроме того, ВС РФ признал необходимым истребование судами социально-психологических отчетов, в которых отражены выводы о способности заявителей к усыновлению ребенка с соответствующими диагнозами.

Большое внимание суды уделяют выяснению вопроса о продолжительности общения усыновителей и ребенка, что представляется немаловажным, так как от этого зависит психологический и эмоциональный контакт между ними. При этом, на мой взгляд, крайне важно, что суды учитывали не только непосредственное (очное) общение с ребенком, но и общение в период отъезда будущих усыновителей на родину по телефону, через интернет, факты передачи ребенку подарков.

Единственный случай отказа в принятии заявления об усыновлении, приведенный в качестве примера в Обзоре, касается соблюдения требований подп. 13 п. 1 ст. 127 СК РФ, а именно: не могут быть усыновителями лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке. Поскольку заявитель – гражданка ФРГ, на территории которой с 1 октября 2017 г. действует Закон о введении права на заключение брака для лиц одного пола, не состояла в браке, в принятии заявления об усыновлении было отказано на основании ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Основная отмеченная в Обзоре причина оставления заявления без движения – непредставление заявителями (их представителями) документов, предусмотренных ст. 271 ГПК РФ, а также представление документов, не отвечающих установленным требованиям (например, представление документов с истекшими сроками или документов, не содержащих перевод на русский язык). На это стоит обратить внимание заявителей и практикующих адвокатов как их представителей, ведь сама процедура усыновления довольно длительна по времени, а оставление заявления без движения из-за ошибок, которых можно было избежать, лишь продлевает срок ожидания решения по такому важному для будущих родителей и усыновляемых детей вопросу.

В 2017 г. имел место единственный случай отмены усыновления. Заявителем выступал заместитель прокурора Волгоградской области, действовавший в интересах ребенка – гражданина РФ, усыновленного гражданами Италии. Усыновление было отменено в соответствии с п. 1 ст. 141 СК РФ из-за неоднократного избиения ребенка усыновителем и полного равнодушия к этим действиям его супруги.

Усыновление детей – граждан РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если невозможно передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ. Зачастую это дети с тяжелыми заболеваниями, девиантным поведением, дети старшего школьного возраста, которые требуют дорогостоящего лечения, повышенной заботы и внимания к себе.

Изложенный анализ Обзора вселяет определенную уверенность в том, что дети – граждане Российской Федерации, усыновленные иностранцами, гарантированно получат и надлежащее воспитание, и заботу об их здоровье и развитии, а главное – обретут семью, о которой мечтает каждый ребенок, оставшийся без родителей. Ведь именно эти цели преследует институт международного усыновления.

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10059

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

Елена Юрьевна КАЧАЛОВА, старший преподаватель кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук (г. Краснодар) E-mail: konovalov54@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем, что достаточно обширное российское законодательство, регулирующее сферу международного усыновления, затрагивает не все его аспекты. По мнению автора, необходимо совершенствовать правовые нормы в аспекте отдельных условий и требований для иностранных граждан, желающих усыновить российских детей.

Ключевые слова: международное усыновление, иностранные граждане, семейное законодательство, государство, права ребенка.

Keywords: international adoption, foreign citizens, family law, state, child rights.

В последнее время в обществе и научных кругах активно обсуждаются проблемы усыновления и воспитания детей в приемных семьях.

Семейное законодательство России предусматривает возможность усыновления российских детей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, отдавая приоритет россиянам. Вместе с тем наряду с национальным имеет место международное усыновление.

Конвенция о правах ребенка1 закрепляет право каждого ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Конвенция предусматривает такую помощь, как передача на воспитание или усыновление в другой стране.

В последнее время участились скандалы, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами. И связано это в первую очередь с ненадлежащим выполнением иностранцами своих родительских обязанностей, проявлением жестокости, физического и сексуального насилия в отношении усыновленных ими российских детей2.

С 1 января 2013 г. в России действует запрет на усыновление детей-сирот гражданами США (Закон Димы Яковлева3). В соответствии с этим Законом не позволено усыновлять детей: гражданам США; лицам, состоящим в однополом браке; одиноким мужчинам и женщинам — гражданам стран, где разрешены однополые союзы. Другие условия одинаковы как для иностранных, так и для российских усыновителей (ст. 127 СК РФ)4.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ гарантируются покровительство и защита Российской Федерации несовершеннолетним усыновленным и находящимся за границей5.

Первой проблемой международного усыновления является несовершенный государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, которые усыновлены иностранными гражданами6.

С моральной точки зрения, каждый человек, тем более ребенок, должен быть счастливым. Дети, живущие в детских домах, очень быстро привязываются к новым людям, потенциально видя в них будущих родителей. Случается, что родные родители не всегда могут дать столько любви и заботы, сколько дают приемные. Почти всегда семья принимает ребенка, но бывают ситуации, когда ребенка возвращают обратно, при этом и обращаются с ним плохо. Причиной конфликтов в семье, усыновляющей ребенка, зачастую являются обманутые ожидания приемных родителей. Самым распространенным является ожидание того, что дети-сироты будут благодарны своим приемным родителям за их заботу или только за то, что они приняли их в свою семью7. Непослушание ребенка воспринимается как личная обида, неуважение к родителю и приводит к отсутствию взаимопонимания с ребенком.

Когда ребенок попадает в иностранную приемную семью, начинается длительный и сложный процесс адаптации в другом государстве. Это связано с незнанием культуры, языка, правил поведения. Кроме того, первоначальное воспитание, ценности, религиозные, этические, психологические убеждения ребенка значительно отличаются от ценностей, принципов и убеждений жителей страны, в которую его привезли усыновители. В результате ребенок, не знающий языка и реалий новой страны, испытывает значительный шок. Родители зачастую даже не подозревают о том, что у ребенка могут быть свои желания и возможности. Приемные родители, которые жестоко обращаются с детьми, не могут найти баланс между своими собственными желаниями и желаниями ребенка8.

По российскому законодательству родители, усыновившие ребенка, должны регулярно предоставлять отчеты. Однако если они и предоставляются, то зачастую содержат недостоверные сведения.

Второй проблемой является вопрос подготовки иностранных усыновителей к принятию в семью ребенка.

С правовой точки зрения усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является важным механизмом государственной защиты детства. Основой правового регулирования международного усыновления является то, что оно должно соответствовать одновременно требованиям российского права и права иностранного государства, гражданином которого является кандидат в усыновители или, в случае если это лицо без гражданства, на территории которого он имеет постоянное место жительства9. В связи с этим следует отметить, что Министерство юстиции РФ в ряде случаев не располагают законодательством иностранных государств и практикой его при-менения10.

В статье 127 СК РФ предусмотрено, что одним из критериев усыновителей является прохождение специальной подготовки, которая может проходить в стране, гражданами которой они являются. Минобрнауки России разработало порядок подготовки усыновителей11, включая иностранных кандидатов в приемные родители. Целесообразно включить в перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении (ст. 271 ГПК РФ), основной нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы усыновления в государстве, гражданином которого является усыновитель или, в случае если это лицо без гражданства, на территории которого он имеет постоянное место жительства12.

Еще одна проблема — установление достоверности таких документов.

Как правило, справки иностранных граждан и лиц без гражданства подписаны частнопрактикующими врачами; право собственности или пользования жилым помещением иностранные граждане и лица без гражданства подтверждают справками, выданными страховыми агентами либо служащими налоговых служб; справки об отсутствии судимости выдают помощники судей, полицейские участков, а заключения об условиях жизни и о возможности быть усыновителями оформляются агентствами по усыновлению, социальными работниками. Многочисленны факты неправильных, неточных переводов, несоответствия данных переводов и данных оригиналов документов.

Известно, что иностранные граждане усыновляют больных российских детей. Тем не менее в социально-психологических отчетах о возможности заявителей быть усыновителями ребенка компетентные органы иностранных государств в подавляющем большинстве случаев ни-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

когда не указывают на то, признаются ли иностранные граждане пригодными для международного усыновления ребенка, имеющего серьезные проблемы со здоровьем. А ведь это имеет существенное значение: одно дело — усыновление здорового ребенка, с которым меньше проблем, как материальных, так и психологических, а другое дело — больного.

Третья проблема международного усыновления —посредничество.

Статья 126.1 СК РФ запрещает посредническую деятельность по усыновлению детей. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль за осуществлением деятельности органов и организаций иностранных государств за усыновлением российских детей подразумевает мониторинг и проверку, которые систематически проводит Министерство образования и науки РФ13. Однако никаких требований к иностранным государственным органам и организациям, ограничивающих их право на получение разрешения на открытие представительства, российским законодательством не установлено, а лишь содержит исчерпывающие перечни документов, которые они должны представить в Министерство образования и науки РФ для получения соответствующих разрешений. Несмотря на получивший широкий резонанс случай с калифорнийской организацией «Юнона», которая разыскивала информацию о российских детях и продавала ее агентствам по усыновлению, в современном российском законодательстве по-прежнему нет статьи за незаконное усыновление14.

В статье 32 Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления запрет посредничества при усыновлении еще более конкретизирован: никто не должен получать неоправданную финансовую или иную выгоду от деятельности, которая касается межгосударственного усыновления15.

Четвертая проблема международного усыновления — невозможность отмены усыновления.

В случае удовлетворения судом заявления иностранных граждан об усыновлении органы ЗАГСа на основании решения суда вносят изменения в актовую запись о рождении ребенка и выдают свидетельство о рождении, в котором иностранные граждане указываются родителями ребенка, а также по просьбе усыновителей полностью изменяются фамилия и имя ребенка. После того, как ребенок выезжает с новыми родителями за пределы РФ, его судьбу сложно отследить.

Национальное законодательство некоторых иностранных государств (например, Испании) позволяет усыновителям вносить изменения в национальные актовые записи о рождении детей, в результате чего в этих записях может отсутствовать указание об усыновлении ребенка. Италия не признает отмену усыновления. Иными словами, если по каким-либо причинам решение российского суда об усыновлении будет отменено (например, в порядке надзора), то такой процедуры иностранное законодательство не признает.

Российский суд без согласия усыновителей не сможет воспользоваться такой процедурой, как отмена усыновления самим судом, вынесшим решение об усыновлении. В случае если иностранные граждане, усыновившие российского ребенка, не справятся с его воспитанием и содержанием либо по другим причинам окажутся непригодными для воспитания ребенка и не обратятся сами в суд России, ребенок остается в иностранном государстве и передается в другую семью либо социальное учреждение. А если учесть, что обязательство следить за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка не обеспечено никакими механизмами контроля и принудительного исполнения компетентного органа иностранного государства, то о действительной судьбе усыновленного ребенка можно никогда не узнать.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация на рынке международного усыновления требует немедленного реформирования подходов к усыновлению. Правовые акты и соглашения, регламентирующие международное усыновление, не являются универсальными, содержат много противоречий и не достигают главной, на наш взгляд, цели — защиты ребенка в иностранной семье.

Закон Димы Яковлева не смог заменить усыновление детей российскими семьями вместо иностранных16. Законодателю следует совершенствовать законодательство об усыновлении в

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

направлении усиления проверки иностранных кандидатов на усыновление (уделить особое внимание их медицинскому и юридическому обследованию), унификации норм в сфере международного усыновления и сотрудничества между соответствующими органами РФ и других стран, контроля за условиями проживания и социальной адаптации ребенка в зарубежных семьях.

В заключение следует подчеркнуть, что законодательство всего Евросоюза практически исключает международное усыновление. В результате многочисленных политических и общественных дебатов в Государственной Думе РФ активно обсуждают вопрос о полном запрете на иностранное усыновление российских детей.

2018 — 2027 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием детства17. Хочется верить, что принимаемые государством меры позволят детям, оставшимся без попечения родителей, жить и воспитываться в российских семьях в условиях заботы, всестороннего развития и уважения человеческого достоинства.

4 Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7 Захарова Ж.А. Предотвращение насилия в семье (опыт регионов). М.: Наука, 2005.

8 Корыткина Е.С. Обманутые ожидания усыновителей и приемных детей как одна из основных причин конфликтов при международном усыновлении // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского гос. ун-та. 2010. № 1(7). С. 35—36.

9 Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята 03.12.1986 г. Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на 41-й сессии (16 сентября — 19 декабря 1986 г.). Генеральная Ассамблея. Офиц. отчеты. 41-я сессия. Дополнение № 53 (A/41/53). Организация Объединенных Наций. С. 328—330.

10 Завражнов В. Усыновление иностранцами детей — российских граждан // Рос. юстиция. 2001. № 7. С. 32.

11 Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 г. № 37205) // Рос. газ. 2015. № 105.

13 Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 654 (ред. от 16.12.2014 г.) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

17 Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *