Организации государственного сектора
Впервые понятие организации государственного сектора дано в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Оно объединяет:
— государственные (муниципальные) учреждения;
— государственные органы;
— органы местного самоуправления;
— органы управления государственных внебюджетных фондов;
— органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
Такое обособление сделано, по-видимому, в целях выделения группы субъектов бюджетной сферы, в отношении которых применяются специальные правила.
Например, для организаций государственного сектора в соответствии с бюджетным законодательством РФ устанавливаются:
— формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ);
— регистры бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ);
— состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 4 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).
В определение «организации государственного сектора» не включены такие субъекты, как государственные корпорации, коммерческие организации (унитарные предприятия), созданные на базе государственного (муниципального) имущества, некоммерческие организации, учредителями которых являются публично-правовые образования (в частности, автономные некоммерческие организации), частные некоммерческие организации, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, хозяйственные общества с долей участия РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в уставном капитале, государственные компании.
Рассмотрим подробнее субъектов, подпадающих под понятие «организации государственного сектора».
1. Государственные (муниципальные) учреждения — унитарные некоммерческие организации, созданные РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п.п. 1, 2 ст. 123.21 ГК РФ).
Государственные и муниципальные учреждения могут быть следующих типов (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ):
— автономные;
— бюджетные;
— казенные.
Правовое положение государственных учреждений определяется нормами:
— ГК РФ;
— Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
— Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ;
— БК РФ.
2. Государственными академиями наук являются:
Российская академия наук (РАН);
Российская академия образования;
Российская академия архитектуры и строительных наук;
Российская академия художеств.
Это некоммерческие организации, созданные в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени РФ осуществляются Правительством РФ. Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника имущества могут быть переданы уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (п.п. 1 и 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).
Внимание
Со дня вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ к государственным академиям наук применяются нормы о государственных учреждениях — ст.ст. 123.21 и 123.22 ГК РФ (пп. 8 п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
Особенности правового статуса РАН определяются специальным Федеральным законом от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 253-ФЗ).
В структуру РАН входят региональные отделения РАН, региональные научные центры РАН и представительства РАН. Региональные отделения являются федеральными государственными бюджетными учреждениями. Региональные научные центры РАН создаются в порядке, установленном Правительством РФ (ч.ч. 1 и 2 ст. 14 Закона N 253-ФЗ).
РАН является главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для финансового обеспечения деятельности ее региональных отделений, и осуществляет от имени РФ в порядке и в объеме, которые устанавливаются Правительством РФ, полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управлении региональных отделений РАН и региональных научных центров РАН (ч. 2. ст. 4, ч. 3 ст. 14 Закона N 253-ФЗ).
3. Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства в установленном законом порядке.
Высшими государственными органами, осуществляющими государственную власть в РФ, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11 Конституции РФ).
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
4. Органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее — Закон N 131-ФЗ).
Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ч. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ).
5. Органы управления государственных внебюджетных фондов и органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
Государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС, ФСС) являются юридическими лицами, создаваемыми в форме государственных учреждений, и имеют статус самостоятельных финансово-кредитных учреждений (п. 1, 15 Положения о ПФР, п. 2, 4 Положения о ФСС, п. 1 Указа Президента РФ от 07.08.1992 N 822, ч. 2 ст. 12 Закона N 326-ФЗ, п. 3, 4 Устава ФФОМС).
Деятельность фондов регулируется:
— Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ);
— Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
— Положением о Пенсионном фонде России (утв. постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1);
— Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101;
— Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857).
Фонды (ПФР и ФСС) и их территориальные органы составляют единые централизованные системы органов управления, соответственно, средствами обязательного пенсионного страхования в РФ и средствами государственного социального страхования РФ (ст. 5 Закона N 167-ФЗ, ч. 2 ст. 2.2. Закона N 255-ФЗ, п. 1 Положения о ФСС). Территориальные органы ПФР и региональные и центральные отраслевые отделения ФСС являются юридическими лицами (ст. 5 Закона N 167-ФЗ, п.п. 3 и 4 Положения о ФСС).
Территориальные фонды ОМС (ТФОМС) создаются субъектами РФ для управления средствами ОМС на территории субъекта РФ, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта РФ, осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ ОМС, подотчетны высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ и Федеральному фонду (ч.ч. 1, 2 ст. 13, ч. 6 ст. 34 Закона N 326-ФЗ).
Деятельность ТФОМС регулируется положениями о территориальных фондах обязательного медицинского страхования, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.