Нравственное содержание конституции

§ 1. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а также в конституционном национальном законодательстве.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., содержит рад принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Статья 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Статья 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.

Статья 12 гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам н& неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декларации прав Человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей.

Другой важнейший документ ООН — Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе и относящиеся к области прав в сфере правосудия.

Для уголовного процесса существенное значение имеют положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.

Статья 9 Пакта провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей. Каждому арестованному сообщается о причине его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье (или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть) и имеет право на судебное разбирательства в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если зад ржание незаконно. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гарантии против произвольного стеснения свободы и личной неприкосновенности, делают судебную власть гарантом неприкосновенности личности.

Статья 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы, и уважать их достоинство, присущее человеческой личности.

Статья 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место, в частности, по соображениям морали или когда того требуют интересы частной жизни сторон. Однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, «за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».

В ст. 14 Пакта содержатся формулировка презумпции невиновности, а также перечень процессуальных гарантий, которые, как минимум, должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на основе полного равенства. К их числу относятся, в частности, право знать характер и основания предъявляемого обвинения, о чем лицо должно уведомляться «в срочном порядке и подробно на языке, который оно понимает; быть судимым без неоправданной задержки; иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены; не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным; пользоваться бесплатной помощью переводчика; при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью защитника. Каждый осужденный за какое-либо преступление имеет право на то, Чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

Статья 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права — «нет преступления без закона» — nullum crimen — и положение об обратной силе уголовного закона, смягчающего ответственность, ст. 17 воспроизводит ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, цитированную выше.

Международный пакт о гражданских и политических правах, каким образом, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности, которые, как минимум, должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообщества.

В конституционном законодательстве всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.

Одна из ключевых статей Конституции РФ — ст. 2, помещенная в главе первой, где определяются основы конституционного строя, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Здесь мы имеем дело с формулировкой принципа гуманизма, выраженной в праве на высшем, конституционном уровне. Эта конституционная норма, воспроизводящая этический принцип, обязывает прежде всего последовательно реализовать идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гуманизм, человеколюбие должны пронизывать все отрасли права России. Все, что не соответствует признанию человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законодательства, какую бы область общественной жизни оно ни регулировало Гуманизм ведущий принцип правоприменительной деятельности. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Правосудие, деятельность судебной власти должны соответствовать принципу гуманизма. Процессуальное законодательство призвано создавать такой порядок судопроизводства, который обеспечивал бы защиту человека от правонарушении, в том числе от преступлении, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей В то же время и те, кто подозревается или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, должны быть ограждены от необоснованных обвинений и тем более необоснованного осуждения. Их свободы, права и законные интересы должны быть ограждены должным образом от необоснованного стеснения или нарушения, их человеческое достоинство не должно унижаться.

Статья 7 Конституции характеризует гуманистическую сущность Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Гуманизм права и правопорядка в России ярко выражает глава вторая Конституции «Права и свободы человека и гражданина» Статья 17 Конституции фиксирует, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы чело века и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. Статья 18 Конституции устанавливает, ч о правд и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение; законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само управления. Права и свободы обеспечиваются правосудием.

Регулируя начала правосудия, Конституция РФ фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности.

Важнейшая этическая категория — категория справедливости означает прежде всего требование равенства между людьми. Статья 19 Конституции провозглашает: «Все равны перед законом и судом». Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В ряде конституционных норм гарантируется охрана жизни, чести, достоинства человека, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни — важнейших благ, защита которых предусматривается документами мирового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом является судебная власть.

Статья 20 Конституции устанавливает: каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Государства, вступающие в Совет Европы, обязаны законодательно отменить смертную казнь в течение трех лет, а до этого ввести мораторий на исполнение смертных приговоров. В мае 1996 г. Президент РФ подписал Указ «О поэтапном сокращений применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», а в феврале 1997 г. — распоряжение «О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года», в котором МИД РФ было поручено подписать указанный Протокол В апреле 1997 г. Россия Протокол подписала, и хотя не ратифицировала его, но продолжает соблюдать мораторий на исполнение смертных приговоров.

Статья 21 Конституции посвящена охране достоинства человека. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Статья 23 устанавливает право каждого на защиту чести и Достоинства.

В соответствии со ст. 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну устанавливает ст. 23 Конституции, а ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица бра его согласия.

Статья 23 Конституции устанавливает право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 25 Конституции гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Глава седьмая Конституции РФ устанавливает демократические принципы организации и деятельности судебной власти: осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и закону; несменяемость судей; неприкосновенность судей; гласность суда; состязательность. Статья 32 Конституции установила право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия, а ст. 123 предусмотрела возможность ведения судопроизводства с участием присяжных заседателей.

Конституция РФ 1993 г., расширив круг прав и свобод человека, восприняв важнейшие положения международно-правовых актов, воплощающих общепризнанные нравственно-правовые ценности, и усилив судебные гарантии личности, основных человеческих благ, существенно усовершенствовала основы российской) права, его нравственный потенциал.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Нравственное содержание Конституции Российской Федерации и этических кодексов

Российская правовая политика базируется на бережном сохранении принципов гуманности, справедливости, уважения человеческого достоинства.

Конституция Российской Федерации (1993г.) содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.

Основным достоинством Конституции Российской Федерации является признание естественной природы прав и свобод человека. Права, свободы, законные интересы и юридические обязанности в своей совокупности образуют правовое положение (статус) гражданина.

Одна из ключевых статей основного закона (Гл.1.ст.2), определяющая основы конституционного строя, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Эта конституционная норма обязывает последовательно реализовывать идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Это ведущий принцип правоприменительной деятельности.

Ст. 7 Конституции характеризует гуманистическую сущность Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Гуманистические идеи международного законодательства наиболее ярко выражены во второй главе Конституции – «Права и свободы человека и гражданина».

Ст. 17 Основного закона утверждает гарантии прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Ст. 18 признает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституционные права, как одна из главных юридических форм выражения свободы гражданина, определяют не только меру личной свободы, но и меру личной ответственности. Поэтому государство в отношении граждан, совершивших преступление, может применить принуждение; определить то или иное наказание, включая лишение свободы.

При этом ст.55 ч.3 Конституции Российской Федерации уточняет, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Регулируя начала правосудия, Конституция России фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности. Важнейшая этическая категория – категория справедливости означает прежде всего требование равенства между людьми.

Ст. 19 провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Такие важнейшие блага как охрана жизни, чести, достоинства человека, личная неприкосновенность, предусматриваемые документами мирового сообщества, гарантированы российской Конституцией. Причем во многих случаях их гарантом является судебная власть.

Ст. 20 Конституции утверждает право каждого на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Конституция гарантирует охрану жизни, чести, достоинства человека, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрану частной жизни. Защита этих прав предусматривается документами мирового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом выступает судебная власть.

Ст. 21 Конституции посвящена охране достоинства человека. Она гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

В соответствии со ст. 22 каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Ст. 23 устанавливает право каждого на защиту чести и достоинства, включая неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Ст. 25 Конституции гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в них лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Ст.46 конкретизирует данное положение: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Глава седьмая Конституции Российской Федерации устанавливает демократические принципы организации и деятельности судебной власти: осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; несменяемость судей; неприкосновенность судей; гласность суда; состязательность.

Ст. 32 Конституции установила право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия, а ст. 123 предусмотрела возможность ведения судопроизводства с участием присяжных заседателей.

Закрепление в Конституции Российской Федерации важнейших положений международно-правовых актов об общепризнанных нравственно-правовых ценностях находит отражение в других нормативных документах.

Однако, нормативные указания не могут являться единственным гарантом выполнения юристами должностных обязанностей. Значительная роль здесь принадлежит его нравственным убеждениям и ценностям, определяющим его поведения в сложных ситуациях, требующих принятия самостоятельного решения.

Среди множества документов, регулирующих деятельность юристов, особо выделяются Кодексы, которые представляют обобщение наиболее необходимых и общепризнанных моральных норм. Это своеобразные нравственные ориентиры, способствующие укреплению авторитета, поддержанию престижа службы, воспитанию молодых сотрудников, обеспечению единства моральных требований и к начальствующему составу, и к подчиненным. Это своды норм и правил, определяющих и регулирующих нравственные отношения юристов в рамках профессиональной морали.

К ним относят:

Кодекс судейской этики (Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года; со дня утверждения настоящего Кодекса признан утратившим силу Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года),

Кодекс профессиональной этики адвокатов (Принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года (с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 08.04.2005, III Всероссийским съездом адвокатов 05.04.2007)),

Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации (Принят 18 апреля 2001 года Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (с изм. от 31.03. 2006)).

Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (1993 г.).

Кодекс судейской этики гласит: правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.

Глава 1. Статья 1. Обязанность судьи соблюдать правила этического поведения

В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Статья 3. Требования, предъявляемые к званию судьи

Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Глава 2. Статья 4. Обязанности судьи при осуществлении правосудия

1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

2. Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было.

При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера.

3. Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений.

4. Судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.

5. Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей.

2009. 01. 004. Мальцев Г. В. Нравственные основания права. — М. : норма, 2008. — 550 с Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

2009.01.004

2009.01.004. МАЛЬЦЕВ Г.В. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВА. — М.: Норма, 2008.- 550 с.

В работе предпринят анализ права и морали в качестве действующих нормативно-регулятивных систем, продолжены тематические линии, намеченные в книге того же автора «Социальные основания права»1. Обстоятельно изучены общие черты и отличия права от морали, показаны особенности их регулятивного воздействия на общественные отношения применительно к правоваым институтам, связанным с демократическим контролем, бюрократией, средствами массовой информации и др.

В отдельный раздел выделена моральная и правовая проблематика социальной помощи, организации благотворительности и системы социального обеспечения. Некоторые правовые проблемы, связанные с регулированием брака, семьи, половых отношений, рассмотрены в контексте современного противостояния морали и имморализма. В связи с этим исследованы феномен морального протеста и право человека на моральный протест.

Завершается книга разделом, посвященным соотношению религии, морали и права. В нем выделены проблемы религиозного нормативного сознания, сравнительно-правового подхода к религиозному праву, каноническому праву христианской церкви. Автор указывает на некую цивилизационную схему, в основе которой лежит представление о реальном и потенциальном единстве религии, морали и права в рамках определенного типа культуры. Это единство может быть заметным или неочевидным, но объективно оно всегда существует как необходимый свод или комплекс регулятивных функций, пересекающихся в разных направлениях, предполагающих или дополняющих друг друга. В древних и традиционных обществах нормативно-регулятивные системы соединяются в поистине симфоническом воздействии на людей: религия работает на высшие цели устроения человеческих душ, право устанавливает порядок в делах человеческих. Эти упорядоченные «космосы» духа и дела порождают культурные доминанты и стимулы естественно -исторического развития, которые никогда не подводят культурную систему к упадку. Но с переходом от традиционализма к индуст-

1 Мальцев Г.В. Социальные основания права. — М., 2007.

риализму, с ломкой всех общественных устоев происходят коренные изменения регулятивных функций религии и права. Дивергенция регулятивно-нормативных систем — религии, морали и права -самым катастрофическим образом отразилась на положении современного человека. Восстановление единства указанных нормативно-регулятивных систем смогло бы, считает автор, стать средством оздоровления каждой из них, но проблема состоит в том, чтобы придать их развитию новую энергию, направить его на цели, соответствующие ценностям грядущей постиндустриальной эпохи. Необходимо «теоретически обосновать систему практических мер, направленных на повышение уровня духовности права, погрязшего ныне в прагматизме и торгашестве. Здесь нужны новые формы религиозной духовности, права и нравственности, порожденные социальным творчеством ХХ1 в., а не исторической реставрацией и простым возвратом к дорогому нам прошлому» (с. 536). Религия, мораль и право, полагает автор, должны остаться самостоятельными системами, работающими в автономном режиме, но они будут сотрудничать, поддерживать, постоянно настраиваться друг на друга, быстро отзываться на общественные нужды, чутко и слаженно реагировать на любые «поломки» в механизме культуры.

Сближение нормативно-регулятивных систем — религии, морали, права — скорее, желаемый процесс, чем научно прогнозируемая перспектива. Мировой правопорядок, универсальная мораль и соответствующая им религиозность, если им суждено быть, должны образоваться в самом процессе глобализации как итог совместного поиска и солидарных усилий множества народов и культур.

К.Ф. Загоруйко

4.2. Нравственное содержание Конституции Российской Федерации 1993 г.

Конституция Российской Федерации 1993 г. — первый в отечественной практике правовой документ, воплотивший широкий перечень прав и свобод человека,

который сформировался как под воздействием законодательства демократических зарубежных государств, так и международных стандартов в сфере прав и свобод.

В России не было демократических традиций признания приоритета и значимости прав и свобод. Основным достоинством Конституции Российской Федерации является признание естественной природы прав и свобод человека.

Ч. 2 ст. 17 Конституции провозглашает: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Первая часть этой статьи подчеркивает неотделимость прав и свобод, вошедших в Конституцию из международного права: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Регулируя начала правосудия, Конституция РФ фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности. Требование равенства между людьми выражает важнейшая категория этики — категория справедливости. Ст. 19 Конституции провозглашает: «Все равны перед законом и судом». Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и других обстоятельств.

Конституция гарантирует охрану жизни, чести, достоинства человека, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрану частной жизни. Защита этих прав предусматривается документами мирового сообщества.

При этом во многих случаях их гарантом выступает судебная власть.

Охране достоинства человека посвящена ст. 21 Конституции. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Ст. 23 устанавливает право каждого на защиту чести и достоинства.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность согласно ст. 22 Конституции. Только по судебному решению допустимы арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов до судебного решения.

Право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну устанавливает ст. 23 Конституции, а ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений устанавливает ст. 23 Конституции. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Ст. 25 Конституции гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в них лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Таким образом, восприняв общепризнанные нравственно-правовые ценности важнейших международно-правовых актов, Конституция РФ 1993 г. существенно усовершенствовала основы российского законодательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *