ОКОФ учебные пособия

На какую статью КОСГУ и на какой счет бухгалтерского учета следует отнести поступление методической литературы и детской литературы в дошкольных образовательных учреждениях, если в учреждениях нет библиотеки?

На какую статью КОСГУ и на какой счет бухгалтерского учета следует отнести поступление методической литературы и детской литературы в дошкольных образовательных учреждениях, если в учреждениях нет библиотеки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы по приобретению методической литературы и детской литературы в дошкольных образовательных учреждениях, предназначенных для использования в работе специалистами учреждений и не включаемых в состав библиотечного фонда, следует относить на подстатью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Учет указанной литературы может быть организован на соответствующих аналитических счетах счета 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

Обоснование вывода:

При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственных внебюджетных фондов руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.01.2001 N 65н.

По общему правилу расходы на приобретение (изготовление) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.01.2001 N 157н (далее — Инструкция N 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Так, расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет подстатьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, а расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, — за счет подстатьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Согласно п. 118 Инструкции N 157н книжная и иная печатная продукция учитывается в составе прочих материальных запасов. Исключение из данного правила предусмотрено для:

— печатной продукции, предназначенной для продажи (учитывается в составе готовой продукции или товаров — п. п. 121-126 Инструкции N 157н);

— библиотечного фонда (по общему правилу учитывается в составе основных средств — п. п. 38, 53 Инструкции N 157н);

— бланочной продукции строгой отчетности (учитывается на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» — п. 337 Инструкции N 157н);

— периодических изданий (газет, журналов и т. п.), приобретаемых учреждением для комплектации библиотечного фонда (учитываются на забалансовом счете 23 «Периодические издания для пользования» — п. 377 Инструкции N 157н).

Таким образом, расходы по приобретению методической литературы и детской литературы в дошкольных образовательных учреждениях, предназначенных для использования в работе специалистами учреждений и не включаемых в состав библиотечного фонда, следует относить на подстатью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Также обращаем Ваше внимание на то, что подобные расходы должны были осуществляться в аналогичном порядке и в прошлые годы. Обоснованность такой позиции подтверждается как специалистами уполномоченных органов*(1), так и мнением независимых экспертов*(2).

С учетом изложенного учет приобретаемой литературы, не предназначенной для комплектования библиотечного фонда, использование которой планируется в повседневной деятельности учреждения, может быть организован на соответствующих аналитических счетах счета 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

При этом в связи с тем, что в указанных в вопросе дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют библиотеки, по нашему мнению, в учреждении следует разработать порядок учета указанной литературы в процессе ее использования в деятельности учреждения, например в том числе определить круг материально ответственных лиц непосредственно в группах или методических кабинетах.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 декабря 2015 г.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Вопрос: Образовательное учреждение приобретает печатную продукцию (не для комплектования библиотечного фонда), не являющуюся бланочной продукцией. На какой код КОСГУ следует относить расходы по ее приобретению? («Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2012 г.).

*(2) Вопрос: Учебный центр (автономное образовательное учреждение) осуществляет закупку учебной литературы. На какой код КОСГУ следует отнести расходы по ее приобретению и на каком счете бухгалтерского учета отражаются данные издания? («Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, август 2012 г.).

Во многих случаях учреждение приобретает бланки тех или иных форм (например доверенностей на управление транспортными средствами) или разрабатывает их самостоятельно (например бланки служебных удостоверений для сотрудников).

В общем случае «книжная и иная печатная продукция» учитывается в составе материальных запасов учреждения (то есть по соответствующим аналитическим счетам счета 0 105 00 000 «Материальные запасы») . Соответственно, расходы на покупку таких ценностей отражают по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. При передаче бланков для использования в деятельности учреждения их стоимость включают в текущие расходы. Фактическую стоимость таких ценностей формируют в общем по рядке.

Исключение из данного правила предусмотрено, в частности, для бланочной продукции, которая относится к документам строгой отчетности. Ее отражают на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» . Стоимость изготовления такой продукции учитывают в текущих расходах учреждения и оплачивают за счет статьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. К подобным ценностям относят бланки:

— ценных бумаг;

— квитанционных книжек;

— голограмм;

— аттестатов;

— дипломов;

— удостоверений;

— трудовых книжек (вкладышей к ним);

— других документов, изготовленных типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти, содержащих номер, серию, имеющих степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению.

Мнение специалиста

По общему правилу расходы на приобретение (изготовление из материалов подрядчика) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей «Инструкции по применению

Единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, могут учитываться в составе нефинансовых активов и относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ. При этом расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляются за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Бланочная продукция строгой отчетности, к числу которой относятся, например, и бланки удостоверений, изготовленные типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти, содержащие номер, серию, имеющие степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению, согласно п. 118 Инструкции № 157н не учитывается в составе материальных запасов. Ее учет организуется на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» (п. п. 332, 337 Инструкции № 157н).

Таким образом, расходы по изготовлению бланочной продукции строгой отчетности (в том числе и бланков удостоверений) не могут быть отнесены учреждением на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н, расходы, связанные с изготовлением (приобретением) бланочной продукции, подлежат отнесению на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Данное правило применимо и в случае осуществления расходов, связанных с изготовлением бланков удостоверений (относящихся к бланкам строгой отчетности).

М. Миллиард, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В. Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бланки строгой отчетности учитывают на забалансовом счете в разрезе лиц, ответственных за их хранение (выдачу), и мест хранения в условной оценке: один бланк, один рубль. Учетной политикой учреждение может быть установлено, что бланки учитываются по стоимости приобретения .

Пример

За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобретает бланочную продукцию. Ее стоимость составляет 2950 руб. (в том числе НДС — 450 руб.). Продукция будет использоваться в деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Ситуация 1

Учреждением приобретаются бланки доверенностей на управление транспортными средствами в количестве 20 шт. Три из них были переданы водителям, занятым перевозкой управленческого персонала. Данные бланки к документам строгой отчетности не относят. Операции по приобретению бланков будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 4 105 36 340 Кредит 4 302 34 730

– 2950 руб. — учтены затраты на приобретение бланков доверенностей и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610

– 2950 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику бланков;

Дебет 4 109 80 272 Кредит 4 105 36 440

– 442,50 руб. (2950 руб. : 20 шт. × 3 шт.) — списана стоимость трех доверенностей, оформленных на водителей учреждения.

Ситуация 2

Учреждением оплачивается изготовление бланков служебных удостоверений в количестве 10 шт., которые относятся к документом строгой отчетности. Согласно учетной политике учреждения бланки учитываются по стоимости приобретения. Из них 5 удостоверений были переданы управленческому персоналу учреждения для использования. Операции по приобретению удостоверений будут отражены в учете учреждения записями:

Дебет 4 109 80 226 Кредит 4 302 26 730

– 2950 руб. — учтены затраты на приобретение удостоверений и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610

– 2950 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику удостоверений;

Дебет 03

– 2950 руб. — учтена стоимость бланков строгой отчетности увеличением забалансового счета 03;

Кредит 03

– 1475 руб. (2950 руб. : 10 шт. × 5 шт.) — списана стоимость 5 оформленных удостоверений, переданных сотрудникам для использования, уменьшением забалансового счета 03.

Обратите внимание: почтовые марки или маркированные конверты относят к денежным документам. Их стоимость учитывают на счете 0 201 00 000 «Денежные средства» (аналитический счет 0 201 35 000 «Денежные документы»).

По материалам книги-справочника «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений»

под общ. редакицией В.Верещаки

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Структура новых кодов

С 1 января 2019 года в части применения статей (подстатьей) КОСГУ учреждениям государственного сектора следует руководствоваться порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н). В этом порядке для отнесения расходов в части приобретения (изготовления) материальных запасов, предусмотрено сразу несколько подстатей КОСГУ:

  • 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях»;
  • 342 «Увеличение стоимости продуктов питания»;
  • 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов»;
  • 344 «Увеличение стоимости строительных материалов»;
  • 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря»;
  • 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
  • 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»;
  • 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

Порядок отнесения расходов на эти подстатьи КОСГУ приведен в п. 11.4 Порядка № 209н. Кроме того, специалисты финансового ведомства подготовили Методические рекомендации к порядку применения КОСГУ и довели их письмом от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 (далее — Методические рекомендации).

Детализированные подстатьи статьи 340 КОСГУ можно условно разделить на 3 типа:

1. Несложно заметить, что наименования подстатей КОСГУ с 341 по 346 практически повторяют наименования аналитических счетов счета 105 00 «Материальные запасы», приведенных в п. 118 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Эти подстатьи были введены для детализации расходов по приобретению (изготовлению) материальных запасов по их группам.

2. Подстатья 347 КОСГУ была введена для обособления расходов по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений. То есть она призвана отделить расходы капитального характера в части приобретения материальных запасов.

3. Подстатья 349 КОСГУ является дополнительно введенной в целях отнесения расходов по приобретению материальных ценностей, которые в 2018 году отражались по подстатьям 223, 226, 296 КОСГУ (раздел 3 Методических рекомендаций). Таких как:

  • подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи;
  • специальная продукция, бланки строгой отчетности;
  • бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам.

А теперь рассмотрим каждый тип более подробно.

Применение подстатей 341 — 346 КОСГУ

Как указывают специалисты финансового ведомства в Методических рекомендациях, детализация статьи 340 КОСГУ подстатьями предусматривает отнесение приобретения отдельных объектов материальных запасов, в том числе согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008, утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст) (смотрите также письмо Минфина России от 02.11.2018 № 02-05-10/79114).

Например:

1. Расходы на приобретение баранок, сухарей, чая и кофе относятся на подстатью 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ (коды 10.72.11.11, 10.72.11.12, 10.83.1 ОК 034-2014 относятся к классу 10 «Продукты пищевые»).

2. Если в учреждении приобретается бутилированная вода при наличии системы централизованного питьевого водоснабжения и соответствии воды санитарным нормам, то расходы относятся на подстатью 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ (коды 11.07.11.121 и 11.07.11.122 ОК 034-2014 относятся к классу 11 «Напитки»).

3. Расходы на приобретение бинтов медицинских относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (код 21.20.24.131 ОК 034-2014 относится к классу 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях»). Также специалисты финансового ведомства указывали, что на подстатью 341 КОСГУ относятся расходы на приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и сумок санитарных для оказания первой помощи, а также изделий медицинских ватно-марлевых, антисептиков, дезинфицирующих материалов и тому подобного (раздел 3 Методических рекомендаций, письмо Минфина России от 02.11.2018 № 02-05-10/79114).

Кроме того, при отнесении расходов на подстатьи 342 — 346 КОСГУ, по нашему мнению, можно воспользоваться перечнями материальных запасов, приведенными в п. 118 Инструкции № 157н. Это следует из того, что наименования подстатей 342 — 346 КОСГУ аналогичны наименованиям аналитических счетов счета 105 00 «Материальные запасы».

Например:

1. Расходы на приобретение матрацев и постельного белья из совокупности норм п. 11.4.5 Порядка № 209н и п. 118 Инструкции № 157н относятся на подстатью 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.

2. Расходы на приобретение бензина или керосина согласно п. 11.4.3 Порядка № 209н и п. 118 Инструкции № 157н относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ.

Применение подстатьи 347 КОСГУ

Согласно п. 11.4.7 Порядка № 209н на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений. Только что следует понимать под капитальными вложениями в контексте Порядка № 209н?

Ответ на этот вопрос содержится в абзаце 3 п. 7 Порядка № 209н. Говоря простым языком, на подстатью 347 КОСГУ следует относить расходы на приобретение материальных запасов, предназначенных для формирования или увеличения стоимости объектов, относящихся к основным средствам, нематериальным и непроизведенным активам. В частности, для их создания, реконструкции, технического перевооружения.

В то же время следует четко понимать, что ключевым словом для применения подстатьи 347 КОСГУ является слово «цель». То есть одни и те же материальные запасы в зависимости от цели их приобретения могут относиться как на подстатью 347 КОСГУ, так и на иные подстатьи статьи 340 КОСГУ. Если целью является формирование капитальных вложений в основные средства, нематериальные или непроизведенные активы, то применяется подстатья 347 КОСГУ. При этом для того, чтобы обосновать принятое решение по отнесению расходов, цель целесообразно подтвердить соответствующими документами (например, строительной сметой, сметой на ремонт, реконструкцию, иными аналогичными документами).

Выбор может стоять не только между подстатьями 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» и 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ, как может показаться на первый взгляд. Но и в отношении иных подстатей статьи 340 КОСГУ. К примеру, расходы на ткань, приобретенную согласно смете непосредственно для пошива театральных костюмов, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, относятся на подстатью 347 КОСГУ. А расходы на ткань, приобретенную для пошива постельного белья, которое будет принято к учету в качестве материальных запасов — мягкого инвентаря, относятся на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

Применение подстатьи 349 КОСГУ

В силу п. 11.4.8 Порядка № 209н на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения. А далее в данной норме приведен перечень таких материальных запасов:

  • подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи (поздравительные открытки и вкладыши к ним, приветственные адреса, почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы и удостоверения лауреатов конкурсов для награждения и тому подобное, цветы);
  • специальная продукция, бланки строгой отчетности;
  • бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам.

Обратите внимание: данный перечень является закрытым и не предусматривает отнесения иных видов расходов. При этом такой вид расходов, как подарочная и сувенирная продукция, в свою очередь, является открытым.

Приведем пример отнесения расхода на подстатью 349 КОСГУ. Отнесение какого-либо расхода на конкретную подстатью КОСГУ осуществляется, исходя из его экономического содержания (п. 3 Порядка № 209н). Поэтому когда учреждение приобретает цветы, не следует сразу относить расход на подстатью 349 КОСГУ, потому что цветы поименованы в п. 11.4.8 Порядка № 209н. Нужно первоначально определить цель их приобретения. Если цветы предназначены для дарения, то такой расход относится на подстатью 349 КОСГУ, а если для украшения зала — на подстатью 346 КОСГУ.

Итак, мы рассмотрели вопрос отнесения расходов при приобретении материалов на подстатьи статьи 340 КОСГУ. Основываться при выборе подстатьи нужно на Порядке № 209н и пользоваться Методическими рекомендациями. А также всегда нужно исходить из экономического содержания расхода и цели его осуществления.

Статья подготовлена

экспертами Компании «Учёт в БГУ»

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

>Виды учебных пособий

Виды учебных пособий

Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.

2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.

С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.

Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Выделяют следующие виды учебных пособий:

· электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);

· звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);

· печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);

· объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).

Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.

Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).

Учебное пособие в электронном виде

Кто-то сделал наблюдение, что, если дать ученику прослушать новый материал, то с первого раза он усвоит только четверть информации. Если то же самое не слушать, а только смотреть – запомнится примерно треть от всего увиденного. Когда включается и слух, и зрение, то результат будет ещё лучше – в голове ученика останется половина объёма, одновременно услышанного и увиденного.

Переведём это на школьный язык:

· первый вариант – это объяснение темы учителем без использования какой-либо наглядности (1/4!);

· второй – самостоятельное чтение учебника (1/3);

· третий – электронное учебное пособие с аудио- и видеосопровождением (1/2).

Вывод очевиден: наиболее эффективным методом обучения является тот, где активно применяется электронный ресурс. Что же собой представляет электронное учебное пособие?

Прежде всего, это отлично структурированный материал, представленный не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы.

Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. С их поддержкой трудные для понимания фрагменты курса усваиваются учащимися легче и быстрее. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.

Электронное учебное пособие не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с учителем; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.

Различные виды учебных пособий, хранящихся на электронном носителе, содержат учебную, познавательную, справочную информацию и обучающие методики. Электронный учебный продукт может быть частью традиционной системы обучения (в этом случае отдельные темы из печатного учебника подаются в электронном виде), а может представлять собой самостоятельный дидактический материал (он-лайн консультации, тестирование, интерактивные ресурсы).

Роль электронного учебного пособия в образовательном процессе неоценима:

· способствует росту интереса ученика к изучаемой дисциплине;

· повышает эффективность обучения;

· уменьшает время на поиски нужной информации;

· даёт возможность самостоятельного использования, без помощи со стороны учителя;

· позволяет учителю дополнять и изменять любую информацию по ходу объяснения темы;

· помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;

· используется в коллективном учебном процессе;

· не заменим для индивидуальной работы.

Большинство современных школьников – это грамотные, «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, учителю нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, он не должен испытывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.

Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень (а именно к этому нас призывают ФОГС второго поколения) неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и приличными знаниями в области информационных технологий.

Виды учебно — наглядных пособий

Общеизвестны следующие формы исполнения учебно-наглядных пособий:

1. Портреты.

2. Таблицы и схемы.

3. Плакаты.

4. Стенды.

5. Интерактивные комплексы.

6. Дидактические материалы (раздаточные карточки).

В последнее время большую популярность, особенно, в младших классах, приобрели комплекты динамических раздаточных пособий, в состав которых входят такие формы оформления, как:

· резинка – шнуровка;

· веер;

· карусель;

· перекидное табло;

· интерактивные карточки;

По сравнению с классическими раздаточными карточками динамическая «раздатка» увлекает ученика младшего класса в большей степени, что активизирует его интерес к изучаемому предмету. Визуальная подача материала поднимает эффективность обучения на более высокий уровень.

Ещё в большей степени мотивирует учащихся к получению новых знаний самостоятельное изготовление наглядных пособий. Работая с пособиями, которые дети изготовили самостоятельно, они более бережно и уважительно относятся к своему и чужому труду.

И в заключение, откроем маленький секрет: ученик с первого раза усваивает 75% учебного материала, если он его видит, слышит и при этом использует те виды учебных пособий, которые он сделал своими руками.

НА ГЛАВНУЮ Наглядные пособия

Учебное наглядное пособие

Смотреть что такое «Учебное наглядное пособие» в других словарях:

  • Учебное наглядное пособие — учебное наглядное пособие: учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию;… Источник: <Письмо> Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче санитарно эпидемиологических заключений на… … Официальная терминология

  • учебное наглядное пособие — Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. Тематики издания, основные виды и элементы EN training aidtraining appliance DE Lehr und Anschauungsmittel … Справочник технического переводчика

  • учебное наглядное пособие — учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • учебное наглядное пособие — Rus: учебное наглядное пособие Deu: Lehr und Anschauungsmittel Eng: training aid, training appliance Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. ГОСТ 7.60 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

  • Наглядное пособие — учебное, практическое, производственное, справ. пособие, в котором осн. средством передачи содержания являются изобразительные, наглядные средства. Н. п. может быть листовым, книжным, комплектным изданием … Издательский словарь-справочник

  • НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ — учебное пособие, предназначенное для эффективного усвоения содержания путем визуализации. … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Учебное издание — издание, осн. социально функциональное назначение которого служить учебе, изучению и преподаванию учебных дисциплин. Подвиды У. и. букварь, задачник, книга для чтения, практикум, рабочая тетрадь, программированное учебное пособие (см … Издательский словарь-справочник

  • Пособие — издание в помощь обучению, овладению к. л. профессией, выполнению той или иной деятельности. См. также Методическое П., Наглядное П., Практическое П., Справ. П., Учебное П., Учебное наглядное П., Учебно методическое П … Издательский словарь-справочник

  • ГОСТ 7.60-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения оригинал документа: автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Мемориальное издание — (нем. Memorialausgabe, англ. memorial edition, фр. melauges offerts a) межгосударственный термин издательской продукции, применяемый для названия изданий, посвященных памяти человека, группы людей, объединённых определенным… … Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *