План закупки товаров работ услуг

— Требования к формированию и размещению плана закупки
— Сроки подготовки планов закупки
— Форма плана закупки
— Внесение изменений в план закупки
— План закупки инновационной продукции
Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ) для заказчиков установлена обязанность по формированию плана закупки товаров, работ, услуг (далее — план закупки). Соответственно, невыполнение данной обязанности или нарушение требований к плану закупки будет являться основанием для привлечения к административной ответственности, и, как следствие, к наложению штрафа.
Несмотря на то, что нормативными правовыми актами урегулирован вопрос составления плана закупки — в практике остаются вопросы по порядку формирования, сроках утверждения, необходимости внесения изменений, а также об ответственности за нарушения порядка и сроков размещения данного документа.
Ответы на эти и многие другие вопросы, детальные разъяснения порядка создания, изменения, утверждения и размещения плана закупки Вы сможете найти в представленном ниже материале, который поможет Вам составить план закупки, а также ознакомиться с типичными ошибками заказчиков и не допустить их в своем планировании.
Представленный справочный материал поможет Вам обезопасить организацию при проведении проверок и избежать штрафов, так как Ваша работа будет выполнена без нарушений и недочетов.

Требования к формированию и размещению плана закупки

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ все заказчики размещают в единой информационной системе (далее — ЕИС) план закупки.

Штраф!
Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена ответственность за неразмещение плана закупки в ЕИС.
Так, п. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение в ЕИС информации о закупке установлен штраф:
— на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
— на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Если обязанность размещать план закупки предусмотрена Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, то порядок, правила, сроки размещения и форма установлены:
— Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее — Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932, Правила, Требования);
— Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее — Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908

- распространение долевой формы финансирования инноваций (государство, частный бизнес, научные учреждения, учебные заведения, местные власти);

— использование форсайта при разработке долгосрочных программ инновационного развития с привлечением высококвалифицированных экспертов из регионов округа.

Проведенный анализ показал, что инновационное развитие регионов невозможно без создания и освоения новых передовых технологий, содействия и поддержки инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Илышев А.М., Путилина В.Ю. Альтернативные подходы к измерению инновационной активности в регионе // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 12.

2. Погодина Т.В. Экономический анализ и оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского Федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 5.

3. Ореховский П. Оценка эффективности инноваций в регионах: сравнительный анализ // Общество и экономика. 2007. № 5-6.

4. Ратьковская Т.Г. Условия инновационного развития в Сибирском Федеральном округе: региональная дифферен-циация//ЭКО. 2007. № 4.

5. Регионы России. Социально-экономические показате-ли.2008: стат. сб. / Росстат. М.: 2008.

УДК 658.7+339.186

ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Г.И.Ботоева1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассматривается размещение государственного заказа на примере бюджетной организации. Государственный заказ раскрывается как многоэтапный процесс, состоящий из нескольких этапов: планирование, организация, размещение, контроль, анализ и мониторинг. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: государственный заказ; способы размещения; государственный заказчик; комиссия по размещению заказа; бюджетное учреждение.

PLANNING, ORGANIZATION AND PLACING OF GOVERNMENT PURCHASES IN A BUDGET ORGANIZATION G.I.Botoeva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernishevsky St., Irkutsk, 664074.

6 sources.

Key words: government order; ways of placing; government customer; commission on the order placing; budget organization.

Среди основных функций государства особо следует выделить управление экономикой, которая включает в себя не только финансовую, но и социальную сферу. Управление экономикой проводится в различных направлениях: формирование законодательной базы, создание административных структур, участие государства в производстве и промышленности, приватизации, проведение антимонопольной политики, развитие конкурентоспособной среды и другое.

Важное место в развитии конкурентоспособной среды занимает размещение и организация государственного заказа, который основывается на принципах эффективного расходования средств бюджетных и внебюджетных фондов, равного и справедливого отношения ко всем потенциальным участникам размещения государственного заказа, состязательности, открытости, прозрачности и независимости, отчетно-

сти и контроля, ответственности.

1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94 (далее ФЗ — 94), который определил порядок размещения государственного заказа и организационную структуру.

Автор считает государственный заказ многоэтапным процессом, состоящим из планирования, организации, размещения, контроля, анализа и мониторинга.

Государственным заказчиком могут выступать органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды и бюджетные учреждения, уполномоченные органами государственной власти на размещение заказов. Предположим, что в нашем случае бюджетное учреждение является государствен-

1Ботоева Галина Игоревна, аспирант кафедры мировой экономики и экономической теории, e-mail: galina_botoeva@mail.ru Botoeva Galina Igorevna, a postgraduate of the Chair of World-economics and economical theory, e-mail: galina_botoeva@mail.ru

ным заказчиком и в праве распоряжаться своими бюджетными средствами. Планирование заказа бюджетной организацией проводится на основе бюджета на год. Основными статьями расходов являются:

1. Строительство объектов и автодорог, капитальный и текущий ремонт.

2. Закупка товаров: медикаменты и перевязочные средства, медицинское оборудование, продукты питания, мягкий инвентарь и мебель, офисная техника, горюче — смазочные материалы, котельно-печное топливо, хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности, строительные материалы и др.

3. Оплата услуг: аренда, оплата коммунальных услуг, оплата услуг связи, услуги по содержанию имущества, транспортные услуги, вневедомственная охрана, пожарная сигнализация, страхование жизни, здоровья, имущества, услуги по изготовлению бланков и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы могут отличаться в зависимости от направленности бюджетного учреждения: медицинские, образовательные, культурно — досуговые, спортивные. Они имеют свои специфические характеристики, от которых зависят их траты.

Планирование нужд проходит на основе анализа прошлого года и сметы расходов. Потребность в товарах, работах, услугах может изменяться в течение года. Например, продукты питания являются необходимым товаром в течение всего года, но часть из них не подлежит долгосрочному хранению, часть носит сезонный характер. Поэтому наиболее оптимальный режим закупок — каждый квартал. Минусом в данном способе закупок является увеличение трат на проведение процедур размещения, но, по мнению автора, эти траты объективны.

Рассмотрим случай, когда заказчик покупает товары на весь год (поставки осуществляются в течение года по требованию заказчика), в данном случае цены на товары будут фиксированы в государственном контракте, где прописано, что цена не меняется весь срок исполнения контракта вне зависимости от того, как изменяется цена на рынке. Поставщик намеренно завышает цену в среднем на 20-40 %, страхуясь тем самым от роста цен и инфляции.

Проведение строительных работ и ремонта также зависит от сезонности, в основном это весенне-осенний период.

Еще одним аспектом при планировании и организации является знание способов размещения государственного заказа и сроки их размещения.

Важным вопросом, который решил ФЗ — 94, является четкое определение способов размещения заказа и формирование процедур, соответствующих этим способам. Согласно статье 10 ФЗ — 94, размещение государственного или муниципального заказа осуществляется либо путем проведения торгов, либо без проведения торгов. Способы размещения государственного и муниципального заказа:

1. Путем проведения торгов:

— Конкурс (открытый, закрытый). Конкурс — торги, победителем которого признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государст-

венного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

— Аукцион (открытый, закрытый, в электронной форме). Аукцион- способ размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам.

2. Без проведения торгов:

— Запрос котировок цен (ЗКЦ) — способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Кроме этого, выделяется еще 2 случая, когда возможно проведение ЗКЦ: когда закупка проходит на территории иностранного государства, где находится заказчик и закупка осуществляется в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

— Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

— Товарная биржа — корпоративная, некоммерческая ассоциация, ограниченная определенным числом частных лиц и корпораций, обеспечивающая материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, защищающим интересы и обеспечивающим равенство клиентов и членов биржи.

Следующий важный момент — это временные рамки проведения той или иной процедуры размещения заказа. Рассмотрим каждый способ в отдельности.

Открытый аукцион является наиболее приоритетным способом закупки. Проведение открытого аукциона состоит из следующих моментов:

1. Определение предмета торгов, его характеристик (срок не определен).

2. Принятие решения о проведении открытого аукциона (срок не определен).

3. Составление документации об аукционе и проекта государственного контракта, формирование аукционной комиссии (срок не определен).

4. Опубликование извещения о проведении конкурса в официальном печатном издании и на официальном сайте в сети «Интернет» (не менее чем за 20 дней).

5. Рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе (не более 10 дней);

6. Проведение аукциона (1 день).

7. Подписание государственного контракта (не ранее чем через 10 дней).

8. Исполнение государственного контракта (согласно срокам, установленным в контракте)._

В среднем проведение аукциона занимает 40 дней, но если были внесены изменения, срок может увеличиваться на 15 дней.

Временные рамки проведения конкурса имеют различные показатели в зависимости от вида конкурса. Рассмотрим открытый конкурс как один из распространенных способов закупки в бюджетных организациях:

1. Определение предмета торгов, его характеристик (срок не определен).

2. Принятие решения о проведении открытого конкурса (срок не определен).

3. Составление конкурсной документации и проекта государственного контракта, формирование конкурсной комиссии (срок не определен).

4. Размещение извещения о проведении конкурса в официальном печатном издании и на официальном сайте в сети «Интернет» (за 30 дней до проведения вскрытия конвертов с заявками).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рассмотрение заявок (не более 20 дней).

6. Оценка и сопоставление заявок (не более 10 дней).

7. Подписание контракта (не ранее чем 10 дней).

8. Исполнение государственного контракта (срок определен в контракте).

Открытый конкурс может проводиться около 70 дней, конечно, это приблизительный срок. В среднем проведение одного конкурса без подготовительного периода может занимать около 50 дней. Если были внесены изменения, срок может увеличиться на 20 дней.

Запрос котировок цен, простой способ проведения торгов не требуют длительного периода. Проведение ЗКЦ состоит из следующих этапов:

1. Определение потребности в товаре, работе, услуге.

2. Принятие решения о проведении ЗКЦ.

3. Составление документации о ЗКЦ, формирование котировочной комиссии.

4. Размещение извещения о проведении ЗКЦ и проекта государственного контракта на официальном сайте (за 7 дней, если сумма государственного контракта до 500 тыс. рублей, и за 4 дня — до 250 тыс. руб.).

5. Рассмотрение котировочных заявок (1 день).

6. Передача победителю 1 экземпляра протокола и государственного контракта (5-20 дней).

7. Заключение государственного контракта.

8. Исполнение.

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) проводится только в тех случаях, которые прописаны в ст. 55 ФЗ № 94, например купля — продажа электрической энергии, поставка культурных ценностей и др.

Заказчик или уполномоченный орган создает комиссию по размещению государственного или муниципального заказа, определяет ее состав, порядок работы, назначает председателя комиссии. Заказчик может создать 3 комиссии: конкурсную (для проведения открытого и/или закрытого конкурса), аукционную (для проведения открытого и/или закрытого аукциона,

аукциона в электронной форме), котировочную (для проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги) — или объединить функции перечисленных комиссий в единой комиссии по размещению государственного или муниципального заказа.

Решение о создании комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд оформляется приказом, утвержденным руководителем заказчика или уполномоченного органа. В дополнение к приказу утверждается положение о комиссии, которое определяет цели и функции комиссии; регулирует права, обязанности и ответственность как комиссии в целом, так и отдельных ее членов (например — председатель комиссии); определяет характер комиссии (временная или постоянная). Комиссия должна состоять не менее чем из 5 членов, при этом решение комиссии правомочно, если на заседании присутствовало не менее 50% процентов от списочного состава конкурсной комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования или делегирования ими своих полномочий иным лицам не допускается.

Конкурсная комиссия выполняет следующие функции (п. 6. ст. 7 ФЗ — 94): осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе; открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде; проводит отбор участников конкурса; осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление конкурсных заявок; определяет победителя; ведет протокол вскрытия конвертов на участие в конкурсе, протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокол оценки и сопоставления конкурсных заявок.

Основные функции аукционной комиссии (п. 7 ст. 7 ФЗ — 94): рассмотрение заявок на участие в конкурсе; проведение отбора участников аукциона; ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Котировочная комиссия (п. 8 ст. 7 ФЗ — 94) осуществляет предварительный отбор участников; ведет протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе; рассматривает, оценивает и сопоставляет котировочные заявки; определяет победителя в проведении запроса котировок цен; ведет протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, протокол об отказе от заключения контракта.

Чаще всего в учреждении создается единая комиссия, которая работает на постоянной основе во главе с руководителем или его заместителем. В случае необходимости в состав комиссии вводится эксперт. Например, при закупке компьютеров и оргтехники состав комиссии может пополнить программист или системный администратор.

Контроль в сфере размещения государственного заказа осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ. Кроме ФАС РФ, функции по контролю выполняют Федеральная служба по оборонному заказу РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ РФ), Счетная палата РФ. Федеральная служба по оборонному заказу РФ осуществляет контроль за размещением государственного заказа для

нужд обороны страны. Осуществляются плановые и внеплановые проверки.

Анализ и мониторинг закупок осуществляется как самим бюджетным учреждением, так и органами исполнительной власти, МЭРТ РФ, комитетом по статистике. Анализ, по мнению автора, может проводиться по нескольким направлениям: по способам закупки, по времени на каждую процедуру, по экономии бюджетных средств (как в денежном эквиваленте, так и в сравнении с прошлым периодом), по количеству участников размещения заказа, по количеству жалоб и признанию конкурса-аукциона недействительным и т.д.

Как показывает практика, при грамотной организации государственные заказы могут использоваться в качестве эффективной формы регулирования социально-экономического развития. Российская Федерация создает условия для производства и реализации экономически значимой продукции. Государственные заказы осуществляются в виде закупки конкретных видов продукции, финансирования работ по созданию и реализации определенных товаров, работ и услуг.

Государственный заказ имеет большое значение как для процессов стратегического управления, так и для текущего регулирования государственного управления.

Библиографический список

1. Борисов А. Н., Краев Н. А. Комментарии к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). — М.: «Деловой двор», 2008. — 792 с.

2. Комментарии к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / под общ. ред. проф. Ю. А. Тихомирова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 408 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Итоги конференции «Деятельность органов исполнительной власти по созданию и совершенствованию региональных систем государственных закупок» // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. №10. с. 24-31.

4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд/ под общ. ред. В. А. Вайпана. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. 168 с.

5. Рябухин С. Н. Эффективное использование средств бюджетов — цель новой законодательной концепции о размещении государственного и муниципального заказа// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. №4 (апрель-июнь). с. 95-97.

6. Толкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Материал подготовлен для системы «Консультант-плюс».

УДК 622.33: 338.45

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ КАК РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

В.И.Буньковский1

Иркутский государственный технический университет; 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Изложены результаты оценки эффективности деятельности корпорации на основе предлагаемого критерия, который позволяет согласовать экономическую эффективность корпорации с обобщающим критерием оценки развития региона в целом, так как является составной частью макроэкономического регионального критерия; стимулировать ФПК на достижение наибольшего прироста добавленной стоимости и тем самым увеличить ВВП региона, что в конечном итоге улучшает его социально-экономическое положение. Табл.1. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: финансово-промышленная корпорация; методология инновационной деятельности; экономическая эффективность; критерий оценки развития региона; макроэкономическая деятельность; валовой внутренний продукт; метод расчета по доходам; бизнес-единица корпорации.

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

1Буньковский Владимир Иосифович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента. Bunkovsky Vladimir losifovich, a doctor of economical sciences, a professor of the Chair of Economics and Management.

Часто уже на стадии знакомства с техническим заданием (ТЗ) поставщик понимает, что в лучшем случае выиграет с минимальной маржой, а в худшем — вообще не сможет принять участие в закупке.

Перед тем, как закупка публикуется на сайте ЕИС, она не менее 10 дней содержится в плане-графике, а до этого как минимум полгода заказчик готовит ТЗ.

Проще всего выиграть тендер поставщику, который уже проработал ТЗ с госзаказчиком, например, на поставку определенного оборудования. Любой другой потенциальный поставщик, нашедший закупку, скорее всего столкнется с массой проблем: не поймет, какое именно оборудование нужно, либо не сможет его поставить из-за ограниченных сроков или из-за того, что кто-то это оборудование уже закупил. Осуществить поставку необходимого товара сможет только тот поставщик, который знал о закупке заранее и имеет товар на складе.

Если бы поставщик заранее знал о закупке, у него был бы шанс выиграть. На самом деле такая возможность есть — государство обязывает заказчиков планировать закупки и размещать план закупок и план-график в ЕИС.

План-график и план закупок как инструменты планирования

Умение работать с планом-графиком и планом закупок облегчает поиск потенциальных закупок. Именно в этих документах содержится информация о том, что заказчик будет покупать в будущем:

  • в этом году — в плане-графике;
  • в течение 3-х лет — в плане закупок.

В планах-графиках содержится вся информация о потенциальных закупках, оценив которую, участник может понять, интересна ли ему конкретная закупка и есть ли смысл в ней участвовать. В этом документе есть и данные о стоимости, и об объекте закупки, и о виде процедуры и многое другое.

Поскольку план-график формируется на один год и является основанием для осуществления закупки в текущем году, то при отсутствии закупки в плане-графике заказчик не имеет права ее проводить. Если он все же попытается это сделать, то будет оштрафован.

Любой госзаказчик, который осуществляет закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должен учитывать условия выделения финансирования. Поэтому ему необходимо:

  • предварительно разбить годовые назначения на периоды в соответствии с государственными или муниципальными планами и программами;
  • помнить о том, что бюджетные средства выделяются строго по целевому назначению;
  • принять во внимание, что финансирование производится по мере выполнения работ и услуг, выделение бюджетных средств поквартально или ежемесячно (учитываются ранее отпущенные деньги, факт выполнения заданий, их количественные и качественные характеристики);
  • соблюдать финансовую дисциплину.

План-график размещается на официальном сайте, что регулируется Приказом Минэкономразвития РФ № 761, казначейства РФ N 20Н от 27.12.2011. И план-график, и план закупки должны быть представлены в ЕИС, где они становятся доступны для ознакомления потенциальным участникам закупки.

Как планирование закупок работает на практике

Госзаказчики обязательно информируют рынок о том, что будут закупать в каждом месяце в течение года. Это позволяет потенциальному поставщику подготовиться к закупке.

Так, если он обнаружил интересную для себя закупку, которая будет проводиться через четыре месяца в Приморском крае, он может заранее запланировать командировку на Дальний Восток, посмотреть на объект, обсудить закупку с заказчиком. План-график позволяет формально познакомиться с госзаказчиком, изучить его потребности.

Найдя интересную закупку в плане-графике, поставщик вправе предложить свою продукцию заказчику в рамках закона. Тогда заказчик может пойти навстречу и прописать в ТЗ технические характеристики конкретного поставщика. Когда закупка будет проводиться и размещаться в ЕИС, поставщик уже будет знать, что в ТЗ описано оборудование, которое он производит.

Работать с планами-графиками и при необходимости встречаться с госзаказчиком, чтобы предложить ему свои товары, работы и услуги (ТРУ), не нарушая закон, нужно. Это увеличивает шансы на победу в закупке.

Особенности плана-графика

При составлении плана-графика обосновываются:

Ведение плана-графика включает размещение документа на официальном сайте и дублирование его в бумажной версии. Причем вариант на бумаге подписывает руководитель заказчика, и она хранится в соответствии с установленными требованиями. Кроме того, бумажная версия формируется после каждого изменения в плане-графике на сайте ЕИС.

Каждое изменение в плане-графике имеет юридическую силу.

В план закупок включаются все закупки, о которых будет размещено извещение, в которых поставщики будут приглашены участвовать и в результате которых с единственным поставщиком будет заключен контракт.

Часто возникает вопрос, нужно ли включать малые закупки у единственного поставщика в план-график. Да, нужно. Однако для закупок до 100 000 руб. (п. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и 400 000 руб. (п. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) предусмотрен упрощенный вариант. Необходимо указывать в плане-графике не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов.

В план-график входит:

  • идентификационный код закупки;
  • наименование объекта;
  • НМЦК;
  • размер аванса;
  • этапы оплаты;
  • описание объекта закупки (неполное, как в ТЗ, но дает общее представление о том, что будет закупаться);
  • единица измерения и ее код по ОКЕИ;
  • количество товара, объем работы и услуги (всего/финансовый год);
  • периодичность или количество этапов;
  • размер обеспечения заявки/обеспечения исполнения контракта.

Этой информации достаточно для того, чтобы участник решил, нужно ли ему участвовать в закупке, и повысил свои шансы на победу. Поставщик может отложить деньги для обеспечения заявки, продумать логистику и подготовить транспорт в зависимости от количества товара.

Изменения в плане-графике

Госзаказчик имеет право вносить изменения в план-график за 10 дней до даты размещения извещения. На это есть несколько причин, и они, как правило, связаны с изменением:

  • плана закупок;
  • объема или стоимости ТРУ при подготовке к закупке, из-за чего поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с НМЦК, предусмотренной планом-графиком закупок, невозможна;
  • даты закупки, способа определения поставщика, этапа оплаты, сроков исполнения контракта (например, заказчик решает вместо электронного аукциона проводить электронный запрос котировок, потому что его стоимость меньше 500 000 руб.).

Есть и другие причины появления изменений в плане-графике:

  • заказчик отменяет закупку;
  • образуется экономия от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством (госзаказчик провел десяток закупок, и закупки упали на большую сумму — заказчик подсчитывает все деньги, вносит изменения в план-график и указывает, что он проводит дополнительные аукционы);
  • ФАС выдала предписание, и закупка выставляется заново;
  • по итогам обязательного общественного обсуждения закупки заказчик решает ее не проводить в связи с нецелесообразностью либо изменением НМЦК;
  • возникли непредвиденные обстоятельства, которые нельзя было учесть на дату утверждения плана-графика;
  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация установили дополнительные основания для внесения изменений в планы-графики закупок.

План-график составляется обязательно, даже если в течение года не планируется никаких закупок. В этом случае формируется нулевой план-график, который позволяет поставщику не отслеживать закупки определенного заказчика в течение всего года.

4 распространенные ошибки в плане-графике

  • План-график обрывается

Это значит, что план-график формируется на месяц, квартал или полгода, и позже в него вносятся изменения. Таким образом, нарушается функция этого документа — предоставление возможности всем желающим ознакомиться с закупками заказчика в течение года.

  • Нарушаются сроки утверждения плановых документов

Бывает так, что план-график сформирован, но утверждают его намного позже. За нарушение сроков утверждения плановых документов грозит штраф от 5 000 руб. до 30 000 руб. (ст. 7.29.3 КоАП).

  • Не учитываются малые закупки

Часто заказчики забывают включить в план-график закупки до 100 000 руб. и объединяют их в одну категорию закупок без детализации объектов закупок внутри категории.

Поставщику важно видеть, какую сумму заказчик будет тратить на единственного поставщика в этом году, чтобы понять, стоит ли встретиться с госзаказчиком и предложить свои товары и услуги.

  • Некорректно указана НМЦК

Перед размещением закупочной документации нужно проверить соответствие НМЦК рыночным условиям, чтобы исключить занижение или завышение цены контракта.

Поиск закупки в ЕИС через план-график

В ЕИС по каждому заказчику можно найти план-график, также доступен поиск заказчиков по словам. Но при всей видимой простоте поиск закупок представляет собой трудоемкий процесс, так как поставщику приходится анализировать и отслеживать много заказчиков и позиций.

Как именно осуществлять поиск закупок в ЕИС?

На сайте ЕИС выберите раздел «Планы-графики закупок (44-ФЗ)» и воспользуйтесь опцией «Расширенный поиск». Если вы введете в поле поиска слово «кровать», то система выдаст вам результаты, по которым видно, что закупка загружена в план-график, он структурирован, указано, какой заказчик разместил план-график. Также имеются номер плана закупки, сведения о закупке, изменения в плане.

Кликнув на номер плана-графика, вы перейдете на страницу, где указаны общие сведения плана-графика, позиции плана-графика и другая важная информация. Перейдите в раздел «Сведения плана-графика», чтобы уточнить наименование объекта закупки, НМЦК, а также сроки начала осуществления закупки и окончания исполнения контракта.

Обратите внимание на то, что поле «Поиск позиции плана-графика» раскрывается с помощью оранжевой стрелки. Эта опция позволяет классифицировать закупку по ОКПД2, внести код позиции КТРУ, а также сортировать через наименование объекта закупки или по НМЦК. В поле «Наименование объекта закупки» можно искать слово по корню или усеченной основе. Допустим, для слова «кровать» использовать усеченный вариант «кров». Так можно выйти, например, на закупку о «поставке кроватей медицинских механических функциональных».

После этого можно проверить «Общие сведения позиции». На этом этапе нужно найти «Описание объекта закупки».

Описания в плане закупок и плане-графике — это предварительные записи, поэтому нельзя быть абсолютно уверенным в том, что эти позиции будут выставлены для проведения закупки. Заказчик имеет право вносить изменения в план-график — у него могут измениться потребности и тип закупки.

Как упростить поиск закупок в плане-графике

С помощью системы Контур.Закупки можно быстрее искать закупки в плане-графике. При этом алгоритм работы у нее такой же, как и в ЕИС.

Так, например, чтобы не перебирать плановые документы нескольких известных заказчиков одного региона, достаточно сделать поиск по заказчикам всей страны. Для этого достаточно зайти в сервис Контур.Закупки, ввести в поисковую строку объект закупки — и вы увидите всех, кто планирует начать закупки в ближайшее время.

Искать можно по ключевым словам — названию объекта или ОКПД2. Можно выбрать «закупки, которые планируются», виды процедуры — например, «только котировки», конкретного заказчика и площадку (некоторые организации проходят аккредитацию только на определенных площадках), начальную цену, дату проведения закупки.

Например, можно осуществлять поиск по словам «компьютер», «свет», «звук», если компания занимается таким видом оборудования. В результате выходит порядка 10 000 планируемых закупок на год — речь идет о закупке либо компьютеров, либо звукового или светового оборудования. Можно сразу увидеть название закупки, критерии отбора закупки, сумму и дату, когда она была размещена. Искать можно и по критериям «выше 1 млн рублей» или «до 300 000 рублей».

Анализ заказчика в Контур.Закупках

Даже если обеспечение, предмет контракта и объект закупки подходят, в некоторых закупках сложно победить, потому что заказчики стараются не допустить чужих поставщиков в свои закупки. Они делают ТЗ «для своих» и маскируют название закупки так, чтобы ее сложно было найти в ЕИС по ключевым словам. Система Контур.Закупки учитывает это и предлагает анализ заказчика, в результате которого можно проверить, сколько закупок провел госзаказчик и сколько у него поставщиков.

Если крупная организация работает с 5-6 поставщиками, и у каждого из них по сотне контрактов, то это, скорее всего, указывает на коррупцию.

Чтобы тщательнее проанализировать заказчика, можно отдельно рассмотреть планируемые закупки, завершенные, отмененные, на этапе работы комиссии и подачи заявок. По завершенным закупкам становится понятно, подавались ли жалобы в ФАС.

Всю информацию по закупкам можно выгрузить в Excel. Если закупка понравилась, ее можно добавить в «Избранное» и сортировать по месяцам, сложности, объекту закупки, важности.

luislouro / .com

Правительство РФ внесло соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043, постановления Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552, № 553 и № 554. Изменения начнут действовать с 29 августа (постановление Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 952).

Так, в новой редакции изложен п. 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения федеральных нужд (далее – Правила), в соответствии с которым в план-график включается перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется конкурентными способами, у единственного контрагента, а также путем применения установленного Правительством РФ способа определения контрагента в соответствии со ст. 111 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Также в Правила включены новые п.п. 10.1-10.2 и переформулированы положения п.п. 9-10 о порядке осуществления закупок в случае корректировки плана-графика. В частности, в указанных нормах учтены случаи изменения плана-графика за один день до закупки в соответствии с п. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. Аналогичные изменения внесены в Требования к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд – документ, в частности, дополнен новыми п.п. 12.1 и 12.2, в новой редакции изложены п.п. 6, 11 и 12.

В течение какого срока утвержденный заказчиком план-график подлежит размещению в ЕИС? Узнайте из материала «План-график при закупках по Закону № 44-ФЗ» в «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме этого, п. 2 Требований к форме планов закупок товаров, работ, услуг (далее – Требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг) и п. 2 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее – Требования к форме планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд) изложены в новых редакциях, в соответствии с которыми одной строкой в плане закупок указывается также информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии со ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ (Проведение запроса предложений в электронной форме).

При этом уточняется, что одной строкой в соответствии с новой редакцией подп. «а» п. 2 Требований к форме планов закупок товаров, работ, услуг указывается информация о закупках лекарственных препаратов, закупаемых в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ. Также в подп. «а» п. 2 к форме планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд внесено указание на включение в план закупок одной строкой закупок лекарственных препаратов, закупаемых также в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ.

Напомним, с 1 июля внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения о закупке, осуществляемой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *