Ответственность за недостоверные сведения о доходах

17 апреля 2018

Институт контроля за расходами чиновников введён в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В случае, если чиновник или члены его семьи (супруг/супруга, несовершеннолетние дети) в течение отчётного года расходуют на совершение сделок по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг сумму, превышающую общий доход данного лица и членов его семьи за три последних года, то в отношении такого чиновника принимается решение об осуществлении контроля за расходами.

Выявление несоответствия расходов государственного служащего, членов его семьи их доходам влечет достаточно серьезные последствия.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» предусмотрено, что, если в ходе контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

Органы прокуратуры в установленном порядке обращаются в суд с заявлением об обращении имущества, в отношении которого не представлено в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательств его приобретения на законные доходы, в доход государства.

Таким образом, если чиновник не смог подтвердить законность источника средств, за которые приобретено имущество, чиновник его лишается.

Прокуратура разъясняет:

Ответственность за предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ), граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также лица, замещающие указанные должности обязаны представлять сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, об их обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей.

Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее –Федеральный закон № 3-ФЗ) на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.

Часть 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает обязанность граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Законом предусмотрена ответственность за предоставление заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера независимо от причины.

Конкретная мера ответственности за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений установлена Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ и иными законами, регламентирующими порядок привлечения к ответственности отдельных категорий служащих, на которых в соответствии с законом возложена обязанность предоставления указанных сведений.

Так, ст. 59.2 названного Федерального закона устанавливает, что за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Как правило, работодатель выдает сотрудникам справку о доходах по форме 2-НДФЛ. Документ в соответствии с ТК РФ компания должна предоставить работнику в течение трех дней с момента обращения. Справка может понадобиться для использования в разных жизненных случаях, для получения, например, имущественного вычета, потребительского кредита, ипотеки и так далее. В документе отражаются доходы сотрудника, удержанный и перечисленный в бюджет налог.

Для поручения кредита банк требует подтвердить определенный стаж занятости и заработок потенциального клиента. Бумага необходима финансистам, чтобы они могли рассчитать размер займа и максимальную сумму ежемесячных платежей. Если доход сотрудника маленький, то он не сможет выплатить займ своевременно, поэтому если зарплата выплачивается в конвертах, то работник лишается возможности получить кредит в банке, в том числе и для ипотеки. В таких ситуациях сотрудник обращается к работодателю с просьбой выдать ему справку по форме банка, в которой будет указана «серая зарплата».

Проанализировав несколько форм таких справок, можно однозначно сделать вывод, что одними из обязательных полей в документе являются сумма дохода за минусом НДФЛ и данные о стаже работника. Большинство банков требуют заверить документ печатью компании. Остальные поля могут отличаться. В большинстве случаев бланк, предоставляемый кредитным учреждением, не содержит информации о регистрационных данных организации в контролирующих органах. Наверное, поэтому выдают такие документы сотрудникам.

Зона ответственности

Выдавая такую справку, работодатель даже не предполагает о последствиях, которые могут наступить. Например, в случае если у фирмы возникнут финансовые проблемы и компания перестанет платить заработную плату или сократит работника, и неважно, получил ли сотрудник все положенные ему выплаты, он может обратиться в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) с жалобой о том, что он получал серую заработную плату.

Жалоба повлечет за собой проверку налоговыми органами. Ведь любое сообщение, вне зависимости от наличия доказательств, может стать причиной проведения контрольного мероприятия.

Стоит обратить внимание на Приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

В документе говорится о том, что при выборе объектов для проведения выездных ревизий налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы, неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию. Следовательно, как только поступит жалоба на работодателя в Роструд, вероятность проверки моментально вырастает в несколько раз.

Читайте также «Работникам больше не дадут 2-НДФЛ»

Оцените риск

На сегодняшний день сложилось уже достаточно много судебной практики по вопросу доначисления налогов в связи с выплатой заработной платы «в конвертах». Но, справедливости ради, нужно уточнить, что решения судей распределяются как в пользу ИФНС, так и в пользу налогоплательщиков-организаций.

Не всегда суды принимают свидетельские показания в виде доказательств вины работодателя при рассмотрении подобных дел, пример – Апелляционное определение Тульского областного суда от 9 августа 2012 года по делу № 33-2174.

Арбитры будут оценивать доказательства. И таким доказательством может стать та самая справка для банка. Даже если компания не использует печать в своей работе, подписи работодателя, соглашающегося завизировать документ с указанной суммой заработка сотрудника, может быть достаточно для судей.

В том случае, если будет доказан тот факт, что заработная плата фактически составила, допустим, 1000 рублей, а не 100, как заявлял работодатель в отчетных документах, с суммы разницы будет произведено доначисление страховых взносов, удержание НДФЛ и наложение штрафных санкций.

Обратите внимание

Проанализировав несколько форм таких справок, можно однозначно сделать вывод, что одними из обязательных полей в документе являются сумма дохода за минусом НДФЛ и данные о стаже работника. В большинстве случаев бланк, предоставляемый кредитным учреждением, не содержит информации о регистрационных данных организации.

Но это только если размер недоимки не будут приравнен к крупному или особо крупному, ведь в этом случае ответственность предусмотрена уже по статье 199 Уголовного кодекса.

В заключение хочу оговорить отдельно факт наличия у сотрудника, что называется, «на руках» справки по форме банка. Можно предположить, что если документ выдан, то он должен храниться в самой кредитной структуре. Так-то оно так. Однако современные реалии диктуют свои правила.

Большинство банков сегодня принимают к рассмотрению документы в электронном виде: это делает отправку анкет, справок, копий трудовых книжек удобной всем сторонам возможной сделки. Оригиналы документов банкиры запрашивают у заемщика только в случае одобрения кредитной заявки. Также нужно помнить, что такие документы имеют «срок годности». Таким образом, если выслать в банк пакет документов и прождать ответа в течение нескольких недель, справка может потерять свою актуальность. Возможен также вариант, когда заемщик передумает оформлять займ. А значит, вероятность того, что справка по форме банка, подписанная директором компании, может случайно сохраниться у работника, есть, и эта вероятность довольно высокая. А уж дальше… О том, что может быть дальше, мы рассказали выше.

Фиктивные 2-НДФЛ

На практике бывают случаи, когда сотрудник, желая оформить кредит, предлагает работодателю самостоятельно подделать справку, причем не по форме банка, а 2-НДФЛ. Иногда работодатели соглашаются на такую «сделку» с условием, что главный бухгалтер компании не будет ставить своего автографа на документе. Чем грозит компании такая форма подлога, узнала Светлана Савельева, ведущий юрист-консультант ООО «ИК Ю-Софт».

Рассмотрим вопрос, когда работодатель готов помочь своему работнику в получении им кредита, выдав фиктивную справку 2-НДФЛ. Допустим компания, готова пойти на помощь, но ставить собственную подпись под документом руководство отказывается. Если позвонят из банка, руководство подтвердит размер заработной платы, указанной в фиктивной справке. Насколько безопасен такой вариант?

Уголовное дело

Обратимся к Уголовному кодексу. Статья 159.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. Данная статья применяется в случае, если заемщиком фактически не будут возвращены средства, а кредит выдан на основании заведомо ложных данных. Если же работник намерен вносить кредитные платежи, как положено законопослушному гражданину, то к уголовной ответственности за мошенничество в сфере кредитования его не привлекут. Но тут есть иная статья (ст. 327 УК РФ), устанавливающая ответственность за использование заведомо подложного документа.

Приговором мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района города Ростова-на-Дону от 9 февраля 2010 года заемщик, представивший в банк для получения кредита подложную справку 2-НДФЛ, был осужден по статье 327 части 3 УК РФ. В данном деле работник самостоятельно оформил справку 2-НДФЛ, подделав подпись главного бухгалтера, и поставил печать организации, поскольку имел к ней доступ. В результате сотрудник понес уголовное наказание и, как следствие, получил судимость. Для компании же такой вариант развития событий в рамках уголовного законодательства ничем не грозит.

Требования к компании

Еще одним риском выдачи справки с завышенным размером заработной платы является обращение сотрудника к работодателю за взысканием заработной платы на основании данной справки. Как бы странно это ни казалось, но, помогая работнику в выдаче фиктивного документа, компания сама ставит себе ловушку в виде возможности породить судебные тяжбы.

Выдав сотруднику фиктивную справку или с молчаливого согласия дать ему возможность самостоятельно подделать документы, работодатель не задумывается, что через некоторое время такой работник может прекратить с ним трудовые отношения, и здесь в памяти всплывет та самая справка, которую он представил в банк. Таких исков о взыскании недоплаченной заработной платы большое количество.

Обратите внимание

Работник самостоятельно оформил справку 2-НДФЛ, подделав подпись главного бухгалтера, и поставил печать организации, поскольку имел к ней доступ. В результате сотрудник понес уголовное наказание и, как следствие, получил судимость. Для компании же такой вариант развития событий в рамках уголовного законодательства ничем не грозит.

Бывший сотрудник обратился в суд с иском к работодателю с требованием о взыскании недоплаченной заработной платы, представив в обоснование своей правоты справку 2-НДФЛ. Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 мая 2016 года в удовлетворении требований экс-сотруднику было отказано. При этом суд указал, что выданная работнику для получения кредита справка не может являться достоверным доказательством согласования сторонами заработной платы при наличии иных доказательств, опровергающих данное обстоятельство. Судом апелляционной инстанции решение оставлено без изменений.

И все же несмотря на то, что суды в большинстве своем встают на сторону работодателя, определяя размер заработной платы по иным документам, в том числе по размеру, указанному в трудовом договоре, судебные процессы всегда дело неприятное, а иногда и затратное. Да и отсутствие прецедентного права, а также принятие судьями решения по внутреннему убеждению делают выдачу такой справки очень опасной.

Читайте также «Новая форма 2-НДФЛ: как правильно её заполнить»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор

В целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции Федеральным законом от 03.08.2018 № 307-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц и доходам».

Теперь установлен контроль за расходами лиц, замещавших (занимавших) должности, указанные в законе, и освобожденных от должностей либо уволенных, в том числе с федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и иные.

Контроль за расходами лица замещавшего (занимавшего) одну из указанных должностей, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения в отношении каждой сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций), совершенной в период замещения (занятия) данным лицом указанной должности, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделок.

При выявлении в ходе осуществления контроля за расходами указанных лиц обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, приобретенное имущество на основании судебного решения обращается в доход Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *