Общероссийский перечень услуг

При разработке задания на 2018 год будут применяться новые перечни услуг и работ. Практика показала, что система формирования государственных и муниципальных заданий (далее – госзаданий) в соответствии с ведомственными перечнями нуждается в улучшении. Проблема была не раз озвучена в «верхах», и вот, наконец, корректировки утверждены. Изменения внесены только в ст. 69.2 БК РФ, но они довольно существенные.

Система перечней, на основании которых устанавливаются государственные и муниципальные задания учреждениям, об изменении которой так долго говорили ее пользователи, Законом № 178-ФЗ адаптирована под их запросы.

В чем заключались проблемы?

Напомним, что задание для бюджетных учреждений составлялось согласно ведомственному перечню государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) этими учреждениями в качестве основных видов деятельности. В задание включались, а значит, и финансировались только те работы или услуги, которые были в ведомственном перечне.

Основой для формирования ведомственного перечня служил базовый (отраслевой) перечень (один или несколько), принятый соответствующим федеральным органом исполнительной власти. На 2017 год утверждено более 30 базовых (отраслевых) перечней, в которых содержатся более 560 тыс. реестровых записей.

Практика показала, что действующий порядок формирования базовых (отраслевых) перечней не позволяет:

  • устанавливать минимальные требования к оказанию услуги (выполнению работы) в каждом публично-правовом образовании;
  • учитывать возможности отдельных субъектов РФ (муниципальных образований) оказывать государственную (муниципальную) услугу (выполнять работу) в более расширенном виде, чем это предусмотрено федеральными НПА (федеральными законами, актами Правительства РФ, Президента РФ);
  • включать в заявительном порядке услуги и работы, оказываемые и выполняемые исходя из финансовых возможностей субъекта РФ (муниципального образования) и в соответствии с НПА субъекта РФ (муниципальными правовыми актами).

При определении объема обеспечения выполнения задания учитывались нормативные затраты, которые рассчитываются на единицу показателя, характеризующего объем государственной (муниципальной) услуги (работы). И в случае изменения информации об этой услуге (работе) в базовом перечне возникала необходимость не только приведения ведомственного перечня в соответствие основному, но и пересчета нормативных затрат. Процесс «подстраивания» был трудоемким и долгим.

Варианты решения обозначенных проблем законодатели предлагают с 2016 года. Вначале было предложено адаптировать Постановление № 151 – создать внутри базовых (отраслевых) перечней общероссийский, федеральный и региональный разделы, а также раздел «Работы». Затем планировалось доработать п. 3, 3.1 ст. 69.2 БК РФ, изменив компоненты системы перечней. Что же получилось в итоге?

Новая система перечней.

Ведомственные перечни отменяются – п. 3.1 ст. 69.2 БК РФ с 01.01.2018 утрачивает силу.

Теперь перечни, по которым формируется госзадание, разделены на общероссийские базовые (отраслевые), федеральные и региональные.

Общероссийские базовые (отраслевые) – основа. Они включают только услуги, причем услуги, оказываемые только физическим лицам. Еще одна особенность – услуги должны оказываться в рамках базовых конституционных гарантий. Иными словами, в общероссийские базовые (отраслевые) перечни включаются только социально значимые услуги для физических лиц.

Появилась возможность формировать задание для федеральных учреждений с применением федерального перечня, для учреждений субъектов РФ и муниципальных образований – с применением регионального перечня.

А вот территориальную специфику остальных услуг, а также всех выполняемых работ помогут учесть федеральные и региональные перечни. Федеральные перечни предназначены для федеральных учреждений, региональные – для учреждений субъектов РФ и муниципальных образований. Значит, задания для учреждений на 2018 год уже будут составляться на основе общероссийских базовых (отраслевых) перечней с применением или федеральных (если учреждение федеральное), или региональных (если учреждение региональное или муниципальное) классификаторов.

Название перечней

Что входит в перечень

Исполнители

Получатели

Основание для включения в перечень

Общероссийские базовые (отраслевые)

Услуги государственные и муниципальные, оказываемые в рамках базовых конституционных гарантий

Учреждения всех уровней подчинения

Физические лица

Федеральные законы, НПА РФ, регулирующие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг физлицам, стандарты оказания услуг, утвержденные федеральными министерствами для «своих» учреждений

Федеральные

1. Услуги государственные (кроме включенных в общероссийские перечни).

2. Работы

Федеральные государственные учреждения

Физические, юридические лица

Федеральные законы, НПА РФ, регулирующие порядки оказания услуг юрлицам и выполнения работ учреждениями, а также оказания услуг физлицам (кроме внесенных в общероссийские перечни)

Региональные

1. Услуги государственные и муниципальные (кроме включенных в общероссийские перечни).

2. Работы

Учреждения субъектов РФ и муниципальных образований

НПА субъекта РФ, муниципальные правовые акты, утвержденные в отношении услуг, не включенных в общероссийские перечни, и работ

У законодателей еще есть время, чтобы создать базу для работы новой системы перечней. Правительство РФ установило порядки формирования, ведения и утверждения общероссийских и федеральных перечней, которые будут действовать взамен Постановления № 151, а разработка аналогичных документов в отношении региональных перечней возложена на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (п. 3 ст. 69.2 БК РФ в редакции Закона № 178-ФЗ).

Госзадание для учреждения субъекта РФ или муниципального округа

Перечень социально значимых услуг, оказываемых физическим лицам

Взяты из общероссийского перечня

+

Перечень дополнительных услуг, оказываемых физическим лицам.

Перечень услуг, оказываемых юридическим лицам.

Перечень работ

Взяты из «своего» регионального перечня

Общероссийские базовые (отраслевые) перечни.

Общероссийские базовые (отраслевые) перечни будут включать в себя только государственные и муниципальные услуги, оказываемые физическим лицам. Любая работа или услуга, выполняемая или оказываемая юридическому лицу, в этот перечень не входит.

Отличие услуг от работ разъяснено в Письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 12-08-06/44036.

Услуга – деятельность учреждения, осуществляемая в интересах конкретного потребителя (юридического или физического лица), например предоставление высшего образования, среднего профессионального образования, общего образования, дошкольного образования, осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотек (книговыдача), организация трудоустройства, показ спектакля, санаторно-курортное лечение.

Для услуг, как правило, разрабатывается стандарт или применяются унифицированные требования к их оказанию. Услуга типична и подлежит нормированию (стоимость единицы одной и той же услуги для разных потребителей не меняется).

Работа – получателем является общество в целом (предоставляется так называемая услуга коллективного пользования) либо орган власти, например выполнение прикладного научного исследования, организация автотранспортного обслуживания органа власти.

Единица измерения объема работы не обязательна. Стоимость каждой работы, как правило, рассчитывается индивидуально, поэтому определение нормативных затрат для работ необязательно.

Особенность формирования основного классификатора объяснил Минфин в Письме от 16.06.2017 № 09-07-09/37680: введение общероссийских перечней позволит выделить из общего массива услуг и работ, содержащихся в настоящее время в базовых (отраслевых) перечнях, только те услуги, которые оказываются в рамках базовых конституционных гарантий гражданам определенных категорий (например, нуждающимся в социальной защите).

В письме сообщается, что Минфин совместно с Федеральным казначейством и федеральными министерствами, осуществляющими регулирование в своих сферах, проводит работу по выделению услуг, оказываемых физическим лицам, из существующих базовых (отраслевых) перечней для включения таких услуг в новые общероссийские базовые (отраслевые) перечни по соответствующим видам деятельности.

У нововведения есть перспектива внедрения новых форм оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, обеспечивающих вовлечение негосударственных организаций в деятельность по оказанию данных услуг. Сейчас активно формируется нормативная база, определяющая правила работы некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг. В Перечень общественно полезных услуг включено достаточное количество государственных (муниципальных) услуг для физических лиц, которые также присутствуют в базовых (отраслевых) перечнях. Например, реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта включена в п. 12 Перечня общественно полезных услуг, и эта же формулировка встречается в Базовом (отраслевом) перечне «Образование и наука». Таким образом, общероссийские перечни в перспективе могут стать основой для «соцзаказа» негосударственным поставщикам услуг.

Федеральные перечни.

Эти перечни применяются только при формировании заданий для федеральных государственных учреждений. Их формируют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование в своих сферах деятельности. В федеральные перечни вносятся работы и услуги, не включенные в базовые (общероссийские) перечни. Основанием для внесения в перечень служат соответствующие федеральные законы, нормативные правовые акты РФ, регулирующие порядки оказания услуг физлицам и юрлицам, а также выполнения работ учреждениями.

Региональные перечни.

Услуги и работы, оказываемые и выполняемые учреждениями субъекта РФ и муниципальными учреждениями, находящимися на его территории, будут включены в региональные перечни. Еще раз обращаем внимание, что в региональные перечни войдут:

1. Дополнительные услуги физическим лицам, не включенные в общероссийские перечни.

2. Услуги юридическим лицам.

3. Работы.

Все субъекты РФ имеют право формировать и утверждать региональные перечни. Причем услуги и работы, включенные в региональные перечни, должны соотноситься с полномочиями субъекта РФ или муниципального образования. В региональные (как и в общероссийские) перечни запрещено включать положения, приводящие к возникновению расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований (п. 3 ст. 69.2 БК РФ в редакции Закона № 178-ФЗ) – это значит, что предоставление (выполнение) услуг (работ) из перечней должно финансироваться только бюджетом соответствующего уровня.

Как это будет работать?

В региональных перечнях указываются реквизиты соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ (муниципальных правовых актов).

Минфин рекомендует использовать при формировании субъектами РФ региональных перечней «модельные» региональные перечни. Эти «модельные» перечни содержат государственные и муниципальные услуги, не включенные в общероссийские перечни, а также работы, оказываемые (выполняемые) государственными учреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями) в целях осуществления полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления). Ознакомиться с «модельными» перечнями можно на официальном сайте Минфина, меню «Деятельность / Бюджет / Финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений / Базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ. Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ». На странице следует найти документ «Проект новой редакции ст. 69.2 БК РФ», опубликованный 06.07.2017, – в этом документе находится ссылка «Модельные перечни». На момент написания статьи на сайте были размещены: «модельный» общероссийский перечень, «модельный» федеральный перечень, «модельный» региональный перечень, а также «модельный» общероссийский перечень «Образование и наука».

К сведению:

Государственные и муниципальные услуги, не включенные в общероссийские перечни, а также работы, оказываемые (выполняемые) государственными учреждениями субъектов РФ (муниципальными учреждениями) в целях осуществления полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), включены Минфином в «модельные» региональные перечни, которые рекомендовано использовать при формировании субъектами РФ региональных перечней, с указанием реквизитов соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ (муниципальных правовых актов).

В «модельный» общероссийский перечень сейчас включены услуги из разных социальных сфер. Например, «Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок)», «Медицинская помощь в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации», «Предоставление социального обслуживания в форме на дому». Однако в п. 3 ст. 69.2 (в редакции Закона № 178-ФЗ) указано, что задание учреждениям формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. То есть в законе речь идет именно о перечнях. Можно предположить, что по каждой социальной сфере будет сформирован свой классификатор, являющийся базовым, – скорее всего, «модельный» общероссийский перечень, опубликованный на сайте Минфина, «распадется» на несколько более специализированных, являющихся базовыми для определенной социальной сферы, например, общероссийский базовый (отраслевой) перечень услуг, оказываемых физическим лицам в сфере культуры, или общероссийский базовый (отраслевой) перечень услуг, оказываемых физическим лицам в сфере образования.

Региональные перечни, скорее всего, наоборот будут «сборными», поскольку одним из главных признаков включения услуги в перечень является то, что ее оказание и выполнение предусмотрено НПА субъекта РФ или муниципальным правовым актом (принцип: один субъект РФ – один региональный перечень).

Пример содержания регионального перечня.

Вид деятельности

Код базовой услуги или работы

Признак (услуга или работа)

Наименование услуги или работы

Категория потребителей

Архивное дело

Услуга

Оказание информационных услуг на основе архивных документов

Органы государственной власти, органы местного самоуправления; физлица; юрлица

Строительство и ЖКХ

Услуга

Организация освещения улиц

Физлица; юрлица

Природопользование

Работа

Проведение ухода за лесами

В интересах общества; физлица; юрлица; органы государственной власти или местного самоуправления

Культура

Работа

Создание спектаклей

Физлица

Медицина

Работа

Военно-врачебная экспертиза

Органы государственной власти; физлица, в том числе отдельные категории граждан, установленные законодательством РФ

Работы или услуги юрлицам, связанные с услугами из общероссийских перечней, включаются в региональные или федеральные перечни. Как это происходит, рассмотрим на примере кукольных спектаклей.

Общероссийский «модельный» перечень

Региональный «модельный» перечень

Наименование базовой услуги или работы

Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок)

Создание спектаклей

ГОСТ Р 50646-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ

Термины и определения

Services for people
Terms and definitions

ОКС 03.080.30

Дата введения 2014-01-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1612-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50646-94
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Установленные в настоящем стандарте термины, отражающие систему понятий в сфере услуг населению, расположены в систематизированном порядке.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющих общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых терминов и/или указывая объекты, относящиеся к определяемому понятию. Эти изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, менеджмента услуг и подтверждения соответствия в сфере услуг, оказываемых населению.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 10002 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях
ГОСТ ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 Общие понятия

3.1.1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг.
Примечания

1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 услуга — это результат, как минимум, одного действия, обязательно произведенного (осуществленного при взаимодействии) между поставщиком и заказчиком (потребителем), как правило, нематериальный.

2 Услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные, нематериальные — (социально-культурные) и смешанные.

3.1.2 материальная услуга: Услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг, оказание которой включает деятельность, осуществляемую по отношению к материальному продукту, в том числе, предоставляемому потребителем.
Примечания

1 Материальные услуги включают: услуги автосервиса, ремонт и техническое обслуживание оборудования, техники, машин, ремонт и возведение жилых построек, ремонт и изготовление изделий, химическую чистку, стирку белья, жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги средств размещения, услуги индустрии питания и пр.

2 Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств продукта или изготовление нового продукта по заказам потребителей, перемещение грузов и людей, создание условий для потребления услуг по заказам потребителей и т.п.

3 Услуги отдельных видов, осуществляемые за плату по заказу потребителей и имеющие некий материальный результат или материальное выражение, иногда называют работой.

4 Материальные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.

3.1.3 социально-культурная услуга: Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных, этических потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя, в том числе поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионализма.
Примечания

1 Социально-культурные услуги включают:
— предоставление нематериальных продуктов (например, страхование, банковские, финансовые, экспертные и правовые услуги, консалтинг);
— образовательные услуги (обучение, подготовка кадров, повышение квалификации персонала и пр.);
— услуги культуры, спорта, туризма, организация отдыха и досуга;
— уход и лечение заказчиков (например, парикмахерские и косметические услуги, медицинские услуги, услуги для непродуктивных животных);
— сдача внаем оборудования, помещений (например, агентства по сдаче в аренду, услуги проката);
— сетевые услуги (услуги связи, Интернет, телекоммуникаций, телефонной связи и др.).

2 Социально-культурные услуги не исчерпываются приведенным перечнем.

3 К смешанным услугам относят услуги, предусматривающие одновременное удовлетворение материально-бытовых и социально-культурных потребностей потребителей услуг.

3.1.4 исполнитель услуг: Предприятие, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие, предлагающие или имеющие намерение оказать услугу потребителю.
Примечания

1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 исполнителя услуг называют поставщиком услуг.

2 Исполнитель услуг может быть назван сервисной организацией.

3.1.5 потребитель услуг: Физическое лицо, получающее, заказывающее либо имеющее намерение получить или заказать услугу в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Примечание — Потребителем услуг может быть заказчик, клиент, гость, покупатель, турист, пассажир, посетитель, пациент, пользователь услуг, клиент на абонентском обслуживании, потенциальный заказчик.

3.1.6 заказ на услугу: Соглашение между потребителем и исполнителем услуги в устной или иной форме, в соответствии с которым исполнитель услуг принимает на себя обязательства оказать услугу.

3.1.7 договор оказания услуг: Документально оформленное соглашение между потребителем и исполнителем услуг, определяющее юридические, экономические и технические отношения сторон.

3.1.8 кодекс поведения исполнителя услуг: Совокупность правил поведения исполнителя услуг при оказании (предоставлении) услуг, основанных на соблюдении требований установленных документов.

3.1.9 оказание услуги: Деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.
Примечания

1 В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 оказание услуг — это действие по предоставлению услуги.

2 Оказание услуги можно подразделить на отдельные этапы: обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, процесс обслуживания.

3.1.10 обслуживание: Деятельность исполнителя услуг при непосредственном контакте с потребителем услуг.
Примечание — В соответствии с определением ГОСТ Р ИСО 10002 обслуживание — это взаимодействие организации с потребителем (заказчиком) на всех этапах оказания услуги.

3.1.11 процесс обслуживания: Совокупность операций и действий, выполняемых исполнителем услуг при непосредственном контакте с потребителем в процессе оказания (предоставления) услуг.

3.1.12 метод обслуживания потребителей: Метод (способ) реализации потребителям продукции, осуществления организационных мероприятий в процессе оказания (предоставления) услуг.

3.1.13 технологический процесс исполнения услуги: Основная часть процесса оказания (предоставления) услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.

3.1.14 продолжительность исполнения услуги: Норматив времени на исполнение услуги, установленный исполнителем услуги и доведенный до сведения потребителя услуги.
Примечание — Примерами установленных нормативов времени на исполнение услуги являются нормативы времени на изготовление продукции общественного питания, услуги химчистки, услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования, транспорта и т.п.

3.1.15 продолжительность обслуживания: Период времени, в течение которого потребитель услуг непосредственно взаимодействует с исполнителем услуг.

3.1.16 правила обслуживания: Документ, регламентирующий порядок и условия обслуживания потребителей и содержащий соответствующие требования и нормы.

3.1.17 правила оказания услуг: Документ, устанавливающий порядок, соблюдение которого необходимо для выполнения каких-либо действий при оказании услуг.
Примечание — Примерами правил оказания (предоставления) услуг являются Правила бытового обслуживания населения, Правила оказания услуг общественного питания, Правила предоставления гостиничных услуг, Правила выполнения отдельных видов работ, действующие в Российской Федерации и утвержденные в установленном порядке, и др.

3.1.18 условия обслуживания: Совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.

3.1.19 результат услуги: Результат деятельности исполнителя услуги, направленной на удовлетворение потребности потребителя услуги.
Примечание — Результат услуги заключается в изменении состояния объекта услуги и/или удовлетворении потребностей.

3.1.20 сфера обслуживания населения: Совокупность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги населению.

3.2 Понятия в области стандартизации услуг

3.2.1 объект стандартизации: Услуга, процесс оказания (предоставления) услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации.

3.2.2 группа однородных услуг: Совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и/или функциональным назначением.

3.2.3 стандарт на услугу: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики и правила оказания услуг или выполнения работ.
Примечание — К стандартам на услуги относят: международные, региональные и национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, стандарты организации.

3.2.4 технический документ на услугу: Документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги.
Примечание — К техническим документам на услугу относят технические условия, технологические карты, технологические инструкции, стандарты работы и обслуживания, технические описания, спецификации, эксплуатационную документацию, схемы, чертежи, эскизы и пр.

3.3 Понятия в области качества и менеджмента услуг

3.3.1 качество услуги: Совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.
Примечание — В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 качество услуг — это степень соответствия совокупности присущих характеристик услуг требованиям, предъявляемым к услугам.

3.3.2 качество обслуживания: Совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.

3.3.3 свойство услуги: Объективная особенность услуги, которая проявляется при ее оказании (предоставлении) и потреблении.

3.3.4 показатель качества услуги: Количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности потребителя.

3.3.5 уровень качества услуги: Относительная характеристика качества услуги, основанная на сравнении фактических значений показателей ее качества с нормативными значениями этих показателей.

3.3.6 оценка качества услуг: Определение показателей качества услуг с учетом достоверности и/или точности количественных значений.

3.3.7 контроль качества услуг: Деятельность по определению значений показателей качества услуг и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.
Примечание — В соответствии с определением ГОСТ ISO 9000 контроль качества — это процедура оценки соответствия путем проверки, наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими испытаниями или измерениями.

3.3.8 метод контроля качества услуг: Совокупность правил, принципов, средств, позволяющих контролировать качество услуги.

3.3.9

менеджмент услуг: Деятельность, направленная на выполнение требований потребителей услуг.

3.3.10 система менеджмента качества услуг: Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству услуг.

3.3.11 менеджмент качества услуг: Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству услуг.

3.3.12 требование к услуге: Документально изложенный критерий, которому должна соответствовать конкретная оказываемая услуга.

3.3.13

удовлетворенность потребителей: Восприятие заказчиками и потребителями услуг степени выполнения их требований.

3.3.14

претензия (жалоба): Выражение неудовлетворенности продукцией и/или работой организации, или непосредственно процессом управления претензиями в ситуациях, где явно или неявно ожидается ответ или решение.

3.3.15

обратная связь: Мнения, комментарии и выражения заинтересованности в услуге или процесс обработки жалоб.

3.3.16 риск: Вероятность причинения при оказании услуг вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

3.3.17 безопасность услуг: Состояние услуг, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

3.3.18

управление качеством: Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

3.3.19

обеспечение качества: Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены

3.3.20

улучшение качества: Часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
Примечание — Требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность или прослеживаемость.

3.3.21

постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.
Примечание — Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита и заключения по результатам аудита, анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям или предупреждающим действиям.

3.3.22 прослеживаемость услуг: Возможность документально установить исполнителя услуг.

3.3.23 прослеживаемость услуг: Возможность документально установить исполнителя (поставщика) услуг.

3.3.24 соответствие услуг: Выполнение требования, предъявляемого к услуге.

3.3.25 несоответствие услуг: Невыполнение требования, предъявляемого к услуге.

3.3.26 предупреждающее действие (для услуг): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

3.3.27 корректирующее действие (для услуг): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

3.4 Понятия в области подтверждения соответствия услуг

3.4.1 система сертификации услуг: Совокупность правил выполнения работ по сертификации услуг, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

3.4.2 орган по сертификации услуг: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации услуг.

3.4.3 объект сертификации в сфере услуг: Услуга, результат услуги, процесс оказания (предоставления) услуги, персонал, оказывающий услуги, исполнитель услуги, система менеджмента качества услуг, подлежащие сертификации.

3.4.4 оценка соответствия услуг: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к услугам.

3.4.5 подтверждение соответствия услуг: Документальное удостоверение соответствия выполнения работ или оказания услуг положениям стандартов, сводов правил, условиям договоров или требованиям других документов.

3.4.6 сертификация услуг: Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия услуг положениям стандартов, сводов правил, условиям договоров или требованиям других документов.

3.4.7 сертифицируемая услуга: Услуга, подлежащая сертификации.

3.4.8 сертифицированная услуга: Услуга, прошедшая сертификацию.

3.4.9 знак соответствия: Обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии услуг как объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Примечание — Применение знака соответствия осуществляется потребителем услуг на добровольной основе любым удобным способом в порядке, установленном органом по сертификации.

3.4.10 сертификат соответствия на услуги: Документ, удостоверяющий соответствие услуг положениям стандартов, сводов правил, условиям договоров или требованиям других документов.

3.4.11 идентификация услуг: Установление соответствия определенных услуг их существенным признакам, а также требованиям нормативных, технических документов и информации об услугах, содержащейся в документах для потребителей.

Алфавитный указатель терминов

безопасность услуг

группа однородных услуг

действие корректирующее для услуг

действие предупреждающее для услуг

договор оказания услуг

договор предоставления услуг

документ на услугу технический

жалоба

заказ на услугу

знак соответствия

идентификация услуг

исполнитель услуг

качество обслуживания

качество услуги

кодекс поведения исполнителя услуг

контроль качества услуг

менеджмент качества услуг

менеджмент услуг

метод обслуживания потребителей

метод контроля качества услуг

несоответствие услуг

обеспечение качества

обслуживание

объект сертификации в сфере услуг

объект стандартизации

оказание услуги

орган по сертификации услуг

оценка качества услуг

оценка соответствия услуг

подтверждение соответствия услуг

показатель качества услуги

потребитель услуг

правила обслуживания

правила оказания услуг

правила предоставления услуг

предоставление услуги

претензия

продолжительность исполнения услуги

продолжительность обслуживания

прослеживаемость услуг

процесс обслуживания

процесс исполнения услуги технологический

результат услуги

риск

свойство услуги

связь обратная

сертификация услуг

сертификат соответствия на услуги

система менеджмента качества услуг

система сертификации услуг

соответствие услуг

способ обслуживания потребителей

способ контроля качества услуг

стандарт на услугу

сфера обслуживания населения

требование к услуге

удовлетворенность потребителей

улучшение качества

улучшение постоянное

управление качеством

уровень качества услуги

условия обслуживания

услуга

услуга материальная

услуга нематериальная

услуга сертифицируемая

услуга сертифицированная

услуга социально-культурная

УДК 658.386:006.354

ОКС 03.080.30

Ключевые слова: услуги населению, термины и определения, материальная услуга, социально-культурная услуга, оказание (предоставление) услуг, обслуживание, качество услуги, безопасность услуг, оценка соответствия услуг

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2020

Перечень услуг, оказываемых краевыми автономными, казенными и бюджетными учреждениями здравоохранения подведомственными министерству здравоохранения Красноярского края на платной основе

Информация по вопросу организации платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения

Платные медицинские услуги – это медицинские услуги, которые в соответствии с действующим законодательством должны предоставляться как дополнение к бесплатным медицинским услугам. На платной основе не должны предоставляться медицинские услуги, которые финансируются за счет средств бюджетов всех уровней и за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Учреждения здравоохранения вправе предоставлять за плату немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги, включая пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительный уход, не обусловленный медицинскими показаниями; дополнительное питание; оснащение палат и кабинетов дополнительными видами немедицинского оборудования: телефон, телевизор, оргтехника, холодильник и т.д.; транспортные и другие услуги) в соответствии с действующим законодательством в случае, если платные услуги предусмотрены уставом учреждения здравоохранения.

Платные медицинские услуги ни в коей мере не должны подменять гарантированную гражданам бесплатную медицинскую помощь.

Таким образом, платные медицинские услуги предоставляются населению дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, финансируемому из средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.

1. Условиями для оказания учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг являются:

  • отсутствие соответствующих медицинских услуг в программе государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи (далее – Территориальная программа государственных гарантий);

  • предоставление соответствующих медицинских услуг лицам, не имеющим права на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий (оказание платных медицинских услуг гражданам иностранных государств, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию на территории Российской Федерации при отсутствии соответствующих межгосударственных соглашений; медицинские услуги, оказываемые лицам, не застрахованным в системе обязательного медицинского страхования и т.д.);

  • предоставление медицинских услуг по разрешенным технологиям, не входящим в стандарт оказания медицинской помощи при конкретном заболевании (т.е. оказание платных медицинских услуг по желанию граждан сверх стандарта оказания медицинской помощи), в том числе:

  • оказание медицинских услуг по инициативе гражданина вне порядка и условий, установленных Территориальной программой государственных гарантий (например, проводимые у пациента на дому диагностические исследования, манипуляции, процедуры, консультации и курсы лечения – за исключением случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не в состоянии посетить Учреждение или когда в помощь на дому предоставляется в рамках организации стационаров на дому. Следует обратить внимание на то, что при оказании подобных платных услуг пациентам должна быть обеспечена возможность получения по этим видам услуг и бесплатной медицинской помощи. Другими словами, таковые условия должны предоставляться дополнительно, а не взамен обычного порядка оказания помощи);

  • предоставление медицинских услуг, не являющихся для конкретного учреждения предметом обязательств в отношении выполнения территориальной программы государственных гарантий. Критериями, на основании которых определяется уровень медицинской помощи, выступают Устав, в котором зафиксированы основные виды деятельности учреждения, а также содержание соответствующих отраслевых приказов. Так, Приказом МЗ РФ от 14.09.2001 г. № 360 утвержден «Перечень лучевых методов исследования для учреждений здравоохранения», в котором приведен перечень исследований применительно к различным учреждениям здравоохранения.

1.1. Отсутствуют в Территориальной программе государственных гарантий и предоставляются исключительно на платной основе следующие медицинские услуги:

— медицинские осмотры граждан старше 18 лет, проводимые с целью получения специального права (на вождение автомобиля, для приобретения оружия и т.п.);

— медицинские осмотры иностранных граждан и лиц без гражданства для получения медицинского заключения об отсутствии или наличии у них заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу в Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации;

— анонимная диагностика и лечение (за исключением ВИЧ-инфекции);

— медицинская косметологическая помощь, за исключением пластических и реконструктивных операций по медицинским показаниям, и медицинская помощь, связанная с изменением пола;

— традиционные методы диагностики и лечения:

— коррекция зрения при помощи контактных линз;

— изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением случаев предоставления отдельным категориям граждан аналогичных мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

1.2. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) согласно ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.02.2008 г.) осуществляются за счет средств работодателя.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)» работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы. Кроме того, для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работодатель обязан заключить долгосрочный договор с Учреждением, имеющим лицензию на право проведения предварительных медицинских осмотров лиц, принимаемых на работы с вредными и (или) опасными условиями труда.

2. Оказание платных медицинских услуг учреждениями здравоохранения производится на следующих основаниях:

  • выполнения учреждением здравоохранения в полном объеме Территориальной программы государственных гарантий;

  • отсутствия соответствующих медицинских услуг в Территориальной программе государственных гарантий;

  • наличия лицензии на соответствующие виды медицинской деятельности и специального разрешения соответствующего органа управлением здравоохранения на оказание платных медицинских услуг;

  • организации оказания платных медицинских услуг населению в специально выделенных помещениях (кабинетах, отделениях), таким образом разделив потоки больных, получающих бесплатную медицинскую помощь и платные медицинские услуги (за исключением случаев, когда медицинская технология не может быть дублирована (исследования методом компьютерной томографии, методом магнитно-резонансной томографии и др.);

  • организации оказание платных медицинских услуг населению работниками, оказывающими исключительно платные медицинские услуги, либо работниками учреждения здравоохранения, оказывающими населению гарантированную (бесплатную) медицинскую помощь, но в специально отведенное время;

  • отдельного учета рабочего времени специалистов, оказывающих платные медицинские услуги (графики учета рабочего времени по основной работе и по оказанию платных медицинских услуг составляются раздельно);

  • отдельного учета материальных затрат, связанных с оказанием этих услуг.

3. Основанием предоставления платных медицинских услуг (медицинских услуг на возмездной основе) является желание гражданина получить конкретную услугу именно на платной основе, оформленное в виде договора. При заключении договора до сведения граждан должна быть доведена конкретная информация о возможности и порядке получения медицинских услуг на бесплатной основе в учреждении здравоохранения. Факт доведения до сведения граждан указанной информации должен быть зафиксирован в договоре.

4. Не является условием предоставления медицинских услуг на платной основе:

  • Отсутствие у пациентов регистрации по месту жительства. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Поэтому сам по себе факт отсутствия регистрации не дает оснований требовать оплаты за оказанную медицинскую помощь.

  • Оказание гражданам на платной основе экстренной и скорой медицинской помощи (при состояниях, угрожающих жизни, при острой боли и пр.) категорически не допускается. Экстренная помощь должна предоставляться бесплатно. Вышеизложенное относится как к стационарным учреждениям, так и к амбулаторным.

  • В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 546, медицинская помощь иностранным гражданам в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (последствия травм, несчастных случаев, отравлений) оказывается безотлагательно и бесплатно.

  • После выхода из указанных состояний иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощи на платной основе (при отсутствии межгосударственных соглашений).

  • Направление пациента, находящегося на лечении в учреждении здравоохранения, на диагностическое исследование, консультацию специалистов в другое учреждение, участвующее в реализации Территориальной программы государственных гарантий.

  • Наличие иногороднего полиса обязательного медицинского страхования. Согласно ст. 5 раздела 2 Закона РФ от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» страховой медицинский полис действителен на всей территории Российской Федерации. Оказание медицинской помощи должно быть осуществлено в рамках Территориальной программы государственных гарантий.

  • Оказание медицинских услуг вне очереди.

Оказание услуг без очереди за определенную плату резко ущемляет право другого пациента, который не в состоянии заплатить за услугу, так как отодвигает получение им медицинской услуги на неограниченный срок. Пациент при этом теряет здоровье и испытывает моральный ущерб, сознавая, что он имеет неравные права с другими гражданами социального общества, в то время как ч. 2 ст. 19 Конституции гарантирует равноправие и запрещение дискриминации граждан по имущественному положению («2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности»). Ч. 1 и 2 статьи 21 Конституции гарантируют защиту достоинства личности: («1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению»).

Оказание медицинской платной помощи «вне очереди» абсурдно с юридической точки зрения: потребителю продается не сама медицинская услуга, а возможность получить ее «вне очереди». Ведь все другие пациенты в очереди на прием, операцию и т.д. тоже хотят получить — медицинскую услугу в полном объеме и надлежащего качества, значит, разница между «платным» и «бесплатным» режимами оказания услуги заключается именно в ее внеочередности. Но в договоре с учреждением здравоохранения подобного наименования услуги типа «имя рек вне очереди» не указывается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *