Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, образец

Реестр недобросовестных поставщиков

Создание специальной базы данных, включающей сведения о неблагонадежных участниках госзакупок, было предусмотрено для обеспечения обязательств поставщика в рамках процедуры размещения заказов по законам «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) и для защиты добросовестной конкуренции, предупреждения злоупотреблений (определение ВС РФ от 12.08.2016 № 310-КГ16-5426).

Основаниями для включения субъекта в реестр недобросовестных поставщиков выступают (п. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ, п. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ):

  • уклонение участника закупок от выполнения контракта;
  • расторжение контракта по судебному предписанию;
  • отказ заказчика в одностороннем порядке от контракта по причине существенного нарушения положений такого контракта со стороны поставщика (законом № 223-ФЗ не предусмотрено).

Важно! Злоупотребления со стороны заказчиков снизит электронное актирование через ЕИС. Смотрите, как им пользоваться и с какого момента электронная приемка в ЕИС станет обязательна.

Рекомендуем. Если госзаказчик предлагает контракт, не соответствующий конкурсной документации, избежать отказа от контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, можно путем подачи протокола разногласий.

Нет императивной нормы, запрещающей субъекту, включенному в реестр недобросовестных поставщиков, участвовать в закупках. Тем не менее законы 223-ФЗ и 44-ФЗ позволяют заказчику по собственному усмотрению включить в закупочную документацию условие об отсутствии субъекта в таком реестре (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

В связи с этим заказчики зачастую просят потенциальных поставщиков представить в комплекте закупочной документации также справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. О том, где можно получить такую справку и какие сведения в ней должны быть отражены, мы расскажем далее.

Также в дополнение к изложенной информации рекомендуем прочитать нашу статью «Как начать участие в госзакупках?».

О том, как происходит включение в реестр недобросовестных поставщиков в период эпидемии коронавируса, читайте в обзоре КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

Законодательством в сфере закупок порядок оформления и выдачи такой справки не регламентирован.

Кроме того, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС в сфере закупок) любой пользователь может бесплатно ознакомиться с содержанием реестра неблагонадежных участников закупочной деятельности, найдя интересующие сведения по (п. 3 Правил ведения…, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, п. 6 Правил ведения…, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211).

Таким образом, любой заказчик может без получения справки от потенциальных поставщиков самостоятельно проверить их на предмет соответствия данному требованию.

Далее мы рассмотрим, каким образом можно составить данную справку, если заказчик все же запросит ее в комплекте документации, поскольку уполномоченный на ведение реестра госорган — Федеральная антимонопольная служба — таких справок не выдает.

Справка (декларация) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков: образец

Унифицированной формы справки/декларации об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков не утверждено, поэтому каждая организация или индивидуальный предприниматель, желающие участвовать в закупках, могут составить ее в свободной форме с указанием всех необходимых данных.

Структура документа может быть следующей:

  • Сведения об адресате: наименование и адрес заказчика.
  • Сведения о потенциальном поставщике: наименование и адрес.
  • Название документа: справка/декларация об отсутствии сведений об организации/ИП в реестре неблагонадежных участников закупочной деятельности.
  • Основной текст справки.

Поскольку четких требований к форме справки для подтверждения данных об отсутствии поставщика в таком реестре нет, на практике такие сведения представляются различными способами. Например, может быть письменно изложено, что субъект не внесен в реестр недобросовестных поставщиков. Другой вариант — распечатка с официального сайта ЕИС в сфере закупок по данных поиска.

Еще один способ — указание потенциальным поставщиком на соответствие организации требованиям заказчика (например, когда заказчик установил в закупочной документации соответствующие требования об отсутствии данных о поставщике в таком реестре).

  • Подпись руководителя организации.
  • Дата составления справки.
  • Приложения (например, скриншот страницы поиска ЕИС в сфере закупок с результатами поиска).

Шаблон, на основе которого может быть составлена такая справка, можно скачать по ссылке ниже: Выписка из реестра недобросовестных поставщиков — образец.

***

Итак, справка/декларация/выписка из реестра недобросовестных поставщиков составляется в свободной форме самим потенциальным поставщиком и представляется в общем комплекте документации за подписью руководителя организации-поставщика.

Заказчик также может собственными силами проверить любого потенциального поставщика с помощью официального сайта ЕИС в сфере закупок.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков. Оспаривание внесения (включения) в реестр. 44-фз, 223-фз.

Недобросовестный поставщик. Данная характеристика — не просто негативная оценка субъекта коммерческой деятельности, а официальное понятие из законодательства о госзакупках. Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) ведет антимонопольная служба. Для лиц, регулярно участвующих в госзакупках, попадание в такой Реестр сравнимо с катастрофой.

А попасть в него можно по нескольким причинам:

— уклонившись от заключения контракта;

— если контракт будет расторгнут по решению суда;

— если заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке по причине существенного нарушения поставщиком его условий.

Содержание оснований нормативно не конкретизировано, что дает широкий простор для вариаций на эту тему как со стороны заказчиков, так и органа, ведущего Реестр, и судов.

В сегодняшнем материале разбираем конкретные ситуации, которые приводят к попаданию в РНП и выясняем, что делать, если в Реестр все-таки попали (на примерах из судебной практики).

1. Одностороннее расторжение контракта заказчиком или по судебному решению.

В эти широкие понятия вкладывается самое разное содержание: исполнение по контракту ненадлежащего качества, нарушение сроков выполнения работ (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2015 по делу № А33-16591/2014, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.08.2015 по делу № А03-19473/2014) несоблюдение иных условий контракта.

Но как минимум одно требование для отнесения к недобросовестным поставщикам при единоличном отказе заказчика всегда неизменно – строгое соблюдение процедуры одностороннего отказа от контракта. Если процедура расторжения контракта нарушена заказчиком — внесение сведений о поставщике в РНП невозможно, даже при подтверждении вины исполнителя (Решение Арбитражного суда Омской области от 09.09.2015 по делу № А46-6465/2015).

Также следует иметь ввиду, что не всякое несоблюдение требований договора становится основанием для его расторжения и последующего внесения сведений в РНП. Бюджетное учреждение попросило антимонопольную службу установить статус недобросовестного поставщика для исполнителя. Суть проблемы: поставка по контракту не состоялась, так как заказчику были предоставлены образцы товара ненадлежащего качества. ФАС и суд посчитали, что непредостваление надлежащих образцов товара или повторное представление поставщиком экземпляров товара ненадлежащего качества не может расцениваться в качестве существенного нарушения условия договора поставщиком. Апелляция поддержала выводы суда и контролирующего органа (Постановление 17 ААС от 08.09.2015 по делу № А71-2354/2015).

2. Уклонение от заключения контракта

Уклонением от заключения контракта для целей включения в РНП суды могут признать не только отказ от подписания договора (как это представляется при данном словосочетании), но и разные нестандартные обстоятельства.

Так, Красноярское УФАС пришло к выводу, что уклонением от заключения государственного контракта можно считать предоставление ненадлежащего обеспечения по контракту: вместо необходимого обеспечения на сумму 15 730 руб. обществом было предоставлено платежное поручение на сумму 10 487 руб. Суды трех инстанций согласились с антимонопольным органом, исполнителю не удалось доказать обратное (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.08.2015 по делу № А33-26219/2014).

В отсутствие четких законодательных формулировок насчет того, какое поведение поставщика можно считать уклонением от заключения контракта, у судей сформировалось свое мнение на этот счет: важен не только факт несовершения подрядчиком необходимых действий, но и наличие доказательств умышленного уклонения лица от заключения контракта, его недобросовестное поведение в противоречие требованиям Закона о контрактной системе (суды трех инстанций, в т.ч. АС Западно-Сибирского округа по делу № А70-11223/2014).

Приведем еще один пример: антимонопольный орган посчитал что исполнитель уклонился от заключения контракта, подписав его позже установленного срока. Исполнитель обжаловал решение. Суды согласились с исполнителем, поскольку установили, что работы по контракту невозможно выполнить без вывода оборудования заказчика из работы, между заказчиком и обществом велись переговоры с целью поиска возможности оказания услуг без вывода объектов из эксплуатации, заказчиком получено письмо об оформлении пропусков на специалистов исполнителя, исполнитель выполнил работы по контракту по цене значительно ниже и с опережением срока. При совокупности данных условий суд не усмотрел в действиях исполнителя злоупотреблений, посчитал, что им приняты все возможные действия для донесения до заказчика сведений о препятствиях для своевременного подписания контракта. И это несмотря на то, что контракт в действительности был подписан за пределами установленного срока (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.08.2015 по делу А76-20236/2014).

В судебных актах неоднократно встречаются ссылки и на позицию Конституционного суда РФ, изложенную в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, определениях от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О. На основании позиции КС суды приходят к выводу, что антимонопольный орган при принятии решения о признании недобросовестным поставщиком не должен ограничиваться формальной позицией, необходимо установить и выяснить ситуацию недобросовестного поведения (Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа от 21.05.2015 по делу № А58-7016/2014).

Как видим, попадание в реестр недобросовестных поставщиков — не приговор.

Антимонопольный орган зачастую подходит к принятию таких решений однобоко — устанавливая только факт выполнения/невыполнения норм закона и условий контракта.

В противовес этому суды готовы исследовать фактические обстоятельства взаимоотношений сторон по контракту.

Поэтому если поставщик хочет добиться исключения из реестра, он должен доказать собственную добросовестность, разумность и осмотрительность как участник гражданского оборота. Для этого пригодится и своевременная оплата обеспечения по контракту, направление подписанного контракта контрагенту, исполнение контракта (либо явные попытки подобное сделать, несмотря на уклонение от принятия исполнения государственным заказчиком).

При этом существует потенциальная возможность не только восстановить справедливость в виде корректировки информации в реестре, но получить возмещение убытков, причиненных вынесением неправомерного решения, в денежном эквиваленте.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.12.2014 по делу № А60-33088/2013: общество взыскало с РФ в лице ФАС Свердловской области убытки в виде неполученных доходов от исполнения контракта из-за несвоевременной корректировки сведений в РПН после признания решения УФАС незаконным. Суды установили, что контракт не был заключен с истцом и доход от него не был получен исключительно в связи с неправомерным включением сведений о нем в РНП и несвоевременным исключением этих сведений на основании судебного акта. Была выявлена прямая причинно-следственная связь последствий с действиями (актами) антмонопольного органа.

Хотелось бы узнать про алгоритм (включающий сроки) уведомления и отправки информации в УФАС по уклонившемуся от подписания контракта победителю закупки?

Сообщаю Вам следующее:

Чтобы направить сведения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), подготовьте заявление и приложите к нему документы, которые подтвердят уклонение победителя закупки.

Направить документы нужно в территориальный орган ФАС России в течение трех рабочих дней. За нарушение этого срока вам грозит штраф в размере 20 тыс. руб.

Если комиссия контрольного органа решила не включать сведения об участнике закупки (поставщике, подрядчике, исполнителе) в реестр, вы вправе оспорить отказ в суде.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Как внести сведения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ

С 1 июля 2020 г. вступают в силу изменения в Закон N 44-ФЗ, а также в Правила N 1062. См. Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ, п. 1 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2020 N 523. Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.

  1. В каких случаях заказчик направляет сведения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
  2. Как подготовить заявление о включении сведений в РНП
  3. Какие документы приложить к заявлению
  4. Как подать документы в ФАС России
  5. Как принять участие в заседании комиссии ФАС России
  6. Каковы последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
  7. Какие последствия отказа внесения в РНП
  1. В каких случаях заказчик направляет сведения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ

Для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков нужно направить ряд документов и сведений в контрольный орган. Их нужно направить, если (ч. 4 — 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ):

  • победитель уклонился от заключения контракта;
  • единственный участник, контракт с которым заключается на основании п. п. 24, 25 — 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта. Например, единственный поставщик не предоставил обеспечение исполнения контракта в срок (ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ);
  • контракт расторгли по решению суда;
  • контракт расторгли в одностороннем порядке, потому что поставщик (подрядчик, исполнитель) нарушил существенные условия контракта.

Не надо направлять документы и сведения, если контракт расторгнут по соглашению сторон (ч. 2 ст. 104 Закона N 44 ФЗ).

  1. Как подготовить заявление о включении сведений в РНП

Если участник уклонился от заключения контракта, в заявлении укажите (п. п. 1 — 3 ч. 3, ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ):

Если учредитель — публично-правовое образование, эта информация не нужна.

Важно! Пункт 2 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ не соответствует Конституции РФ в той части, в которой допускает включать в РНП информацию об учредителях юрлица (акционерного общества) — физлицах, не являющихся его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения таким юрлицом контракта. В связи с этим законодатель должен внести изменения в правовое регулирование (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 N 16-П);

  • Ф.И.О. членов правления и руководителя (гендиректора, директора и т.д.);
  • дату проведения электронного аукциона;
  • даты подведения итогов электронных конкурса, запроса котировок, запроса предложений;
  • дату, когда закупку признали несостоявшейся, если от заключения контракта уклонился или отказался единственный участник закупки;
  • перечень прилагаемых документов (п. 9 Правил N 1062).

Обратите внимание: если у физлица нет отчества или ИНН, вы можете его не указывать. Если же нет ИНН иностранного юрлица, то укажите его аналог. Например, для участника из Беларуси указывают учетный номер плательщика вместо ИНН.

…Если в заявлении не будет обязательной информации, контрольный орган вернет его в течение трех рабочих дней с даты получения. В письме он укажет причину возврата и перечень недостающих сведений и документов, которые нужно направить еще раз (п. 10 Правил N 1062).

  1. Какие документы приложить к заявлению

К заявлению вы должны приложить заверенные копии документов. Их перечень будет зависеть от основания внесения в РНП.

Если участник уклонился от заключения контракта, к заявлению приложите документы, которые подтвердят уклонение, например (ч. 4, 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ):

  • протоколы определения победителя и признания его уклонившимся;
  • протоколы разногласий;
  • банковские гарантии, которые не соответствуют требованиям документации или Закона N 44-ФЗ;
  • документы (скриншоты, выписки по счету), подтверждающие, что участник не предоставил обеспечение;
  • решения контрольных органов о согласовании закупки.

…Это установлено в ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 2 разд. 1, п. 1 разд. 2, разд. 3 Письма ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14.

  1. Как подать документы в ФАС России

Подать заявление и документы к нему вы должны в территориальный орган ФАС России по месту своего нахождения. Сделать это можно лично, или заказным письмом с уведомлением, или по электронной почте. В последнем случае заявление должно быть подписано усиленной электронной подписью (п. 9 Правил N 1062).

Если вы воспользовались почтовой связью, датой направления документов считается дата приема почтового отправления, указанная на штемпеле (Письмо ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100065/19).

Документы нужно направить в течение трех рабочих дней (ч. 4, 5, 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ):

  • с даты составления протокола об уклонении от заключения контракта;
  • с даты вступления в силу решения суда о расторжении контракта (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Узнать эту дату можно в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/);
  • с даты, когда прошло 10 календарных дней после уведомления об одностороннем отказе (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 25.10.2017 N 24-03-08/70001).

Если вы пропустите срок для направления заявления или не направите его, вам грозит штраф 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

  1. Как принять участие в заседании комиссии ФАС России

Контрольный орган обязан пригласить вас участвовать в заседании комиссии только в двух случаях:

  • участник закупки уклонился от заключения контракта;
  • односторонний отказ произошел из-за существенных нарушений условий контракта.

Для участия вам понадобится доверенность для представителя или приказ о назначении руководителя. Если контрольный орган в своем вызове потребовал дополнительные документы, представьте их.

Если вы не явитесь, комиссия вынесет решение без вашего участия. Копию решения направят на ваш адрес в течение трех рабочих дней с даты его вынесения независимо от того, участвовали вы в заседании или нет.

Это установлено в п. 12 Правил N 1062, п. 8 Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267.

В рассмотрении в ЦА ФАС России обращений заказчиков, расположенных на всей территории РФ, кроме Москвы и Московской области, можно участвовать дистанционно. Видео-конференц-связь обеспечивают территориальные органы ФАС России (кроме Москвы и Московской области). Для дистанционного участия подайте ходатайство на сайте https://hod.fas.gov.ru/main не позднее 16:00 (по московскому времени) рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения обращения (Письмо ФАС России от 24.03.2020 N МЕ/23971/20).

Важно! До 30.04.2020 включительно участвовать в рассмотрении обращения в ЦА ФАС России, территориальном органе ФАС России можно исключительно дистанционно. Такое участие обеспечивается посредством интернет-видеоконференции на веб-странице портала видеоконференций либо с помощью приложения для мобильных телефонов. Инструкция размещена на сайте ФАС России https://fas.gov.ru/spheres/5 (Письмо ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27895/20).

Сведения должны рассмотреть и включить в РНП не позднее восьми рабочих дней с даты их поступления. Если сведения передаются в территориальный орган по подведомственности, срок отсчитывается с даты регистрации обращения антимонопольным органом, который его первоначально получил (Письмо ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100065/19).

  1. Каковы последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ

Если участника внесли в РНП из-за уклонения или отказа заключать контракт, вы вправе получить обеспечение заявки (ч. 15 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Вам его перечислит банк в течение одного рабочего дня со дня включения участника в РНП. Так произойдет, если вы проводили электронные аукцион, конкурс или запрос предложений (ч. 11, 15 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Для участника, поставщика (подрядчика, исполнителя) внесение в РНП означает, что он сам, его учредители, директор (члены исполнительного органа) не смогут два года принимать участие в закупках, в которых установлен запрет на участие лиц, внесенных в РНП. Также не смогут участвовать юрлица, где учредители или директор (член исполнительного органа) внесены в РНП (ч. 9 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание: если поставщик включен в РНП, а у вас есть с ним действующие контракты, их расторгать не нужно (Письмо ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15).

  1. Какие последствия отказа внесения в РНП

Контрольный орган может отказаться внести участника или поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП, если будет установлено, что:

  • сам заказчик нарушил требования Закона N 44-ФЗ. В этом случае возможен штраф (см. практику контрольных органов и судов);
  • нет вины участника или поставщика, подрядчика, исполнителя (см. практику контрольных органов и судов).

Если контрольный орган откажется включать сведения в РНП в связи с тем, что у вас отсутствовали основания для одностороннего расторжения контракта, то для вас возможны такие последствия (Письмо ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19):

  • возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ;
  • направление материалов дела в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Учтите, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта после истечения срока его действия не является основанием для отказа включить сведения в РНП (Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241 по делу N А32-47028/2018).

Если вас не устраивает отказ, вы вправе его оспорить в арбитражном суде. На это указал Президиум Верховного Суда РФ в п. 42 Обзора судебной практики от 28.06.2017.

См. также: Как подать исковое заявление в арбитражный суд

Срок возврата законом не установлен. Рекомендуем сделать это как можно быстрее. В противном случае с вас могут потребовать как само обеспечение, так и процент за пользование денежными средствами, а также уплаты судебных издержек и госпошлины (п. 1 ст. 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ, ч. 1, 2 ст. 110 АПК РФ).

При электронных закупках все действия по разблокированию и возвращению обеспечения совершит банк без вашего участия.

См. также: Как вернуть обеспечение заявки

Приведенная информация касается электронных закупок, за исключением закрытых.

Готовое решение: Как внести сведения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Документ 2

…Заказчик признает победителя закупки уклонившимся от заключения контракта. В течение трех рабочих дней он направит заявление в ФАС, чтобы внести победителя в реестр недобросовестных поставщиков. После включения в РНП будет удержано обеспечение заявки (ч. 15 ст. 44, ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Также заказчик может взыскать с победителя закупки убытки, причиненные уклонением от заключения контракта.

Этот вывод следует из ч. 14 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, а также подтверждается судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N 309-ЭС18-7005 по делу N А07-6567/2017).

Готовое решение: Как заказчику или победителю закупки отказаться от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

См. также: ст. 44, 104, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *