Портовые сборы

В последнее время интерес вызывают особенности расчетов морских агентов за услуги портов по поручению и от имени судовладельцев. Актуален этот вопрос для предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по агентированию иностранных судов, которые заходят в украинские порты.

Суть проблемы состоит в следующем.

Морской агент по распоряжению судовладельца и капитана судна осуществляет уплату сумм, связанных с пребыванием судна в порту, то есть всех портовых затрат и сборов.

Статья 7 Декрета Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года «О системе валютного регулирования и валютного контроля» предусматривает уплату портовых сборов и затрат иностранными судами в иностранной валюте. Согласно статье 2 постановления КМУ от 12 октября 2000 года № 1544 «О портовых сборах» (Постановление о портовых сборах), все портовые сборы и затраты должны быть уплачены до момента выхода судна из порта, в противном случае капитан морского порта в силу статьи 91 Кодекса торгового мореходства Украины (КТМУ) должен отказать судну в разрешении на выход из порта до момента осуществления уплаты.

Как показывает практика, перечисление денежных средств для уплаты портового сбора от судовладельца к морскому агенту и от морского агента к порту занимает от 4 до 7 дней. Фактически же для разгрузки или погрузки даже крупного грузового судна необходимо от 3 до 5 дней. То есть время обслуживания (пребывания) судна в порту бывает меньше, чем необходимо для движения платежа по уплате портового собра. Это приводит к задержке судна в порту, что в свою очередь обуславливает возникновение нарушений сроков партнерских договорных обязательств, срыв графика обработки судов, занятие причалов и т.п. Порты, терминалы, судовладельцы, покупатели и продавцы несут убытки или недополучают прибыль.

Проанализировав действующее законодательство Украины, хочется отметить следующее.

Согласно статье 116 КТМУ, «в морском порту или вне его территории в качестве постоянных представителей судовладельца действуют агентские организации (морские агенты), которые по договору морского агентирования за вознаграждение обязуются предоставлять услуги в области торгового мореходства.

Морской агент выполняет формальности, связанные с прибытием, пребыванием и отходом судна, помогает капитану судна в налаживании контактов со службами порта, местными органами государственной исполнительной власти, в организации снабжения и обслуживания судна в порту, оформляет таможенные документы и документы на груз, инкассирует суммы фрахта и прочие суммы для оплаты требований судовладельца, которые возникают из договора перевозки, уплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, связанные с пребыванием в порту». Таким образом, возможность уплаты портового сбора морским агентом четко закреплена в самом КТМУ.

В договоре морского агентирования должна быть обусловлена возможность морского агента платить от имени и по требованию судовладельца портовый сбор, а также порядок и сроки возмещения судовладельцем убытков, понесенных морским агентом по уплате портового сбора. (Согласно пункту 6 статьи 118 КТМУ, судовладелец или другой доверитель обязаны «возмещать морскому агенту любые затраты, понесенные им при осуществлении проплат от их имени или по их согласию»).

Согласно статье 10 постановления о портовых сборах, «оплата портового сбора осуществляется согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года «О системе валютного регулирования и валютного контроля». В статье 7 этого Декрета указано следующее: «В расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота используется как средство платежа иностранная валюта». Таким образом, в случае если уплату портового сбора осуществляет лично судовладелец — нерезидент, действительно, портовый сбор может быть уплачен лишь в иностранной валюте. Но если уплату осуществляет морской агент — резидент, исполняющий свои обязанности по договору морского агентирования, уплата должна осуществляться в национальной валюте Украины по валютному (обменному) курсу НБУ. Это обусловлено тем, что и плательщик (морской агент), и получатель платежа (соответствующий украинский порт) являются резидентами, а, согласно статье 3 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля», «валюта Украины — единственное законное средство платежа на территории Украины, принимаемое без ограничений для оплаты любых требований и обязательств…».

Кроме того, в законодательстве Украины нет четкого определения, что портовый сбор уплачивается только в иностранной валюте. Возможность уплаты портового сбора в валюте Украины подтверждает статья 11 постановления о портовых сборах: «Из сумм портовых сборов, взимаемых в валюте Украины, налог на добавленную стоимость уплачивается согласно законодательству. При этом, если в порту предоставляются услуги судам каботажного плавания, сумма сборов, определенная в соответствии с настоящим Положением, увеличивается на сумму налога на добавленную стоимость, а в других случаях — сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется из суммы сборов, начисленных и уплаченных порту без такого увеличения».

Таким образом, на наш взгляд, уплата портового сбора для морского агента — резидента происходит в два этапа:

1) морской агент во исполнение условий договора морского агентирования уплачивает портовый сбор от лица судовладельца в гривне Украины из собственных средств морского агента (механизм осуществления уплаты должен быть четко определен в договоре морского агентирования);

2) судовладелец возмещает (опять-таки согласно условиям договора морского агентирования) расходы, понесенные морским агентом в связи с уплатой портового сбора, путем выставления последним письменного платежного требования с копией платежного поручения об уплате портового сбора (возмещение осуществляется в иностранной валюте, 50 % которой морской агент должен продать, согласно пункту 1 постановления Национального банка Украины «О введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов», а другие 50 % зачислить на свой валютный счет.

Как свидетельствует практика уплаты морским агентом портового сбора, банк, в котором обслуживается морской агент, зачастую отказывается осуществлять перерасчет денежных средств морского агента на уплату портового сбора от лица судовладельца либо морской порт отказывается зачислять уплаченный морским агентом от лица судовладельца портовый сбор.

Считаю, что в случае возникновения такой ситуации морской агент должен инициировать ее разрешение в компетентном хозяйственном суде (выступить истцом в суде) по местонахождению ответчика (банка или порта). Рассмотрим каждый случай в отдельности.

В случае когда банк, в котором обслуживается морской агент, отказывается осуществлять перерасчет средств, морской агент, согласно статье 1 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, должен обратиться в хозяйственный суд по месту нахождения ответчика, то есть банка, с иском о побуждении к исполнению условий договора на открытие, использование и обслуживание текущих счетов в национальной и иностранной валюте (договор на осуществление обслуживания банком). Основанием для иска будет то, что обычно существенным условием такого договора является обязанность банка своевременно осуществлять расчетные операции и исполнять поручения клиента в порядке и в объемах, предусмотренных требованиями действующего законодательства, а также непосредственно требованиями законодательства Украины о банках и банковской деятельности. Так, согласно статье 55 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», «отношения банка с клиентом регулируются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и соглашениями (договорами) между клиентом и банком. Банк обязан прилагать максимальные усилия для избежания конфликта интересов работников банка и клиентов, а также конфликта интересов клиентов банка». Инструкция Национального банка Украины «О безналичных расчетах на Украине в национальной валюте» устанавливает, что «банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов на основании соответствующих договоров и своих внутренних правил осуществления безналичных расчетов, если эти правила отвечают требованиям этой Инструкции и других нормативно-правовых актов.

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, клиент может осуществлять платежи в интересах третьих лиц».

В случае если морской порт отказывается зачислять портовый сбор, уплаченный морским агентом от лица судовладельца, морской агент должен обратиться в хозяйственный суд по месту нахождения ответчика, то есть морского порта, с иском о побуждении к осуществлению действий (зачисление портового сбора). Основаниями для такого иска являются непосредственно договор морского агентирования и уже указанные нормы действующего морского законодательства Украины, дающие морскому агенту право осуществлять уплату портового сбора от лица судовладельца из собственных средств.

Информация об изменениях:

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 8 августа 2014 г. N 2438-6/14 в пункт 5 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. С судов группы Б корабельный сбор взимается в каждом морском порту захода во время входа в морской порт и выхода из него по ставкам в заграничном плавании со скидкой 50% от базовой только за первый и второй рейсы, которые выполняются судном на протяжении календарного года. Во время следующих заходов в морской порт на протяжении календарного года корабельный сбор с этих судов не взимается. В случае выполнения судами, которые принадлежат одному судовладельцу, последующих рейсов корабельный сбор с них не взимается.

С круизных пассажирских судов в заграничном плавании группы Б, которые принадлежат одному судовладельцу, корабельный сбор взимается (за вход судна в морской порт и выход из морского порта) по ставкам со скидкой в размере 50% от базовой ставки только за первые два рейса, которые выполняются любыми из таких судов на протяжении календарного года. В случае выполнения судами, которые принадлежат одному судовладельцу, последующих рейсов, корабельный сбор с них не взимается.

С паромов, в том числе и железнодорожных, грузовых и пассажирских судов типа «RO-RO», осуществляющих рейсы между Российской Федерацией и портами Республики Крым, корабельный сбор взимается во время входов в морские порты Республики Крым и выходов из них по ставкам в каботажном плавании со скидкой 50% от базовой только за первый и второй рейсы, которые выполняются судном на протяжении календарного года. Во время следующих заходов в морские порты Керчь и Евпатория на протяжении календарного года корабельный сбор с этих паромов и судов типа RО-RО не взимается.

С судов в каботажном плавании (кроме паромов, осуществляющих рейсы между портом Кавказ — портом Керчь, пассажирских судов, включая скоростные суда на подводных крыльях) корабельный сбор взимается в размере 50% от базовой ставки во время входа в морской порт и выхода их него.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 утвержден перечень портовых сборов в морских портах Российской Федерации. Согласно данному приказу Минтранса России ФГУП «Росморпорт» при осуществлении государственно регулируемых видов деятельности взимает канальный, навигационный, маячный, ледокольный, лоцманский и экологические сборы в соответствующих морских портах Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 утверждены правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, а приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 утверждены ставки портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» как субъектом естественной монополии в соответствующих морских портах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 приказа ФАС России от 13.06.2017 № 781/17 приказами ФГУП «Росморпорт»:

утверждены ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в соответствующих морских портах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 приказа ФАС России от 30.11.2018 № 1670/18 приказами ФГУП «Росморпорт»:

утверждены ставки экологического сбора за услуги по обеспечению экологической безопасности, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в соответствующих морских портах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 приказа ФАС России от 03.12.2019 № 1588/19 приказом ФГУП «Росморпорт» от 27.12.2019 № 546 утверждены ставки сбора за услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Азов; Анадырь; Анапа; Архангельск; Астрахань; Большой порт Санкт-Петербург; Ванино; Варандей; Владивосток; Восточный; Выборг; Высоцк; Геленджик; Де-Кастри; Диксон; Дудинка; Ейск; Зарубино; Кавказ; Калининград; Кандалакша; Магадан; Махачкала; Мурманск; Находка; Николаевск-на-Амуре; Новороссийск; Оля; Онега; Пассажирский порт Санкт-Петербург; Певек; Петропавловск-Камчатский; Приморск; Провидения; Ростов-на-Дону; Советская Гавань; Сочи; Таганрог; Тамань; Темрюк; Тикси; Туапсе; Усть-Луга).

Приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 предприятию предоставлено право применять утвержденные ставки портовых сборов, взимаемых ФГУП «Росморпорт», на уровне или ниже их предельного максимального уровня.
Сведения о ставках портовых сборов, взимаемых филиалами ФГУП «Росморпорт», в морских портах Российской Федерации по перечню:
Азово-Черноморский бассейновый филиал
Анапа
Геленджик
Ейск
Кавказ
Новороссийск

Сочи
Тамань
Темрюк
Туапсе

Азовский бассейновый филиал
Азов
Ростов-на-Дону
Таганрог
Анадырский филиал
Анадырь
Беринговский
Певек
Провидения
Эгвекинот

Архангельский филиал
Архангельск
Мезень
Нарьян-Мар
Онега

Сабетта

Астраханский филиал
Астрахань
Оля

Ванинский филиал
Ванино
Де-Кастри
Мыс Лазарева
Николаевск-на-Амуре
Советская гавань
Охотск

Дальневосточный бассейновый филиал
Владивосток
Восточный
Зарубино
Находка
Ольга
Посьет

Тикси

Магаданский филиал
Магадан

Махачкалинский филиал
Махачкала

Мурманский филиал

Варандей

Витино

Диксон

Дудинка

Кандалакша
Мурманск
Петропавловский филиал
Петропавловск-Камчатский

Локальные сборы − это оплата терминальных услуг по обработке грузов. Их величина должна покрывать расходы порта по выполнению всех операций с грузом, плюс некую норму прибыли. Отсюда видно, что для каждого порта устанавливается своя собственная величина локальных сборов, никак не зависящая ни от других терминалов, ни от морских линий, судов которые заходят в данный конкретный порт. Также, в локальные сборы включены надбавки за работу с грузами, обладающими специфическими свойствами и требующими особого обращения. Сюда относят тяжеловесные, негабаритные, скоропортящиеся и опасные грузы. Компания Треффи предлагает свои услуги по организации морской перевозки и экспедированию опасных грузов. Наши специалисты хорошо знакомы с особенностями работы портов Санкт-Петербурга, величиной действующих здесь сборов.

В случае перевозки опасных грузов, в портах Санкт-Петербурга выплачиваются локальные сборы, обратите внимание, что величина сборов указывается в долларах за единицу груза, последняя, обычно, измеряется в контейнерах, однако, могут использоваться и другие меры:

  • тонны, обычно используется для грузов, объем 1-ой тонны которых меньше 1-ого кубометра, обозначается буквой W, проставляемой рядом с тарифной ставкой
  • кубометр, для грузов, объем 1-ой тонны которых больше 1-ого кубометра, обозначается буквой M
  • 20-футовый контейнер, обозначается TEU

Идентичная система используется и для расчета величины фрахта и связанных с нею фрахтовых сборов, правда, здесь, в большинстве случаев, владелец груза может самостоятельно выбирать, по какой схеме ему оплачивать фрахт − за единицу объема, или единицу веса. Фрахтовые сборы, они же сборы линии при перевозке, принято рассматривать как дополнительные расходы, не связанные с величиной фрахта.

Надбавки взимаются за изменение порта отгрузки груза, за использование специального оборудования для погрузки, разгрузки, хранения, крепления груза на борту судна, а так же за его специфические свойства. Например, при морской перевозке опасных грузов взимается IMO hazardous cargo additional − сбор за перевозку опасного груза. Учет величины всех локальных и линейных сборов входит в перечень наших услуг по экспедированию опасных грузов.

Частично, локальные и фрахтовые сборы объединяются в условия по оплате грузовых работ:

  • LILO (liner in/liner out) − все терминальные расходы учтены в ставке
  • LIFO (liner in/free out) − терминальные расходы учтены только в порту погрузки, в порту разгрузки грузополучатель обязуется самостоятельно оплатить их
  • FILO (free in/liner out) − терминальные расходы учтены только в порту разгрузки, грузоотправитель оплачивает их в порту отправления самостоятельно
  • FIOS (free in and out and stowed) − терминальные расходы вообще не учтены

Эти ставки не зависят от класса груза − они одинаковы, что для обычных грузов, что для опасных. В качестве единицы измерения количества груза принят 20-ти или 40-ка футовый контейнер. Схема получила название FAK (freight all kinds). Компания Треффи занимается экспедированием опасных грузов, организацией их морской перевозки, с выбором наиболее оптимальной схемы расчета стоимости доставки. Наша задача − обеспечить минимальную общую стоимость перевозки опасного груза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *