О сельскохозяйственных кооперативах

Общее собрание сельскохозяйственного производственного коопе­ратива «Зеленые просторы» подавляющим большинством голосов вы­сказалось за преобразование кооператива в общество с ограниченной ответственностью. Лишь три члена кооператива из 15 проголосовали против данного решения, тем самым препятствуя, по мнению боль­шинства кооператоров, реорганизации предприятия в более выгодную для коммерческой деятельности организационно-правовую форму. Данная мотивировка была использована в решении общего собрания кооператива «Зеленые просторы» об исключении несогласных с реор­ганизацией трех пайщиков из числа членов кооператива. Следующим решением, которое общее собрание приняло единогласно, стало пре­образование сельскохозяйственного производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью.

Являются ли правомерными вышеуказанные решения общего собра­ния?

Задача20

В арбитражный суд обратилось товарищество на вере «Климов и Ко» с иском о признании недействительным. Решения городской

администрации об отмене акта о регистрации товарищества на вере «Климов и Ко». В обосновании своих требований истец сослался на то обстоятельство, что местная администрация не вправе отменять свое решение, если оно касается регистрации предприятия, по­скольку фактически в этом случае имеет место ликвидация юридиче­ского Лица.

Должен ли арбитражный суд рассматривать спор по существу, т.е. проверять правомерность регистрации хозяйствующего субъекта, либо признать решение об отмене акта о регистрации недействитель­ным как принятое местной администрацией с превышением своих пол­номочий?

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

ПС. Гл. 4.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (с изм. от 13 июня 1996 г.) //.СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1; № 25. Ст. 2956.

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.//СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120.

Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996г.//СЗ РФ. 1996.№ 20. Ст.2321.

Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 11 июли 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3306.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января

^ Ст. 3340.

\/ Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая
1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998. № 30.
Ст. 3608.

Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных неком­мерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 16.

Устав федерального казенного предприятия «Воскресенский государст­венный казенный агрегатный завод». Утв. пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 г. № 642 // СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2604.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пле­нума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых во­просах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации» от 1 июля 1996 г. № 6/8 // БВС РФ. 1996. № 9; Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.

ЛИТЕРАТУРА

Витрянский В.В., Суханов Е.А. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации об акционерных обществах и иных юридических лицах. М., 1995.

Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961.

Ковалев А.И., Копылов В.А. Акционерное общество в свете нового законодательства. М»

Коровайко Л. Реорганизация юридических лиц: проблемы правового регулирования //

Хозяйство и право. 1996. Х° 11.

Красавчиков О.Л. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. ЩЛ.

Тема 5 Объекты гражданских прав

Вопросы

1. Понятие и виды объектов.

2. Вещи, их классификация и ее правовое значение.

3. Интеллектуальная собственность.

4. Служебная и коммерческая тайна.

5. Деньги. Ценные бумаги, их виды.

6. Понятие имущества в гражданском праве.

7. Действия (работы, услуги).

АТЫРАУ. КАЗИНФОРМ — В Курмангазинском районе прошло кустовое совещание по вопросам развития рыбной отрасли под председательством акима Атырауской области Нурлана Ногаева, сообщает корреспондент МИА «Казинформ» со ссылкой на РСК.

Руководитель областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Данияр Баймагамбетов сообщил о том, что в ходе осенней путины под жесткий контроль были взяты все тоневые участки и приемные пункты рыбы. В результате удалось увеличить освоение квот субъектами рыбного хозяйства до 87,3 %, впервые за 8 лет.

«Для дальнейшей эффективной борьбы с браконьерством необходимо усовершенствовать механизм государственного контроля в области рыболовства, закрыть так называемые законные лазейки, которые потворствуют браконьерскому лову. Речь идет о таких организационно-правовых проблемах, как нахождение на промысле предприятий с «мизерными» квотами. Необходимо изымать квоты у тех, кто не осваивает 50% от выделенного лимита в течение 2 лет подряд», — сказал Д. Баймагамбетов.

«На сегодня официальный объем выловленной рыбы составляет 10 тысяч тонн, неофициальный же — в разы больше. Я со всей ответственностью заявляю, что именно кооперативы зачастую поощряют незаконный лов. С одной стороны, вы говорите о необходимости ужесточения закона и в то же время спокойно принимаете рыбу, добытую преступным путем браконьерами. Этому нужно положить конец. Ответственные лица должны ужесточить контроль за рыболовецкими предприятиями во всем регионе», — заявил Н. Ногаев.

Глава региона отметил, что до сих пор не урегулированы на законодательном уровне вопросы, касающиеся изъятых транспортных средств у браконьеров — это катера и байды. В ходе совещания было предложено рассмотреть вопрос о признании подобных судов незаконными и подлежащими уничтожению после изъятия у нарушителей.

В прошлом году водной полицией и инспекцией лесного и охотничьего хозяйства было зарегистрировано более двух тысяч нарушений, возбуждено 125 уголовных дел, наложено почти 35 миллионов тенге штрафов. Из незаконного оборота изъято 107 тонн рыбы, в том числе 2735 килограммов осетровых.

Технологии пищевой une

АПК-продукты з 1 , M 3, 2017

промышленности

УДК 334: 338.4

Сельскохозяйственные производственные кооперативы и перспективы их развития в России

Agricultural productive cooperative stores and prospects of their development in Russia

Professor I.A. Minakov (Michurinsk State Agrarian University) chair of economy, tel. 8(47545)94-606 E-mail: ekapk@yandex.ru

Реферат. Решение продовольственной проблемы в значительной степени зависит от развития кооперации. Кооперация как организационно-правовая форма хозяйствования в агропромышленном комплексе представлена в виде сельскохозяйственных производственных кооперативов. В мировой практике преобладают потребительские кооперативы, в нашей стране — производственные. Рассмотрены отличия производственных кооперативов от потребительских, факторы, способствующие и сдерживающие развитие производственных кооперативов, тенденции их развития. За последние десять лет количество производственных кооперативов в России сократилось. Основной причиной их сокращения является низкая инвестиционная привлекательность. Показана роль кооперации в устойчивом развитии сельских территорий, эффективность деятельности производственных кооперативов по сравнению с другими формами хозяйствования, необходимость дальнейшего развития кооперации. Кооператив является не только коммерческой организацией, но социально-трудовой формой ведения хозяйства. Достигнутый уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в кооперативах не позволяет вести расширенное воспроизводство. Обоснованы пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства, основными из которых являются интенсификация сельского хозяйства, перевод его на инновационный путь развития. Определены основные направления развития кооперации и меры ее государственной поддержки. Необходимо сделать более доступными финансово-кредитные ресурсы за счет льготного кредитования, снизить налоговую нагрузку и сократить страховые выплаты в государственные внебюджетные фонды. Государство должно оказать помощь в создании материально-технической базы кооперативов путем передачи на льготных условиях в пользование государственного имущества, земли, возмещения части затрат на производство.

Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, производственный кооператив, экономическая эффективность, интенсификация, государственная поддержка.

e Минаков И.А., 2017

ывающей промышленности питания, Ар 3, 2017

Важнейшим направлением подъема аграрной экономики и решения социальной проблемы на селе является развитие кооперации. Она не только обеспечивает повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и способствует увеличению уровня доходов и благосостояния участников кооперации, устойчивому развитию сельских территорий. Кроме того, она играет важную роль в сохранении населения на селе и предотвращении запустения отдельных регионов. Отечественный и международный опыт свидетельствует о том, что кооперация является одним из наиболее действенных механизмов адаптации сельского хозяйства к новым экономическим условиям — это вступление России в ВТО и международные санкции.

Кооперация как организационно-правовая форма хозяйствования представлена системой различных кооперативов и их союзов. На селе функционируют сельскохозяйственные кооперативы, деятельность которых регламентируется Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

Основные отличия производственных кооперативов от потребительских заключаются в следующем:

— производственный кооператив есть коммерческая организация, а потребительский — некоммерческая;

— производственный кооператив создается только гражданами, юридические лица могут быть только ассоциированными членами. Членами потребительского кооператива могут быть как граждане, так и юридические лица;

— в производственном кооперативе предусматривается личное трудовое участие членов кооператива, для потребительского кооператива такое требование отсутствует: труд в нем осуществляется наемными работниками, т. е. членство в потребительском кооперативе отделено от трудовой деятельности.

В мировой практике преобладают сельскохозяйственные кооперативы, занятые хозяйственным обслуживанием своих членов, т. е. потребительские кооперативы. В нашей стране, наоборот, преобладают сельскохозяйственные производственные кооперативы. Многие ученые считают, что производственный коопера-тив является наиболее приемлемой формой хозяйствования на селе. В пользу сельскохозяйственных производственных кооперативов говорят следующие факторы:

— во-первых, член кооператива обязан работать в нем; внесение обязательного пая является гарантией получения работы в кооперативе. Трудовой коллектив, принимая решение о выборе организационно-правовой формы — производственного кооператива, одновременно берет на себя обязательства по трудоустройству всех его членов. Это в определенной мере стабилизирует социальную обстановку на селе, в особенности в сельской глубинке;

— во-вторых, руководители кооператива (правление, председатель и др.) выбираются демократично и при необходимости их можно сменить; в хозяйственных товариществах и обществах это сделать труднее;

— в-третьих, при выходе из кооператива его члены имеют право на возврат паевого взноса;

— в-четвертых, прибыль в кооперативе распределяется в основ-ном по труду и лишь частично (до 30 %) по дополнительным паям;

— в-пятых, численность членов кооператива не ограничена.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы — это социальная и трудовая форма ведения хозяйства, направленная на удовлетворение потребностей своих членов. Здесь трудоустроена значительная часть сельского населения. Кооперативы содержат объекты социальной сферы на селе и обеспечивают своих членов, ведущих личное подсобное хозяйство, кормами, транспортом, топливом и другими ресурсами .

Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания, т 3, 2017

Проводимые аграрные преобразования привели к формированию многоукладной экономики, которая предполагает многообразие организационно-правовых форм хозяйствования. В процессе формирования инновационной аграрной экономики происходит концентрация сельскохозяйственного производства в крупных организациях и сокращение их количества .

За последние годы число сельскохозяйственных организаций в России сократилось с 28,6 до 20,3 тыс. ед., или на 29 % (табл. 1). Сокращение наблюдалось почти по всем организационно-правовым формам хозяйствования, кроме обществ с ограниченной ответственностью. За анализируемый период их количество возросло с 4 346 до 11 273 ед., или в 2,6 раза. Изменился не только количественный состав, но и структура организационно-правовых форм хозяйствования. В ней уменьшился удельный вес открытых акционерных обществ на 1,3, закрытых акционерных обществ — на 5,3, производственных кооперативов — на 28,2, государственных организаций — на 4,8 %. В то же время доля обществ с ограниченной ответственностью увеличилась на 40,5 %. В структуре сельскохозяйственных предприятий преобладают общества с ограниченной ответственностью. Они занимают 55,7 %, и их доля из года в год растет.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура организационно-правовых форм организаций в сельском хозяйстве

Наименование Годы

2003 2005 2015

Количество, шт. % Количество, шт. % Количество, шт. %

Открытые акционерные общества 1572 5,5 1621 6,1 858 4,2

Закрытые акционерные общества 2945 10,3 2392 9,0 1022 5,0

Общества с ограниченной ответственностью 4346 15,2 6565 24,7 11273 55,7

Сельскохозяйственные кооперативы 14409 50,4 12040 45,3 4488 22,2

Государственные организации 1944 6,8 1356 5,1 399 2,0

Прочие 3374 11,8 2605 9,8 2214 10,9

Итого 28590 100 26579 100 20254 100

За рассматриваемый период наиболее высокие темпы сокращения наблюдались по сельскохозяйственным производственным кооперативам. Их количество сократилось на 9 921 ед. В агропромышленном комплексе России сейчас функционирует 4 488 производственных кооперативов, что составляет 22,2 % от общей численности сельскохозяйственных предприятий всех организационно-правовых форм. В них находится около 18 % сельскохозяйственных угодий и занято 750 тыс. работников. С учетом ассоциированных членов и связанных с производственными кооперативами другими причинами граждан зона их влияния охватывает почти 3,5 млн чел. С принятием Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» количество производственных кооперативов возросло с 2,4 в 1996 г. до 14,4 тыс. в 2003 г., или в 6 раз. Однако с 2004 г. их количество стало резко сокращаться. Это обусловило уменьшение удельного веса кооперативов в общей численности сельскохозяйственных организаций (табл. 2). Удельный вес производственных кооперативов в общей численности сельскохозяйственных организаций почти во всех федеральных округах сократился, кроме Северо-Кавказского округа. Здесь он возрос с 38,8 до 45,4 %. Наиболее быстрыми темпами сокращался

Технологии пищевой и перерабатывающей. ромышленности АПК-продукты здорового питания, ж 3, 2017

удельный вес кооперативов в Приволжском и Центральном федеральных округах. В них он уменьшился соответственно на 38,6 и 31,3 %. Однако в некоторых регионах кооперативы являются основной формой хозяйствования. Так, в Республике Северная Осетия — Алания на их долю приходится 71,4 %, Республике Дагестан — 66 %, Забайкальском крае — 50 %, Вологодской области -45,3 %, Смоленской области — 43,9 %, Костромской области — 42,1 %.

Таблица 2

Доля производственных кооперативов в общей численности сельскохозяйственных организации, %

Федеральные округа Годы

2003 2005 2012 2013 2014 2015

Российская Федерация 50,4 45,3 25,4 24,2 23,0 22,2

Центр альный 51,0 45,2 24,6 22,0 20,6 19,7

Северо-Западный 47,7 47,9 30,9 29,3 28,5 26,8

Южный 41,5 39,9 19,1 15,4 16,8 16,4

Северо-Кавказский — — 38,8 39,5 43,6 45,4

Приволжский 58,9 51,9 25,0 23,6 21,1 20,3

Уральский 41,2 36,6 19,4 18,7 15,1 13,8

Сибирский 44,0 37,4 22,5 22,0 20,2 18,9

Дальневосточный 50,1 49,2 37,0 36,5 37,1 31,2

Одной из основных причин резкого сокращения сельскохозяйственных производственных кооперативов является низкая инвестиционная привлекательность. Инвесторы не заинтересованы вкладывать денежные средства в развитие этой формы хозяйствования, а своих средств у сельского населения практически нет. Демократический принцип управления (один голос у каждого члена кооператива) не позволяет инвестору определять производственную иную хозяйственную деятельность этой организации. Поэтому многие кооперативы сменили организационно-правовую форму хозяйствования на общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества. Социальная направленность деятельности сельскохозяйственных кооперативов также не позволяет им привлекать инвестиции. Большинство из них работает на арендуемой, а не на собственной земле, что также снижает инвестиционную привлекательность.

В нашей стране наибольшее распространение получили растениеводческие кооперативы, так как продукция этой отрасли (зерно, сахарная свекла, семена подсолнечника и др.) наиболее рентабельна, и комплексные, в которых риск потерь от стихийных бедствий и колебаний рыночной конъюнктуры значительно меньше. Кроме того, многоотраслевые кооперативы более полно и равномерно используют трудовые ресурсы. Также успешно развиваются кооперативы с замкнутым циклом производства, то есть те, где занимаются производством и переработкой произведенной продукции.

В дореформенный период сельское хозяйство успешно развивалось на основе кооперации. В сельском хозяйстве России к 1985 г. в основном преобладали производственные кооперативы в форме колхозов и межхозяйственных предприятий. В их пользовании было 53 млн га посевной площади, или 44,3 % общей площади, 24,2 млн гол. крупного рогатого скота (40 % общего поголовья), 14 млн гол. свиней (35 %), 22,5 млн гол. овец и коз (35 %), а производили они 49 % зерна, 83 % сахарной свеклы, 71 % семян подсолнечника, 35 % молока и шерсти, 32 % мяса. С переходом к рыночным отношениям сложившиеся ранее формы кооперации были разрушены .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы создавались в основном путем реорганизации сельскохозяйственных предприятий различных форм

промышленности

хозяйствования, организованных на базе бывших колхозов и совхозов. В этом случае каждый участник реорганизуемого предприятия самостоятельно принимал решение о вступлении в кооператив и передаче причитающейся ему земельной и имущественной доли в счет паевого взноса в паевой фонд кооператива. В результате реорганизации предприятия образовывался один или несколько кооперативов.

Из сельскохозяйственных производственных кооперативов наибольшее распространение получила сельскохозяйственная артель (колхоз) и практически отсутствует кооперативное хозяйство (коопхоз). Отличительными признаками коопхоза являются, во-первых, то, что в паевой фонд не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением зе-мель, предназначенных для общекооперативных нужд; во-вторых, основными членами коопхоза являются не только граждане — не предприниматели (ведущие личное подсобное хозяйство), но и индивидуальные предприниматели (фермеры) .

Производственные кооперативы уступают по размеру производства и обеспеченности ресурсами другим организационно-правовым формам хозяйствования. В 2013-2015 гг. стоимость валовой продукции сельского хозяйства в кооперативах Тамбовской области составляла 63,3 млн р., что в 3,2 раза меньше, чем в целом в сельскохозяйственных предприятиях и в 16,7 раза меньше, чем в закрытых акционерных обществах. Площадь сельскохозяйственных угодий была меньше соответственно в 1,6 и 3,5 раза. Наименьшая численность работников наблюдалась в обществах с ограниченной ответственностью — 56 чел. и кооперативах — 57 чел., наибольшая — в закрытых акционерных обществах — 291 чел. Количество работников в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в кооперативах — 1,6 чел., обществах с ограниченной ответственностью — 0,9 чел., закрытых акционерных обществах — 2,4 чел. В кооперативах находится 8,2 % площади сельскохозяйственных угодий и 11 % численности работников сельскохозяйственных организаций. Это свидетельствует о том, что кооперативы в большей степени заинтересованы обеспечить работой сельских жителей. Производственный кооператив — это социальная форма ведения хозяйства, направленная на удовлетворение потребностей своих членов. Здесь трудоустроена значительная часть сельского населения.

Обеспеченность кооперативов средствами производства хуже, чем других организационно-правовых форм хозяйствования. Об этом свидетельствуют показатели фондообеспеченности и фондовооруженности, которые на 42,3 и 58,6 % меньше, чем в целом по сельскохозяйственным предприятиям.

Целью деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов является получение прибыли, так как они являются коммерческими организациями. Большинство кооперативов работают рентабельно. В 2015 г. прибыль получили 3 590 кооперативов, или 80 % их общего количества в размере 30,6 млрд р. Прибыль в расчете на один кооператив составила 9,1 млн р.

Об экономической эффективности хозяйственной деятельности производственных кооперативов свидетельствуют данные кооперативов Тамбовской области. В них по сравнению с другими организационно-правовыми формами хозяйствования самая низкая эффективность использования земельных, материальных и трудовых ресурсов. В 2013-2015 гг. землеотдача была на 49,5 %, фондоотдача -на 12,9 %, производительность труда — на 63,8 % ниже, чем в целом по сельскохозяйственным предприятиям.

Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в кооперативах составил 16,1 %, или ниже, чем в целом в сельскохозяйственных организациях (19,2 %), но выше, чем в обществах с ограниченной ответственностью (13,6 %), закрытых акционерных обществах (15,6 %) и государственных унитарных предприятиях (4,6 %). Более высокая рентабельность производства в кооперативах по сравнению с указанными предприятиями объясняется сравнительно низкой себестоимостью продукции.

ывающей промышленности питания, Ар 3,2017

В кооперативах экономическая эффективность сельского хозяйства в значительной степени зависит от уровня интенсивности сельскохозяйственного производства. В сложившихся условиях важнейшие направления интенсификации производства — это применение интенсивных ресурсосберегающих технологий, освоение научно обоснованных севооборотов, совершенствование семеноводства и племенной работы в животноводстве, использование перспективных высокоурожайных, более эффективных сортов растений и высокопродуктивных пород скота и птицы, внесение оптимальных доз минеральных и органических удобрений, использование биологических и химических методов защиты сельскохозяйственных культур, укрепление кормовой базы .

Повышению эффективности деятельности кооперативов будет способствовать техническая модернизация производства, создание единой производственной цепочки: выращивание продукции, ее переработка, хранение, сортировка, упаковка и сбыт.

Рентабельность производства в значительной степени зависит от успешной реализации продукции, то есть от маркетинговой деятельности товаропроизводителей. Поэтому в наиболее крупных кооперативах, производящих широкий ассортимент продукции, а также в хозяйствах, реализующих значительную часть продукции за пределы своего административного района и области, необходимо создавать собственные маркетинговые службы. Кооперативам с незначительным объемом производства целесообразно пользоваться услугами специализированных консультационных фирм. Все это позволит обеспечить руководителей и специалистов предприятий информацией о наличии спроса и предложения на продукцию, о том, куда и по какой цене им выгоднее ее продать, поможет им сознательно вырабатывать оптимальную маркетинговую стратегию .

Непременным условием эффективного функционирования производственных кооперативов является вовлечение их в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию. Развитие снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, обслуживающих и других потребительских кооперативов позволит решать вопросы, связанные со снабжением своих членов средствами производства и предметами труда, ремонтом техники и оборудования, переработкой и сбытом продукции. В сложившихся условиях в одиночку производственному кооперативу сложно решать эти вопросы.

Создание потребительских кооперативов позволить наладить эффективное взаимодействие товаропроизводителей с крупными торговыми сетями, расширить свое присутствие на внутреннем агропродовольственном рынке и усилить свою роль в выполнении государственного и муниципального заказа. Этому будет способствовать создание логистических центров и оптово-розничных рынков.

Некоторые авторы считают, что перспективной формой кооперации в сфере производства является межхозяйственная кооперация, включающая кооперацию между сельскохозяйственными предприятиями, кооперацию сельскохозяйственных предприятий с личными подсобными хозяйствами населения и кооперацию фермерских хозяйств. Хозяйства находятся на различных стадиях экономического и технологического развития, поэтому объединение их усилий на взаимовыгодной основе лдя производства сельскохозяйственной продукции может оказать значительное влияние на повышение эффективности производства за счет более рационального использования имеющихся ресурсов и углубления внутриотраслевой специализации. По их мнению, межхозяйственная кооперация может развиваться в двух формах:

— на основе долговременных устойчивых производственно-экономических связей с заключением договоров поставки, оказания услуг и других;

— в рамках организационно-производственных систем с созданием новых юридических лиц .

Зачастую межфермерская кооперация развивается неформально, без образования юридического лица. Опросы фермеров показывают, что в 80 % случаев кооперация имеет место без юридического оформления .

промышленности

В «Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года» определены основные направления организации и развития кооперативных формирований в сельской местности, позволяющих повысить эффективность агропромышленного производства и доходность сельскохозяйственного труда, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.

В концепции определены следующие основные задачи по развитию кооперации:

— создание благоприятных нормативно-правовых, социально-экономических условий для развития сельской кооперации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

— совершенствование действующего механизма государственной поддержки, выработка новых мер по развитию сельской кооперации, в том числе частно-государственного партнерства;

— увеличение числа сельских кооперативов по разным направлениям деятельности, а гакже широкий охват кооперацией сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;

— значительное увеличение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет активного их участия в кооперативной деятельности;

— более полное и качественное предоставление услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;

— создание и развитие самостоятельной кооперативной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, способной конкурировать с крупными торговыми сетями;

— эффективное развитие институтов кооперации в целях социально-экономического развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения;

— соблюдение принципов кооперации, законности и правопорядка в сфере сельской кооперации .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие сельской кооперации должно стать одним из первоочередных стратегических направлений совершенствования аграрной политики Российской Федерации. Государственная поддержка сельскохозяйственных производственных кооперативов должна быть увеличена по сравнению с другими товаропроизводителями, так как они призваны решать и социальные проблемы сельского населения. Однако в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы» не предусмотрена государственная поддержка развития сельскохозяйственной производственной кооперации. Государственная поддержка сельского хозяйства не различается по организационно-правовым формам предприятий.

Государственная поддержка должна создать условия для успешного развития кооперации на селе. Необходимо сделать более доступными финансово-кредитные ресурсы, в том числе и для развития материально-технической базы хранения, переработки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия за счет льготного кредитования, снизить налоговую нагрузку путем отмены налога на имущество и сократить страховые выплаты в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования). Государство должно оказать помощь в создании имущественной базы сельскохозяйственного производства путем передачи на льготных условиях в пользование государственного имущества, земли, возмещения части затрат на производство. Это будет способствовать развитию кооперации, росту экономической активности сельского населения и его занятости, увеличению доходов.

Сельскохозяйственный производственный кооператив — это не только коммерческая организация, но социальная и трудовая форма ведения хозяйства, направленная на удовлетворение потребностей своих членов. Количество кооперативов в нашей стране резко сократилось. Одной из основных причин их сокращения

Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК-продукты здорового питания, № 3,2017

является низкая инвестиционная привлекательность. Для успешного развития производственной кооперации необходимо совершенствовать способы и инструменты государственной поддержки, оказать помощь в создании материально-технической базы кооперативов. Повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности кооперативов будет способствовать интенсификация сельского хозяйства, перевод его на инновационный путь развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы Первого Всероссийского съезда сельских кооператоров .-СПб. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех»,2013,- 168 с.

2. Барбашин, Е.А. Кооперация и агропромышленная интеграция как основные направления повышения эффективности управления издержками производства в сельскохозяйственных организациях / Е.А. Барбашин, Ю.Ф. Бабко-ва //Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2015. -№ 6 — С. 5-7.

3. Минаков, И.А. Кооперация и агропромышленная интеграция / И.А. Минаков,- СПб.: Издательство «Лань», 2016. — 352 с.

5. Минаков, И.А. Пути развития сельских территорий / И.А. Минаков // Достижения науки и техники АПК. — 2008. — № 2. — С. 22-24.

3. Minakov I.A. Kooperacija i agropromyshlennaja integracija //Dostizhenija nauki i tehniki APK. — 2008. — №2. — S. 22-24.

промышленности

7. Мтакоу 1.А., Уогопоуа N.1. иргау1ете касИез^от зеГзкоЬогз^’з^еппо] рго-с1иксп [ТеквЦ //Agrarnaja пайка,- 2005,- № 6,- Э. 9-11.

Реорганизация сельскохозяйственного кооператива может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, также допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм. Порядок и условия реорганизации определяются гражданским законодательством. Решение о реорганизации сельскохозяйственного кооператива принимается общим собранием членов кооператива. В случаях, установленных законом, реорганизация кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда; в форме слияния, присоединения или преобразования – с согласия уполномоченных государственных органов (более подробно см. ст. 57 ГК РФ).

При реорганизации кооператива передаточный акт является правоустанавливающим документом и должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного кооператива в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого кооператива, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшим решение о реорганизации кооператива, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного кооператива влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Члены реорганизуемого кооператива становятся членами вновь образуемых юридических лиц. Так, в силу п. 8 ст. 41 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество. Решение о преобразовании производственного кооператива в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество правомочно, если: 1) такое решение принято общим собранием членов производственного кооператива единогласно и члены производственного кооператива и ассоциированные члены производственного кооператива, имеющие право голоса и не принявшие участия в указанном общем собрании, дали в письменной форме согласие на данное преобразование; 2) на общем собрании членов производственного кооператива присутствует представитель ревизионного союза, членом которого является данный производственный кооператив. При этом указанный представитель обязан огласить свое заключение о целесообразности преобразования данного производственного кооператива и осуществить контроль за соблюдением правовых норм при принятии общим собранием членов производственного кооператива решения о его преобразовании.

Кооператив считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица – в случае реорганизации в форме слияния; с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц – в случае реорганизации в форме присоединения; с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц – в случае реорганизации в форме разделения или выделения.

Ликвидация кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей кооператива в порядке правопреемства к другим лицам. Кооператив может быть ликвидирован: 1) по решению общего собрания; 2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законов или правовых актов; 3) в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом; 4) в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Общее собрание членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» порядок и сроки ликвидации данного кооператива. По ходатайству общего собрания членов кооператива решением суда о ликвидации кооператива на его правление могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации данного кооператива.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) прекращаются полномочия единоличного исполнительного органа кооператива (председателя правления) и его функции исполняет руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор кооператива, которые в том числе выступают в суде от имени ликвидируемого кооператива, подписывают от имени ликвидируемого кооператива исковые заявления, выдают доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы кооператива в суде, совершают другие юридические действия от имени ликвидируемого кооператива.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации кооператива, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами; принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения.

ВАЖНО!

Объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива органу местного самоуправления.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого кооператива распределяется между членами кооператива: в первую очередь выплачивается стоимость паевых взносов ассоциированных членов; во вторую очередь членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паевых взносов; в третью очередь оставшиеся денежные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорционально их паям, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива. Члены сельскохозяйственного кооператива также могут получить имущество, от принятия которого отказались кредиторы и которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства.

Ликвидация кооператива считается завершенной, а кооператив – ликвидированным после внесения сведений о его прекращении в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *