Общественно значимый хозяйствующий субъект

Что такое общественно значимые хозяйствующие субъекты?

Определение 1

Общественно значимые хозяйствующие субъекты(ОЗХС) – это автономные открытые хозяйствующие субъекты, в коммерческой деятельности которых так или иначе участвует неограниченное количество лиц. Также такие экономические субъекты можно называть публичными компаниями.

Таким образом, банкротство таких организации влияет не только на их собственников, кредиторов, но и на значительную часть общества. Определение общественно значимых хозяйствующих субъектов представлено в федеральных стандартах аудиторской деятельности.

К общественно значимым хозяйствующим субъектам можно отнести:

  • Экономические субъекты, ценные бумаги которых могут участвовать в общественных торгах;
  • Кредитные, страховые и прочие финансовые экономические субъекта, которые осуществляют свою деятельность в отношении физических и юридических лиц, в т. ч. негосударственные пенсионные фонды;
  • Государственные компании, кооперативы;
  • Публично-правовые организации;
  • Клиринговые организации;
  • Экономические субъекты, уставной капитал которых более час на двадцать пять процентов принадлежит государству и т.д.

Порядок проведения аудита ОЗХС и его законодательное регулирование

Реализация аудита деятельности таких организаций проводится в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях» и ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности», «Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций»

Обязательный аудит такого рода экономических субъектов может быть проведен только аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами может быть проведен лишь необязательный аудит. Также индивидуальным аудиторам разрешено оказывать таким экономическим субъекта услуги, сопутствующие аудиту;

Аудит общественно значимых организаций могут проводить только аудиторы, обладающие достаточной компетенцией и квалификацией, имеющие соответствующий аттестат (регламентирует получение данного аттестата ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности»);

В отношении ОЗХС в обязательном порядке должны быть проведены обзорные проверки качества выполненных ранее аудиторских проверок. Обзорная проверка такого типа затрагивает следующие аспекты:

  • Вопросы независимости аудиторской организации при проведении аудита;
  • Вопросы оценки возникновения аудиторских рисков членами аудиторской организации и проведенные аудиторских процедуры с учетом возможности возникновения таких рисков;
  • Оценка уровня существенности аудиторской группой;
  • Анализ и оценка проведенных аудиторских процедур программе и плану аудиторской проверки.

Руководитель задания аудиторской группы, выполняющей аудит, не должен занимать свою должность более семи лет, при этом после отказа от своей должность такой руководитель не может быть членом аудиторской группы, ее консультантом или контролером.

Выручка от проведения проверок ОЗХС не должна занимать значительную долю в выручке аудиторской организации (не более 15% от всей выручки), т.к. в таком случае нарушаются принципы независимости аудитора при проведении аудита ОЗХС.

Типичные ошибки при проведении аудита ОЗХС

К наиболее частым ошибкам такого аудита можно отнести:

  • Нарушение порядка подписания аудиторского заключения;
  • Возникновение зависимости аудитора от аудируемой организации;
  • Отсутствие аудита операций со связанными сторонами и т. д.

Информируем вас о внесении изменений в «Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций» в части изменения перечня организаций, относящихся к общественно значимым хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 1.20. «Правил независимости» под общественно значимыми хозяйствующими субъектами понимаются хозяйствующие субъекты, предусмотренные частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг, и организации, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности».

Основным изменением является включение в перечень ОЗХС организаций, включающих бухгалтерскую (финансовую) отчетность в проспект ценных бумаг, а также организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

С учетом указанных изменений аудиторским организациям начиная с 2018 года необходимо обновить лист принятия клиента.

Общественно значимыми хозяйствующими субъектами являются:

  • Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (организации имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги);
  • Кредитные организации;
  • Страховые организации;
  • Негосударственные пенсионные фонды;
  • Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной (федеральной или субъектов федерации) собственности составляет не менее 25% (не относится к унитарным предприятиям в силу отсутствия у них уставного капитала (См. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»)
  • Государственные корпорации или государственные компании (См. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
  • Публично-правовые компании;
  • Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;
  • Клиринговые организации;
  • Федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством РФ (см. п.п.6 п.1 ст.2 Федерального закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»);
  • Акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ (см. п.п.7 п.1 ст.2 Федерального закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»);
  • Организации, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность в соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» с учетом п.5 ст.2 указанного Закона.

Обращаем особое внимание на пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому «в случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом». Следовательно, при принятии клиента, предметом задания которого является подтверждение финансовой отчетности, составленной по МСФО, аудиторские команды должны установить в соответствии с какими требования составляется такая отчетность.

Экономическая система не существует вне человеческого общества, поэтому в ней действует множество субъектов.

Субъектами экономической системы являются участники, которые функционируют в этой системе, чьи потребности, интересы и цели в ней реализуются.

Поскольку субъектов много, но определенные из них имеют близкие либо однозначные функции в экономической системе или же имеют совпадающие интересы и цели, все множество субъектов делят на большие группы. Таковыми являются производители и потребители, продавцы и покупатели, работодатели и работники, кредиторы и должники и т.д. Но основными субъектными группами в современной теории считают три: предприятия (фирмы), домашние хозяйства, государство.

Предприятие – это то звено экономики, где осуществляется соединение рабочей силы со средствами производства, и создаются на этой основе продукты или товары.

Домашние хозяйства в экономической системе рассматриваются как производители и продавцы рабочей силы.

Государство выполняет важные функции по производству определенных товаров и услуг, а также сложные функции по регулированию экономики. Все группы субъектов находятся в экономической системе в состоянии постоянного воздействия.

В этой лекции важно отметить, что главным и общим для всех этих групп субъектом экономической системы является человек. Ради обеспечения жизнеспособности человека создается экономическая система, для этого она существует и развивается. Более того, именно человек является центральной действующей персоной экономической системы.

Какую бы группу субъектов мы не рассматривали – предприятие ли, домашнее хозяйство, государство – везде главной фигурой является человек. Это – важная особенность экономической системы.

Так, без человека нет производительных сил. Средства производства тоже напрямую связаны с человеком: он их создает, воспроизводит и совершенствует. А такая составная производительных сил как наука без человека вообще не существует.

Человек занимает центральное место во всех структурных частях этой системы, он – ее связующее звено, главный субъект. Это отчетливо прослеживается и в других подсистемах. Так, без человека нет и не может быть экономических отношений. Без человека не функционируют и движущие силы развития экономической системы.

Конечно, экономическая, производительная роль человека чрезвычайно важна. Именно он своим трудом создает и оживляет средства производства, а тем самым превращает их из мертвого металла, пластмассы и т.п. в полезные и ценные блага, без которых людям просто не обойтись. Однако, подчеркивая эту важнейшую производительную роль, нельзя не видеть, что такой подход к человеку – узкий, oднoмерный и по сути неверный. Назрела необходимость к представлению о человеке как рабочей силе, с одной стороны, и, с другой стороны, о человеке, главной целью и мечтой которого является максимизация прибыли, отнестись по-иному.

Человек – не только и не столько средство, но он сам — результат экономического развития, более того – цель экономической системы. Не человек для экономики, а экономика для человека. Тогда и экономика будет не только сферой производства вещей, товаров и прибылей, а и сферой производства и развития, совершенствования самого человека. Тогда и оцениваться экономика будет не только приростом производительности труда или объема продаж, но и тем, насколько она способствует совершенствованию человека или же, напротив, обрекает его лишь на добывание средств пропитания и деградацию. Но это уже совсем иной взгляд.

Нельзя не учитывать, что, несмотря на все перипетии истории, сущностная особенность человека как уникального биосоциального существа состоит в том, что главным и специфическим видом его активности, в отличие от других существ, является творчество. Именно творчество обусловливает развитие и самого человека, и всего общества, в том числе его экономической системы. Без творчества нет прогресса, а есть лишь повторение уже имеющегося, существующего. Да и сам человек как преобразователь этого мира, социально-экономических отношений и самого себя, как источник их совершенствования самореализуется только в творческой деятельности.

Единственным творящим фактором производительных сил и экономической системы в целом является человек.

Признание человека целью и главным результатом воспроизводственных процессов в экономике, более того, признание человека главным богатством общества – такова суть нового подхода. Он еще не реализуется, о нем еще робко пишут, но на этом пути – будущее общества, устройство которого опирается на общие ценности разума, гуманизма, справедливости. Такой новый подход требует по-новому рассматривать и субъектов экономической системы. В них нельзя видеть лишь персонификацию определенной экономической роли. Такой взгляд упускает, игнорирует то, что экономический субъект – это человек, более того, личность во всем ее многообразии.

Новый подход требует объемного, наполненного, многогранного, а не абстрактно-схематического представления о человеке как главном субъекте экономики. Это значит, что следует уходить от сведения человека лишь к рабочей силе или фактору производства. Следует утверждать взгляд на него как на личность, у которой рабочая сила – одна из многих способностей и свойств. Такой взгляд позволит увидеть не примитивную, одномерную, а сложную, многоэлементную мотивацию субъектов в экономике, прогнозировать и эффективно регулировать ее развитие.

Естественно, что новый подход таит много проблем как в научном, так и реализационном отношениях, но, известно, что новое всегда создается «в поте лица своего».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *