Обжалование действий заказчика

  1. В КАКИХ СЛУЧАЯХ УЧАСТНИК МОЖЕТ ОБЖАЛОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА

Участник закупки может обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, если они нарушают его права и законные интересы (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”; далее – Закон N 44-ФЗ).

Причинами обжалования действий заказчика могут, например, являться следующие:

1) неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее – СРО) о допуске к конкретным видам работ, лицензий, сертификатов соответствия на поставляемый товар или требование о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и т.п.;

2) в один лот объединены функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги;

3) в допуске к участию в закупке отказано в связи с тем, что опись входящих в состав заявки документов не подшита к ней;

4) участник отстранен от участия в закупке либо ему отказано в заключении контракта на основании того, что представленные сведения о товаре, подлежащем поставке, учредителях, номере телефона участника, а также о наличии лицензий или свидетельств СРО недостоверны.

При обращении в суд необходимо учитывать, что обжалуемые действия (бездействие) должны не соответствовать закону (иному нормативному правовому акту) и одновременно нарушать права, законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

  1. СПОСОБЫ ОБЖАЛОВАНИЯ УЧАСТНИКОМ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА. СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

Закон N 44-ФЗ предусматривает два способа защиты нарушенных прав:

1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок (внесудебный порядок);

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий – незаконными (судебный порядок).

Участник может выбрать один из названных способов либо воспользоваться обоими. При этом необходимо учитывать установленные ограничения.

В контрольном органе нельзя обжаловать действия заказчика в следующих случаях:

– контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

– по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа (п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

– обжалуются допущенные комиссией нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие (ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

Обжаловать действия заказчика во внесудебном порядке можно по общему правилу не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) соответствующего протокола (например, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок) либо с даты подписания протокола (при определении поставщика закрытым способом). Это установлено ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ.

Таблица. Сроки подачи жалобы в ФАС России (иной контрольный орган) участником в некоторых случаях

Обжалуемые действия

(документы)

Срок обжалования Нормы
Положения документации До окончания срока

подачи заявок

Части 3 и 4 ст. 105

Закона N 44-ФЗ

Действия, связанные с

заключением контракта

Не позднее даты

заключения контракта

Части 4 и 6 ст. 105

Закона N 44-ФЗ

Действия, совершенные на этапе

рассмотрения вторых частей

заявок

Не позднее даты

заключения контракта

Часть 4 ст. 105

Закона N 44-ФЗ

По истечении указанных сроков обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

  1. ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ В ФАС РОССИИ (ИНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН) НА ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА. УЧАСТИЕ В РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБЫ

3.1. Выбор контрольного органа, в который участник подает жалобу на действия заказчика

Органами власти, которые уполномочены рассматривать жалобы, являются:

1) Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России);

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

– муниципальные нужды – любой из названных органов;

– нужды субъекта РФ – ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;

– федеральные нужды или государственный оборонный заказ – ФАС России.

Это следует из положений ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 “Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении N 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее – Регламент ФАС России).

Получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) также можно, воспользовавшись функционалом официального сайта http://www.fas.gov.ru/territorial-authorities/.

3.2. Жалоба участника на действия заказчика

В контрольный орган жалоба подается исключительно в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 “Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок”.

В качестве доводов в ней необходимо сослаться на документы (например, протоколы) или пункты документации о закупке, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений (ч. 9 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагать доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы (ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Можно ли участнику подать на действия заказчика, совершенные при проведении нескольких закупок, одну жалобу?

Ответ: Нет, нельзя.

Обоснование: Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки. Это следует из п. 3 ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. Жалоба, которая не соответствует установленным требованиям, возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения (п. 1 ч. 11 ст. 105 названного Закона).

Правоприменительная практика: Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (Письма от 13.08.2015 N Д28и-2449 и от 29.07.2015 N Д28и-2221). В судебной практике также есть ряд примеров применения данного подхода (см. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.04.2015 N Ф10-857/2015 по делу N А36-3388/2014, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 N 09АП-39642/2014 по делу N А40-72201/14).

Внимание! Если заказчик совершил неправомерные действия при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой из них. В противном случае жалоба будет возвращена, а возможность подать ее вновь может быть утрачена в связи с истечением срока обжалования.

3.3. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей.

Участник или его представитель может быть допущен на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документов, подтверждающих полномочия (п. 3.27 Регламента ФАС России).

Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.

Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

В начале заседания комиссии участник должен сообщить об обжалуемых действиях (бездействии) заказчика и о своих требованиях (п. 3.30 Регламента ФАС России).

По возникающим вопросам участник вправе давать пояснения в устной или письменной форме.

3.4. Отзыв жалобы на действия заказчика, поданной участником в контрольный орган

Участник вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (ч. 15 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы. Порядок оформления отзыва Законом N 44-ФЗ не урегулирован. На практике, для того чтобы отозвать жалобу, нужно написать заявление.

Внимание! В случае отзыва жалобы участник не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

3.5. Возможные действия участника в зависимости от результатов рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной в части установленных нарушений (п. 3.34 Регламента ФАС России).

Если результаты рассмотрения жалобы не устраивают участника, он может обжаловать вынесенное решение в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3.35 Регламента ФАС России).

  1. ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА В СУДЕ

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Такой вывод следует из п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ).

Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме. В электронной форме заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

Требования к содержанию заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ.

К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Рекомендация. Целесообразно вместе с заявлением подать ходатайство о том, чтобы суд приостановил действие оспариваемого решения или запретил заказчику совершать определенные действия (ч. 3 ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).

Внимание! До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125 АПК РФ). Неисполнение этого требования увеличит сроки обжалования, поскольку является основанием для того, чтобы оставить заявление без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ).

Просмотров: 1566

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки

Общая характеристика процедуры обжалования в сфере закупок.

Процедуру административного (внесудебного) обжалования в сфере закупок можно охарактеризовать как квазисудебную процедуру. Такой характеристикой она обладает в связи со следующими причинами:

  • • жалоба рассматривается несудебным органом, который уполномочивается законом на принятие юридически обязательного решения для органов и организаций, не находящихся в отношениях административной подчиненности или подведомственности с органом, рассматривающим жалобу;
  • • рассмотрение жалобы происходит в форме заседания, на которое приглашается заявитель и лицо, действия которого обжалуются;
  • • жалоба рассматривается с соблюдением принципов состязательности (комиссия органа контроля в сфере закупок поочередно выслушивает аргументы заявителя и лица, действия которого обжалуется;
  • • комиссия принимает решение по жалобе в день заседания по ней и оглашает его присутствующим сторонам спора.

Надо отметить, что примеров аналогичных квазисудебных процедур в практике современного государственного управления крайне мало.

Межу тем такая форма урегулирования спора имеет важные преимущества в сфере закупочного процесса: с одной стороны, рассмотрение жалобы осуществляет независимая третья стороны, незаинтересованная в исходе дела, что позволяет проводить рассмотрение жалобы объективно; с другой стороны, административный порядок рассмотрения жалобы позволяет рассмотреть жалобу оперативно, что критически важно для закупочного процесса, который нельзя приостанавливать на неопределенный срок. Именно поэтому длительные сроки разбирательств в судах, возможность пересмотра дела в большинстве случаев не могут быть эффективным инструментом защиты прав участников закупок. К моменту рассмотрения дела в суде закупка уже будет реализована, контракт заключен и исполнен.

Административные органы, рассматривающие жалобы в сфере закупок. Жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки подаются в органы контроля в сфере закупок. К таким органам относятся:

  • • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (в настоящее время — ФАС России);
  • • органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • • органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

При обжаловании закупок для обеспечения федеральных нужд жалоба может быть подана только в федеральный орган контроля (ФАС России).

При обжаловании закупок для нужд субъекта РФ жалоба по усмотрению заявителя может быть подана или в федеральный, или в региональный орган контроля в сфере закупок.

При обжаловании закупок для муниципальных нужд жалоба по усмотрению заявителя может быть подана или в федеральный, или в региональный, или в муниципальный орган контроля в сфере закупок.

При обжаловании действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в рамках электронных аукционов жалоба подается только в ФАС России.

Действий (бездействия) оператора электронной площадки также обжалуются только в ФАС России.

Лица, которые могут подать жалобу. Жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки могут быть поданы:

  • • любым участником закупки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений;
  • • осуществляющими общественный контроль общественными объединениями, объединениями юридических лиц.

Сроки обжалования. Сроки обжалования зависят от предмета жалобы:

  • • при обжаловании действий (бездействия) в рамках процедур конкретной закупки в общем случае жалоба может быть подана не позднее чем через 10 дней после: даты размещения в ЕИС протоколов с итогами закупки, в том числе протоколов о признании закупки несостоявшейся (протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, протокол подведения результатов аукциона и др.); даты подписания протоколов с итогами закупки (если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлялось закрытым способом);
  • • в случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе обжалование осуществляется до заключения контракта;
  • • обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается не позднее даты заключения контракта;
  • • жалоба на положения документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке;
  • • обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

Форма и содержание жалобы. Жалобу подается в письменной форме. Жалоба должна содержать:

  • 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  • 2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  • 3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
  • 4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы. При этом следует иметь в виду, что рассмотрение жалобы не будет осуществляться в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в части неценовых критериев оценки, относящихся к качеству и квалификации.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Возвращение жалобы заявителю без рассмотрения. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

  • 1) жалоба не соответствует установленным к ней требованиям;
  • 2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
  • 3) жалоба подана но истечении установленных сроков для обжалования соответствующих действий (бездействия);
  • 4) но жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы. Кроме того, жалоба возвращается без рассмотрения, если лицо, подавшее жалобу, отозвало ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы. При этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

Порядок рассмотрения жалобы по существу. Орган контроля в сфере закупок, в который поступила жалоба, в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании (определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами).

В течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы органа контроля направляет лицу, подавшему жалобу, и лицам, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы.

Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.

Для рассмотрения жалобы органом контроля установлены очень сжатые сроки — пять рабочих дней с даты поступления жалобы. Этот срок не подлежит продлению.

Для рассмотрения жалобы орган контроля запрашивает у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки необходимую информацию и документы. В любом случае соответствующие лица (как правило, заказчики) на рассмотрение жалобы обязаны представить:

  • • документацию о закупке;
  • • заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • • протоколы, предусмотренные Законом о закупках, составленные при осуществлении закупки;
  • • аудио-, видеозаписи, изготовленные при проведении закупки;
  • • иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.

Орган, рассматривающий жалобу, вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В этом случае заказчику (оператору электронной площадки) направляется требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Данное требование является для заказчика (оператора электронной площадки) обязательным и контракт нс может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.

При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

При необходимости орган контроля в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может предусмотреть возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств (если закупка осуществляется в сжатые сроки и условия о сроке исполнения сформулировано в контракте в виде точной календарной даты).

Рассмотрение жалобы происходит в форме заседания в назначенный день и час. Рассмотрение жалобы осуществляет комиссия органа контроля. На заседание приглашаются заявитель и лица, в отношении которых подана жалоба. Сначала слово предоставляется заявителю (его представителю), если он явился на рассмотрение своей жалобы. Заявитель изъясняет доводы жалобы.

На практике заявители могут в ходе рассмотрения жалобы указывать на нарушения порядка осуществления закупки, на которое не указывалось в тексте жалобы. Действующее регулирование не предусматривает на этот счет никаких норм. Представляется, что комиссия органа контроля вправе отклонить такие новые доводы, так как лицо, действия которого обжалуются, не смогло подготовиться к своей защите в данной части и не имело возможности представить свои контраргументы.

После заявителя слово представляется лицу, в отношении которого подана жалоба. Такое лицо приводит свои возражения и аргументы, почему те или иные действия (бездействие), по его мнению, нс нарушают требований законодательства.

Комиссия в ходе представления сторонами своих аргументов может задавать уточняющие вопросы. Также в ходе рассмотрения жалобы комиссия изучает документы закупки. Каждый довод жалобы или возражений на нее проверяется ссылками на конкретные положения документов закупки.

После выступления заявителя и лица, в отношении которого подана жалоба, стороны могут обменяться репликами.

После этого комиссия просит стороны удалиться из помещения, в котором происходит рассмотрение жалобы. После совещания членов комиссии друг с другом и принятия ими решения по жалобе стороны приглашаются для оглашения им такого решения. Вся процедура рассмотрения жалобы занимает около 30 мин.

Полный текст решения изготавливается в срок, ие превышающий трех рабочих дней со дня рассмотрения жалобы. Решение подписывается принявшими его членами комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений. Копия такого решения (предписания) в течение трех рабочих дней с даты принятия решения (выдачи предписания) направляются лицу, подавшему жалобу, и лицу, в отношении которого жалоба была подана. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в ЕИС.

Действующее регулирование нс предусматривает возможности продления срока рассмотрения жалобы. Однако комиссия вправе принять решение о перерыве рассмотрения жалобы, т.е. назначить еще одно повторное заседание рассмотрения жалобы. Однако при объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается, следующее заседание по рассмотрении жалобы назначается в пределах общего срока рассмотрения жалобы (пять рабочих дней с даты поступления жалобы).

Решение по итогам рассмотрения жалобы по существу не может быть обжаловано во внесудебном порядке в вышестоящий орган. Решение подлежит обжалованию только в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Это приводит к тому, что у разных органов контроля в сфере закупок (разных территориальных подразделениях одного и того же органа) может складываться противоречивая практика по аналогичным делам.

Подробный порядок рассмотрения жалоб в сфере закупок (в федеральном органе контроля) прописан в Административном регламенте ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии но осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14).

Все лица, участвующие в конкурентных способах закупки по ФЗ-44 и ФЗ-223 знают, что оператор электронной площадки – это организация, которая владеет определенной электронной площадкой и обеспечивает проведение как раз электронных закупок на этой площадке. Распоряжением Правительства РФ утвержден перечень таких операторов и в него в настоящее время входит менее десяти операторов электронных площадок.

Действия и бездействие таких операторов могут быть обжалованы.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по антимонопольным делам составит жалобу на оператора площадки: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните!

Как составить жалобу на оператора электронной площадки?

При составлении жалобы заявитель должен указать в ней следующие сведения:

  • Наименование органа, в который подается жалоба, т.е. Центральный аппарат ФАС России и его адрес;
  • Наименование юрлица с указанием его места нахождения, в данном случае оператора, на действия или бездействие которого подается жалоба (при наличии такой информации);
  • Наименование с адресом места нахождения, лица, которое подает жалобу, также указывается, если имеется, почтовый адрес, электронная почта, номер телефона;
  • Указание на закупку, если жалоба связана с какой-то конкретной закупкой;
  • Название жалобы: «Жалоба на действия оператора электронной площадки»;
  • Необходимо указать, какие действия или бездействие обжалуются, с изложением всех доводов;
  • В приложении перечислить документы, которые прикладываются к жалобе;
  • В конце жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом, с указанием расшифровки подписи и даты составления жалобы.

Жалоба может содержать указание только на одну закупку. Если в жалобе содержится информация по нескольким закупкам, она будет возвращена заявителю.

Как рассматривается жалоба?

Прежде чем приступить к рассмотрению жалобы, проверяются полномочия представителей сторон, заинтересованных лиц.

Далее председателем или его замом открывается заседание и сообщается о жалобе, которая рассматривается:

  • представителям сторон и заинтересованным лицам разъясняются их права и обязанности;
  • после этого устанавливается порядок рассмотрения жалоба. Также сообщается о том, что ведется аудиозапись заседания и проводится внеплановая проверка соблюдения соответствующего законодательства РФ;
  • председательствующий обеспечивает, чтобы доказательства и обстоятельства дела были всесторонне и полно исследованы.

В ходе рассмотрения рассматриваются заявления и ходатайства участвующих лиц:

  • лицо, подавшее жалобу, озвучивает свои требования. Если заявитель не явился, то о доводах, указанных в заявлении, сообщает сотрудник ФАС.
  • оператор (представитель) вправе высказать свои возражения по жалобе;
  • если присутствуют заинтересованные лица, они могут дать свои пояснения.
  • члены комиссии изучают обстоятельства дела и материалы;
  • проводится внеплановая проверка;
  • члены комиссии совещаются и принимают решение;
  • резолютивная часть решения оглашается и разъясняется порядок его обжалования.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие комиссией решения об обоснованности или необоснованности жалобы.

Если комиссия пришла к выводу, что жалоба обоснована, то принимается решение о том, что в действиях оператора установлены нарушения. Оператору может быть выдано предписание об устранении нарушений.

После оглашения резолютивной части решения, изготавливается мотивированное решение в течение 3 рабочих дней, которое направляется сторонам, а также может быть выдано им на руки по их ходатайству.

Решение комиссия является окончательным.

ВНИМАНИЕ: лица, участвующие при рассмотрении жалобы, вправе вести аудио- и видеозапись, с обязательным уведомлением об этом членов комиссии. Указанная запись может пригодиться в случае, когда комиссия вынесла определенное решение, но, например, не озвучила о выдаче предписания, а впоследствии предписание было выдано. Указанная ситуация является основанием для подачи жалобы в суд, как правило, это касается больше оператора.

Обжалование принятого решения по жалобе

Принятое по жалобе решение может быть обжаловано в судебном порядке. Срок для обжалования составляется 3 месяца со дня принятия решения.

Постановление № 22-2444/2013 22-94/2014 от 28 января 2014 г. по делу № 22-2444/2013

Орловский областной суд (Орловская область) — Уголовное

№ 22 н/п-2444/2013 Судья Носков Г.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 января 2014 года г. Орел

Судебная коллегия по уголовным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего

Зуенко О.С.

при секретаре

Фоминой Е.А.

рассмотрела в судебном заседании апелляционные жалобы подсудимого на постановления Железнодорожного районного суда г. Орла от 14.11.2013 и от 15.11.2013, которыми оставлены без рассмотрения апелляционная жалоба и дополнение к ней на постановление от 21.10.2013 о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания.

Заслушав выступление подсудимого ФИО8 в режиме видеоконференц-связи, адвоката Шелепы А.С., поддержавших доводы, изложенные в апелляционных жалобах, мнение прокурора Шевлякова А.В. об оставлении постановлений без изменения, суд

установил:

Железнодорожным районным судом г. Орла от 21.10.2013 по итогам предварительного слушания вынесено постановление о назначении судебного заседания по уголовному делу в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 119, п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ. Постановлением также разрешен вопрос о мере пресечения ФИО1

Не согласившись с данным постановлением в части отсутствия в нем суждения относительно заявленных стороной защиты ходатайств, подсудимый ФИО1 подал апелляционную жалобу, а подал дополнение к ней.

и постановлениями судьи Железнодорожного районного суда г. Орла апелляционная жалоба и дополнение к ней оставлены без рассмотрения как поданные по истечении срока обжалования.

В апелляционных жалобах на указанные постановления подсудимый ФИО1 просит их отменить, как незаконные. Считает, что судом неверно исчислен срок обжалования постановлений суда, поскольку календарный период с по включает в себя нерабочие дни , , , , в связи с чем по состоянию на срок обжалования постановления им пропущен не был.

Проверив материал, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 и 3 ст. 389.4 УПК РФ апелляционная жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения, постановления. Апелляционные жалоба, представление, поданные с пропуском срока, оставляются без рассмотрения.

Как следует из материалов дела, копия постановления о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания ФИО1 была получена в день его вынесения — 21.10.2013 года, о чем имеется его расписка (л.м.62 оборот) и подтверждено подсудимым в апелляционной жалобе.

Апелляционная жалоба ФИО1 была составлена 04.11.2013, т.е. по истечении десятидневного срока, предусмотренного ст. 389.4 ч.1 УПК РФ, при этом ходатайства о восстановлении срока апелляционного обжалования ФИО1 не заявлялось.

При таких обстоятельствах суд обоснованно принял решение об оставлении апелляционной жалобы ФИО1 без рассмотрения, разъяснив осужденному его право в соответствии со ст. 389.5 УПК РФ ходатайствовать перед судом о восстановлении пропущенного срока апелляционного обжалования.

В связи с принятым решением об оставлении апелляционной жалобы ФИО1 без рассмотрения и ввиду отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока апелляционного обжалования обоснованным является и постановление суда от 15.11.2013 об оставлении без рассмотрения дополнения к апелляционной жалобе ФИО1

Доводы ФИО1 о том, что из десятидневного срока обжалования постановления подлежат исключению выходные дни – 27, 28 октября 2013 г. и 2,3,4 ноября 2013 года являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании положений ч. 2 ст. 128 УПК РФ.

В силу ч. 2 ст. 128 УПК нерабочие дни не включаются в срок обжалования судебного решения только в случае, если последний день его обжалования приходится на нерабочий день, тогда как срок обжалования ФИО1 постановления от 21.10.2013 истекал 31.10.2013, являвшимся рабочим днем.

Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену постановления, по материалу не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд

постановил:

постановление Железнодорожного районного суда г. Орла от 14.11.2013 и постановление Железнодорожного районного суда г. Орла от 15.11.2013 об оставлении без рассмотрения апелляционной жалобы и дополнения к ней ФИО1 на постановление Железнодорожного районного суда от оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

№ 22 н/п-2444/2013 Судья Носков Г.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 января 2014 года г. Орел

Судебная коллегия по уголовным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего

Зуенко О.С.

при секретаре

Фоминой Е.А.

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу подсудимого ФИО1 на постановление Железнодорожного районного суда от 07.11.2013, которым отклонены замечания на протокол судебного заседания от 25.10.2013.

Заслушав выступление подсудимого ФИО1 в режиме видеоконференц-связи, адвоката Шелепы А.С., поддержавших доводы, изложенные в апелляционной жалобе, мнение прокурора Шевлякова А.В. о прекращении апелляционного производства, так как постановление суда в силу ч. 2 ст. 389.2 УПК РФ подлежит обжалованию одновременно с итоговым решением, суд

установил:

в производстве Железнодорожного районного суда г. Орла находится уголовное дело, по которому ФИО1 обвиняется в угрозе убийством и открытом хищении имущества ФИО6 с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья.

по данному уголовному делу состоялось предварительное слушание, по итогам которого принято решение о назначении судебного заседания на 25.10.2013.

по уголовному делу состоялось судебное заседание. Ознакомившись с протоколом данного судебного заседания, подсудимый ФИО1 подал замечания.

Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Орла от 07.11.2013 г. замечания ФИО1 на протокол судебного заседания от 25.10.2013 г. отклонены.

На это постановление подсудимым подана апелляционная жалоба.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурором заявлено ходатайство о прекращении производства по апелляционной жалобе ФИО1 на постановление Железнодорожного районного суда г. Орла от 07.11.2013, поскольку данное решение суда является промежуточным, и в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 389.2 УПК РФ не подлежит самостоятельному обжалованию.

Выслушав стороны, суд не находит оснований для рассмотрения апелляционной жалобы подсудимого ФИО1 по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 389.2 УПК РФ, до вынесения итогового судебного решения апелляционному обжалованию подлежат постановления мирового судьи о возвращении заявления лицу, его подавшему, либо об отказе в принятии заявления к производству; судебные постановления или определения об избрании меры пресечения или о продлении сроков её действия, о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы, о приостановлении уголовного дела, о передаче уголовного дела по подсудности или об изменении подсудности уголовного дела, о возвращении уголовного дела прокурору; другие судебные решения, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постановления.

В силу ч.2 ст. 389.2 УПК РФ не подлежат самостоятельному апелляционному обжалованию, а обжалуются одновременно с итоговым судебным решением по делу, в частности, определения или постановления о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства и другие судебные решения, вынесенные в ходе судебного разбирательства, за исключением указанных в части 3 статьи 389.2 УПК РФ.

Таким образом, постановление суда, принятое по результатам рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания, не подлежит самостоятельному обжалованию и пересмотру в апелляционном порядке. С доводами о несогласии с решением судьи по рассмотрению замечаний на протокол судебного заседания ФИО1 вправе обратиться в случае обжалования в установленном законом порядке итогового решения по делу.

Данные положения были разъяснены в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.1998 г. № 20-П, в определении от 13.06.2002 № 145-О, в которых указано, что принятое судом в ходе производства по уголовному делу решение по промежуточному вопросу, к которому относится и решение судьи по рассмотрению замечаний на протокол судебного заседания, может быть проверено вышестоящим судом одновременно с рассмотрением жалобы на приговор или иное итоговое решение, что является допустимым и не нарушает права на судебную защиту. Возможность судебной проверки законности и обоснованности промежуточных действий и решений суда при этом не устраняется, — она лишь переносится на более поздний срок и осуществляется после постановления приговора.

С учетом изложенного, поскольку отсутствуют основания для апелляционного обжалования судебного решения, в соответствии с п. 10 ч.

Статья 105. Закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Порядок подачи жалобы



1. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественныйконтроль общественные объединения, объединения юридических лиц всоответствии с законодательством Российской Федерации имеют правообжаловать в судебном порядке или в порядке, установленномнастоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия(бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченногоучреждения, специализированной организации, комиссии поосуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактнойслужбы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки,если такие действия (бездействие) нарушают права и законныеинтересы участника закупки.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактногоуправляющего, оператора электронной площадки в порядке,установленном настоящей главой, не является препятствием дляобжалования участником закупки, общественным объединением,объединением юридических лиц таких действий (бездействия) всудебном порядке.

3. Обжалование действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактногоуправляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускаетсяв любое время после размещения в единой информационной системеплана закупок, но не позднее чем через десять дней с датыразмещения в единой информационной системе протокола рассмотрения иоценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения иоценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запросапредложений, а в случае определения поставщика (подрядчика,исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующегопротокола. Жалоба на положения документации о закупке может бытьподана любым участником закупки, общественным объединением,объединением юридических лиц до окончания установленного срокаподачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия(бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявкамии (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документовзаявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросепредложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе,обжалование таких действий (бездействия) может осуществлятьсятолько участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе,аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истеченииуказанных в настоящей части сроков обжалование соответствующихдействий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа,уполномоченного учреждения, специализированной организации,комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лицаконтрактной службы, контрактного управляющего осуществляется тольков судебном порядке.

Разъяснения ВС РФ по апелляционной жалобе

Обжалование действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактногоуправляющего, оператора электронной площадки в случае, если данныедействия (бездействие) совершены при определении поставщика(подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона,осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любоевремя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также впериод аккредитации на электронной площадке, но не позднее чемчерез десять дней с даты размещения на электронной площадкепротокола подведения результатов такого аукциона либо протоколарассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протоколапроведения такого аукциона в случае признания такого аукционанесостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционеможет быть подана участником закупки до окончания срока подачизаявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, еслиобжалуемые действия (бездействие) совершены после началарассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данныхдействий (бездействия) может осуществляться только участникомзакупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае,если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрениивторых частей заявок на участие в электронном аукционе или призаключении контракта, обжалование данных действий (бездействия)осуществляется до заключения контракта. По истечении указанныхсроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, оператора электронной площадки,аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

5. Обжалование действий (бездействия) оператора электроннойплощадки, связанных с аккредитацией участника закупки наэлектронной площадке, допускается в порядке, установленномнастоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершенияобжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий(бездействия) оператора электронной площадки, связанных спроведением электронного аукциона, допускается в порядке,установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частью 4настоящей статьи.

6. Обжалование действий (бездействия) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, связанных с заключением контракта,допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднеедаты заключения контракта.

7. Участник закупки, общественное объединение и объединениеюридических лиц подают жалобу в письменной форме.

8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченногооргана, уполномоченного учреждения, специализированной организации,комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лицаконтрактной службы, контрактного управляющего, оператораэлектронной площадки (далее также — жалоба) должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), местонахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (приналичии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес,номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которогообжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), местонахождения (для юридического лица), наименование, место нахожденияобщественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию,имя, отчество (при наличии), место жительства (для физическоголица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электроннойпочты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалованиядействий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных саккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика,уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактногоуправляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ееобоснованность. При этом жалоба должна содержать переченьприлагаемых к ней документов.

10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или егопредставителем. К жалобе, поданной представителем, должны бытьприложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия наподписание жалобы документ.

11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения вслучае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленнымнастоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочиякоторого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренногонастоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решениесуда или контрольного органа в сфере закупок.

12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимаетсяв течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.

13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решенияо возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшемужалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано всудебном порядке.

15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятияконтрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, приэтом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия(бездействие) тех же лиц.

16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобыконтрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованнымлицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единойинформационной системе.

17. Жалоба подается в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный наосуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие)заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактногоуправляющего, оператора электронной площадки в отношении закупокдля обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных нужд;

2) контрольный орган в сфере государственного оборонногозаказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа,уполномоченного учреждения, специализированной организации,комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лицконтрактной службы, контрактного управляющего, оператораэлектронной площадки в отношении закупок для обеспеченияфедеральных нужд, которые относятся к государственному оборонномузаказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральныхнужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу исведения о которых составляют государственную тайну;

3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа,уполномоченного учреждения, специализированной организации,комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лицконтрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупокдля обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальныхнужд муниципальных образований, находящихся на территории субъектаРоссийской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный наосуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие)заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок,ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактногоуправляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальныхнужд.

18. Информация о жалобах, поданных в контрольные органы всфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотренияжалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок,принятых по ним решений и выданных предписаний.

Обжалование действий заказчика (Репин А.)

Любой участник закупки может обжаловать действия (бездействия) Заказчика:

  • в судебном порядке
  • в контрольный орган в сфере закупок.

Жалоба может быть подана в двух случаях:

  • Нарушения в документации Заказчика. Достаточно часто в документации Заказчика бывают нарушения, которые сложно заметить, но они могут существенно повлиять на определение поставщика, и не в Вашу пользу.
  • Незаконное отклонение заявки комиссией Заказчика. Если Вашу заявку отклонили по надуманным (формальным) основаниям, Вы всегда можете подать жалобу.

Однако участнику нужно понимать, что жалоба должна быть составлена грамотно:

  • Необходимо содержание идентификационной информации о юридическом/физическом лице
  • Обязательно должно быть указание на закупку
  • Необходимо четкое указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика
  • К жалобе необходимо приложить полный пакет документов, доказывающий ее обоснованность.
  • При этом сама жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Также не стоит забывать, что подача жалобы в УФАС ограничена временными рамками, а именно:

  • не позднее окончания срока подачи заявок в случае подачи жалобы на положения документации
  • не позднее, чем 10 дней после размещения итогового протокола рассмотрения заявок в сети Интернет в случае подачи жалобы на отклонение заявки.

Согласно 44-ФЗ , жалоба может быть возвращена подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

  • жалоба не соответствует каким-либо требованиям, указанным выше;
  • жалоба подана по истечении срока, предусмотренного нормами 44-ФЗ;

Контрольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня подачи жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, а также лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Наши специалисты обладают большим опытом в выявлении любых нарушений и помогут грамотно составить жалобу как на положения документации, так и на незаконное отклонение Вашей заявки, проконсультировать Вас относительно каждого из положений жалобы,

Если же Вашу заявку по каким-либо причинам уже отклонили, то наши эксперты помогут оперативно и качественно составить опровержение на незаконное отклонение.

Также мы можем предложить представление ваших интересов или сопровождение в федеральной антимонопольной службе Вашего территориального управления.

Для контакта с нами и бесплатного анализа документации просто отправьте ссылку на документацию на почту info@govzakupki.ru указав контактный номер телефона.

Обжалование действий (бездействия) заказчиков в антимонопольном органе в рамках Закона № 223-ФЗ

Очевидно, что законодатель стремился соблюсти баланс интересов заказчиков и участников закупок, ограничивая право антимонопольных органов выходить за пределы доводов конкретной жалобы. Между тем ФАС России (как следует из Письма от 23.01.2018) и ее территориальные управления все-таки не будут ограничиваться лишь доводами жалобы, что как представляется, будет вступать в прямое противоречие с ч. 13. ст. 3 Закона № 223-ФЗ. В этой связи заинтересованным лицам можно посоветовать лишь оспаривать в суде такие действия антимонопольных органов.

3. Выводы

Подытоживая нельзя не отметить, что рассмотренные нами поправки в целом свидетельствуют о тренде на усиление контроля заказчиков со стороны антимонопольных органов.

Во-первых, Закон № 223-ФЗ теперь прямо устанавливает, что с жалобой на действия (бездействие) заказчика вправе обратиться любое лицо. Исключение составляют случаи когда обжалуются действия, совершенные после окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В последнем случае право на обжалование есть только у лиц, подавших заявки на участие в соответствующей закупке.

Во-вторых, сейчас абсолютно любое действие (бездействие) заказчика может быть подвергнуто ревизии в антимонопольном органе на предмет соответствия Закону № 223-ФЗ и (или) положению о закупке заказчика.

Вместе с тем нельзя не отметить и то, что законодатель стремится соблюсти баланс интересов заказчиков и участников закупки, отказывая антимонопольным органам в праве выходить за пределы предмета конкретной жалобы.

***

1 См.: Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ

2См.: Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ

3См.: Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ

4 См. напр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2017 № Ф05-14722/2017 по делу № А40-185117/2016, Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 № 305-КГ17-6921 по делу № А40-24231/2016

5 См.: Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015

6 См.: Письмо ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 «По вопросу о принятии к рассмотрению жалоб»

7 См.: Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2017 № 305-КГ17-8138 по делу № А40-93344/2016

8 См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2017 № 09АП-39067/2017 по делу № А40-52670/17

9 См.: А.Ю. Лобов. Гайдаровский форум – 2018. Эффективность государственных закупок: цена vs качество URL: https://www.youtube.com/watch?v=ycFnYC1xCNg

10 См.: Официальный сайт ФАС России URL: https://fas.gov.ru/ckeditor_assets/attachments/206/raz_yasneniya_v_to_1.pdf

11 ФАС России выделяет еще одно исключение: подача жалобы физическим лицом, если для исполнения договора необходимо обладать специальной правоспособностью. В таком случае жалоба не может быть принята к рассмотрению (см. Письмо ФАС России от 13.07.2017 № ИА/47916/17 «По вопросам о принятии к рассмотрению жалоб от физических лиц»)

12 См.: постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 № 6274/11 по делу № А44-3036/2010

13 Неразмещение в ЕИС положения о закупке и информации о закупке; предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о закупке; осуществления закупки в отсутствие положения о закупке и без применения положений Закона № 44-ФЗ; неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

14 См.: Беляева О.А. Способы судебной защиты лица, проигравшего торги // Журнал российского права. 2017. № 6. С. 50 — 60.

15 На необходимость применения этого принципа при разрешении коллизий указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 № 11-П, Решении Суда ЕврАзЭС от 21.10.2013 и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *