Может ли ИП участвовать в госзакупках

Государственные закупки – что это такое?

Масштаб работы государства затрагивает каждую сферу жизни. Периодически возникает необходимость в привлечении новых идей, разработок для развития экономики, сельского хозяйства, образования, космонавтики.

Нужды федерации и муниципальных инстанций удовлетворяются за счет размещения специальных предложений на конкурентной основе:

  • выполнение работ;
  • оказание услуг;
  • поставка, транспортировка товара.

Закон определяет, может ли индивидуальный предприниматель участвовать в госзакупках, которые проходят на торговых площадках. В контракте оговариваются сроки, условия, качество выполнения госзаказа. Основополагающими являются принципы справедливости, состязательности, продуктивности. Сфера закупок становится открытой для большинства наблюдателей.

Результаты торгов определяют победителя, который подал наилучшее предложение по выполнению работы и способен удовлетворить все потребности нанимателя. Заказчик заключает договор на оказание услуг с исполнителем. Средства для оплаты берутся из бюджета.

Первое место в тендере способствует быстрому выходу на профессиональный рынок, открывающий большие возможности. Колоссальная польза в продвижении деятельности и заявлении о себе становится ощутимой при тщательной подготовке.

Достижение успеха неразрывно связано с такими факторами:

  • оценка собственного потенциала;
  • сопоставление предпринимательских рисков;
  • изучение алгоритма действий;
  • освоение принципа работы и базовой схемы.

На видео: Что делать, если требования к оформлению заявки не сформулированы четко

Типы торгов в государственных закупках РФ

Законодательство определяет типы торгов и регулирует, может ли ИП участвовать в госзакупках, проводимых на территории федерации.

Непредвзятое распределение заказов обеспечивается несколькими разновидностями торгов:

  1. Открытый конкурс. Широко используется государством. Поиск оптимального исполнителя ведется через печатные и электронные издания СМИ, тематические интернет-ресурсы. Подготавливается большой объем материала. Условия тендера документально фиксируются. Спустя месяц вскрываются поданные заявки. Специальная комиссия определяет победителя.
  2. Запрос предложений.
  3. Аукцион. Существует открытый и закрытый. Критерием выбора исполнителя служит минимальная стоимость работы. Понижение ставок регулируется на законодательном уровне. Конфиденциальность закрытого аукциона позволяет защитить заказчика от сговора.
  4. Закрытый конкурс. Узкая направленность исполнения заказа, конфиденциальность – причины по которым, например, в Казахстане заказчик самостоятельно определяет круг исполнителей.
  5. Закупка у единственного поставщика. Товар может поставляться без НДС с соблюдением всех условий.
  6. Электронный аукцион. Проводится на аккредитованных электронных торговых площадках. Заявка подается через интернет. Информация отслеживается на специальном портале. Применение современных технологий позволяет снизить возможность сговора. Торги ведутся предельно честно. Однако здесь невозможно без ЭЦП физическому лицу принять участие.
  7. Запрос котировок. Быстро оформляется заказ для неограниченного круга лиц на выпуск линейной продукции.

На видео: Как подготовиться к участию в тендере

Кто принимает участие

Субъект хозяйствования, способный обеспечить выполнение требований заказчика в порядке, установленном по 44 ФЗ от 05.04.13, может участвовать в госзакупках. Организационно-правовая форма, местонахождение лица, форма собственности, происхождение капитала не имеют значения.

Требования к исполнителям в году:

  • соответствие условиям, установленным нормативными актами;
  • надлежащее исполнение обязанностей без взыскания, неустойки, штрафов;
  • отсутствие в реестре недобросовестных исполнителей, поставщиков;
  • наличие цифровой подписи для участия в электронном аукционе;
  • полная уплата всех налогов, обязательных сборов в казну федерации;
  • документальное подтверждение выполнения подобных работ по строительству, реконструкции за последние пять лет;
  • отсутствие судимости у ИП за преступления в экономической сфере;
  • неимение административного правонарушения на день выдвижения своей кандидатуры;
  • наличие соответствующей квалификации;
  • датирование выписки из ЕГРИП не более шести месяцев до подачи заявки;
  • обладание исключительными правами на объект интеллектуальной собственности;
  • предоставление обеспечения своевременного выполнения заказа по 223 ФЗ (касается электронных площадок);
  • присутствие опыта на одновременную поставку одноименных товаров по двум контрактам;
  • отсутствие судебного решения о признании участника банкротом и открытии конкурсного производства.

Электронные торги – можно ли участвовать в госзакупках ИП, в статусе обычного гражданина? Ответ – да. Но, оплата подобного контракта будет уменьшена размером налоговых платежей. На практике редко доверяют частному лицу выполнение задания. Желающим участвовать стоит найти посредника.

На видео: О том, почему важно соблюдать требования состава заявки на участие в торгах

Как участвовать в торгах

ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.13 определяет, как ИП участвовать в закупках, проводимых государством.

Стоит придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Получить ЭЦП.
  2. Пройти аккредитацию.
  3. Через официальный портал найти тендер, участие в котором подходит под выбранную специализацию.
  4. Внимательно изучить требования к исполнителям.
  5. Оценить риски.
  6. Внести денежное обеспечение по выполнению заявки.
  7. Разработать и подать предложение.
  8. Отследить результаты участия через государственный онлайн-ресурс.

Вывод: Федеральное законодательство регулируют, может ли и как ИП участвовать в госзакупках муниципальных, федеральных учреждений в году. Все субъекты хозяйствования имеют право выдвигать предложения по тендерам. Исключение – оборонная промышленность.

На видео: Как покупать недвижимость на торгах

Как показывает практика, подавляющее большинство участников закупок относятся к категории субъектов малого предпринимательства. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой данная категория, кто к ней относится и о каких нюансах участия СМП в закупках необходимо знать.

Что это такое: расшифровка

СМП – по 44-ФЗ это сокращенное название субъектов среднего и малого предпринимательства. Категории СМП определяются статьей 4 настоящего Закона.

Кто относится к этой категории?

Согласно действующему законодательству к данной категории предпринимателей относятся хозяйствующие субъекты (ИП и юрлица), в соответствии с 209-ФЗ от 24 июля 2007 «О развитии среднего и малого предпринимательства в РФ» имеют статус малого (в том числе и микро-) или среднего предприятия.

Что нужно знать об участии СМП в госзакупках?

В отношении участия СМП в муниципальных или государственных закупках существует несколько нюансов, о которых следует знать, а именно:

  • категория СМП устанавливается в соответствии с наибольшим по значению условием (стоимость активов или численность сотрудников).
  • категория СМП может быть изменена лишь в том случае, если предельные значения стоимости активов или численности работников выше или ниже указанных предельных значений на протяжении трех календарных лет.
  • вновь созданные компании или вновь зарегистрированные ИП и крестьянские хозяйства в течение года регистрации могут быть отнесены к СМП, если их показатели средней численности сотрудников, выручки от реализации товаров или балансовой стоимости активов не превышают установленных пороговых значений.
  • предельный размер НМЦК при размещении заказа для СМП составляет 20 миллионов рублей.
  • в отношении участников торгов, которыми могут быть только СМП, в извещениях о проводимых закупках устанавливается ограничение, вследствие которого участники закупок обязаны в собственных заявках на участие декларировать свою принадлежность к данной категории.
  • сумма обеспечения заявки на участие в закупке у СМП не может быть более 2% НМЦК.

Условия

Согласно действующему законодательству субъекты среднего и малого предпринимательства должны соответствовать следующим условиями:

  • суммарная доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, религиозных и общественных организаций, благотворительных и других фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов, а суммарная доля участия иностранных юрлиц, а также суммарная доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, не являющимся СМП, не должна превышать 49 процентов.
  • средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности сотрудников для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий – до 15 человек;
    • для малых предприятий – до 100 человек включительно;
    • доя средних предприятий – до 250 человек включительно.
  • выручка от реализации товаров, услуг или работ без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать пороговые значения, определенные Правительством РФ для каждой категории СМП:
    • для микропредприятий –120 миллионов рублей;
    • для малых предприятий – 800 миллионов рублей;
    • доя средних предприятий – 2 миллиарда рублей.

Внимание: Если закупки проводятся для СМП, то численность сотрудников не должна превышать предельное значение в 100 человек.

Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно действующему законодательству в рамках части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ государственные и муниципальные Заказчики обязаны размещать заказы у СМП в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного в на основании части 1.1 настоящей статьи.

При этом в расчет совокупного объема закупок не включаются закупки:

  • услуг по кредитованию;
  • для обеспечения безопасности государства и обороны страны;
  • у единственного поставщика;
  • работ в области атомной энергетики;
  • осуществляемые закрытыми способами.

Как проводится закупка: способы

Закупки у предприятий, имеющих статус СМП, могут осуществляться посредством проведения:

  • конкурса: открытого, двухэтапного или с ограниченным участием;
  • запроса: котировок или предложений;
  • электронного аукциона.

Перечень закупок

Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует. В связи с этим у подобного рода предприятий можно закупать любые товары, услуги и работы.

Сроки оплаты

С 1 мая текущего года в силу вступил законопроект, согласно которому оплата контрактов, заключенных в результате проведения закупок среди СМП не должна превышать пятнадцати рабочих дней с момента подписания документа о приемке.

Для всех прочих контрактов срок остается неизменным и составляет 30 календарных дней со дня подписания документа о приемке.

Исключение составляют лишь случаи, когда в целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны Правительством РФ установлены иные сроки оплаты по контракту.

Обеспечение контракта

Согласно действующему законодательству сумма обеспечения контракта устанавливается в пределах 5-30 процентов его стоимости. Однако Заказчик имеет законное право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если закупка осуществляется среди предприятий, имеющих статус СМП.

Декларация СМП по 44-ФЗ: образец с 2017 года

Ознакомиться с декларацией о принадлежности предприятия к категории СМП можно по ссылке https://yadi.sk/i/Rle82Bt03KxJME или https://yadi.sk/i/HIVNWbY_3KxJNP.

Закупки у СМП по 223-ФЗ: что нужно знать?

Закон гласит, что в определенных случаях организации обязаны осуществлять закупки у СМП.

В Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 Положением определены особенности участия СМП в закупках товаров, услуг и работ, а также годовой объем закупок и регламент его расчета.

С начала текущего года в силу вступила часть 8.1 статьи 3 223-ФЗ, согласно которой Заказчики обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ, если:

  • не была выполнена обязанность по осуществлению закупок у средних и малых предприятий в течение календарного года в установленном объеме;
  • была размещена недостоверная информация о годовом объеме закупок у предприятий среднего и малого предпринимательства, включенная в отчет по 223-ФЗ;
  • в ЕИС не был опубликован отчет об объеме закупок у СМП.

Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.

Внимание: В настоящий момент минимальный годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере 18% совокупного годового стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам закупок.

Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП. Перечень формируется Заказчиком и публикуется в ЕИС и на официальном сайте Заказчика. Составляться перечень должен, как и в планировании – по кодам ОКДП. При этом:

  • при НМЦК до 50 миллионов рублей Заказчик обязан произвести закупку у СМП;
  • при НМКЦ от 50 до 200 миллионов рублей Заказчик имеет право произвести закупку у СМП, но на общих основаниях.

Если же закупка продукции из перечня у СМП признана несостоявшейся, то заказчик имеет право произвести закупку в соответствии с собственным положением о закупке – к примеру, у единственного поставщика.

Важно: Исключения из перечня делать можно.

К примеру, если Заказчиком в перечень был внесен код ОКДП, объединяющий несколько различных позиций, но Заказчик не готов скупать их все у СМП, то в перечне можно сделать сноску с указанием конкретных позиций, исключаемых из списка.

Постановление №1352 не запрещает вносить в перечень какие-либо изменения, однако порядок корректировки перечня следует прописать в положении о закупке.

Согласно тому же постановлению обеспечение заявки на участие осуществляется по выбору поставщика. Важно отметить, что при осуществлении закупок по перечню закупок сумма обеспечения не может превышать двух процентов от НМЦК. Обязанность уплаты обеспечения заявки для утвержденных участников программы партнерства может быть исключена.

Важно: Постановление №1352 определяет право Заказчика утвердить индивидуальную программу партнерства – документ, описывающий комплекс мер по поддержке участников закупок из категории СМП. На основании данной программы Заказчик формирует собственный реестр СМП, однако проводить торги только среди предприятий-партнеров Заказчик не вправе.

В то же время требование обеспечения исполнения договора может быть установлено в размере аванса или в сумме до пяти процентов НМЦК, если внесение аванса не предусмотрено. Способ обеспечения выбирается поставщиком самостоятельно. При этом участники программы партнерства также могут быть освобождены от обязанности обеспечения договора.

По итогам проведения подобных закупок срок подписания контракта не должен превышать двадцати рабочих дней с момента принятия решения о его заключении. Исключение составляют случаи, когда для заключения договора требуется одобрения органа управления или действия Заказчика обжалуются в ФАС или суде. В таких случаях контракт должен быть подписан в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу соответствующего документа, предусматривающего его заключение. Минимального срока на подписание договора не установлено.

Максимальный срок перевода средств в счет оплаты по договору (отдельному этапу), заключенного в результате проведения закупки только среди предприятий со статусом СМП, составляет 30 календарных дней с момента исполнения обязательств.

Таким образом, для субъектов среднего и малого предпринимательства законодательство предусматривает особые условия участия в торгах. Именно поэтому Заказчикам следует особенно внимательно следить за исполнением требований государства в отношении СМП, прописанных в Законах 44-ФЗ и 223-ФЗ в зависимости от типа проводимых закупок.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Субъекты малого предпринимательства в контрактной системе

Порядок взаимоотношений между государственными/муниципальными заказчиками и субъектами малого/среднего бизнеса регулируется статьей 30 закона «О контрактной…» от 05.04.2017 № 44-ФЗ. Согласно части 1 статьи 30 ФЗ № 44, доля закупок государственного заказчика у организаций малого/среднего бизнеса должна составлять не менее 15% его годового объема заказов.

Государственными/муниципальными заказчиками, согласно пунктам 5–7 статьи 3 ФЗ № 44, признаются органы власти, учреждения и предприятия (унитарные, казенные и т. д.), финансируемые из муниципальной или государственной казны. Критерии же отнесения участников закупок к категории малого/среднего бизнеса определены в статье 4 закона «О развитии…» от 27.07.2007 № 209-ФЗ, согласно которой таковыми могут быть ИП, общества и партнерства, фермерские хозяйства и кооперативы, соответствующие 2 обязательным критериям:

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

  • среднесписочная численность занятых в организации не превышает 250 человек;
  • годовой объем выручки не превышает 2 млрд руб. (пункт 1 постановления Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265).

При этом для ООО и ПАО частью 1.1 статьи 4 ФЗ № 209 определен дополнительный критерий признания их субъектами малого или среднего бизнеса — соответствие любому из 6 обозначенных в подпунктах «а»–»е» данной нормы требований. Например, процент акций (доля в уставном капитале ООО), находящийся во владении крупных компаний, не должен превышать 49%, а доля государственных или муниципальных органов и учреждений не должна быть более 25%.

Участие субъектов малого предпринимательства в закупках

Следует отметить, что помимо государственных заказчиков, действующих согласно требованиям ФЗ № 44, существует целый ряд субъектов, которые обязаны в силу статьи 4 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ публиковать планы закупок и выполнять их путем проведения публичных торгов и аукционов, в том числе с обязательным участием малого и среднего бизнеса.

К данным субъектам относятся госкорпорации, предприятия, являющиеся естественными монополиями, организации, предоставляющие коммунальные услуги, и т. д. (полный перечень содержится в части 2 статьи 1 ФЗ № 223). Конкретные нормы, регулирующие взаимоотношение таких заказчиков и организаций малого и среднего бизнеса, содержатся в постановлении Правительства РФ «Об особенностях…» от 11.12.2014 № 1352.

Объем обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства (обязательная доля)

Согласно части 1.1 статьи 30 ФЗ № 44, обязательная квота на участие субъектов малого и среднего бизнеса в закупках (не менее 15%) высчитывается исходя из объема публично осуществляемых закупок. В общем объеме закупок в этом случае не учитываются контракты, которые в силу их специфики не могут быть исполнены малым и среднем бизнесом (например, при закрытом способе определения поставщиков, размещении заказов в области атомной энергетики, для нужд обороны государства и т. д.).

Участие малого и среднего бизнеса в закупках может осуществляться в силу части 1 статьи 30 ФЗ № 44 2 путями:

  1. Путем целевого проведения торгов и аукционов среди только малых и средних предприятий. При этом предельная цена контракта не должна быть более 20 млн руб.
  2. Путем размещения заказов у крупных компаний, субподрядчиками которых являются предприятия малого и среднего бизнеса.

Доля закупок у субъектов малого предпринимательства

Размер обязательной квоты заказов, которые должны быть выполнены субъектами малого и среднего бизнеса, определен пунктами 5 и 5.1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352, согласно которым 18% закупок должно быть осуществлено именно у некрупных предпринимателей. При этом 10% общей квоты заказов должно быть распределено только среди малых предприятий, оставшиеся же 8 могут быть переданы и другим подрядчикам, однако выполнены должны быть субподрядчиками — субъектами малого и среднего бизнеса.

При расчете общего объема заказов в него не включаются те, которые в силу специфики не могут быть выполнены малыми и средними предприятиями (в области обороны, атомной энергетики, железнодорожных и авиационных перевозок и т. д.). Полный перечень таких заказов указан в пункте 7 обозначенного положения.

Пунктами 18 и 19 того же положения определены стоимостные границы для размещения заказов у некрупных предприятий. Так, если стоимость заказа не превышает 200 млн руб., то в конкурсе на его выполнение должны участвовать только малые и средние предприятия. Если же сумма колеблется в пределах от 200 до 400 млн руб., то заказчик имеет право принимать заявки как от субъектов малого и среднего бизнеса, так и от крупных компаний.

О сокращении срока оплаты до 15 дней по госконтрактам для субъектов малого предпринимательства

Согласно части 13.1 статьи 34 ФЗ № 44, госзаказчик должен расплатиться с подрядчиком в течение 30 дней с момента приемки исполненного (в целом или определенной партии) товара (выполненного этапа работ и т. д.). Однако если подрядчиком выступает представитель малого или среднего бизнеса, то оплата за поставленную продукцию, в силу части 8 статьи 30 ФЗ № 44, должна быть проведена в течение 15 дней.

Предусмотрена ли с учетом этого оплата субъекту малого предпринимательства за 15 дней при заказах по ФЗ № 223? Правило о сокращенном сроке оплаты не применяется к отношениям между обычными заказчиками (не госзаказчиками) и подрядчиками (малыми и средними предприятиями). Согласно пункту 14.3 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352, срок оплаты составляет 30 дней.

Однако пунктом 25 того же положения предусмотрены льготы для малых и средних предприятий. Например, размер обеспечения, которое требуется при заключении контракта, не должен быть более 5% от общей суммы сделки.

***

Подводя итог, остается отметить, что проведенный сравнительный анализ положений ФЗ № 44 и 223 (в том числе с учетом постановления Правительства РФ № 1352), предоставляющих льготы малым и средним предприятиям при закупках, будет удобной подсказкой для практиков, осуществляющих свою деятельность в данной сфере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *