Молодой специалист в школе сколько лет

Содержание

Дополнительные меры социальной поддержки работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга (памятка для молодых специалистов)

Закон Санкт-Петербурга «СОЦИАЛЬНЫЙ КОДЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА», от 09.11.2011 (далее – Кодекс), регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения.

Меры социальной поддержки настоящего Кодекса, являются расходными обязательствами Санкт-Петербурга. Финансовое обеспечение расходных обязательств Санкт-Петербурга по социальной поддержке и социальной помощи, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Кодексом, производится за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Расходы на предоставление дополнительных мер социальной поддержки предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период. Дополнительные меры социальной поддержки и предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (включая образование) отражены в главе 9 Кодекса.

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:

молодой специалист — гражданин, закончивший образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования, впервые получивший документ государственного образца о соответствующем уровне образования и впервые поступивший на работу по специальности в государственное учреждение не позднее 3 лет после получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования;

базовая единица — единица, применяемая для расчета размера дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с настоящим Кодексом, равная по величине размеру базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, устанавливаемой в соответствии с законом Санкт-Петербурга.

Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения;

В отношении педагогических работников государственных образовательных учреждений устанавливаются следующие дополнительные меры социальной поддержки:

1) единовременная выплата молодым специалистам и получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании, — шесть базовых единиц; получившим документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании с отличием, — восемь базовых единиц;

2) ежемесячная денежная компенсация затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в Санкт-Петербурге — молодым специалистам со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений;

3) денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в 5 лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга — педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения.

Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений

1. Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

2. Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются работникам государственных учреждений по основному месту работы. При исполнении работником должностных обязанностей по совместительству дополнительные меры социальной поддержки, на которые работник имеет право предоставляются по месту основной работы.

3. Дополнительные меры социальной поддержки назначаются и выплачиваются в размерах, установленных Кодексом, с учетом их последующей индексации в порядке, определенном Кодексом. Единовременная выплата молодым специалистам государственных образовательных учреждений назначается и выплачивается в размерах, установленных на дату подачи заявления.

4. Дополнительные меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки (далее — заявление) по форме согласно приложению N 1, поданного заявителем (его законным представителем) в отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга. Заявление может быть подано на бумажном носителе либо в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге», а также иным способом, позволяющим передать заявление в форме электронного документа.

Одновременно с заявлением представляются следующие документы:

— документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя) (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены),

— справка с места работы.

— документ государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании,

— трудовую книжку либо ее копию, оформленную надлежащим образом.

Документы, прилагаемые к заявлению, подлежат копированию и после копирования возвращаются заявителю.

Решение о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении принимается администрацией Кировского района Санкт-Петербурга в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления с приложением документов, предусмотренных настоящим Порядком.

При обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность представленных заявителем сведений в подтверждение права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки, срок принятия решения о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки или об отказе в предоставлении указанных мер продлевается на десять рабочих дней.

Решение о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки оформляется распоряжением администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее — распоряжение) с указанием вида и размера дополнительной меры социальной поддержки.

О принятом решении исполнительный орган информирует заявителя в течение пяти рабочих дней со дня издания распоряжения.

Решение об отказе в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки направляется заявителю с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Администрации Кировского района Санкт-Петербурга на основании распоряжения и подтверждающих документов формирует личные дела получателей и направляет их в государственное учреждение не позднее трех рабочих дней со дня издания распоряжения.

Предоставление дополнительных мер социальной поддержки прекращается в случае утраты получателем права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки. Прекращение предоставления дополнительных мер социальной поддержки в случае утраты получателем права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. Решение о прекращении предоставления дополнительных мер социальной поддержки оформляется распоряжением исполнительного органа в течение десяти рабочих дней со дня установления обстоятельств утраты получателем права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки. О принятом решении исполнительный орган информирует государственное учреждение и получателя в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения. Решение о прекращении предоставления дополнительных мер социальной поддержки направляется получателю с указанием причины прекращения предоставления дополнительных мер социальной поддержки.

В случае установления факта излишней выплаты дополнительных мер социальной поддержки администрации Кировского района Санкт-Петербурга организует работу по возврату в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм.

Получатели обязаны извещать администрацию Кировского района Санкт-Петербурга не позднее чем в десятидневный срок о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления дополнительных мер социальной поддержки, за исключением обстоятельств, наступление которых не зависит от получателя.

ЗАЯВЛЕНИЕ о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки работников государственных учреждений

Ответ: В подавляющем большинстве случаев правоотношения педагога и
образовательного учреждения возникают на основании заключенного между
ними трудового договора или, пользуясь синонимом, в результате приема на
работу. Исключения составляет выполнение педагогической работы по
гражданско-правовому договору о возмездном оказании услуг.
Содержание, правила заключения, изменения и расторжения
(прекращения) трудового договора регламентируется ТК РФ. Правила,
установленные ТК РФ для заключения, изменения и прекращения трудового
договора носят универсальный характер и, за исключением
предусмотренных в ТК РФ случаев, применяются к любым работникам и
работодателям. В отношении педагогических работников особые правила
установлены специальной Главой 32 ТК РФ и касаются ограничений права на
занятие педагогической деятельностью, рабочего времени и отпуска
педагогов и 4-х дополнительных оснований для увольнения. Особые правила
установлены также подзаконными нормативными актами: постановлениями
Правительства РФ, министерств образования и труда о рабочем времени, о
совместительстве, об отпусках и др.
Заключение трудового договора автоматически влечет за собой
возникновение трудовых гарантий и льгот работника, а также
предоставление предусмотренных законодательством прав, установление
обязанностей и ответственности. Трудовой договор является основным
правовым инструментом регулирования отношений образовательного

учреждения и любого работника этого учреждения, вне зависимости от
того, расположено учреждение в сельской или городской местности.
В отдельных случаях, когда того требуют условия выполнения работы,
допустимо заключение не трудового договора, регулируемого ТК РФ, а
договора возмездного оказания услуг (выполнения работ), называемого
также договором подряда (используется также бытовой термин –
«трудовое соглашение»). Такой договор регулируется Гражданским
кодексом РФ. В отличие от трудового договора заключение договора
возмездного оказания услуг не влечет для работника каких-либо социальных
гарантий: стороны в таком договоре равны, работник не включается в
трудовой коллектив, цель договора сводится к выполнению определенных
услуг (или работ) для учреждения. Оказание услуг (или результаты работы)
оформляется актом приемки. При этом по содержанию выполняемая услуга
(работа) может ничем не отличаться от такой же по трудовому договору. В
практике работы гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг
применяется для выполнения разовых работ, которые не предусмотрены
функциональными обязанностями штатных работников. Трудовой договор
заключается на выполнение работы, относящейся к основной уставной
деятельности образовательного учреждения, либо на выполнение работы,
обеспечивающей основную уставную деятельность.
При заключении трудового договора работник включается в коллектив
учреждения, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка; с
соблюдением норм ТК РФ для него устанавливается режим рабочего
времени, времени отдыха, определяются конкретные служебные
(функциональные) обязанности, определяются другие условия работы,
предусмотренные в качестве обязательных условий трудового договора в ст.
57 ТК РФ.
Трудовой договор заключается в простой письменной форме и должен
быть изложен в специальном документе под наименованием «трудовой
договор» в двух экземплярах.

В отличие от гражданско-правового договора, в заключении трудового
договора нельзя отказать без указания причин отказа. Статья 64 ТК РФ
практически запрещает отказ в заключении трудового договора по любым
причинам, кроме двух: (1) по обстоятельствам, связанным с деловыми
качествами претендента на работу (несоответствие образования,
отсутствие опыта работы и т.п.), и (2) в случае, предусмотренном
федеральным законом, например, наличие непогашенной судимости у
педагога за тяжкое или особо тяжкое преступление, медицинские
противопоказания по состоянию здоровья. По требованию работника
работодатель обязан сообщить ему причину отказа в письменной форме, а
работник вправе обжаловать отказ в приеме на работу в судебном порядке.
Запрещается отказывать в приеме на работу лицам, приглашенным в порядке
перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня
увольнения приглашенного с прежней работы.

При этом, согласно разъяснениям (обобщению судебной практики)
Верховного Суда РФ работодатель не обязан заполнять имеющиеся у него
вакансии. Прием на работу – это право, а не обязанность работодателя.
Обязанность возникает в том случае, если из действий работодателя можно
сделать вывод о предложении работы в какой-либо форме. Таким
предложением считается сообщение в средствах массовой информации,
размещение объявления, сообщение в органы службы занятости, ведение
переговоров о приеме на работу.
В случае сомнений в деловых качествах поступающего и при
отсутствии документальных оснований для отказа в приеме на работу у
директора учреждения остается один законный способ определить деловые
качества работника: предложить претенденту заключить трудовой договор с
условием испытания в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Согласно ст.ст. 70 и 71 ТК РФ условие об испытании должно быть
указано в тексте трудового договора в виде обозначения испытательного
срока, который не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей,
руководителей филиалов, представительств и других обособленных
подразделений организаций – шести месяцев.
Содержание трудового договора
Содержание трудового договора в основных чертах определяется
федеральным законодательством. В частности, в ст. 57 ТК РФ перечисляются
подлежащие включение в трудовой договор сведения и обязательные и
дополнительные условия.
Количество заключаемых работником трудовых договоров законом не
ограничено. Второй и последующие трудовые договоры называются
договорами о работе по совместительству (ст. 60.1. ТК РФ). Однако
возможности работы по совместительству фактически ограничены
установленными пределами рабочего времени совместителей – по всем
местам работы по совместительству работник не имеет права работать более
4 часов в день и более половины месячной нормы рабочего времени (ст. 284
ТК РФ). Работа по совместительству также ограничена требованием о том,
чтобы она выполнялась в свободное от основной работы время. Договоры о
работе по совместительству могут заключаться как с работодателем по месту
основной работы (внутреннее совместительство), так и с другими
работодателями (внешнее совместительство). Трудовая книжка для
оформления работы по совместительству не предъявляется. Помимо
оснований увольнения, предусмотренных в ст. 77 ТК РФ, совместитель, с
которым договор заключен на неопределенный срок, может быть уволен в
случае приема на работу (на место совместителя) другого работника, для
которого эта работа будет являться основной.
В системе образования работа по совместительству ограничена только
для руководителей образовательных и иных сетевых (отраслевых)
учреждений, органов управления.

Мы публикуем ответы на ряд вопросов, которые были заданы учителями в ходе вебинара «Как защитить трудовые права педагогов?», состоявшегося 1 марта и организованного ИД «Первое сентября». 24 мая состоится следующий вебинар Всеволода Луховицкого, посвященный вопросам защиты трудовых прав педагогов (название «Правовая грамотность педагога: как разрешать трудовые споры»). Записаться на вебинар можно на сайте ИД «Первое сентября» (участие платное). На остальные вопросы слушателей профсоюз ответит в последующей публикации.

1. Какие дополнительные гарантии и льготы установлены в российском законодательстве для молодых специалистов?

Данный вопрос является весьма непростым в связи с тем, что гарантии молодых специалистов сильно различаются в зависимости от отрасли, где тот работает, а также от того, в чьем ведении находится соответствующая организация-работодатель. В российском законодательстве даже отсутствует единой понятие молодой специалист.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения». В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р) под молодым специалистом понимается выпускник высших и средних специальных учебных заведений искусств.

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ:

а) лицо должно окончить образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию.

б) лицо должно впервые поступить на работу по полученной специальности.

в) лицо должно трудоустроиться по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Дополнительные критерии могут быть предусмотрены в Отраслевых соглашениях и распространяются только на работников конкретной отрасли.

Действующим трудовым законодательством предусмотрены общие и специальные гарантии, предоставляемые работникам, в том числе из числа молодых специалистов.

Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление работником предоставленных ему прав в области социально-трудовых отношений.

К общим гарантиям в соответствии со статьей 165 Трудового кодекса РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда.

К специальным относятся гарантии, предоставляемые в следующих случаях:

а) при направлении в служебные командировки (ст. 167, 168, 168.1 ТК РФ);

б) при переезде на работу в другую местность (ст. 169 ТК РФ);

в) при исполнении государственных или общественных обязанностей (гл. 25 ТК РФ);

г) при совмещении работы с обучением (гл. 26 ТК РФ);

д) при вынужденном прекращении работы не по вине работника (ст. 234 ТК РФ);

е) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

ж) в некоторых случаях прекращения трудового договора (ст. 178, 180, 181 ТК РФ);

з) в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника (ст. 234 ТК РФ).

Основные гарантии трудовых прав молодого специалиста предусмотрены в Трудовом кодексе РФ.

Рассмотрим отдельные гарантии прав молодых специалистов.

Одним из дополнительных условий трудового договора может являться условие об испытании. Срок испытания по общему правилу не может превышать трех месяцев.

Однако в статье 70 Трудового кодекса Российской Федерации определен перечь лиц, в отношении которых испытание при приеме на работу не устанавливается. К их числу относятся и молодые специалисты – лица, окончившие имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

В том случае, если работодатель в нарушение требований статьи 70 Трудового кодекса РФ все же включил в трудовой договор условие об испытании, молодому специалисту следует обратиться с жалобой в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), на которую возложено осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Вместе с тем следует помнить, что данное исключение не распространяется:

а) на выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;

б) выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;

в) выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.

Соответственно работодатель имеет право устанавливать в отношении данных лиц испытательный срок продолжительностью не более трех месяцев.

В случае, если по договоренности с работодателем, молодой специалист должен переехать на работу в другую местность работодатель обязан возместить расходы:

а) по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

б) расходы по обустройству на новом месте жительства.

При этом конкретные размеры возмещения должны быть определены соглашением сторон. (ст. 169 ТК РФ)

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, то есть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Равно как и сам статус, выплаты и льготы молодым специалистам государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются на региональном уровне. Например, в Москве и Санкт-Петербурге это выглядит следующим образом:

1. Москва

Помимо единовременной денежной выплаты при поступлении на работу молодые педагоги-москвичи в первые 3 года трудовой деятельности имеют право на надбавку к заработной плате в размере 40% от ставки. Для специалистов, получивших диплом с отличием, надбавка выше — 50%.

Кроме того, в Москве молодой специалист в образовании получает еще один вид доплаты — 15% ставки для компенсации половины стоимости проездного билета.

Важно: размер надбавок и доплат исчисляется без учета дополнительной нагрузки. То есть, если молодой преподаватель работает на полторы ставки, доплату он получит только за одну.

2. Санкт-Петербург

Для молодых преподавателей школ северной столицы надбавки к зарплате не предусмотрены, но они имеют право на получение единовременных выплат в размере:

6 базовых единиц — для специалистов, получивших диплом о высшем и среднем профессиональном образовании государственного образца;

8 базовых единиц — для специалистов, получивших диплом такого же уровня с отличием.

По состоянию на 01.01.2015 размер одной базовой единицы составляет 8432 рубля.

Кроме того, в течение первых 3 лет работы учителям Санкт-Петербурга, не достигшим 30 лет, должны ежемесячно компенсироваться расходы на проезд любым видом пассажирского транспорта, за исключением такси, в пределах половины стоимости.

Получить единовременную выплату можно, обратившись с соответствующим заявлением в соответствующий департамент образования или орган социальной защиты Санкт-Петербурга.

2. Является ли заработная плата персональными данными работника?

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы и т.д. Таким образом, сведения о заработной плате относятся к сведениям о персональных данных.

По общему правилу (ст. 88 ТК РФ) работодатель не должен сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия данного работника, за исключением случаев, когда это необходимо для предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других ситуациях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Также работодатель не имеет права сообщать персональные данные работника без его письменного согласия в коммерческих целях. Работодатель обязан отказать в предоставлении персональных данных, если лицо, обратившееся с запросом, не уполномочено федеральным законом на получение такой информации или же отсутствует письменное согласие работника на предоставление сведений о нем лицу, обратившемуся с запросом. В таком случае выдается письменное уведомление об отказе в предоставлении персональных данных.

Предоставление персональных данных работника в рамках действующего законодательства РФ возможно:

1) самому работнику, в том числе без письменного запроса о предоставлении данных, поскольку согласие работника отражается проставлением подписи при получении документа;

2) третьим лицам при предъявлении письменного согласия работника;

3) третьим лицам, обладающим правом получения таких данных в силу закона без согласия работника.

В первых двух случаях ситуация вполне ясна. Что касается третьего случая, то законодательно определен перечень лиц и органов, которым могут передаваться персональные данные без согласия работника. Например, при несчастном случае с работником работодатель обязан проинформировать соответствующие органы и организации, а при тяжелом несчастном случае (или смерти) — также его родственников. В данной ситуации согласия работника на передачу его персональных данных не требуется (ст. 228 ТК РФ). Перечень оповещаемых органов и сроки направления извещений о несчастном случае установлены ст. 228.1 ТК РФ.

Работодатель также обязан предоставить персональные данные работников государственным инспекторам труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности (ст. 357 ТК РФ).

3. Должна ли сохраняться учебная нагрузка для учителя, вышедшего из декретного отпуска?

В соответствии со ст. 256 ТК РФ, за работником, который ушел в декретный отпуск, сохраняется его место работы (должность). В соответствии с положениями Приказа 1601 Министерства образования, уменьшение количества учебной нагрузки возможно только в связи с уменьшением количества часов по учебным планам, графикам, сокрашением числа обучающихся, сокращением количества классов (пп. 1.5-1.8). Таким образом, если никакие из указанных документов не претерпели изменений, то учителю, вышедшему из декретного отпуска обязаны предоставить ту же учебную нагрузку.

4. Включается ли в педагогический стаж работа учителем на меньшее количество часов, чем ставка?

Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». П. 4 Правил которого говорит, что Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Таким образом, важно, чтобы по всем местам работы набиралось 18 часов учебной нагрузки. В таком случае такая работа будет засчитываться за педагогический стаж.

5. Как трудовой законодательство регламентирует вопрос предоставление отгулов?

Понятие «отгул» до сих пор применяется в случае ухода работника на один или несколько дней для отдыха, несмотря на то что такого термина сейчас в Трудовом кодексе не существует. В настоящее время понятие «отгул» как день отдыха упоминается в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 2).

Согласно Трудовому кодексу дополнительный день отдыха (или дополнительное время отдыха) в качестве компенсации предоставляется за:

— сверхурочную работу (ст. 152); Дополнительно ст. 99 ТК РФ.

— работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153); Дополнительно см.: ст. 113 ТК РФ, Письмо Рострада от 03.07.2009 N 1936-6-1, Апелляционное определение Архангельского областного суда от 04.03.2013 N 33-1200/13, Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749

— сдачу крови и ее компонентов (ст. 186);

— переработку рабочего времени в пределах графика работы при вахтовом методе работы (ст. 301).

Отгул работнику предоставляется согласно приказу работодателя. Приказ же издается на основании заявления работника о предоставлении ему дня отдыха за работу в выходной, сверхурочную работу, день сдачи крови и т.д. Обязанности писать заявление на предоставление дня отдыха Трудовым кодексом не установлено, тем не менее ее можно определить локальным нормативным актом. И если работник без согласия работодателя в случае переработки или работы в выходной или праздничный день самовольно использует положенный ему день отдыха, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Заявление также необходимо и ввиду того, что у работника в случаях, установленных законодательством, есть выбор — взять отгул или получить денежную компенсацию. О конкретной дате дня отдыха за работу в праздничный день работник сообщает работодателю уже в заявлении. Таким образом, основанием для предоставления работнику дня отдыха за работу в выходной или праздничный день будут следующие документы: уведомление о работе в выходной (праздничный) день, приказ о привлечении работника к работе в выходной (праздничный) день и заявление работника о предоставлении ему дня отдыха за работу в выходной (праздничный) день (если он в качестве компенсации выбирает день отдыха).

Что касается предоставления дней отдыха в связи со сдачей крови, то основаниями будут заявление работника и медицинская справка, подтверждающая факт сдачи крови.

Итак, на основании заявления работника и других перечисленных документов работодатель издает приказ. Отметим, что приказ составляется в произвольной форме, а унифицированная форма Т-6, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, в данном случае применяться не может, поскольку предназначена для оформления работнику различного вида отпусков (основного ежегодного, дополнительного, учебного, без сохранения заработной платы и др.).

И, конечно же, не стоит писать, что работнику предоставляется отгул. Следует указать то, что работнику предоставляется день отдыха, и основание, в связи с которым этот день предоставляется (работа в выходной, сверхурочная работа, сдача крови). Не забудьте отметить день отдыха в табеле учета рабочего времени. При этом отметки будут разные. Поскольку дни отдыха, связанные со сдачей крови, подлежат оплате, они будут отмечаться буквенным кодом «ОВ» или цифровым «27» (дополнительный оплачиваемый выходной день), а все остальные — буквенным кодом «НВ» или цифровым «28» (дополнительные выходные дни без сохранения заработной платы).

В заключение еще раз напомним, что отгул — это, как правило, неоплачиваемые дни отдыха, которые предоставляются в качестве компенсации за работу в нерабочее время, за исключением дней отдыха, предоставляемых в связи с донорством крови. При предоставлении отгулов работодателю следует внимательно относиться в первую очередь к тому, что к работе в нерабочее время могут привлекаться не все работники. Кроме этого, следует четко вести учет таких переработок, а в случае нарушения трудового законодательства в плане неправильной оплаты переработок или непредоставления работнику отгулов за работу в нерабочее время возможны не только судебные разбирательства с работником, но и привлечение работодателя к административной ответственности.

6. Имеет ли право на пенсию за выслугу лет педагог-психолог в образовательной организации?

В Постановлении Правительства №781 от 29 октября 2002 г. утверждается Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно данному списку туда включены в том числе и педагоги-психологи.

7. Вправе ли работодатель требовать у педагога-психолога присутствия на рабочем месте с 8 утра, если он работает на ставку, а занятия начинают проводиться только с 12 часов дня?

Режим рабочего времени педагогов-психолов, как и иных работников образовательных учреждений, регулируется Приказом Министерства образования и науки от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». П. 8.1 отдельно указывает на режим рабочего времени педагога-психолога. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.

Таким образом, педагогу-психологу могут установить рабочий день с 8 часов утра.

8. Обязан ли педагог заменять чужие уроки?

В соответствии с ТК РФ (ст. 71-76), а также Приказом Министерства образования №1601 (п. 1.5-1.8) никто не вправе принуждать педагога и устанавливать ему дополнительную учебную нагрузку. В исключительных, оговоренных в приказе случаях изменение учебной нагрузки возможно в сторону уменьшения. Соответственно, замена занятий может производиться только по согласию педагогов.

Справка

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560) и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560), а также в целях упорядочения режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений в течение учебного года, в каникулярный период и в период отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, приказываю:

1. Утвердить согласованное с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания «Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ» и Российским профессиональным союзом учителей прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

Министр А. Фурсенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июля 2006 г.

Регистрационный N 8110

Приложение

Положениеоб особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69)

1.1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее — Положение) устанавливает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

1.3. Режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руководства деятельностью образовательного учреждения.

1.4. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

II. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей образовательных учреждений в период учебного года*

2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2.2. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее — учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых, образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

2.5. Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560), определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем работы которой регулируется образовательным учреждением.

2.6. Режим рабочего времени учителей 1-х классов определяется с учетом Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997; пункт 2.9.5 СанПиН), предусматривающих в первые два месяца «ступенчатый» метод наращивания учебной нагрузки, а также динамическую паузу, что не должно отражаться на объеме учебной нагрузки, определение которой производится один раз в год на начало учебного года в соответствии с учебным планом.

2.7. Режим рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учебному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной им на начало учебного года, до конца учебного года определяется количеством часов пропорционально сохраняемой им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, заработной платы, с учетом времени, необходимого для выполнения педагогической работы, предусмотренной в п. 2.3 настоящего Положения.

III. Разделение рабочего дня на части

3.1. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

3.2. При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

3.3. В исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.

В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более 2 часов режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

IV. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период

4.1. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее — каникулярный период), являются для них рабочим временем.

4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

4.4. Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

4.5. Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

V. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям

5.1. Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

5.2. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения.

6.1. Режим рабочего времени педагогических работников, привлекаемых в период, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, на срок не более одного месяца, в оздоровительные образовательные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же местности на базе общеобразовательных и других образовательных учреждений, определяется в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего Положения.

6.2. Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность может иметь место только с согласия работников.

Режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором.

6.3. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений из числа плавсостава учебных судов клубов юных моряков, речников, морских центров и других образовательных учреждений такого профиля при нахождении их в плавании с обучающимися на борту и во время стоянок определяется в соответствии с особенностями, установленными для соответствующих категорий работников речного и морского флота, а также с учетом выполнения обязанностей по руководству плавпрактикой обучающихся.

7.1. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.

7.2. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году — в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году — в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

7.3. Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников образовательных учреждений

8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

8.2. В дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учетом выполнения каждым воспитателем педагогической работы в течение 36 часов в неделю.

Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.

* Режим рабочего времени преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования определены в разделе VII настоящего Положения.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июля 2006 г.

Регистрационный N 8110

Текст приказа официально опубликован не был

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *