Основная составная часть федеративного государства именуется

«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст. 15 Конституции РФ) – это положение иллюстрирует принципы __________ государства
-> правового
-> конституционного
-> республиканского
социального
демократического
__________ – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей
-> Республика
___________ государство – это сложное государство, в которое входят государственные образования, имеющие ограниченную политико-юридическую самостоятельность, объединившиеся для решения общих задач
-> Федеративное
___________ государство – это тип государства, который характеризуется режимом конституционного правления, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод
-> Правовое
___________ представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, культурных, политических отношений в сфере частных интересов и потребностей людей
-> Гражданское общество
___________ – форма прямого волеизъявления населения по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования
-> Референдум
___________ – это устойчивая правовая связь лица с государством, т.е. признание лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей
-> Гражданство
Базовые принципы правового статуса личности и перечень основных прав человека, имеющие универсальный характер для различных стран, находят свое закрепление в
-> международных правовых актах
конституциях
законах
религиозных источниках
Большинство государств мира по признаку государственно-территориального устройства являются ____________
-> унитарными
В авторитарных политических системах в отношении политических партий запрещается деятельность
-> оппозиционных политических партий
всех политических партий
только одной правящей партии
В административно-территориальных единицах в унитарных государствах имеются следующие органы публичной власти:
-> органы и должностные лица, являющиеся представителями единых органов государственного управления
-> органы местного самоуправления
органы государственной власти административно-территориальных единиц
выборные представительные органы государственной власти административно-территориальных единиц
В зависимости от волеизъявления народа различаются представительная и ___________ демократия
-> непосредственная
В зарубежных странах применяют следующие способы голосования:
-> избирательными бюллетенями
-> на избирательных машинах
-> жестами
через глобальную информационную сеть «Интернет»
В истории Российской Федерации насчитывается _______ конституций, включая действующую (ответ дать словом)
-> пять
В качестве доминирующего метода правового регулирования в конституционном праве выступает _________ метод
-> императивный
В качестве концептуальной основы правового статуса личности в странах Запада выступает __________ теория
-> естественно-правовая
марксистская
теологическая
социал-дарвинистская
В качестве основного источника права в англосаксонском типе национальных правовых систем рассматривается(ются)
-> судебный прецедент
закон
подзаконный акт
договор нормативного содержания
В качестве основного источника права в романо-германском типе национальных правовых систем рассматривается(ются)
-> закон
подзаконный акт
судебный прецедент
договор нормативного содержания
В качестве основного источника права для религиозных правовых систем рассматривается
-> священное писание
закон
подзаконный акт
судебный прецедент
В качестве основополагающего принципа политических систем демократического типа в зарубежных странах выступает принцип
-> народного суверенитета
диктатуры пролетариата
элитарного правления
функциональной автономии гражданского общества
В конституционном праве выделяют две основные формы правления:
-> монархию
-> республику
федерацию
демократию
В конституционном праве выделяют следующие основные группы прав и свобод личности
-> социально-экономические
-> духовно-культурные
информационные
соматические
В науке конституционного права РФ выделяют понятия суверенитета
-> государственного
-> национального
-> народного
субъектов РФ
муниципального
В некоторых федеративных государствах для внесения поправки в конституцию после принятия ее парламентом требуется
-> утверждение поправки определенным большинством субъектов федерации
подписание поправки президентом страны
одобрение поправки правительством
утверждение поправки высшими судебными инстанциями
В Общей части курса конституционного права зарубежных стран изучаются
-> основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном планах
основы конституционного права отдельных стран
основные этапы исторического процесса формирования институтов конституционного права в зарубежных странах
конституционно-правовые институты демократических государств
В Особенной части курса конституционного права зарубежных стран изучаются
-> основы конституционного права отдельных стран
основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном планах
основные этапы исторического процесса формирования институтов конституционного права в зарубежных странах
основные термины и понятия конституционного права
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в
-> Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г.
Конституции РФ 1993 г.
Конституции РСФСР 1978 г.
Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.
В Российской Федерации установлена __________ форма правления
-> республиканская
В случае возникновения техногенной катастрофы в стране вводится
-> чрезвычайное положение
военное положение
положение повышенной боевой готовности
комендантский час
В случае противоречия между нормами конституции и фактическим положением, характеризующим основные показатели общественного и государственного строя, конституция становится
-> фиктивной
В случае совершения акта внешней агрессии в отношении государства со стороны другого государства или коалиции государств в стране вводится
-> военное положение
чрезвычайное положение
положение повышенной боевой готовности
комендантский час
В современных условиях на стадии предвыборной агитации существенно повышается роль
-> средств массовой информации
избирательных органов
избирателей
контролирующих (надзорных) государственных органов
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 г. и Семейным кодексом РФ ребенком признается лицо до достижения им возраста ______ лет (ответ указать цифрами)
-> 18
В соответствии с Конституцией РФ ___________ создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни
-> запрещается
В соответствии с российским законодательством о гражданстве гражданство детей следует гражданству ___________, как при приобретении, так и при прекращении его
-> родителей
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ___________
-> ценностью
В соответствии со ст.3 Конституции РФ носителем __________ и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ
-> суверенитета
В ст. 15 Конституции РФ закреплено, что Конституция РФ имеет __________ юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации
-> высшую
В странах с демократическим государственным режимом в основу взаимоотношений государства и общества положена
-> концепция гражданского общества
марксистская концепция общества-государства
концепция разделения властей
концепция формальной независимости общественных институтов
В структуру основ правового статуса личности входят:
-> основные права, свободы и обязанности
-> принципы правового статуса
-> праводееспособность
-> гражданство
виды юридической ответственности
Важнейшим источником конституционного права в подавляющем большинстве стран является
-> конституция
закон
правовая доктрина
внутригосударственный публично-правовой договор
Важнейшим признаком монархической формы правления является:
-> получение монархом своего государственного поста по наследству и пожизненно
сосредоточение всей полноты власти в руках монарха
получение монархом своего государственного поста в результате выборов
преобладание прямых форм осуществления народовластия
Важнейшими элементами социального государства в России являются:
-> охрана труда и здоровья людей
-> установление гарантированного минимального размера оплаты труда
-> обеспечение государственной поддержки семьи, материнства. отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан
-> развитие системы социального обслуживания
-> установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты
бесплатное предоставление жилых помещений лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий
Верховенство Конституции и закона – неотъемлемый признак __________ государства
-> правового
Вид конституционного контроля, при котором уполномоченные органы — рассматривают дела о соответствии конституции тех или иных актов до момента вступления их в силу, называется
-> предварительным
последующим
абстрактным
обязательным
Вид конституционного контроля, при котором уполномоченные органы рассматривают вопросы о соответствии конституции тех или иных актов вне связи с конкретным делом, называется
-> абстрактным
предварительным
последующим
конкретным
Вид унитарного государства, в составе которого наряду с административно-территориальными единицами имеются автономные государственные образования, называется
-> простым
сложным
централизованным
децентрализованным
Внутреннее строение отрасли конституционного права РФ, обусловленное связями, существующими между его нормами и объединением этих норм в правовые институты, называется __________ конституционного права РФ
-> системой
Все Конституции РСФСР
-> были советскими социалистическими конституциями
-> носили классовый характер
-> были в значительной мере фиктивны
принимались вслед за Конституциями СССР
имели общесоциальный характер
Выдвижение кандидатов может быть осуществлено следующими субъектами избирательного процесса:
-> самим кандидатом в порядке самовыдвижения
-> политической партией
-> общественными объединениями
-> группой избирателей
главой государства
Выделяют следующие две основные группы органов конституционного контроля
-> органы, осуществляющие неспециализированный конституционный контроль
-> специализированные органы конституционного контроля
органы конституционного контроля общей юрисдикции
чрезвычайные органы конституционного контроля
Выделяют следующие основные формы государственно-территориального устройства:
-> унитарное государство
-> федеративное государство
демократическое государство
монархия
Высшим непосредственным выражением власти народа являются __________ и свободные выборы
-> референдум
Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется
-> на добровольной основе
-> в упрощенном порядке
в общем порядке
в судебном порядке
Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории РФ, осуществляется
-> на добровольной основе
-> в общем порядке
в упрощенном порядке
в судебном порядке
Выход из российского гражданства не допускается, если гражданин РФ
-> имеет невыполненные перед РФ обязательства, установленные законом
-> привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо осужден
-> не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения
приобрел российское гражданство менее 5 лет назад
Выход субъектов федерации из ее состава называется
-> сецессией
Государственный политический режим в России является ____________
-> демократическим
Государственный режим, который характеризуется концентрацией власти в руках правящей элиты и минимальным участием населения в управлении государством, называется
-> авторитарным
демократическим
плутократическим
фашистским
Государственный режим, который характеризуется стремлением государства к установлению абсолютного контроля над различными сферами жизни людей и общества и преимущественному использованию методов государственного принуждения, именуется
-> тоталитарным
демократическим
плутократическим
авторитарным
Государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства, называется
-> демократическим
плутократическим
авторитарным
фашистским
Государственными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются
-> Президент РФ
-> МВД России и его территориальные органы
-> МИД России
-> дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей
-> Управление по вопросам гражданства в Администрации Президента РФ и комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ
дипломатические представительства иностранных государств в РФ
Государство, в котором не существует официальной, государственной религии, и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным, – это государство
-> светское
социальное
демократическое
клерикальное
Государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства, именуется
-> светским
клерикальным
социальным
правовым
Государство, в котором установлена государственная религия, религиозное духовенство занимает важное место в механизме государства, а организация общественной жизни осуществляется на основе религиозных канонов, именуется
-> клерикальным
социальным
светским
правовым
Государство, вся территория которого состоит из автономных образований, именуется
-> региональным
унитарным
федеративным
конфедеративным
Государство, создающее условия для обеспечения достойного в материальном отношении существования человека, его свободного развития, поддерживающее социально неимущие слои населения, — это ___________ государство
-> социальное
Государство, создающее фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляющее комплекс мер по поддержанию социально неимущих слоев населения именуется ____________ государством
-> социальным
Двумя основными способами приобретения лицом гражданства в зарубежных странах выступает приобретение гражданства
-> в силу рождения
-> путем натурализации
в случае вступления в брак с гражданином государства
в результате оптации
Действующая Конституция РФ вступила в силу _____ 1993 г.
-> 25 декабря
12 декабря
12 июня
7 ноября
Декларация РСФСР о государственном суверенитете была принята 12 июня _______ г. (ответ указать цифрами)
-> 1990
Денежные средства, вносимые кандидатом в соответствующий избирательный орган, являющиеся основанием для регистрации кандидата, называются избирательным
-> залогом
Для мусульманских правовых систем критериями правосубъектности личности являются
-> религиозная принадлежность
-> половая принадлежность
имущественное положение
этническая принадлежность
Для представительства интересов субъектов федерации в зарубежных странах на федеральном уровне создается
-> особая палата парламента
уполномоченный по правам человека
Высший Суд по делам субъектов федерации
общественная палата
Для современной российской концепции прав человека характерны:
-> отказ от классового подхода при закреплении прав и свобод
-> принцип примата норм международного права в области прав человека
-> признание категории прав человека наряду с правами гражданина
-> признание человека, его прав и свобод высшей ценностью
признание принципа приоритета государственных интересов над интересами личности
Дольше других российских конституций действовала Конституция РСФСР
-> 1937 г.
1918 г.
1925 г.
1978 г.
Единое государство, не имеющее в своем составе государственно-правовых образований и состоящее из административно-территориальных единиц, называется ___________ государством
-> унитарным
Жесткое конституционно-правовое закрепление социальной структуры общества характерно для стран с ___________ режимом
-> тоталитарным
демократическим
авторитарным
плутократическим
Заявление по вопросам гражданства подается в письменном виде по установленной форме
-> в орган внутренних дел по месту жительства
-> в дипломатическое представительство или консульское учреждение, если лицо находится за пределами РФ
в Администрацию Президента РФ
в МИД России
Избирательный __________ – это направленная на реализацию субъективного избирательного права и права народа на непосредственное осуществление своей власти, деятельность уполномоченных субъектов по организации и проведению выборов, осуществляемая путем совершения в определенной последовательности избирательных действий, предусмотренных избирательными правовыми нормами
-> процесс
Чтобы увидеть полный ответ на тест. Пожалуйста войдите.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов на аренду квартир, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого
использования и возврата бюджетных средств.4.Что означает принцип самостоятельности бюджетов?Принцип самостоятельности бюджетов — один из основных постулатов бюджетной системы РФ. В анализируемой статье бюджетная самостоятельность получила закрепление через ряд составляющих ее элементов.Принцип самостоятельности бюджетов означает право федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы.Вместе с тем бюджетная самостоятельность не исключает наличия определенных бюджетных отелей Новосибирска и взаимоотношений между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления. Система межбюджетных отношений предполагает: наличие единых принципов и механизмов регулирования межбюджетных отношений; недопустимость индивидуальных льгот, привилегий и согласований по вопросам разграничения расходных полномочий, доходных источников и распределения финансовой помощи; объективное распределение финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности . 5. Изучив ст.7 Бюджетного кодекса РФ, укажите компетенцию органов власти
РФ в области регулирования бюджетных правоотношенийФедеральные органы государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения фотоотчетов с качеством фотографий Новосибирска высокого качества и отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов квартирных бюро Новосибирска на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;установление порядка разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации,
установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;определение порядка установления нормативов отчислений от сдачи квартиры на сутки в Новосибирске, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;установление порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации;осуществление государственных заимствований Российской Федерации в Демянском районе Новгородской области предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации;установление бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, утверждение бюджетной классификации Российской Федерации и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету;установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;установление оснований и порядка временного осуществления бронирования квартир посуточно в новосибирске органами государственной власти (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти.6. Перечислите источники финансирования дефицита
региональных и местных бюджетов, установленные Бюджетным кодексом РФВ соответствии со ст.95 Бюджетного кодекса РФ к источникам финансирования дефицита регионального бюджета относятся:1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ.Государственный заем — это передача в собственность РФ, программ для общения в Интернете именуемые как ССТ или ICQ, которые РФ, субъект РФ обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму займа;2) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Список научной литературыБекир Демир, диссертация по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии»

1. Elazar D. Exploring Federalism. The University of Alabama Press in the United States of America, 1991.

4. Lapidus I.M. A History of Islamic Society. Cambridge, 1988. XXX.

7. Roy. O. Yeni Orta Asya ya da Uluslarin Imal Edilisi. Metis Yayinlari, Mart, 2000.

8. Stratejik A?idan sovyet Musliimanlari Ve Diger Azinliklar. Editor: S. Enders Wimbush. Yeni Forum Yay. №5. Ankara, 1988.

9. Абдулатипов P. Г. Власть и совесть: политика, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М., 1994.

10. Абдулатипов Р. Г. Федеративный Договор и перспективы развития межнациональных отношений // Этнополис, № 1, 1993.

11. Абдулатипов Р.Г. Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление. М.: Славянский диалог, 1999.

12. Абдулатипов Р.Г. Малочисленные народы России: государственно-правовые механизмы защиты и развития. М.: Славянский диалог, 1999.

13. Абдулатипов Р.Г. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе. М.: Славянский диалог, 1999.

14. Абдулатипов Р.Г. Ответ критикам России или о национальной гордости россиян // Независимая газета. 1994., 22 марта.

15. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. М.,1995.

16. Абдулатипов Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество. М.: Известия, 1994.

17. Абдулатипов Р.Г., Болтенковва Л.Ф., Яров Ю.Р. Федерализм в истории России: В 3-х кн. М., 1993.

19. Абдулатипов.Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994.

20. Авакьян С. О статусе субъектов Российской Федерации и проблемах «Российского Федерализма» //Конституционный вестник, № 17, 1994.

21. Агабеков Г. Б. Современные буржуазные концепции федерализма. М.: ИНИОН. 1983.

22. Агабеков Г. Б. Суверенитет в федеративном государстве. М.:ИНИОН, 1993.

23. Алексеев С.И. федерализм в зеркале межбюджетных отношений. // Независимая газета. 30 сентября 1999 г.

24. Алпатов В. М. 150 языков и политика 1917-2000. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. М.: Крафт+, Институт востоковедение РАН, 2000.

25. Аникеев А. Распад СССР и всплеск национализма // Обозреватель, № 9, 1993.

26. Аринин А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце XX века // федерализм власти и власть федерализма. М., ТОО «ИнтелТех», 1997.

27. Аринин А.Н., Губогло М.Н. Федерализм власти и власть федерализма. М.: ТОО»ИнтелТех», 1997.

28. Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., ТОО «Интелтех», 1999.

29. Архангельская Н. Проблемы сепаратизма в России: Сепаратизм элит имеет свою цену// Коммерсантъ-Дейли. 1996, 29 ноября.

30. Архипова Т.Г. Унитарный характер устройства СССР // Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. М.: наука, 1999.

31. Бабурин С.Н. Российский путь. Утраты и обретения. Статьи. Выступления. Интервью. М.,1997.

32. Бабурин С.Н. Российский путь: становление российской геополитики кануна XXI века. Статьи. Выступления. Интервью. М., 1995.

33. Бабуркин С. Национальные отношения и национальная безопасность России // (материалы конференции «Национальные отношения в Российской Федерации», состоявшейся в г.Суздаль 27-30 июня 1997 года .http://www.kennan.yar.ru/materials/profi/2/part1/sect44.htm

34. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. -М» 1999.

35. Баграмов Э. Нация как согражданство? К оценке новой государственной концепции // Независимая газета. 1994., 15 марта.

36. Барсенков А.С. Русский вопрос в зеркале истории II Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995.

37. Барсенков А.С., Вдовин А.И, Корецкий В.А. Русский народ: Ист. Судьба в XX веке. М.,1993.

38. Бартольд В.В. О национальном размежевании в Средней Азии. // Восток, № 5, 1991.

39. Березовский В. Унитаризм, федерализм и регионализм в современной национальной политике России II Обозреватель, № 7, 1993.

40. Болдин В.И. Крушение пьедестала. Штрихи к портрету М.С. Горбачева. М., 1995.

41. Болтенкова Л.Ф. К истории и содержанию федеративного договора. Этнополитический вестник России. №1, 1992.

42. Болтенкова Л.Ф. Федеративный договор: проблемы реализации // Этнополитический вестник России. №2, 1992.

43. Болтенкова Л.Ф. Договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. http.7/ieie.nsc.ru:8101Macis/boltenk.htm

44. Болтенкова Л.Ф. «Федерализм глобальные и российские измерения» // Материалы международной научно-практической конференции Казань. 1993.

45. Бромлей Ю.В., Чешко С.В. О новой Конституции // Советская этнография. № 5, 1990.

46. Бутаков А. Государственное строительство в чертежах и на местности // Российская Федерация, № 15, 1996.

47. Вдовин А.И. Идея добровольного союза суверенных народов в истории и на современном этапе // Вестник Московского университета. Серия 8, История, № 1, 1992.

48. Вдовин А.И. Национальная политика 30-х годов (об исторических корнях кризиса межнациональных отношений в СССР) // Вестник Московского университета. Серия 8, История, № 4,1992.

49. Вдовин А.И. Этнополитика и формирование новой государственности в России // Кентавр. Историко-политологический журнал, январь-февраль 1994.

50. Ведомости Съезда нар. депутатов РСФСР и Верхов. Совета РСФСР. №14, №15, №16, №19, №24, №27, №52.

51. Великая Октябрьская социалистическая революция: энциклопедия. М., 1987.

52. Верт Н. История советского государства (1900-1991 гг.). М.: Прогресс, 1992.

53. Виноградская Т. Распад СССР как системный фактор национальных конфликтов // Обозреватель, № 7,1993.

54. Выступление Б.Н. Ельцина на встрече с общественностью Уфы // Советская Башкирия. 1990. 14 августа.

55. Гаджиев Г. Федеративный договор и новая роль конституционного суда. Этнополитический вестник России. №2, 1992.

57. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995.

58. Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., 1996.

59. Галлиссо Р. Одолеть национализм или национализм одолеет нас: Специализированная информация. Реферат. Москва: РАН ИНИОН. 1993.

60. Геллнер Э. Нации и национализм. М.,1991.

61. Глазьев С.Ю. Полтора года в Думе. Отчет перед избирателями. М., 1995.

62. Глазьев С.Ю. Экономика и политика: эпизоды борьбы. Статьи. Выступления. Интервью. М., 1994.

63. Горбачев М.С. О новом федерализме //Федерализм: поиски ответов на новые вызовы. М.1993.

64. Губогло М. Н. Федерализм власти и власть федерализма // Федерализм власти и власть федерализма. М., ТОО «ИнтелТех», 1997.

65. Гусейнов Г., Драгунский Д., Цымбурский В. Упадок центра или распад республик? // Век XX и мир. №4, 1990.

66. Джунсов М. Надежный инструмент национальной политики // Российская федерация, №7,1997.

67. Документы и материалы о передаче Крыма из РСФСР в состав УССР. // Исторический архив, №1, 1992.

68. Драгунский Д. Распад во спасение // Итоги, 1996, 17 декабря.

69. Дробижева Л. Реальность этнических мифов. М.: Московский центр карнеги, 2000. http://pubs.carneqie.ru/books/2000/10am

71. Дробижева.Л.М. Межэтнические отношения в республиках с особыми правами. http://www.orb.ru/Socios/Ethnopan/etp1-2.htm

72. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988.

73. Емельяненко В. Россия: в ожидании? // Московские новости. №44. 1995, 25июня 2 июля.

74. Железное Б.Л. Советское автономное государство. Автореф. Дис. .юрид.наук. М., 1989.

75. Жириновский В.В., Вишняков В.Г. Наша цель единое Российское государство. М» 1995.

76. Жириновский В.В. Каким быть государству Российскому. М., 1995.

77. Жириновский В.В. Нам нужны губернии одного Российского государства. М., 1995.

78. Жириновский В.В. Прошлое, настоящее и будущее русской нации. (Русский вопрос: социально филосовский анализ). М., 1998.

79. Жирников А.Е. Межнациональные проблемы в СССР: причины, поиски решений. М.: Знание, 1990.

80. Законы, постановления и другие акты, принятие на третьей сессии Верховного Совета СССР. М., 1990.

81. Златопольский Д.Л. Национально-государственное устройство СССР, М., 1977.

82. Златопольский Д. Л. Образование СССР. М.: Юрид. литература, 1972.

84. Златопольский Д.Л. СССР федеративное государство. М., 1967.

85. Златопольский Д.Л. Процесс развития федеративных отношений в России // Вестн.МГУ. Cep.11, Право. № 6, 1998.

87. Златопольский ДЛ. Национальная государственность союзных республик: некоторые актуальные проблемы // Сов. государство и право. 1989. №4.

88. Зорин В. Чечня: кремнистый путь к миру (Дневник не для себя). М., 1997.

89. Зюганов Г.А. Держава. М., 1994.

90. Зюганов Г.А. За горизонтом. М., 1995.

91. Зюганов Г.А. Россия Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М., 1996.

92. Зюганов Г.А. Уроки жизни. М., 1997.

93. Иванов В.Н., Яровой О.А. Российской Федерализм: становление и развитие М.РИЦ ИСПИ РАН, 2000.

94. Иностранное конституционное право. М.: Юрист, 1996.

95. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. М., 1994.

96. История государства и права России, под ред. Чибиряева С.А. М. 1998.

97. История национально-государственного строительства СССР (1917-1978 гг.). М» 1979.

99. Капплер.А. Национальные движения и национальная политика в российской империи: опыт систематизации (XIX век 1917 год) // Россия в XX веке: проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999.

100. Кара-Мурза А. Россия в треугольнике «Этнократия империя — нация» http://www.russ.ru:8081/antolog/inoe/krm rz.htm

102. Карапетян Л.М. Федерализм и права народов: Курс лекций. М.: «Издательство ПРИОР», 1999.

103. Карапетян Л.М. Федеративное государство и правовой статус народов. М.: Манускрипт, 1996.

104. Карп П. Метрополия или республика? // Книжное обозрение. 1989., 21 июля;

105. Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина: 1917-1929. М., 1990.

106. Карр Э.Х. История Советской России. Т.1-2, М.: Изд-во «Прогресс». 1990.

107. Кириченко М.Г., Пертцик В.А. Конституционные проблемы национальных отношений СССР. Правовые проблемы гармонизации межнациональных отношений в СССР. М., 1989.

108. Коваленко А. И. Конституционное право России (Учебник). М., 1997.

109. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (Учебник). М., 1995.

110. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.

111. Конституции Зарубежных государств. Американский континент. Ереван: Мхитар Гош, 1998.

112. Конституционное право зарубежных стран (Учебник). Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1995, Т. 2.

113. Конституция буржуазных государств. М., 1982.

114. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. IV. Совершенствование федеративных отношений. Библиотечка «Российской газеты», выпуск № 5, 1996.

115. Копыловский Г.С. К истории национального вопроса в России // Проблема ответственности за разжигание межнациональной розни, М.: Мемориал, 1993.

116. Коренные народы России: самоуправление, земля и природные ресурсы. Обзор законов и иных нормативных актов XIX-XX вв. М., 1995.

117. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК -М.,1983.

118. Кривенький В.В. Новые данные сравнительно-качественного анализа политических партий России // История национальных политических партий России. Материалы международной конференции. М., 1997.

119. Крылов Б. С. Российская модель федерализма в новой Конституции // Обозреватель. № 2.1994.

120. Крылов Б. С., Ильинский И. П., Михалева Н.А. и др. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М.: Республика, 1994.

121. Крылов Б.С., Кузнецов И.Н., Михалева Н.А. Концепция Союзного Договора // Сов. государство и право. №10, 1990.

122. Кулешов С. Приоритетные направления национальной политики в Российской Федерации // Обозреватель. № 7,1993.

123. Лавров А. Конфликты в российской модели бюджетного федерализма // Эволюция взаимоотношений центра и регионов России: от конфликтов к поиску согласия / Под ред. Дж. Азраэла, Э.Паина, Н. Зубаревич. М.Комплекс-Прогресс, 1997.

124. Лавров A.M. Российские регионы после выборов-96. М.: Юридическая литература, 1997.

125. Ленин В. И. О задачах РСДРП в русской революции//Поли. собр. соч. Т.31.

126. Ленин В. И. Проект программы РКП (б) // Полн. собр. соч. Т. 38.

127. Ленин В. И. Речь по национальному вопросу 29 апреля (12 мая) // Поли, собр.соч. Т.31.

128. Ленин В. И. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа // Полн.собр.соч. Т.35.

129. Ленин В. И. К вопросу о национальностях или об «Автономизации» // Полн. собр. соч. Т. 45.

130. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении // Полн. Собр. Соч. Т.ЗО.

131. Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции // Полн.собр.соч. Т.44.

132. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу// Поли.собр.соч. Т. 24.

133. Ленин В.И. Националь-либерализм и право наций на самоопределение // Поли.собр.соч. Т. 24.

134. Ленин В.И. Национальные равноправие // Поли.собр.соч. Т. 25.

135. Ленин В.И. Национальный вопрос в нашей программе // Полн. Собр. Соч. Т. 17.

136. Ленин В.И. О национальной программе РСДРП // Поли.собр.соч. Т. 24.

137. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение// Поли.собр.соч. Т. 25.

138. Ленин В.И. Рабочий класс и национальный вопрос// Поли.собр.соч. Т. 23.

139. Ленин В.И. Седьмая (апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б) 2429 апреля (12 мая) 1917 г. // Полн.собр. соч. Т. 31.

140. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях.М., 1972.

141. Лепешкин А.И. Советский федерализм: (Теория и практика). М., 1977.

142. Литературная газета. 30 марта 1994 г.

143. Лужков Ю.М. Эгоизм власти. Итоги выборов и перспективы социально-экономического и политического развития России. М., 1996.

144. Лукин В.П. С тревогой и надеждой: 1994-1995 гг. М., 1996.

145. Лукин В.П. Умом Россию понимать. Статьи. М., 1993.

146. Лукьянов А. От конституции Ельцинской к Конституции Советской. Завтра. №6(176), 1996.

147. Луньков Ю. Национально-государственная политика России:внутренний и внешний аспект // Обозреватель. № 7, 1993.

148. Лысенко В. «Бермудский треугольник» российского федерализма // Российская федерация, № 13, 1996.

149. Лысенко В. Между «суверенизацией» и «губернизацией» // Российская федерация, №20, 1995.

150. Лысенко В. от Татарстана до Чечни (становление нового российского федерализма). М., 1995.

151. Лысенко В., Калина В. «Бермудский треугольник» российского федерализма // Российская федерация, № 13,1996.

152. Лысенко В.Н. О практике разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов федерации и перспективах развития российского федерализма. М., апрель 1996 г.

154. Лысенко В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.

155. Марченко М.Н. Сравнительное исследование проблем федерализма // Вестник Московского унив-та. Cep.11, Право, № 1,1993.

156. Медведев Н.П. Федеративный Договор и органы власти в Российском государстве // Регионология, № 1,1992.

157. Мелкумов А.А. Канадский федерализм: теория и практика. М.: «Экономика», 1998.

158. Моисеев Н.Н, Размышления о национализме // Социально-политическии журнал, №7-8, 1994.

159. Морозов А. Как строить федерацию // Российская газета, 5 августа 1993.

162. Мухамедшин Ф.Х, Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа (политико-правовые аспекты) // Государство и право, №3, 1994.

163. Мысенко В.Н. Аринин А.Н. Единая Конституционная система Российской Федерации. М.: Юрид. литература, 1994.

164. Навиков М. Федерализм, экономика и Конституция. http://www.mpsf.Org/Sbornik/MauNovikov.html#4

167. Независимая газета. 1996. 19 марта и 10 декабря.

168. Нерсесянц B.C. Демократизация Советского общества и государственно-производственные аспекты национальных отношений в СССР // Сов. государство и право. №1,1989.

169. Неформалы: кто они? Куда зовут? М., 1990.

170. Никулин А.И. Национальная политика России (история и современность). М.: Академия управления России, 1993.

172. Ольшанский Д. О национальной гордости «великороссов»//Родина. № 6.1994.

173. Ольшанский Д. Политическая психология распада // Независимая газета, 1992, 16 января.

175. Паин Э., Сусаров А. Пятый пункт в зеркале демографии // Российские вести. 1997, 30 октября.

176. Пайпс Р. Русский шанс// Столица, №27, 1992.

177. Пастухов В.Б. Становление российской государственности и конституционный процесс: политологический аспект // Государство и право, № 5, 1993.

178. Печенев В.А. распад СССР: историческая случайность и спланированная акция? // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, специальный выпуск. По материалам научной конференции «Многонациональная Россия: история и современность». М.,1998.

179. Плетнев Б.А. Государственная структура РСФСР // Право и жизнь. №1,1992.

180. Попов К. Суверенитет не мешает федерализму. Независимая газета, 1996, 10 декабря.

181. Потенциал федерализма и региональные факторы развития. http://www.ancentr. ru: 8104/texts/sit8a3.htm

182. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия. (Несостоявшийся юбилей). М., 1992.

183. Правда. 1989. 24 сентября.

184. Проблема государственного устройства. http:// www.nns.ru/analytdoc/idnb5.html.

185. Проблемы развития российского федерализма. «Круглый стол» Совета Федерации 4 июня 1996 года. М.,1996.

186. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

187. Пугачев Б. Пути становления Российской государственности // Этнополитический вестник России. №2, 1992.

188. Пустогаров В.В. Члены федерации как субъекты международного права // Сов. государство и право. №1, 1992.

189. Пять лет основных: итоги и перспективы // Независимая газета, 10 января 1997 года. Материалы «Круглого стола», проведенного в Горбачев-фонде.

190. Рогов В. А. История государства и права России IX начала XX веков. М., 1994.

192. Российская газета, 1993 г, 8 июля.

193. Российской федерализм: государственно-правовой аспекты // Материали международного научно-практического семинара, 27-29 сентября 1996 года, п. Кривск Псковской области.

194. Россия: Центр и регионы. Выпуск 5. Под общей редакции члена-корр. РАН Иванова В.Н. и Семигина Г.Ю. М.: РИЦ ИСПИ РАН.

195. Рыбкин И.П. К безопасности через согласие и доверие. Выступления, интервью. М., 1997.

196. Садыков Ф.Б. Центр регион: проблемы взаимоотношения // Социологические исследования. №8, 1997.

198. Салмин A.M. Союз после Союза // Политические исследования, № 1-2,1992.

199. Самсонова Т. Федеративное устройство российской федерации и формирование российской надэтнической общности. // материалы конференции, состоявшейся в г. Суздаль 27-30 июня 1997 года. http: //www, ke n n an ,уа г. ru/m ate rials/p rofi/sect4 3

200. Сенцов А. А. Национально-государственное устройство России накануне Октября 1917 года // Советское государство и право, № 11, 1990.

201. Скворцов Н.Г. Этничность: социологические перспективы // Социологические исследования». №1,1999.

202. Собрание законодательства Российской Федерации, № 12,1996.

203. Сталин В.И. Марксизм и национальный вопрос. М.,1937.

204. Сталин И. В. Беседа с сотрудником газеты «Правда» // сочинения. М.: Гос.изд.полит.лит. 1952, Т.4.

205. Сталин И. В. Как понимает социал-демократия национальный вопрос. М.: Госполитизд. 1951.

206. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос. М.: Гос. изд. полит, лит. 1950.

207. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М., 1952.

208. Старушенко Г. Самоопределение без сепаратизма // Международная жизнь. № 11, 1993.

209. Степанов В. В. Очаги межэтнической напряженности: реальность и прогноз // Вестник РАН, Т.64, № 4, 1994.

210. Столяров М.В. Федеративные отношения 2000: стратегия перспектив // Конференция «Будущее российского федерализма: политический и этнический факторы» 25-26 февраля 2000 г. http://federalism.soros.ksu.ru/conference/konfer1/

212. Стрекозов В.Г., Казанцев Ю.А. Государственное (конституционное) право Российской Федерации (Учебник). М., 1995.

213. Судоплатов П. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М., 1996.

214. Тишков В.А. национальности и национализм в постсоветском пространстве (Исторический аспект) // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М» 1994.

215. Тишков В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль, №4,1993.

216. Тишков В.А. Да изменится молитва моя!. О новых подходах к практике межнациональных отношений в СССР. М., 1989.

217. Топорнин Б.Н. Конституционное реформа путь к правовому государству // Сов. государство и право. №4,1990.

218. Тощенко Ж. Потенциально опосные точки. Этнополитическая ситуация а России в 1993 году// Независимая газета. 1994., 15 марта.

219. Трейвиш А.И. Новые тенденции в развитии регионов России и их асимметрия. http://ieie.nsc.ru:8101/~tacis/treivish.htm

220. Уваров А.А. Новое устройство Российской Федерации // Государство и право. №8, 1992.

221. Умнова И. А. Эволюция правового статуса Российской Федерации // Государство и право, № 8-9, 1994.

222. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.:Дело, 1998.

223. Усс А.В. России имперскую федерацию // Независимая газета. 6 апреля 2000.

224. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.

226. Фурман Д. Век XX и мир, 1992, После СССР. http://www.russ.rU/antoloq/vek/1992/1/furman.htm

227. Хакимов Р. С. Подходы к федерализму: вариант Татарстана // Современная Казань. Вып. 2. Казань, 1994.

228. Хакимов Р.С. Асимметричность Российской Федерации. Взгляд из Татарстана // Регионология. № 2, 1997.

229. Хакимов. Р. Федерализация через стабильность. // Панорама-Форум. Казань. 1995 -1.

230. Хасанов А.Г. Об основах распределения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. http://www.kcn.ru/tat ru/politics/tatarstan/qossovet/izdan/federal/hasanov.htm

231. Циунчук Р.А. Российский федерализм: истоки, генезис, исторический опыт http://www.ksu.ru/search/wgindex.ru.html

232. Цуциев А. Осетинский контур в этнополитическом пространстве // Осетия. XX век. Вып. 1. Владикавказ, 1996.

233. Чешко С.В. Национальное государство или демократическое общество // Вестник АН СССР, №1, 1990.

234. Чиркин В.Е. современное федеративное государство. Учебное пособие. М.: изд. МНИМП, 1997.

235. Чистяков О.И. Национально-государственном размежевании в период становления Российской Федерации // Советское государство и право, № 11, 1991.

236. Чичановский А. За чертой полета (Нации и народы после развала СССР). М.: Славянский диалог, 2000.

237. Чичленность населения и некоторые социально-демографические характеристики национальностей Российской Федерации. М., 1992.

239. Шаймиев М. Унитарной России не будет // «Московские новости». №27, 1994.

240. Шаймиев М.Ш. Шест лет по пути укрепления государственности Республики Татарстан. Республика Татарстан: время больших перемен. Казан, 1996.

241. Шахрай С.М. Роль договорных процессов в укреплении и развитии российского федерализма // Федерализм власти и власть федерализма. М., ТОО «ИнтелТех», 1997.

242. Шевцова Л. Ловушка для президентов //Литературная газета, 1993, 30 июня.

244. Шнирельман В.А. Националистический миф: основные характеристики // Славяноведение №6, 1995.

245. Шохин А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М., 1997.

246. Элазар Д. Сравнительный федерализм // Политические исследования. № 5, 1995.

247. Явлинский Г.А. Уроки экономической реформы. М., 1993.

248. Ященко А.С. Русский федерализм // «Федерализм». №1,1996.voccaf’.cK.s г.1. ГОСУДАРСТС^- • МЯКОТЬс о/

Мельникова Г.В.

Судебный федерализм: сущность и институционально-правовые

признаки

Понятие «судебный федерализм» введено в научный оборот для обозначения особенностей организации системы судебной власти в федеративном государстве. Судебный федерализм представляет собой принцип, институциональную форму и правовой режим устройства и функционирования судебной власти, с помощью которых обеспечивается приспособление ее структур к федеративному характеру отношений между центром и составными частями конкретного государства, т.е. к особенностям современных федераций.

Основой построения судебных органов по вертикали в федерации так же, как и в унитарном государстве, является, как правило, принцип единства судебной власти, который в унитарном и федеративном государствах имеет разное содержание. Если в унитарном государстве единство судебной власти построено на принципе централизма, т.е. на основе создания одноуровневой иерархичной структуры судебных органов, то в федерации судебная власть организуется на основе сочетания централизации и децентрализации.

Централизация судебной системы любого государства обусловливается необходимостью соблюдения принципов государственного суверенитета, верховенства общенациональной конституции и законов, высшей ценности — прав и свобод человека и гражданина, разделения властей. Производными от данных принципов требованиями государственного устройства являются государственная целостность, единство системы государственной власти, независимость и самостоятельность судебных органов. Именно эти требования предопределяют конкретные параметры централизации судебной власти в федеративном государстве. Они выражаются в том, что судебная система или, по крайней мере, ее основы определяются на общефедеральном законодательном уровне; федеральной конституцией и федеральными законами учреждается и упраздняется судебная система государства; устанавливаются единые правила судопроизводства, которые соблюдаются судами всех уровней; закрепляется единый статус судей; вводится централизованный порядок назначения (избрания) судей федеральных судов; создается система судебного надзора и контроля вышестоящих судебных инстанций над нижестоящими.

В то же время в отличие от унитарного государства в судебную систему федерации неизбежно вносятся элементы децентрализации, предопределяемые федеративным устройством государства. В условиях разделения государственной власти на два ее вида — федеральную и территориальную — действует, как правило, двухуровневая система судебных органов. Подведомственность между ними разграничена на основе принципов федерализма, а именно конституционного разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Судами применяется не только федеральное, но и региональное законодательство.

Децентрализация может проявляться и в том, что формирование судебных органов субъектов федерации осуществляется либо органами государственной власти соответствующего территориального уровня, либо непосредственно избирателями данной территории, в то время как в унитарном государстве, как правило, действует механизм централизованного назначения судей высшими органами власти государства, либо специализированными органами.

Сочетание централизации и децентрализации в судебной системе федеративного государства может быть различным. Степень децентрализации задается типом правовой системы, моделью федерализма, особенностями государственно-правовой культуры конкретной страны. В зависимости от этого выделяются разные модели судебной системы.

Большая степень децентрализации характерна для моделей организации судебной системы стран англосаксонской правовой семьи. Ярко выраженным примером децентрализованной судебной власти являются США. Преобладание длительное время в данной стране модели дуалистического федерализма и особая роль судебного прецедента привели к созданию двойной судебной системы — федерации и штатов. На каждом ее уровне существует инстанционность, дающая гражданину в определенных случаях право выбора в качестве суда высшей инстанции судебного органа либо федерации, либо штата.

Для федеративных государств романо-германской правовой семьи, ориентирующихся на приоритетную роль и верховенство закона, а также на интенсивное развитие кооперативного федерализма, более органична централизованная судебная система. Широкая сфера предметов совместного ведения (конкурирующей компетенции), механизмы субсидиарной ответственности центра и составных частей государства, их сотрудничество и кооперация по линии законодательной и исполнительной ветвей власти — все это требует авторитетного судебного арбитра, независимого ни от федеральных, ни от региональных властей, принимающих законы и осуществляющих их исполнение. По этой причине иерархия

строится по принципу единой инстанционности судебной власти, а требования единства судебной системы в данных государствах оказываются более жесткими.

Показанная выше закономерность не является, однако, абсолютной. В результате процессов конвергенции правовых систем и моделей федерализма все более стираются различия в моделях судебного федерализма, возникают модели смешанного типа.

Зарубежный опыт организации судебной власти свидетельствует о том, что форма политико-территориального устройства — федерация или унитаризм — является одним из наиболее значимых факторов, определяющих специфику судебной системы государства. Однако в определенных случаях различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в унитарной Великобритании, где одна из ее административно-политических частей — Шотландия -сохраняет собственную систему права и собственную судебную систему, существенно отличающуюся от английской и в значительной степени самостоятельную: решение Высокого суда Шотландии по уголовным делам является окончательным и обжалованию не подлежит. В то же время в Федеративной Республике Германия существуют единое гражданское, уголовное, процессуальное законодательство и фактически единая судебная система, где суды, действующие в субъектах федерации (землях), входят в эту систему.

Следует отметить, что всякое федеративное государство, хотя и состоит из отдельных субъектов (штатов, земель, кантонов), все же представляет собой единое, целостное государство, которому присущи те же свойства, что и унитарному государству: единая территория; население, живущее на этой территории; власть, действующая на всей территории государства .

Последнее положение в равной степени касается всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, которые должны выполнять свои функции на всей территории государства, включая территорию субъектов федерации. При этом надо учитывать, что судебные органы занимают особое положение в механизме власти.

Если законодательная и исполнительная ветви власти согласно конституциям большинства государств возлагаются на два высших государственных органа — чаще всего парламент и правительство (иногда — на главу государства), то с судебной властью дело обстоит значительно сложнее. Она возложена на всю совокупность судебных органов — от низовых до высших. Каждый из судебных органов независимо от своего места в системе решает конкретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь исключительно законом и правосознанием. Каждый судебный орган, а не только верховный суд, является носителем судебной власти .

Если судебная власть возлагается на всю совокупность судебных органов, следовательно, в какой-то мере обеспечить ее полноту и единообразие на всей территории государства можно лишь при наличии определенного единства системы судебных органов, действующих на основе общих принципов судопроизводства и норм материального права. Степень единства может быть различной.

Следует также учитывать, что система правления, основанная на принципе разделения властей, включая их взаимные сдержки и противовесы, предполагает распределение власти между независимыми структурами принятия решений: между федерацией и ее субъектами . Следовательно, федеративное устройство государства допускает наличие высших законодательных, исполнительных и судебных органов у каждого из членов федерации . Таким образом, решается вопрос о разделении властей по «вертикали». При этом особое значение имеет конституционное разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами федерации, а также компетенции между отдельными видами федеральных органов и субъектов федерации. От решения данных вопросов зависит роль, которую играет федеративное государственное устройство в жизни народа данного государства, обеспечивая консолидацию государства и наций либо, напротив, усиливая децентрализацию государственной власти, рост центробежных тенденций, что может порой привести к политическому кризису и даже к распаду государства .

В последние десятилетия западная наука трактует роль федерализма более широко: федерализм рассматривается, прежде всего, не как совокупность структур и норм, а как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные в данных условиях методы управления .

В этом плане судебный федерализм как институциональная форма организации судебной власти связан с решением двух вопросов: о разграничении компетенции по вопросам судоустройства и судопроизводства между федерацией и ее субъектами; о разграничении полномочий по осуществлению правосудия (юрисдикционной деятельности) между федеральными судебными органами и судебными органами субъектов федерации. Различия в способах решения данных вопросов определяют разнообразие моделей современного судебного федерализма. Именно эти факторы могут, на наш взгляд, выступать в качестве критериев сравнения западных судебных систем с целью выявления сходства и различий между ними.

Англосаксонская и континентальная модели судебной системы различаются по форме судебного конституционного контроля, а также способу организации административной юстиции. При этом англосаксонская модель конституционного контроля (называемая также «американской») характеризуется тем, что конституционная юстиция осуществляется обычными судами, действующими при соблюдении тех же процессуальных правил, что и при разрешении других споров. Здесь возможны два варианта. Таким правом наделена каждая судебная инстанция, и в этом случае конституционный контроль является диффузионным, или децентрализованным (как в США)*, либо правом конституционного контроля наделяется исключительно высшая судебная инстанция (Высокий суд Австралии, Федеральный суд Швейцарии, Верховный суд Канады).

При европейской, или «австрийской», модели судебный конституционный контроль осуществляется особым, специальным судом, действующим вне обычной судебной системы. Такой вид судебного контроля называют централизованным. В федеративных государствах специальные конституционные суды организуются на федеральном уровне и в субъектах федерации (например в ФРГ). На федеральном уровне суд осуществляет проверку соответствия законов, актов исполнительной власти и судебных органов национальной конституции, а в субъектах федерации — конституциям этих субъектов .

Однако чаще европейские федеративные государства имеют только один конституционный суд, входящий в систему федеральных судебных органов (Австрия, Бельгия). Конституционный суд рассматривает споры между субъектами федерации, их претензии к федеральным властям, споры о компетенции между отдельными видами органов власти.

В какой-то мере такая модель обусловлена традиционным для континентального права принципом верховенства закона и подчиненной роли судебной практики. Отсюда и нежелание предоставить контроль над конституционностью законотворчества судам общей юрисдикции.

Англосаксонская модель организации административной юстиции характеризуется весьма широкой компетенцией общих судов по рассмотрению административных споров, отсутствием специализированной системы административной юстиции в рамках общей судебной системы.

Это положение не означает, что в государствах с данной моделью (США, Канада, Австралия) не существует системы органов административной юстиции. Как правило, такие органы носят название трибуналов (комиссий и т.п.) и входят в систему «квазисудебных» органов, подконтрольных судам общей юрисдикции. Административные трибуналы могут быть созданы на уровне как федерации, так и ее субъектов.

Судебные системы федеративных государств различаются по уровню самостоятельности членов федерации, распределению компетенции между ними и центром, соотношению федерального права и правовых норм субъектов федерации.

При этом модели современного судебного федерализма определяются существующей в данном государстве формой федерации, балансом власти в территориальном аспекте. Различают две основные модели федерализма: дуалистический федерализм и кооперативный федерализм. Дуалистический федерализм базируется на идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. Данная концепция лежит в основе организации государственной власти в США.

Концепция кооперативного федерализма основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества, ее используют в ряде современных европейских государств (например в ФРГ).

По мнению западных исследователей, в федеративных государствах могут существовать судебные системы двух типов: дуалистические и интегрированные (централизованные). Отечественные же исследователи выделяют три типа судебной системы в федеративных государствах: дуалистический (США), централизованный (ФРГ) и смешанный, или гибридный (Канада).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дуалистическая модель судебной системы характерна для США, Канады, Австралии, где существуют две параллельные иерархически организованные системы судов. При этом федеральные суды первой инстанции и апелляционные суды действуют параллельно с судами первой инстанции и апелляционными судами штатов. Таким образом, системы организованы и действуют отдельно друг от друга, соприкасаясь только на вершине пирамиды.

В отличие от дуалистической системы интегрированная модель судебного федерализма предполагает, что все суды первой инстанции сосредоточены на уровне субъектов федерации, а федеральные суды выступают как суды апелляционной инстанции.

При этом отсутствует система федеральных судов, осуществляющих правосудие на основе федерального права. Примером интегрированной, или централизованной, модели является судебная система ФРГ.

В дуалистических системах, наряду с федеральной судебной системой, в каждом субъекте федерации действует его собственная судебная система.

Поскольку судебные системы субъектов федерации имеют существенные различия, правомерно говорить о множественности (или полисистемности) судебных органов в дуалистических федерациях. При этом общее количество судебных систем государства соответствует числу субъектов федерации плюс один (федеральная судебная система).

При такой модели судебного федерализма в компетенцию федеральных судов входит, прежде всего, применение федерального права, а в компетенцию судов субъектов федерации — применение права данных субъектов.

Однако на практике провести достаточно четкое разграничение компетенции федеральных судов и судов субъектов федерации практически невозможно, по ряду вопросов их компетенция совпадает, что и порождает необходимость разработки весьма сложных правил разграничения их полномочий*.

Литература

2. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 1996.

3. Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993.

4. Теория права и государства. М., 1995.

5. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9.

6. Маклаков В.В. Конституционный контроль в странах — членах Европейского союза. М., 1995.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *