Основные понятия и термины используемые в страховании

Содержание

Российское предпринимательство, 6 ноября 2000 г.
Основные понятия и термины в страховании
3617 просмотров

Страховая терминология – совокупность понятий и терминов, применяемых в страховании.

Страховой термин – слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в страховом деле. В терминах находят выражение конкретные страховые правоотношения, связанные с формированием и использованием страхового фонда. Каждый из этих терминов определяет характерные черты и содержание какой-либо группы страховых отношений.
Выделяют 4 группы страховых отношений:
1. Связаны с проявлением специфических страховых интересов. Они выражают наиболее общие условия страхования. Содержание страховых интересов ограничивается рамками национального страхового рынка.
2. Связаны с формированием страхового фонда. Данная группа рассматривается применительно к национальному страховому рынку.
3. Связаны с расходованием средств страхового фонда. Право расходования средств страхового фонда закреплено за страховщиком. Эти расходы имеют целевой характер и предназначены для выплаты страховых сумм и страхового возмещения.
4. Связаны с функционированием международного страхового рынка. Содержание страховых отношений закреплено в нормах международного права и регулируется рядом международных договоров. Эти страховые отношения включают в себя все три предыдущие группы, но применительно к международной страховой практике.
Свободное владение страховой терминологией и умение применять ее на практике служат одним из главных критериев высокой профессиональной квалификации специалиста в области страхования.
Понятия и термины, выражающие наиболее общие условия страхования
Страховой рынок – система экономических отношений, составляющая сферу деятельности страховщиков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответствующих страховых услуг страхователям (рис.1).

***

Страхователь – физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или на основании договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.
Страхователь обладает определенным страховым интересом. Страхователь, выступающий на международном страховом рынке, может также называться полисодержателем.
Страховщик – организация (юридическое лицо), проводящая страхование, принимающая на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда. В России в настоящее время страховщиками являются акционерные страховые компании. В международной практике для обозначения страховщика применяется также термин андеррайтер.
Застрахованный – физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой защиты. Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования.
Страховая защита – может рассматриваться в широком и узком смысле:
1. В широком смысле – экономическая категория, отражающая совокупность отношений, связанных с преодолением или возмещением потерь, наносимых материальному производству и жизненному уровню населения стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями (страховыми рисками).
2. В узком смысле – совокупность перераспределительных отношений по поводу преодоления (превенции) или возмещения ущерба (страховые выплаты), наносимого конкретным объектам страхования (товарно-материальным ценностям, имуществу, жизни и здоровью людей).
Страховой интерес – мера материальной заинтересованности физического или юридического лица в страховании. Носителями страхового интереса выступают страхователи и застрахованные. Применительно к имущественному страхованию имеющийся страховой интерес выражается в стоимости застрахованного имущества. В личном страховании – в гарантии получения страховой суммы в случае наступления событий, обусловленных условиями страхования. Имеющийся страховой интерес конкретизируется в страховой сумме.
Страховая сумма – денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности (в имущественном страховании); жизнь, здоровье, трудоспособность (в личном страховании).
Объект страхования – жизнь, здоровье, трудоспособность граждан (в личном страховании); здания, сооружения, транспортные средства, домашнее имущество и другие материальные ценности (в имущественном страховании).
Страховая ответственность (в международной практике – страховое покрытие) – обязанность страховщика выплатить страховую сумму или страховое возмещение. Устанавливается законом или договором страхования. Характеризуется определенным объемом страховой ответственности, т.е. перечнем определенных страховых рисков (страховых случаев), при наступлении которых производится выплата. Ограниченная страховая ответственность предполагает узкий и конкретный перечень страховых рисков; расширенная страховая ответственность предполагает обязанность страховщика произвести выплату при наступлении любого страхового риска, кроме случаев, особым образом заранее оговоренных в законе или договоре страхования.
Выгодоприобретатель – завещательное лицо, т.е. получатель страховой суммы после смерти завещателя. Назначается страхователем (застрахованным) на случай его смерти в результате страхового случая. Фиксируется в страховом полисе.
Страховой полис – документ установленного образца, выдаваемый страховщиком страхователю (застрахованному), удостоверяющий факт заключения договора страхования и содержащий его условия.
Термины, связанные с процессом формирования страхового фонда
Страховой фонд – резерв материальных или денежных средств, формируемый за счет взносов страхователей и находящийся в оперативно-организационном управлении у страховщика. Обусловлен страховыми интересами.
Страховая оценка (в международной практике — страховая стоимость) – критерий оценки страхового риска. В качестве страховой оценки могут быть использованы действительная стоимость имущества или какой-либо иной критерий (заявленная стоимость, первоначальная стоимость и т.д.).
Страховое обеспечение – уровень страховой оценки по отношению к стоимости имущества, принятой для целей страхования. В организации страхового обеспечения различают систему пропорциональной ответственности, систему предельной ответственности и систему первого риска.
Система пропорциональной ответственности – организационная форма страхового обеспечения. Предусматривает выплату страхового возмещения в заранее фиксированной доле (пропорции). Страховое возмещение выплачивается в той части ущерба, в какой страховая сумма составляет пропорцию по отношению к оценке объекта страхования.
Например, если страховая сумма равна 80% оценки объекта страхования, то и страховое возмещение составит 80% ущерба. Оставшаяся часть ущерба (в данном примере 20 %) останется на риске страхователя. Эта доля страхователя называется франшизой, или собственным удержанием страхователя.
Различают условную (интегральную, или невычитаемую) и безусловную (эксцедентную, или вычитаемую) франшизу.
При условной франшизе страховщик освобождается от ответственности за ущерб, не превышающий установленной суммы (процента) франшизы, и должен возместить ущерб полностью, если его размер больше суммы франшизы.
Безусловная франшиза означает наличие специальной оговорки (клаузулы) в страховом полисе: «свободно от первых x процентов”, которые всегда вычитаются из суммы страхового возмещения независимо от величины ущерба.
****
Страховой тариф (брутто-ставка) – ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.
Тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются законами. Тарифы по добровольным видам страхования рассчитываются страховщиком с помощью актуарных расчетов.
Нетто-ставка – основная часть страхового тарифа, предназначенная для формирования фонда, используемого для страховых выплат.
Страховая премия (страховой взнос, платеж страховой) – сумма, уплачиваемая страхователем страховщику за принятое им обязательство возместить материальный ущерб, причиненный застрахованному имуществу, или выплата страховой суммы при наступлении определенных событий в жизни застрахованного.
Срок страхования – период действия договора страхования.
Страховой портфель – фактическое количество застрахованных объектов или оплаченных договоров страхования по данной территории. Характеризует общий объем деятельности страховой организации.

Начало статьи в № 10/2000. Продолжение в № 12/2000, 1/2001, 2/2001, 3/2001

ЛАРИОНОВ В.Г., выпускник МВТУ имени Н.Э. Баумана 1972 года заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент” МГУПБ, докт. экон. наук., профессор
СКРЫПНИКОВА М.Н., ассистент МГУПБ

(с сокращениями)

Вся пресса за 6 ноября 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кузнецова Е. аспирантка Ростовского юридического института МВД России.

Аннотация. Государственное регулирование страховой деятельности направлено на формирование и развитие эффективно функционирующего рынка страховых услуг, защиту прав и законных интересов всех субъектов страховых отношений.

Ключевые слова: Страхование, страховая деятельность, государственное регулирование, страховой надзор.

STATE REGULATION OF INSURANCE ACTIVITIES IN RUSSIAN FEDERATION

Kuznetsova E. Рost-graduate of Rostov law institute of Ministry of the Interior of Russia.

Keywords: Insurance, insurance activities, state regulation, insurance supervision.

Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения. Формирование модели социального рыночного хозяйства в России предполагает соответствующие преобразования в экономике, модернизацию национальных финансовых институтов и другие изменения, обусловленные глобальными интересами страны и современными тенденциями ее развития. В условиях кризиса обеспечение финансовой устойчивости государства приобретает особое значение.

Реализация экономического потенциала России имеет особую значимость для проведения долгосрочной национальной политики в новых экономических условиях, характеризующихся множественностью рисков: как рисков природных и техногенных катастроф, так и рисков, присущих хозяйственной и социальной жизни общества; рисков политической нестабильности и террористических угроз, а также других рисков, не предусмотренных стандартными схемами управления рисками.

Важность страховой деятельности для государства, и соответственно, важность ее государственного регулирования, объясняется рядом причин. Во-первых, являясь одним из видов коммерческой деятельности (предпринимательской) деятельности, страхование выполняет и важную социальную функцию — функцию защиты интересов граждан, юридических лиц и государства в целом от непредвиденных неблагоприятных последствий, которые могут причинить вред жизни, здоровью, имущественным интересам страхователей, окружающей природной среде. Кроме того, страхование является важным элементом финансовой системы общества. Это вызвано, прежде всего, тем, что денежные средства, находящиеся в распоряжении страхо-

вых организаций, составляют значительную часть финансового рынка, и не только служат своего рода финансовой гарантией стабильности в обществе, но и могут быть использованы для инвестирования в различные отрасли хозяйства.

Государственное руководство — это руководство правовое, осуществляемое на основании норм права, поэтому, регулируя нормами права отношения в сфере страхования, государством обеспечивается стратегическая роль страхования, свойственная социальным государствам с развитой рыночной экономикой.

Целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм, защита прав и законных интересов всех субъектов страховых правоотношений. Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивных и фиктивных компаний, которые могут нанести ущерб и страховому делу, и страхователям.

Значение государственного регулирования страховой деятельности трудно переоценить. Несмотря на то что, отношения между страхователями и страховщиками складываются в гражданско-правовой сфере, страховая деятельность требует и финансовоправового регулирования. Это связано с рядом причин, кратко которые можно охарактеризовать можно следующим образом:

1. Страховая деятельность является финансовой и может оказывать существенное влияние на состояние финансового рынка в целом.

2. Страхование выполняет важную социальную функцию, являясь механизмом защиты страхователей от неблагоприятных последствий, угрожающих их жизни, здоровью, имущественным интересам.

3. В гражданско-правовых отношениях участвует страховщик — профессиональный участник страхового рынка и страхователь — непрофессиональный участник. В связи с тем, что отношения по страхованию имеют свою ярко выраженную специфику, требуется государственное вмешательство с целью защиты непрофессиональных участников отношений по страхованию.

4. Кроме того, гражданско-правовые отношения по страхованию можно отнести к длящимся правоотношениям. Исполнение своей обязанности по уплате страховой премии страхователем чаще всего отделено значительным периодом времени от исполнения своей обязанности по выплате страхового возмещения страховщиком. Соответственно должны быть предусмотрены механизмы обеспечения устойчивости страховщика с тем, чтобы он смог выполнить свои обязательства, а также механизм контроля за соблюдением этих обязательств. Специфика страховой деятельности влечет за собой и существенную специфику государственного регулирования в сфере налоговых отношений, отношений в сфере защиты конкуренции.

В условиях монополии государства на страховое дело в советский период место страхования в централизованных финансах было бесспорным. Государственное страхование в СССР основывалось на началах государственной монополии, единых организационных и финансовых принципах и регулировалось исключительно нормами финансового права. Государство счи-

Кузнецова Е. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тало страхование экономическим инструментом мобилизации средств предприятий, колхозов и населения, позволяющим их перераспределять для укрепления экономики и финансов страны, то есть рассматривало страховые денежные средства как составную часть бюджета. Это было удобно государственным властным структурам, так как с помощью норм финансового права, регламентирующих деятельность в сфере страхования, позволяло сохранять в своих руках рычаги распределительного механизма. Как неотъемлемая часть советских финансов страхование полностью подчинялось общим задачам распределения и использования национального дохода в интересах развития производства и удовлетворения потребностей социалистического общества.

Переход России к рыночной экономике потребовал преобразования базовых экономических отношений в российском обществе: появилась частная собственность, обособленные негосударственные субъекты хозяйствования, частное предпринимательство.

В настоящее время в России сформировался рынок страховых услуг, основанный на принципах предпринимательской инициативы и государственного надзора за деятельностью страховых компаний, в основе которого — защита интересов участников страховых правоотношений.

Необходимость в государственном надзоре за страховой деятельностью обусловлена спецификой деятельности страховых организаций, заключающейся в формировании страхового фонда за счет средств страхователей и перераспределении этого фонда в установленных законом и договором случаях.

Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность в целом, условно можно разделить на две группы. Первая группа — это нормативные акты, относящиеся к государственному регулированию страховой деятельности; вторая группа — это нормативные акты в сфере гражданско-правового регулирования страхования.

Такое деление обусловлено тем, что все общественные отношения, возникающие в сфере страхования можно разделить на две группы, различающиеся как по составу участников, так и по виду, возникающих между ними отношений, а также по способам правового регулирования:

— общественные отношения, возникающие между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателем), в том числе и с использованием страховых посредников, по поводу создания и использования страховых фондов, регулируемых методом равенства участников;

— общественные отношения по поводу надлежащего функционирования страхового фонда и обеспечения его целевого назначения между органом страхового надзора, а также иными государственными органами и страховщиками в ходе государственного контроля за страховой деятельностью, регулируемые путем властных предписаний государственных органов1.

Соответственно такому разграничению общественных отношений в области страхования достаточно традиционно формируется и законодательство в этой сфере. В большинстве государств уже в начале XX века сформировалось законодательство о страховом надзоре, которое, как правило, было отделено от гражданского законодательства, регулирующего договор

1 Ковалевская Н.С. Система страхового права и система страхового законодательства// Страховое право. 2000. № 3. С. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

страхования. Так, во Франции надзор за деятельностью обществ страхования от несчастного случая осуществлялся на основании закона 1905 года, надзор за обществами страхования жизни — на основании другого закона также 1905 года. В Германии специальный закон о страховом надзоре был принят в 1901 году, в Австрии — в 1921 году, в Швейцарии в 1885 году. В США страхование регулировалось законодательством штатов, причем во всех штатах особое внимание уделялось организации страховых обществ и контролю за ними2.

В настоящее время в Российской Федерации можно наблюдать аналогичное положение вещей: существует финансово-правовое регулирование страховой деятельности (требования, предъявляемые к субъектам страхового дела, положение о лицензировании, формировании страховых резервов, страховом надзоре), которое содержится в ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; и частноправовое регулирование (регулирование договора страхования, отношения между страхователем и страховщиком (выгодоприобретателем) закрепленное в Гражданском кодексе РФ, а также некоторых иных источниках гражданского права (например, Кодексе торгового мореплавания).

В связи с тем, что целью данной статьи является рассмотрение финансово-правового регулирования страховой деятельности, и соответственно источников права именно в этой сфере, то гражданско-правовое регулирование останется за рамками данной работы.

Правовые основы страхового надзора в Российской Федерации закреплены, прежде всего, в ФЗ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ». Статья 6 ФЗ № 4015-1 определяет понятие страховщика, устанавливает ограничения по видам деятельности, которые могут осуществлять страховщики, и ограничения для страховых организаций, участие в которых принимают иностранные инвесторы.

Указом Президента от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба страхового надзора 3.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее — страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства; предупреждения и пресечения нарушений страхового законодательства; обеспечения, защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц, государства; эффективного развития страхового дела.

В соответствии с пп. «г» п. 3. ст. 30 и пп. «е» п. 3 ст. 30 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» в основные функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью входит установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности, а также разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенных к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Нормативное регулирование страховой деятельности осуществляет Министерство финансов РФ. Можно

2 Серебровский В.И. Избранные труды. М., 1997. С. 471.

3 См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// СПС «Гарант».

выделить следующие наиболее значимые нормативно-правовые акты:

Приказом Минфина РФ от 11 апреля 2006 г. № 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела»;

Приказ Минфина РФ от 20 октября 2008 г. № 113н «О форме годовой статистической отчетности № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за_____год» и порядке ее со-

ставления и представления»;

Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни»;

Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни».

Формирование и поддержание конкурентоспособной среды на страховом рынке регулируется антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Что касается налогообложения страховых организаций, главным источником права в этой области является Налоговый кодекс РФ (в частности, его глава 25 «Налог на прибыль предприятий и организаций»).

В настоящее время возникают идеи разделения законодательства, регулирующего страховую деятельность, на частно-правовую сферу (договорные обязательства в сфере страхования) и публично-правовую (государственное регулирование страховой деятельности). Помимо этого предлагается принять Закон о государственном страховом надзоре. Ярким сторонником такой теории государственного регулирования страховой деятельности является М. Вайер.

Однако в настоящее время, принимая во внимание судебную практику по страховым спорам, есть все основания полагать, что предлагаемый закон еще более затруднит применение норм страхового права. Наиболее эффективной мерой в настоящий момент может быть устранение противоречий в действующем страховом законодательстве, правовое разрешение существующих проблемных вопросов.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.

2. Налоговый Кодекс РФ// СПС «Гарант».

3. Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»// СПС «Г арант».

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями)// СПС «Гарант».

5. Положение о Федеральной службе страхового надзора: утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 с изменениями и дополнениями// СПС «Гарант».

6. Положение о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела: утв. Приказом Минфина РФ от 11 апреля 2006 г. № 60н с изменениями и дополнениями// СПС «Гарант».

7. Приказ Минфина РФ от 20 октября 2008 г. № 113н

«О форме годовой статистической отчетности № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за_____год» и порядке ее со-

ставления и представления» (с изменениями и дополнениями)// СПС «Гарант».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н «Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (с изменениями и дополнениями)// СПС «Г арант».

9. Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни: утв. приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. № 51 н с изменениями и дополнениями// СПС «Г арант».

10. Ковалевская Н.С. Система страхового права и система страхового законодательства// Страховое право. 2000. № 3.

11. Серебровский В.И. Избранные труды. М., 1997.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья написана на весьма актуальную тему. Человечество не выработала лучшего способа защиты своих интересов, чем страхование. Страховой рынок России сегодня переживает весьма трудные времена. Его дальнейшее успешное развитие во многом зависит от качества нормативно-правовой базы, от способности и возможности государства обеспечить защиту прав и законных интересов всех субъектов страховых правоотношений.

Автором прекрасно раскрыта актуальность рассматриваемых вопросов, определена стратегическая роль страхования, связанная с выполнением защитной и превентивной функций.

Е.В.Кузнецова провела четкую классификацию страховых отношений. Особенности их субъектного состава предопределяет использование не только традиционного гражданско-правового способа воздействия, но и активного применения финансово-правового метода регулирования данной разновидности общественных отношений.

Автор убедительно доказывает, что дальнейшее развитие рынка страховых услуг во многом зависит от эффективности страхового надзора, осуществляемого за субъектами страхового дела. Анализ действующего законодательства позволяет Е.В.Кузнецовой определить цели осуществления страхового надзора в РФ, а также функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Автор высказывает собственное мнение по поводу предлагаемого проекта закона о страховом надзоре. Следует согласиться, что принятие данного законопроекта еще более затруднит применение действующего страхового законодательства.

Статья завершается четко сформулированными выводами. Она, несомненно, будет интересна как теоретикам, так и практикам страхового права.

д.ю.н, профессор Мирошник С.В.

Ромащук Марина, Эксперт Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ)
Дата публикации: 19.08.2019

Страхование. Что же такое страхование? Страхование – это, если очень просто, механизм перекладывания материальной ответственности со своих плеч на плечи специально созданного для этого инструмента. И, как ни странно, различий в принципе работы страховых продуктов за рубежом или у нас, конечно же, нет.

Основное отличие наших рынков складывается из сложившейся культуры страхования населения. Поведение среднего российского потребителя от зарубежного заключается в том, что в нашей стране общий уровень доверия к институту страхования ниже. Потребитель чаще рассматривает страхование не как полезный инструмент защиты, а как нагрузку.

И так на российском страховом рынке сегодня присутствует менее 200 видов продуктов. Для сравнения, в США их – около 3 тысяч. Конечно же, перечислить их все не возможно. Но можно посмотреть хотя бы обзорно.

Абсолютно в каждой стране существует два вида страхования – добровольное и обязательное, при этом второе не зависит от желания человека, а возникает в силу закона. И в каждом государстве существует свой список обязательного страхования. Как показывает практика, чем больше развита страховая сторона жизни в государстве, тем больше пунктов в этом списке.

Германия имеет развитую систему страхования. Как часто бывает в Европе, здесь больше преобладает необязательный вид, но есть и обязательные страховки, носят они социальный характер. Медицинский полис имеет отличие от других стран Европы, сумма взноса зависит от возраста человека, чем он моложе, тем меньше он платит. В Германии так же есть ряд необычных обязательных страховок, например страхование ответственности охотников в отношении третьих лиц.

США. В этой стране нет обязательного медицинского страхования, правда, это не говорит о том, что американцы не заботятся о своем здоровье и не страхуются. Это происходит на добровольной основе, и оплачивает страховку чаще всего работодатель. В США уникальная система, в каждом штате установлены разные обязательные виды, например, автострахование обязательно лишь в 45 штатах, еще в 5 его требовать не станут. Условия, взносы и наказание за его отсутствие так же имеет отличие по штатам.

Япония. В Японии обязательное страхование, как и везде. Для каждого человека взнос по полису здравоохранения высчитывается индивидуально, в зависимости от зарплаты, но при этом имеет верхний порог, не превышающий 100 долларов. А так же каждый желающий имеет возможность платить дополнительные взносы до определенного возраста, и тогда, в старости, можно получить достойное обслуживание, рассчитывать на сиделку или полное содержание в доме престарелых. Автострахование здесь то же обязательно, и отличается тем, что материальный ущерб пострадавшей стороне не выплачивается, только урон здоровья.

Великобритания. Эта страна очень консервативна в планах страхования, многие обязательные виды были приняты в начале 20 века и до сих пор их придерживаются. Здесь так же оберегают здоровье, машины. А еще есть непривычные для нас виды: обязательное страхование ответственности (например, использование атомных установок), профессиональное страхование, в том числе и брокеров, и даже заставляют владельцев хищных животных побеспокоиться о своей жизни.

Китай. По мнению специалистов, имеет самый лучший потенциал в этой политике. Здесь обязательное пенсионное, медицинское, на рождение ребенка, от безработицы и страхование жизни.

Швейцария. Люди в этой стране тратят на разные полисы больше, чем на еду в месяц. Здесь, так же, как и везде, есть обязательное и добровольное страхование. Из обязательного – здоровье и машины. А совсем недавно появилась новость, что правительство планирует ввести обязательное страхование от землетрясений.

Россия. В нашей стране список таков — медицинское, пенсионное, ОСАГО и страхование отдельных категорий граждан.

Как вы обратили внимание, так нелюбимое на российском рынке ОСАГО- это отнюдь не новое изобретение наших «злыдней страховщиков в купе с непорядочными чиновниками». А очень даже давно использующийся вид обязательного страхования. Во всех развитых странах мира ОСАГО – один из ключевых сегментов страхового рынка. Европа, где по дорогам ездит порядка 300 миллионов автомобилей, не является исключением. Ещё в 1929 году в Австрии впервые было введено национальное обязательное страхование ответственности. В Англии ответственность страхуется в обязательном порядке с 1930 года, в Швецарии- с 1932, Чехии-с 1935, Германии- с 1939. Позднее необходимость данного вида страхования оценили и остальные европейские государства.

Конечно же страховые взносы при заключении договора ОСАГО в Европейских странах разнятся. При этом полис «автогражданки» в западных государствах стоит на порядок больше, чем в России. В Германии, например, для автомобиля среднего класса водитель с трёхлетней безаварийной историей должен заплатить за ОСАГО порядка 1200-1500 евро. В Италии или во Франции придётся отдать от 700 до 1200 евро в год, при этом стоимость полиса зависит от множества факторов. А таксист в Лондоне, к примеру, вынужден платить 2000 фунтов ежегодно.

И так обязательное страхование необходимо и продиктовано законом. В нашей стране, повторюсь перечень его довольно мал: медицинское (ОМС); пенсионное (ОПС); ОСАГО (автогражданка); страхование ответственности для бизнесменов, а также для нескольких групп профессионалов. К примеру, необходимо страховаться тем, кто работает нотариусом, депозитарием, кадастровым инженером, оценщиком, арбитражным управляющим или таможенным представителем.

Добровольное страхование — это, как ясно из названия, сознательный выбор. Застраховать можно практически все: футболисты страхуют ноги, певицы — голос. Можно застраховать жизнь, здоровье, дом, дачу, машину. Все виды страхования нашей страны перечислены в Законе РФ от 27.11.1992 № 4015-1 .

И, конечно же, добровольных видов страхования на всех рынках больше чем обязательных. Обусловлено это тем, что многие виды страхования стали ответом страховой индустрии на запросы клиентов. Но крупные страховые компании настолько консервативны и осторожны, что предлагают в год один-два новых вида страхования. Появляются и нестандартные риски, например, страхование здоровья домашних животных. Эксперты оценивают долю россиян, готовых купить такой продукт, в 1-5 процентов.

Большинство страховок в России похожи, и перечень страховых продуктов невелик. При этом часть стандартных видов страхования в последнее время демонстрирует снижение. В автостраховании, в секторе ОСАГО на конец 2017 года наблюдалось падение на 5,2 процента (12,3 миллиарда рублей), в сегменте каско – на 4,8 процента (8,2 миллиарда рублей). В страховании прочего имущества юридических лиц падение составило 10,7 процента (11,5 миллиарда рублей.). Поэтому в последние годы страховщики активно создают новые продуктовые ниши для достижения конкурентных преимуществ.

По данным Национального рейтингового агентства, на конец 2017 года доля прочих видов страхования в структуре страховых премий составляла не более 3 процентов. «На рынке существует около 15-20 предложений по страхованию нестандартных рисков. Это страхование домашних животных, а также гражданской ответственности их владельцев, страхование верховых лошадей, страхование охотников – в том числе их гражданской ответственности. Для России это пока экзотический риск, хотя во многих странах Европы – обязательное страхование. Некоторые компании озвучивали планы запуска страхования гражданской ответственности велосипедистов. Сборы по таким видам страхования оценить сложно, так как официальная статистика Центробанка не выделяет их отдельно, с детализацией.

С учетом нишевого спроса серьезного влияния на страховой рынок экзотические сегменты не оказывают. Это скорее просто возможность увеличения существующей клиентской базы. Любой подобный запуск – это инвестиция страховой компании, сопряженная с рисками ошибки в расчетах тарифов и объема спроса. Есть примеры того, как страховщики в России получали существенные убытки от внедрения нового продуктового решения из-за недооценки частоты страховых случаев. Некоторые же продукты оказываются убыточными только из-за того, что их никто не покупает, а административные издержки на их поддержание высокие. Кстати, страхование животных – это не новый продукт, он многократно появлялся ранее, но спрос на него был невысоким и часто его закрывали.

Этим обусловлено то, что многие страховые продукты в России запускаются с огромным скрипом. Пример – страхование жизни. Около 20 лет ушло на то, чтобы наметился рост в этом сегменте, однако и здесь не все так однозначно – хорошая динамика обеспечивается в основном продажами через банковский канал, и не всегда потребитель в таком случае делает осознанную покупку. Но как ни странно, Россияне готовы большую часть страховок делать по защите имущества, чем собственных жизней и здоровья.

Согласно последнему открытому исследованию компании Swiss Re, Швейцарского перестраховочного общества — одной из крупнейших перестраховочных компаний в мире, в 2017 году больше всех в мире на страхование тратили ирландцы: $7171 на одного жителя. Из этой суммы $5734 тратилось на страхование жизни. На втором месте — Великобритания ($7114 и $5734 соответственно), на третьем — Нидерланды ($6263 и $2192). Дальше следуют Швейцария, Дания, Франция, Бельгия. США только на восьмом месте: средний американец тратит на страхование $4086, из них $1922 — на страхование жизни.

Россия среди аутсайдеров: среднестатистический россиянин в 2017 году потратил на страхование $209. Из них на страхование жизни лишь $6. Для сравнения: наши соседи по рейтингу — бразильцы тратят на страхование на душу населения $202, из которых $95 идёт на страхование жизни.

Вы увидели, что за рубежом это очень распространённый вид страхования, особенно накопительное. Т.к. именно этот продукт может в себе сочетать долю инвестирования и рисковую часть. Если посмотреть на него схематично, то выглядит это так.

Аккумуляционный взнос- это как раз та часть которая будет инвестироваться. А «одногодичный полис» — это та часть, в которую можно включить набор рисков, позволяющих финансово компенсировать затраты на восстановление здоровья в случае беды. Это удобные и экономичные страховые планы, которые надежно защищают человека. Если эти договоры разделить, то защитный контракт действует год, и по истечении этого срока — пролонгируется на следующий год. Однако стоимость страхования в новом году уже несколько выше, чем в прошлом. При длительном использовании подобных полисов человек сталкивается с проблемой. Поскольку год за годом стоимость страхования жизни растет, то в зрелом возрасте клиента его ежегодная премия по полису становится уже очень высокой: И в то же самое время, когда страховые премии очень высоки – доходы человека падают. Т.к. в этом возрасте он завершает карьеру. А когда мы сочетаем два данных продукта, тем самым сохраняем сегодняшнюю стоимость контракта. И поэтому данное решение очень хорошо на длительных этапах. Такими договорами весь мир пользуется в решении пенсионных планах. Либо накоплениях на образование и т.д..

Есть еще одна область страхования, которую в России пока можно отнести к экзотическим. По результатам опроса, проведенного Allianz Global Corporate & Specialty в 2018 году, большинство мировых и российских риск-менеджеров относят киберинциденты к ключевой угрозе в рейтинге рисков, оставляя позади стихийные бедствия, пожары, волатильность рынков и др.

При этом в США и Европе сегмент страхования от компьютерных проблем стремительно растет, а в России количество проданных полисов исчисляется единицами. Не известно ни одного крупного контракта.

На западе уже десятки лет назад звезды шоу-бизнеса используют страховки в целях привлечения внимания к своей персоне. Можно застраховать наиболее выдающуюся часть тела или запоминающуюся «изюминку». В таких страховках, как правило, участвуют не страховые компании, а крупные международные синдикаты, а тарифы по таким полисам обычно космические.

Приведу примеры необычного или экзотического страхования. Вы знаете, что оформить страховку можно не только на машину/ квартиру и т.д., но и массу любопытных, а иногда и комичных вещей. Например, дегустаторы виски и эксперты-парфюмеры страхуют свои носы, продовольственные эксперты — вкусовую чувствительность, в Германии реально получить полис на развод в первые два дня после свадьбы, а еще существует страховка от распада любимой музыкальной группы. Лондонская страховая компания продала почти четырем тысячам набожных девушек полисы страхования от непорочного зачатия. Интересным случаем является страхование очередного преодоления Ла-Манша. Один человек решил переплыть пролив в ванне, предварительно застраховавшись на 100 тысяч фунтов. Андеррайтер «Ллойда» невозмутимо принял этот риск, выдвинув лишь условие, что сливное отверстие ванной будет закрыто пробкой.

Шведская компания Биссо предложила своим клиентам абсолютно новую услугу. В дополнение к обычному страхованию автомобиля, водители могут получить совершенно новые возможности: всего за 850 крон (112 долларов) водитель получает страхование от штрафа за превышение скорости (но только, если превышение было не более, чем на 30 км/ч). Голландская компания — пожалуй, самая необычная страховая компания в мире. Среди ее страховых продуктов есть такие экзотические виды, как страхование от похищения инопланетянами, от введения в стране «сухого закона», от неудачи в лотерее; застраховавшись от повышения цен на бензин, клиент компании в случае увеличения цены бензина более чем на 15% получит компенсацию за дополнительные расходы на приобретение следующих 1000 литров.

Таким образом, мы с вами увидели, что страхование это огромная индустрия, в которой творчество идёт в ногу с экономическими законами. А закончить я хочу тем, что сравнивая рынки страхования, нужно понимать, что российский рынок- это ещё очень открытое поле для деятельности страховщиков.

  • Что такое телемедицина? Перспективы у страховщиков
  • На что стоит обратить внимание при выборе страхового продукта?

ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов
от 31.12.97 г. № 157-ФЗ,
от 20.11.99 г. № 204-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

2. Отношения в области страхования регулируются также другими актами законодательства Российской Федерации, принимаемыми на основе настоящего Закона.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на государственное социальное страхование.

Статья 2. Понятие страхования

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Статья 3. Формы страхования

1. Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

2. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями настоящего Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

3. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.

Статья 4. Объекты страхования

Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:

связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (страхование от несчастных случаев и болезней);

связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц — резидентов Российской Федерации может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. (часть 2 введена Федеральным законом от 31.12.1997 № 157-ФЗ)

Статья 5. Страхователи

1. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

2. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).

3. Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступления страхового случая.

Статья 6. Страховщики

1. Страховщиками признаются юридические лица любой организационно — правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово — посредническая и банковская деятельность.

2. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не вправе заниматься страховой деятельностью.

Правила, установленные абзацем 1 пункта 3, в части, касающейся запрета на осуществление страхования по отдельным видам, не распространяются на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) на день вступления в силу Федерального закона от 20.11.1999 № 204-ФЗ, если при этом осуществление соответствующих видов страхования разрешено им лицензиями, выданными до указанного дня. — Федеральный закон от 20.11.1999 № 204-ФЗ.

3. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 15 процентов, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.

Указанный выше размер (указанная выше квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и / или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) — на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и / или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении отказывается страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, либо становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) исчерпан или будет превышен при их совершении.

Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.

Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство Российской Федерации. (п. 3 введен Федеральным законом от 20.11.1999 № 204-ФЗ)

Правила, установленные абзацем 1 пункта 4, не распространяются на страховые организации с иностранными инвестициями, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 20.11.1999 № 204-ФЗ. — Федеральный закон от 20.11.1999 № 204-ФЗ.

4. Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации, указанный в пункте 3 настоящей статьи. (п. 4 введен Федеральным законом от 20.11.1999 № 204-ФЗ)

Статья 7. Общества взаимного страхования

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры

1. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

2. Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

3. Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

Страховые брокеры обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия свидетельства (решения) о регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ)

4. Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, за исключением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ)

Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность. (абзац введен Федеральным законом от 31.12.1997 № 157-ФЗ)

Статья 9. Страховой риск, страховой случай, страховая выплата

1. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

2. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

3. При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица — в виде страхового обеспечения.

Статья 10. Страховая сумма, страховое возмещение, страховое обеспечение

1. Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.

Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, он является недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора.

3. Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.

В том случае, когда страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества, если условиями договора страхования не предусмотрено иное.

В том случае, когда страхователь заключил договоры страхования имущества с несколькими страховщиками на сумму, превышающую в общей сложности страховую стоимость имущества (двойное страхование), то страховое возмещение, получаемое им от всех страховщиков по страхованию этого имущества, не может превышать его страховой стоимости. При этом каждый из страховщиков выплачивает страховое возмещение в размере, пропорциональном отношению страховой суммы по заключенному им договору к общей сумме по всем заключенным этим страхователем договорам страхования указанного имущества.

Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах суммы страхового возмещения.

4. В договоре личного страхования страховая сумма устанавливается страхователем по соглашению со страховщиком.

Страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. При этом страховое обеспечение по личному страхованию, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в состав наследственного имущества не входит.

Статья 11. Страховой взнос и страховой тариф

1. Страховым взносом является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

2. Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании.

Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон.

Статья 12. Сострахование

Объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками (сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.

Статья 13. Перестрахование

1. Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).

2. Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования.

Статья 14. Объединения страховщиков

1. Страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью.

2. Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

Глава II.

Исключена. — Федеральный закон от 31.12.1997 № 157-ФЗ . (см. текст в предыдущей редакции )

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЩИКОВ

Статья 25. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков

Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

Действие части второй статьи 25 не распространяется на юридических лиц, представивших в установленном порядке документы для получения лицензии на осуществление страховой деятельности до вступления в силу Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ .

Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования. (часть 2 введена Федеральным законом от 31.12.1997 № 157-ФЗ )

Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств на день подачи документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности страховой организацией, являющейся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации) либо имеющей долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, должен составлять не менее 250 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а при проведении исключительно перестрахования — не менее 300 тысяч минимальных размеров оплаты труда. (часть 3 введена Федеральным законом от 20.11.1999 № 204-ФЗ )

Статья 26. Страховые резервы и фонды страховщиков

1. Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.

В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.

Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.

2. Из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать фонды, необходимые для обеспечения их деятельности.

3. Страховщики вправе инвестировать или иными образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.

4. Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью могут устанавливаться дополнительные требования к порядку и условиям образования и размещения страховых резервов страховыми организациями с иностранными инвестициями. (п. 4 введен Федеральным законом от 20.11.1999 № 204-ФЗ )

Статья 27. Гарантии платежеспособности страховщиков

1. Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью могут устанавливаться дополнительные требования к нормативным соотношениям между активами и страховыми обязательствами, принятыми страховыми организациями с иностранными инвестициями. (абзац введен Федеральным законом от 20.11.1999 № 204-ФЗ )

2. Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.

3. Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Статья 28. Учет и отчетность страховщиков

1. План счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

2. Операции по личному страхованию учитываются страховщиками отдельно от операций по имущественному страхованию и страхованию ответственности.

Статья 29. Публикация страховщиками годовых балансов

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 30. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации

1. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

2. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

3. Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются: (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) выдача в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями; (пп. «д» введен Федеральным законом от 20.11.1999 № 204-ФЗ )

е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью; (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 № 157-ФЗ , от 20.11.1999 № 204-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании. (в ред. Федерального закона от 20.11.1999 № 204-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

4. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе: (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Статья 31. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Лицензирование страховой деятельности

1. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью: (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

учредительных документов;

свидетельства о регистрации;

справки о размере оплаченного уставного капитала;

экономического обоснования страховой деятельности;

правил по видам страхования;

расчетов страховых тарифов;

сведений о руководителях и их заместителях;

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

учредительных документов;

свидетельства о регистрации;

справки о размере оплаченного уставного капитала;

сведений о руководителях и их заместителях.

2. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

3. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

4. Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.

Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

5. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

Статья 33. Соблюдение коммерческой тайны страховщика должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

(в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

Должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика. (в ред. Федерального закона от 31.12.1997 № 157-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции )

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации пользуются правом на страховую защиту наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации.

Статья 35. Рассмотрение споров

Споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией.

Статья 36. Международные договоры

Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о страховании, то применяются правила международного договора.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России
27 ноября 1992 года
№ 4015-1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *