Содержание
Отражение амортизации в учете компании
Для отражения типовых операций согласно нормам приказа № 94н предназначен сч. 02, на котором формируются проводки по накопленной амортизации ОС. Этот счет является пассивным – с начислением износа по кредиту, списанием – по дебету. Соответственно, корреспондирующий счет будет зависеть от сферы деятельности организации и вида актива.
Обратите внимание! Если стоимость актива не превышает 40 000 руб., такой объект может быть сразу отнесен в состав МПЗ (материально-производственные запасы) и не требует начисления амортизации как ОС (п. 5 ПБУ 6/01).
Начислена амортизация – проводка
При начислении сумм амортизации проводка выполняется по кредиту сч. 02 в корреспонденции со сч. 08, 44, 23, 20, 25, 26, 79, 29, 97, 91, 83. Продолжительность износа зависит от СПИ (срок полезного использования) актива. Этот период устанавливается с учетом требований Классификатора ОС (Постановление Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г.). На сумму износа влияет выбранный метод расчета. При начислении амортизации операции могут быть записаны по-разному:
- Начислена амортизация по производственному оборудованию – проводка Д 20 К 02.
- Начислена сумма амортизации по вспомогательному оборудованию – проводка Д 23 К 02.
- При начислении сумм износа по оборудованию общепроизводственного или общехозяйственного значения – проводка Д 25 (26) К 02.
- В случае сдачи ОС в аренду выполняется такая проводка – сумма начисленной амортизации относится в кредит сч. 02, корреспондируя со сч. 91.
Списание амортизации – проводка
Когда ОС выбывает с баланса предприятия, необходимо выполнить списание актива. Для этого величина накопленного износа переносится с дебета сч. 02 в кредит сч. 01. В результате происходит закрытие сч. 02. Операция отражается так:
- Списана сумма начисленной амортизации – проводка Д 02 К 01.
Разберем, как на практике осуществляется начисление амортизации и списание износа при выбытии ОС.
Предположим, производственное предприятие приобрело станок по цене в 1 400 000 руб. Бухгалтером объект отнесен к 3 группе по Классификатору, а СПИ установлен в 40 мес. Методика расчета износа – линейная, сумма ежемесячной амортизации равна 35 000 руб. (1 / 40 мес. х 1 400 000,00 руб.). В учете операции по износу отражаются следующим образом:
- Ежемесячное начисление износа – проводка Д 20 К 02 на 35 000,00 руб.
Допустим, что через 3 года, то есть через 36 мес., руководство решило продать станок по цене в 250 000 руб. без НДС. Величина начисленного к этому времени износа равна 1 260 000 руб. (36 мес. х 35 000,00 руб.). Отразим операцию в учете:
- Продан объект покупателю – Д 62 К 91.1 на 295 000,00 руб. (250 000,00 руб. + 45 000,00 руб.).
- Выделен со сделки НДС – Д 91.2 К 68.2 на 45 000,00 руб.
- Списан накопленный износ – Д 02 К 01 на 1 260 000,00 руб.
- Списана стоимость (остаточная) объекта – Д 91.2 К 01 на 140 000,00 руб. (1 400 000,00 руб. – 1 260 000,00 руб.).
Налоговики и следователи договорились, кого можно считать «налоговыми злоумышленниками»
Следственный комитет и Налоговая служба разработали методические рекомендации по установлению фактов умышленной неуплаты налогов и формированию доказательной базы.
Отделения ПФР не вправе требовать у компаний нулевые СЗВ-М
Недавно Алтайское отделение ПФР выпустило неоднозначное информационное сообщение, касающееся правил представления СЗВ-М. В информации говорилось, что «даже в случае отсутствия работников, трудящихся по найму, работодатель все равно подает сведения, но только без указания списка застрахованных лиц».
В ПБУ «Учетная политика» внесены изменения
С 06.08.2017 года вступают в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ.
Недобросовестным налогоплательщикам могут отказать в приеме отчетности
Хабаровские налоговики сообщили, что территориальные инспекции вправе не принимать декларации у организаций, обладающих признаками недобросовестных плательщиков.
Как давать пояснения к расчету по взносам
Если в расчете по взносам отражены необлагаемые суммы либо пониженные тарифы, то при камеральной проверке расчета ИФНС направит вам требование. В нем она запросит документы, подтверждающие обоснованность отражения таких сумм и тарифов. Ваша задача — правильно ответить на это требование.
В целях налога на прибыль дата предъявления «первички» — это дата ее составления
Расходы на приобретение работ (услуг), выполненных (оказанных) сторонними организациями, признаются в «прибыльных» целях в том периоде, в котором документально подтвержден факт выполнения этих работ (оказания услуг). Минфин напомнил, что считать датой такого документального подтверждения.
Затраты на питьевую воду для офиса можно учесть в базе по налогу на прибыль
Расходы организации на приобретение питьевой воды для сотрудников и установку кулеров относятся к затратам на обеспечение нормальных условий труда, которые, в свою очередь, учитываются в составе прочих расходов. А значит, «водные» суммы можно без проблем включить в «прибыльную» базу.
Амортизируемое имущество в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете может амортизироваться следующее имущество:
- основные средства (ОС);
- нематериальные активы (НМА).
При этом из обеих групп имущества есть исключения:
Неамортизируемые основные средства:
ОС, используемые для целей мобилизационной подготовки и мобилизации, которые законсервированы и не используются в деятельности организации (абз. 2 п. 17 ПБУ 6/01 )
НМА с неопределенным сроком полезного использования (абз. 2 п. 23 ПБУ 14/2007 )
НМА некоммерческих организаций (п. 24 ПБУ 14/2007 )
ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01 ):
— земельные участки;
— объекты природопользования;
— объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.
Кроме того, амортизация ОС перестает начисляться в случае их перевода на консервацию на срок более 3 месяцев, а также в период восстановления объектов (ремонт, модернизация, реконструкция), продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01 ).
Сказанное выше означает: тот факт, что объект является основным средством или нематериальным активом, не предполагает однозначно, что по нему будет начисляться амортизация. Ведь, к примеру, амортизация земельного участка в бухгалтерском учете не начисляется.
Счет 25 Общепроизводственые расходы
курсы бухгалтера — учет расходов на производство
На счете 25 «Общепроизводственные расходы» плана счетов бухгалтерского учета собирается «информация» о всех расходах напрямую связанных с производством продукции или оказанием услуг, которые не возможно отнести сразу на конкретную продукцию и подлежащих распределению по видам продукции по итогам месяца по специальному алгоритму .
В отличие от счете 20 «Основное производство», счет 25 предназначен для сбора информации о тех расходах на производство, которые согласно учетной политике организации подлежат распределению по итогам месяца. Распределение таких расходов происходит по некому алгоритму распределения, обычно разработанному организацией исходя из налогового и бухгалтерского законодательства.
К расходам на производство, подлежащим распределению на виды продукции в незавершенном производстве обычно относят расходы на электроэнергию, заработанную плату вспомогательных служб, услуги сторонних организации по обслуживанию и ремонту оборудования.
Аналитический учет по счету 25 «Общепроизводственные расходы» в программе 1С 8 ведется по:
— подразделениям организации
— статьям затрат
Проводки по счету 25 «Общепроизводственные расходы»
НАЧИСЛЯЕМ амортизацию производственного оборудования
Проводка. Д.счета 25 «Общепроизводственные расходы» — К.счета 02 «Амортизация ОС»
Отражаем начисление амортизации производственного оборудования.
Сумма. сумма, указана в док.»Бухгалтерский расчет»
Дата проводки. конец месяца
СПИСЫВАЕМ производственное оборудование в момент выдачи в пр-во
Проводка. Д.счета 25 «Общепроизводственные расходы» — К.счета 10 «Материалы»
Отражаем списание инструмента в момент передачи в производство.
Сумма. сумма, указанная док.»Бухгалтерский расчет»
Дата проводки. дата док.»Бухгалтерский расчет»
НАЧИСЛЯЕМ производственные расходы от поставщиков работ, услуг
Проводка. Д.счета 25 «Общепроизводственные расходы» — К.счета 60 «Расчеты с поставщиками»
Отражаем оприходование производственных расходов от поставщиков работ, услуг.
Сумма. сумма, указанная в док.»Акт приемки-передачи».
Дата проводки. дата из док.»Акт приемки-передачи»
НАЧИСЛЯЕМ расходы по социальному страхованию
Проводка. Д.счета 25 «Общепроизводственные расходы» — К.счета 69 «Расчеты по социальному страхованию»
Отражаемм начисление расходов по социальному страхованию производственных рабочих и персонала.
Сумма. сумма, указанная в док.» Бухгалтерский расчет «.
Дата проводки. дата из док.» Бухгалтерский расчет «.
РАСПРЕДЕЛЯМ расходы между продукцией в незавершенном производстве
Проводка. Д.счета 20 «Основное производство» — К.счета 25 «Общепроизводственные расходы»
Отражаем распределение расходов на продукцию в незавершенном производстве.
Сумма. сумма, указанная в док.» Бухгалтерский расчет «.
Дата проводки. дата из док.» Бухгалтерский расчет «.
Амортизация и износ ОС
Амортизацией основного средства называются ежемесячные отчисления части его стоимости на производственные затраты. Амортизацию следует отличать от износа:
- Износ — это снижение стоимости объекта;
- Амортизация — постепенный перенос его стоимости на производимую продукцию.
Стоит заметить, что понятие износа не закреплено в бух.учете. Это, скорее, экономический термин. При амортизации стоимость ОС списывается на счета затрат, при износе — напрямую на счет расходов.
Счетами затрат, в зависимости от вида затрат (общехозяйственные, производственные и др.), могут быть 20, 26, 44, 08 и т.д. Отчисления по амортизации начинают начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию до полного погашения стоимости ОС либо до списания объекта с учета.
Объекты ОС, которые не амортизируются:
- Оборудование стоимостью менее 40 000 руб. единовременно списываемое в состав материально-производственных запасов;
- Участки земли;
- Объекты природопользования (водные и пр.);
- Незавершенное строительство;
- Ценные бумаги и др.
Способы начисления амортизации
Существует несколько видов амортизации и каждый из них имеет свои плюсы и минусы:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- начисление суммы, в зависимости от производительности объекта;
- начисление суммы, в зависимости от срока службы объекта.
Линейный
Линейный способ – самый простой. Он не требует сложных вычислений и выплачивается в равных долях по месяцам, когда происходит начисление амортизации. Для расчета суммы амортизации берется стоимость объекта и делится на срок использования по месяцам. Далее, решается простая пропорция процента к сумме. Этот способ полезен при сохранении качества производимой продукции вне зависимости от степени износа объекта.
Пример: цена объекта – 600000, срок его работы – 5 лет. Это значит, что годовая выплата составит 20% от стоимости объекта или 120000. Соответственно месячная сумма составит 10000.
Способ уменьшаемого остатка
Второй способ в нашем списке зависит от годового коэффициента ускорения, устанавливаемого фирмой. Такой метод применим в том случае, если качество товара зависит от уровня износа оборудования.
Пример: цена оборудования – 600000, срок его работы – 5 лет. Годовая выплата так же 20%, но теперь есть коэффициент ускорения, скажем, 2. Он означает, что годовой процент от неамортизированной суммы умножается на 2. А значит, в первый год это: 600000 * 0,4 = 240000, во второй: 600000 – 240000 = 360000; 360000 * 0,4 = 144000; и так далее. В последний год амортизация начисляется из остатка суммы.
В зависимости от производительности объекта
Способ списания по производительности очень удобен для станков, машин и других объектов, которые поддаются прогнозированию ресурса. Расчет производится исключительно из произведенной работы при помощи этого объекта.
Пример: цена оборудования – 100000, его ресурс – 1000 продуктов. В этом месяце было произведено 100 продуктов, 10% от ресурса объекта. Это значит, что размер амортизации за этот месяц составит 10% от стоимости – 10000.
В зависимости от срока службы объекта
Способ начисления суммы прост и довольно часто используется вместо способа уменьшаемого остатка, потому что его удобно использовать в том случае, если качество товара напрямую зависит от объекта. Его суть заключается в выплате суммы равной отношению оставшихся лет эксплуатации ко всей сумме лет эксплуатации помноженной на стоимость объекта.
Пример: цена объекта – 100000, срок его работы – 6 лет. Сумма лет эксплуатации – 21. В первый год сумма выплаты составит 6/21*100000. Далее расчет производится по той же схеме. В последний год выплачивается остаток от общей суммы.