Неправомерное использование бюджетных средств

Анализ судебной практики: нецелевое использование бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

3. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 406-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 306.4 БК РФ

Комментируемая статья устанавливает первый из пяти составов бюджетных нарушений — нецелевое использование бюджетных средств.

В силу статьи 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

«Внимание!»
В отношении единого толкования нецелевого использования бюджетных средств Минфин России в Письме от 21.01.2014 N 02-10-11/1763 сообщил, что определение данного понятия содержится в БК РФ.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.

Таким образом, определение нецелевого использования бюджетных средств, представленное в статье 306.4 БК РФ, по мнению Минфина России, является достаточным.

Как пояснено в Письме Минфина России от 11.03.2014 N 02-10-10/10495, анализ правоприменительной практики, сложившейся к настоящему времени, показывает, что выявляемые органами государственного (муниципального) финансового контроля случаи нецелевого использования бюджетных средств обусловлены неправомерными действиями в процессе принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств.

При однократном совершении нецелевого использования бюджетных средств, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, назначение уполномоченного по бюджету является излишним.

Вместе с тем, при повторном совершении указанного нарушения санкции, предусмотренные КоАП РФ в отношении виновного лица, должны быть ужесточены.

Учитывая изложенное, Минфином России подготовлены поправки к Кодексу о признании утратившей силу части 2 статьи 306.4 Кодекса, а также предложения по внесению изменений в КоАП, предусматривающие отдельный состав административного правонарушения в виде повторного в течение года совершения нецелевого использования бюджетных средств и устанавливающих административную ответственность за него в виде дисквалификации должностных лиц на срок от двух до трех лет.

«Официальная позиция»
В Письме от 10.06.2014 N 02-10-11/27990 Минфин России разъяснил, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств исходя из полномочий, предусмотренных статьей 158 БК РФ, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В связи с этим главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность статьями 15.15.3-15.15.6, 15.15.9, 15.15.11, 15.15.14, 15.15.15 КоАП РФ и (или) выносится предписание о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Таким образом, в ходе реализации должностными лицами полномочий главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств нецелевое использование бюджетных средств не допускается.

Минфином России ведется работа по внесению поправок в проект федерального закона N 529548-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающих применение положений пункта 1 статьи 306.4 БК РФ только к получателям бюджетных средств.

«Судебная практика»
Поскольку глава 30 БК РФ введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ вместо главы 28 и действует сравнительно недавно, судебная практика относительно ее применения еще не наработана.

В связи с этим при применении статьи 306.4 БК РФ необходимо учитывать подходы судов, сформировавшиеся относительно применения статьи 289 БК РФ, посвященной нецелевому использованию бюджетных средств до вступления в силу Закона N 252-ФЗ.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 N А56-20858/2013 суд указал, что по смыслу статьи 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30.01.2014 N А63-3948/2013 суд указал, что по смыслу статьи 289 БК РФ нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием нецелевого использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 N А26-6563/2013 суд отметил, что в соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.01.2014 N А21-9377/2012 отметил, что по смыслу статьи 289, пунктов 1 и 3 статьи 78 БК РФ любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Судом на основании заключения эксперта установлено ненадлежащее расходование ТСЖ бюджетных средств (субсидии) за фактически не выполненные работы, а значит, средства субсидии не были использованы ТСЖ на выполнение работ, состав которых определен договором с ТСЖ.

Как заключил ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 29.11.2013 N Ф03-5907/2013, суд отметил что исходя из смысла статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.10.2013 N А22-3092/2012 пришел к выводу, что по смыслу статьи 289 БК РФ нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 17АП-10972/2013-АК суд пришел к выводу, что при достижении цели бюджетного финансирования денежные средства не могут считаться использованными не по целевому назначению, отметив, что данный вывод соответствует и положениям статьи 289 БК РФ, из буквального содержания которой следует, что санкции в соответствии с данной статьей могут применяться в случаях, когда денежные средства направлены на иные цели, нежели цели, установленные при получении средств.

Как указал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 13.05.2013 N А53-26659/2012, по смыслу статьи 289 БК РФ нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Консультации и комментарии юристов по ст 306.4 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 306.4 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71 “Расчеты с подотчетными лицами” (А-П). Аналитический учет по счету ведется по каждому подотчетному лицу. После выдачи денег работнику, бухгалтер составит проводку:

Дебет 71 – выданы деньги под отчет

Кредит 50 (51)

Списание израсходованных подотчетных сумм производится на основании утвержденного авансового отчета и отражается по кредиту счета 71.

СПИСАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Вид расхода Проводка
− приобретено имущество Д 10 (08, 41) – оприходованы материалы (основные средства,

К 71 товары), приобретенные подотчетным лицом

При покупке ценностей в розничной торговле работник должен представить в бухгалтерию товарный чек или накладную и чек контрольно-кассовой машины (ККМ).

− расходы связаны с нуждами основного, вспомогательного или обслуживающего производств Д 20 (23, 29) – списаны расходы подотчетного лица на затраты

К 71 основного (вспомогательного, обслуживающего)

производства

− расходы связаны с управленческой деятельностью Д 25 (26) – оплачены подотчетными лицами общепроизводственные

К 71 (общехозяйственные) расходы.

− расходы связаны с продажей готовой продукции или товаров Д 44 – учтены в расходах на продажу затраты подотчетных лиц

К 71

− расходы на мероприятия непроизводственного характера (например, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и т.п.): Д 91 – учтены в составе прочих расходов затраты подотчетного

К 71 лица

СПИСАНИЕ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ

Цель командировки Проводка
− покупка, доставка основных средств (оборудования, автомобилей и т.п.) Д 08 – списаны затраты по командировке, связанной с покупкой,

К 71 доставкой основных средств

− покупка, доставка материалов Д 10 – списаны затраты по командировке, связанной с покупкой,

К 71 доставкой материалов

− покупка, доставка товаров Д 41 – списаны затраты по командировке, связанной с покупкой,

К 71 доставкой товаров

− заключение договоров о продаже продукции, изучение рынков сбыта в других регионах, участие в выставках Д 44 – списаны затраты по командировке, связанной с продажами

К 71

− участие в обучающих семинарах, собраниях акционеров, другие цели, связанные с производственной деятельностью Д 26 – списаны затраты по командировке, необходимой для

К 71 управленческих нужд организации

− гарантийный ремонт ранее проданной продукции (если создан резерв на гарантийный ремонт) Д 96 – списаны затраты по командировке, связанной с возвратом,

К 71 транспортировкой бракованной продукции

− командировка непроизводственного характера (например, проверка летнего лагеря, находящегося на балансе предприятия) Д 29 (91) – списаны затраты по командировке, непосредственно не

К 71 связанной с производственной деятельностью пред-

приятия

− устранение последствий чрезвычайных ситуаций Д 91 – списаны затраты по командировке, связанной с

К 71 устранением последствий чрезвычайной ситуации

Если у работника остался неизрасходованный остаток аванса, то в течение 3-х дней, отведенных для составления авансового отчета, он должен быть возвращен в кассу по приходному кассовому ордеру. В бухгалтерском учете такая операция оформляется проводкой:

Д 50 – возвращен в кассу остаток аванса от подотчетного лица

К 71

Если сотрудник обоснованно израсходовал деньги на сумму большую, чем выданный аванс, то сумма перерасхода возмещается ему из кассы организации на основании утвержденного авансового отчета.

Неправомерное расходование денежных средств

Эта операция оформляется проводкой:

Д 71 – возмещены сотруднику расходы, превышающие сумму выданного аванса

К 50

Если работник не возвратил подотчетную сумму в установленный срок, то в течение месяца (срок исковой давности) по распоряжению руководителя предприятия она должна быть удержана из заработной платы работника. Данная операция оформляется проводками:

Д 94 – отражена не возвращенная в срок подотчетная сумма

К 71

Д 70 – удержана из заработной платы работника невозвращенная подотчетная сумма

К 94

Пока не сданная в срок сумма числится за работником, она расценивается как предоставленный ему заем. В то случае должна быть исчислена материальная выгода от использования заемных средств. Если же долг будет списан за счет средств организации, то эту сумму нужно включить в совокупный доход работника и удержать с нее налог на доходы физических лиц.

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

ведется на счете 73 “Расчеты с персоналом по прочим операцияфм” (А − П). К счету могут быть открыты субсчета: 73-1 “Расчеты по предоставленным займам”;

73-2 “Расчеты по возмещению материального ущерба”;

73-3 “Расчеты за товары, предоставленные в кредит”;

73-4 “Расчеты по страхованию” и др.

Действующее законодательство РФ не содержит понятия «неправомерное расходование бюджетных средств», однако квалификация различными контрольными органами выявленных нарушений в качестве «неправомерных» — довольно распространенный случай. Из этого можно сделать вывод, что под «неправомерным расходованием» подразумевается расходование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства, то есть термин «неправомерное расходование» является синонимом термина «незаконное использование».

К указанным нарушениям можно отнести, в частности:
— осуществление авансовых платежей сверх установленного размера;
— использование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами;
— переплаты и неположенные выплаты заработной платы (денежного содержания, довольствия);
— сверхнормативные расходы (кроме переплат и неположенных выплат заработной платы (денежного содержания, довольствия).

Обратите внимание: согласно ч. 4 Указа Президента РФ от 25.06.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Необходимо отметить, что на практике данная норма не всегда является работоспособной. Например, в настоящее время в связи с отменой с 01.01.2010 ст. 231 БК РФ отсутствует правовой механизм возмещения средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению. При выявлении указанных нарушений контрольные органы вынуждены ограничиваться привлечением должностных и юридических лиц к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Также не допускается взыскание с работников излишне выплаченных сумм заработной платы (денежного содержания, довольствия), за исключением случаев, установленных ст.

Возврат неправомерно потраченной суммы субсидии

А. Гусев

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 12/2017

Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.09.2017 № 02-07-10/59464.

В комментируемом Письме от 14.09.2017 № 02-07-10/59464 Минфином рассмотрен вопрос о возврате бюджетным учреждением неправомерно потраченной суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Согласно положениям ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» законами субъектов РФ может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет субъекта РФ остатка субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания бюджетными учреждениями субъекта РФ в объеме, соответствующем не достигнутым ими показателям госзадания.

Положениями ст. 69.2 БК РФ определены основные требования к формированию государственного (муниципального) задания и его финансовому обеспечению. В силу п. 5 ст. 69.2 порядок формирования задания и финансового обеспечения его выполнения должен устанавливать в том числе правила и сроки определения объема такого обеспечения, включая возврат субсидии в объеме, соответствующем показателям задания, которые не были достигнуты.

Таким образом, законодательство предусматривает возврат бюджетными учреждениями субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в случае невыполнения его качественных и (или) количественных показателей. А вот возврат данной субсидии в связи с неправомерным ее использованием действующим законодательством не предусмотрен.

Вместе с тем следует отметить, что в ч. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» сказано: бюджетные средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям контрольных органов в течение месяца после выявления указанных нарушений.

Напомним, что понятие «неправомерное расходование» действующим законодательством не определено, вместе с тем квалификация выявленных нарушений в качестве такового широко распространена в практике государственного (муниципального) финансового контроля. По мнению Минфина, высказанному в Письме от 25.04.2017 № 02-09-08/24851, при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств надо исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия) – если они противоречат требованиям правовых норм.

В сложившейся практике к неправомерному расходованию средств относят действия (бездействие) должностных лиц учреждения, противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся БК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Следовательно, под неправомерным расходованием подразумевается расходование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства, то есть термин «неправомерное расходование» является синонимом термина «незаконное использование средств».

Исходя из требований названного выше указа Президента № 1095 контрольные органы вправе потребовать возврата суммы незаконно израсходованных бюджетных средств.

БК РФ предусматривает право органов внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля направлять в адрес проверяемых организаций и учреждений свои представления и предписания.

В силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного (муниципального) финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган госфинконтроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Предписание от представления отличается тем, что выносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования лицом проведению контрольных мероприятий, и тем, что неисполнение предписания в силу ч. 4 ст. 270.2 БК РФ является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба. То есть предписание, в отличие от представления, содержит обязательные для исполнения требования об устранении нарушений и (или) о возмещении ущерба.

Направляемые в учреждение представления органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны содержать:

  • требования о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений или о возврате предоставленных средств бюджета;

  • обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, предписания чаще всего содержат в себе требования:

  • в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;

  • проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

Необоснованные и нецелевые расходы

сообщаем следующее: Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н.

Что касается необоснованных расходов, законодательство устанавливает ряд требований к ведению бухучета, в частности основанием для бухгалтерской записи являются первичные учетные документы, прошедшие внутренний контроль. Объясняется это тем, что бухучет ведется на основании первичных документов. Первичный документ нужно составлять при совершении каждого факта хозяйственной жизни, а если это невозможно – непосредственно после его окончания. Такие правила установлены статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

По результатам ревизии финансовой деятельности учреждения могут быть выявлены необоснованные расходы. Это может быть, например, безосновательное списание материальных ценностей, которое может повлечь за собой незаконные расходы и недостачи активов.

Финансовым нарушением, связанным с необоснованным списанием имущества, могут признать следующие действия:
– списание имущества без подтверждающих документов;
– нарушения в ведении учета при выбытии активов;
– списание имущества не в установленном порядке.

В соответствии со статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как проверить целевое использование бюджетных средств

Для учреждения самым значимым принципом бюджетной системы является принцип адресного и целевого характера бюджетных средств ( ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).*

Следует отличать целевое использование бюджетных средств от эффективного – это разные вопросы. Однако, как правило, Росфиннадзор и другие органы государственного контроля проверяют их одновременно. Поэтому и учреждение при проверке целевого расходования средств одновременно должно оценивать и эффективность расходов.

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.*

Но нередко расходы можно с равным основанием отнести на разные статьи или подстатьи классификации. В этом случае финансирование расходов за счет средств, выделенных на любую из допустимых статей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств ( п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009, от 23 октября 2009 г. № А82-4749/2009).

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств в следующих случаях:

кассовый расход проведен по коду КОСГУ, который не соответствует экономическому содержанию расхода;

бюджетные средства, выделенные на текущий финансовый год, израсходованы в счет предстоящих платежей следующего финансового года (например, перечисление налогов авансом в декабре);

оплачены дополнительные расходы, которые прямо не предусмотрены законодательством в некоторых случаях (например, отдельные виды командировочных расходов);

перечислен аванс по контракту сверх предела, установленного для авансовых платежей ( п. 17 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272);

бюджетные средства израсходованы без оправдательных (первичных) документов;

выплачены надбавки или доплаты к зарплате сверх нормативов, использованных при расчете и утверждении сметы;

оплачены иные расходы, на которые не были доведены лимиты бюджетных обязательств (не согласованы с учредителем);

оборудование, приобретенное за счет средств бюджета для конкретных целей, используется по другому назначению, например, для ведения коммерческой деятельности.

Ошибки указания кодов КОСГУ очень часто служат для государственных контролеров основанием для того, чтоб зафиксировать нецелевое использование бюджетных средств. Большое значение таких ошибок связано с тем, что они самый очевидный признак расхода на цели, не указанные в смете.*

Но не каждую ошибку нужно считать нецелевым использованием средств. Бывают также ситуации, когда использование определенного кода КОСГУ связано с указаниями ГРБС или органов казначейства. Применение неправильного кода КОСГУ будет обычным нарушением методологии в следующих случаях:

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);

порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;

на момент перечисления платы за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы;

установлено, что ошибочные действия совершены неумышленно.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, писем Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 02-07-10/534, от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856.

Следует отметить, что на самые острые вопросы, которые не отражены в методологии применения КОСГУ, представители финансового ведомства ежегодно дают письменные и устные разъяснения. Учреждение может задать вопрос о предстоящих расходах или воспользоваться более ранними разъяснениями. Определение правильного КОСГУ для хозяйственной операции или вида однородных операций – это уже элемент контроля, который также позволит избежать ошибок в бухучете.

Предварительный контроль

Предварительный контроль целевого использования средств в учреждении прежде всего связан с формированием сметы.

Поэтому при разработке обоснований к каждой статье КОСГУ сметы перепроверяйте коды запланированных расходов. Это не менее важно, чем правильно рассчитать размер плановых затрат.

Следите за правильностью применения расчетных тарифов и нормативов и убедитесь, что итоговые показатели бюджетной сметы соответствуют доведенным лимитам бюджетных обязательств ( п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Эффективность контроля в дальнейшем во многом зависит от качества и степени детализации расчета. Учитывайте также, что наличие подробных обоснований к смете – это один из вопросов, изучаемых Росфиннадзором в ходе государственного финансового контроля.

Пример предварительного контроля

В ноябре 2013 года экономист казенного учреждения «Альфа» А.С. Кондратьев составил проект сметы на 2014 год и расчет плановых сметных показателей к бюджетной смете.

В расчете плановых сметных показателей экономист отнес расходы на изготовление мебели для аудиторий на подстатью 226 КОСГУ. Однако на основании указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы на изготовление основных средств следует относить на статью 310 КОСГУ.

Положением о внутреннем контроле учреждения предусмотрено, что проект сметы перед направлением на утверждение ГРБС должен быть рассмотрен проверочной комиссией. Положение устанавливает, что при этом обязательна проверка правильности кода КОСГУ по каждой запланированной операции.

В рамках предварительного контроля комиссия по проведению внутренних проверок обнаружила допущенную ошибку и указала на нее. Экономист внес изменения в расчет плановых сметных показателей к бюджетной смете.

Организация текущего контроля

На этапе исполнения сметы организуйте текущий контроль целевого расходования бюджетных средств. На практике это означает, что учреждение должно определить порядок контроля:

остатков лимитов бюджетных обязательств перед заключением контрактов;

документов оснований на предмет их законности, правильного оформления и соответствия утвержденной смете (накладных, актов выполненных работ, счетов на оплату, авансовых отчетов, ведомостей и т. д.);

кассовых заявок, платежных поручений и кассовых расходных ордеров на предмет наличия оснований к ним, соответствия смете и классификации КОСГУ, действующей на момент платежа;

данных бухучета на предмет правильности применения кодов КОСГУ и выявления не предусмотренных сметой операций.*

Чтобы выполнить все вышеуказанные контрольные процедуры эффективно и с наименьшими трудозатратами, продумайте документооборот и функции сотрудников на всех его этапах.

В качестве примера можно привести несколько общих ситуаций. Так, контрактная служба (контрактный управляющий)должны участвовать в подготовке обоснований к смете. А план-график закупок изначально нужно готовить на основании утвержденной сметы и в дальнейшем не допускать расхождений между ними. При этом и сам план-график закупок, и любое изменение в нем обязательно должны визироваться сотрудником, ответственным за общее ведение сметы.

Комиссия по проведению закупок перед определением поставщика должна обязательно удостовериться, что условия закупки соответствуют бюджетным назначениям.

Документы-основания перед их утверждением к оплате должны сверяться с данными сметы.*

Организовать сверку со сметой не так уж сложно. Если объем операций небольшой, то применение кода КОСГУ к каждому документу может определять лично главный бухгалтер. Если документооборот слишком велик для того, чтоб с этим справлялось одно лицо, то нужно распределить обязанности. Для этого доведите до лица, ответственного за обработку определенного вида документов, данные о сметных назначениях по тем КОСГУ, к которым относятся его документы. Например, бухгалтеру по зарплате сообщите размер ЛБО по подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» и перечень выплат, предусмотренных сметой по этой статье. А бухгалтеру по учету материалов сообщите аналогичные данные по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и подстатье КОСГУ 222 «Транспортные услуги». Бухгалтеры участков будут определять код КОСГУ по поступающим к ним документам. Дополнительно они должны будут сверять документы с перечнем расходов, предусмотренных по контролируемой ими подстатье сметы (если глубина детализации обоснований к смете это позволяет). Если расшифровки к статьям и подстатьям сметы недостаточно подробны, то бухгалтер просто удостоверится в наличии остатков по «своей» подстатье. Обо всех несовпадениях бухгалтеры участков должны сообщать главному бухгалтеру (или его профильному заместителю).

Бухгалтер по учету операций по лицевым счетам, перед тем как подготовить платеж, должен убедиться в наличии документа-основания *и еще раз проверить правильность присвоенного по нему кода КОСГУ. Кассир должен выполнить те же процедуры в отношении кассовых документов. Учитывайте, что в случае выплат из кассы учреждения расходный ордер нужно дополнительно сверить с кодом КОСГУ, который указан в заявке на получение наличных денег ( ф. 0531802). Если деньги из кассы будут выплачены не для тех целей, ради которых были сняты с лицевого счета, то даже наличие остатков по этой статье КОСГУ не помешает ревизорам квалифицировать выплату как нецелевую ( постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А33-6767/08-Ф02-7084/08).

На стадии оплаты обязательств важно организовать правильное взаимодействие с органами казначейства, которые при санкционировании кассовых заявок проверяют правильность применения кодов КОСГУ и остатки ЛБО по этим статьям ( п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н). Когда казначейство не принимает заявку, не старайтесь «пропихнуть» платеж по любому КОСГУ.

Если код был неверно определен при утверждении сметы, то предварительно обратитесь к ГРБС с просьбой внести изменения в смету. Если ошиблись органы казначейства, то обязательно направьте им письмо с Обоснование

Поговорим о неправомерном использовании средств (Гусев А.)

Принятие к учету расходов, не подтвержденных оправдательными документами
В соответствии со ст. 9 Закона о бухгалтерском учете <1> и п. 7 Инструкции N 157н <2> все хозяйственные операции, проводимые государственными (муниципальными) учреждениями, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
———————————
<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Несмотря на наличие указанных требований и на то, что узнают о них будущие бухгалтеры и финансисты, наверное, еще учась на первом курсе вуза, данное нарушение продолжает встречаться чуть ли не повсеместно. Сюда можно отнести и списание продуктов питания в объеме, не подтвержденном первичными документами и нормами закладки продуктов, и оплату проезда в служебную командировку, не подтвержденную проездными билетами <3>, и многие другие случаи.
———————————
<3> Пункт 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
Осуществление авансовых платежей сверх установленного размера
Ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете или нормативно-правовом акте по его реализации законодательно устанавливается ограничение по размеру внесения авансовых платежей получателями средств федерального бюджета.
Осуществление получателями средств федерального бюджета авансовых платежей с превышением указанных нормативов будет квалифицировано контрольными органами как неправомерное расходование бюджетных средств.
Расходование бюджетных средств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств
В соответствии с ч. 2 ст. 72 и ч. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 72 БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение казенным учреждением указанных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Переплата и неположенная выплата заработной платы
Данная группа включает в себя различные нарушения — от допущенных в результате арифметических ошибок до сознательных переплат и неположенной выплаты зарплаты (денежного содержания, довольствия), надбавок и доплат, премий, вознаграждений и компенсаций, не предусмотренных штатным расписанием и нормативно-правовыми актами. В частности, к указанной категории нарушений относятся:
— установление руководителем учреждения самому себе различных стимулирующих надбавок и премий;
— нарушения оплаты работы в выходные и праздничные дни;
— нарушения при определении среднего заработка для расчета отпускных сумм и других выплат;
— нарушения при применении районного коэффициента и начислении «северных» надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— факты осуществления незаконных доплат к заработной плате штатным сотрудникам за выполнение работ, входящих в круг их обязанностей, за совместительство, замещение временно отсутствующих работников;
— оплата труда без учета фактически отработанного времени;
— начисление и выплата зарплаты в большем размере в результате неправильного применения норм оплаты труда, счетных ошибок и неверно определенного среднего заработка;
— другие нарушения.
Использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников
Примером данного нарушения может служить использование бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, оказанных арендаторам, без их возмещения арендаторами, а также использование бюджетных средств на содержание имущества, переданного в аренду. Напомним, что при сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем за бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания названного имущества учредителем не осуществляется (ч. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях <4>). В свою очередь, при сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на это, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (ст. 4 Закона об автономных учреждениях <5>).
———————————
<4> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
<5> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
При выявлении ревизорами случаев оплаты содержания указанного имущества за счет средств субсидий, выделенных бюджетному или автономному учреждению, эти расходы будут признаны незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Однако закон не устанавливает, что является такими расходами для каждого вида имущества. То есть в договоре аренды должно быть четко прописано, какие расходы подлежат возмещению арендатором. В частности, к данным расходам относятся затраты на коммунальные услуги.
Возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором расчеты по коммунальным, эксплуатационным и административно-хозяйственным услугам регулируются договорами, заключенными в соответствии с Письмом Минимущества России от 17.09.2001 N НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования». Указанным Письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы в состав арендной платы включаться не должны. Платежи по ним должны производиться арендатором по отдельным договорам на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенным с организацией-арендодателем. Следовательно, оплата коммунальных и эксплуатационных услуг не должна включаться в договоры аренды недвижимого имущества. Цель договора на возмещение коммунальных услуг — возмещение затрат арендодателя по оплате коммунальных услуг.
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт имущества, переданного в аренду, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или договором аренды. Поэтому в договоре аренды должно быть четко указано, кто будет осуществлять капитальный ремонт арендованного имущества. Капитальный ремонт должен проводиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью — в разумный срок. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (ч. 2 ст. 616 ГК РФ). Однако закон не определяет, что является такими расходами для каждого вида имущества.
С опорой на вышеизложенное, если в договоре указана обязанность арендатора производить за свой счет тот или иной вид ремонта, осуществление учреждением соответствующих расходов будет признано неправомерным использованием средств.
Неправомерное расходование средств при ремонтно-строительных работах
К данной группе относятся следующие нарушения:
1. Оплата фактически не выполненных ремонтно-строительных работ. В ходе ревизий и проверок контрольные органы проводят контрольные обмеры выполненных объемов работ, в результате которых выявляются различные нарушения, допущенные при выполнении ремонтно-строительных и строительно-монтажных работ: завышение физических объемов работ, повторная оплата одних и тех же работ, в том числе выполненных разными подрядными организациями, и т.д.
Отметим, что акт контрольного обмера, составленный контрольным органом в отсутствие представителей подрядчика, не может служить надлежащим доказательством объема и стоимости выполненных работ.
2. Завышение норм накладных расходов и сметной прибыли. Порядок определения величины накладных расходов в строительстве регламентирован МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве», утвержденными Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 6, либо — для районов Крайнего Севера — МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним», утвержденными Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 5. Необходимо отметить, что в связи с отказом в государственной регистрации Минюстом России (Письмо от 24.01.2005 N 01/471-ВЯ) и из-за отсутствия иных нормативных документов Госстроя в части определения норм накладных расходов вышеуказанные документы продолжают применяться, но в то же время носят рекомендательный характер.
Порядок определения величины сметной прибыли прописан в МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве», утвержденных Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 N 15, а также в Письме Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве».
3. Оплата работ завышенной стоимости вследствие неправильного определения стоимости временных зданий и сооружений. Порядок расчетов за строительство временных зданий и сооружений устанавливается согласно ГСНр 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ», утвержденному Постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 46. При строительно-монтажных работах необходимо руководствоваться ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45.
4. Оплата работ по завышенной стоимости из-за неправильного применения резерва средств на непредвиденные расходы. В соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ», утвержденными Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.
В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда государственным заказчиком является главный распорядитель средств) в размерах, не превышающих:
— 2% для объектов капитального строительства непроизводственного назначения;
— 3% для объектов капитального строительства производственного назначения;
— 10% для уникальных объектов капитального строительства, а также для объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений первого класса, объектов космической инфраструктуры, метрополитенов.
5. Оплата работ по завышенной стоимости вследствие неправильного определения дополнительных затрат при выполнении работ в зимнее время. Порядок расчета затрат при выполнении работ в зимнее время устанавливается согласно ГСНр 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время», утвержденному Постановлением Госстроя РФ от 19.06.2001 N 61, и ГСН 81-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время», рекомендованному к применению Письмом Росстроя от 28.03.2007 N СК-1221/02.
6. Прочие нарушения. К ним можно отнести:
— оплату работ при отсутствии проектно-сметной документации или актов выполненных работ;
— завышение индексов пересчета цен от базисного в текущий уровень;
— приписки физических объемов (включение в акты по форме КС-2 дополнительных объемов работ, которые фактически не выполняются);
— включение в акты затрат, учтенных в нормах накладных расходов и сметной прибыли;
— неправильное применение расценок и сметных цен;
— сокрытие выполненных объемов и предъявление их к оплате в последующих периодах с применением более высоких индексов пересчета цен;
— неполный учет (неучет) подрядной организацией стоимости возвратных материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых зданий и сооружений или их частей;
— включение в акты более дорогих стройматериалов и изделий вместо фактически примененных (установленных) — дешевых;
— повторный учет НДС в составе стоимости строительных материалов и изделий;
— повторную оплату стройматериалов и изделий, поставленных (приобретенных) заказчиком;
— повторное включение в акты (ф. КС-2) ранее оплаченных работ, а также вспомогательных работ и расходных материалов, учтенных в комплексных расценках;
— арифметические ошибки;
— включение в акты выполненных работ коэффициентов к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, нормам времени и затратам на эксплуатацию машин для учета влияния условий проведения работ, предусмотренных проектами;
— необоснованное включение в акты выполненных работ различных налогов, относимых на финансовый результат организации.
Нарушения, связанные с направлением работников в служебные командировки
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой (ст. 167 ТК РФ). При направлении в данную командировку работодатель обязан возмещать работнику (ст. 168 ТК РФ):
— расходы на проезд;
— расходы на наем жилого помещения;
— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
— иные расходы, произведенные работником с ведома или разрешения работодателя.
Согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, лицам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений определяются нормативными правовыми актами Правительства РФ. В свою очередь, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, лицам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов РФ, работникам государственных учреждений субъектов РФ, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления соответственно. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
С учетом вышеизложенного государственные (муниципальные) учреждения при направлении работников в служебные командировки обязаны руководствоваться нормами возмещения командировочных расходов, предусмотренными Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Самостоятельно устанавливать такие нормы даже за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, они не вправе.
В настоящее время единственным нормативным актом, регламентирующим размеры возмещения командировочных расходов для федеральных бюджетных учреждений, является Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление Правительства РФ N 729), а для федеральных органов власти — Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих». Кроме того, существует ряд нормативных документов, устанавливающих размеры возмещения командировочных расходов для отдельных органов власти.
Нарушения, связанные с направлением работников учреждением в служебные командировки, квалифицируемые в качестве неправомерного использования, связаны с возмещением расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно, на наем жилого помещения и возмещение суточных сверх установленных норм.
Нарушения при возмещении расходов на проезд с превышением допустимых норм, как правило, возникают при оплате стоимости проезда железнодорожным транспортом в вагоне повышенной комфортности категории «СВ» федеральным государственным гражданским служащим, замещающим главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы, при отсутствии разрешения руководителя учреждения. Следовательно, при возмещении расходов на проезд сотрудников в командировки нужно учитывать действующие нормы возмещения.
Характерное нарушение при возмещении расходов на наем жилого помещения — превышение установленных норм. Так, работникам учреждений, не являющимся федеральными государственными служащими, расходы на наем жилого помещения в месте нахождения в командировке возмещаются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не выше 550 руб. в сутки (п. 1 Постановления Правительства РФ N 729). В случае превышения данной суммы, как и в случае проезда к месту служебной командировки, расходы должны возмещаться за счет экономии денежных средств, выделенных из федерального бюджета, или за счет средств от приносящей доход деятельности.
При выплате суточных встречаются различные нарушения, например их выплата в неустановленном размере или неправильное определение дней, за которые они положены работнику. Кроме того, встречаются ситуации, когда не были оплачены суточные из-за болезни командированного работника в месте служебной командировки.
Неправомерное получение кредитов (займов)
казенными учреждениями
Напомним, что в силу ч. 10 ст. 161 БК РФ казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Прочие нарушения
К неправомерному использованию средств также относят следующие нарушения:
— оплату штрафов и иных санкций, наложенных на должностных лиц, за счет средств учреждения;
— неоприходование в кассу и неотражение в бухгалтерском учете и отчетности денежных средств, поступающих от физических лиц за оказанные услуги;
— начисление и выплату возмещения части процентной ставки по кредитам сверх предельных норм возмещения;
— сверхнормативное списание горюче-смазочных материалов;
— неправомерное списание ГСМ вследствие завышения показаний спидометра в путевых листах;
— нарушения, связанные с превышением предельных норм компенсации за использование личного транспорта для служебных целей.
* * *
В заключение напомним, что средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений (ч. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»).

В основе освоения бюджетных средств находятся два основополагающих принципа: целевой характер и адресность. Не допускается, чтобы бюджет расходовался по произвольному распоряжению. Впрочем, в нашем обществе отнюдь не редкость такое явление, как неправомерное использование государственных средств. Обычно это связано с переплатами бюджета. Во всех случаях за нарушения в освоении бюджетных денег предусмотрены административные и даже уголовные санкции.

Расходование сверх лимитов

Ключевые положения по бюджетным средствам закреплены в нормативно-правовых актах. Основная роль отводится «Бюджетному кодексу РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Перечень финансовых правонарушений представлен:

  1. Превышением расходной части над утвержденным финансово-хозяйственным планом за календарный год (например, закупка строительных материалов сверх положенной нормы).
  2. Неправомерным нарушением бюджетной классификации путем использования одних целевых средств на покрытие расходов других целей (ярким примером является перевод средств на ремонтно-строительные работы разных объектов муниципальной собственности).

    Превышение лимита

  3. Нарушением бюджетных уровней, когда расходы одной статьи должны покрываться за счет федерального (муниципального) бюджета.
  4. Направлением государственных денег на непредусмотренные планом расходы (например, покрытие задолженностей, которые связаны с внебюджетными источниками, а не самим бюджетом).
  5. Оказанием финансовой поддержки коммерческим структурам, не входящим в состав бюджетных организаций и фондов.
  6. Оплатой коммунальных расходов без возмещения финансового урона бюджету субъекта.
  7. Осуществлением капитального ремонта или строительства объектов, не входящих в государственную программу (например, застройка элитного микрорайона в обход муниципальных нужд).
  8. Нарушениями, связанными с выдачей субсидий и прочих дотаций нуждающимся регионам.

Таким образом, неправомерное использование бюджетных средств происходит в связи с неправильным толкованием классификации статьи расходов. Во многом это объясняется фактом коррупции. Но в некоторых случаях ошибки носят системный характер и должны выявляться контролирующим органом – Счетной Палатой.

Выплата заработной платы

Финансовые нарушения в бюджетной сфере труда считаются одними из самых серьезных в классификации. Здесь также различают фактор арифметических ошибок и сознательные переплаты с целью незаконного освоения бюджетных средств.

Неположенные выплаты могут быть представлены:

  • завышением заработной платы в обход трудовых нормативов и стажа
  • довольствием под прикрытием выплаты субсидий
  • надбавками и доплатами к уже имеющемуся заработку
  • премиями и финансовыми вознаграждениями за успехи в работе
  • непредусмотренными штатным регламентом компенсациями (моральный или физический вред здоровью)
  • иными нецелевыми денежными выплатами

Лишние премиальные

Отдельно следует отметить нарушения в руководящей сфере, когда начальство устанавливает себе различные премии и доплаты из бюджетных средств. Яркий пример: финансы предназначены для поощрения заслуженных работников организации, но идут в счет заработной платы гендиректора или главного бухгалтера. С юридической точки зрения это прямое нарушение ст. 22 Трудового кодекса (ТК РФ).

Надбавки, поощрительные выплаты и премии составляют общий бюджетный фонд оплаты труда. Согласно положениям, должностной оклад начальника формируется на основе средних заработных плат сотрудников в пятикратном размере. Следовательно, переплаты руководителю являются грубым нарушением трудового законодательства.

Неправомерными выплатами также признаются:

  • начисление оплаты за труд в выходные и праздники
  • некорректный расчет средней зарплаты
  • поощрительные выплаты за работу по непредусмотренному графику и кругу обязанностей
  • ошибки при учете надбавок за работу в условиях крайнего Севера или на вредных объектах

В итоге, неположенные выплаты связаны как с ошибкой в начислениях, так и с намеренным зарплатным завышением.

Расходование средств при ремонтно-строительных работах

Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.

Строительные работы

Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести контрольные ревизии и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:

  1. Намеренное завышение строительной сметы.
  2. Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
  3. Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
  4. Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
  5. Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.

На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).

Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:

  • сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
  • прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
  • поставщики должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
  • итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве

При расчете использования бюджета обязательно учитывается первичная документация: ордеры, накладные, смета, прейскуранты и т.д.

Нарушения по командировкам

Направление в командировку – это один из элементов рабочего распорядка в организациях и на предприятиях. Согласно ст. 167 ТК РФ, командированные получают денежное довольствие и сохраняют место работы вплоть до своего возвращения.

В обязанности работодателя входит возмещение следующих расходов сотрудника:

Средства для командировки

  1. Затраты на поездку до места командировки (оплата бензина – если это личный автомобиль работника, билеты на автобус, поезд, самолет, морской или иной вид транспорта).
  2. Затраты на оплату места проживания (съемная квартира, отель, комната в общежитии).
  3. Суточные – необходимы для проживания сотрудника вдали от места основной работы (затраты на питание, отдых, ГСМ).
  4. Прочие расходы, которые несет служащий в ходе пребывания в служебной командировке: получение визы, консульский пропуск и т.д.

По правилам расходы возмещаются сразу по приезду сотрудника. Для того чтобы затраты были возмещены в полном объеме, следует предоставить полный отчет о расходной части. Отметим, что здесь допускаются первые нарушения: с одной стороны работодатель может усомниться в правомерности расходов и не доплатить часть из них. С другой стороны расходы могут быть покрыты в большем объеме. Причем для финансирования используются бюджетные средства.

Пример: по локальным нормативам предприятия командированные должны проживать в съемной квартире. В обход этого правила работодатель позволяет своему заместителю заселиться в отеле. Следовательно, расходная часть будет возмещаться как стоимость проживания в номере гостиницы. Неоправданные затраты пройдут по статье бюджетных средств, тем самым нарушив целевой принцип.

Проведение проверки

Своевременное пресечение неправомерного использования бюджета входит в компетенцию контролирующих органов – Счетной Палаты и Российского финансового надзора.

При осуществлении проверки целевого использования бюджетных средств применяется особый порядок:

  • Проверка начинается с изучения финансовых и иных документов, связанных с расходом бюджета на нужды предприятия:

    Подписать заключение

  1. учредительные бумаги
  2. разработанный план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год (а в ряде случаев и на будущий)
  3. подтверждение исполнения бюджета в рамках хозяйственной деятельности (количество сотрудников, договор на использование имущества)
  • Письменный и устный опрос причастных к расходованию бюджетных денег (генерального директора, главного бухгалтера, штатных сотрудников и т.д.) – проверке подлежат не только денежные средства, но и бюджетное имущество.
  • Проведение сплошной инвентаризации собственности субъекта – оценка целевого и адресного принципов, эффективность использования, сохранность от преждевременной утраты.

Финансовый учет позволяет выявить как непреднамеренные, так и намеренные ошибки с подсчетами использования бюджетных средств. Санкции представлены устным предупреждением, выговором, отстранением от должности или материальным возмещением ущерба. Выявленные уголовные преступления рассматриваются в суде по особой процедуре.

Ответственность за нарушения

Нецелевое использование бюджетных денег влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказания административного характера в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (физические лица), возмещение от 5 до 25% от суммы неправомерно использованного бюджета (юридические лица)
  • дисквалификацией (занятие должности) от 1 до 3 лет

Наказания уголовного характера в соответствии с ч.1 ст.285.1 УК РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (либо вычеты из доходов осужденного за два года)
  • принудительным трудом на срок до 2 лет с параллельным снятием с должности на срок до 3 лет
  • временным ограничением свободы до полугода
  • тюремным заключением на срок до 3 лет

Как показывает практика, чаще всего осужденные снимаются с должности и вынуждены покрыть нанесенный ими ущерб.

Применение уголовных наказаний зависит от размера ущерба. Отсчет начинается с крупного ущерба от неправомерного использования бюджета – от 1,5 млн. рублей. Куда более серьезный особо крупный размер начинается с отметки 7,5 млн. рублей.

Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств – это злостное нарушение действующего законодательства. Необоснованные выплаты пресекаются надзорными органами. За нарушения предусмотрены административная и уголовная виды ответственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *