Наблюдательный совет автономного учреждения

Что такое наблюдательный совет в автономном учреждении

Наблюдательный совет в данном случае является обязательным элементом управления в автономном учреждении. Н объединяет в своем составе ряд представителей государственных и муниципальных властей, коллектива учреждения и общественности. И наделен полномочиями по принятию:

  • Рекомендаций.
  • Заключений.
  • Решений.

При рассмотрении важных вопросов хозяйственной, а так же административной и финансовой работы учреждения.

Образец заключения НС АУ по плану ФХД

Нормативное регулирование

Все аспекты деятельности наблюдательного совета в данных учреждениях изложены в 174 ФЗ об автономных учреждениях, а именно:

  • Статья 8 об органах управления АУ.
  • Статья 10 о наблюдательном совете АУ.
  • Статья 11 об его компетенциях.
  • Статья 12 о порядке ведения заседаний.

Отличия от АО и ООО

Наблюдательные советы имеются и в других типах хозяйственных обществ (АО или ООО), но у них есть различия:

  • Деятельность данного органа в АУ строго регламентирована соответствующими статьями закона.
  • В данном случае наблюдательный совет в большей степени контролирует расходование руководителем финансов и имущества, а не защищает интересы инвесторов как в АО.
  • Не вмешивается в оперативное управление деятельностью учреждения.
  • Назначается единственным учредителем АУ, а не избирается собранием акционеров.

Состав

Состоит совет из 5 – 11 участников, которые представляют:

  • Учредителя.
  • Исполнительные властные органы или местное самоуправление. Всего из органов власти и управления должно быть не более трети участников, из них половина от учредителя.
  • Представители местной общественности, имеющие достижения в данной сфере.
  • Представители учреждения (не более трети).
  • Руководство учреждения в НС не допускаются.

Полномочия и функции

Полномочия и функции совета распределены следующим образом. Он дает рекомендации по вопросам:

  • Изменений в уставе.
  • Открытия или закрытия филиалов и представительств.
  • Реорганизации или закрытия учреждения.
  • Оперативного управления имуществом.
  • Утверждения плана работы и бухгалтерской отчетности.
  • Совершению имущественных сделок.

Заключения по вопросам, касающихся:

  • Участия АУ в других юрлицах, включая и внесения долей в уставной капитал.
  • Проекта хозяйственной деятельности.
  • Открытия банковского счета.

Принимает решения:

  • При крупных сделках или сделках, в которых имеется заинтересованность.
  • По проведению аудита.

Образец документа наблюдательного совета АУ с решением и рекомендациями

Заседания НС АУ

Заседания совета происходят по надобности, но не реже чем раз в один квартал. Собирается председателем или учредителем. Допускается участие в работе руководителя учреждения, в качестве приглашенного. Порядок заседания регламентируется Положением, в котором прописаны:

  • Порядок извещения членов НС о сроке и месте его проведения.
  • Обязанности председателя при подготовке заседания.
  • Определение кворума, необходимого для ведения собрания.
  • Порядок и формула подсчета голосов.

Протокол

Процесс работы совета фиксируется в протоколе, который включает:

  • Список присутствующих участников НС и приглашенных.
  • Повестку дня.
  • Описание хода заседания.
  • Результаты голосования.
  • Решение совета.

Образец протокола наблюдательного совета автономного учреждения

Его работа

На своем первом заседании НС утверждает годовой план работ, в котором указывается:

  • Месяц проведения заседания.
  • Предполагаемая повестка дня.
  • Докладчик по главной теме.

Кроме того в плане должны быть учтены и внеочередные (по мере необходимости или по возникновению вопросов) заседания.

В процессе работы НС рассматривает предложения учредителя или руководителя учреждения и по результату рассмотрения, в пределах своих компетенций, совет вырабатывает:

  • Заключения, в которых он одобряет или не одобряет предложенные на рассмотрение отчеты.
  • Рекомендации по принятию или отклонению представленных на рассмотрение административных или финансовых предложений.
  • Решения по определенным законом вопросам.

УЧРЕДИТЕЛЬ И НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Наблюдательный совет автономного учреждения — это коллегиальный орган, рассматривающий широкий спектр вопросов, создание которого в автономном учреждении обязательно. Как показала практика, решения наблюдательного совета порой становятся причиной серьезной головной боли для органов исполнительной власти, реализующих полномочия учредителя. О том, как учредителю правильно организовать работу наблюдательного совета, мы расскажем в этой статье.

Состав наблюдательного совета

Необходимость создания наблюдательного совета автономного учреждения, его компетенция и задачи установлены Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ). Статьей 10 Закона № 174-ФЗ установлен порядок формирования наблюдательного совета.
В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем 5 и не более чем 11 членов. В его состав входят представители учредителя автономного учреждения, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которых возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. Численность и представительство наблюдательного совета указываются в уставе автономного учреждения.
В состав наблюдательного совета могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители работников самого автономного учреждения.
Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в его составе не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. При этом не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители учредителя автономного учреждения.
Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.
Так как количество представителей отдельных групп наблюдательного совета ограниченно, то при каждой возможной численности членов наблюдательного совета получается вполне определенный «качественный» состав совета.
В Таблице № 1 представлены возможные варианты соотношения различных представителей в составе наблюдательного совета численностью от 5 до 11 его членов.

Таблица № 1

Возможные варианты состава наблюдательного совета

Обязательное представительство Установленная численность наблюдательного совета, чел.
5 6 7 8 9 10 11
Структура состава наблюдательного совета
Представители учредителя 1 1 1 1 1–2 1–2 1–2
Представители органа управления имуществом 0 1 1 1 1 1 1
Представители иных государственных органов 0 0 0 0 0–1* 0–1 0–1
Представители общественности 3– 4 2–3 3–5 4–6 3–7 4–7 5–8
Работники учреждения 0–1 1–2 0–2 0–2 0–3 0–3 0–3

* — Один представитель иных государственных органов может присутствовать в совете при условии, что представитель учредителя один.
Указывая в вышеприведенной таблице количество членов совета той или иной категории, автор руководствовался п. 1 ст. 10 Закона № 174-ФЗ, в котором сказано, что наблюдательный совет состоит из представителей учредителя, органа управления имущества и представителей общественности. Иные категории в нем могут присутствовать, но это не обязательно.
Отметим, что при числе членов совета, равном пяти, невозможно выполнить требования п. 1 ст. 10 Закона № 174-ФЗ, ведь количество представителей органов государственной власти должно быть не более 1/3 от общего состава наблюдательного совета. Следовательно, совокупное количество представителей от учредителя и от органа управления имуществом должно быть не более 1,66. При этом количество наблюдателей от учредителя — не менее половины от представителей госорганов, то есть не менее 0,83. Таким образом, в наблюдательном совете должен быть один представитель учредителя и ни одного представителя органа управления имуществом, хотя, согласно п.

Органы управления автономным учреждением

Работникам бюджетной сферы хорошо известна «вертикаль власти», идущая от министерств и департаментов до подведомственных им учреждений. За многие годы работы руководители организаций хорошо изучили все достоинства и недостатки такой вертикали. Однако после преобразования бюджетного учреждения в автономное директорам придется заново выстраивать не только отношения с вышестоящей инстанцией, но и искать свое место среди органов управления АУ.

Структура, полномочия и перечень органов управления АУ установлены Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <1> (далее — Закон N 174-ФЗ). Согласно ст. 8 Закона этими органами являются:

  • наблюдательный совет;
  • руководитель АУ;
  • иные органы (общее собрание, ученый совет, художественный совет и т.п.).

<1> Статьей 23 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в этот Закон внесены некоторые изменения.

Очевидно, что для эффективного управления учреждением каждый управляющий орган необходимо наделить оптимальным набором полномочий и при этом учесть специфику конкретного автономного учреждения.

Наблюдательный совет

По замыслу законодателя наблюдательный совет является одним из элементов механизма управления АУ (порядок создания, формирования, а также полномочия наблюдательного совета изложены в ст. 10 Закона N 174-ФЗ). В него входят не менее пяти и не более одиннадцати членов, в том числе представители:

  • учредителя;
  • исполнительных органов власти, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (их количество не должно превышать 1/3 от общего числа членов совета);
  • общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности;
  • иных государственных органов, органов местного самоуправления;
  • работников автономного учреждения (их количество не должно превышать 1/3 общего числа членов совета).

Обратите внимание, что руководитель АУ, а также его заместители не могут быть членами наблюдательного совета, в то же время руководитель имеет право на участие в заседаниях совета с правом совещательного голоса.

Предельный срок полномочий совета составляет пять лет. Причем количество назначений одного и того же гражданина наблюдателем не ограничено по времени (п. 3 ст. 10 Закона N 174-ФЗ). Это означает одно: наблюдательный совет фактически создается с первого созыва на неопределенное время, поскольку состав наблюдателей может оставаться неизменным каждые пять лет.

Решение о назначении членов наблюдательного совета или о досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем АУ. Можно предположить, что учредитель будет заинтересован в «вечном мандате» членов совета. В свою очередь, доступ в наблюдательный совет представителям слоев общественности, оппозиционных учредителю, будет закрыт.

Круг вопросов, в решении которых принимает участие наблюдательный совет, довольно широк, но по многим направлениям его решения могут носить только рекомендательный характер. Особенно это касается использования имущества, реорганизации и структуры АУ, а также заключения сделок. Тем не менее учредитель может принять решения по данным вопросам только после изучения предложений и рекомендаций наблюдательного совета.

Очевидно, что, вводя такую норму, законодатель желал видеть наблюдательный совет в качестве органа, обладающего объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность АУ. Однако учредителю нетрудно будет получить согласие наблюдательного совета по тому или иному решению, если он утвердит «мандат доверия» лояльных к себе наблюдателей.

В компетенцию совета входят не только организационные вопросы, но и вопросы финансово-хозяйственной деятельности АУ. На совещаниях членам наблюдательного совета предстоит рассматривать проекты плана финансово-хозяйственной деятельности АУ, отчетов о деятельности АУ, использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность (по представлению руководителя АУ), а также предложения:

  • о совершении крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью;
  • о выборе кредитных организаций, в которых учреждение может открыть банковские счета;
  • о внесении изменений в устав АУ;
  • о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств АУ;
  • о реорганизации или ликвидации АУ;
  • об изъятии имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

Инициаторами рассмотрения большинства предложений могут быть руководитель, учредитель АУ. Окончательное решение по тому или иному вопросу (но с учетом мнения наблюдательного совета), как правило, принимает учредитель. Очевидно, что таким образом Закон N 174-ФЗ отводит наблюдателям роль своеобразного буфера во взаимоотношениях руководства АУ и его учредителя.

Правда, многие театры и концертные организации не нуждаются в промежуточном звене в виде наблюдателей. Поэтому для организаций культуры законодатель сделал исключение: согласно ст. 41.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1 (с изменениями и дополнениями) учредителю АУ предоставлено право упразднить наблюдательный совет по инициативе учреждения культуры. В этом случае функции совета будут исполняться учредителем.

Учредитель как орган управления

При буквальном прочтении положений Закона N 174-ФЗ орган государственной власти или местного самоуправления, учредивший АУ, не относится к его органам управления. В то же время ст. 9 «Компетенция учредителя в области управления автономного учреждения» входит в состав гл. 3 «Управление автономным учреждением» Закона N 174-ФЗ. Кроме того, по многим важнейшим вопросам финансовой и хозяйственной деятельности АУ за учредителем остается последнее слово. Попробуем разобраться, насколько значима его роль.

Согласно Закону N 174-ФЗ автономное учреждение может иметь только одного учредителя. Им может быть не любой орган государственной (муниципальной) власти, а только тот, который наделен соответствующими функциями и полномочиями. В соответствии со ст. 4 Закона N 174-ФЗ учредитель устанавливает для АУ задание и осуществляет финансовое обеспечение его выполнения. Однако на этом роль учредителя в жизни АУ не заканчивается.

Основной перечень вопросов, касающихся управления учреждением и находящихся в компетенции учредителя, приведен в ст. 9 Закона N 174-ФЗ. В то же время полномочия учредителей федеральных АУ расширены и уточнены Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» (далее — Постановление N 662).

В настоящее время полномочия учредителей федеральных АУ охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной функции: принимают решения, утверждают, устанавливают, выдают, согласовывают, назначают, заключают и расторгают договоры.

В компетенцию учредителя федерального АУ также входят следующие:

  • утверждение устава АУ и вносимых в него изменений;
  • установление задания в соответствии с предусмотренной уставом основной деятельностью;
  • принятие решения о создании или ликвидации филиалов, открытии или закрытии представительств, а также о реорганизации или ликвидации федерального АУ;
  • принятие решений относительно особо ценного движимого имущества (об отнесении к этому виду либо исключении из его состава);
  • выдача согласия на распоряжение недвижимым, а также особо ценным движимым имуществом;
  • выдача согласия на внесение учреждением денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юрлицам в качестве их учредителя или участника;
  • предоставление предложения о создании федерального бюджетного учреждения путем изменения типа федерального АУ;
  • назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение с ним трудового договора;
  • принятие решения об одобрении сделки с заинтересованностью, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в наблюдательном совете учреждения, а также сделок в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Обратите внимание, что без выполнения учредителем соответствующего управленческого действия большинство решений руководителя и наблюдательного совета останутся нелегитимными. Поэтому, по нашему мнению, учредитель как главный распорядитель бюджетных средств является для АУ ключевым управляющим органом.

Очевидно также и то, что учредителю для реализации управленческих функций придется содержать штат соответствующих специалистов. Кстати, согласно нормам Постановления N 662 он обязан в письменной форме доводить до автономного учреждения все свои решения в течение семи дней с даты их принятия.

На основе вышеизложенного предлагаем читателям следующую структуру управления автономным учреждением.

————————¬
¦ Учредитель ¦
L————T————
——————+—————¬
¦ Наблюдательный совет ¦
L—————-T—————-
———————+——————-¬
¦Органы управления автономным учреждением¦
L—T———————————-T—
———————+————¬———————+——————¬
¦ Руководитель ¦¦ Коллегиальные органы (совет, ¦
¦ ¦¦ конференция, общее собрание и т.п.) ¦
L———————————L—————————————-

Наблюдательный совет не случайно выведен за рамки органов управления, хотя согласно Закону N 174-ФЗ он таковым органом является.

С точки зрения объема полномочий и уровня ответственности за принимаемые решения учредитель — наиболее влиятельный управляющий орган. Ведь, кроме всего прочего, он оказывает непосредственное влияние на деятельность учреждения: выдает задание на оказание государственных услуг, выполнение которого является основной целью существования учреждения, принимает решения о прекращении деятельности АУ, если оно неудовлетворительно выполняет данное задание.

При этом наблюдательный совет становится промежуточным звеном, на рекомендации и замечания которого учредителю необходимо обращать внимание при принятии существенных решений относительно деятельности АУ. В свою очередь, руководитель учреждения согласно Закону N 174-ФЗ должен руководствоваться не только прямыми указаниями учредителя, но и рекомендациями наблюдательного совета.

А.Ю.Шихов

Ведущий эксперт

департамента государственного

и экономического консалтинга

ЗАО «МЦФЭР-консалтинг»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *