Сопоставляя перечень типов образовательных организаций, содержавшийся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», и аналогичный перечень в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить, что действующее законодательство не упоминает о двух типах образовательных организаций, которые ранее были закреплены в российском законодательстве об образовании. Речь идет, во-первых, о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (подп. 5 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании») и, во-вторых, об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 7 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).
Действующее законодательство об образовании предусматривает создание образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Соответствующими полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 комментируемого Закона).
Таким образом, специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не упраздняются, а реорганизуются в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Подтверждение тому находим, в частности, в заключительных положениях комментируемого Закона. Так, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 «специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации».
Что же касается учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то они в соответствии с понятийным аппаратом действующего законодательства относятся не к образовательным организациям, а к организациям, осуществляющим обучение (ст. 31 комментируемого Закона).
Тип образовательной организации определяется при ее создании, реорганизации или переименовании и указывается в ее уставе.
В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи название образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Кроме того, в названии образовательной организации могут дополнительно использоваться:
— названия, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и особые образовательные потребности обучающихся;
— дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции (ч. 6 комментируемой статьи).
В связи с необходимостью переименования ряда образовательных организаций Минобрнауки России направило соответствующие разъяснения.
В письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» <313> указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является в том числе учреждение (казенное, бюджетное, автономное). Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в название образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в названии образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
<313> Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.
Минобрнауки России уточняет также, что к числу необязательных сведений, указываемых в названии образовательной организации по ее желанию или желанию ее учредителя, относятся следующие:
— указание на тип для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное или автономное учреждение;
— указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;
— указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (перечислены в ч. 6 ст. 23 Федерального закона об образовании);
— включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» <314>);
<314> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.
— использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о некоммерческих организациях.
Таким образом, необходимость переименования образовательного учреждения будет связано в первую очередь с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом если в отношении образовательного учреждения по новому законодательству тип не меняется, то переименования не потребуется.
Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется, либо образовательные учреждения, в названии которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои названия в соответствие с Федеральным законом об образовании.
В ч. 5 ст. 108 определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Законом. Например:
— муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;
— специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;
— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, — в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, — в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования — в профессиональные образовательные учреждения;
образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования — в образовательные автономные учреждения высшего образования;
образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования;
образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.
В письме Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. N ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений» <315> уточняется, что при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений в их наименовании с учетом требований п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <316> включается, в том числе, указание на собственника имущества. Поскольку в соответствии с ГК РФ и Законом об автономных учреждениях автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на базе имущества, находящегося соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, то при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их название должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».
<315> Официальные документы в образовании. 2013. Август. N 22.
2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Федеральное государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
Комментарий к статье 12
1. Согласно п. п. 1 — 2 комментируемой статьи с учетом положений ст. 11.1 Закона об образовании образовательной организацией является некоммерческое юридическое лицо, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии с п. 5 ст. 33 Закона об образовании права юридического лица у образовательной организации в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательной организации. Признаки юридического лица определены в ст. 48 ГК РФ. Выступая в качестве юридического лица образовательная организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
С точки зрения форм собственности на имущество образовательных организаций такие организации подразделяются на государственные, федеральные или находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации (государственная собственность); муниципальные (муниципальная собственность); негосударственные (собственность граждан и (или) юридических лиц). В п. 3 комментируемой статьи подчеркивается, что федеральным государственным образовательным учреждением является образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (см. комментарий к ст. 11.1). Фактически государственные и муниципальные образовательные организации могут быть созданы исключительно в организационно-правовой форме учреждений (см. комментарий к ст. 39).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные организации на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
2. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (например, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
По информации Минобразования России (см., в частности, Межведомственный информационный бюллетень «Образование в документах». N 9. 2003 г. С. 95) в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ, имеются следующие типы и виды образовательных учреждений.
Тип «дошкольное образовательное учреждение» подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад.
Тип «общеобразовательное учреждение» подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа.
Тип «общеобразовательная школа-интернат» подразделяется на виды: общеобразовательная школа-интернат начального общего образования; общеобразовательная школа-интернат основного общего образования; общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; кадетская школа-интернат.
Тип «общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подразделяется на виды: школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детский дом; детский дом-школа; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Тип «специальное учебно-воспитательное учреждение открытого и закрытого типа (для детей и подростков с девиантным поведением)» подразделяется на виды: специальная общеобразовательная школа открытого типа; специальное профессиональное училище открытого типа; специальная общеобразовательная школа закрытого типа; специальное профессиональное училище закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа открытого типа.
Тип «образовательное учреждение начального профессионального образования» подразделяется на следующие основные виды: профессиональное училище; профессиональный лицей.
Тип «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста» подразделяется на виды: начальная школа — детский сад; начальная школа — детский сад компенсирующего вида; прогимназия.
Тип «специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» подразделяется на виды: специальный (коррекционный) детский сад; специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; специальное (коррекционное) профессиональное училище.
Тип «оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» подразделяется на виды: санаторная школа-интернат; санаторно-лесная школа; санаторный детский дом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тип «образовательное учреждение среднего профессионального образования» подразделяется на виды: техникум (училище); колледж.
Тип «другие образовательные учреждения для детей» подразделяется на виды: межшкольный учебный комбинат.
Тип «образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» подразделяется на виды: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Тип «учреждения дополнительного образования детей» подразделяется на виды: центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества различных наименований и направлений; станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий; клубы; детская студия по различным видам искусств; детский парк; школа по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта; музей детского творчества и др.; детский оздоровительно-образовательный лагерь.
Тип «образовательные учреждения высшего профессионального образования» подразделяется на виды: институт; академия; университет.
Тип «образовательные учреждения дополнительного профессионального образования» подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) — отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.
3. В силу п. 5 комментируемой статьи деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
В частности, деятельность общеобразовательного учреждения регулируется Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196; общеобразовательной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой — Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 N 1046; общеобразовательной школы-интерната — Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 612; вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения — Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1237; образовательного учреждения дополнительного образования детей — Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233; образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676; образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи — Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 867; образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста — Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204; дошкольного образовательного учреждения — Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677.
4. Согласно п. 6 комментируемой статьи государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации (см. комментарий к ст. 33).
5. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Данной норме корреспондирует ст. 55 ГК РФ, согласно которой структурные подразделения юридического лица, в частности филиалы, осуществляют функции (часть функций) юридического лица, в том числе функции представительства. Филиалы, представительства и иные структурные подразделения не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ).
6. П. 8 комментируемой статьи наделяет образовательные организации правом создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
Ассоциации (союзы) являются разновидностью основанных на членстве объединений юридических лиц, включающих в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Таким образом, возможно создание как смешанных ассоциаций (союзов), так и таких, которые объединяют исключительно коммерческие либо исключительно некоммерческие организации.
Правовое положение ассоциаций (союзов) определено ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях. Вопросы создания и деятельности ассоциаций (союзов), объединяющих юридические лица одной организационно-правовой формы, могут регулироваться специальным законодательством, в том числе законодательством об образовании. Статья 121 ГК РФ определяет особенности правового положения ассоциаций (союзов) вузов.
7. Правовые критерии отличия «ассоциации» от «союза» не установлены; ГК РФ предусматривает единый правовой режим для данных объединений юридических лиц. Ассоциации и союзы являются самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, поэтому слово «ассоциация» (либо «союз»), заключающее в себе сведения об организационно-правовой форме юридического лица, должно быть обязательно включено в наименование соответствующего объединения (п. 5 ст. 121 ГК РФ). Нормы специального законодательства могут предусматривать дополнительные требования к наименованию ассоциаций (союзов), объединяющих юридические лица одной организационно-правовой формы. Учредителями (членами) ассоциаций (союзов) являются исключительно некоммерческие организации. ГК РФ не устанавливает дополнительных требований к количеству и субъектному составу учредителей (членов) ассоциаций (союзов). После государственной регистрации ассоциации (союза) ее учредители становятся членами ассоциации (союза). Порядок приема в ассоциацию (союз) новых участников урегулирован п. 3 ст. 123 ГК РФ, которая определяет также права и обязанности членов ассоциации (союза).
В силу п. 3 ст. 121 ГК РФ члены ассоциации (союза) — образовательные организации сохраняют права юридического лица. Членство в ассоциации (союзе) не лишает образовательную организацию самостоятельности.
8. Ассоциации (союзы) образовательных организаций, являясь некоммерческими организациями, обладают специальной правоспособностью.
Одним из основных источников формирования имущества ассоциации (союза) являются имущественные взносы ее учредителей (членов), обязанность внесения которых, хотя прямо не установлена, однако, следует из смысла п. 2 ст. 123 ГК РФ.
Имущество ассоциации (союза) принадлежит ей на праве собственности. Учредители (члены) не имеют имущественных прав в отношении ассоциации (союза). Полученная ассоциацией (союзом) прибыль не распределяется между членами, также как не подлежит распределению между ними имущество, оставшееся после ликвидации ассоциации (союза).
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Однако на членов возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциации (союза). Размер и порядок такой ответственности определяются учредительными документами ассоциации (союза).
Учредительными документами ассоциаций (союзов) является устав и учредительный договор (п. 1 ст. 122 ГК РФ; п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Учредительный договор должен предусматривать порядок совместной деятельности учредителей по созданию ассоциации (союза), условия передачи ей имущества, а также иные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ и п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях. Содержание устава ассоциации (союза) определено п. 2 ст. 52 ГК РФ.
Помимо вышеуказанных сведений учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать также сведения о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, а также другие сведения, предусмотренные п. 2 ст. 122 ГК РФ. Представляется, что эти сведения должны быть включены в устав ассоциации (союза).
В силу п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях для государственной регистрации ассоциации (союза) необходимо наличие как устава, так и учредительного договора.
9. Права и обязанности членов ассоциаций (союзов) определяются их учредительными документами в соответствии с требованиями ГК РФ и специального законодательства. В ст. 123 ГК РФ указаны те права и обязанности, которыми наделены члены ассоциаций (союзов) коммерческих или некоммерческих организаций любых организационно-правовых форм.
Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами (консультационными, маркетинговыми, информационными и т.д.). При этом правом на безвозмездное обслуживание наделены все члены ассоциации (союза) независимо от степени их участия в ее деятельности, размера имущественных взносов и иных обстоятельств, которые, впрочем, по смыслу ст. 123 ГК РФ, могут быть учтены при определении объема, количества и качества предоставляемых членам услуг ассоциации (союза).
Члены ассоциации (союза) вправе добровольно выйти из нее лишь по окончании финансового года. Допускается также исключение членов из ассоциации (союза) по основаниям и в порядке, предусмотренным учредительными документами. Решение об исключении члена принимают все остальные члены ассоциации (союза). Порядок принятия такого решения (большинством голосов или единогласно) устанавливается учредительными документами ассоциации (союза).
Из содержания п. 2 ст. 123 ГК РФ следует обязанность члена ассоциации (союза) вносить имущественные взносы. Член ассоциации (союза) несет ответственность по ее обязательствам не только в период членства в ассоциации (союзе), но также в течение двух лет после выхода (исключения) из нее. Однако порядок определения размера ответственности в этот период устанавливается законом: он определяется пропорционально взносу выбывающего (исключенного) члена. Согласно п. 3 ст. 123 ГК РФ вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по долгам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
В п. 3 ст. 123 ГК РФ урегулирован порядок и условия приема нового участника в ассоциацию (союз). Новый участник может войти в ассоциацию (союз) с согласия ее членов. Порядок принятия решения по данному вопросу определяется учредительными документами. В них же может предусматриваться в качестве условия приема в ассоциацию (союз) субсидиарная ответственность нового члена по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Таким образом, образовательной организацией является любая некоммерческая организация с учетом указанных ограничений. Согласно п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. К числу таких законов относится, например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Соответственно, некоммерческие организации не сводятся только к учреждениям. Образовательное учреждение же является частным случаем образовательной организации. При этом очевидно, что государственные и муниципальные образовательные организации будут существовать в форме автономных, бюджетных или казенных образовательных учреждений (п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).
Глава 10. Дошкольное образование
Статья 89. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на всестороннее развитие детей, формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, до их приема в образовательную организацию для получения общего образования.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, укрепление и сохранение их физического и психического здоровья, а также осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется дошкольными образовательными организациями. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования может реализовываться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (их структурных подразделениях), а также в организациях, осуществляющих содержание, воспитание и (или) оздоровление детей, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования настоящей главы распространяются на такие организации при реализации ими основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
4. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной организации сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
5. Услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности. Лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.
6. Дошкольное образование вне организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, может быть получено в форме семейного образования.
7. Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района или городского округа, а также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в семье.
Статья 90. Дошкольная образовательная организация
1. Дошкольная образовательная организация — это тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми. Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.
2. Для реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования создаются дошкольные образовательные организации следующих видов:
детский сад — дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности;
детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад) — дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности, обеспечивающую приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад вправе реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности.
Статья 91. Родительская плата за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях
За присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях с родителей (законных представителей) взимается плата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, устанавливаемая учредителем такой организации.
Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативом финансирования основной образовательной программы дошкольного образования, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10 процентов указанных затрат.
За присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьмисиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в указанных образовательных организациях, родительская плата не взимается.
Статья 92. Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях
1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не меньшем, чем 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и соответствующие образовательные организации, — на первого ребенка; 50 процентов — на второго ребенка; 70 процентов — на третьего ребенка и последующих детей.
Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждениях определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Статья 17 Закона носит название «Формы получения образования и формы обучения», и говорит о том, что в РФ образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах – семейное и самообразование).
Соответственно, формами обучения являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.
Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования. Особо отметим, что Закон не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются.
В нашей же стране формы получения образования равны, дети, освоившие образовательную программу соответствующего уровня общего образования, имеют равные права, в том числе право пройти итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к иным уровням образования.
Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья, и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.
Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители (до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования). Кроме того, что ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 273-ФЗ допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения.Возможных сочетаний может быть достаточно много. Отказывать в выборе сочетания форм получения образования также незаконно.
Вместе с тем, представляется, что такая возможность должна быть реализована через такой инструмент, как обучение по индивидуальному учебному плану. Выбор родителями, например, формы получения образования в виде обучения в образовательной организации, но при этом изучения, например, русского языка и литературы в форме семейного образования крайне сложно реализовать в аспекте оформления государственного (муниципального) задания образовательному учреждению, а также расчета нормативных затрат на такую «усеченную» услугу. В этом смысле реализация индивидуального учебного плана технически существенно проще для оформления. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, стандарт должен определить для каждого уровня образования, можно ли его получать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне таких организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной.
Для общего образования указанные вопросы конкретизированы в том числе и в самом законе. В ч. 2 ст. 63 Закона говорится о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних ступенях, чем среднее общее образование.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона, обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Указанная третья часть устанавливает следующее. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. Те, кто учится в форме семейного образования или самообразования, будут зачислены в организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, на период прохождения аттестации, и пройдут ее бесплатно. В данный момент именно это и понимается законом под экстернатом – лица, зачисленные для прохождения аттестации, считаются экстернами. Экстернат не является ни формой получения образования (их две – в организации, либо вне ее, в качестве семейного образования или самообразования), ни формой обучения (очное, очно-заочное, заочное). Экстерн – лицо, которое, обучаясь в форме семейного образования или самообразования, зачислено в организацию для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Фактически, экстернат – это форма прохождения аттестации в образовательной организации, когда само образование было получено в иной форме (в семье или самостоятельно).
В данном аспекте к лицам, осваивающим основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, закон приравнивает и тех детей, которые обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.
При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Частью 5 ст. 41 Закон устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Обучение на дому также не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения. Однако это такое обучение в образовательной организации, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но, несмотря на фактическое место обучения, это именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.